Роль государства в современном обществе шпоры

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Таким образом, государство является центральным элементом политической системы , т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы.

Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы:

  1. Универсальность государственной власти . Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.
  2. Монополия на государственное принуждение . Только оно располагает армией, милицией (полицией) и т.д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.
  3. Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования.
  4. Монополия на налоги , в руках государственной власти сосредоточен бюджет.
  5. Обладание суверенитетом , является основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.
  6. Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.
  7. Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Некоторые авторы подчеркивают, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

  1. объединение самых различных слоев населения;
  2. сосредоточение огромных материальных и финансовых средств;
  3. наличие специального аппарата управления и принуждения;
  4. обладание суверенитетом;
  5. является центральным элементом политической системы.

Государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.

Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, США, Франция, Испания, Швеция, Япония и др.

Однако в подавляющем большинстве своем конституционные декларации на практике остаются ничем иным, как декларациями.

Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу, властвующей группе или социальной прослойке. Последние, независимо от того, как они называются и как представляются, в повседневной практической жизни являются настоящими держателями государственной власти, реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь поддержкой непосредственно стоящих у власти правящих кругов. Наоборот, оно прилагает огромные усилия для того, чтобы как можно больше расширить свою социальную опору, как можно сильнее укрепить свои устои в обществе.

В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или поданные государства, превратилась в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства.

Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства.

Однако, для стабильности общества и политической системы непременным условием является существование самых разнообразных форм собственности, баланс политической власти. Нет сомнения в том, что равный правовой статус всех форм собственности и их одинаковая защита, плюрализм форм собственности имеют очевидные преимущества перед монополизмом одной из них.

Развитие различных форм собственности должно происходить при следующих обязательных условиях:

Исключительное место и роль государства в политической системе общества обусловливается наличием у него специального аппарата управления и принуждения.

Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты, однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре таких органов, как полиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих возможность ему оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.

Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.

В политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений; это верховенство государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами. Таким свойством обладают только государства, что предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Содержание:

История человечества насчитывает несколько десятков тысяч лет, но только пять последних тысячелетий оно прожило, объединившись в государства. Тем не менее, даже столь короткого исторического промежутка времени было достаточно, чтобы убедиться в преимуществах развития общества под управлением государства перед иными сообществами людей, живущими общинным или племенным строем.

Государство: определение, основные признаки

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основное назначение государства на внешнеполитической арене – защита от внешней угрозы и обеспечение независимости страны, а внутри – обеспечение на своей территории стабильного развития экономики и социальной сферы.

Каждое государство обладает рядом основных признаков, среди которых наиболее значимыми являются:

  1. Наличие территории.
  2. Суверенитет, под которым следует понимать полную политическую, юридическую и экономическую независимость.
  3. Право сбора налогов.
  4. Монополия на легитимное насилие, под которым следует понимать добровольное подчинение всего населения страны всем решениям, принятым государственным аппаратом управления.

В литературе нередко встречается определение, согласно которому, государство – это аппарат насилия, принуждающий жить людей по своим законам. Однако, если власть в государстве держится исключительно на насилии и принуждении (а такие прецеденты действительно встречаются), то такое государство является слабым, обречённым на уничтожение или саморазрушение. Поэтому важной отличительной чертой сильного государства является монополия на легитимное насилие, основанное на доверии, поддержке и подчинении основной массы населения страны. Только в таких условиях государство может эффективно исполнять свои функции, направленные в конечном результате на процветание собственного народа.

Назначение государства и его роль в жизни общества

В Древнем мире и в Средние века роль государства в жизни общества сводились к нескольким аспектам, к которым можно отнести:

  • оборону своей территории от внешнего врага или захват чужих территорий;
  • борьбу с эпидемиями;
  • ирригацию;
  • отправление религиозных культов;
  • развитие почтового сообщения.

Однако с развитием общества растут запросы самого общества, усиливаются и переплетаются связи между людьми, а значит растёт и ширится количество задач, встающих перед государством.

