Какой трамвай ходил по горбатому мосту

№4 Спартаковская-Вокзал
№6 Спартаковская-Меховая
исчезли вместе с линией по ул.Островского

№8 ЦПКО - Борисково
№17 Короленко - Халитова
№15 ЦПКО- 9 микрорайон
№18 ЦПКО - Речной порт
исчезли скорее сами по себе

№16 Халитова-Трампарк существует и сейчас

Airat писал(а):
-------------------------------------------------------
> Еще вопрос. Где можно почитать про историю
> развития электротранспорта в Казани? Например
> очень интересно где именно была конечная трамвая
> который проходил по горбатому мосту что на
> гладилова.
Ориентировочно около общаги из красного кирпича на Краснококшайской. У меня есть скан с описания этой линии. В принципе там все с точностью до метра, можно посчитать.

> Там до сих пор на одном из столбов висит подвес с куском
> контактного провода, оставшийся еще с начала века!
Точно трамвайный? Там ведь еще и троллейбус ходил.

> Хочется узнать другие интересные факты из истории, найти остатки
> былого.
Это да, очень интересно.

> > который проходил по горбатому мосту что на
> > гладилова.
> Ориентировочно около общаги из красного кирпича на
> Краснококшайской. У меня есть скан с описания этой
Я именно дотуда и дошел. Но никаких остатков, будь то столбов или балласта не нашел..

> линии. В принципе там все с точностью до метра,
> можно посчитать.
Можно как-нибудь мне этот скан заполучить?

> > Там до сих пор на одном из столбов висит подвес
> с куском
> > контактного провода, оставшийся еще с начала
> века!
> Точно трамвайный? Там ведь еще и троллейбус
> ходил.
Да, трамвайный, хочу как-нибудь с клещами прийти и срезать этот раритет себе, свисает почти до земли.

Mikael Tikhonov писал(а):
-------------------------------------------------------
> Airat писал(а):
> --------------------------------------------------
> -----
> > Еще вопрос. Где можно почитать про историю
> > развития электротранспорта в Казани? Например
> > очень интересно где именно была конечная
> трамвая
> > который проходил по горбатому мосту что на
> > гладилова.
> Ориентировочно около общаги из красного кирпича на
> Краснококшайской. У меня есть скан с описания этой
> линии. В принципе там все с точностью до метра,
> можно посчитать.

А какой его номер был и маршрут, да и когда это было? Михаил, а у Вас есть что-нибудь по истории электротранспорта в Казани: маршруты, схемы, даты, ПС, очерки и пр.? Действительно, интересно было бы все это знать.

Их не нужно передавать другим. Такая традиция нумерации имеется практически везде в России. В Москве есть трамваи под нереальными сороковыми номерами, но фактически столько маршрутов там нет. Отголоски прошлого. Старые номера обычно не присваивают новым маршрутам электротранспорта. Логика объяснима. Люди, видя старый номер трамвая, пусть и уже отмененный, могут подумать что он следует по старому маршруту. Все-таки из трамваев еще не кричат, как из маршруток, куда они едут. Так же старый маршрут может быть просто возвращен через какое-то время.

Мне вот больше непонятна нумерация в Набережных Челнах, где есть даже двухсотые маршруты автобусов. Может сложится впечатление, что там много городских автобусных маршрутов. В Новосибирске вообще автобусные маршруты имеют четырехзначные числа.

Airat писал(а):
-------------------------------------------------------
> Уважаемые, а кто бы мне объяснил принципы
> нумерации трамвайных маршрутов? 1, 2, 3, 4?, 5,
> 6?, 7, 8?, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15?, 16?, 17?,
> 18?, 19, 20, 21.


Забыли про 22 маршрут. И даже 23 вроде был, если не ошибаюсь!

> Забыли про 22 маршрут. И даже 23 вроде был, если не ошибаюсь!
Да, 23 был.

