Создание лиги наций шпора

Проекты создания международной организации по обеспечению мира выдвигались разными пацифистскими кругами Великобритании, США, Франции и других стран еще в годы Первой мировой войны. Обязательство создать

На Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. была создана специальная комиссия по изготовлению Устава Лиги Наций. Подготовленный ею проект Устава был принят Конференцией и включен в Версальский мирный договор 14 июня 1919 г., а также другие мирные договоры с союзниками Германии.

Сначала Устав Лиги Наций был подписан 44 государствами, в том числе государствами, которые принимали участие в войне на стороне Антанты, или теми, что присоединились к ней. США не ратифицировали Устав Лиги Наций и не вошли в число членов Лиги Наций. Это, прежде всего, объяснялось тем, что ведущая роль в Лиге Наций принадлежала Великобритании и Франции.

Согласно Уставу, основными органами Лиги Наций стали Ассамблея, Совет и Секретариат. Все решения Ассамблеи и Совета, за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно. При Лиге Наций на правах автономных организаций были созданы Постоянная палата международного правосудия, Международное бюро и другие организации. Место пребывания основных органов Лиги Наций — Женева (Швейцария).

В первые годы существования Лига Наций была центром организации борьбы против Советского государства большевиков в России. В Лиге Наций обсуждались разнообразные планы интервенции и разрабатывались общие дипломатические акции против Советской России. В связи с вражеской относительно большевистской власти позицией Лиги Наций, советское правительство отрицательно относилось к ней, считая ее деятельность вмешательством во внутренние дела СССР.

В 20-х и начале 30- х годов в центре внимания Лиги Наций были: спор между Швецией и Финляндией относительно Аландских островов, конфликт между Литвой и Польшей по поводу Вильнюса (1921 г.), конфликт между Турцией и Ираном по поводу Мосуда (1924-1925 гг.), конфликт между Боливией и Парагваем по поводу области Чако (1928- 1932 гг.), агрессия Японии против Китая и другие вопросы. В этот же период Лига Наций начала обсуждение проблемы разоружения. В начале 20- х годов Лигой Наций были распределены мандаты на право владения колониальными территориями государствами-победителями, прежде всего, Великобританией и Францией.

Лига Наций осуществляла многочисленные попытки устранить острые разногласия между ее главными участниками. С целью устранения преград относительно вступления Германии в Лигу Наций и прекращения вражды, которая оставалась между Германией и государствами-победителями в Первой мировой войне, в 1925 году была созвана Локарнская конференция. Главным ее итогом стали соглашения между Германией с одной стороны и Францией и Бельгией с другой по поводу неприкосновенности их общих границ, а также отказ от войны как средства решения территориальных проблем. Той же цели служили соглашения о репарациях (план Дауеса 1924- 1925 гг., план Юнга 1929-1930 гг.). В 1926 г. дипломатическую изоляцию Германии удалось преодолеть, и она вступила в Лигу Наций.

В середине 30- х годов в связи с угрозой реализации планов установления мирового господства фашистскими государствами — Германией и Италией и милитаристской Японией, некоторые страны начали искать пути сотрудничества с СССР. 15 сентября 1934 г. по инициативе французской дипломатии, в частности премьер-министра иностранных дел Л. Барту, 30 членов Лиги Нации обратились к СССР с предложением вступить в эту организацию. 18 сентября 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, заняв постоянное место в ее Совете. Против принятия СССР голосовали Голландия, Португалия и Швейцария. Во время вступления в Лигу Наций советское правительство сделало ряд предостережений, которые касались ее Устава, в частности, было сделано заявление о том, что СССР не может одобрить систему мандатов, которая, по сути, является формой прикрытия колониальных захватов.