В современном обществе уже ни один процесс не обходится без вмешательства государства. Оно по-прежнему защищает своих граждан и территорию страны, устанавливает правовые и нравственные законы, регулирует социальную сферу, объединяя людей с целью решения важных задач и придавая их деятельности смысл.

С целью поддержания обороноспособности страны и безопасности своих граждан государство создаёт, содержит и развивает армию и оборонную промышленность. В этой сфере роль государства является абсолютной. Однако в условиях цивилизованного общества при решении конфликтов между странами редко прибегают к аргументам силового воздействия: решающее битвы происходят на уровне государственных представителей – дипломатов. Развитие дипломатического корпуса (организация посольств, консульств, представительств на территориях других стран, подготовка грамотных специалистов и т. п.) также является абсолютной прерогативой государства.

Внутри страны для обеспечения стабильности, безопасности и порядка государство устанавливает систему правил и законов, нарушение которых карается мерами воздействия, различной силы: от штрафов, предупреждений и общественных порицаний за незначительные проступки, до лишения свободы на длительные сроки и конфискации имущества за тяжкие преступления.

В социальной сфере круг вопросов, решение которых стало исключительной прерогативой государства, расширился больше, чем в любой другой. Оно занимается:

  • организацией функционирования транспортной системы;
  • развитием связи и информационных технологий;
  • содержанием учреждений первостепенной общественной значимости: общеобразовательных школ, колледжей, вузов, больниц, поликлиник, медицинских и спортивных центров и т. д.;
  • материальными выплатами, такими как пенсии, социальные пособия, стипендии, пособия по безработице или многодетным семьям и т. д.;
  • развитием и содержанием объектов культурно-массового значения: домов культуры, библиотек, театров, иных культурных центров и т. п.;
  • охраной окружающей среды.

При возникновении социальных споров, к которым относятся споры между отдельными гражданами или организациями, между представителями различных классовых прослоек, различных культурных, этнических или религиозных диаспор, государство выполняет роль арбитра в разрешении конфликтов. Для этого ещё в древности были созданы специальные органы: сначала это были советы старейшин или вождей, а затем их функции в разрешении конфликтов взяли на себя суды, ставшие третьей независимой силой государственной машины.

Функции государства

Рассуждая о роли государства в обществе более конкретно, следует обратиться к его функциям, которые разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции являются основными направлениями деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относятся функции:

  • Экономические, отражающие степень участия государства в управлении национальной экономикой, которая в свою очередь определяется количеством заводов, фабрик, предприятий связи, транспорта, банковской сферы и т. д., принадлежащей государству. Характер участия государства в экономике определяется сводом нормативно-правовых актов в области поддержки товаропроизводителей, имущественных отношений, создания условий для развития малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, а также контроля за этими процессами. Эти функции выражаются:
    • в установлении налогов;
    • определении льгот;
    • выдаче кредитов;
    • развитии транспорта;
    • строительстве дорог;
    • разработке и внедрении программ краткосрочного и долгосрочного развития страны.
  • Внутриполитические (правоохранительные), направленные в первую очередь на внутреннюю безопасность. В соответствии с этой задачей государство ведёт активную работу по выявлению враждебных организаций, разрабатывает правила функционирования общественных и общественно-политических объединений граждан, выражающих интересы различных слоёв общества, национальностей и социальных групп, охраняет свой суверенитет. Внутриполитические функции реализуются на уровне деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов, которые в сущности сводятся непосредственно к разработке законов, применению санкций за их нарушение, борьбе с правонарушениями и преступностью.
  • Идеологические, выражающиеся в пропаганде определённого социального или экономического учения, но не только. Эта функция проявляется также в участии государства в развитии науки, культуры, образования, в его отношении к религии. Даже в тех государствах, где официально провозглашена идея деидеологизации, либо действует запрет на провозглашение какой-либо идеологии, это фактически является идеологией, только в завуалированном виде.
  • Социальные, направленные на защиту закреплённых в законе прав граждан на жилище, образование, медицинское обслуживание, труд и отдых. Эти функции ориентированы в первую очередь на защиту прав малоимущих граждан и их семей. Поэтому одной из важнейших их составляющих является установление и контроль за выплатой пособий и минимальной заработной платы, пенсий, стипендий, выделение средств на развитие здравоохранения и принятие мер, делающих услуги медицины доступными для как можно большего количества граждан.
  • Экологическая, появившаяся как самостоятельная относительно недавно. Истощение всех видов природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, развитие и применение оружия массового поражения влекут за собой последствия, ставящие человечеств на грань физического выживания. Поэтому любое государство вынуждено принимать меры по сохранению и восстановлению природно-ресурсного потенциала, а также защите населения от участившихся случаев стихийных бедствий.

