Положение врача и пациента при лечении зубов на нижней челюсти

Основным условием правильного положения при работе с пациентом является такое положение, при котором мы хорошо видим рабочее поле полости рта пациента и при этом не наносим никакого ущерба ни своему позвоночнику, ни рукам.

С пациентом мы работаем стоя, либо сидя. В течение дня эти позы необходимо чередовать. Полезным не является ни стоять в течение несколько часов, ни сидеть. В сидячем положении при работе с лежащим пациентом мы выполняем, прежде всего, более длительные операции, т.е. длящиеся более 10 мин. Короткие операции выполняются при расположении пациента в положении сидя.

Между отдельными пациентами, особенно после длительных операций, полезно сделать несколько расслабляющих движений или даже упражнений.

С пациентом мы работаем в положении (согласно положению часовой стрелки) от 8 до 12. Это касается врача-правши. Врач-левша работает наоборот, т.е. в зеркальном отражении. Универсальной позицией является позиция 12 часов.

Эти позы мы обозначим как зоны активности. Врач-правша использует наиболее часто зоны 9, 10-11,12. Левша - зоны 3, 2-1,12. При лечении с лежащим пациентом голову пациента мы наклоняем к себе или от себя.

Зоны активности для врача-правши:

в положении 9 мы лечим область верхней челюсти, как с использованием зеркальца, так и без него. Зеркальце при этом держат в левой руке, которой опираются на лоб пациента. Если мы занимаемся боковыми (вестибулярными или оральными) поверхностями премоляров и моляров, то голову пациента мы поворачиваем таким образом, чтобы видеть эти поверхности напрямую. Оборудование для удаления жидкости из ротовой полости помещается сестрой с наклоненной стороны головы пациента;

в положении 10 мы работаем с зубами, располагающимися слева в нижней челюсти, а также во всем нижнем ряду;

в положении 11 мы работаем с зубами, располагающимися справа в нижней челюсти, а с зеркальцем - и справа в верхней челюсти;

в положении 12 мы лечим зубы в верхнем и нижнем ряду. С оральными поверхностями мы работаем при помощи зеркальца. В положении 12 наиболее часто работает дентальный гигиенист, т.е. в этом положении проводится наибольшее количество гигиенических операций. При работе с вестибулярными и оральными поверхностями голова пациента наклоняется влево или вправо.

Для удобства можно выделить 4 рабочие зоны:

1. Зона врача-стоматолога - зона 8 - 12 часов;

2. Зона ассистента - зона 2 - 5 часов;

3. Зона транспортировки - зона 5 - 8 часов;

4. Статическая зона - над лицом пациента.

К базовым принципам в положении врач-пациент принадлежат следующие:

· врач всегда садится под подголовник пациента, т.е. голова пациента находится над животом зубного врача;

· локти зубного врача находятся на высоте головы пациента;

· локти всегда должны находиться как можно ближе к телу. Придерживаясь этого принципа, наиболее легко научиться правильному эргономичному положению. Чем дальше от боков находятся при работе локти врача, тем

больше нагрузка на позвоночник и суставы верхних конечностей;

· при движении в направлении пациента мы поворачиваем одновременно голову и плечи, количество самостоятельных поворотов головы следует ограничить до минимума, так как при этом наносится значительный вред шейному отделу позвоночника. Дабы избежать этой ошибки, необходимо поместить голову пациента в такое положение, которое удовлетворяет главным образом врача, естественно, соблюдая все правила безопасности;

· руки при работе всегда зафиксированы: левая рука опирается на голову или лоб пациента, правая имеет точку опоры в ротовой полости пациента;

· расстояние между глазами врача и лицом пациента составляет приблизительно 40-50 см;

· в принципе, чтобы не возникали проблемы с кровообращением, при правильной посадке должны быть 4 тупых угла:

1. между лодыжкой и подъемом ноги - ступня должна всей поверхностью находиться на полу;

2. под коленом - ноги не убраны под стул;

3. в бедренном суставе - для этого побирается правильная высота стула,

4. между плечом и предплечьем, правильное расстояние между врачом и пациентом.

Наиболее частыми при лечении являются следующие ошибки:

· если врач стоит, то не регулируется высота, на которой находится пациент;

· если врач садится под боком пациента, то локти располагаются далеко от тела врача, отсюда значительная нагрузка на позвоночник и суставы верхних конечностей;

· врач не опирается правой рукой на точку опоры в ротовой полости пациента - эта точка опоры, на которую рука опирается, всегда находится по возможности ближе к рабочему месту, что обеспечивает стабильность инструмента, снижает усталость руки врача при работе.

Подготовка операционного поля.

