Основы семейной психологии шпоры


Шпаргалка Шпаргалка по "Семейной психологии" Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 12.01.13. Год: 2012. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru:

11.ФОРМИРОВАНИЕ СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЫ

В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).
Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак.
При исследовании супружеской пары (брачного союза), обратившейся в психологическую консультацию, необходимо понять, что свело супругов вместе и до настоящего времени поддерживает их брак, каким образом проходил процесс формирования супружеской пары, как каждый из них выбирал партнера – на основании одного лишь сходства с собой или опираясь на более сложные эмоциональные и средовые факторы.

15.ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИя


20. Проблемы психологического анализа предразводной ситуации супругов.
С психологической точки зрения развод - это изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. Поддерживающие факторы - морально-психологическая и отчасти экономическая заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности, санкции. Факторы, разрушающие брак, – проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатия, раздражение, ненависть. Кроме них существуют внешние факторы, которые также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями, связи адюльтерного характера).
Американский психолог Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода, в которой присутствует психологический анализ предразводной ситуации и терапевтические методы помощи его участникам на следующих стадиях:
Эмоциональный развод – разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх, отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем. На этой ступени уместна парная терапия супругов или участие в групповой терапии.
Время размышлений и отчаяния перед разводом. Сопровождается болью и отчаянием, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. На когнитивно-поведенческом уровне характерно отрицание существующей ситуации, отступление физическое и эмоциональное. Предпринимаются попытки сделать так, чтобы все было снова хорошо, вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи, церкви. На данном этапе терапевт может предложить супружескую терапию для обоих партнеров, терапию в ситуацию развода или какой-либо вариант групповой терапии.
Проблемы предразводной ситуации:
- предразводная ситуация представляет собой критическое острое переживание, которое развивается в течение относительно продолжительного времени;
- наблюдаются негативные реакции в социальном окружении. В дальнейшем это может привести к критическому обострению и без того напряженной ситуации. Поддержка и понимание друзей и родственников существенно облегчают процесс развода.
- очевидна потеря привычных социальных отношений. После первоначального сочувствия и услужливой поддержки контакты с близкими людьми зачастую ослабевают, постепенно разрушается привычный порядок жизни. Теряются хорошие знакомые, уходят в сторону родственники прежнего супруга, осложняются взаимоотношения с преобладающей частью членов семьи.
- возможны глубокие эмоциональные кризисы у тех, кто во время супружества почти не поддерживал собственных независимых отношений с друзьями, подругами. Потеря социальных отношений рождает чувство одиночества, которое в свою очередь может привести к драматической эскалации проблем и конфликтов.
- возникают проблемы и трудности с родственниками при изменении социального положения и перераспределении социальных ролей, а также в ситуации эмоциональных конфликтов и многосторонней зависимости родственные связи могут стать контролирующими, нормативно регулирующими и ограничительными. Если попытки решить свои проблемы, изменить структуру повседневной жизни, найти новые ориентиры в жизни не отвечают ожиданиям и ценностям родственников, они подвергаются санкциям и давлению.
- почти все родители при разводе не понимают, критикуют, упрекают или прямо обвиняют своих детей в несостоятельности. Родственники часто относятся к желанию развестись, как к капризу, несмотря на очевидные, разрушительные для обоих супругов конфликты. Их вмешательство становится дополнительной нагрузкой в переживании процесса развода и нередко осложняет его, особенно для женщины.
- те, кто кроме родственных не имели других доверительных отношений, испытывают значительные трудности в преодолении всех стадий развода. Более общительные, имеющие широкий круг друзей, знакомых, значительно легче выходят из этой сложной ситуации.
Природа связей между людьми, вступающими в брак, изменилась в последние десятилетия XX в. Политические и экономические перемены в России способствовали тому, что общественное мнение стало более лояльным к разным моделям совместной жизни и семьи; появилась возможность образования более сложной семейной структуры за счет повторного брака одного или двух партнеров.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Ничто так не будоражит психику человека, как взаимоотношения друг с другом. Особое внимание отводится межполовым связям. Подтверждением этого является народное творчество нации. Огромное количество частушек, песен, пословиц посвящены именно отношениям между женщиной и мужчиной. Для некоторых построение семьи и умение общаться с противоположным полом возводится к степени искусства. Давайте поговорим о таком явлении, как семейная психология. Выясним, насколько важно знание ее основных принципов для каждого из нас.

