Какие виды физической нагрузки разрешены при нарушения осанки


Нарушение осанки (МКБ 10: М53.2) – устойчивое отклонение от нормального положения тела. Сопровождается усилением или сглаживанием физиологических изгибов позвоночника. Не является болезнью в отличие от сколиоза и патологического кифоза, однако в определенном смысле может рассматриваться, как состояние предболезни, поскольку существенно увеличивает вероятность развития целого ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата. Рекомендуется коррекция путем выполнения специальных упражнений. В отдельных случаях требуется ношение корректоров.

Нарушения осанки

Нарушения осанки – группа состояний, сопровождающихся устойчивым изменением положения тела при стоянии, сидении и ходьбе. Является широко распространенной патологией . В последние десятилетия количество людей с дефектами осанки увеличивается, что обусловлено изменением условий жизни: уменьшением доли физического труда, снижением общего уровня физической активности в связи с широким распространением благ цивилизации и необходимостью долгое время пребывать в сидячем положении во время работы, учебы и т. д.

Хотя осанка в определенной степени является генетически детерминированной (обусловленной наследственными факторами), зависит от особенностей телосложения и формируется преимущественно в детские и юношеские годы, она может быть изменена путем укрепления мышц и выработки новых двигательных стереотипов. Коррекцию проще осуществлять в юном возрасте, однако исправление дефектов осанки, во всяком случае частичное, возможно и у взрослых людей.

Анатомия

Нормальная осанка – результат эволюции. Она выполняет целый ряд задач:

  • обеспечивает положение тела, при котором максимально увеличивается объем и эффективность движений;
  • снижает вероятность травм, особенно при высокой двигательной активности;
  • позволяет сохранять вертикальное положение туловища при минимальной нагрузке на мышцы, кости и связки.

Существуют четкие критерии нормальной осанки, однако осанка каждого человека имеет уникальные, только ему присущие особенности. Вариант осанки зависит от трех групп факторов: состояния костей, связок и мышц; двигательных стереотипов (набора рефлексов, обеспечивающих выполнение привычных действий) и особенностей телосложения.


При внешнем осмотре человека с нормальной осанкой видно симметричное расположение всех частей тела по отношению к позвоночнику. Голова занимает строго вертикальное положение. Подбородок слегка приподнят, козелки ушей и нижние края глазниц находятся на одном уровне. Линия надплечий расположена горизонтально, живот подтянут, лопатки прижаты, грудная клетка приподнята.

Причины нарушений осанки


Причины нарушений осанки многочисленны и разнообразны. Нередко дефекты осанки возникают при одновременном действии нескольких факторов. Чаще всего осанка изменяется в результате продолжительного пребывания в неправильном положении из-за плохого освещения, неудобной мебели (например, парты, не соответствующей возрасту и росту), постоянного ношения тяжестей (портфеля, сумки) в одной руке. Существенную роль в нарушении осанки также играет недостаток двигательной активности – слабые мышцы живота и спины оказываются не в состоянии долго удерживать тело в физиологичном положении.

К числу предрасполагающих факторов также относится снижение чувствительности рецепторов, благодаря которым в мозг передаются сообщения о правильном положении тела. Кроме того, дефекты осанки могут стать следствием патологических изменений опорно-двигательного аппарата, возникших из-за пороков развития (нарушения формы позвонков, дисплазия тазобедренных суставов и врожденный вывих бедра, врожденные деформации стоп, аномалии развития коленного сустава и т. д.), травм (состояние после ампутации конечности, посттравматические контрактуры суставов нижних конечностей, переломы бедра, переломы голени, переломы костей стопы) и заболеваний (рахит, плоскостопие). Иногда причиной дефектов осанки являются болезни внутренних органов, снижение слуха (тугоухость) или нарушения зрения.

Классификация нарушений осанки


Нарушения осанки могут возникать в двух плоскостях – в переднезаднем и боковом направлениях. Дефекты осанки в переднезаднем направлении образуются при уменьшении или усилении нормальных изгибов позвоночника. Дефекты осанки в боковом направлении сопровождаются нарушением симметрии между половинами туловища.