Подготовка рук врача.

Подготовка больного.

Спокойное поведение больного во время удаления зуба создает благоприятные условия для его выполнения. Поэтому надо рассказать больному об ощущениях, которые он будет испытывать во время вмешательства. Тогда он будет подго­товлен к ним и меньше станет на них реагировать. Больным с лабильной нервной системой следует провести седативную подготовку малыми транквилизаторами. Перед операцией больному предлагают снять стесняющую его одежду, ослабить ремень, расстегнуть воротничок верхней рубаш­ки или платья.

В поликлинике врач осуществляет массовый хирургический прием. Операции он должен выполнять в хирургической маске. Особенно важным моментом подготовки является обработка рук перед операцией. Врач моет руки мылом с щеткой в проточной воде, высушивает стерильной салфеткой или полотенцем и обраба­тывает 2-3 мин 70 % этиловым спиртом. Вместо спирта кожу рук можно протереть 0,5 % спиртовым раствором хлоргексидина биглюконата. Операцию предпочтительно выполнять инструмен­тами (аподактильно), избегая прикосновения пальцами рук к операционной ране. При работе в резиновых перчатках их обрабатывают так же, как и кожу рук.

Перед операцией производят механическое удаление, налета и пищевых остатков со слизистой оболочки и зубов на участке, где должна проводиться операция. С этой целью их протирают марлевым тампоном, смоченным 0,1 % раствором перманганата калия или каким-либо другим слабым антисептическим раствором. Снимают зубные отложения с удаляе­мого зуба и рядом расположенных зубов, так как во время вме­шательства они могут попасть в лунку зуба и инфицировать ее. Приступая к операции, смазывают слизистую оболочку вокруг края десны 1-2 % настойкой йода. Применение 5 % йодной настойки может вызвать ожог.

Когда удаляют зуб путем выпиливания, кожу лица больного обрабатывают 70 % этиловым спиртом или 0,5 % спиртовым раст­вором хлоргексидина биглюконата, закрывают стерильным по­лотенцем или специальной стерильной накидкой.

При удалении нижних зубов кресло опущено настолько, чтобы удаляемый зуб находился на уровне локтевого сустава опущенной руки врача. Подголовник поднят, что обеспечивает устойчивое поло­жение головы с опущенным к груди подбородком.

При удалении нижних резцов, клыков, малых корен­ных и левых больших коренных зубов врач стоит справа и впе­реди от больного, при удалении правых больших коренных зу­бов - сзади и несколько справа (рис.27).



а б
Рис. 27. Положение врача и больного при удалении зубов на нижней челюсти:

а – на правой половине нижней челюсти;

б – на левой половине нижней челюсти.

Щипцы для удаления нижних резцов имеют уз­кие сходящиеся щечки, продольная ось которых расположена в одной плоскости с осью ручек и под углом около 90° к ручке щипцов (рис. 28, а).

Щипцы для удаления нижних клыков и малых коренных зубов устроены по тому же принципу, но име­ют более широкие щечки (рис. 28, а, б). Эти щипцы используют и для удаления зубов с разрушенной коронкой, т. е. для удаления корней.

Щипцы для удаления нижних больших корен­ных зубов характеризуются широкими несходящимися щеч­ками, каждая из которых заканчивается шипом. Шипы входят в борозду между мезиальным и дистальным корнем, обеспечи­вая хорошую фиксацию щипцов (рис. 28, в). Существуют еще специальные, так называемые плоскостные, или горизонтальные, щипцы для удаления нижних больших коренных зубов при ог­раниченном открывании рта (рис. 28, г). В рабочем положении продольная ось ручек у этих щипцов находится в горизонталь­ной, а ось щечек - в вертикальной плоскости.


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

1.Организация стоматологического кабинета.

2.Оборудование и оснащение стоматологического кабинета.

3.Инструменты и приспособления для обследования полости рта.

4.Виды стоматологических установок, наконечников.

5.Санитарно-эпидемиологические требования стоматологического кабинета.

Эргономика - греческое Ergon - работа + Nomos – закон.

Эргономика, эргономичный дизайн, эргономичное оборудование. А для чего, собственно, это нужно?

Эргономика - наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности.

Ее цель - разработать форму предметов и предусмотреть систему взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании.

Эргономика - наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, которая связана с использованием технических средств на производстве и в быту.

Эргономика - эта научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, влияние разного рода факторов на его работу.

В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня.

Термин "эргономика" был принят в Англии в 1949г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общества.

Эргономика подразделяется на мини-, миди- и макро-эргономику.

Макроэргономика - исследование и проектирование систем "человек-общество", "организация-система организаций".

