Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности шпоры

Современные реалии требуют от стран ведения грамотной и размеренной внешнеторговой политики. Государству необходимо контролировать поток иностранных товаров, способных навредить отечественным производителям, вытеснив их с внутреннего рынка посредством реализации своей продукции по более выгодным для потребителей ценам. Для решения подобной проблемы на территории ЕАЭС применяются меры нетарифного регулирования. Запреты и ограничения позволяют контролировать поток конкретного вида товара, не позволяя перенасытить внутренний рынок и тем самым лишить какую-либо отрасль производства стимула к росту.

В учебнике рассмотрены основные запретительно-ограничительные меры, применяемые в Союзе.

Каждая страна использует свой набор мер запретительно-ограничительного характера исходя из экономической ситуации и планов развития экономики и международных связей. В частности, в Российской Федерации на сегодняшний момент наиболее широко используются следующие меры: лицензирование; квотирование; санкции; фитосанитарный, ветеринарный и санитарный контроль.

Применение данных мер позволяет регулировать экспортно-импортные потоки товаров, обеспечивать экономическую и продовольственную безопасность страны, оказывать поддержку отечественным производителям, сохранять добросовестную конкуренцию.

Меры запретительно-ограничительного характера базируются на международных законодательных нормах и применяются в рамках различных торгово-экономических союзов. Это позволяет сохранять на должном уровне международные отношения между странами не только внутри таких союзов, но и с третьими странами. Запреты и ограничения являются частью государственного регулирования и применяются в тех случаях, когда таможенно-тарифное регулирование не оказывает эффективного воздействия на товаропотоки между странами.

В современном мире наблюдается тенденция к уменьшению использования запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности, что связано с либерализацией экономик разных стран.

Административные методы — совокупность приемов, воздействий, основанных на использовании объективных организационных отношений между людьми и общеорганизационных принципах управления.

Антидемпинговая мера — мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Евразийской экономической комиссии посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения добровольных ценовых обязательств, принятых экспортером.

Антидемпинговая пошлина — пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств — членов ЕАЭС независимо от ввозной таможенной пошлины.

Ветеринарно-санитарные меры — применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и перемещаемых по таможенной территории Союза товаров (в том числе товаров для личного пользования), включенных в единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утверждаемый Евразийской экономической комиссией, а также в отношении объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).

Ветеринарный сертификат — документ, выдаваемый уполномоченным органом в области ветеринарии на подконтрольные ветеринарному контролю (надзору) товары, подлежащие перемещению (перевозке), и удостоверяющий их безопасность в ветеринарно-санитарном отношении и (или) благополучие административных территорий мест производства этих товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных.

Генеральная лицензия — лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве.

Государственный заказ — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов, направленный на удовлетворение потребностей Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований для осуществления необходимых функций и полномочий (в том числе для реализации региональных, федеральных и международных целевых программ).

Декларация о соответствии техническим регламентам ЕАЭС —

документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза.

Запреты и ограничения — комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно- эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — членов ЕАЭС.

Импортная квота — ограничение импорта товара на таможенную территорию Союза в отношении его количества и (или) стоимости. Импортные квоты применяются для достижения сбалансированности торгового баланса, защиты отечественных производителей.

Импортные квоты, в свою очередь, делятся:

  • — на глобальные количественные ограничения — устанавливают размер ввоза товаров в натуральных или стоимостных единицах в течение определенного периода;
  • — индивидуальные количественные ограничения.

Специалисты выделяют следующие виды индивидуальных квот:

  • — пропорциональные (объем товаров распределяется между госу- дарствами-поставщиками пропорционально их доле в импорте за предыдущий период);
  • — двусторонние (предпочтение отдается той стране, которая принимает на себя встречные обязательства ввозить на свою территорию продукцию данного государства);
  • — сезонные (вводятся на конкретные товары во время пика их производства на территории определенного государства);
  • — тарифные (предусматривают разрешение на ввоз товаров в течение конкретного периода по более низкой ставке импортной таможенной пошлины).

Исключительная лицензия — лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара.

Исключительное право — право на осуществление участниками внешнеторговой деятельности экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, предоставляемое на основе исключительной лицензии. Перечень участников внешнеторговой деятельности, которым на основании решения Евразийской экономической комиссии государствами — членами ЕАЭС предоставлено исключительное право, подлежит опубликованию на официальном сайте Союза в сети Интернет. Обоснование необходимости введения исключительного права должно содержать финансово-экономические расчеты и иную информацию, подтверждающую целесообразность применения данной меры.