MST писал(а):
-------------------------------------------------------
> А какой его номер был и маршрут, да и когда это было?
Пятый номер, если не ошибаюсь.

> Михаил, а у Вас есть что-нибудь по истории электротранспорта в Казани: маршруты,
> схемы, даты, ПС, очерки и пр.? Действительно, интересно было бы все это знать.
У меня есть только вот этот кусок. Весь набор подобной инфы есть у одного казанского любителя истории, и он обещал даже как-то систематизировать это и сделать доступным. Попробую потеребить его сейчас, так как самому интересно.

Art'y писал(а):
> Раньше по горбатому мосту от кольца по Баумна, до
> порохового завода бегал трамвай 5 маршрута, и
> ходил до 61 года. После проседания горбатого
> моста, линию демонтировали.
Я где-то читал что по горбатому ходил трамвай от старой пристани, конечная была "в ягодной слободе"..

> в 75-79 годах началось освоение микрорайона горки,
> и одновременно в 78 году была проложена линия до
> Гвардейской (сейчас на месте старой стрелки
> построили дома, а разворотное кольцо перенесли
Да, видел кусок того старого кольца, закатанного в асфальт на тротуаре в районе галереи Константина Васильева.

> ближе к путепроводу остановка сады). Путепровод
> появился позже. 11 Трамвай ходил только в часы
> пик, ибо днем движение закрывалось. В 79 году был
Интересно, а как было организованно пересечение с жд рельсами которые проходят сейчас под мостом? Сохранились ли остатки старой линии?

В 82 году движение продлили до проспекта
> Победы, а в 86 11 трамвай пошел до Габишева. в
> 1987 появился пиковый 15 Ершова - Проспект победы.
> 12 был проделен до Габишева.

Могу добавить, что был период (некоторое время в середине 80х), кода ходили по 11му маршруту 11 и 11а. 11а до нынешнего проспекта Победы, а 11 до Габишева. На 12м маршруте такого разделения, по-моему, не было.
1й номер до сооружения Куйбышевской плотины (1957) был относительно длинным маршрутом и после нынешней конечной Петрушкин разъезд имел ещё несколько остановок мимо кладбища Мазарки. Его линия попала в зону затопления и рельсы под водой остались. Их говорят и сейчас на мелководье увидеть можно.
И ещё вроде было время, 1й до кольца двигался, а не до вокзала.

Вообще на каком-то сайте я видел разные схемы трамвайных маршрутов по г. Казани в разные годы. Правда там привязки к местности не было, просто названия остановок.

Art'y писал(а):
-------------------------------------------------------
> Раньше по горбатому мосту от кольца по Баумна, до
> порохового завода бегал трамвай 5 маршрута, и
> ходил до 61 года. После проседания горбатого
> моста, линию демонтировали.

Живя свое время в Казани, несколько раз слышал про "горбатый" мост - это что такое? Жаргонное название какого либо из ныне существующих? или что-то демонтированное? Тогда почему говорили "рыбачил у горбатого моста"? просто обозначали место?

> в 75-79 годах началось освоение микрорайона горки,
> и одновременно в 78 году была проложена линия до
> Гвардейской.
> В 82 году движение продлили до проспекта
> Победы, а в 86 11 трамвай пошел до Габишева. в
> 1987 появился пиковый 15 Ершова - Проспект победы.
> 12 был проделен до Габишева.
А разворотное кольцо у Приволжского рынка - это от чего осталось? Сейчас работает ли?

> 13 и 14 маршруты трамвая появились летом 1979
> года.
А не позднее? Года до 81-го на остановке "Гагарина" в сторону центра ("города", как тогда говорили :) ) на номер не смотрели, так садились. Только 9 была.

А как ходили трамы в 1991 году, когда Ленинский мост закрывали? Кольца нет на Декабристов. Неужто по 13-му маршруту только?
46-й автобус тогда шел через Кировский, тролли 1, 4 и 10 тоже, 56-й автобус через 3-ю дамбу, т.е. в центр не попадал.

