Профилактика и коррекция плоскостопия у детей недовесова н п

Плоскостопие – статистическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но встречается и смешанное. Продольное плоскостопие составляет более 55 процентов; всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1 – 1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Его следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужны консультация и помощь ортопеда.

Возрастные особенности формирования стопы у детей дошкольного возраста

Детская стопа по сравнению со взрослой более коротка и широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг у друга. У детей на подошве сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы..Кости стоп у детей дошкольного возраста в сравнении с костями взрослого более мягкие, эластичные, менее ломкие, но легко изгибающиеся и деформирующиеся.Одной из характерных возрастных особенностей является еще не сформированный суставно-связочный аппарат стоп.. Суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Вследствие этого объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузками. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому уплощению стоп. У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стоп систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки им противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается ее внутренни свод и развивается плоскостопие.В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, формирование ее не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем можно приостановить развитие плоскостопия и способствовать его исправлению путем укрепления мышц и связок стопы

Профилактика плоскостопия у детей

В раннем детстве маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, в дальнейшем же по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причиныть много неприятностей. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить его коррекцию и лечение. Предупреждением полоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста. Для этого используются разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, подвижными играми, а также специальные мероприятия для укрепления стопы.Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укрпелению мышц голени, стопы и пальцев. Для укрепелния своды стопы необходимо использовать ходьбу и бег. Эти виды движений не только благоприятно воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством предупреждения плоскостопия. Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп. Также рекомендуется лазание по гимнастической лестнице, канату босиком.Внимание! Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо, и его необходимо лечить, так как оно нередко является одной из причин нарушения осанки.

Упражнения для профилактики плоскостопия

  1. Ходьба на носках с сохранением правильной осанки (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на пояс)
  2. Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить паралеллельно друг другу.
  3. Ходьба с повором стоп пятками наружу, носками внутрь.
  4. Ходьба по ребристой доске.
  5. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
  6. Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, канату.
  7. Перекаты с носка на пятку, стоя или на палке.
  8. Ходьба на носках в полуприсяде.
  9. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей.
  10. Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
  11. Ходьба по скошенной поверхности, пятки к вершине.
  12. Ходьба по наклонной плоскости на носках.
  13. Катание палки (диаметром 3 см) вперед-назад.
  14. Приподнимание на носки и опускание на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.


“ Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. ” — Гиппократ

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформации. Мышцы стопы играют важную роль в укреплении свода стопы и относительно слабо развиты. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большой эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании возрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но и изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием занятиям спортом. Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография). С детьми, у которых выявлены функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, проводится индивидуальная работа, включая занятия ЛФК. С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, гимнастики после дневного сна, проводимых в помещении, дети занимаются босиком. Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи.

Условия проведения занятий физкультурой, направленные на формирование сводов и развитие функций стоп:

- светлое, проветренное помещение с комнатной температурой 18-20 градусов С.

- зал по возможности должен быть оснащен зеркалами, шведской стенкой, гимнастическими скамейками.

- занятия могут проходить в музыкальном зале, в бассейне.

- малые формы лечебной физкультуры проводят в проветренной игровой комнате, желательно, чтобы там был спортивный уголок.

- в теплое время года некоторые специальные упражнения удобно проводить на улице, особенно упражнения, направленные на формирование толчковой функции стопы и связанные с прыжками в различных направлениях на заданную высоту, длину.

Инструктор загадывает загадки, а дети, сидя на скамейке, перед которой лежит лист бумаги и карандаш, рисуют отгадки, зажав карандаш в пальцах ног.

1. Бабка деда до обеда

Ведь в красивую посуду

Щи приятней наливать (тарелка)

2. Белый, белый пароход

Над деревнями плывет.

Если станет синим-синим,

Разразится ливнем. (облака)

3. Ну-ка,кто у вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет (солнце)

4. Вот и улица, и дом,

И труба на доме том.

Вот и мама у порога,

А ведет к нему… (дорога)

Игровой самомассаж для ступни и пальцев ног.

Пальчики на ножках, выкручивание правой рукою левого пальчика и

Как на ладошках, и наоборот

Я их смело покручу

Разведу вперед-назад, один пальчик тянут рукою на себя, другой от себя

Гномики лесные! Сжимание ладонями пальцев ног

Игры на укрепление и формирование мышц стопы и голени

Играющие делятся на две подгруппы. Дети-горшки, усаживаясь по-турецки, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка у него за спиной. Водящий стоит за кругом.Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- Эй, дружок, продай горшок!