Важнейшими вопросами, обсуждаемыми в Лиге Наций на протяжении 1934-1939 гг., были итальянская агрессия против Эфиопии (1935- 1936 гг.), нарушение Германией Версальского мирного договора в связи с ремилитаризацией Рейнской зоны (1936 г.), итало-немецкая интервенция в Испании (1936-1939 гг.), увлечение Германией Австрии (1938г). Политика западных государств в этот период — умиротворение агрессоров — объяснялась старанием направить фашистскую агрессию восточнее, против СССР. Эта позиция превратила Лигу Наций в прикрытие немецкой, итальянской и японской агрессии против других стран. Этим и объяснялась беспомощность Лиги Наций, которая не смогла осуществить ни одного эффективной меры против фашистской агрессии накануне Второй мировой войны. Например, в октябре 1935 г. Ассамблея Лиги Наций по требованию ряда государств, в том числе СССР, приняла решение о применении экономических и финансовых санкций против Италии, которая напала на Эфиопию. Однако, в связи с позицией западных государств, важнейшая часть итальянского импорта — нефть — не была внесена в список предметов, запрещенных для ввоза в Италию. Это облегчило и ускорило заинтересованность Италией Эфиопии (1936 г.). В июле 1936 г. по требованию Великобритании и Франции решение Лиги Наций относительно санкций против Италии вообще было отменено. В период итало-немецкой интервенции в Испании в 1936-1939 гг. некоторые западные государства добились от Лиги Наций того, что она не только не приняла никаких мер по сдерживанию агрессоров, а и вовсе уклонилась от рассмотрения этого вопроса.

СССР было исключено из этой организации. Деятельность Лиги Наций с этих пор, по сути, прекратилась, хотя формально она была ликвидирована лишь в апреле 1946 г. решением специально созванной для этого Ассамблеи.

Ужасы и лишения Первой мировой войны, длившейся без малого четыре года и унесшей более 10 миллионов человеческих жизней и нанесшей огромный ущерб инфраструктуре многих стран вызвали соответствующую реакцию. С одной стороны, в 1917 г. в России произошла Октябрьская революция большевиков, которая в корне изменила политическую систему государства. Успех Российской революции привел к широкому развитию аналогичных движений во всех остальных странах Европы и в США. С другой стороны возникла необходимость в формировании качественно новой системы регулирования международных отношений, могущей эффективно поддерживать международную безопасность в послевоенный период. Во многих странах мира возникли широкие общественные движения, требующие внести коренные изменения в механизм управления международными отношениями. Международное политическое мышление стало осознавать новое положение вещей, при котором нормальное функционирование международной и национальных систем может быть обеспечено лишь совместными усилиями государств. Во весь рост встала задача организации достаточно эффективного управления системой международных отношений. Все эти факторы сыграли немаловажную роль в том, что в 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставной документ – Статут. Таким образом была учреждена первая всеобщая политическая организация призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами.

Статут Лиги Наций обладал следующими характерными чертами:

3. Статут Лиги Наций впервые отнес международно-правовые споры к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия – первый постоянный международный суд.

Наряду со своей значимостью с точки зрения развития международного права, Лига Наций и Версальская система в целом имели целый ряд недостатков, которые подготовили почву для развязывание в последующем Второй мировой войны:

1. Статут Лиги Наций так и не поставил применение вооруженной силы в международных отношениях вне закона.

2. Еще более укрепилась и практически узаконилась колониальная система, при которой ни одна из зависимых от метрополий стран не имела возможность участвовать в международных отношениях. Согласно новой системе, Лигой Наций выдавались временные полномочия на управление колониями, что было нацелено лишь на смягчение противоречий в этой области.

3. В Лигу Наций не были включены две сильные страны – СССР и Германия, что негативно сказалось на эффективности и общей дееспособности организации. Этот фактор еще более накалял обстановку на международно-политической арене.

Таким образом, организация Лиги Наций была несомненным шагом вперед на пути становления современного международного права, но, в то же время сформировавшаяся международная организация сделала недостаточно для полного обеспечения международного мира и справедливости. Как и накануне первой мировой войны, Лига Наций и другие международно-правовые договоры использовались ведущими странами мира как ширма и практика нередко противоречила декларируемым намерениям.

10 января 1920 года состоялось первое заседание Лиги Наций, первой политической международной организации.Она была основана в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете.

Между 1920 и 1946 годом в общей сложности 63 страны стали членами Лиги Наций. Первоначально в Лигу Наций вошло 44 государства, 31 из них принимало участие в 1-й мировой войне на стороне Антанты, а 13 государств придерживалось нейтралитета. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов, а Советская Россия не была туда приглашена.

