Что влияет на формирование осанки

– это не только привычное для человека положение (поза, манера) удержания своего тела в вертикальном положении в покое и в движении, обусловленное сформированным навыком и комплексом физических качеств, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, т.е. осанка – понятие комплексное. Осанка может быть правильной и неправильной.

Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах. Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.

На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. В утробе матери позвоночник плода представляет собой равномерную дугу. Сразу после рождения ребенка позвоночник выпрямляется почти до прямой линии. С этого момента начинается формирование осанки. Когда малыш начинает удерживать голову в поднятом положении, в шейной части позвоночника образуется изгиб вперед (шейный лордоз); когда ребенок начинает сидеть, в грудном отделе позвоночника образуется изгиб, обращенный назад (кифоз), а когда начинает ходить, образуется изгиб позвоночника с выпуклостью, обращенной вперед в поясничной части (поясничный лордоз). Дефекты осанки и искривление позвоночника могут возникнуть еще в грудном возрасте. Причин, вызывающих нарушение осанки, много. Одни из них определяются состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, другие – окружающей его обстановкой. Среди всех факторов и причин важную роль в воспитании хорошей осанки играет полноценное питание. Недостаток в пище витаминов, минеральных солей отрицательно отражается на состоянии скелета и мышц ребенка и предрасполагает к развитию плохой осанки.

Для быстрого приблизительного определения правильности осанки применяется довольно простой тест. Его суть состоит в следующем: необходимо встать спиной к стене, выпрямиться и прижаться к ней так, чтобы одновременно прислониться к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками.

Кроме вертикальной осанки, важно правильно сидеть, т.к. различные дефекты осанки возникают и закрепляются при сидении за столом. Правильной считается следующая поза: предплечья располагаются на столе, плечи находятся на одном уровне; туловище держится прямо, не сгибаясь, но слегка наклоняется вперед; голова также слегка наклонена вперед; ноги стоят на полу, голени и бедра находятся под прямым углом (т.е. ноги нельзя задвигать под стол), подколенные ямки не должны прижиматься к краю стула, чтобы не нарушать кровоток. Сидеть необходимо без напряжения, свободно. Высокий или низкий стул способствует нарушению осанки.

Факторы, влияющие на осанку

На осанку влияют комплекс разнообразных факторов и их различные соотношения, в частности:

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказываю неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание человека в неправильном положении. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях, этот навык формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других – на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера. Вначале нарушения осанки не вызывают изменений в позвоночнике. Но если неправильная поза становится привычной, а причины, способствующие поддержанию неправильной позы, не устраняются, то возникают изменения в позвоночнике.

В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Выделяют следующие виды нарушений осанки:

  • Нарушение осанки в переднезаднем направлении, сопровождающееся усилением физиологических изгибов позвоночного столба: кругло-вогнутая спина, круглая спина, сутулость.
  • Нарушение осанки в переднезаднем направлении, сопровождающееся уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба: плоско-вогнутая спина, плоская спина.
  • Нарушение осанки в боковом направлении: асимметричная осанка.

Сутулость – нарушение осанки, сопровождающееся усилением грудного кифоза в сочетании с уменьшением поясничного лордоза. Вертикальная ось тела отклоняется кзади от линии между центрами головок бедер. Надплечья приподняты, наблюдается некоторое приведение плечевых суставов. Часто выявляются крыловидные лопатки (выстояние внутренних краев либо нижних углов лопаток над грудной клеткой).

Круглая спина – дефект осанки, сопровождающийся выраженным усилением грудного кифоза в сочетании с отсутствием поясничного лордоза. Эластичность позвоночника повышена, центр тяжести тела смещен. Чтобы сохранить равновесие, человек ходит и стоит на немного согнутых ногах. Надплечья приподняты, голова наклонена вперед, плечевые суставы несколько приведены. Руки расположены не по бокам от туловища, а чуть спереди. Часто выявляются крыловидные лопатки. Живот выступает.

Кругловогнутая спина – нарушение осанки, сопровождающееся усилением всех нормальных изгибов позвоночного столба. Голова выдвинута вперед, плечевые суставы приведены, надплечья приподняты. Часто наблюдаются крыловидные лопатки. Живот выступает. Ноги переразогнуты или слегка согнуты в коленях.

Плосковогнутая спина – нарушение осанки, сопровождающееся сглаживанием грудного кифоза при усиленном или нормальном поясничном лордозе. В ряде случаев также наблюдается уменьшение шейного лордоза. Ноги переразогнуты или слегка согнуты. Таз смещен кзади. Часто выявляются крыловидные лопатки.