Еще помню до посторойки ответвления для 13/14 у ДК Химиков с другой стороны было что-то вроде разворотного тупика, однопутного, без призмы тупиковой. Было такое?

K-Lex писал(а):
-------------------------------------------------------
> Мне вот больше непонятна нумерация в Набережных
> Челнах, где есть даже двухсотые маршруты
> автобусов. Может сложится впечатление, что там
> много городских автобусных маршрутов. В
> Новосибирске вообще автобусные маршруты имеют
> четырехзначные числа.

Ответил в тему "Транспорт в Набережных Челнах", так как тут не автобусы :)

Про трамвайные маршруты в Челнах сам удивлялся недавно - нынче 12 маршрутов у нас, прямо как в Казани в 1978! Правда 6=8, 4=7, 11=12 (встречные с движением в Новом городе по кольцу). И 11 и 12 ходят толко днем и в выходные, когда нет необходимости ехать к заводам каждые 5-10 минут.

Cutugno писал(а):
-------------------------------------------------------
> Живя свое время в Казани, несколько раз слышал про
> "горбатый" мост - это что такое? Жаргонное
> название какого либо из ныне существующих? или
> что-то демонтированное? Тогда почему говорили
> "рыбачил у горбатого моста"? просто обозначали
> место?
Мост через старое русло Казанки, около Речного техникума. Сейчас используется как пешеходный.

> А разворотное кольцо у Приволжского рынка - это от
> чего осталось? Сейчас работает ли?
Конечно, 19 маршрут там разворачивается.

В дни 117-летия казанского электрического трамвая, прямо в салоне вагона пятого маршрута прошла лекция по его истории. Ее ведущий Илья Евлампиев написал нам полную версию. Во второй части - описание развития трамвайного движения вплоть до 50-х годов прошлого века.

История трамвая. Детали

До определенного момента сеть трамвая в городе только развивалась: поначалу конка ходила от затопленного ныне Дальнего Устья — пристаней на берегу Волги в устье Казанки — по современной улице Клары Цеткин, Кировской дамбе, нынешней улице Московской до пересечения Баумана и Чернышевского, а оттуда линия шла по Баумана и Петербургской, до пересечения с Миннулина.

С конкой в Казани связан как минимум, один топоним. Петрушкин разъезд назван по имени коня Петрушки, пристегиваемого к вагону на подъеме из волжской поймы на террасу Адмиралтейской слободы. Сейчас коню в этом месте установлен памятник. Со времен конки сохранился и участок с самым старым движением трамвая — это нынешняя Кировская дамба.




А уже в 1905 году городская сеть приросла новыми линиями. Трамвай шел по современным улицам Кремлевской и Университетской. Этот маршрут был, наверное, чемпионом Казани по перепадам высот - он продолжался на Бутлерова, шел по Айвазовского со спуском и подъемом в овраг. Кольцевая линия от Пушкина шла по Касаткина, Федосеевской, Япеева и Миславского, где поднимался на Кремлевскую в том месте, где сейчас даже не крутой подъем — лестница. Замыкался этот маршрут в кольцо, спускаясь от Кремля на нынешнюю Баумана, а потом по Чернышевского выходил к вокзалу (конка остановок на вокзале еще не имела). Далее - по современным Нариманова и Татарстана к современной же Пушкина.





Далее расцвет сменился годами испытаний. В годы гражданской войны на трамвайных вагонах из здания банка на улице Баумана на пристани белочехами был вывезен золотой запас и погружен на пароходы. Кстати, грузы от пристаней в город возили также посредством трамвайной сети. В годы гражданской войны и несколько лет после работа транспорта была нестабильна. В определенные периоды, например, после снежных заносов, трамвай, к тому времени национализированный, не работал весь вообще, а когда работал — то далеко не на всех линиях.