Первоначально организация более или менее справлялась с задачами по предотвращению конфликтов, контролю за соблюдением международного права и поддержанию мира.Кризис организации пришелся на 1930-е годы, а его пик – на середину предвоенного десятилетия, когда один за другим следовали провалы Лиги, которая оказалась не способной справиться с вызовами той эпохи.

Япония откровенно проигнорировала это заключение, а в марте 1933 года вышла из Лиги.Следом в октябре того же года вышла Германия, занимавшая место постоянного члена Совета Лиги с 1926 года.Затем произошел захват Италией (также страной-учредительницей Лиги) государства-члена Лиги Эфиопии в 1935-1936 годах, которому Лига Наций не смогла воспрепятствовать.Вслед за Японией и Германией в декабре 1937 года вышла из Лиги Наций Италия.

Лига Наций была ликвидирована 18 апреля 1946 года. Ее активы и обязательства были переданы в ООН.

14.Причины создания ООН. Разработка концепции ООН. Система организаций ООН. Основные направления деятельности ООН.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока.

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке "Думбартон-Оукс". На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить "всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности".

В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.

На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в "Думбартон-Оуксе", на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

25 июня 1945 г. Устав из 111 статей был единогласно принят.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем.

ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций "избавить грядущие поколения от бедствий войны".

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Членами ООН являются 192 государства мира.

Главные органы ООН:
- Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос).
- Совет Безопасности ООН действует постоянно. По Уставу на СБ возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Если использованы все пути мирного разрешения конфликта, СБ компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон.

За все время существования ООН миротворческими силами ООН было проведено около 40 операций по поддержанию мира.
- Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, прав человека, экологии и т.п., давать по любому из них рекомендации ГА.
- Международный суд ООН, главный судебный орган, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам.
- Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации. Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН - генеральный секретарь ООН (с 1 января 2007 г. - Пан Ги Мун (Корея).

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие) связанных с ООН, через ЭКОСОС, международными соглашениями. Большинство членов ООН - участники специализированных учреждений ООН.

В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Официальные языки ООН и ее организаций - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

ООН - лауреат Нобелевской премии мира. В 2001 г. премия "За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире" присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану. В 1988 г. Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН.

18 апреля 2011 года исполняется 65 лет с того дня, как было принято решение о ликвидации Лиги Наций.

18 апреля 1946 г. Лига Наций - международная межправительственная организация, созданная в 1919 г. в целях развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности - прекратила свое существование в связи с образованием ООН.

Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), и включенный в Версальский мирный договор (1919) и другие мирные договоры, завершившие первую мировую войну (1914-1918), был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов.

Общее число членов Лиги Наций изменялось в пределах 45-60 государств.

СССР вступил в Лигу Наций в 1934 г. В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны (1939-1940), Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций.

Структура, функции и полномочия Лиги были определены в ее Уставе.

Основными органами Лиги Наций являлись Ассамблея - ежегодное собрание представителей всех членов организации и Совет Лиги Наций (собирался за время существования 107 раз) - в составе постоянных и периодически избиравшихся Ассамблеей непостоянных членов. Постоянными членами Совета были Великобритания, Франция, Италия и Япония, а после вступления в организацию (соответственно в 1926 г. и 1934 г.) - Германия и СССР. Ассамблея и Совет собирались в Женеве. Там же работал Секретариат Лиги Наций во главе с Генеральным секретарем.

Кроме основных органов Лига Наций имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (например, Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.).

Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.

Важнейшими статьями устава Лиги Наций были ст.ст. 8, 10-17 и 22. Статья 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений "до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением". Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений.

В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран ‑ членов Лиги Наций. Именно эта статья и вызвала основные возражения в американском сенате, отказавшемся ратифицировать устав Лиги.

Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Лиги Наций меры, "способные действительным образом оградить мир наций" (ст. 11).

Ст.ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путём рассмотрения в Совете Лиги Наций. Процедура эта была очень сложной, в случае, если в Совете не будет достигнуто единогласие по вопросу о споре, члены Лиги Наций оставляли за собой "право поступать, как они считают подходящим. "

В ст. 14 Совету поручалось подготовить проект Постоянной палаты международного правосудия, обязанной разрешать все переданные ей споры международного характера.