Нарушения осанки, сопровождающиеся сглаживанием изгибов позвоночного столба, рассматриваются, как проявление функциональной неполноценности костно-мышечной системы. Позвоночник в таких случаях легко повреждается даже при незначительных травмирующих воздействиях. У пациентов часто возникают прогрессирующие боковые искривления позвоночника.

Сколиотическая (асимметричная) осанка – дефект осанки, сопровождающийся привычным изгибом позвоночного столба вправо или влево от срединной линии. Чаще наблюдается левостороннее отклонение. При осмотре сзади видно дугообразное искривление позвоночника. Лопатка и плечо с одной стороны подняты, с другой – опущены. Треугольники талии неравномерны. При этом, в отличие от сколиоза, нет признаков скручивания позвонков: мышечный валик сбоку от искривления отсутствует, реберный горб не выражен. В висе отклонение исчезает, позвоночник становится ровным, части тела – симметричными.

Сколиотическая болезнь и дефекты осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относятся к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной ортопедии. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых (14, с.20).

По последним данным, число детей с различными нарушениями осанки достигает 30-60%, а сколиотическая болезнь поражает в среднем 6-15% детей (14, с. 21).

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки (21, с.32).

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.

В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера (соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др.).

В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание (21, с. 33).

Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие (21, с.33).

В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Дефекты осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.

Грубые же изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 ст. тяжести сколиоза. Развивается сколиотическая болезнь преимущественно в периоды интенсивного роста скелета: 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

Сколиотическая болезнь - это очень сложное заболевание, требующее постоянного наблюдения и лечения у ортопеда (10, с.43).

Итак, правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободной опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвонков во фронтальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).

Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обуславливают амортизирующие особенности позвоночника. Глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым (10, с.44).

Все эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о наличии нарушений осанки или сколиотической болезни.

Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Различают следующие варианты осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника (1, с.55):

· "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;

· "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;

· "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;

· "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза при увеличении поясничного кифоза;

· "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе.

Для определения степени искривления позвоночника в сагиттальной плоскости производят следующие измерения глубины изгибов позвоночника (в сантиметрах от отвеса, который прикреплен на затылке) (1, с.57):

· шейный лордоз (от шнура до наиболее удаленной точки шейного отдела позвоночника);

· поясничный лордоз (от шнура до наиболее удаленной точки поясничного отдела позвоночника);

· крестцовую часть (от шнура до крестцовой части позвоночника);

· если шнур не касается грудного кифоза, то измеряется расстояние до спины.

Обычно различают три степени искривления позвоночника в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, являются ли искривления уже установившимися, стойкими, ребенка просят выпрямиться (1, с.58).

Деформация 1 ст. - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении.

Деформация 2 ст. - искривление отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке.

Деформация 3 ст. - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половиной туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (лопатки, плечи), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени: от чуть заметных до резко выраженных. Боковое отклонение позвоночника при функциональных нарушениях осанки во фронтальной плоскости нестойкое, оно может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа; отсутствуют признаки торсии позвонков (23, с.38).

Профилактика и лечение нарушений осанки

Профилактика и лечение нарушений осанки должны быть комплексными и включать (17, с.22):

1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

2. Правильная и точная коррекция обуви:

· устранение функционального укорочения конечности, возникающее за счет нарушений осанки в области таза, и выравнивающая уровень подвздошных костей;

· компенсирующая дефекты стопы (плоскостопие, косолапость);

3. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.):

4. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием;

5. Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

6. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

7. Плавание, лечебное плавание.

8. Применение, если это необходимо, различных ортопедических изделий: корректор осанки, спинодержатель, ортопедический корсет.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной физкультуры, в урок физического воспитания в школе, в спортивную тренировку (5, с.16).

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и брюшного пресса, - тогда они могут в течение долгого времени удерживать позвоночник в правильном положении.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5-7 сек., а затем сделать паузу для отдыха в течение 8-10 сек., повторить 3-5 раз (5, с. 17).

Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. На одном занятии целесообразно делать 3-4 упражнения. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, но по мере их освоения упражнения необходимо усложнять за счет усложнения исходного положения, за счет изменения положения рук, ног, применения отягощений (палки, гантели, мячи, медболы, увеличения числа повторений до 10-12.

Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими, дыхательными, упражнениями на расслабление, на координацию и др. (5, с.18).