Существует источник, который показывает, что к 27 году отсутствовал и путь на улице Нариманова. В 1930 году Казани посетил американский экономист Фрэнк Феттер, оставивший богатый архив своих фотографий, не так давно оцифрованный и выложенный в интернет. На них предстает экономическая жизнь города на закате НЭПа, а общий уровень обустроенности жизни — как будто передает ощущения из произведений Ильфа и Петрова. На фото нет признаков трамвайных линий на современных улицах Федосеевской, Япеева и на подъеме современной улицы Чернышевского к современной же Кремлевской линий уже нет. А отсутствие трамвая на Горбатом мосту в Ягодную слободу современники помнят как минимум с 1951 года, не исключая, что исчез он и раньше.




В 1930-е, в эпоху индустриализации, к новым окраинам и предприятиям потянулись ветки. Появился маршрут №5 в Ягодную Слободу, проложенный по Горбатому мосту, ныне закрытому, через никуда не текущее старое русло Казанки.

Второй, ненадолго задержавшись в районе пересечения Декабристов и железной дороги, был продлен до КАПО, причем в изначальном варианте к своей конечной трамвай шел обходным путем по улице Челюскина. Изучение инвентарных карточек путей трамвая за 1940 год, любезно предоставленных для ознакомления Львом Моисеевичем Жаржевским, показывает, что помимо ответвления на поселок ИТР (к парку Урицкого примерно на уровне улице Королева, но до возникновения современной сетки улиц), известного старожилам ответвления по Восстания до Бакалейной, была еще пара ответвлений на карьер. А вот соединение с трассой по улице Челюскина никак не упоминается, хотя на врезке с Казанью с карты ТАССР 1940 года показаны одновременно трассы трамвая по Челюскина и по Копылова, то же мерещится и на немецкой аэрофотосъемке 1942 года с сайта warfly.ru.

Продлевается и линия по улице Тукаевская — трамвай за площадью Вахитова продолжил движение до КазГРЭС, как тогда называлась ТЭЦ-1. Но трасса не совпадала с современной — улицы Техническая еще не существовало, а трамвай подныривал под железной дорогой под старым мостиком времен строительства железной дороги, которым заканчивается улица Тукая и начинается Лебедева. За железную дорогу линия продолжалась совсем недалеко, до места, где теперь к улице Лебедева выходит трасса электрички до аэропорта.




В 1940 году трамвайная линия с современной улицы Петербургской была переложена на улицу Островского, а конечная продлена от улицы Эсперанто до улицы Газовая, пути от конечной были проложены и в недра расположенного там предприятия (ныне не существующее трамвайное депо, где сейчас строится ЖК Сокольники возникло на площадке этого предприятия позднее). На месте, где ранее существовала конечная еще долго оставалась пустая площадка. Еще не так давно с нее отправлялись автобусы до Борового Матюшина, ну а теперь по ней пробито продолжение улицы Павлюхина к центру города.


В современной Москве трамваи едва ли можно назвать удобным средством передвижения. Слишком уж они медлительны, малы в размерах, неповоротливы и порой проводят в дорожных заторах больше времени, чем маневренные автомобили. На долю этого вида транспорта сегодня приходится около 5% перевозок пассажиров в столице. Москвичи едва ли могут позволить себе неспешное путешествие на трамвае "по ладоням больших голубых площадей" - слишком высоко ценится в столице время. Старинный транспорт неумолимо сдает позиции, уступая метрополитену в скорости, а личному автомобилю - в комфортабельности.

Однако трамвай, речь о котором пойдет ниже, возможно, переживет всех своих братьев по цеху. Он не быстрее и не комфортабельней других, но представить без него столицу, пожалуй, невозможно. И если "Аннушка" - трамвай маршрута "А"- когда-нибудь пропадет с транспортной карты города, станет очевидно: связь Москвы со своим славным прошлым потеряна навсегда.

