Профилактика плоскостопия конспект урока

Выберите книгу со скидкой:


Ингредиенты: Химия и алхимия гастрономического творчества

350 руб. 990.00 руб.


Почему мы любим: природа и химия романтической любви (Покет)

350 руб. 290.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Янбаева Альбина ИльдаровнаНаписать 2633 13.05.2016

Номер материала: ДБ-078991

  • Физическая культура
  • 3 класс
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    12.05.2016 4149
    12.05.2016 1271
    12.05.2016 421
    12.05.2016 1266
    12.05.2016 390
    12.05.2016 863
    12.05.2016 364

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Тема урока: Профилактика плоскостопия

Продолжительность занятия: 45 мин

Место проведения занятия: спортивный зал

Инвентарь и оборудование: гимнастические маты, гимнастический мяч, гимнастическая палка, теннисный мяч, стул, ручки, карандаши, свисток.

1. Создать условия для восстановления нормального положения стопы, укрепить мышцы стопы, увеличить их силу.

2. Обучать правильной постановке стопы.

3. Развивать координацию движений.

Цель: уменьшить или стабилизировать процессы деформации стопы.

План – конспект урока физкультуры

Тема урока: Профилактика плоскостопия

Продолжительность занятия: 45 мин

Место проведения занятия: спортивный зал

Инвентарь и оборудование: гимнастические маты, гимнастический мяч, гимнастическая палка, теннисный мяч, стул, ручки, карандаши, свисток.

1. Создать условия для восстановления нормального положения стопы, укрепить мышцы стопы, увеличить их силу.

2. Обучать правильной постановке стопы.

3. Развивать координацию движений.

Цель: уменьшить или стабилизировать процессы деформации стопы.

Содержание частей урока

Подготовительная часть урока-10 минут

Построение, сообщение частей урока. Подсчет чсс за 15 секун

2.Ходьба и её разновидности:

- на пятках, руки за головой;

- на носках, руки в верх;

- на внешней стороне стопы, руки на пояс

- на внутренней стороне стопы, руки на пояс

Бег в чередовании с ходьбой.

1. Руки поднять вперед, вверх – вдох, опустить вниз через стороны – выдох.

2. И.п. – руки на поясе. Отвести локти и плечи назад – вдох, вперед – выдох.

3. И.п. – руки перед грудью в замок

3 – ходьба на носках, руки вперед

4. И.п. – правая вверху. На каждый счет смена положений рук

5. И.п. – руки перед грудью

1-2- отведение согнутых рук назад

3 – отведение прямых рук назад

6. И.п. – руки к плечам

1-4-круговые движения вперед

7. И.п. – руки прямые на уровне плеч,

Круговые движения вперед – назад

8. И.п. – руки перед грудью в замок

Ходьба выпадами с поворотом туловища в сторону впереди стоящей ноги.

9. На каждый шаг наклон к впереди стоящей ноге

10. 1-4 – руки через стороны вверх – вдох

5-8- руки через стороны вниз – выдох.

Обратить внимание на внешний вид учащихся

Следить за правильным выполнением. Спина прямая. Плечи развернутые. Дистанция 2 шага.

Руки не сгибать

Руки не сгибать

Основная часть-30 минут

Комплекс на профилактику плоскостопия

1. И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, носки на себя

1 –оттянуть правый носок стопы

3 – оттянуть левый носок стопы

2. И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, носки на себя

1 –оттянуть носки стопы

3 – оттянуть носки стопы

3. И.п. сидя, ноги согнуты, носки на себя

1 –оттянуть носки стопы

3 – оттянуть носки стопы

4. И.п. сидя, ноги прямые, между стоп зажат гимнастический мяч

3 – поднять ноги

5. И.п. сидя, ноги согнуты, коленки врозь, между стоп зажат, гимнастический мяч.

