Понятие налоговой политики государства шпора

В течение XX в. наблюдалось усиление регулирующей роли государства в развитии экономики, сопровождающееся беспрецедентным увеличением государственных расходов и соответственно доли финансов, перераспределяемых посредством налогов. Вместе с тем эффективная реализация новой роли государства в экономике в настоящее время уже немыслима без научно обоснованной и понятной простым налогоплательщикам государственной налоговой политики.

Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и соответственно дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами являются уровни правления: федеральный, региональный и местный.

Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.

Соотношение значимости налогов, входящих в перечни федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов РФ, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Выбор конкретных форм и методов определяется теми целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них выделяют цели, представленные на рисунке.

Следует заметить, что фискальные цели всегда были превалирующими — основными. Другие цели, хотя и крайне значимы для государства, имеют все же второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция считается основной в налогообложении, все остальные функции вторичны.

Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводит к проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких- либо целей происходит в ущерб другим. Причем основные (фискальные) цели не всегда бывают приоритетными. Так, например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит к ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным.

Увеличение налоговых платежей экологической направленности позволяет реализовать экологические и фискальные цели, но при этом снижает ценовую конкурентоспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели. Таких примеров противоречивости целей множество. Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, — крайне сложная, подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая концепцию налоговой политики.

Концепция (доктрина) налоговой политики — это принципиальное решение относительно архитектуры построения или реформирования налоговой системы страны.

Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны в русле выработанной концепции. Такая стратегия разрабатывается на длительную перспективу и, по сути, является воплощением концепции налоговой политики. Для повышения обоснованности и реализуемости эта стратегия должна быть согласована и увязана с соответствующей бюджетной, экономической, социальной, экологической и международной стратегиями страны. Стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Тактика налоговой политики направлена на реализацию текущих целей и решение краткосрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии. В связи с этим тактика налоговой политики должна быть органично увязана со стратегией и являться, по сути, механизмом реализации выбранной концепции и соответствующей стратегии. Тактика налоговой политики определяется Правительством РФ, в том числе профильными министерствами и федеральными агентствами, представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Политика максимальных налогов характеризуется практикой установления максимального числа налогов и повышением их ставок, сокращением числа льгот, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику. Эта политика используется, как правило, в двух случаях. Во-первых, она популярна в период экономических кризисов или военных действий, когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем госзакупок и инвестиций в определенные сектора экономики военного назначения, уменьшая социальные расходы.

Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные цели второстепенны. Подобная политика проводилась в России в начале 1990-х гг. Во-вторых, эта политика находит применение и в мирное (некризисное) время. Так бывает, например, в развитых Скандинавских странах, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами. В такой политике приоритетными выступают уже фискальные и социальные цели.

Политика разумных налогов является определенным компромиссом между двумя вышеупомянутыми формами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Использование такой политики характерно в период стабильного экономического роста. Приоритетность целей данной политики рассредоточена между фискальными, экономическими и социальными целями.

Чаще всего данные модели налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какая-либо из них является превалирующей.

В зависимости от целей, избранных приоритетными, и соответствующей формы используют тот или иной метод налоговой политики или их совокупность.

Из арсенала современной мировой практики можно выделить следующие методы:

  • регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;
  • регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;
  • регулирование отраслевой налоговой нагрузки, перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;
  • регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессии;
  • регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференций, вычетов, скидок и изъятий из налоговой базы;
  • регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налогов.

Практическая реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Схематичное видение подчиненности формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политики представлено на рисунке.

, Налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования.

Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обусловливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.

Для налогового механизма нашей страны характерны следующие основные функции:

  1. функция управления — организация деятельности государственных органов, непосредственно отвечающих за формирование процесса управления налоговой системой страны; эта функция одна из наиважнейших: того, насколько эффективно она реализуется, во многом зависит эффективность реализации остальных функций, которые зачастую даже рассматриваются как подфункции управления, и функционирования налогового механизма в целом;
  2. функция планирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет и мобилизации своих усилий для увеличения этих поступлений;
  3. функция регулирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по оценке результатов изменения налогового законодательства и оперативному вмешательству в процесс обеспечения доходной части бюджета, а также по предоставлению налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и по применению налогоплательщиками льгот, вычетов, освобождений и других преференций;
  4. функция контролирования — организация деятельности налоговых органов по регистрации налогоплательщиков и контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью, в организации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства;
  5. функция принуждения — организация деятельности налоговых, правоохранительных и иных органов по принудительному исполнению обязанностей налогоплательщиков;
  6. функция информирования — организация деятельности налоговых и иных органов по доведению до налогоплательщиков информации о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и иной, необходимой им для своевременного и полного исполнения своих обязанностей;
  7. функция консультирования — организация деятельности финансовых и налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам положений налогового законодательства, практическое применение которых вызывает у них затруднения.

