Упражнения на снятие мышечного напряжения на сценическую свободу


Упражнения для раскрепощения и снятия мышечных зажимов как часть психофизического тренинга актера

Упражнения для раскрепощения и снятия телесных зажимов должны быть неотъемлемой частью каждого занятия по актерскому мастерству. Освобождение от мышечных (телесных зажимов) согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, являются одним из косвенных путей к освобождению от психологических зажимов. Такие упражнения являются разогревающими и должны даваться в начале занятия.

Мышечная свобода и внимание находятся в постоянной зависимости друг от друга. Если актер по-настоящему сосредоточен на каком-то объекте и одновременно отвлечен от других, то он свободен. Но если посмотреть с другой стороны, то отсутствие мышечной свободы не дает актеру возможности полностью сосредоточить свое внимание на нужном объекте. Из этого следует, что мышечная свобода и внимание, тесно переплетаясь, сопутствуют процессу сценического действия и являются необходимым условием актерского творчества. В связи с этим можно объединить упражнения на раскрепощение мышц и внимание в одну группу.

Упражнения для раскрепощения и снятия зажимов нужно проводить до тех пор, пока студент по требованию педагога не научится моментально освобождать или напрягать любую мышцу. Но это возможно только при долговременной усердной работе. На первых этапах студенты должны научиться определять, в каком месте имеется лишнее напряжение, и научиться убирать его, оставив в мышце столько напряжения, сколько требуется для данного действия или позы.

Для освобождения от зажимов подойдут такие упражнения:

напряжение-расслабление
расслабление по счету
перекат напряжения
зажимы по кругу
упор
огонь – лед
ртуть
пластилиновые куклы
растем
потянулись – сломались
марионетки
спагетти
Мышечная свобода, внимание, воображение и вера в предлагаемые обстоятельства – вот основа творческой импровизации каждого актера.

Каждый участник представляет, что он кукла-марионетка, которую после выступления повесили в шкаф на гвоздик. Нужно представить, что вы подвешены за различные части тела: за шею, палец, ухо, руку, плечо. При этом тело должно быть зафиксировано только в этой точке, а все остальное – расслаблено и болтается. Упражнение можно выполнять в произвольном темпе с закрытыми или открытыми глазами. Педагог должен следить за степенью расслабления учеников.

Учащиеся должны встать прямо и сосредоточить свое внимание на левой руке, напрягая ее до возможного предела. Через несколько секунд нужно сбросить напряжение, а руку расслабить. Аналогичные упражнения нужно проделать с правой рукой, с обеими ногами, шеей, поясницей.

Зажимы по кругу

Участники идут по кругу и по команде педагога напрягают правую руку, правую ногу, левую руку, левую ногу, поясницу, обе ноги, все тело. Напряжение в заданном участке тела должно быть сначала слабым и постепенно нарастать до предела. В состоянии предельного напряжения участники должны идти 15-20 секунд, потом по команде педагога нужно полностью сбросить напряжение, то есть расслабить напряженный участок тела целиком.

По окончании каждой части упражнения по заданию педагога учащиеся прислушиваются к ощущениям своего тела, при этом продолжают спокойно идти по кругу и вспоминать обычное для себя напряжение в этом участке тела (свой привычный зажим). Затем ученики должны снова постепенно напрячь тело в этом месте, доведя зажим до предела, сбросить через 15-20 секунд. После следует напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с привычным зажимом. Повторять упражнение с собственными зажимами следует от 3-х до 5-ти раз.

Ученикам рекомендуется повторять это упражнение 1-2 раза в день самостоятельно.

Учащиеся должны напрячь правую руку до предела, затем постепенно расслабляя эту руку надо перевести напряжение полностью на левую руку. Потом полностью расслабляя левую руку нужно перевести напряжение на левую ногу, затем на пр





Учащиеся должны напрячь правую руку до предела, затем постепенно расслабляя эту руку надо перевести напряжение полностью на левую руку. Потом полностью расслабляя левую руку нужно перевести напряжение на левую ногу, затем на правую, затем на поясницу, спину, шею.

Участники встают в круг. И. п. сесть на корточки, голову надо нагнуть к коленям и обхватить колени руками. Педагог говорит: «Представьте, что вы являетесь маленьким ростком, только что показавшимся из земли. Вы растете, постепенно распрямляетесь, раскрываетесь и устремляетесь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Вы должны постараться равномерно распределить стадии своего роста.