Выделяют следующие виды нарушений осанки:

  • Нарушение осанки в переднезаднем направлении, сопровождающееся усилением физиологических изгибов позвоночного столба: кругло-вогнутая спина, круглая спина, сутулость.
  • Нарушение осанки в переднезаднем направлении, сопровождающееся уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба: плоско-вогнутая спина, плоская спина.
  • Нарушение осанки в боковом направлении: асимметричная осанка.

Виды нарушений осанки


Сутулость – нарушение осанки, сопровождающееся усилением грудного кифоза в сочетании с уменьшением поясничного лордоза. Вертикальная ось тела отклоняется кзади от линии между центрами головок бедер. Надплечья приподняты, наблюдается некоторое приведение плечевых суставов. Часто выявляются крыловидные лопатки (выстояние внутренних краев либо нижних углов лопаток над грудной клеткой).

Круглая спина – дефект осанки, сопровождающийся выраженным усилением грудного кифоза в сочетании с отсутствием поясничного лордоза. Эластичность позвоночника повышена, центр тяжести тела смещен. Чтобы сохранить равновесие, человек ходит и стоит на немного согнутых ногах. Надплечья приподняты, голова наклонена вперед, плечевые суставы несколько приведены. Руки расположены не по бокам от туловища, а чуть спереди. Часто выявляются крыловидные лопатки. Живот выступает.


Кругловогнутая спина – нарушение осанки, сопровождающееся усилением всех нормальных изгибов позвоночного столба. Голова выдвинута вперед, плечевые суставы приведены, надплечья приподняты. Часто наблюдаются крыловидные лопатки. Живот выступает. Ноги переразогнуты или слегка согнуты в коленях.

Плосковогнутая спина – нарушение осанки, сопровождающееся сглаживанием грудного кифоза при усиленном или нормальном поясничном лордозе. В ряде случаев также наблюдается уменьшение шейного лордоза. Ноги переразогнуты или слегка согнуты. Таз смещен кзади. Часто выявляются крыловидные лопатки. Нарушения осанки, сопровождающиеся сглаживанием изгибов позвоночного столба, рассматриваются, как проявление функциональной неполноценности костно-мышечной системы. Позвоночник в таких случаях легко повреждается даже при незначительных травмирующих воздействиях. У пациентов часто возникают прогрессирующие боковые искривления позвоночника.


Сколиотическая (асимметричная) осанка – дефект осанки, сопровождающийся привычным изгибом позвоночного столба вправо или влево от срединной линии. Чаще наблюдается левостороннее отклонение. При осмотре сзади видно дугообразное искривление позвоночника. Лопатка и плечо с одной стороны подняты, с другой – опущены. Треугольники талии неравномерны. При этом, в отличие от сколиоза, нет признаков скручивания позвонков: мышечный валик сбоку от искривления отсутствует, реберный горб не выражен. В висе отклонение исчезает, позвоночник становится ровным, части тела – симметричными.

Профилактика и лечение нарушений осанки

Для профилактики нарушений осанки у детей необходимо следить, чтобы ребенок равномерно нагружал позвоночник при ношении тяжестей (использовать рюкзак вместо портфеля), подбирать мебель с учетом роста ребенка и типа занятий и обеспечивать разумную организацию освещения. Нужно своевременно лечить и корректировать нарушения слуха и зрения, выбирать удобную обувь, проводить коррекцию плоскостопия, осуществлять лечение врожденных аномалий, последствий скелетных травм и заболеваний внутренних органов.


Лечение нарушений осанки включает в себя выполнение специальных упражнений и ношение корректоров. ЛФК при дефектах осанки направлено на укрепление мышц ягодиц, живота и спины. Программа составляется индивидуально и предусматривает как статические, так и динамические упражнения, дополняемые упражнениями на растягивание мышц. Со временем нагрузка увеличивается. Комплекс ЛФК обеспечивает сохранение достаточно интенсивного двигательного режима без нагрузки на позвоночник. Для пассивной коррекции осанки могут применяться грудные пояса, реклинаторы и грудопоясничные корректоры. Реклинаторы используются при слабых мышцах плечевого пояса в сочетании с незначительными нарушениями осанки. Они помогают устранить сутулость и развести плечи.