"Аннушка", "Букашка" и "Верочка"

Маршрут, по которому вот уже больше ста лет колесит трамвай "Аннушка", до сих пор называется "кольцо А", хотя на сегодняшний день кольцом его назвать никак нельзя. Трамвай движется от Калужской площади до Чистых прудов, минуя станции метро "Шаболовская", "Тульская", "Павелецкая" Замоскворецкой и Кольцевой линий, "Третьяковская", "Новокузнецкая". Это все, что осталось от трамвайного пути, некогда опоясывавшего московское Бульварное кольцо.

А начиналось все в 1911 году, когда по улицам, ранее знакомым разве что с конкой, впервые прошел электрический трамвай. Тогда "кольцо А" начиналось от Яузских ворот и заканчивалось у Пречистенских, замыкаясь по Пречистенской, Кремлёвской и Москворецкой набережным. Вся красота златоглавой проносилась перед глазами пассажиров "Аннушки".

"За открытыми окнами вагона линии "А" шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве - мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлёвских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку. ", - пишет об "Аннушке" Константин Георгиевич Паустовский, в юности работавший кондуктором на московском трамвае.

Вскоре вслед за маршрутом "А" появились и другие трамвайные "буквы". Например, трамвай Б, - "Букашка", - ездивший на всем протяжении Садового кольца, или "В", "Верочка", связывавшая по кольцу Таганку с районом Автозаводской. Однако "Аннушка" по-прежнему оставалась самой любимой среди москвичей.

"Мы предпочитали работать на "серебряной" линии "А"- на Бульварном кольце. Эту линию москвичи называли ласково "Аннушкой". Линия "А" была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии "Б", - интеллигентный и чиновный. Расплачивался такой пассажир обыкновенно серебром и бумажками", - писал Паустовский.

Жизнь трамвая нелегка

Впервые маршрут движения "Аннушки" был изменен в 1931 году. Тогда его перенесли с Соймоновского проезда и Пречистенской набережной на улицы Волхонка и Ленивка. Уже в 1936 году "кольцо А" разомкнут, и путь трамвая уже никогда не будет прежним. Теперь "Аннушка" движется по Солянке и улице Разина (современная Варварка). Еще через пару лет начнется реконструкция мостов через Москву-реку, и кольцо разорвется навсегда. Теперь конечными станциями маршрута А будут Зацепская площадь и станция метро "Дворец Советов" (ныне "Кропоткинская").

В течение последующих 11 лет путь трамвая №А менялся почти ежегодно: то его продлевали по Зубовской и Большой Пироговской улицам до Клинической площади, то снова сокращали до Кропоткинской. В 1948 году маршрут был продлён до конечной остановки "Улица Десятилетия Октября" по Малой Пироговской улице, а спустя еще год трассу и вовсе перенесли на улицы Чехова и Большую Грузинскую до Тестовского посёлка (Шмитовский проезд).

Еще один крупный "переезд" в жизни "Аннушки" состоялся в 1953 году: маршрут перебрался на Цветной бульвар и Делегатскую улицу, по-прежнему следуя до Тестовского посёлка. Ещё через несколько лет были закрыты линии по Делегатской, Оружейному переулку и 3-й Тверской-Ямской улице, что снова повлекло необходимость переносить маршрут.

В 1991 году, - к тому времени трамвай ходил от Зацепы до метро "Кировская", - по просьбе Русской православной церкви было ликвидировано разворотное кольцо на Зацепской площади, проходившее вокруг церкви Фрола и Лавра. Вместе с кольцом было решено ликвидировать и "Аннушку". От легендарного трамвая почти за благо избавиться: а он, между тем, отпраздновал 80-летний юбилей.

Легенды отступают, но не сдаются

Второе рождение "Аннушки" пришлось на празднование 850-летия Москвы. В 1997 году трамвайный маршрут, ставший настоящим символом столицы, был восстановлен - теперь он удлинился через Серпуховскую заставу до Октябрьской площади. По этому отрезку трамвай А курсирует и по сей день.