Ко внешним функциям относятся те, которыми государство занимается на международной арене. Это функции:

  1. Военная. Она является более важной на стадии образования и становления государства, когда внешние силы активно сопротивляются появлению нового политического образования. Однако и на более развитой стадии эта функции не теряет своей актуальности. Даже если в мире существуют конфликты, не угрожающие военными действиями в отношении конкретного государства, все равно это государство может быть задействовано в нём в рамках тесных международных взаимоотношений, поскольку абсолютное большинство государств являются челнами тех или иных организаций, призванных защищать коллективные политические экономические или торговые интересы.
  2. Дипломатическая, призванная силами представителей дипломатического корпуса, работающих за рубежом, поддерживать дружеские и добрососедские отношения со всеми государствами, сотрудничать в областях развития культуры, науки, образования, иных межгосударственных связей, способствующих улучшению взаимоотношений.
  3. Внешнеэкономическая, направленная на развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами-партнёрами в различных областях экономики. Эта функции крайне важна, т. к. в силу неравномерного распределения природных ресурсов на планете и их истощаемости практически ни одна страна не в состоянии добиться высокого и стабильного уровня развития экономики изолированно от других.
  4. Внешнеполитическая (поддержание мирового порядка), заключающаяся в участии в международных и межрегиональных организациях, поддерживающих стабильность и безопасность (как политическую, так и экономическую) в мире или конкретном регионе.
Пример 1

Примером организации мирового значения является Совет Безопасности ООН, регионального – Организация Африканского единства, Лига Арабских Государств.

  • Студенческие новости
  • Новости ЕГЭ
  • О шпаргалках и экзаменах
  • О профессиях
  • Обучение за рубежом
  • Видеокалейдоскоп

    Рейтинг французских вузов и стоимость обучения в них
    Правила поступления во французский вуз
    Обучение филологии заграницей
    Выбор страны для овладения высшим образованием
    Испанские общежития для студентов

20. Функции современного Российского государства

К основным функциям современного российского государства относятся:

♦ обеспечения законности и правопорядка, охраны прав и свобод граждан.

• внешнеэкономическая - партнерства и интеграции в мировую экономику;

• поддержки мирового правопорядка;

• борьба с терроризмом;

• сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, продовольственной, энергетической, демографической и др.).

Функции направлены на выполнение конкретных задач и достижение целей, которые встают на определенных этапах развития общества.

1. Основные внутренние функции

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая, социальная, развития культуры и науки (образования), налогообложения и взимания налогов и сборов, экологическая, охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Она заключается в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих конституционных форм собственности. С принятием Гражданского кодекса РФ создана правовая основа рыночной экономики, экономической свободы человека, партнерских отношений между государством и гражданином.

В отношении особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т. д., государство осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.

Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.

Вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства.

Как показала практика, оздоровление и последующее реформирование всей хозяйственной и финансовой жизни России непосредственно связано с усилением роли государства, его экономической функции (как это было, например, при президенте Рузвельте – в США, при канцлере Эрхарде – в ФРГ).

Содержание этой функции многозначно: государство признано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимум размера оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; устанавливать государственные пенсии и пособия и т. д.

Важные стороны социальной функции государства составляют так же смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, рост безработицы, стабилизация уровня жизни населения.

Однако осуществление данной функции государства еще не отвечает предъявляемым к ней требованиям. В обстановке систематических задержек заработной платы, пенсий, пособий, девальвации рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, - первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

Функция развития культуры, науки и образования

Содержание этой функции сегодня составляет государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т. д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции входит также: государственная поддержка развития науки; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.