Более выраженная сутулость и асимметричная осанка являются показанием для ношения грудных поясов. Грудопоясничные корректоры используются при любых нарушениях осанки, нерезко выраженном кифозе и сколиозе. Следует учитывать, что основное предназначение корректоров осанки – исправление динамических стереотипов (двигательных привычек, привычных положений тела). Их применение обеспечивает необходимый эффект только в сочетании с занятиями ЛФК, поскольку при слабых мышцах после снятия корректора туловище вновь постепенно будет возвращаться в патологическое положение.

Использовать корректор рекомендуется не более 4 часов в день. Подбор всех типов корректоров осуществляется ортопедом с учетом возраста ребенка, типа и выраженности нарушений осанки.

В дополнение к перечисленным методикам при дефектах осанки могут быть назначены массаж и мануальная терапия. Эти методики имеют вспомогательное значение, их цель – улучшение кровоснабжения мышц и связок, активизация обменных процессов в тканях, снятие функциональных блоков и правильное распределение мышечного тонуса.

КАК СОХРАНИТЬ ХОРОШУЮ ОСАНКУ

Правильная осанка важна не только (точнее — не столько) потому, что она красива, а в первую очередь потому, что лишь при прапильной осанке позвоночный столб наиболее устойчив, а мышцы и связки, подцерживающие позвоночный столб, испытывают наименьшее напряжение, — т.е. человек с правильной осанкой дольше сохраняет бодрость и силы, не так быстро устает, как человек с нарушениями осанки. Кроме того, при нарушениях осанки могут время от времени появляться боли в спине.

Позвоночный столб человека состоит из примерно 32-35 отдельных позвонков. Позвонки соединены между собой посредством межпозвонковых дисков, суставов и связок. В поддержании позвоночного столба в устойчивом состоянии участвуют мышцы шеи, спины и другие группы мышц.

В норме позвоночный столб взрослого человека имеет четыре кривизны (изгиба); это:

  • шейная кривизна, самая верхняя, которая обращена выпуклостью вперед,
  • грудная кривизна, обращенная выпуклостью назад,
  • поясничная кривизна — выпуклость обращена вперед,
  • четвертая кривизна, самая нижняя образована крестцом и копчиком и обращена назад.

Если человек с правильной осанкой станет спиной к стене, то будет касаться поверхности последней затылком, лопатками, ягодицами, голенями и пятками и будет стоять без напряжения. При положении стоя у человека с правильной осанкой вес тела равномерно распределяется по поверхности обеих ступней.


Самые распрострененные нарушения осанки это: сутулость — человек как бы горбится, чересчур опускает плечи и устремляет их вперед; чрезмерная изогнутость в поясничном отделе — при этом таз слишком отведен назад. Деформации позвоночника часто приобретаются в процессе роста. Эти деформации носят названия: сколиоз, лордоз, кифоз.

Чтобы сохранить правильную осанку, нужно соблюдать определенные правила

— придерживаться подвижного образа жизни;

— если трудовая деятельность связана с какими-либо однообразными движениями, с длительным напряжением мышц, с нагрузкой на позвоночник, чаще давать отдых мышцам и совершать гимнастические упражнения, требующие движения позвоночника в полном объеме; полезны бывают даже простые потягивания с прогибами позвоночника вперед и назад, с поворотами головы вправо или влево;

— время от времени лежать на твердом (поворачиваться со спины на бок, на живот и обратно); отказаться от пуховых перин;

— использовать специальный валик;

— если приходится работать за письменным столом, устроить свое рабочее место (учитываются высота стола, высота стула, изгиб спинки стула, наличие или отсутствие подлокотников; при необходимости должна быть подставка для ног); рабочее поле не должно находиться слишком далеко от глаз, чтобы не было нужды наклоняться или тянуться к чему-либо;

— если во время работы приходится стоять, рабочее поле должно располагаться в пределах досягаемости рук;

— не носить (или хотя бы не носить слишком часто, ежедневно) обувь на высоких каблуках — 5-6 см и выше;

— при переносе тяжестей необходимо нагружать равномерно обе руки;

— при поднятии тяжестей спину держать прямо; иными словами — поднимать тяжести не спиной, а ногами, вставая с корточек; аналогичного принципа нужно придерживаться при опускании тяжестей; при необходимости давать нагрузку на мышцы спины, увеличивать эту нагрузку постепенно, начиная с малого;

— ежедневно выполнять комплексы гимнастических упражнений, направленных на укрепление мышц шеи и спины (см. Гимнастические упражнения для укрепления мышц спины).