Квоты — определяют долю субъектов рынка в производстве, потреблении, экспорте, импорте товаров и услуг. Квотирование осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка и стабилизации цен на внутреннем рынке.

Количественные ограничения — меры по количественному ограничению внешней торговли товарами, которые вводятся путем установления квот.

Компенсационная мера — мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующей третьей страны на отрасль экономики государств — членов ЕАЭС, применяемая по решению Евразийской экономической комиссии посредством введения компенсационной пошлины (в том числе предварительной компенсационной пошлины) либо одобрения добровольных обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующей третьей страны или экспортером.

Компенсационная пошлина — пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами государств — членов ЕАЭС независимо от ввозной таможенной пошлины.

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Меры нетарифного регулирования — комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами государств — членов Союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Союза.

Нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска —

подкарантинная продукция, которая в соответствии с перечнем подкарантинной продукции отнесена к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском.

Подкарантинная продукция низкого фитосанитарного риска —

подкарантинная продукция, которая в соответствии с перечнем подкарантинной продукции отнесена к подкарантинной продукции с низким фитосанитарным риском.

Предварительная антидемпинговая пошлина — пошлина, применяемая при импорте на таможенную территорию ЕАЭС товара, в отношении которого органом, проводящим расследования, в ходе расследования сделано предварительное заключение о наличии демпингового импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли экономики государств — членов Союза, угрозы его причинения или существенного замедления создания отрасли экономики государств — членов Союза.

Предварительная компенсационная пошлина — пошлина, применяемая при импорте на таможенную территорию ЕАЭС товара, в отношении которого органом, проводящим расследования, в ходе расследования сделано предварительное заключение о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим импортом материального ущерба отрасли экономики государств — членов Союза, угрозы его причинения или существенного замедления создания отрасли экономики государств — членов Союза.

Предварительная специальная пошлина — пошлина, применяемая при импорте на таможенную территорию ЕАЭС товара, в отношении которого органом, проводящим расследования, в ходе расследования сделано предварительное заключение о наличии возросшего импорта, который нанес или угрожает нанести серьезный ущерб отрасли экономики государств — членов Союза.

Разрешение — специальный документ, выдаваемый участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является товар, в отношении которого установлено автоматическое лицензирование (наблюдение).

Санитарно-карантинный контроль — вид государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольных товаров, проводимый должностными лицами, осуществляющими санитарно-карантинный контроль, в пунктах пропуска и направленный на предупреждение завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), ввоза потенциально опасной для здоровья человека продукции (товаров), требующей проведения мероприятий по санитарной охране территории.

Санкции — мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности. В порядке экономических санкций государство может требовать уплаты неустойки, штрафов, пени за невыполнение субъектами рынка определенных обязательств, а также изымать в пользу государственного или местных бюджетов выручки от незаконной деятельности.

Свидетельство о государственной регистрации — документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), удостоверяющий соответствие продукции (товаров) единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям и выдаваемый уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения по единой форме и в порядке, которые утверждаются Евразийской экономической комиссией.

Сертификат соответствия техническим регламентам ЕАЭС —

документ, которым орган по сертификации удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза).

Специальная защитная мера — мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию ЕАЭС, которая применяется по решению Евразийской экономической комиссии посредством введения импортной квоты, специальной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Специальная квота — установление определенного объема импорта товара на таможенную территорию ЕАЭС, в рамках которого товар поставляется на таможенную территорию Союза без уплаты специальной пошлины, а свыше которого — с уплатой специальной пошлины.

Специальная пошлина — пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств — членов ЕАЭС независимо от ввозной таможенной пошлины.

Стандарты — единые нормы по типам, маркам, параметрам, размерам и качеству изделий, а также величинам измерений, методам испытания и контроля, правилам упаковки, маркировки и хранения продукции, технологии производства. Объектами стандартизации являются конкретная продукция, нормы и нормативы, требования, методы, термины, обозначения и т. д., имеющие перспективу многократного использования и применения в различных отраслях хозяйства, а также в международных экономических отношениях. Соблюдение государственных стандартов является обязательным для всех субъектов экономической деятельности.

Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Фитосанитарный контроль — вид государственного контроля на государственной границе, комплекс мероприятий, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу органами специальной службы в целях защиты территории РФ от проникновения в страну карантинных и других опасных возбудителей болезней растений, сорняков, вредителей растений.

