Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища рук ног


Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя психическое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
relaksatsionnye_uprazhneniya_dlya_snyatiya_napryazheniya.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Релаксационные упражнения для снятия напряжения

с мышц туловища, рук, ног .

Предлагается ребенку лечь и расслабиться. В это время произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами:
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!

Свалился во сне

Инструкция: «Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так. А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.) Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом. (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой. Повторить несколько раз.
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. Теперь — с верхней части ног и ступней.

Дети стоят. Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, отдыхают.

Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом (наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем (выпрямить руки вверх).
Крепко держим…
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Нам становится понятно:
Расслабление приятно.
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче… еще крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы, лентяи, нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо, спокойно, вы дышите легко и свободно.

Представьте себе, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер… (повторить 2-3 раза).

Я знаю, детки наши сегодня устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают.

(пауза.— поглаживание детей).

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляются (2 раза).

Дышится легко. ровно. глубоко.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Предложить ребенку изобразить деревянную куклу: напрячь мышцы ног, корпуса и немного отведенных в сторону рук, повернуться всем телом, сохраняя неподвижными шею, руки и плечи. Ноги при этом от пола не отрываются, ступни стоят неподвижно. Тряпичная кукла: плечи и руки опустить, руки плетями висят вдоль тела неподвижно. Тело тряпичная кукла поворачивает быстрыми короткими толчками – то вправо, то влево, при этом руки свободно взлетают и оборачиваются вокруг пояса. Плечи остаются в расслабленном состоянии.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.

Релаксация "Пара" (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать, не забудьте!

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Релаксационные упражнения для детей для расслабления мышц лица

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Одна бабочка улетела, другая – прилетела, и теперь уже уселась прямо на брови малышу. Предложите ребенку покатать бабочку на качелях: подвигать бровями вверх-вниз.

Релаксация "Озорные щечки"

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Релаксация "Рот на замочке"

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Релаксация "Злюка успокоилась"

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Релаксационные упражнения для детей для расслабления мышц шеи

Предложить ребенку поиграть в игру: мама или папа проговаривают стихотворение , а малыш исполняет то, о чем в нем говориться. Играть в игру нужно стоя, в позиции ноги на ширине плеч, руки книзу, расслаблены. Делать упражнение лучше вместе с малышом, чтобы он нарочно видел, как оно выполняется. Слова ведущего:

«Любопытная Варвара смотрит влево (повернуть голову влево и 3 секунды удерживать в таком положении), смотрит вправо (то же упражнение, только голова вправо). А потом опять вперед – тут немного отдохнет (голову повернуть вперед и смотреть перед собой 3 секунды). А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! (Поднять голову вверх и смотреть на потолок 5 секунд). Возвращается обратно – расслабление приятно! (Вернуться в исходное положение – взгляд вперед). А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! (Голову медленно опустить вниз и прижать подбородок к груди). Возвращаемся обратно – расслабленье так приятно! (Голову опять поднять и смотреть перед собой, расслабить мышцы).

Релаксационные упражнения для детей на расслабление

мышц плечевого пояса

Предложить ребенку поднять руки в стороны и немного наклониться вперед. На раз-два-три рукам нужно дать свободно упасть, при этом снимая напряжение с плеч – руки должны повиснуть и качаться самостоятельно, пока не остановятся.

Малыш должен сначала как можно выше поднять плечи, а затем свободно опустить их, словно сбросив вниз.

Имитировать движение мельницы руками: вытянув их, делать круговые маховые движения вперед и вверх, затем – назад и вверх, и так несколько кругов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научить взрослых и детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать и беречь свой организм.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Эти упражнения вызывают у ребят самые положительные эмоции.

Комплекс релаксационных упражнений позволяющий детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Работа воспитателя тяжелый и эмоционально затратный труд. Воспитание детей требует не только сдерживания своих эмоций, но и понимания эмоционального состояния детей и отклик на их проявления. После ра.

В данном материале представлен комплекс упражнений для педагогов групп компенсирующей направленности и учителей - логопедов.

В данном материале представлены упражнения для педагогов групп компенсирующей направленности и учителей - логопедов.


ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

С МЫШЦ ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ

Все упражнения повторяются 2—3 раза.

Вы - веселые, озорные котята. Котята ходят, выгиба­ют спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, на­чали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят рав­номерно поднимаются и опускаются животики, они спо­койно дышат.