Конечно, сегодняшние пассажиры "Аннушки" не видят и доли того, что некогда открывалось взору пассажиров маршрута А. Из десяти московских бульвар трамвай проезжает лишь три. Тем не менее, на некоторых участках бывшего "кольца" никаких альтернативных маршрутов общественного транспорта не проложено до сих пор. Неудивительно - на крутом спуске Рождественского бульвара, например, согласно существующим нормативам, может работать только трамвай. Показателен в этом случае опыт европейских городов: в стремлении уберечь исторический облик центра с его узенькими улицами, не пригодными для оживленного автомобильного движения, Вена, Прага, Берлин обращаются к трамваям. Транспорт, постепенно становящийся достоянием прошлого, помогает сохранить следы истории. Возможно, и "Аннушка" сумеет еще послужить на благо своего города: надежда на то, что когда-нибудь ей вернут утерянный некогда маршрут, остается.

Жил да был трамвай на свете,
Он у Кировских ворот
Рано-рано на рассвете
Делал полный разворот.

Он по центру шёл когда-то,
В те далекие года
У Никитских, у Арбата
Мы встречались с ним всегда.

Город, город, пёстрый глобус,
Жизнь трамвая нелегка,
И троллейбус, и автобус
Обгоняют старика

Он теперь от центра дальше,
Невелик остаток дней,
Но скажу, друзья, без фальши -
Он был юностью моей.

Пусть до пенсии полшага,
Как забыть тебя, пойми,
Старый друг мой, работяга,
Подружившийся с людьми.

Песенку эту со мной запевай,
Аннушкой, Аннушкой звали трамвай.

(слова - Сергей Островой, музыка - Сигизмунд Кац)

Первая жена Булгакова, Татьяна Лаппа, в беседе Леонидом Паршиным прямо заявляла:

То же подтверждает коренной москвич Юрий Федосюк в мемуарах о Москве 1920-1930-х годов "Утро красит нежным цветом. ". Автор вообще безотносительно к булгаковскому роману вспоминает, как летом 1932 года мальчишкой специально проследовал по трамвайному маршруту "А": ". хотя "Аннушка", отъехавшая от нашей остановки, минут через 40 возвращалась на то же место, мне хотелось проверить кольцеобразность её линии самолично, а не с помощью трамвая, Бог весть как там проложенного, для чего лучше всего было пройти весь его маршрут пешком". Согласно описанию, ни по Ермолаевскому, ни по Малой Бронной "аннушка" не проходила.

СТОП-СТОП! А вот тут я позволю себе не согласиться с Пирковским. Турникет на Патриарших ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ! Даже два турникета. И именно на их месте существуют те самые "разрывы", о которых писал Мягков. Только искатель несуществующей трамвайной линии не учёл одного: подобные турникеты имелись при входе на большинство бульваров и в парки Москвы - равно как и на выходе из оных! Так повелось ещё до революции. Так, "Полный словарь иностранных слов" М. Попова, вышедший в 1907 году, сообщает: "ТУРНИКЕТ - крестовина, свободно вращающаяся на невысоком столбе, который устанавливается по середине узкого прохода; т. мешает проходу крупных животных в общественные сады, на бульвары и проч., мешает проходу экипажей и т. п.".

То же самое сохранялось до войны и в Москве (равно как и в других советских городах). Георгий Андреевский в исследовании "Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху" пишет о 1921 годе:

"Неизвестные вандалы отбили угол пьедестала памятника Гоголю, вытоптали газоны скверов, исковеркали вертящиеся калитки на бульварах в черте Садовой, предохранявшие пешеходов от несчастных случаев. (Помните такую калитку-турникет на Патриарших прудах, за который Михаил Александрович Берлиоз из булгаковского романа "Мастер и Маргарита" сделал свой последний шаг навстречу трамваю?)".