Мидиэргономика - исследование и проектирование систем "человек-коллектив", "коллектив-машина", "человек-сеть", "коллектив- организация".

Микроэргономика - исследование и проектирование систем "человек-машина".

Врач-стоматолог во время работы подвержен нагрузкам, связанным с высокой концентрацией и мышечным напряжением. Неудобная поза и изометрическое напряжение мускулатуры оказывают неблагоприятное действие на здоровье врача и его ассистента (рис. 1).



Рис. 1. Эргономика оборудования

Начиная с 60-ых годов началась пропаганда эргономики в трудовой деятельности врачей-стоматологов. Правильная и эргономичная организация своего рабочего места и трудового процесса позволяют ощутимо экономить время, силы и, главное, здоровье!

Понятие "эргономика работы в стоматологической практике" можно разделить на три основные составляющие:

1. Позиция врача-стоматолога и ассистента, размещение инструментария

2. Положение пациента в стоматологическом кресле

3.Техника работы ассистента врача – стоматолога.

1.Позиция врача-стоматолога и ассистента

Все рабочие поверхности врача стоматолога и ассистента должны находиться на одном уровне на расстоянии руки врача или ассистента зона врача стоматолога изображено красным цветом, а ассистента – синим (рис. 2).


Рис. 2 Расположение инструментов.

Концепция разделенного пространства предполагает наличие отдельных рабочих зон для врача - стоматолога и ассистента (рис. 3).


Рис.3. Концепция распределенного пространства

Зона находиться за головой пациента .В зоне располагаются инструменты которых стоматолог касается левой рукой без движений корпусом .

Зона находиться сзади и справа от стоматолога и он может дотянуться до нее правой рукой.

Зона находиться справа от головы пациента и ассистент дотягивается до нее правой рукой без поворота корпуса .

Врачебный модуль должен располагаться справа от пациента. За головой пациента - рабочие столики врача и ассистента. Четкое разделение рабочей зоны врача и ассистента. Рабочая площадь делится по принципу циферблата на 12 "часов" Сегмент врача: 9.00 - 12.00 Сегмент ассистента: 1.00 - 3.00. Позиция врача-стоматолога и ассистента для уменьшения расстояния до пациента, что представлено на рис. 4.


Рис. 4. Позиция врача-стоматолога и ассистента.

Стул врача должен располагаться на такой высоте, чтобы угол между бедром и голенью равнялся 105° (рис. 5).


Рис. 5. Расположение стула врача.

Стул ассистента немного выше стула врача, чтобы обеспечить хороший обзор полости рта во время работы. Педаль находится под головой пациента. Врач должен доставать ее, не меняя удобной ему позы.

2. Положение пациента в стоматологическом кресле.

Пациент всегда в положении "лежа", наклон спины меньше 45°! При таком положении язык герметично закрывает глотку, защищая пациента от аспирации инородных тел. При проведении длительных сеансов лечения (больше 45-ти минут) смажьте углы рта пациента вазелином или бипантеновой мазью.

Положение пациента в стоматологическом кресле при лечении зубов нижней челюсти представлено на рис. 6. Глаза и пальцы ног пациента находятся приблизительно на одном уровне, подбородок опущен в сторону груди.


Рис. 6. Положение пациента при работе врача на нижней челюсти.

Положение пациента в стоматологическом кресле при лечении зубов на верхней челюсти представлено на рис. 7. Под шею положена подушка для максимального комфорта и запрокидывания головы пациента.


Рис. 7. Положение пациента при работе врача на а верхней челюсти.

Из-за недостатка места зубы могут прорезываться в неправильном положении. Различают несколько видов аномалий положения отдельных зубов.


Вестибулярное положение – когда зуб прорезывается со стороны губы. Чаще всего это случается с клыками на верхней челюсти. Они прорезываются самыми последними на верхней челюсти, и, как правило, для них в челюсти не хватает места.


Оральное положение – когда зуб прорезывается со стороны языка или неба. Это распространенное явление для нижних вторых премоляров (пятых зубов). Эти зубы прорезываются последними на нижней челюсти. Если в зубной дуге не хватает места, нижний премоляр прорезывается в сторону языка.


Супраположение – когда зуб прорезывается ближе к десне, чем соседние. Причина этого чаще всего предшествующая травма данной области или вредная привычка (например, грызение карандаша или ручки, сосание пальца в детстве).


Инфраположение – когда зубы выдвинуты больше, чем соседние (слишком сильно прорезались). Например, на верхней челюсти это случается при отсутствии нижнего зуба (зубов). Верхний зуб в этом случае будет прорезываться до тех пор, пока не встретит сопротивление на своем пути (при отсутствии нижнего зуба – до десны на противоположенной челюсти).