Статья 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии. Все члены Лиги Наций обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения. Совет Лиги Наций обязан был также определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых каждым членом Лиги "для поддержания уважения к обязательствам Лиги".

В 1921 г. Совет Лиги Наций принял резолюцию, в которой говорилось, что основным оружием в борьбе против агрессора должны быть экономические санкции.

Устав Лиги Наций предусматривал также вмешательство Лиги в споры между государствами, не являющимися ее членами (ст. 17). Если государство - не член Лиги Наций, участвующее в споре, отказывается принять меры для его разрешения, предложенные Советом Лиги, и прибегнет к войне против одного из членов Лиги, то к нему применяются экономические и военные санкции, предусмотренные ст. 16.

Статья 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане.

Лигой Наций были достигнуты определенные успехи в социальной и гуманитарной области, в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях.

Был установлен контроль над распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом - Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать - в той или иной степени успешно - более 40 политических конфликтов, она не смогла предпринять действенных мер по обеспечению международной безопасности. Наиболее явственно это проявилось с началом подготовки Германии, Японии и Италии ко Второй мировой войне.

В 1933 г. Германия и Япония заявили о выходе из Лиги Наций (Италия последовала их примеру в 1937 г.). Это лишило смысла положения Статута о сокращении ВС членов Лиги Наций и об обмене между ними информацией о своих военных потенциалах, а также об организации контроля над производством оружия и торговлей им. Единственным конкретным шагом Лиги Наций, направленным на обуздание акта агрессии, было решение о частичном ограничении внешнеэкономических связей Италии в период итало-эфиопской войны (1935-1941), которое, однако, не сказалось на военном потенциале страны. Агрессию Японии в Маньчжурии (1931-1933) и вторжение ее войск вглубь Китая (1937-1939) Лига осудила лишь словесно. Лиги Наций не рассматривала, по существу, вопрос о германо-итальянской интервенции в Испании в 1936-1939 гг.

В 1938-1939 гг. Лига не реагировала на то, что Германия захватила Австрию, Чехословакию и Клайпедский край и напала на Польшу, развязав 2-ю мировую войну, а также на то, что Италия аннексировала Албанию.

Остались нереализованными и положения Статута о защите каждым членом Лиги Наций территориальной целостности и политической независимости других ее членов и о создании для этого совместных ВС из национальных воинских контингентов членов Лиги Наций.

8 апреля 1946 г. была созвана последняя Ассамблея Лиги Наций в Женеве. Делегаты приняли резолюцию о передаче власти и функций Лиги в Организацию объединенных наций, разделили между вносившими взносы странами резервный фонд Лиги, передали ООН Дворец Наций с библиотекой и архивом.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва, 8 т., 2004 г.)

18 апреля 1946 г. Ассамблея проголосовала за прекращение существования Лиги Наций.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дронов Сергей Борисович

В данной статье проводится сравнительный анализ американского и французского подходов к концептуальным основам создания Лиги Наций после Первой мировой войны и видения Вашингтоном и Парижем тех задач, которые должна была бы решать эта международная организация.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дронов Сергей Борисович

CONCEPTUAL FRAMEWORK OF LEAGUE OF NATIONS' ESTABLISHMENT: AMERICAN AND FRENCH APPROACHES DURING THE ORGANIZING PERIOD OF THE PARIS PEACE CONFERENCE

The article contains the comparative analysis of the American and French approaches to the conceptual framework of League of Nations' establishment after the World War I and of visions by Washington and Paris of the problems which this organization should resolve.

7. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: История Великой Победы. М., 2005. С. 599.

8. Гальфер Ф. Военный дневник: в 3 т. / пер. с нем. М., 1971. Т. 3. Кн. 1. С. 71.

9. Военно-исторический журнал. 1989. № 2. С. 81-84.

Поступила в редакцию 29.06.2010 г.