Если исходить из определения представленных выше функций, то видно, что субъектный состав налогового механизма достаточно широк. К субъектам налогового механизма следует относить не только налоговые органы, но и финансовые, правоохранительные, таможенные органы, а также самих налогоплательщиков, всех тех, кто законодательно наделен правами и обязанностями в сфере налогов и налогообложения.

Тема 72. Налоговая система и её структура. Налоговая политика

Налоговая система– это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Налоговая система является одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству. Структура налоговой системы определяется социально-экономическим устройством общества. Состав налоговой системы разнообразен и включает большое количество налогов (Шевчук Денис, Налоговое планирование для бухгалтера: как законно уменьшить налоги, Бухучет, налогообложение, управленческий учет: самоучитель, Аудит, Международный учет (МСФО)). В основу их классификации положены разные принципы: 1) По использованию налоги подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Они предназначены для общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определённое назначение и обычно формируют внебюджетные фонды. 2) В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, налоги бывают: федеральные, налоги субъектов федерации, местные. 3) По объектам обложения налоги можно классифицировать на прямые и косвенные. Прямые устанавливаются непосредственно на доход и имущество. К косвенным относятся налоги на товары и услуги, входящие в цену или тариф. Принципы построения налоговой системы: – равномерность – жёсткое обложение для богатых и щадящее для бедных; – определённость – т. е. плательщик должен точно знать место, время, способ и сумму платежа; – удобство – упростить акт уплаты налога; – экономность – расходы по сбору налогов должны быть минимальными; – однократность обложения одного и того же объекта за определённый срок; – стабильность налоговой системы в течение длительного времени и т. д. Налоговая политика – это система мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Задачи налоговой политики: 1) Обеспечение государства финансовыми ресурсами; 2) Создание условий для регулирования хозяйства страны в целом; 3) Сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

3 типа налоговой политики:

1. Политика максимальных налогов – характеризуется принципом “взять всё, что можно”. При этом возникает ситуация, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. 2. Политика разумных доходов – способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Но поступления уменьшаются. 3.Политика достаточно высокого уровня обложения при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Для РФ характерно сочетание второго и третьего типов (Шевчук Денис, Оптимизация налогообложения предприятия: методы, схемы, пути и способы (анализ)).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

14. Налоговая учетная политика Учетная политика для целей налогообложения определена ст. 11 НК РФ как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета

17. Налоговая система РФ и элементы налогообложения Налоговая система – совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.Налоговая система РФ формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.В соответствии с НК под налогом

21. Налоговая база. Налоговая ставка Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр,

ТЕМА 22 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 22.1. Финансы и финансовая система. Принципы построения и функции финансовой системыИсторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились как государственные

Лекция 19 Тема: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В лекции рассматриваются проблемы, связанные с анализом следующей важной макроэкономической категории – финансов. К ним относятся:• принципы построения и функции финансовой системы;• финансовая

3. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика В целом государственное регулирование экономики может проводиться как посредством прямого воздействия на экономику, например при участии государства в процессе производства, так и косвенно, с помощью финансового

6.5. Налоговая система и принципы ее функционирования Налоговая система – это совокупность пошлин, сборов налогов и других платежей, а также общих принципов налогообложения и сборов.Пошлина (англ. tariff) – денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными

Занятие 15 Налоговая система и принципы ее функционирования Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Обсуждаем1. Сущность и принципы налогообложения.2. Виды налогов. Кривая Лаффера.3. Система налогов в Российской Федерации.Отвечаем и

5. Налоговая политика, принципы и функции налогообложения Налогообложение – один из главных источников обеспечения доходом государственного бюджета. Данная функция может быть реализована только путем целенаправленной налоговой политики, которая в зависимости от

Вопрос 59 Налоговая система Ответ В зависимости от органов, устанавливающих и взимающих налог, в РФ выделяют: федеральные, региональные и местные налоги.К федеральным налогам относятся:• налог на добавленную стоимость;• акцизы по подакцизным товарам и продукции,

32. Налоговая и амортизационная политика государства Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи налоговой и амортизационной политики.Амортизационная политика устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений.