1 – 3 сжимаем мяч стопами

6. И.п. сидя, правая нога согнута, под стопой теннисный мяч

1 – выпрямление правой ноги

3 – выпрямление правой ноги

7. И.п. сидя, левая нога согнута, под стопой теннисный мяч

1 – выпрямление левой ноги

3 – выпрямление левой ноги

8. И.п. сидя на стуле, ноги вместе

1 – развести пятки

3 – развести пятки

9. И.п. сидя на стуле, сгибание пальцами ног, кусок ткани, лежащий на полу

10. И.п. сидя на стуле, захватываем и поднимаем (ручки, карандаши)

11. И.п. сидя на стуле, катаем гимнастическую палку

12. И.п. сидя на стуле, стопы расслаблены на полу

1 – сгибаем пальцы ног

13. И.п. стоя на гимнастической палке

1 – перекат вперед

2 – перекат назад

14. И.п. стоя сгибание пальцев ног, с продвижением вперед

И.п. сидя на полу руками разминаем стопы

2. И.п. сидя на полу, встряхивание стоп

Комплекс упражнений на развитие координации движений.

А ну, попробуй!

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты.

Вращай одновременно

* Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать одновременно двумя руками и ногами.

* Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо.

* Точно также можно левой рукой как бы забивать гвозди молотком, а правой гладить что то утюгом.


Конспект урока по физической культуре:

Учитель физической культуры: Заготская Марина

2016 год с. Ленинское

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

4 КЛАСС

ЦЕЛЬ: Формирование интереса у обучающихся к своему здоровью.

Образовательная:

1) Продолжать обучать детей выполнять упражнения для профилактики плоскостопия.

Коррекционно – развивающая:

2) При ОРУ, ходьбе, беге продолжать отрабатывать непринужденную постановку корпуса и головы, спокойное и ровное положение плеч, активное движение рук, энергичное отталкивание и подъем бедра вверх.

Воспитательная:

3) Воспитывать положительное отношение к выполнению физических упражнений, умение работать дружно друг с другом в коллективе.

Тип урока: комбинированный

Метод проведения: индивидуальный, фронтальный, поточный, групповой.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: коврики по количеству детей, свисток, бубен, магнитофон, мяч средний, кружочки из картона цветные, предмет для игры (карандаш).

ХОД УРОКА

Содержание урока

Организационно-методические указания

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Построение, приветствие, сообщение задач урока.

Обратить внимание на внешний вид детей, правильное и. п. (пятки вместе, носки врозь, спина прямая, смотреть вперед перед собой)

Разминка в движении

Двигаться в колонне друг за другом

Ходьба на носках, руки вверх;

Подниматься выше на носки, в спине не прогибаться, руки прямые, пальцы соединить вместе, ладони во внутрь.

Ходьба на пятках, руки за голову;

В спине не прогибаться, голову поднять локти развести в сторону.

Ходьба с высоким подниманием колена;

Колено поднимать больше к груди, тянуть носок, спина прямая, смотреть в затылок направляющего.

Не толкаться, двигаться спокойно, слушать внимательно сигнал учителя.

Ходьба на средних четвереньках в чередовании с обычной ходьбой.

Соблюдать дистанцию в колонне, ноги согнуты в коленях, голову опустить вниз.

Ходьба с заданием (по сигналу принять упор присев)

Слушать внимательно сигнал учителя, при упоре руками коснуться пола, спина прямая.

Соблюдать дистанцию в колонне, работать руками, дышать ровно, спокойно.

Бег с захлестом голени назад;

0,5 кр по 2 раза

Тянуть носок, туловище вперед не наклонять, спина прямая, в спине не прогибаться.

Двигаться в колонне за направляющим, соблюдать дистанцию в колонне.

Бег со сменой ведущего по звуковому сигналу в чередовании с обычным бегом и ходьбой.

Слушать внимательно сигнал учителя, двигаться в колонне друг за другом. Дышать ровно, спокойно.

Перестроение из одной колонны в две уступами на 3 счета.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Следить за каждым правильным выполнением упражнения и его исходное положение.

Следить за тем, чтобы дети не выкрикивали с места, а если нашли предмет, ставить руки на пояс.

Упражнения для профилактики плоскостопия:

1. Стоя носки вместе, пятки врозь.

Подняться выше на носки и вернуться в и. п.

2. Стоя след в след (носок правой касается пятки левой)

Подняться на носки и вернуться в и. п.

3. Стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки на пояс.

Присед на всей ступне, сохраняя правильную осанку, вернуться в и. п.