Если вы в будущем захотите усложнить это упражнение, то ведущий может увеличить продолжительность роста до 10-20 стадий.

Расслабление по счету

И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх. Ведущий считает. Во время счета ученики должны постепенно расслаблять все части тела.

(См. упражнение в статье «Упражнения для раскрепощения и снятия зажимов)

Ведущий предлагает участникам превратиться в спагетти, для чего следует расслабить руки от предплечья до самых кончиков пальцев. Ученики должны размахивать руками в разные стороны, и при этом контролировать абсолютную свободу рук. Затем освободить руки от

ФИО: Руина Анастасия Юрьевна, педагог дополнительного образования

Цель: Способствовать овладению техники избавления от мышечных зажимов, с целью снижения тревожности учащихся.

- познакомить с техникой избавления от мышечных зажимов в области нижней челюсти и горла, шейно-воротниковой зоны , диафрагмы и талии.

- способствовать осознанию пользы техники избавления от мышечных зажимов;

- развитие навыков взаимодействия друг с другом;

- развивать творческое воображение и фантазию.
воспитывающие:
- воспитывать любовь к театральному искусству;

- воспитывать чувство внутренней свободы на сценической площадке;

- формировать доброжелательные отношения в коллективе.

- Личностные УУД (потребность сотрудничества, доброжелательное отношение к сверстникам, проявление индивидуальных творческих способностей, осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития).

- Регулятивные УУД (понимать и принимать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения и оценку со стороны взрослых и сверстников, анализировать причины успеха/неуспеха).

- Познавательные УУД (понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, устанавливать аналогии).

- Коммуникативные УУД (включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, предлагать помощь и сотрудничество).
Продолжительность: 45 минут

Учащиеся руками образуют круг, держась за руки.

2. Основная часть

Педагог: «Мышечный зажим незаметно делает свое недоброе дело:

он затрачивает большое количество энергии, а это значит, что человек постоянно испытывает ее нехватку;

напряженные мышцы пережимают кровеносные сосуды, и в тех местах, где расположился мышечный панцирь, ткани органов постоянно недополучают питательные вещества и кислород, разносимый кровью, нарушается обмен веществ, что, в свою очередь, ведет к ослаблению органов и к различным заболеваниям.

Именно поэтому я считаю целесообразным научиться избавляться от мышечных зажимов.

Приступим к знакомству с основными группами мышечных зажимов и способам избавления от них. Начнем изучение с зажимов нижней челюсти, и , как по ступенькам, будем опускаться ниже по туловищу.

Стиснутые челюсти перекрывают любой звук, пытающийся прорваться наружу. Этим же кольцом зажимаются и голосовые связки. Звук голоса создает впечатление, что человек говорит напряженно, ему трудно придавать звучанию разные интонации. Иногда голос становится монотонным, иногда сиплым или хриплым, а иногда слишком высоким. Это происходит потому, что мышцы, участвующие в звукообразовании, становятся малоподвижными.

Алфавит произносить протяжно, лениво, негромко.

БА-А-А ВА-А-А ГА-А-А ДА-А-А

ЖА-А-А ЗА-А-А КА-А-А ЛА-А-А

МА-А-А НА-А-А ПА-А-А РА-А-А

СА-А-А ТА-А-А ФА-А-А ХА-А-А

ЦА-А-А ЧА-А-А ША-А-А ЩА-А-А

Педагог: «Эти элементарные упражнения улучшают приток крови к голове, и при систематическом применении, снимают усталость, головные боли и даже улучшают зрение . Следующее кольцо мышечных зажимов располагается вокруг диафрагмы и талии. Диафрагма — это мышца, которая участвует в дыхании; она сокращается всякий раз, когда человек испытывает страх. Диафрагма расположена над талией, которая соединяет грудную клетку с животом и тазом. Мышечные зажимы в этой области создают помехи для прохождения потока крови и чувств к гениталиям и ногам, вызывая тревогу, которая, в свою очередь, приводит к нарушению дыхания. Вывод из всего этого только один: необходимо расслабить хронические зажимы и высвободить накопившийся страх.