5. Американская империя: внешняя налоговая система Кроме перечисленных выше монетарного и кредитного внешнего налогообложения, США используют и традиционные его виды. Во-первых, это все тот же колониальный налог. Основным объектом колониальной торговли с высокой

Часть 7. ВРЕМЯ ЛИ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ? (наша налоговая система и налоговая политика) Может быть, уважаемый читатель замечал, как многие политики, когда говорят о несовершенстве нашего экономического механизма и о вытекающих из этого проблемах экономического развития, прежде

Понятие налоговой политики, ее основные задачи и цели

Налоговая политика представляет собой набор экономических, финансовых, правовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения в стране для обеспечения удовлетворения финансовых потребностей государства.

Основными задачами налоговой политики являются:

  1. Снижение темпов инфляции.
  2. Рост национального дохода.
  3. Борьба с безработицей.
  4. Выравнивание экономических колебаний.

Основными целями налоговой политики являются:

  1. Фискальные – удовлетворение потребностей государственных органов власти в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления экономической и социальной политики государства, а также для выполнения государственных функций управления.
  2. Экономические – способствуют эффективному участию государства в регулировании экономики страны, помогают поддерживать темпы экономического роста, устраняют неравенства в общественном воспроизводстве, стимулируют инвестиционные поступления и увеличивают физический капитал.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства уровней дохода различных групп населения, защищают малоимущие слои населения, стимулируют инвестиции в человеческий потенциал.
  4. Экологические – способствуют охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стимулируют инвестиционные поступления в сохранение природного достояния.
  5. Международные – осуществляют контроль за устранением двойного налогообложения, ликвидируют возможности уклонения от налогов, унифицируют налоговые системы национальных хозяйственных систем разных стран.

  • Курсовая работа Налоговая политика государства 420 руб.
  • Реферат Налоговая политика государства 250 руб.
  • Контрольная работа Налоговая политика государства 230 руб.

Субъектами налоговой политики в Российской Федерации являются уровни правления государства: федеральный, региональный и местный.

Модели и методы налоговой политики

Существует 3 модели налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов.
  2. Политика экономического развития.
  3. Политика разумных налогов.

Политика максимальных налогов устанавливает в стране максимально возможное число налогов с максимально высокими ставками, сокращает или отменяет налоговые льготы, и, таким образом, увеличивает налоговое бремя в экономике страны. Применение этой политики целесообразно во-первых, в период кризиса в экономике или в период военных действий. В этих случаях нужно максимально повысить приток финансов в бюджет страны, увеличить инвестиции в военную сферу и сократить социальные расходы. Во-вторых, в мирное время применяется с целью максимального увеличения социальных расходов.

В случае проведения политики экономического развития налоговая нагрузка на экономику страны является минимальной. Сокращаются налоговые поступления в бюджет, что приводит к сокращению государственных инвестиций и уменьшению социальных расходов. Применение этой модели целесообразно в период экономического спада в условиях стимулирования экономической активности бизнеса, поскольку налоговое давление на производителей существенно сокращается, но при этом сохраняются определенные программы инвестирования.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Политика разумных налогов предполагает сбалансированный уровень налоговой нагрузки, что способствует развитию экономики и значительному объему социальных расходов государства. Используется при стабильном экономическом росте.

В современных условиях выделяются следующие методы налоговой политики:

  1. Контроль за соотношением прямого и косвенного налогообложения
  2. Контроль за соотношением федеральных, региональных и местных налогов
  3. Контроль налогового бремени по отраслям, грамотный перенос налоговой нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие
  4. Контроль соотношения прогрессивных и пропорциональных налоговых ставок
  5. Регулирование масштабов предоставления льгот по уплате налогов и их направленности
  6. Регулирование состава налогов и их элементов

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Возникновение налоговой системы. Налоги и бюджетный процесс. Налоговая политика государства, основные процессы ее реализации. Налоговые ставки и льготы. Основные принципы налогообложения. Понятие налогового права. Порядок расчета и начисления налогов.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид шпаргалка
Язык русский
Дата добавления 06.04.2010
Размер файла 37,7 K
  • посмотреть текст работы
  • полная информация о работе

Основные элементы налоговой системы. Виды налогов и принципы их начисления, налоговые ставки, налоговая база. Классификация налогов по механизму формирования, уровням и объектам. Сущность и особенности государственного управления сферой налогообложения.