Водящий касается хозяина рукой столько раз, сколько рублей стоит горшок (но не более трех, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу. Тот, кто быстрее добежит до свободного места у горшка, становится хозяином, а оставшийся - водящим.

Правила: бегать только по кругу, не пересекая его и не задевая других игроков. Водящий бежит ближе к игрокам, а хозяин – чуть дальше от круга.

Играющие становятся в круг. Они – рыбки. Водящий с удочкой (скакалкой) в середине круга – рыбак. Он начинает крутить скакалку под ногами играющих. Спасаясь от удочки, играющие подпрыгивают. Выигрывает тот, кто лучше всех прыгает, не задевая удочку. Кто ошибся, становится рыбаком.

1. Коновалова Н. Г. Всегда ли плоскостопие – анатомо-функциональный дефект стопы?/ Н. Г. Коновалова, В. Г. Масленникова // Политравма. -2014.-№2.- с. 58-64

2. Коновалова Н. Г. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста/Волгоград: Учитель. - 63 с.

3. Подольская Е. И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет/ Волгоград: Учитель, 2013.- 143 с.


Профилактика нарушения осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Плоскостопия является одной из причин нарушения осанки. Стопы несут опорную и амортизирующую.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в домашних условиях Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в домашних условиях (из семейного опыта семьи Захвалинских)[/b] Подготовили: воспитатель:.





























Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель занятия: - Коррекция и стабилизация, сопутствующих заболеваний (плоскостопия) и предупреждение их возможного прогрессирования. Задачи занятия: Оздоровительные задачи: * способствовать укреплению здоровья; * развитие опорно - двигательного аппарата; * развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты; * способствовать активизации дыхательной системы; * способствовать формированию правильной осанки. Коррекционно - образовательные задачи: * формировать знания, двигательные умения и навыки, необходимые для выполнений упражнений по лечебной физкультуре; * Формировать двигательные умения и навыки прикладного характера; * обучать двигательным действиям с помощью знаковой системы (жестовой, символической, тактильно – двигательной).

Коррекционно - развивающие задачи: * развивать физические качества (координационные способности, гибкость, силу, точность движений), а так же общую и мелкую моторику; * развивать навык ориентировки в схеме собственного тела (освоение направлений пространства относительно собственного тела); * развивать способность к пространственной ориентировке. Коррекционно – воспитательные задачи: * воспитывать устойчивый интерес, мотивацию к занятиям физическими упражнениями; * Воспитывать в детях чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях; * формировать у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к повышению двигательной активности.

Виды технологий: здоровье – сберегающие, игровые, личностно – ориентированные, гуманно – личностные, развивающего обучения. Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой, практический. Принципы: наглядность, доступность, последовательность, взаимосвязь, осознанность, индивидуализация. Формы работ: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Организационный момент Учитель: Прозвенел звонок, начинается занятие. Садитесь. Сообщаю тему, цели и задачи занятия. Довожу причины возникновения, а также мероприятия по профилактике и коррекции плоскостопия.

Задаю вопросы по теме. Демонстрирую спортивный инвентарь, необходимый для проведения занятия. Предлагаю подготовить рабочее место.

Подготовительный этап Показываю выполнение упражнения: из исходного положения - стоя - под-нимаю пальцы ног вверх. Контролирую выполнение упражнения учениками.

Основная часть Показываю выполнение упражнения: из исходного положения - стоя, руки на поясе - 1)- встаем на правую ногу; 2-3)- левой стопой выполняем движения вверх вниз по правой ноге; 4)- И.П.; 5)- встаем на левую ногу; 6-7)- правой стопой выполняем движение вверх вниз по левой ноге; 8)- И.П.. Контролирую выполнение упражнения учениками.

Показываю выполнение упражнения: из исходного положения - стоя, руки на поясе - 1) - встаем на носочки; 2-3) - приседаем; 4) - И.П.. Слежу за осанкой при выполнении упражнения.