Для того чтобы проверить, насколько зажата или свободна ваша талия, сделайте следующее упражнение.

Упражнение для проверки: выполняйте это упражнение стоя. Поставьте стопы параллельно, колени слегка согнуты, тяжесть тела немного смещена вперед. Поднимите руки с согнутыми локтями на высоту плеч. Кисти свободно повисли. Поверните тело максимально влево и удерживайтесь в этой позиции около минуты. Затем поверните тело вправо и около минуты оставайтесь в таком положении. Обратите внимание на напряжение мышц спины и талии. В состоянии ли вы в таком положении вдыхать нижней частью живота? Если дыхание нарушается и мышцы слишком напряжены или вы испытываете боль в них, значит, вокруг области диафрагмы и талии у вас развился мышечный панцирь.

Упражнения для снятия зажимов диафрагмы и талии:

Лягте на пол на спину, руки в стороны ладонями вверх, ноги вместе. Согните ноги в коленях под углом 90°. Поворачивайте обе ноги сначала влево, так чтобы нижняя (левая) нога полностью легла на пол, а правая лежала на ней; ноги остаются согнутыми в коленях. Затем аналогичным образом поверните ноги вправо. При этом спина до талии остается прижатой к полу. Повторите упражнение до 10 раз.

Теперь выполняйте предыдущее упражнение, усложнив его. При повороте ног поворачивайте голову в противоположную сторону. Это упражнение тоже выполняйте до 10 раз.

Встаньте на четвереньки, колени под углом 90°, руки, на которые вы опираетесь, держите прямыми. Прогните спину в области талии вниз, насколько это возможно, а затем максимально выгните спину вверх. Проделайте до 10 таких движений.

Встаньте на четвереньки так, как это описано в предыдущем упражнении. Затем медленно вытягивайте выпрямленные руки и корпус вперед, скользя по полу до тех пор, пока они почти целиком не лягут на пол. Ваша поза будет напоминать позу потягивающейся кошки. Побудьте некоторое время в таком положении и медленно подтяните руки в исходную позицию. Сделайте это упражнение несколько раз (столько, сколько осилите).

Сядьте на пол, ноги слегка согнуты в коленях и немного расставлены. Ладони положите на затылок. Наклоняйте туловище влево, стараясь, чтобы локоть как можно больше приблизился к полу (идеальный вариант, если он коснется пола). Побудьте в этом положении некоторое время. Затем медленно выпрямитесь и повторите то же самое в правую сторону.

Педагог и несколько учащихся проверяют других на расслабление (тело должно быть ватным и мягко падать на маты) . Педагог легким движением прикасается пером к учащимся и они поднимаются на ноги.

3. Заключительная часть.

Большой палец - сегодня я научился чему-то новому?

Указательный - сегодня я активно участвовал в работе группы

Средний – над чем хотел бы поработать?

Безымянный - мне было комфортно?

Мизинец - я жду следующего занятия, т.к. мне было интересно ….

Список используемой литературы:

Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми - М.: Книголюб, 2004.

Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.

Лоуэн А. Биоэнергетика. — СПб., 1998.

Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989.

Чистякова М.И. Психогимнастика - М.: Просвещение, 1990.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8


4) хлопок участника – буква Ю,

5) хлопок ведущего – клавиша буквы Б,

6) хлопок участника – буква Б,

7) хлопок ведущего – клавиша буквы И,

8) хлопок участника – буква И,

10) одновременно хлопок всех участников – пауза,

Это упражнение имеет смысл, если оно тренирует активную взаимосвязь с партнером (которым в данном случае является ведущий). Поскольку это так, участникам нужно следить только за ведущим, ошибки товарищей не должны их сбивать. Каждая буква ждет только на­жатия своей клавиши.

Вывод : Развитие и укрепление внимания позволяет управлять процессами и объектами, сообщая процессу, активный характер путем присоединения к внешнему вниманию внутреннего. Кроме того, произвольное активное внимание превращается при этом в высшую форму сосредоточенности, то есть в непроизвольное активное внимание (в увлечение объектом). При этом приобретается способ быстрого и свободного переключения активной сосредоточенности с одного объекта на другой, произвольного расширения или сужения круга внимания.

Упражнения на развитие воображения.

Цель: Развить в себе способность фантазировать.