реферат [59,4 K], добавлен 30.03.2015

Сущность налогов. Принципы и концепции налогообложения. Основные налоги. Налоги - основной источник доходов государства. Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Нестабильность налоговой системы. Проблемы налогообложения.

контрольная работа [26,9 K], добавлен 14.08.2004

Возникновение и развитие налогообложения, его основные принципы. Признаки, источники и классификация налогов. Функции налоговой системы, ее структура и правовое регулирование в Российской Федерации. Цели и направления налоговой политики государства.

курсовая работа [99,4 K], добавлен 13.03.2014

Сущность и принципы налогообложения. Налоговая политика государства. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма. Основные направления и механизм реализации налоговой политики в Российской Федерации. Налоговая политика и оздоровление экономики.

курсовая работа [33,0 K], добавлен 09.11.2010

Налоги в экономической системе и их функции, возникновение и развитие налогообложения. Роль налогов в формировании финансов государства, налог на прибыль предприятий, объединений и организаций. Основные направления совершенствования налоговой системы.

курсовая работа [61,4 K], добавлен 19.06.2010

Понятие, функции, принципы налогообложения. Налоговая ставка и база. Порядок уплаты налогов и сборов. Федеральные (общегосударственные), местные налоги. Ставки регрессивного налога. Таможенными пошлинами. Абстрактные (общие), целевые (специальные) налоги.

курсовая работа [115,4 K], добавлен 18.12.2016

Налоги как инструмент государственного регулирования, их классификация, функции. Принципы налогообложения, роль налогов в формировании финансового государства. Итоги и основные направления налоговой политики Российской Федерации с 2007 по 2011 годы.

курсовая работа [82,0 K], добавлен 08.08.2009

Специальные режимы налогообложения. Порядок и условия применения упрощенной системы налогообложения. Объекты налогообложения и налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога. Особенности расчета налогового бремени и зачисление сумм налогов в бюджет.

курсовая работа [49,0 K], добавлен 15.08.2011

Экономическая природа налогов. Основы налогообложения. Экономическое содержание налогов. Элементы налога и принципы налогообложения. Налоговая система и налоговая политика государства. Федеральные налоги и сборы.

конспект произведения [106,5 K], добавлен 24.07.2007

Понятие и принципы построения налоговой системы. Основные налоги, собираемые на территории РФ. Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах. Недостатки российской системы налогообложения и пути ее совершенствования.

курсовая работа [57,2 K], добавлен 19.11.2011

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • – определение налоговой политики государства;
  • – цели и задачи налоговой политики;
  • – стратегию и тактику налоговой политики;
  • – виды налоговой политики государства;

уметь

– анализировать взаимосвязи налоговой политики с экономической, финансовой, бюджетной и денежно-кредитной политикой государства;

владеть

  • – культурой мышления;
  • – способностью к экономическому образу мышления;
  • – способностью к обобщению, анализу, восприятию информации.

Налоговая политика государства: понятие, цели, задачи и инструменты

Составной частью экономической политики государства является налоговая политика. Возрастание роли налогов в современном обществе, значимость налоговой системы как неотъемлемого элемента рыночной экономики обусловливают роль и значение налоговой политики государства. Под воздействием налоговой политики развивается налоговая система. Налоговая политика государства оказывает непосредственное влияние на формирование доходной части бюджета, на уровень налоговой нагрузки в национальной экономике. Налоговая политика в области прямого налогообложения оказывает влияние на предпринимательскую активность, а значит, на темпы экономического роста. Налоговая политика в области косвенного налогообложения сказывается на инфляционных процессах в обществе. Налоговая политика самым тесным образом связана с бюджетной политикой и социальной политикой государства. Также следует отметить связь налоговой политики с финансовой и денежно-кредитной политикой государства.