Показываю выполнение упражнения: исходное положение – сидим на гимнастической скамейке. Руки упор сзади, ноги согнуты в коленях, колени разведены в стороны, пятки и носки вместе. Катаем массажный мяч по сводам стоп (самомассаж). Конт-ролирую правильность выполнения упражнения, помогаю делать самомассаж ног.

Показываю выполнение упражнения: исходное положение – сидим на гимнастической скамейке. Руки упор сзади, ноги согнуты в коленях, своды стоп стоят на массажных мячах. Катаем массажный мяч вперед назад. Контролирую правильность выполнения упражнения, слежу за осанкой.

Показываю выполнение упражнения : исходное положение – сидим на гимнастичес-кой скамейке. Ноги согнуты в коленях, колени разведены в стороны, гимнастичес-кий мяч зажат между стопами. 1)- поднимаем мяч; 2-3)- катаем мяч между ступнями; 4)- И.П.. Слежу за осанкой во время выполнения упражнения.

Заключительная часть Расстилаем гимнастические коврики. Включаю спокойную музыку. Выполняем упражнение на максимальное расслабление лежа на гимнастических ковриках.

Закрепление пройденного материала Обучающиеся отвечают на вопросы: Какая тема занятия? Какие упражнения выполняли? Какое использовали оборудование на занятии?

Выберите книгу со скидкой:


Ингредиенты: Химия и алхимия гастрономического творчества

350 руб. 990.00 руб.


Почему мы любим: природа и химия романтической любви (Покет)

350 руб. 290.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Губина Нина АнатольевнаНаписать 1180 14.03.2015

Номер материала: 441850

  • Физическая культура
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    14.03.2015 734
    14.03.2015 775
    14.03.2015 1012
    14.03.2015 428
    14.03.2015 735
    14.03.2015 1789
    14.03.2015 707

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. А. Швалева

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т. А. Швалева

PREVENTION OF FLAT FEET IN OLDER PRESCHOOL AGE CHILDREN ON THE BASIS OF “GAME LABYRINTHS”.

The article represents collected and generalized materials about flat feet. The points of view of leading scientists are examined. The worked out complexes “Playing labyrinth” that consists of five stages are suggested. Each stage includes complexes of playing tasks for prevented measures of flat feet of senior children under the school age which are used at the lessons of Physical culture and medical Physical culture. The results of research that took place with senior children under the school age are shown. The worked out complexes of playing tasks are done individually, in pairs, in groups if various outcome positions. The author shows the results of research at the end of the article.

Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov

(Abakan, Russia), E-mail: shvaleva-t@mail.ru

PREVENTION OF FLAT FEET IN OLDER PRESCHOOL AGE CHILDREN ON THE BASIS OF "GAME LABYRINTHS". The article represents collected and generalized materials about flat feet. The points of view of leading scientists are examined. The worked out complexes "Playing labyrinth" that consists of five stages are suggested. Each stage includes complexes of playing tasks for prevented measures of flat feet of senior children under the school age which are used at the lessons of Physical culture and medical Physical culture. The results of research that took place with senior children under the school age are shown. The worked out complexes of playing tasks are done individually, in pairs, in groups if various outcome positions. The author shows the results of research at the end of the article.

Key words: physical development, physical preparedness, supporting moving apparatus, oblong and diametrical flat feet, prevented measures, physical exercises, playing tasks.

Т.А. Шеалееа, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: shvaleva-t@mail.ru

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, опорно-двигательный аппарат, продольное и поперечное плоскостопие, профилактика, физические упражнения, игровые задания.

Научными исследованиями Моргуновой О.Н. доказано, что за время обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 4 раза -нарушений осанки, в 3 раза - патологии органов пищеварения. Практически здоровые дети составляют сегодня лишь 1 - 2% от всего детского населения. В среднем 4 ребенка из 5 имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата. Следовательно, причина различных нарушений появляется уже в дошкольном детстве [2, с. 8].

По мнению И.П. Недовесовой, сегодня необходимо обучать человека здоровому образу жизни. И в первую очередь такие знания нужны родителям, преподавателям, воспитателям. От их знаний, умений зависит, воспитают ли они здорового, гармонически развитого человека, здорового духовно и физически. Знания о состоянии здоровья детей, его укреплении, отношение детей к своему физическому развитию должны стать неотъемлемой частью общей культуры [3, с. 13].