Допустим, рассказ начался с фразы, которую произнес первый из сидящих в полукруге участников: Хлестал дождь.

Второй повторил эту фразу и продолжил: Хлестал дождь. Охотники промокли до нитки в своем шала­шике.

Третий: Хлестал дождь. Охотники промокли до нитки в своем шалаши­ке. Близилась ночь, и нужно было успеть дойти до станции.

Основная цель этого упражнения – тренировать непрерывность внутренних видений. Необходимо научиться все время волевыми усилиями держать усколь­зающие видения и с помощью внутреннего контроля следить за их не­прерывностью.

Обычно рассказ строится по полукругу. Возможно и усложнение: пе­дагог называет фамилию любого ученика, и тот продолжает рассказ.

Три минуты молчания. Ученики готовят свои киноленты, фанта­зируя о далеких местах, где они никогда не бывали. Затем начинают­ся рассказы: описание кадра за кадром. Несколько фраз-кадров и педагог останавливает ученика, дает слово второму. Начинает вто­рой, педагог останавливает его после нескольких фраз-кадров и дает слово третьему. Потом снова первому – для продолжения. Потом чет­вертому, для начала. Третьему – для продолжения. Снова первому – для продолжения и т. д. в любом порядке.

Когда окончились рассказы (они должны состоять не более чем из шести-восьми фраз-кадров), дается несколько минут на то, чтобы вос­становить в памяти последовательность кадров в каждом рассказе. После этого любой ученик должен повторить любое из описанных путешествий.

В центр комнаты вызываются два участника. Юноша полу­чает задание: Станьте на стул. Согните колени. Правую руку просуньте между ножкой стула и перекладиной. Левой рукой тяните себя за волосы вверх. Скривите рот. Удобно? Пожалуйста, объяснитесь девушке в любви, не меняя своего положения.

Ведущий предлагает представить, что если бы вдруг в картине странно всё изменилось. Женщина бы расхохоталась и усердно принялась полоскать белье, а парнишка вдруг заревел, потому что мыло попало в глаз! Затем кого-то из участников вызывает стать на время экскурсоводом и разъяснить эту фантасмагорию.

Вывод: Использование упражнений данного блока развивает воображение и фантазию, в результате чего человек постигает не только внешние свойства и черты объекта, явления, образа, но и их внутреннюю суть.

Упражнения для развития памяти ощущений и физического самочувствия.

Цель: Тренируя осязательные восприятия, совершенствуется и зри­тельная память, и двигательные механизмы рук. Кроме того, совершенству­ется наше внимание к окружающему миру. Ведь осязание, как говорят, – это второе зрение.

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза, провести подушечками пальцев по ткани брюк, рубашки, блузки. Затем тоже самое сделать с открытыми глазами, взглянуть, как подушечки поглаживают ткань, присмотритесь, какая она, ткань. Снова – с закрытыми. Затем нужно вспомнить вид ткани, уловить осязательное отли­чие одной фактуры от другой. Проверить глазами.

Затем то же самое проделать с одеждой соседа, сравнить с тканью вашей одежды.

Ведущий: представьте, что на полу перед вами стоит чаша. Она волшебная, потому что по нашему желанию сама наполняется чем угодно. Теперь в каждой чаше перед вами – мед. Вспоминаете? Золотистый, прозрач­ный. Слегка качните чашу, убедитесь, какой густой мед. А запах его, запах цветущих липовых деревьев, вспоминаете? Под­деньте ложечкой немного меду – видите, как он стекает по ней, тяжелой струй­кой льется в чашу? Попробуйте его на вкус.

Не торопясь, помогая воспоминанию словами и мысленной речью, добиваемся четкой памяти всех ощущений.

- А теперь в чаше – бензин!

Что еще может там быть? Можно чередовать самые разнооб­разные и неожиданные вещи:

• сметана, а потом одеколон;

• нефть, а потом варенье;

• какао, а потом клей;

• йод, а потом молоко;

• кетовая икра, а потом лягушки.

- Почему чаши полны лягушек? Для чего вам приходится их пе­ребирать? Сортируете? Для чего? Ах, для биологического опыта? Отбираете самых больших?