Как исправить осанку за 10 секунд

Правильная осанка обеспечивает крепкое здоровье, придает уверенности и даже помогает зрительно скинуть несколько килограммов. Представляем 4 простых упражнения, которые помогут выпрямить спину и сохранить результат.


  • Приветствие.
    • Заведите руки за спину и соедините ладони так, как показано на рисунке. Важно, чтобы линия рук от правого до левого локтя была ровной. Лопатки во время выполнения упражнения должны стремиться друг к другу. Задержитесь в таком положении на 10 секунд.
  • Замок.
    • Заведите одну руку за спину, вторую поднимите и, согнув в локте, подведите к лопаткам. Сцепите ладони в замок, вытягивая локоть поднятой руки вверх. Спустя 5 секунд поменяйте руки местами.
  • Скручивания.
    • Не меняя положения нижней части тела, заведите руки за голову и поверните верхнюю часть торса влево так, чтобы плечи были перпендикулярно спинке стула. Задержитесь на 5 секунд в таком положении, затем развернитесь вправо.
  • Наклоны.
    • Сядьте на край стула и заведите руки за голову. Затем выгните спину и посмотрите на потолок. Медленно отведите голову назад, продолжая смотреть вверх, и упритесь ей в спинку стула.

Внимание! Все материалы размещенные на странице не являются рекламой,
а есть не что иное как мнение самого автора,
которое может не совпадать с мнением других людей и юридических лиц!









Особенности занятий физической культурой при нарушениях осанки

Сама по себе осанка, согласно классическим определениям, является привычной вертикальной позой тела. Прежде всего подразумевается, естественно, положение позвоночника. При нормальном состоянии позвоночник имеет S -образную форму с четырьмя изгибами (в шейном, грудном, поясничном и крестцовом отделах), появившимися в результате прямохождения человека. Нарушениями же осанки называют различные отклонения в расположении этих изгибов.

Кифоз представляет собой чрезмерно сильный выпирающий изгиб в сагиттальной плоскости. Проявляется в грудном отделе позвоночника. По происхождению может быть как приобретённым в следствие старости, болезни, аномалии развития, так и наследственным. Основная опасность при кифозе – нарушение функционирования органов грудной клетки, а именно лёгких.

Лордоз является чрезмерно сильно выраженной выпуклостью позвоночника. Встречается в поясничном или шейном отделе. Может происходить из врождённой патологии (в этом случае проявляется в первые года жизни), приобретённой травмы, лишнего веса, сутулости (шейный лордоз). Основная опасность лордоза заключается в ограничении подвижности и болях позвоночника, нарушении нормальной работы сердца, лёгких, органов желудочно-кишечного тракта, а также обмена веществ.

Сколиоз представляет собой искривление позвоночника во фронтальной плоскости, проявляющееся в грудном, поясничном или переходном между ними отделах. Заболевание бывает как наследственным, так и приобретённым, в том числе после травмы. Может присутствовать один, два или три изгиба (соответственно C , S и Z -образный сколиоз). Чаще всего проявляется в подростковом возрасте (от 6 до 15 лет) в период ростового спурта. В более чем 80% случаев сколиоза невозможно точно определить причину заболевания, отчего эти случаи причисляют к идиопатическим.

Синдромом плоской спины называют почти полное отсутствие изгибов позвоночного столба. Дефект может быть вызван изнашиванием межпозвоночных дисков, длительным пребыванием в лежачем состоянии (вследствие болезни, например). У детей заболевание часто развивается параллельно с плоскостопием.

С полной уверенностью диагностировать то или иное отклонение может лишь врач-специалист. Однако, начальную общую информацию можно получить самостоятельно, естественно, ни в коем случае не отменяя поход к специалисту. Простейший способ визуальной диагностики дефектов осанки – встать спиной к стене, касаясь её пятью точками, затылком, плечами, ягодицами, икрами и пятками, после чего визуально определить пропорциональность изгибов позвоночника. Этот метод, как уже было сказано, весьма груб и даёт лишь первичную информацию.