Поворот зуба (ротация, тортоаномалия) – зуб поворачивается вокруг своей оси. Причиной этого является чаще всего недостаток места в зубном ряду – если зуб повернут, он занимает меньше места. Повороты характерны для зубов, корни которых имеют круглое или овальное сечение – им достаточно легко вращаться в костной ткани (это, прежде всего, резцы и клыки).


Транспозиция – этим термином в ортодонтии обозначаются случаи, когда соседние зубы поменялись местами. Например, клык стоит на месте премоляра, а премоляр – на месте клыка. Причина такого беспорядка – неправильная закладка зачатков. Современная ортодонтическая техника в большинстве случаев позволяет вернуть зубы в их истинное положение, если такое перемещение необходимо.


Различные сочетания аномалий положения зубов можно объединить общим понятием – скученность зубов. Если присутствует скученность зубов, их довольно трудно очищать от зубного налета, в результате чего может развиваться кариес. При тесном положении зубов контакты между зубами не оптимальные, и окружающие зуб ткани не получают оптимального кровоснабжения и питания, что негативно сказывается на состоянии костной ткани и десны.

Все виды аномалий положения зубов исправляются в процессе ортодонтического лечения на начальных этапах.


Диастема – промежуток между центральными резцами верхней челюсти. Причинами могут быть сверхкомплектные зубы, короткая уздечка верхней губы, небольшой размер зубов при достаточном развитии челюсти и другие. При желании диастему можно устанить.



Удлинение и укорочение зубного ряда – сопутствует большинству аномалий прикуса. Причины, как и при сужении зубного ряда: мышечные дисфункции, вредные привычки (сосание большого пальца), ротовое дыхание. Слишком длинный или слишком короткий зубной ряд выглядит не эстетично при улыбке и отражается на эстетике лица. При удлиненном зубном ряде верхняя губа выступает чрезмерно вперед, углубляется подбородочная складка. Если зубной ряд укорочен, губа несколько западает.

Эргономике в стоматологии. Здесь Вы узнаете:
1) Что такое эргономика, и почему никто не знает её принципы.
2) Концепции эргономики: что это и почему в этой статье мы их не рассматриваем.
3) Эргономика в процессе работы врача, или наука о том, как врачу удобно.
4) Обмен инструментов между врачом и ассистентом: как правильно брать и давать (не взятку).
Готовы? Тогда поехали!

Эргономика – это!

Чтобы никому не было обидно, я сейчас дам определение, которое дала Международная Ассоциация Эргономики (Далее – асоциация эргономистов. Да, она существует, я тоже удивился.)
(В скобочках я объясняю непонятные моменты и привожу примеры. Вы можете читать только их — немного потеряете).

Кстати, техника безопасности – это частный случай эргономики.

С греческого эргономика переводится как закон работы. Можно сделать вывод, что эргономика вырабатывает законы, которые делают работу эффективной.


Задачи эргономики в стоматологии, что она вообще делает?

По заявлению великого эргономиста И. Г. Иващенко, эргономика решает следующие задачи:

1) Оценивает, как влияют разные факторы среды (это свет, звук, вибрации, воздух, радиация и др.), а также поза человека на его работоспособность и общее самочувствие. (Вы устаёте больше сидя прямо, или наклонившись на 100 вперёд.)



2) Разрабатывает границы факторов среды, т.е. определяет зону комфорта (Насколько сильным должен быть фактор, чтобы вам стало плохо). Например:
— Максимум радиации
— Максимум загрязнённости воздуха
— Минимум освещённости и др.
— Максимальный размах движений (В том числе и максимальный угол раздвигания ног в маршрутке)


3) Реализует свои требования:
— Учит людей как жить. (А вы знаете как правильно сидеть? Угол в коленях должен быть равен…)


Концепции эргономики, что это?

В 60-е годы прошлого века ассоциация эргономистов разработала систему лечения в 4 руки. Было решено, что стоматологу мало 2-х рук, и ему обязательно нужен слуга ассистент. Но сейчас не об этом.


Так вот, эргономистами было выдвинуто 4 базовых концепции (4 Карл!), как стоматологу и ассистенту будет удобно совместно работать. Представляю вам эти концепции:

Концепция № 1. Разработана немецким профессором Schon — одним из пионеров эргономических исследований в стоматологии (Ну, и в чём суть?) – набор стоматолога находится справа от кресла пациента. (Всё, честно. Я ничего не вырезал. Наверное на исследования ушли годы…)

Концепция № 2. (Наверняка тоже труд всей жизни) – набор стоматолога расположен за подголовником кресла пациента.