Необходимо помнить, что сформировать правильную осанку можно только в период роста позвоночника.

1.1. Факторы, влияющие на формирование правильной осанки …….. 4 - 5

2. Практическая часть

2.1. Этапы проведения и обработка результатов исследования……… 6 - 8

4. Источники информации ………………………………………………… 9

Введение

В настоящее время в нашей стране около 60% детей школьного возраста имеют различные нарушения осанки, из них у 20% диагностируется сколиоз позвоночника. Растёт больное поколение и, если немедленно и всерьёз не заняться здоровьем, у нас не будет будущего. В прошлом году, на осмотре у ортопеда мне поставили диагноз – сколиоз начальной стадии. Я очень расстроился и всё лето усиленно занимался по программе лечения, которую мне выписал врач. Одновременно я узнавал много нового о позвоночнике человека и выявил, что здоровье позвоночника – правильная осанка – одно из основных факторов здоровья всех внутренних органов человека. У меня возникло желание узнать какие факторы влияют на формирование осанки и как можно избежать неприятностей со своим позвоночником. Это и определило тему нашего исследования.

Цель исследования – изучить влияние факторов на формирование осанки учащихся начальной школы.

Задачи исследования:

2. Обследовать школьные портфели одноклассников, школьную мебель в кабинете, выявить недостатки и сравнить полученные данные с санитарными нормами и правилами.

3. Выяснить какими видами спорта занимаются одноклассники и как это влияет на формирование осанки.

4. Познакомить одноклассников с правилами здорового позвоночника и комплексом простых и доступных упражнений для исправления и поддержания осанки.

Гипотеза исследования – еслинеправильно подобран школьный портфель, школьная мебель не соответствует санитарным требованиям и учащиеся несистематически укрепляют мышцы спины, то это может привести к нарушению осанки учащихся.

Предмет исследований - факторы, влияющие на осанку школьника.

Методыработы- изучение литературы, наблюдение, сравнение и анализ, измерение, тестирование, анкетирование.

Практическая значимость – формирование у учащихся начальной школы осознания важности правильной осанки для здоровья человека, ознакомление с основными факторами, которые влияют на формирование его позвоночника и понимания, что он сам может принимать участие в процессе формирования, коррекции и исправления своей осанки.

1.Теоретическая часть

1.1. Факторы, влияющие на формирование правильной осанки.

Осанка — это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы. При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед. Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета. Известно, что на рост ребёнка, его развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия, в которых он развивается и воспитывается. Ребёнок проводит в школе значительную часть своего времени, в среднем (вместе с дорогой в школу и обратно) это занимает 5-6 часов. Поэтому важная роль в формировании правильной осанки отводится школе.

На сегодняшний день установлено множество факторов, влияющих на формирование правильной осанки. Мы обратим внимание на те факторы, которые влияют на формирование осанки в школе.

1. Чаще всего заболевания позвоночника – нарушение осанки, сколиоз и другие – начинаются в раннем детстве. Как только ребенок пошёл в первый класс, он всё больше времени проводит сидя за учебным столом. Для сохранения здоровья спины и формирования правильной осанки ребёнка определены общие стандарты, которым должен удовлетворять детский стол. Согласно СанПиН размеры учебной мебели в зависимости от роста учащихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1. (Приложение 1). В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий.

2. Каким должен быть школьный портфель?

Ответ на данный вопрос мы найдем в СанПиН, где отмечено, что вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов, вес в наполненном виде должен быть от 10 до 15% от веса школьника. Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, что приведёт к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника и испортит осанку. На формирование осанки младшего школьника влияет и правильно подобранный портфель. Основные показатели безопасного ранца представлены в памятке для учащихся и их родителей.

3. Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины. Упражнения можно включать в комплекс утренней оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку. Многообразие видов спорта и разновидностей физических упражнений не позволяет рассматривать каждое из упражнений в отдельности, так как многие виды спорта близки друг к другу по различным признакам, в частности, по влиянию их на опорно-двигательный аппарат. Учет особенностей влияния различных видов спорта на опорно-двигательный аппарат необходим для профилактики различных ортопедических заболеваний позвоночника, особенно при наличии у них нарушения осанки и сколиоза начальных форм. Все виды спорта по характеру их воздействия на формирование осанки можно разделить на три группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта. Они представлены в таблице 2 (Приложение 2).

Рассмотренные выше факторы, влияющие на формирование осанки, мы будем изучать на примере наших одноклассников и представим результаты в практической части.