4. Подгребание пальцами коврика (имитация подгребания песка).

Выполнять сидя на полу.

5. Максимальное сведение и разведение пяток.

Не отрывать носки от пола, сохранять правильную осанку.

Сохранять правильную осанку при выполнении упражнения.

7. В упоре сидя сзади – поочередные и одновременные круговые движения стопой.

Тянуть носок, спина прямая.

8. Лежа на спине, поочередно и вместе оттягивать носки стоп.

Тянуть носок, выполнять в медленном темпе.

9. Согнув ноги в коленях, развести пятки в стороны.

И. п. лежа на спине, упереться стопами в пол, отведение выполнять до конца.

10. Поочередно и одновременно приподнять пятки от пола.

Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

Следить за правильным выполнением упражнений. Обратить внимание на и. п. каждого упражнения и правильность его выполнения.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться (опасно)

Свет зеленый говорит:

Желтый свет – предупрежденье-

Жди сигнала для движенья!

Мяч передавать спокойно ногами по кругу, не бросать, слушать внимательно сигнал (остановка и начало музыки)

Напомнить детям о том, как важно соблюдать ПДД на улице, переходить дорогу только в установленных местах, по пешеходному переходу.

Учитель показывает красный кружок – дети стоят на месте, зеленый – ходьба на месте, желтый – хлопают в ладоши.

Построение, анализ, подведение итогов урока.

Обратить внимание на внешний вид детей, правильное и. п. (пятки вместе, носки врозь, спина прямая, смотреть вперед).

Без учителя из зала не выходить, вперед не бежать, находиться в поле зрения учителя.

Полянских Анастасия Владимировна

Воспитатель 1 квалификационной категории

Конспект открытого занятия по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста «Туристический поход

Формировать у детей элементарные представления о способах профилактики плоскостопия, умение выполнять упражнения осознанно

Укреплять опорно-двигательный аппарат и мышцы стопы при ходьбе по массажным дорожкам и при выполнении специальных корригирующих упражнений

Учить детей влезать на гимнастическую стенку, не пропуская реек с переходом с пролёта на пролёт приставным шагом.

Упражнять детей в прыжках на двух ногах из обруча в обруч.

Упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке.

Развивать физические качества: ловкость, смелость, выносливость, быстроту

Место проведения:спортивный зал

Оборудование: обручи, гимнастическая доска, скамейка, гимнастическая стенка, гимнастические палки по количеству детей, мешочки с песком по количеству детей

Ход занятия

Вводная часть

Построение в шеренгу

- Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать:

Что такое, тут и там

Ходят горы по горам (Туристы)

(Если дети затруднятся ответить, показать картинку, где идут туристы)

- Ребята, а кто такие туристы? (ответ детей)

- А кто-нибудь из вас ходил в поход? (ответ детей)

- А как вы думаете, какие люди могут ходить в поход?(ответ детей)

- А хотели бы вы быть такими же быстрыми, сильными, ловкими и выносливыми, и пойти сегодня в поход? (ответ детей)

Команда: «Направо, туристы, в одну колонну становись!

Раз, два, три, четыре, пять – Обычная ходьба

Мы идем в поход опять.

Так и тянет нас на волю

Только слабеньким, друзья, Ходьба на носках, руки

В наш поход идти нельзя. вверху, (20 сек.)

Вы сначала тренируйтесь,

Бегайте и соревнуйтесь.

Отправляемся в поход, Ходьба на внешнем своде стопы,

Сколько нас открытий ждет! руки на поясе

Мы шагаем друг за другом (20 сек.)

Лесом и зеленым лугом.

До чего трава высока: Ходьба с высоким подниманием

То крапива, то осока, колен

Выше ноги поднимай,

На траву не наступай!

А дорога здесь с преградой Ходьба по массажным

Вам пройти ее всем надо, дорожкам

Ну, скорее, не зевай!

Идти смелее продолжай!

Человек здесь проходил Ходьба по дорожке со следами

И конечно наследил!

Вот резко дождик начался,

Убегать всем нам пора! Бег с захлестыванием голени назад

Скорей пусть бегут ваши ножки! скакалками

Упражнение на успокоение дыхания

Марш на месте

Носом вдох, и выдох ртом,

Дышим глубже, а потом

Марш на месте не спеша,

Как погода хороша!