Вот что пишет в повести "Лёнька Пантелеев" Алексей Пантелеев (Ерофеев):

"Он кинулся направо, заметил в ограде бульвара чугунную вертушку турникета , ударился об нее животом.. удачно проскочил через второй турникет".

Действие повести относится к первым годам Советской власти, а вышла повесть в 1939 году.

А вот воспоминания Зои Борисовны Афросиной - уже о 30-х годах прошлого века:

"Я родилась в Москве. Детство и юность провела в доме № 8 по Тверскому Бульвару. Это центр Москвы, бывшее бульварное кольцо трамвая "А". От бульвара дом отделялся широким тротуаром, булыжной мостовой и рельсами. Напротив нашего подъезда была входная калитка-турникет. Она представляла собой металлический столб с вращающимися ушами из 20мм арматуры и использовалась детьми как карусель".

Турникеты существовали при входе НА ЛЮБОЙ БУЛЬВАР, независимо от того, ходили мимо трамваи или нет. Более того: здесь дежурили специальные смотрители - чтобы регулировать наполняемость бульваров и не допускать столпотворения. А столпотворение таки бывало, и часто! Вот что вспоминает московский старожил Юрий Федосюк о о Покровском бульваре того времени:

"Днём на бульваре шла одна жизнь, вечером - другая. Дневными завсегдатаями бульвара были мамаши с детьми и пенсионеры. Вечером плохо освещённый бульвар превращался в гульбище. На одной скамейке усаживалось человек десять обоего пола, быстро налаживалось знакомство, сидящие разбивались на парочки. От угощения семечками контакты переходили в объятия, поцелуи и весьма откровенные прикосновения".

Афросина тоже вспоминает:

"Вечером и в воскресные дни на бульварных скамейках мест не оставалось. Мама посылала меня заранее занять место. Я это ненавидела, так как очень стеснялась".

Не случайно Булгаков отмечает "первую странность" "страшного майского вечера": ". во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. никто не пришёл под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея". И впрямь странно.

Кстати, тот же Федосюк пишет и о турникетах: "Турникеты при выходах, с вспыхивающей при приближении трамвая надписью на табло: "Берегись трамвая". Зачем нужны были турникеты, мне до сих пор неясно. Отец объяснял: чтобы на бульвар не заезжали телеги и пролётки с лошадьми".

Итак, турникеты действовали на всех бульварах, и их наличие никоим образом не может свидетельствовать о наличии рядом трамвайной линии. А там, где эта линия действительно проходила, существовало и предупредительное табло.

Таким образом, и эта "улика" Мягкова не работает.

Крайнюю степень дотошности по поводу зловещего трамвая проявил и Леонид Паршин:

Подведём итог: все факты указывают на то, что никакой трамвай по Малой Бронной улице (равно как и по Ермолаевскому переулку) никогда не ходил.

Первая жена Булгакова, Татьяна Лаппа, в беседе Леонидом Паршиным прямо заявляла:

То же подтверждает коренной москвич Юрий Федосюк в мемуарах о Москве 1920-1930-х годов "Утро красит нежным цветом. ". Автор вообще безотносительно к булгаковскому роману вспоминает, как летом 1932 года мальчишкой специально проследовал по трамвайному маршруту "А": ". хотя "Аннушка", отъехавшая от нашей остановки, минут через 40 возвращалась на то же место, мне хотелось проверить кольцеобразность её линии самолично, а не с помощью трамвая, Бог весть как там проложенного, для чего лучше всего было пройти весь его маршрут пешком". Согласно описанию, ни по Ермолаевскому, ни по Малой Бронной "аннушка" не проходила.