Вы – сосульки. Я буду читать стихотворение про со­сульку. Во время чтения первой и второй строчки — руки подняты вверх и напряжены, вы – сосульки. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки, при­сесть.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Вы — медвежата, и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжи­маете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела — лапки отдыхают. А мама-медведи­ца снова кидает шишки медвежатам.

Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул хо­лодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхва­тили себя руками, голову прижали к рукам — греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холод­ный ветер.

Представьте себе, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и поло­жите яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.

Вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно — все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко — все расслабились (на выдохе).

Вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче. еще крепче, уже побеле­ли косточки, кисти начинают дрожать. Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становят­ся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коле­нях. они отдыхают.

Вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела. Вам лень двигать тяжелыми руками.

Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на ка­ком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбро­сим муравья с ног (на выдохе). Носки вниз, стопы в сто­роны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

Вы — пылинки. Пылинки весело танцуют в луче солн­ца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом,

Штангу, с пола поднимаем.

Крепко держим и бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали!

Нам становится понятно:

Вы — олени: расставленные пальцы руки приставле­ны к голове — это рога (покажите детям эту позу);

Посмотрите: мы олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих, расправил плечи.

Руки снова на колени,

А теперь немного лени.

Руки не напряжены и рас-слаб-ле-ны.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики.

Дышится легко. ровно. глубоко.

Руки на коленях,

Крепко, с напряжением,

Пальчики сильней сжимаем —

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики.

Дети разбиваются на пары.

Играющие меняются местами.

Вы — факиры. Сядьте на ковер, скрестив ноги по-ту­рецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается гру­ди, глаза закрыты. (покажите детям эту позу). Пока зву­чит музыка, факиры отдыхают. Музыка закончилась, факиры работают, все мышцы напряжены, голова под­нята, глаза смотрят уверенно, прямо перед собой.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ЛИЦА

Все упражнения повторять 2—3 раза.

Вы видите перед собой на рисунке красивое солныш­ко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбай­тесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка пе­реходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растя­гиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек. Дыши­те и улыбайтесь. Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, что­бы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озор­ник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и по­дружитесь с ним.

Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принес­ла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу.

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (раз­жать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задерж­ка дыхания). Прогоняя пчелку, можно энергично дви­гать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, об­легченно выдохнуть воздух.

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает — подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку, можно энергично двигать носом. Бабочка уле­тела.

Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо за­горает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица рас­слаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улете­ла, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица).

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно — расслабление приятно!

Шея не напряжена и рас-сла-а-бле-на.

А теперь смотрите вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно — расслабление приятно!

Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на.

Смотрит влево. смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на.

Вот понравилось лягушкам:

Тянут губы прямо к ушкам!

Потяну – перестану и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.

Подражаю я слону:

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.

НАСТРОИ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ

(АВТОР Л. П. ДЬЯЧЕНКО)

В использовании приемов релаксации важно придер­живаться техники поэтапного перехода в состояние рас­слабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки:

1-й этап: удобно сесть или лечь и расслабиться;

3-й этап: ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед каждым настроем

Дети устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая, спокойная музыка.

Ведущий, Устраивайтесь поудобней. Закройте гла­за. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте по­молчим и прислушаемся к звукам вокруг себя. (пау­за). Прислушайтесь к вашему дыханию. (пауза). Ды­хание ровное и спокойное. Позвольте своему телу рас­слабиться и отдохнуть. (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать.

Фонограмма: журчание воды, шум леса. Вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислу­шайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек жур­чит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к сво­ему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спо­койно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас сво­ими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теп­лыми от волшебных брызг, все тело становится лег­ким-легким от прикоснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка. (пауза — поглаживание детей). Ручеек погладил. (имя) и. (имя) погладил. Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться.

Вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Птица свободно парит в воздухе, крылья ее распростерты в стороны. Вообразите, что вы — птица. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья — ваши руки, легки и неподвижны. Наслаждайтесь сво­бодой и прекрасным ощущением парения в воздухе. Наслаждайтесь прикосновением легкого, нежного ветерка. (паузапоглаживание детей). Ветерок ласкает. поглаживает. А теперь, медленно взмахи­вая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы и на земле.

Сегодня мои дети много занимались, играли и, на­верное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы — лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощу­щение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги. (пауза — поглажива­ние детей). Отдыхают ручки у. отдыхают ножки у. Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чув­ство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отды­хаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, ко­торый приносит вам силы и хорошее настроение.

Вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен.

Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш не­обычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Вы стоите под этим водопадом и чувствуете, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу. по шее. Белый свет течет по вашим плечам, помогает им стать мягкими и расслабленными. (пауза — поглаживание детей). А нежный свет течет дальше по груди у. по животу у. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водо­пад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чув­ствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздо­хом вы все сильнее расслабляетесь.

Я знаю, детки наши сегодня устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Вы лежите на мягком, красивом вол­шебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшеб­ный сон.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают.

(пауза — поглаживание детей).

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляются (2 раза).

Дышится легко. ровно. глубоко.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Всем открыть глаза и встать!

Вы — солдаты. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. За­стыньте в этой позе, как будто вы одереве­нели, и не двигайтесь (показать детям эту позу). Вы — солдаты. А теперь наклонитесь вперед и расслабьте руки, чтобы они бол­тались, как тряпки. Ваше тело стало мяг­ким и подвижным, как у тряпичной куклы (показать детям эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваше тело ста­новится мягким. Затем встряхните руками, как будто вы стряхиваете с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. с волос. с ног.

Представьте себе, что время вдруг оста­новилось и все люди застыли в разных по­зах. В зал входит ведущий и видит.

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный стоит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот стоит, раскрывши рот.

Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбу­дить, берет за руку, поднимает ее, но рука падает.

Альбина Ибраева
Релаксационные упражнения для снятия напряжения для дошкольников

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица.

Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах.

Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам…

(повторить 2 – 3 раза)

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…

Но вот снова подул холодный ветер (повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились

(на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать…

Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок

(на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко.

На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз –

в стороны,расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу.Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами.

Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух

(повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях.

Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз.

Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

Игры и упражнения, направленные на снятие

эмоционального и мышечного напряжения

Цель - научить детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.

ребенка, который ничего не боится;

ребенка, который всем доволен;

ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут и сами дети.

Играющие, обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, какую фигуру приятно было изображать,

Цель – регуляция вегетативной нервной системы. Расслабление. Сосредоточение и осознание своих ощущений.

1. Сядь в кресло, спина прямая и расслабленная.

2. Положи руки на грудь так, чтобы средние пальцы касались друг друга в центре груди. Дыши нормально.

3. Отметь, в какой момент соединенные средние пальцы рук начнут расходиться. Усилить это движение, вдыхая более глубоко.

4. Маленькие дети могут представить это движение как поток воздуха, наполняющего грудь при входе и улетающего при выдохе.

Цель – релаксация и растяжка.

1. Встань прямо. Представь, что ты тянешься вверх, как стебель вместе с распустившимся на нем цветком, открывающим свои лепестки солнцу.

2. Глубоко вдохни. Если твое внимание рассеяно, сосредоточься на точке или объекте прямо перед собой.

3. Закинь сомкнутые руки за голову. Затем разъедини их и вытяни руки к потолку. Сосредоточься на дыхании. Представь, что хочешь дотянуться пальцами до звезд.

4. Плавно опусти руки. Дотянись до пола пальцами, не сгибаясь в коленях. Если ты не можешь это сделать без напряжения, наклоняйся не так низко.

5. Выпрямись и сделай несколько наклонов в стороны, левая рука в это время – в сторону и за голову. Проделай тоже самое правой рукой. Почувствуй приятную свободу в руках и плечах.

Цель – избавление от напряжения в забавной форме.

1. Несколько раз вдохни и выдохни. Широко улыбнись своему отражению

2. Наморщи лицо,начиная со лба: брови, нос, щеки. Подними и опусти плечи.

Цель – расслабление, ощущение покоя, приобретение способности управлять своими мыслями. Осознание того, что отвлекает и избавление от этого.

1. Сядь в кресло прямо, опираясь на спинку (но, не напрягаясь, ноги должны касаться пола. (Можно сесть на пол, скрестив ноги). Закрой глаза.

2. Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака.

Ты наблюдаешь, пусть твои мысли улетят вместе с облаками. Ты сосредоточен на небе. Человек, смотрящий на облака – внутренний наблюдатель, тот, кто всегда наблюдает за твоими мыслями.

3. Внутренний наблюдатель очень спокоен, уравновешен и счастлив.

Ты ощущаешь покой, тишину и радость.