Раз и два, раз и два-

Хоть погода хороша, дальше нам идти пора!

Марш по кругу, берут палки, перестроение по кругу

ОРУ с гимнастическими палками

-Вот и первый привал. Чтобы проверить вашу выносливость, давайте выполним несколько упражнений

И.п. стать прямо, ноги слегка расставить, палку держать за концы горизонтально перед собой. Высоко поднимая ноги, перешагнуть через палку вперед и назад. При выполнении упражнения палку из рук не выпускать.

И.п. - сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп.

Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими палку

И.п. лечь на спину, держать палку в вытянутых руках перед собой. Сильно сгибая ноги, стараться перенести их через палку и возвратиться в и.п..

И.п. - сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стопами, хватом двумя руками придерживать ее за верхний конец.

Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.

И.п. - стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс.

Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.

Перестроение из круга, складывают палки, в две колонны

11 часть Основные движения

-Ребята, вы готовы идти дальше и встретиться с трудностями? (ответ детей)

Группой по лугу шагаем,

Вдруг болото мы встречаем,

(Обратить внимание детей на препятствие)

Перейдем преграду вмиг,

Мы по кочкам прыг-прыг-прыг.

Очень тихо на носочках

Если с кочки упадете,

То утонете в болоте.

1.Прыжки из обруча в обруч – ноги вместе, усложнение для старших детей.

- Молодцы! Все справились. Никто не утоп в болоте. Ну что идем дальше?

Здесь прошли другие детки,

И оставили нам метки.

По дороге горной мы пройдем,

Платочки ножкой соберем!

2.Ходьба по узкой дорожке и сбор пальчиками ног платочков.

Вот еще одна преграда,

А нам пройти ее так надо,

Ты груз свой на спину клади

И по мосту скорей пройди.

3.Лазание на четвереньках по гимнастической скамейке с мешочком на спине.

-Через мост мы прошли, идем дальше.

-Трудно было?(ответ детей)

-Но вы, молодцы, со все трудностями справились и я вами очень горжусь.

А сейчас устроим еще один привал, нам надо заготовить хворост для костра. Строимся в шеренгу, на первый-второй расчитайсь, перестроение в две команды

(Дети делятся на две команды и друг другу передают(кегли)хворост, находящийся между стопами ног)

-Вот заготовили мы хворост для костра, а чтобы погреться возле него нужно его разжечь, но вот беда все спички(фломастеры) рассыпались и их надо собрать. Давайте, ребята, соберем наши спички, только не руками, а пальчиками ног.

Каждый ребенок собирает спички(фломастеры) в свою коробку. Кто быстрей соберет.

111 часть Заключительная

-Молодцы, теперь вы самые настоящие туристы. Прошли все преграды и испытания, заготовили хворост, собрали рассыпанные спички, развели костер. Теперь можем и отдохнуть от трудного похода - полежать возле нашего костра и послушать пение птиц и другие звуки природы.

Звуковое сопровождение

Реснички опускаются, глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем

Дышится легко… ровно…глубоко…

Наши ручки отдыхают, ножки тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают, шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем..

Потянулись! Гостям, друг другу улыбнулись!

И совсем уже проснулись!

Понравилось ли вам путешествие? Чем понравилось? Со всем ли мы справились? Что получилось? А что нет? Как Вы думаете, у кого лучше получалось справляться с препятствиями? Отправитесь ли вы еще в поход?

(С гостями попрощайтесь и смело в группу отправляйтесь!)

Профилактика плоскостопия со здоровьесберегающими технологиями.

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Конспект урока

В ыполнил:

Соколов Виктор Дмитриевич,

учитель физической культуры

Конспект урока по физической

культуре с применением здоровьесберегающих технологий

Тема: "Профилактика плоскостопия" (для учащихся 5-6 классов)

Место проведения: спортивный зал

Время проведения: 40 минут

Преподаватель: Соколов В.Д.

Температура в спортивном зале: 22 о С

Инвентарь: Мячи, канат, медицинболы, гимнастическая скамейкаскамейка

1. Сформировать интерес у учащихся к своему здоровью.