Фитосанитарный сертификат — документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) и выдаваемый уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 6 декабря 1951 г., и удостоверяющий, что подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера.

Экспортные квоты — вводятся для предотвращения возникновения критического недостатка товаров на внутреннем рынке, которые являются чрезвычайно важными для последнего (например, молоко, мясо, мука, масло).

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется путем применения тарифных мер и ограничительно-запретительных (административных) мер. И те и другие связаны с властной регламентацией отношений государства с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с помощью различных ограничительных, запретительных и разрешительных правил и процедур. Запреты и ограничения устанавливаются

- ТК ТС ( ст.ст. 4 п.8, 152, 158, 159 п.2, 183 п.1, 195 п.1);

- нормативными правовыми актами государств – членов ТС, изданными

В РФ действуют 18 Федеральных законов, 16 Указов Президента РФ и 47 Постановлений Правительства РФ, устанавливающих запреты и ограничения.

Запреты и ограничения в Таможенном союзе – это комплекс мер, применяемый в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий в себя нетарифные меры, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, санитарно-эпидемиологические требования, карантинные фитосанитарные требования, ветеринарные требования.

Нетарифные ограничения (НТО), барьеры импортных- экспортных операций – это комплекс мер ограничительно – запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.

Запреты и ограничения применяются в следующих целях:

-обеспечение национальной безопасности регионов, которые входят в таможенную территорию ТС;

- защиты отечественных производителей промышленности и сельского хозяйства;

- обеспечение безопасности жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

- защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран;

-выполнения международных обязательств.

К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 800 различных видов) экономические, политические и админстративные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Нетарифные меры - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов ТС, решениями КТС и нормативно-правовыми актами государств-членов ТС

Все нетарифные ограничения объединены в пять основных категорий:

1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях:

субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков;

2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности:

усложнение таможенных процедур и операций, а также методов оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к оформлению документации;

3) технические барьеры в торговле:

стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;

4) количественные и административные меры:

импортная квота, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения при экспорте, запреты, а также валютные ограничения;

5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей:

налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Объектами применения запретов и ограничений являются:

товары, перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию в соответствии с ТК ТС:

документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур.

Система обеспечения соблюдения запретов и ограничений включает:

таможенное законодательство Таможенного союза;

законодательство государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

2) силы и средства государств - членов Таможенного союза:

таможенные органы, в том числе наделенные полномочиями в пределах своей компетенции осуществлять иные виды контроля, помимо таможенного;

другие контролирующие государственные органы, с которыми таможенные органы взаимодействуют в целях повышения таможенного контроля;

3) силы и средства негосударственной системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений:

участники внешнеэкономической деятельности;

уполномоченные экономические операторы;

иные лица, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и их профессиональные объединения (ассоциации).

Применение сил и средств системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений осуществляется при перемещении товаров через таможенную границу.

Места применения сил и средств данной системы являются зонами таможенного контроля.

В соответствии со ст. 159 ТК ТС, независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

Таможенные операции при перемещении товаров через таможенную границу сопровождаются представлением документов, подтверждающих соблюдение следующих запретов и ограничений:

1) Затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя национальных интересов:

- лицензии - таможенным органам (для резидентов Российской Федерации -лицензия Минпромторга России).

2) Особые виды запретов и ограничений:

- лицензии - таможенным органам (для резидентов Российской Федерации -лицензия Минпромторга России).

3) Меры экспортного контроля:

- лицензия - таможенным органам (для резидентов Российской Федерации -лицензия ФСТЭК России и Минобороны России).

4) Санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные требования:

- стандартный документ, предусмотренный международными договорами государств-членов ТС, - другими контролирующими органами в форме, определяемой законодательством государств-членов ТС (на российском участке таможенной границы таможенного союза - Роспотребнадзор и Россельхознадзор).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Тема 1.1. Система запретов и ограничений в сфере внешней торговли товарами. Правовые основы применения запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза
1. Общая характеристика нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
2. О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран
3. Введение и применение мер нетарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе

1. Общая характеристика нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Регулирование внешнеэкономических отношений является неотъемлемой функцией любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность.
Практика применения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в передовых зарубежных странах, несмотря на декларативную приверженность их принципам свободы торговли, свидетельствует об очень жестком, зачастую скрытом - в целях защиты национальных рынков - использовании нетарифных барьеров.
Поскольку в России чрезвычайно остры проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности, одной из неотложных задач для нашей страны является формирование эффективной системы мер нетарифного регулирования, в том числе и торговых ограничений, внешней торговли.
Развитие нетарифных мер регулирования внешней торговли
Тарифные и нетарифные методы регулирования впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х годов. Это же Соглашение определило нетарифное регулирование как "любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли". Единой международно принятой классификации нетарифных барьеров пока не выработано. Свои варианты классификации предлагают ГАТТ/ВТО, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США, а также экономисты - исследователи в области мировой экономики.
Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все НТО в 5 основных категорий:
1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.;
2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации;
3) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;
4) количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения;
5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.
Нетарифное регулирование применяется исходя из следующих соображений:
- государственной безопасности;
- защиты отечественных производителей промышленности и сельского хозяйства;
- защиты жизни и здоровья человека;
- защиты животных и растений;
- защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран;
- охраны окружающей природной среды;
- выполнения международных обязательств.

  • Словарь таможенных терминов
  • Таможенные органы (адреса, телефоны)
  • Склады СВХ (адреса, телефоны)
  • Алгоритм действий ВЭД
  • Международный торговый контракт
  • Международная перевозка грузов
  • Условия поставки
  • ТН ВЭД
  • Классификационное решение ФТС РФ
  • Валютный контроль
  • Запреты и ограничения
  • Разрешительные инстанции
  • Cертификация
  • Декларация на товары (ДТ/ГТД)
  • Таможенное оформление
  • Классификатор документов и сведений

Запреты и ограничения во внешней торговле товарами

В соответствии с Таможенным Кодексом ЕАЭС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, меры технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Комиссии ЕАЭС и нормативными правовыми актами государств - членов ЕАЭС, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ЕАЭС.
Заперты и ограничения относятся к мерам неэкономического характера.

Запреты и ограничения устанавливаются:

  • Международными договорами государств-членов ЕАЭС;
  • Решениями Комиссии ЕАЭС;
  • Нормативными правовыми актами государств-членов ЕАЭС, изданными в соответствии
    с международными договорами государств-членов ЕАЭС.

Товары, в отношении которых применяются предусмотренные Международными соглашениями меры регулирования, включены в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками ЕАЭС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

Запреты и ограничения неэкономического характера:

К запретам и ограничениям неэкономического характера относятся, обязательное подтверждение соответствия товаров техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, экологическим стандартам и требованиям, установленным законодательством. Документы о соответствии товаров обязательным требованиям (сертификаты, заключения, декларации соответствия, и т.п.) должны предоставляться таможенным органам одновременно с таможенной декларацией. Ограничения экономического характера:
К ограничениям экономического характера относятся такие запреты и ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина. Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера:

К запретам и ограничениям, не носящим экономического характера, относятся те запреты и ограничения, которые вводятся исходя из национальных интересов и целей.
Например: необходимость получение лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения и средств его доставки; обязательное получение разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия; запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания.

Особые виды запретов и ограничений:

Внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия стран - участниц ЕАЭС в международных санкциях в соответствии с Уставном ООН.
Для защиты внешнего финансового положения, а также поддержания равновесия платежного баланса вводятся меры, ограничивающие внешнюю торговлю товарами.
Решением Комиссии импорт товаров может быть ограничен мерами регулирования, если это необходимо для защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса. Комиссия рассматривает предложение о введении таких мер на основании документов, которые содержат:
- наименование товара и его код в соответствии с ЕТН ВЭД;
- предлагаемые меры;
- срок действия предлагаемых мер;
- обоснование необходимости введения мер.
Такие меры могут быть приняты в одностороннем порядке странами-участницами ЕАЭС, в случае если Комиссия не примет предложение сторон о введении указанных мер.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1567-р
“Перечень Федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, Предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами ТС в рамках ЕАЭС в торговле с третьими странами”

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 863
“Об органах (организациях) РФ, уполномоченных подтверждать страну происхождения товаров при их вывозе в государства - участники содружества независимых государств”

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2016 г. N 1059
“Об органах (организациях) Российской Федерации, уполномоченных подтверждать страну происхождения товаров при их вывозе в Социалистическую Республику Вьетнам”

Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 23 сентября 2010 г. N 1567-р

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.11.2010 N 918,
от 18.05.2011 N 399, распоряжения Правительства РФ
от 17.04.2012 N 499-р,
Постановления Правительства РФ от 18.03.2014 N 201)