2. Практическая часть

2.1. Этапы проведения и обработка результатов исследования.

На первом этапе исследования мы проанализировали медицинские карты учащихся нашего класса и выяснили рост, вес, а также посмотрели есть ли проблемы с опорно-двигательной системой у одноклассников. Все данные занесены в таблицу 3 (Приложение 3). Проанализировав, мы видим, что из 27 учеников нашего класса, у 13 человек отмечено нарушение осанки, что составляет 48% от всех учеников класса. (Диаграмма1. Приложение 4). Так же мы посмотрели динамику изменения состояния здоровья осанки, и выяснили, что в первом классе нарушения осанки было выявлено только у 22% учеников. (Диаграмма 2. Приложение 5). Таким образом, на первом этапе исследования мы выяснили, что для учеников нашего класса характерна проблема нарушения осанки и в периоде четырех лет ситуация в классе ухудшилась, % детей с нарушением осанки вырос в два раза. Это объясняется тем, что на период начальной школы приходится активный рост школьников, идет формирование осанки, именно в этот период необходимо уделять особое внимание этому вопросу.

На втором этапе исследования мы провели анализ портфелей, с которыми дети ходят в школу. Мы взвесили портфели в двух видах: наполненные учебниками и пустые. Вес школьных портфелей представлен в таблице 4 (Приложение 6). Таким образом, по загруженности портфели соответствуют весу ученика только у 11 ребят, остальные дети ходят с перегруженными портфелями.

Только 16 человек ходят в школу с правильными портфелями (с жесткой ортопедической спинкой и на двух лямках). Из 16 правильных портфелей только 6 весят менее 700 грамм в пустом состоянии, что соответствует санитарным нормам. Мы сделали выводы, что многие дети в конце начальной школы перестают следить за своим портфелем, часто в школу ходят со спортивными сумками или сумками с одной лямкой, а также не проверяют содержание своих портфелей, носят в школу много лишних учебников, посторонних вещей.

На третьем этапе исследования мы решили проверить, соответствует ли школьная мебель в кабинете росту учащихся, установленным нормам ГОСТ. Мы выяснили, что парты и стулья в классе все одинаковой высоты: парта – 640 мм, стул 380 мм. Парты в классе не оснащены регуляторами наклона столешниц. Мебель в классе имеют возможность регулировки, но это не используется, так как в классе занимаются учащиеся 2 класса и 4 класса. Детей в классе мы разделили на ростовые группы в соответствии с группами, указанными в ГОСТе. Мы получили результаты, представленные в таблице 5 (Приложение 7). Таким образом, только 11 ученикам нашего класса высота мебели соответствует установленным нормам.

На четвёртом этапе исследования с помощью анкетирования мы выяснили какими видами спорта занимаются наши одноклассники. И получили следующие результаты, которые представлены в диаграмме 3 (Приложение 8). Можно сделать вывод о том, что дети нашего класса – спортивные ребята. Только 9 детей не посещают никаких спортивных секций, остальные дети увлекаются спортом, причем несколько детей посещают 2-3 спортивных секции одновременно. В нашем классе один человек занимается теннисом и у него имеется нарушение осанки, второй мальчик занимается баскетболом, но параллельно ходит на плавание, нарушения осанки у него нет. Остальные дети занимаются видами спорта, которые благоприятно влияют на формирование осанки и рекомендуются врачами-ортопедами.

Основные факторы, влияющие на нарушение осанки наших одноклассников, мы показали в таблице 4. (Приложение 10).

3. Выводы

В ходе исследовательской работы, следуя поставленным задачам, нами сделаны следующие выводы:

1. Анализ опорно-двигательной системы учащихся нашего класса по медицинским картам показал, что у 48% учащихся отмечено нарушение осанки, за четыре года обучения в школе ситуация ухудшилась в два раза.

2. Обследовав портфели учащихся и сравнив результаты с санитарными требованиями мы выяснили, что только 59% учащихся ходят в школу с правильно подобранными портфелями, из них только у 22% учащихся вес портфеля соответствует санитарным нормам. Высота школьной мебели в кабинете соответствует только 40% учащихся согласно установленным нормам.

3. Большинство учащихся нашего класса посещают спортивные секции, что является положительным для формирования правильной осанки.

4. Учащиеся нашего класса по основным вопросам, касающихся формирования правильной осанки человека, осведомлены хорошо.