В самом общем виде налоговую политику можно определить как совокупность мероприятий государства в области налогов. Финансово-кредитный энциклопедический словарь дает следующее определение налоговой политики: "Налоговая политика – система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики" [1] . Из данного определения следует, что налоговая политика (как, впрочем, и любой другой вид политики государства) представляет собой субъективную деятельность людей. Государственные деятели разрабатывают налоговую политику, формулируют цель налоговой политики, ставят задачи по ее достижению, разрабатывают законы, посредством которых реализуется налоговая политика. Однако субъективная деятельность людей приносит желаемые плоды только в том случае, когда она опирается на объективные явления и объективные экономические законы. Только при соблюдении данного условия налоговая политика государства становится научно обоснованной, способствующей развитию общества. Объективной основой налоговой политики как субъективной деятельности политиков и законодателей являются присущие налогам функции (фискальная и регулирующая). Налоговая политика, прежде всего, ориентируется на максимальную реализацию потенциала фискальной функции налогов, что позволяет формировать доходы бюджета в объеме, достаточном для выполнения государством принятых на себя обязательств перед обществом. Однако налоги не должны разорять бизнес и население. Задача государства в том, чтобы посредством налоговой политики создать такие условия, которые бы стимулировали предпринимательскую активность, развитие экономики, высокие темпы роста. Успешно развивающаяся экономика, кроме того, позволяет государству эффективно решать социальные задачи. Именно научно обоснованная налоговая политика позволяет сформировать такую налоговую систему, которая способствует развитию предпринимательства и на этой основе обеспечивает наполнение доходной части бюджета для решения поставленных социально-экономических задач.

Налоги по своей экономической природе являются принудительным, законодательно установленным платежом. Поэтому налоги неразрывно связаны с законодательной деятельностью государства. Мероприятия государства в области налогов осуществляются только через принятие соответствующих законов, нормативных актов. Из всего сказанного выше следует, что определение налоговой политики как системы мероприятий государства в области налогов сегодня не отражает в полной мере содержания налоговой политики. Требуется более широкий подход к дефиниции налоговой политики. Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения ресурсов [2] .

При проведении налоговой политики государство преследует определенные цели. Следует отметить, что цели налоговой политики отражают функции налогов. Можно выделить фискальные, экономические и социальные цели налоговой политики государства. Фискальные цели налоговой политики состоят в обеспечении потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнении соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций. Экономические и социальные цели отражают регулирующую функцию налогов. В современных условиях экономические цели налоговой политики состоят в обеспечении экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики на международном рынке. Социальные цели налоговой политики – обеспечение государственной политики регулирования доходов населения, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

Цель налоговой политики не является абстрактным понятием. Цели налоговой политики всегда конкретны. Они конкретны для каждой страны и для каждого периода развития. Цели налоговой политики формируются под воздействием ряда факторов: уровень развития экономики в целом, уровень развития налоговой системы, экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка политических сил в обществе.

Поставленные цели реализуются через совокупность задач налоговой политики. Задачи налоговой политики весьма разнообразны и всегда отражают конкретную социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. Задачами налоговой политики могут быть проведение налоговой реформы, снижение бюджетного дефицита, стимулирование развития отдельных отраслей народного хозяйства, сглаживание региональных диспропорций, поддержка развития малого бизнеса, стимулирование инвестиций и инноваций, совершенствование налогового администрирования и др.

Задачи налоговой политики различаются по своей сложности. Поэтому для их решения требуется различная продолжительность времени. В зависимости от длительности периода реализации задач выделяют налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, таких как разработка концепции налоговой политики, определение тенденций развития налоговой системы страны, проведение налоговых реформ. Налоговая стратегия рассчитана на длительную перспективу. В отличие от налоговой стратегии налоговая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития экономики. Для решения тактических задач необходимы менее продолжительные временные отрезки. К налоговой тактике можно отнести решение таких задач, как развитие отдельных норм налогового законодательства, совершенствование механизма исчисления и уплаты отдельных налогов, повышение эффективности налогового контроля.

Стратегия и тактика налоговой политики взаимосвязаны. Налоговая стратегия предопределяет постановку тактических задач. В свою очередь решение тактических задач налоговой политики является механизмом реализации налоговой стратегии.