Ведущий: Переберите в памяти запахи цветов: гвоздика, кашка, василек, ромашка, лютик, мак, левкой, маргаритка, ирис, пион, нарцисс, хризантема, цикламен, гортензия, тюльпан, си­рень, черемуха, гиацинт.

- Наша комната – цветочный магазин. Освойтесь в нем. Расставь­те мысленно цветы, запомните, где – что. Задание каждому – подо­брать по два букета, один ко дню совершеннолетия вашей сестры, дру­гой для торжественной встречи известного спортсмена. Конечно, это будут разные, непохожие букеты. – Подобрали? Покажите, что у вас за букет. Опишите его нам. Пе­ребирая отдельные цветы, рассказывая о них, вспоминайте их цвет и запах.

- Вспомните: как у вас болел зуб, как вы мучались и, наконец, не выдержав, героически отправились к зубному врачу.

- Как, где и чем вы порезали руку или ногу, как смачи­вали рану йодом, забинтовывали ее.

- Как вам попала в глаз соринка, когда вы стояли у раскрытого окна идущего поезда. Вспомните, как вы пытались изба­виться от нее, как долго она мешала вам и как болел глаз.

- Как вы, больной, лежали с высокой температурой. Какой? Чем болели?

- Как вы упали и сильно расшиблись. Как это случи­лось?

- Как в один из особенно жарких дней вас томила жаж­да, как пересыхал рот, как вы, наконец, добрались до воды и как пили, пили.

- Как вы обожглись. Схватили сковородку с костра?

- Как вы запыхались, когда пришлось долго бежать. А куда вы спешили?

Помогайте воспоминаниям – мысленной речью, про себя. Вспо­минайте все, что вы делали тогда, старайтесь увидеть внутренним зрением как можно больше конкретных деталей. Восстанавливайте в воспоминаниях всю былую последовательность происходившего с вами, ничего не пропуская. Вспоминая, действуйте физически. Идите на площадку. Попробуйте соединить воспоминание о ка­ком-нибудь физическом самочувствии с вымышленными предлага­емыми обстоятельствами действия: несмотря на недомогание, напри­мер, вам необходимо написать срочное письмо.

Потом вы научитесь на основе испытанных физических самочувствований творить новые самочувствия, которых вы не испытывали. Не огор­чайтесь, что не удается воскресить былое физическое самочувствие полностью, до конца. Это неосуществимо. Но достаточно намека, тени, отблеска воспоминания, чтобы загорелась актерская фантазия и что­бы тело поверило в правду вымысла.

Вывод: С помощью таких упражнений человек не только приобретает способность понимать себя, но и начинает понимать мир и окружающих людей.

Упражнения на о свобождение мышц.

Цель освоения упражнений этого цикла – научиться убирать напряженность, неловкость, смущение, страх. Уметь сосредоточиваться на том, как ведёт себя тело, анализировать, где существует зажим, и устранять его.

Для того, чтобы научиться управлять своим внутренним состоянием, необходимо тренировать эту способность. Сосредоточенность на межличностных отношениях , партнере дает уверенность, которая порождает внутреннюю свободу, а свобода находит свое выражение в физическом поведении человека, в пластике его тела. Внешняя свобода есть результат внутренней свободы. Убежденность в правильности своих действий и поступков, в их принятии окружающими – вот истинный источник внутренней, а следовательно, и внешней свободы.

При применении данного цикла упражнений процесс освобождения от излишнего мышечного напряжения проходит в последовательном порядке следующие этапы:

1) формирование сознательных волевых усилий, направленных на освобождение мышц от излишнего напряжения;

2) формирование сознательных волевых усилий, направленных на овладение заданным объектом внимания;

3) превращение произвольного внимания в непроизвольное, увлечение возникающим чувством внутренней свободы.

4) через определённые упражнения проверка ощущений полной физической свободы.

Упражнение 1. Необходимо напрягать и освобождать попеременно различные мышцы: шеи, плеч, живота, рук и так далее. При этом нужно следить, чтобы как напряжение, так и освобождение каждый раз было максимальным.