Проведя исследование нами было установлено, что если у учащегося неправильно подобран школьный портфель, школьная мебель не соответствует росту и санитарным требованиям, а также если учащийся не занимается спортом, то у него наблюдается нарушение осанки.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась

4. Источники информации

1. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

2. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. – Л.: Медицина, 1991. – 416 с. – (научно-популярная медицинская литература).

3. Краковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для учителей и родителей. – Л.: Феникс, 1963. – 64 с.

4. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.

Приложения

Приложение 1.

Таблица 1. Размеры учебной мебели в зависимости от роста учащихся.

Приложение 2.

Таблица 2. Распределение видов спорта на группы по характеру их воздействия на опорно-двигательный аппарат.

Характер нагрузки

Виды спорта

Показания к занятиям спортом

при нормальной осанке

при нарушении осанки

при сколиозе 1-й степени

Биатлон, велосипедный спорт, гимнастика спортивная, гребля на байдарке, конькобежный спорт, легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, лыжное двоеборье, плавание, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, тяжелая атлетика.

Акробатика в паре, бадминтон, баскетбол, бокс, гребля академическая, гребля на каноэ, легкая атлетика (метание), пулевая стрельба, стрельба из лука, теннис, теннис настольный, фехтование, фигурное катание.

Нецелесообразны, ранняя специализация противопоказана

Борьба вольная, борьба классическая, борьба самбо, водное поло, волейбол, гимнастика художественная, горнолыжный спорт, многоборья по легкой атлетики, регби, ручной мяч, футбол, хоккей.

Приложение 3.

№ п/п

Имя ученика

рост ученика в первом классе, см

рост ученика в 4 классе, см

вес ученика в 4 классе, кг

есть ли проблемы с осанкой (данные мед осмотра)

Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. От рождения до глубокой старости человек проходит определенные этапы развития. Изменяются формы и пропорции тела, изменяется нервная система и, вместе с ней, формируются, закрепляются и угасают комплексы безусловных и условных рефлексов. Все это, так или иначе, отражается на осанке. Изменение осанки в процессе индивидуального развития человека — важный аспект физического развития. Осанка — это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, то есть осанка — понятие комплексное.

Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Нарушения осанки связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются прочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Осанка может изменяться при неправильном физическом воспитании, под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, из-за неудобных вынужденных рабочих поз. Нарушение осанки может произойти в любом возрасте, но все, же чаще всего это происходит в детстве. К сожалению, мало кто следит за правильным положением тела ребенка во время его учебы в школе. А ведь от этого страдает не только спина, но и глаза. У детей часто очень рано появляется близорукость, (поэтому правильную осанку надо формировать с детства). В течение дня дети выполняют массу разнообразных движений, многие из них проводят много времени сидя, что не является идеальным для позвоночника. К концу дня спина устает и все труднее поддерживать правильную осанку - возникают различные нарушения осанки.

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его.

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.

В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера (соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др.).

В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие.

Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Развивается сколиотическая болезнь преимущественно в периоды интенсивного роста скелета: 6-7 лет, 12-15 лет. Сколиотическая болезнь - это очень сложное заболевание, требующее постоянного наблюдения и лечения у ортопеда.

Профилактика и лечение нарушений осанки должны быть комплексными и включать:

1. Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

2. Правильная и точная коррекция обуви: - устранение функционального укорочения конечности, возникающее за счет нарушений осанки в области таза, и выравнивающая уровень подвздошных костей; - компенсирующая дефекты стопы (плоскостопие, косолапость );

3. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.):

4. Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаванием ;

5. Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д. );

6. Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

7. Плавание, лечебное плавание.

8. Применение, если это необходимо, различных ортопедических изделий: корректор осанки, спинодержатель, ортопедический корсет.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю, тренировать мышцы спины и брюшного пресса. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной физкультуры, в спортивную тренировку. Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и брюшного пресса, - тогда они могут в течение долгого времени удерживать позвоночник в правильном положении.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5-7 сек., а затем сделать паузу для отдыха в течение 8-10 сек., повторить 3-5 раз.

Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. На одном занятии целесообразно делать 3-4 упражнения. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, но по мере их освоения упражнения необходимо усложнять за счет усложнения исходного положения, за счет изменения положения рук, ног, применения отягощений (палки, гантели, мячи, медболы), увеличения числа повторений до 10-12.

Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими, дыхательными, упражнениями на расслабление, на координацию и др.

Необходимо помнить, что сформировать правильную осанку можно только в период роста позвоночника.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.