2. Разучить комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

3. Воспитать культуру по сохранению здоровья.

Методические приёмы и указания

Подготовительная часть

Организовать класс и внимание детей.

Научить школьников методике выполнения упражнений

Коррекция начальных форм плоскостопия.

Построение, сообщение задач урока. Рассказать о значении специальных физических упражнений для профилактики плоскостопия и деформированных стоп. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы влияет не только на её функцию, но и что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника.

Упражнения на месте.

1.И.П.- руки опущены, пальцы стоп подогнуты. Шаг на месте с подогнутыми пальцами.

Шаг на месте на наружном крае стоп.

Разогнуть пальцы ног и делать шаг на месте на пятках.

Шаг на месте на носках.

Обычный шаг на месте на полной ступне.

2.И. П.- о.с., руки на пояс, носки сомкнуты. Поднять пальцы ног вверх, вернуться в и.п.

3. И. П.- стоя носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки, вернуться в и.п.

4.И. П.- стоя, ноги врозь (стопы параллельны), руки в стороны. Присесть с опорой на всю ступню, вернуться в и.п.

5.И. П.- стоя, правая (левая) нога перед носком левой (правой) - "след в след". Подняться на носки, вернуться в и.п.

6.И. П.- ноги врозь, носки повёрнуты вовнутрь. Попеременно поворачивая корпус вправо и влево ставить соответствующую стопу на наружный край.

7. Упражнение "червячок - гусеница". Стопы ног стоят на полу, пальцы подогнуты. Подгибая пальцы стоп ног, не отрываясь от пола, передвигать пятки ног вперёд на 6 - 8 счётов и также, передвигая пальцы, передвигать ноги назад.

Обратить внимание на наличие формы - все должны быть босиком.

Основная часть

Основная часть

Содействовать улучшению здоровья, способствовать освоению двигательных качеств.

Упражнения в движении.

1. Ходьба перекатом - с пятки на носок через всю ступню. Прокатным движением пройтись через всю подошву по центральной средней линии её до носка. Когда движение подошло к пальцам, их нужно развести, чтобы все пальцы коснулись пола всеми суставами фаланг подошвенной стороны.

2. Ходьба с приседанием. Шагнуть правой ногой вперёд, поставить ступню плашмя - на всю подошву одновременно. Приседать, равномерно распределяя тяжесть тела на все участки стопы.

3. Ходьба с крестным шагом: правая нога переносится в сторону за левую и наоборот.

4. Бег на носках на наружной части стопы.

5.Бег на наружной части стопы.

6. Ходьба по "косичкам" на носках в полуприседе.

7. Ходьба по канату, положенному на полу.

8. Ходьба по медицинболам, лежащим на полу.

9.Ходьба по скамейке, захватывая пальцами ног край скамейки.

Упражнения с мячами.

1. Прокатывание мяча: "пяточка - носочек";

2. Захватывать мяч подошвами;

3. "Накачивание шины" - давить передней частью стопы;

4. Ноги скрестно, мяч между ними, подниматься на носки;

5. Прыжки на двух ногах с мячом, зажатым между коленями;

6. Круговые движения мячом по часовой стрелке и против часовой;

7. Ходьба на внешних сторонах стопы "по - медвежьи".

Сгибать и разгибать суставы медленно и только в переднезаднем направлении.

Сохранить перекрёстную координацию, сильнее в сторону отводить ногу, поднимая выше колени. Голову не опускать.

Ноги развёрнуты внутрь.

Подошвы стоп прижимать к мячу. Темп средний.

Отталкиваться двумя ногами, приземляться мягко с носка на всю стопу. Стопы плотно прижаты. Носки ног закруглены внутрь, пятки разведены в стороны, спина прямая, руки свободно опущены.

Заключительная часть

Положительно влияет на дыхательную систему, улучшает осанку, укрепляет мышцы ног.

Оказывает благотворительное действие на нервную систему.

Заключительная часть урока.

Упражнения на восстановление.

"Птица в полёте".