Упражнение 2. Участникам нужно удобно сесть и мышца за мышцей, в определенной последовательности (снизу вверх или сверху вниз, то есть, начиная с пальцев ног и кончая мускулатурой лица или наоборот), освободить все тело от напряжения почти до нуля (состояние тела во время сна). Сохранить необходимое напряжение лишь в тех мышцах, которые удерживают тело в сидячем положении. Иначе говоря, тело должно быть освобождено до того предела, за которым следует падение со стула. Особенное внимание следует обратить на мускулатуру лица. При правильном выполнении этого упражнения голова должна упасть на грудь, рот открыться, нижняя челюсть отвиснуть; лоб при этом совершенно свободен, брови не сдвинуты и не приподняты.

Чтобы проверить, насколько успешно выполнено задание, ведущий может приподнять и бросить руку исполнителя, качнуть его голову и др. Если мышцы этих органов до конца свободны, то рука всей своей тяжестью упадет в то положение, в которое ее бросили, голова без всякого сопротивления подчинится толчку. Тело в этом состоянии должно быть подобно телу спящего ребенка.

Второй этап упражнений: необходимо перевести свое тело из состояния полной расслабленности в состояние предельного напряжения. Причем это делается в определенной последовательности (снизу вверх или сверху вниз), не торопясь, постепенно ощущая каждую мышцу.

После этого наступает третий этап, состоящий в таком же постепенном переходе из состояния максимального напряжения в состояние жизненно необходимой нормы. Норма это такое распределение мускульной энергии, при котором обеспечивается жизнедеятельное, бодрое состояние организма, его готовность в любой момент выйти из состояния покоя, чтобы легко и свободно выполнить любую физическую задачу. Для состояния нормы характерны два признака: мобилизованность и покой; с одной стороны отсутствие вялости, с другой стороны отсутствие зажима. Собранность всего тела, связанная с ощущением его потенциальной силы, из которой ни одна капля не пропадает даром, вот чем характеризуется нормальное физическое состояние здорового человека.

Упражнение 3. Ощутить норму мускульного напряжения во время ходьбы.

Упражнение 4. Переставить с места на место какой-нибудь предмет, с тем, чтобы после этого сейчас же убрать то напряжение, которое осталось в мышцах после преодоления тяжести предмета и теперь является излишним.

Упражнение 5. Сделать какой-нибудь сильный жест (например, ударить кулаком по столу) и после этого тотчас же убрать остаток ненужного мускульного напряжения.

Упражнение 6. Внезапно, по команде, освободить тело от всякого мускульного напряжения. Результатом этого должно быть мягкое и свободное падение. Это упражнение можно выполнять стоя и во время ходьбы.

Упражнение 7. Привести в деятельное состояние определенную группу мускулов, с тем, чтобы остальные мышцы оставались без всякого напряжения. Например, при поднятии руки группой мускулов плеча рука в локте, в кисти, в пальцах и в суставах должна находиться в свободно висящем положении и соответствующие группы мышц должны оставаться мягкими, ненапряженными.

Упражнениям для снятия мышечного напряжения нужно уделять особое внимание, так как чаще всего такая негативная характеристика как: скованность, страх, напряжённость присутствует в человеке потому, что он не умеет владеть своим телом.

Великий русский актёр М. Чехов говорил о том, что тело актёра должно развиваться под влиянием душевных импульсов. Вибрации мысли (воображения), чувства и воли, пронизывая тело, делают его подвижным, чутким и гибким/ [31]

Для процесса имиджирования мы заимствуем у М. Чехова следующие упражнения, помогающие не только в подготовке психо-физического аппарата, но и в создании образа:

Упражнение 1. Необходимо представить центр в вашей груди. Из него излучаются жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки и ноги. Ощущения крепости, гармонии, здоровья и тепла пронизывают ваше тело. Начните двигаться. Импульс к движению исходит из центра в груди. Следите, чтобы плечи, локти, бедра и колени не задерживали излучения из центра, но свободно пропускали их через себя. Осознайте эстетическое удовлетворение, которое получает ваше тело от такого рода движений. Делайте простые жесты: поднимайте и опускайте руки, вытягивайте их в различных направлениях, ходите вперед, вправо, влево, назад, садитесь, вставайте, ложитесь и тому подобное, представляя себе, что ваши руки и ноги начинаются не от плеч и бедер, но из середины груди, от воображаемого центра. Двигаясь в пространстве, представляйте себе, что центр в груди ведет и направляет вас. Перейдите к более сложным движениям и простым импровизациям, сосредоточив внимание на центре в груди, импульсирующем ваши действия. Продолжайте упражнения, пока ощущение центра не станет для вас привычным, и не будет требовать особого внимания. Воображаемый центр в груди должен постепенно вызвать ощущение, что ваше тело становится гармоничным, приближается к идеальному типу.