В соответствии с Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г. утвердить прилагаемый перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.
Порядок согласования заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформления других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами определяется в соответствии с законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательством Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин


Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2010 г. N 1567-р

ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ В РАМКАХ
СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СОГЛАСОВАНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ О ВЫДАЧЕ ЛИЦЕНЗИЙ НА ЭКСПОРТ И (ИЛИ) ИМПОРТ ТОВАРОВ И ОФОРМЛЕНИЕ ДРУГИХ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ В СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯМИ О ПРИМЕНЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, К КОТОРЫМ ПРИМЕНЯЮТСЯ ЗАПРЕТЫ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ВВОЗ ИЛИ ВЫВОЗ ГОСУДАРСТВАМИ -ЧЛЕНАМИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС В ТОРГОВЛЕ С ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.11.2010 N 918,
от 18.05.2011 N 399, распоряжения Правительства РФ
от 17.04.2012 N 499-р,
Постановления Правительства РФ от 18.03.2014 N 201)

Федеральный орган
исполнительной власти
Наименование группы товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз (раздел Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами)
Минсельхоз России
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.03.2014 N 201)
Химические средства защиты растений (2.2)
Росприроднадзор Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии (2.4)
Дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена, плоды) (2.5)
Дикие живые животные и отдельные дикорастущие растения (2.6)
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, их частей и (или) дериватов, включенных в Красную книгу Российской Федерации (2.8)
Минеральное сырье (2.11)
Информация о недрах (2.23)
Озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая (1.1, 2.1)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.11.2010 N 918)
Опасные отходы (1.2, 2.3)
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 N 499-р)
Ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ (2.13)
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 N 499-р)
Минкультуры России Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии (2.4)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2011 N 399)
Культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов (2.20)
Служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему (2.22)
Минфин России Драгоценные металлы и драгоценные камни (2.9)
Необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы (2.10)
ФСКН России Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры (2.12)
Росздравнадзор Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры (2.12)
Лекарственные средства и фармацевтические субстанции (2.14)
Органы и ткани человека, кровь и ее компоненты (2.21)
Роскомнадзор
Минобороны России
ФСО России
Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения (2.16)
ФСБ России специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации (2.17)
шифровальные (криптографические) средства (2.19)
МВД России служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему (2.22)

Примечание: Наименования групп товаров соответствуют Единому перечню товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами и положениям о применении ограничений, утвержденных Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 19 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 132.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 863

"Об органах (организациях) Российской Федерации, уполномоченных подтверждать страну происхождения товаров при их вывозе в государства - участники содружества независимых государств"


В соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. и Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Установить, что:
а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на основании запросов таможенных органов государств ввоза товаров, направляемых в соответствии с разделом 9-1 Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Соглашение), осуществляет контроль за обоснованностью выдачи Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и определяемыми ею торгово-промышленными палатами документов о происхождении товаров, достоверностью содержащихся в них сведений, а также осуществляет проверку выполнения производителями критериев определения страны происхождения товаров, предусмотренных Соглашением, в порядке, определяемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
б) Торгово-промышленная палата Российской Федерации является центральным уполномоченным органом (организацией) по выдаче сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 при его вывозе в государства - участники Соглашения, ведению единой электронной системы сертификации происхождения товаров в соответствии с условиями Соглашения, а также по контролю за надлежащим функционированием указанной системы.
2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией подпункта "а" пункта 1 настоящего постановления, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности работников центрального аппарата Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2016 г. N 1059

"Об органах (организациях) Российской Федерации, уполномоченных подтверждать страну происхождения товаров при их вывозе в Социалистическую Республику Вьетнам"

В соответствии с Соглашением о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 г. и Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Установить, что:
а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в связи с запросом таможенного органа Социалистической Республики Вьетнам, направленным в соответствии со статьей 4.30 Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 г. (далее - Соглашение), осуществляет проверку достоверности выданных Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и определяемыми ею торгово-промышленными палатами сертификатов о происхождении товара и (или) соответствия товаров, заявленных в сертификате о происхождении товара, критериям происхождения, предусмотренным Соглашением, в порядке, определяемом Министерством;
б) Торгово-промышленная палата Российской Федерации является уполномоченным органом по выдаче сертификатов о происхождении товара (формы EAV) при его вывозе в Социалистическую Республику Вьетнам, разработке и внедрению Электронной системы сертификации и верификации происхождения товаров в соответствии с условиями Соглашения.
2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией подпункта "а" пункта 1 настоящего постановления, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности работников центрального аппарата Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.