Более точно может определить наличие дефектов осанки в рамках занятий физической культурой ряд специальных тестов, таких как сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (отжимания), прыжок в длину с места из положения небольшого приседа, наклон вперёд в (с целью коснуться пола и удержаться три секунды), подвижность плеч (сведение рук за спину и измерение расстояния между средними пальцами), боковая подвижность позвоночника (наклоны влево и вправо), сближение лопаток (в позе лёжа на животе), удержание туловища (из позы лёжа на животе).

По статистике, согласно мнению учителей физкультуры, на осанку больше всего влияют такие показатели, как статическая и силовая выносливость и относительная сила. Это может быть объяснено отведением большой роли мышечному корсету при формировании осанки.

В контексте занятий физической культурой, обучающиеся, имеющие диагнозы, связанные с нарушением осанки, должны соблюдать ряд ограничений, необходимых для предотвращения травм, которые могут быть получены в ходе занятий неадекватными в биомеханическом смысле упражнениями. Следует избегать некоторых ситуаций, таких как давление на голову по вертикальной оси позвоночника, значительные наклоны головы, падение на вытянутые вперёд или расставленные по сторонам руки, сотрясение туловища, передаваемое через руки, удары по голове, часто повторяемые замахи одной рукой, длительное пребывание в позе, при которой руки заложены за голову, поднятие тяжёлых грузов. Этот перечень является обобщённым, и составлен исходя из анализа всех дефектов осанки.

Примерами нагрузок, обозначенных выше могут быть стойки на голове, пасы головой при игре в футбол, игра в большой теннис, занятия тяжёлой атлетикой, длительное ношение тяжёлого рюкзака или сумки.

Некоторые виды спорта могут быть вредны для осанки. Например, бокс, фехтование, настольный теннис, метание из-за ассиметричной нагрузки вполне могут привести к определённым нарушениям осанки в долгосрочном периоде, однако это влияние может быть нивелировано путём включения нагрузок для неведущей руки и неиспользуемых мышц опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что даже при занятиях на первый взгляд полезных для осанки видов спорта, таких как гимнастика и акробатика, непостепенность и неравномерность нагрузок могут привести к ухудшению осанки.

Однако, многие виды спорта оказывают крайне положительное влияние на как на осанку, так и на весь опорно-двигательный аппарат. Благодаря систематическому контролю за осанкой, это могут быть бег, спортивная ходьба, баскетбол. Особую роль играет плавание из-за симметричного и гармоничного развития мышц.

Особенно важно иметь представление о последствиях занятий тем или иным видом спорта в детский и подростковый период, когда происходит ускоренный рост организма. Чрезмерное увлечение тяжёлой атлетикой в подростковый возраст, к примеру, может стать предпосылкой для будущих проблем с позвоночником.

В случае занятий физической культурой детей дошкольного и младшего школьного возрастов характерна тенденция к определению их в группы лечебной физкультуры, где преобладают упражнения, направленные не на среднестатистического человека, а на коррекцию дефектов.

Следующий список упражнений может быть как интегрирован в занятия физической культурой в образовательном учреждении, так и использован при самостоятельных занятиях. Комплекс направлен на коррекцию осанки при самых частых её нарушениях, более конкретные, узкоспециализированные упражнения в тяжёлых случаях может назначить врач-специалист.

Упражнение 1. Исходное положение – стоя у стены. Затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки прижаты к стене. Приседания. Десять раз.

Упражнение 3. Исходное положение – лёжа на спине. Опора на стопы, поднять прямые ноги под прямым углом, развести в стороны, соединить вместе, вернуться в исходное положение. Повторять двадцать раз.

Упражнение 4. Лёжа на спине, согнуть одну ногу, обхватить её руками, коснуться коленом лба, головой тянуться к колену. Повторить каждой ногой двадцать раз.

Упражнение 6. Лёжа на спине, сгруппироваться в позу эмбриона, обхватить руками ноги, покачаться вдоль оси позвоночника десять раз.

Упражнение 7. Лёжа на спине, поднять ноги, завести их за голову, не отрывая рук от пола, вернуться в исходное положение. Повторить десять раз.

Упражнение 9. Лёжа на спине, руки ладонями прижаты к полу, поочерёдно поднимать прямые ноги. Выполнять сорок раз.

Упражнение 10. Лёжа на спине, одновременно вытянуть и приподнять вдоль оси позвоночника, руки и ноги, пытаться удержать их на уровне десяти сантиметров в течение десяти секунд. Повторять три раза.