Согласно исследованиям Е.Н. Назаровой, важно, чтобы в период роста и развития организма ребёнка, его формирования, родители, воспитатели создали все условия для здорового образа жизни, профилактики заболеваний: питание, движение, физическая культура, соблюдение рационального психологического и гигиенического режима в семье [4, с. 24].

Другими учеными, такими как Асачева Л.Ф. и Горбунова О.В. выявлены различные виды нарушений осанки и плоскостопия (продольное и поперечное) у де-

тей дошкольного возраста. Они рассматривают систему занятий по физической культуре как одну из форм профилактики этих нарушений [5].

Коновалова Н.П доказывает, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста есть все возможности для профилактики плоскостопия при условии выполнения физических упражнений [6].

Васильева А.В. предлагает эффективные методы лечения (медицинские и физические упражнения), используя различные средства для профилактики плоскостопия [7].

Стопа ребенка отличается большим развитием жировой ткани на подошвенной стороне, чем у взрослого, она более широка и коротка и при осмотре кажется плоской. Изменение формы свода стоп приводит не только к местному ухудшению их функции, но и по мере дальнейшей деформации стопы, к изменению положения таза, нарушению правильного стояния позвоночника, что ведет к дефектам осанки. Для диагностики плоскостопия применяют метод плантогра-фии - отпечатков стоп. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или уменьшить его. Поэтому особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в раннем возрасте. Эта работа должна проводиться под руководством родителей дома и медперсонала в дошкольных учреждениях [1, с. 42 - 43].

Задачей основного периода занятий (2, 3, 4 этапы) является достижение высокой коррекции положения стопы и закрепление этого положения. Для этого используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся физической нагрузкой, с сопротивлением, отягощением, амортизатором, нагрузкой на стопы и упражнения с предметами. Это захватывание пальцами предметов, удерживание их, перекладывание, переворачивание, поднимание.

Проведенная опытно-экспериментальная работа исследования показала свою эффективность. Цель работы достигнута, задачи выполнены. Разработанные упражнения можно использовать для профилактики плоскостопия не только при занятиях с дошкольниками, но и с детьми начальной школы.

1. Швалева Т. А. Осанка вашего ребенка: учебное пособие. Абакан: Изд-во Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2007.

3. Недовесова И.П. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей: учебное пособие. Москва: Детство-Пресс, 2014.

5. Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Москва: Детство-Пресс, 2013.

6. Коновалова Н.Г Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие. Москва: ТЦ Учитель, 2015.

7. Васильева А.В. Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения: учебное пособие. Санкт-Петербург: ИК-Крылов, 2011.

8. Швалева Т.А. Лечебная физическая культура и современные средства оздоровления дошкольников: учебное пособие. Абакан: Изд-во Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2010.

1. Shvaleva T.A. Osanka vashego rebenka: uchebnoe posobie. Abakan: Izd-vo Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N.F. Katanova, 2007.

3. Nedovesova I.P. Profilaktika ikorrekciya ploskostopiya u detej: uchebnoe posobie. Moskva: Detstvo-Press, 2014.

5. Asacheva L.F., Gorbunova O.V. Sistema zanyatij po profilaktike narushenij osanki i ploskostopiya u detej doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie. Moskva: Detstvo-Press, 2013.

6. Konovalova N.G. Profilaktika ploskostopiya u detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie. Moskva: TC Uchitel', 2015.

7. Vasil'eva A.V. Ploskostopie. Samye 'effektivnye metody lecheniya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: IK-Krylov, 2011.

8. Shvaleva T.A. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura i sovremennye sredstva ozdorovleniya doshkol'nikov: uchebnoe posobie. Abakan: Izd-vo Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N.F. Katanova, 2010.

Статья поступила в редакцию 29.09.19

Shchennikova M.Y., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health (St. Petersburg, Russia), E-mail: mshchennikova@mail.ru

DEVELOPMENT OF THE FIELD OF PROFESSIONAL ACTIVITY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS. The article studies a problem of optimization of higher education in physical culture and sport, substantiation of the factors determining the development of professional education from the professional sphere. The study uses the methods of theoretical and empirical research: analysis of literature, state documents of strategic planning, forms of state statistical accounting, a survey of specialists. The development of higher education of physical culture and sports is due to the

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.