СТОП-СТОП! А вот тут я позволю себе не согласиться с Пирковским. Турникет на Патриарших ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ! Даже два турникета. И именно на их месте существуют те самые "разрывы", о которых писал Мягков. Только искатель несуществующей трамвайной линии не учёл одного: подобные турникеты имелись при входе на большинство бульваров и в парки Москвы - равно как и на выходе из оных! Так повелось ещё до революции. Так, "Полный словарь иностранных слов" М. Попова, вышедший в 1907 году, сообщает: "ТУРНИКЕТ - крестовина, свободно вращающаяся на невысоком столбе, который устанавливается по середине узкого прохода; т. мешает проходу крупных животных в общественные сады, на бульвары и проч., мешает проходу экипажей и т. п.".

То же самое сохранялось до войны и в Москве (равно как и в других советских городах). Георгий Андреевский в исследовании "Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху" пишет о 1921 годе:

"Неизвестные вандалы отбили угол пьедестала памятника Гоголю, вытоптали газоны скверов, исковеркали вертящиеся калитки на бульварах в черте Садовой, предохранявшие пешеходов от несчастных случаев. (Помните такую калитку-турникет на Патриарших прудах, за который Михаил Александрович Берлиоз из булгаковского романа "Мастер и Маргарита" сделал свой последний шаг навстречу трамваю?)".


Вот что пишет в повести "Лёнька Пантелеев" Алексей Пантелеев (Ерофеев):

"Он кинулся направо, заметил в ограде бульвара чугунную вертушку турникета , ударился об нее животом.. удачно проскочил через второй турникет".

Действие повести относится к первым годам Советской власти, а вышла повесть в 1939 году.

А вот воспоминания Зои Борисовны Афросиной - уже о 30-х годах прошлого века:

"Я родилась в Москве. Детство и юность провела в доме № 8 по Тверскому Бульвару. Это центр Москвы, бывшее бульварное кольцо трамвая "А". От бульвара дом отделялся широким тротуаром, булыжной мостовой и рельсами. Напротив нашего подъезда была входная калитка-турникет. Она представляла собой металлический столб с вращающимися ушами из 20мм арматуры и использовалась детьми как карусель".

Турникеты существовали при входе НА ЛЮБОЙ БУЛЬВАР, независимо от того, ходили мимо трамваи или нет. Более того: здесь дежурили специальные смотрители - чтобы регулировать наполняемость бульваров и не допускать столпотворения. А столпотворение таки бывало, и часто! Вот что вспоминает московский старожил Юрий Федосюк о о Покровском бульваре того времени:

"Днём на бульваре шла одна жизнь, вечером - другая. Дневными завсегдатаями бульвара были мамаши с детьми и пенсионеры. Вечером плохо освещённый бульвар превращался в гульбище. На одной скамейке усаживалось человек десять обоего пола, быстро налаживалось знакомство, сидящие разбивались на парочки. От угощения семечками контакты переходили в объятия, поцелуи и весьма откровенные прикосновения".

Афросина тоже вспоминает:

"Вечером и в воскресные дни на бульварных скамейках мест не оставалось. Мама посылала меня заранее занять место. Я это ненавидела, так как очень стеснялась".

Не случайно Булгаков отмечает "первую странность" "страшного майского вечера": ". во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. никто не пришёл под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея". И впрямь странно.

Кстати, тот же Федосюк пишет и о турникетах: "Турникеты при выходах, с вспыхивающей при приближении трамвая надписью на табло: "Берегись трамвая". Зачем нужны были турникеты, мне до сих пор неясно. Отец объяснял: чтобы на бульвар не заезжали телеги и пролётки с лошадьми".

Итак, турникеты действовали на всех бульварах, и их наличие никоим образом не может свидетельствовать о наличии рядом трамвайной линии. А там, где эта линия действительно проходила, существовало и предупредительное табло.

Таким образом, и эта "улика" Мягкова не работает.

Крайнюю степень дотошности по поводу зловещего трамвая проявил и Леонид Паршин:

Подведём итог: все факты указывают на то, что никакой трамвай по Малой Бронной улице (равно как и по Ермолаевскому переулку) никогда не ходил.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.