4. Открой глаза. Некоторое время посиди спокойно, затем медленно встань.

Цель – снятие эмоционального напряжения, стимулирование воображения.

1. Закрой глаза. Представь, что у тебя в голове находится экран. На экране ты видишь радугу – цвета, которые тебе нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Ты видишь, что описываю я, или то, что захочешь сам.

2. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает тебя, как купание в озере. Что ты видишь, когда думаешь о голубом?

3. Следующий цвет – красный. Красный дает энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда слишком много красного нас злит, иногда он напоминает нам о любви. Что ты думаешь, когда смотришь на красный цвет?

4. Желтый приносит нам радость. Он согревает как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что ты думаешь, когда смотришь на желтый цвет?

5. Зеленый – цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам почувствовать себя лучше. Что ты думаешь, когда смотришь на него?

Замечаешь ли ты, как разные цвета влияют на самочувствие? Попробуй так же увидеть другие цвета.

1. Сядь на корточки, колени вместе.

2.Опусти ягодицы на пол: голень параллельна бедру, ступни прижаты к полу. Если неудобно, подложи под ноги свернутое одеяло или полотенце.

3. Сделай вдох. Вытягивая руки за голову. Потяни сцепленные пальцы рук вверх, выдохни, опуская руки. Повтори это два или три раза в течение одной минуты.

Цель – концентрация энергии и укрепление мышц. Убеждение в существовании внутренней и внешней силы. Эта поза поможет начать день, чувствуя себя воином духа, (готового, например, сражаться за то, чтобы думать о себе хорошо).

1. Встань прямо, вытянувшись. Ноги – на ширине плеч, выдвини левую ногу перед собой, а правую назад и в сторону под углом 60 градусов (или обопрись о стену).

2. Сделай вдох, поднимая руки над головой, сложив ладони на расстоянии

5 см от затылка. Выдохни, медленно наклоняясь к левой ноге

3. Вдохни, распрямляясь от основания позвоночника. Выдохни, сгибая левое колено, пока бедро не будет параллельно полу.

5. Повтори эту позу, начиная упражнение с правой ноги.

Цель - способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Цель - расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка.

Глубоко вдохните, крепко – прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.Задумайтесь: а, может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

Цель – способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.

Ребенку дают в руки маленькую куклу или любую другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях, затем взрослый спрашивает ребенка о том, слала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх.

Цель – помогает расслабить мышцы лица.

Взрослый предлагает вспомнить ребенку различных героев любимых сказок.Затем просит ответить ребенка на следующие вопросы: «Кто из героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный?

Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги.

выражение лица любимого героя, а взрослый отгадывает, кто это.

Цель – снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути.Здороваться нужно определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст тревожному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

Цель – снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу.Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что мы с вами сейчас будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличивается, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары.

Цель – настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали. «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик.

Цель – помочь детям научиться сдерживать свои эмоции, не проявлять обиду.

Ученики стоят в кругу. Психолог стоит в центре и предлагает ученикам превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу, ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (ученики – семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются, растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки, и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя, улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончики пальцев касаются соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки и голова, цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее, ему грустно, но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко. Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно.

Скоро опять наступит весна и оно оживет.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Музыка.

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

(Н. Клюева, Ю. Касаткина)

Мы спокойно отдыхаем, (2раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают. (2раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело

И расслаблено все тело.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Всем открыть глаза и встать!


Песочные игры для снятия напряжения Вот такой короб с песком изготовлен в младшей группе для снятия напряжения и страха, для адаптации детей. Под песком находиться.


Адаптационные игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения Цель: укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослым в период адаптации. Задачи: - Снимать у детей эмоциональное и мышечное напряжение.

Картотека физминуток для отдыха и снятия напряжения Физминутки Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться.

Игры и упражнения для снятия страхов и повышения уверенности в себе Страх - очень неприятная и сильная эмоция для детей особенно дошкольного возраста. В разработанной мной методическом пособии расписаны игры.

Профилактика эмоционального выгорания: способы снятия напряжения за короткое время Психические перегрузки, которые испытывает педагог ежедневно в своей работе, отражаются на его личностном развитии, истощают нервную систему.

Упражнения и игры с застенчивыми детьми. Психогимнастика и релаксация. Снятие эмоционального напряжения Различные упражнения и игры с застенчивыми детьми Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие паралингвистических.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.