Исходное положение - встаньте прямо, ноги немного согнутые в коленях на расстоянии чуть больше ширины плеч. Руки свободно опустите вдоль туловища ладонями назад. Голову держите прямо. Представьте себя красивой птицей, легко и свободно парящей в синем безоблачном небе.

Делая вдох, соберите пальцы рук в щепоть и поднимите руки через стороны вверх. Сцепите руки над головой, ладони при этом повёрнуты вниз. Задержите дыхание на несколько секунд и посмотрите на сцеплённые пальцы рук. Расцепив пальцы рук, поверните ладони в стороны и на выдохе, медленно опуская руки вниз, присядьте, спину при этом держите прямо, обхватите колени руками и опустите голову.

Выдох закончен. Делая вдох, плавно выпрямитесь и повторите движения сначала. Широкие и мягкие, они напоминают взмахи крыльев летящей птицы.

Урок биологии в 8 классе.

Дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы; *разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;

Воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека ,

Научить учеников заботиться о правильном положении тела,

Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

Осанка - это правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов

Подведение к формулировке темы урока.

Учитель привязывает одну из учениц косой к стулу и спрашивает у класса, зачем он это сделал. Какова тема сегодняшнего урока?

Формулируется тема и записывается на доске и в тетрадях.

А как бы вы сформулировали определение, что такое осанка? Выслушиваются ответы детей, сверяются с определением в учебнике и записывается в тетрадь.

В 19 веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители заботились о безупречной осанке своих дочерей.

В свитах принцев и принцесс среди мамушек и нянюшек, учителей всегда был человек, в чьи обязанности вменялось обучать будущих монархов держаться истинно по-королевски. «Ваше высочество, держите спинку! – неустанно повторяли они. Подданные должны узнавать повелителя не по его одежде и короне. А по осанке. Величественную осанку – драгоценное наследие царской крови и воспитания приобретенную в детские годы, они сохраняли до конца своих дней.

Учитель задает вопрос классу: что вам известно по этой теме? Что бы вы хотели узнать? Все это оформляется на доске в виде дерева ожидания. На куске ватмана или прямо на доске рисуется дерево и на него приклеиваются зеленые яблоки из стикеров, на которых написаны вопросы, которые они будут изучать на уроке.

Беседа с классом.

Как вы думаете, нарушения осанки проявляются у всех одинаково?

Степень нарушения может измениться?

Ребята работают с текстом учебника и читают информацию про степени нарушения осанки. Потом идет обсуждение в классе.

Подробно останавливаемся на нарушениях, которые затрагивают скелет. (демонстрация слайдов). По ходу демонстрации и объяснения учителя, ученики записывают в тетрадях термины и их пояснение: лордоз, кифоз, сколиоз, плоская спина, круглая спина.

Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.

Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма “Место встречи изменить нельзя” страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.

Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.

Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.

Вопрос классу: что может стать причиной нарушения осанки? Ребята в тетрадях, прослушивая ситуации, которые зачитывает учитель, составляют кластер (схему) причины нарушения осанки.

Ситуация 1


Ситуация 2


Ситуация 3


Ситуация 4


Ситуация 5


Ситуация 6


А какова должна быть правильная осанка по вашему мнению?

Работают с раздаточным материалом. Необходимо подчеркнуть признаки правильной осанки.



Правильность выбора можно обсудить устно или показать слайд с правильным выбором.

Физминутка. Созвучна с темой сегодняшнего урока. Встать из-за парт, положить на голову дневник или учебник, не толстый и повторять за одной из учениц или учителем.

Это лоб, а это ушки, нос, язык, а это брюшко. Локти, плечи и лопатки. Талия, коленки, пятки. Задача состоит в том, чтобы учебник не упал на пол.

Что надо делать, чтобы выработать правильную осанку? Беседа с классом.

Учитель просит детей замереть в том положении, в котором они находятся на данный момент. Зачитывает правила, как надо сидеть за столом, а все обращают внимание на свое положение.

Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования:

В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.

Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.

Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.

Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.

Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.

Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

Правило трех точек опоры

После этих правил, мы уже убедились, что большинство из вас неправильно сидят за столом, а теперь проведем лабораторную работу и попробуем экспериментальным путем выявить у вас нарушения осанки. Результаты необходимо занести в листы самоанализа.