Концепция № 3. Набор расположен на стороне ассистента, который передаёт его стоматологу.

Концепция № 4. Набор находится справа от подголовника пациента.

Кобинируя их, мы получаем 16 равноценных концепций.
Наверное, именно поэтому (хотя нельзя сказать наверняка), мы не будем в данной статье рассматривать концепции. Давайте дальше.

Эргономика врача стоматолога


Сейчас мы подробно остановимся на том, как стоматологу работать максимально удобно, безопасно и эффективно, с точки зрения эргономики, конечно. Эргономисты предусматрели реально всё. Но, давайте по-порядку:

Итак, максимально удобная поза (согласно Atami, 1992)
— спина ровно
— плечи ровные, расслаблены
— голова слегка наклонена вперёд
— ось между зрачками образует горизонтальную линию (это как вообще)
— руки свешены свободно и прижаты к телу
— угол между плечом и предплечьем можно изменять (ура!)
— кисти расслаблены
— ступни полностью стоят на полу, угол в колене от 90 до 115 градусов
— ступни ног соединены друг с другом

(Эргономике в стоматологии)

Atami пишет, что грубым нарушением считают, если ступни касаются пола носками или пятками, т.к. в таком положении врач теряет равновесие. (Скорее всего он сразу падает и ломает себе что-нибудь).

Пациент должен лежать на спине, а его рот должен находится на уровне рук врача. Чтобы стоматолог мог делать свою работу, не меняя описанного выше положения тела. Кроме того, когда голова больного запрокинута назад — блокируется глотательный рефлекс (серьёзно, можете попробовать) и уменьшается вероятность, что пациент вдохнет какой-то инструмент.

Самое лучшее положение пациента в кресле — синусообразное, когда его колени находятся на уровне его головы. Чтобы врач лучше видел зубы, можно менять наклон подголовника .


Лучше всего стоматолог видит зубы с расстояния 30-40 см, просто поверьте.

Стоматолог имеет право занимать положение от 10 до 13 часов. (13 часов – нет такого понятия, есть понятие 1 час). Ассистент сидит на 2 – 3 часа, ноги расставлены. Главное, чтобы он не мешался под ногами.


Наклон головы вперёд и назад не превышает 25 градусов. Поворот влево-вправо – не более 45. И не спрашивайте меня, как они это вычислили.


(не стоматолога, у стоматолога рот закрыт)

Оказывается, что широко открытый рот ухудшает обзор жевательных зубов. Так как мышцы щек напрягаются и закрывают собой зубы. Оптимальное открывание рта – ширина 2-х пальцев.


Если, я опустил какую-то важную деталь, не судите строго. (В конце приведу список литературы, где вы сможете почитать про угол между большим и указательным пальцем и прочие, жизненно необходимые вещи)

А сейчас последний вопрос статьи:

Как рационально обмениваться инструментами между врачом и ассистентом.

Этот вопрос очень важен, так как при неправильном обмене инструмент может выпасть, и не дай бог попасть пациенту в глаз. Поэтому всё будет изложено максимально подробно. (И с картинками)

Есть метода замены инструмента: параллельный и ротационный.

1. Врач удаляет инструмент А изо рта пациента (в свой рот инструмент класть запрещено) и ждёт нужного инструмента Б.
2. Ассистент держит инструмент Б за нерабочий конец между большим и указательным пальцем левой руки. При этом ручка инструмента лежит на !наружно-внутренней (не путать с внутренне-наружной) поверхности первой фаланги третьего пальца. (На самом деле ассистент держат так, чтобы врач сразу взял инструмент в удобный для работы захват)
3. В зоне обмена врач и ассистент держат свои инструменты на расстоянии 5-6 см друг от друга, рабочим концом вниз. (У этого пункта нет ограничений по времени)
4. Ассистент разгибает левый мизинчик и прочно захватывает им инструмент А, продолжая удерживать инструменты параллельно (ловкость рук и никакого мошенничества)
5. Врач отпускает инструмент А. Ассистент выдвигает инструмент Б. Врач его захватывает.
6. Ассистент убирает инструмент А.

Отличается от предыдущего тем, что до того, как отдать инструмент врачу, ассистент запрокидывает руку на себя на 120 градусов так, что рабочая часть инструмента, смотревшая вниз, теперь смотрит вверх.

И в заключении, хочу рассказать вам, мой дорогой читатель, как правильно брать в руку стоматологический инструмент.

Итак, базовый захват и фиксация.

На этом всё. Если вы дочитали до этого момента, вы наверное герой. Читайте другие статьи, они наверное полезнее. Хотя, как знать. Удачи!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.