Упражнение 2. Формирующие движения. Необходимо делать широкие, сильные движения телом (можете пользоваться ПЖ – психологический жест – термин М. Ч.). Скажите себе: я, как скульптор, ваяю в окружающем меня пространстве. В воздухе остаются живые формы от движений моего тела. Акцентируйте начало и конец каждого движения. Представляйте себе воздух как среду, оказывающую вам легкое сопротивление. Производите движения в различных темпах, с различной остротой или плавностью. При всякого рода движениях сохраняйте прежнюю внутреннюю силу. Сила не должна переходить в мускульное напряжение. Делайте простые импровизации. Не акцентируйте их начало и конец.

Упражнение 3. Излучающие движения. Те же движения сопровождайте представлением об излучении. Ваши руки, грудь и все тело высылают излучения в различных направлениях по вашему желанию. Меняйте характер движений и излучений: стаккато, легато, медленно, быстро; высылайте излучения на Далекое или близкое расстояние непрерывно, с паузами и т. п. Воображайте воздух вокруг вас исполненным света. Делайте импровизации.

В результате описанных упражнений практически изучается мускулатура своего тела, человек может легко находить тот участок, в котором образовался мускульный зажим, и приобретает способность быстро удалять образовавшееся мускульное перенапряжение. Таким образом, вырабатывается привычка постоянно контролировать свое тело.

Эти упражнения из тренинга по актерскому мастерству эффективны для снятия напряженности, неловкости, смущения, страха.

Вывод: Использование этих упражнений в практической работе с клиентом приводит его к достижению поставленной цели – снятию мышечного напряжения и развитию свободы.

Работа над образом.

Цель: Развить способность работать в вымышленных обстоятельствах роли, создавать характеристику играемому персонажу и способность импровизировать в жизненных обстоятельствах, а также способность слышать, видеть, подмечать различные нюансы проявлений действий партнёра.

– Представьте, если вы дерево, значит, ваши руки самые большие из ваших веток. Раскиньте их пошире! А ноги – корни. Видите, как муравей ползет по вашей руке-ветке? Слышите ли шум своих листьев?

– А если вы – трава, как вам живется? Тянете руки-стебельки ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Как ветер колышет вас?

– Яркий солнечный день, легкий ветерок. Хорошо греться? Спо­койная, безмятежная жизнь. Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер. Что делается с одуванчиком? Не страшно ли шишке?

– Ливень! Дуб в восторге, а для ромашки – трагедия: все лепестки обвисли. Но, вот дождь прошёл, выглянуло солнце. Деревья сушат на солнце свои ветки, растения листья.

1. Как бы вы ходили по комнате, если бы у вас были плюшевые ноги, набитые опилками? Если бы ноги эти не сгибались в коленках? Если бы они присоединялись резинками к вашему плюшевому туло­вищу? Если бы эти ноги могли вертеться во все стороны (чуть зазе­вался — и разъехались)? Если бы у вас были такие ноги, разве не пришлось бы вам медленно ступать, переваливаясь с ноги на ногу? — Ходите, пробуйте! — Не забывайте о коварной резинке? Не делайте слишком широких, больших шагов, а то растянетесь на полу!

2. Как бы вы двигали своими руками, если бы они не сгибались ни в кистях, ни в локтях? Если бы эти плюшевые руки были прикрепле­ны к вашему плюшевому туловищу такой же коварной резинкой, как у ног, если бы у вас были такие руки, то как бы вы ими здоровались, отталкивали, брали вещи? Пробуйте!

3. Какие бы звуки вы производили, если бы вдруг чудесным обра­зом превратились в медведя, но сохранили бы свой человеческий ум? Если бы вы были лишены возможности говорить по-человечески, то как бы вы объяснялись? Попробуйте – ревите по-медвежьи, но за­ставьте товарищей понять, чего вы хотите!

4. Как бы вы смотрели и как бы двигались ваши оба глаза, если бы они были стеклянными бусинками?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.