ROLE OF MASS MEDIA IN THE ELIMINATION OF THE CONSEQUENCES OF FASCIST PROMOTION OVER THE LIBERATED AREAS OF RSFSR DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Laura Rafikovna Karimova, Russian Academy of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, Competitor of History Department, e-mail: laura-karimova@lenta.ru

The main tendencies of both ideological and educational work of the state and social organizations over the liberated area of the RSFSR concerning the overcoming of the moral and political consequences of the fascist occupation are observed in the article. The Hitler's Germany used a wide-spread system of fascist promotion during the ideological fight against the Soviet people. By the means of nationalism promotion the fascist ideologists planned to strike a blow over the friendship of the USSR nations, wanted to weaken the opposition to the invaders. Despite their expectations and efforts the population of the occupied territories went on resisting to the ideological influence actively.

Key words: war; rebuilt the process; fascist occupation; propaganda; international politics; media; radio; print.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЛИГИ НАЦИЙ: АМЕРИКАНСКИЙ И ФРАНЦУЗСКИЙ ПОДХОДЫ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ ПАРИЖСКОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры всеобщей истории, e-mail: dronovsb@yandex.ru

В данной статье проводится сравнительный анализ американского и французского подходов к концептуальным основам создания Лиги Наций после Первой мировой войны и видения Вашингтоном и Парижем тех задач, которые должна была бы решать эта международная организация.

Ключевые слова: Лига Наций; Парижская мирная конференция; миропорядок после Первой мировой войны.

Подготовленные в течение 1917-1918 гг. почти во всех странах Антанты модели международной организации отразили процессы складывающихся международных отношений в соответствии с внешнеполитическими планами послевоенного мироустройства, которые имелись у каждого государства. Следует особенно подчеркнуть, что эти планы были также и производными внешнеполитической философии каждой нации, поэтому справедливо говорить не только о сугубо практических вопросах, решавшихся в ходе Парижской мирной конференции. Перед государственными деятелями, собравшимися в Париже в январе 1919 г., стояла также задача приведения к некоторому общему знаменателю порой весьма различных взглядов на

послевоенную организацию всей системы международных отношений.

гандиста. Более того, по всеобщему признанию, президент США стал первым лидером великой державы, положившим идею Лиги Наций в основу внешнеполитического курса своей страны [2].

Дальнейшие размышления Вильсона о Лиге Наций как составной части всеобщего мирного урегулирования расширили его представления о сути концепции коллективной безопасности. В частности, можно отметить влияние на президента идей Лиги по принуждению к миру, возникшей в США в 1915 г. В ее платформе провозглашалась це-

Но для Вильсона, несмотря ни на что, реализация идеи о создании Лиги Наций все больше и больше становилась одной из важнейших задач американской внешней политики. 2 апреля 1917 г., призывая законодателей к принятию решения об объявлении вой-

Таким образом, осмысливая принципы послевоенного мироустройства, Вильсон предпринял знаменательный для американской внешнеполитической традиции поворот, который к тому же означал и полнейший пересмотр исторического опыта и образа действий, свойственного великим державам. Он отказался от доктрины баланса сил и согласованных интересов, противопоставив ей качественно иное сотрудничество народов в форме Лиги Наций, целью которого является взаимная защита от агрессии и формирование универсального сообщества, построенного на общей для всех народов концепции справедливого миропорядка. По-новому

Вильсон представлял и роль Соединенных Штатов на мировой арене. Он предложил своей стране принять активное участие в системе коллективной безопасности, в основе которой находилась бы международная организация. Однако следует признать, что не все аспекты послевоенного миропорядка были разработаны тогда в полной мере и поэтому нуждались в существенной конкретизации.

английский историк Г. Темперлей, например, усматривал в национально-юридической

традиции континентальных и морских держав [9]. В действительности направленность французской концепции к расширению исполнительной власти организации обусловливалась международным положением Франции к концу первой мировой войны.

Будучи сильнейшей военной державой на континенте, Франция рассматривала Лигу Наций прежде всего как военный механизм и систему, основанную на договорах с союзниками. Опираясь на эти два фактора, она могла бы использовать международную организацию в целях своего господства на континенте и решительного ослабления Германии. Поэтому Франция добивалась определенной и жесткой системы гарантий своей безопасности, считая их недостаточными в американской и английской схемах. Французские дипломаты требовали придания Лиге наций характера военного союза [10].