В зависимости от государственного устройства выделяют уровни налоговой политики. В унитарных государствах налоговая политика существует на двух уровнях: общегосударственный и местный. В федеративных государствах налоговая политика проводится на трех уровнях: федеральный, региональный и местный. Каждому уровню соответствует субъект налоговой политики.

ДЛЯ СПРАВКИ

Расширение прав субъектов налоговой политики в странах Западной Европы способствовало формированию в середине XX в. теории налоговой конкуренции. Суть данной теории состоит в следующем. Снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот, а также высокий уровень предоставляемых публичных благ делают территорию привлекательной для проживания и ведения бизнеса. Субъекты налоговой политики начинают вести конкурентную борьбу за привлечение к себе налогоплательщиков. Приток налогоплательщиков в свою очередь позволяет расширять налоговую базу по отдельным налогам и собирать большие объемы налоговых поступлений в местные бюджеты.

В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Российская Федерация, республики, края, области, автономные области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также муниципальные образования (городские округа, муниципальные районы и поселения). Федеральное законодательство закрепляет за каждым субъектом определенные полномочия в области проведения налоговой политики. Так, например, в России субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлено право вводить и отменять региональные и местные налоги, устанавливать по этим налогам налоговые ставки в пределах, предусмотренных федеральным налоговым законодательством. Также им даны широкие полномочия по установлению налоговых льгот. Субъекты налоговой политики имеют возможности для создания благоприятных условий хозяйствования, развития региональной экономики, повышения жизненного уровня населения региона.

Практическое проведение налоговой политики проявляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Налоговый механизм включает в себя ряд инструментов, посредством которых государство осуществляет налоговую политику. Такими инструментами выступают налоговая ставка, налоговые льготы, налоговая база, налоговые санкции и др.

Налоговая ставка является важным инструментом налоговой политики государства. Выбор вида налоговой ставки (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная) оказывает воздействие на формирование доходов бюджетов различных уровней, на стимулы предпринимательской деятельности, а также на реализацию принципа справедливости налогообложения и перераспределение доходов. Повышение или понижение налоговой ставки самым тесным образом связано с объемами поступлений налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Однако установление необоснованно высоких налоговых ставок может привести к вывозу капитала за рубеж, "бегству" налогоплательщиков из страны, росту теневой экономики, сокрытию доходов, к снижению предпринимательской активности. Применение регрессивной налоговой ставки по единому социальному налогу (ЕСН) в свое время в существенной мере способствовало решению проблемы вывода заработной платы из тени [3] . Использование прогрессивной налоговой ставки при обложении доходов и имущества физических лиц признано более справедливым, чем пропорциональное налогообложение. Прогрессивная налоговая ставка позволяет государству в большей степени осуществлять перераспределение доходов населения.

В настоящее время важнейшим инструментом налогового механизма признаны налоговые льготы. С их помощью государство активно осуществляет налоговое регулирование экономики и социальных процессов. Создавая более льготные условия налогообложения для субъектов инновационной деятельности, для инвесторов государство стимулирует инновационный рост экономики. Посредством налоговых льгот государство оказывает поддержку отдельным группам населения, которые не могут по объективным причинам иметь высокие доходы (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи). Немаловажное значение имеют налоговые льготы и для поддержки развития малого предпринимательства, которое обеспечивает занятость населения, развитие определенных ниш экономики, внедрение инноваций.

Существенным инструментом налоговой политики является такой элемент налогообложения, как налоговая база. Порядок формирования налоговой базы непосредственно влияет на отклонение эффективной налоговой ставки от ее законодательно установленного уровня (номинальной налоговой ставки). На величину налоговой базы, а значит, и на сумму уплаченного налога влияют, прежде всего, амортизационная политика и законодательно установленный порядок определения даты реализации.

Важным инструментом налогового механизма является налоговая санкция. Под налоговой санкцией понимается денежное взыскание (штраф), которое применяется при совершении налогового правонарушения. Налоговая политика государства призвана осуществлять справедливое налогообложение. В современном обществе вопросы справедливости приобретают особую важность и остроту. Уклонение от уплаты налогов, нарушение налогового законодательства ставит добросовестных налогоплательщиков в неравные конкурентные условия. Без наказания нарушителей налогового законодательства, без реализации принципа неотвратимости наказания налоговая политика, налогообложение не могут быть признаны справедливыми.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.