Проверим, есть ли у вас нарушения осанки?

Поднять правую руку, левая опущена, сцепить руки в замок за спиной, поменять положение рук, повторить. Если это упражнение одинаково легко выполняется с левой и с правой рукой, значит, нет нарушений осанки.

Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Приложение 1. Лист самоанализа

Фамилия, имя учащегося ____________________________________________________________

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ОСАНКУ

Наличие нарушений

Результаты наблюдений

Выявление боковых искривлений

Углы лопаток на одном уровне

Один плечевой сустав расположен выше другого

Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны

Задние (остистые) отростки позвонков образуют прямую линию

Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника

Встаньте спиной к стене.

Просуньте ладонь между стеной и поясницей.

Попробуйте просунуть кулак.

Если второе удастся, то осанка нарушена.

Возможные причины выявленных нарушений осанки:

Наличие нарушений

Результаты наблюдений

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две эти точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Возможные причины выявленного плоскостопия:

А теперь послушайте ситуацию.

Ситуация 6. На день рождения подруги школьница Лида пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Лиде пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Лиды?

Объяснение учителя (использование презентации, слайд “Плоскостопие”). Плоскостопие. Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых костей. Зачем нужны эти своды?

Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухожилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку всего тела легче, чем плоская стопа.

Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.

Вам дома необходимо было сделать отпечаток своей стопы. Сейчас мы с вами и проверим, есть ли у вас такое нарушение опорно-двигательного аппарата. Соедините центр пятки и середину третьего пальца. Если самая узкая часть стопы пересекает эту линию, значит, у вас имеется плоскостопие. Результат занесите в лист самоанализа.

Работа в группах.

1. Каковы на ваш взгляд причины плоскостопия. Составить схему.

2.предложите комплекс упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

3. Предложите вариант использования привычных вещей: кепка, шарф и еловая шишка для формирования правильной осанки или предупреждения плоскостопия.

Возьмите шляпу с полями или кепку. Надвиньте козырек или поля шляпы на глаза и ходите так. Увидите, что вам придется невольно поднимать голову и взгляд. Эффект от такого упражнения – гордая посадка головы, а значит и осанка.

Шарф на шею. А вот старый трюк аристократов. Цель та же – добиться “гордой посадки головы” и справиться с сутулостью. Как только вы забудете о правильной осанке, шарф начнет мешать и заставить вас выше поднять голову, а, значит, и распрямить плечи.

1. По рисунку определить вид нарушения осанки.


Учитель зачитывает отрывок, а учащиеся должны определить о каком нарушении здесь идет речь.

"Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. "

Мы на уроке много говорили о причинах нарушения осанки, как выработать правильную осанку. А зачем она нужна эта правильная осанка? К каким последствиям может привести неправильная осанка?

Беседа с классом. Выводы.

Причины иметь правильную осанку

1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.
Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?

2. Дыхание становится легким и более глубоким.
Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании.

3. Улучшается дыхание и пищеварение.
Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше.

4. Вы выглядите более стройными и молодыми.
Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и одежда будет лучше на вас сидеть.

5. Голос будет казаться лучше.
Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате этого ваш голос лучше звучит.

6. Помогает мышцам и суставам.
Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль.

7. Улучшается мышление.
Осанка также затрагивает ваш ум. А настроение может отразиться на осанке. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете — осанка прямая. А вот унылые люди с хроническими болями, часто сидят или стоят ссутулившись.

8. Здоровый позвоночник.
Правильная осанка – простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника. Здоровая спина особенно важна для людей, которые много стоят в течение дня или сидят в офисе.

В заключении работы мы с вами составим синквейн. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме.

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово.

3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.

4 строка – короткое предложение, емко выражающее данное понятие.

5 строка – одно слово, существительное, через которое выражают свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

А теперь давайте вернемся к нашему дереву и посмотрим, созрели ли наши яблочки? Напоминаются вопросы, которые ставились в начале урока. Зеленые яблоки заклеиваются красными. Урожай наш к концу урока созрел, и мы нашли ответы на все поставленные вопросы.

Домашнее задание. Параграф, оформить лист самоанализа. Составить кроссворд по теме.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.