План дипломатической защиты Франции посредством Международной организации от 8 июня 1918 г. был разработан Леоном Буржуа, опытным государственным деятелем, бывшим министром-президентом. Главное отличие проекта Л. Буржуа от англоамериканских сводилось к роли санкций. В этой части план Буржуа был детально разработан и широк по охвату проблем. В проекте указывалось, что по решению Международ-

В проекте были детально разработаны дипломатические, юридические и экономические санкции. Под дипломатическими санкциями подразумевалось временное прекращение или разрыв дипломатических отношений, лишение консулов экзекватуры, лишение преимуществ участия в международных соглашениях; юридические санкции имели в виду прекращение действий соглашений в отношении прав граждан государства-нарушителя, различных конвенций о частном международном праве, конфискацию и секвестр имущества; экономические санкции предусматривали блокаду, эмбарго, лишение сырья, запрещение выпуска займов и т. д.

Краеугольным камнем французской схемы являлись скрупулезно разработанные положения о военных санкциях, превращавших Лигу Наций в военизированный блок. Комплекс вопросов, связанных с военными санкциями, предусматривал создание международных войск, постоянного штаба и назначение главнокомандующего. Были подробно изложены способы установления численности международной армии и флота, рекрутируемых в государствах-членах, предполагалась всеобщая воинская повинность, вводимая по указанию штаба. В задачи штаба входил постоянный контроль над боевым потенциалом и военным производством Германии, а также разработка планов боевых стратегических и тактических операций в целом [13; 14].

Реализация и дальнейшее развитие концепции Лиги Наций осуществлялись в условиях сложной политической ситуации, сложившейся на Парижской мирной конференции. К особенностям этой ситуации следует отнести, прежде всего, стремление главных антантовских держав добиться для себя как

Тем не менее приехавший в Европу Вильсон не без оснований надеялся все же,

1. Osgood R.E. Ideals and Self-Interest in America’s Foreign Relation. Chicago, 1954. P. 188189.

2. Kuehl W.F. Seeking World Order. The United States and International Organization to 1920. Nashville, 1969.

3. Романов В.В. В поисках нового миропорядка:

внешнеполитическая мысль США, 1913-

1921. Москва; Тамбов, 2005. С. 144.

4. The Papers of Woodrow Wilson: in 69 v. / еd. by A.S. Link. Princeton, 1966-1994. V. 29. P. 4.

5. Архив полковника Хауза: в 4 т. М., 1937. Т. 1. С. 136.

6. The Impact of World War I / ed. by A.S. Link. N. Y., 1969.P. 133.

7. Levin N.G. Woodrow Wilson and World Politics. N. Y., 1968. P. 181.

8. Woodrow Wilson and a Revolutionary World, 1913-1921 / ed. by A.S. Link. Chapel Hill, 1982. P. 194.

9. Temperlay H.W.V. A History of the Peace Conference of Paris. L., 1924. V. 6. P. 460.

10. Duroselle J..В. Histoire diplomatique de 1919 a nos jours. P., 1971. P. 75.

11. Бекер Р.С. Вудро Вильсон. Мировая война. Версальский мир. М.; Пг., 1923. С. 177.

12. Илюхина Р.М. Лига Наций, 1919-1934. М., 1982. С. 40.

13. Ллойд Дж.Д. Правда о мирных договорах: в 2 т. М., 1957.

14. Miller D.Н. The Drafting of the Covenant: in 2 v. N. Y., 1928. V. 2. P. 403-411.

15. Прицкер Д.П. Жорж Клемансо. М., 1983.

16. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

17. Ferrell R.A. Woodrow Wilson and World War I, 1917-1921. N. Y., 1985.

18. The Philosophy and Policies of Woodrow Wilson / ed. by E. Lattam. Chicago, 1958.

Поступила в редакцию 23.06.2010 г.

CONCEPTUAL FRAMEWORK OF LEAGUE OF NATIONS’ ESTABLISHMENT: AMERICAN AND FRENCH APPROACHES DURING THE ORGANIZING PERIOD OF THE PARIS PEACE CONFERENCE

Sergey Borisovich Dronov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of General History Department, e-mail: dronovsb@yandex.ru

The article contains the comparative analysis of the American and French approaches to the conceptual framework of League of Nations’ establishment after the World War I and of visions by Washington and Paris of the problems which this organization should resolve.

Key words: the League of Nations; the Paris Peace Conference; world order after the World War I.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.