Имеющиеся в осуществлении этой функции трудности и упущения, к сожалению, связаны в основном с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки и образования из государственного бюджета.

Эта функция также именуется как функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Объективным факторов, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросших вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышению радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема экологии вышла за пределы не только отдельной страны, но и в глобальном мире, международном масштабе и превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.

Основное содержание экологической функции составляет государственное управление координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования. Обеспечения экологической безопасности, улучшения качества окружающей среды.

Функция налогообложения и взимания налогов

Это направление деятельности государства охватывалось ранее более общей, хозяйственно-организаторской функцией.

В новых условиях развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания данная функция, будучи тесно связанной с экономической, вместе с тем выделилась в одну из самостоятельных основных функций. Ее содержание составляют: формирование и содержание казны государства, пополнения казны, за счет всех видов налогов.

Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целесообразнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующие воздействие на экономику.

Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка

В современных условиях существенные изменения и развитие претерпели каждый из неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции.

Конституция РФ (ст.2) признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан должны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти. К сожалению, это конституционное требование пока еще должным образом не выполняется.

В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений.

Обеспечение неотвратимости наказания за преступление независимо оттого, кем оно совершено, не только святая обязанность, но и служебная функция органов правопорядка и их должностных лиц.

2. Основные внешние функции

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социальными странами, помощи развивающимся государствам), другие – получили дальнейшее развитие, третьи – возникли (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграция в мировую экономику).

Основные внешние функции выражают задачи внешней политики Российской Федерации.

Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще не мало внешнеполитических проблем. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ. Согласно этой функции, Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности государства и неприкосновенности территории.

Оборонная функция реализуется через выполнение комплекса мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных) по обеспечению военной безопасности государства. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, идеологическими, дипломатическими, военными и иными средствами.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка

Приоритеты в деятельности России по обеспечению мира – это не допущение новой глобальной войны – горячей или холодной, укрепления обязанности не распространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Российское государство несет особую ответственность за подержание стабильности и порядка в современном мире.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ

Эта функция направлена на сферу особой ответственности и особых взаимоотношений России и ее соседей.

Проявление данной функции выражено в перспективном развитии таких документов как Договор о Союзе Беларуси и России, Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, Договор с Республикой Казахстан и др.

Функция содружества с другими странами включает в себя несколько подфункций:

1. Функция сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка - предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия, борьбе с преступлениями (ИНТЕРПОЛ), по поддержке мирового порядка, урегулированию межнациональных конфликтов.

2. Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Мировое хозяйство, наука и культура, связь и технологии развиваются по единым экономическим законам. Происходит дальнейшая специализация государств на международном рынке труда, производства и сбыта товаров. Экономическая, финансово-кредитная система любого цивилизованного государства постепенно становится частью международного хозяйства и финансово-кредитной системы.

Проблемы в экономике одной страны в современных условиях неизбежно сказываются на состоянии других государств. Важное значение приобретает сотрудничество стран через международные организации ООН, ЕЭС, ВТО, банковские учреждения и др.

3. Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. По инициативе этих и других специализированных органов ООН проводятся многочисленные международные фестивали, выставки, конгрессы и семинары. Осуществляются совместные разработки учеными и научными организациями многих стран. Развивается международный рынок научно-технических знаний (купля-продажа патентов, лицензий, технологий и др.), произведений музыкального и сценического искусства, международный книгообмен.

4. Международная охрана окружающей среды. Эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности. Экологическая обстановка с каждым годом ухудшается, что ставит под угрозу жизнедеятельность человека на Земле. Загрязнение природы имеет наднациональный характер, для него не существует границы. Это требует скоординированной, целенаправленной деятельности всех государств. Такая деятельность широко проводится специализированными органами ООН и другими межгосударственными организациями.

Функции интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. В самостоятельную функцию данное направление деятельности России сложилась лишь в последний период времени.

Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.

Также реализация данной функции дает России осуществление и решение глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это - проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий, катастроф.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.