Упражнение 11. Лёжа на спине, приподнять на десять сантиметров и развести в стороны прямые ноги, соединить их снова. Выполнять двадцать раз.

Упражнение 12. Положение – на четвереньках, с упором на ладони и колени, вытягивать поочерёдно левую руку и правую ногу и правую руку с левой ногой. Выполнять тридцать раз.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что дефекты осанки – чрезвычайно распространённая проблема у человека, как биологического вида, усугубляемая образом жизни. Занятия физической культурой, с правильно подобранными упражнениями и установленными ограничениями в подавляющем большинстве случаев способны устранить дефекты и нормализовать осанку.

Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10 - 15 % детей.


В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.

В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей ( гиподинамия ) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.


Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей. Причиной сколиоза могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.

В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения и чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.

Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза. Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).

Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах . Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обусловливают амортизирующие особенности позвоночника.

Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым.
В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента. Эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствуют о наличии нарушения осанки или сколиоза.

Нарушения осанки.

Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
а). " сутуловатость " - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза ;
б). " круглая спина " - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника ;
в). " вогнутая спина " - усиление лордоза в поясничной области;
г). " кругло-вогнутая спина " - увеличение грудного кифоза и увеличение увеличение поясничного лордоза;
д). " плоская спина " - сглаживание всех физиологических изгибов;
е). " плоско-вогнутая спина " - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Обычно различают 3 степени искривлений позвоночника (сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, - ребенка просят выпрямиться.

  • Деформация 1 степени - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении;
  • деформация 2 степени - отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке;
  • деформация 3 степени - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей ( плечи, лопатки ), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени ; от чуть заметных - до резко выраженных.

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

Сколиоз на начальной стадии развития процесса ( 1 ст. ), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси ( торсия ).
Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки ( а при прогрессировании процесса формирование реберного горба ) и мышечного валика в поясничной области.
На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.

В зависимости от тяжести деформации сколиозы делят на 4 степени.
Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования.

Все дети должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии ( ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и др, виды консервативного лечения ), а по показаниям - хирургическое лечение.

Выраженные формы сколиоза ( 3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиотической болезнью. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.

Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корригирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, изменяя их строение и функцию. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие ), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции, мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.

Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст ( вызванных недостатками организаций школьного и домашнего режима ) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

При сколиозах 2-3 ст дети требуют особого подхода и им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере.

Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все виды спорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.

Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительное лечение ( в среднем от 1 до 5 лет ).

В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений ( видами спорта ) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях ( до 6,0 - 7,0 % ) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Таким образом, при выборе средств профилактики и лечения детей с нарушениями осанки и сколиозом 1 ст важен правильный подход: рекомендовать им корригирующую гимнастику или занятия определенными видами спорта.

Дети с нормальной осанкой могут заниматься любыми видами спорта. Однако надо иметь в виду, что ранняя узкая специализация в асимметричных видах спорта приводит к нарушению осанки . В связи с этим, важно предусмотреть разностороннюю подготовку юных спортсменов.

Дети с нарушениями осанки и сколиозом 1 ст должны быть ориентированы в симметричные и смешанные виды спорта. Но, таким детям в течение первого года занятий необходимо проводить ортопедическое обследование не менее 2-х раз в год, чтобы не просмотреть прогрессирование процесса. При наличии признаков прогрессирования занятия спортом должны быть запрещены.

Занятия асимметричными видами спорта при нарушениях осанки во фронтальной плоскости и сколиозах 1 ст противопоказаны. Они способствуют прогрессированию имеющихся изменений.

При наличии у детей хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систем, органов выделения на фоне нарушений осанки и сколиоза 1 ст занятия спортом противопоказаны.

Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приводят к патологическим отклонениям в опорно- двигательном аппарате.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а). сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б). правильная и точная коррекция обуви : устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп ( плоскостопие, косолапость ).
в). организация и строгое соблюдение правильного режима дня ( время сна, бодрствования, питания и т.д. );
г). постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д). отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения ( за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д. );
е). контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
ж). плавание.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка " или "рыбка " на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед ( темп выполнения 15 -16 раз в мин ). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет - 25 -30 раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 - 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И . п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения ( палки, гантели, мячи, медицинболы ), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.