Зачем нужна психология семьи?


Перед началом любого дела – будь то поход в лес или путешествие в другую неизвестную страну – каждый пытается досконально изучить вопрос, узнать все тонкости и возможные подводные камни. Так должно быть и в семейной жизни. Должно, но на деле выглядит иначе. Поэтому семейная психология (как наука об отношениях в семье) настолько важна для каждого отдельно взятого индивидуума. Ведь многие вступают в брак, имея:

  • неполное или не вполне адекватное представление о себе, как о полноценном партнере;
  • не совсем показательные примеры отношений среди близких, родных, знакомых;
  • невежественное поведение по отношению к противоположному полу и т. д.

Что изучают семейные психологи?

Психология занимается изучением межличностных конфликтов в семье. Семья – это основанная на объединении супругов малая социальная группа, которая предусматривает совместное проживание и ведение быта. Общественная ячейка характеризуется функциями, динамикой и структурой. Рассмотрим каждую характеристику более подробно.


Семейные функции

Семья имеет определенную сферу жизненных процессов, которая связана с какими-то нуждами каждого индивидуума семейного круга. Это и есть ее главные функции.

В психологии существуют классификации семейных потребностей. Главных выделяют три:

  • безопасность;
  • привязанность;
  • достижения.

Американский психолог Абрахам Маслоу изобрел целую пирамиду человеческих потребностей, в которой выдел 7 главных ступеней. Мы же рассмотрим семейные функции обусловленные потребностями.

Воспитание

Заключается в том, чтобы удовлетворить психические материнский и отцовские инстинкты каждого из супругов, а также в воспитании детей и самореализации себя в них.


Психология семейных отношений начинается с индивидуальных потребностей каждого члена, но кроме них существует еще социум, диктующий свои правила поведения. Семья, имеющая детей и воспитывающая их, своего рода социализирует подрастающее поколение. Ведь они занимаются воспитательным процессом дочки или сына, взрослые воспитывают члена социума. Эта функция весьма продолжительна, поскольку длится от рождения до взрослого возраста, когда взрослеющий способен дать потомство.

Хозяйство и быт

Главное задание хозяйственно-бытовой функции состоит в угождении:

  • элементарных нужд: еда, сон, пища;
  • материальных благ: продукты питания, одежда, предметы комфорта;
  • сохранности здоровья всего организма.

Данная функция семейной психологии предусматривает также восстановление психических и физических ресурсов, которые затрачиваются на выполнение работы.

Обмен эмоциями

Из кого состоит семья? Из особей, способных испытывать друг к другу позитивные эмоции, которые со временем перерастают в привязанность. Проявлениями таких чувств становятся переживания одного супруга в отношении к другому, в выражении определенных эмоций, которое становится своего рода правилом. Это переходит в необходимость: быть понятым, нравится любимому, во взаимоуважении и проявлении нежных чувств, любви. Другими словами, функция обмена эмоциями в семейной психологии, муж и жена в которой занимают главные позиции, предусматривает понимание определений чувств, умение их переживать и передавать.


Коммуникация

Смысл данной функции заключается в духовном росте каждого из членов семейного круга. Это достигается посредством общения, совместного отдыха и проведения свободного времени, культурного развития. Благодаря духовному росту каждой ячейки семьи, происходит не только рост отдельно взятой личности, но духовно развивается и общество в целом.

Контроль в социуме

Целью любого общества является помощь человеку в выживании. Достигается это посредством внедрения определенных правил поведения между индивидуумами. Отсюда и возникает функция контроля.

Семья в семейной психологии рассматривается как малый коллектив в социуме. Не все участники такой группы способны придерживаться социальных норм. Факторы, от которых зависит их неспособность:

  1. Возраст (старость или наоборот – младенчество). Родители контролируют своих детей и престарелых членов семьи.
  2. Инвалидность кого-то из родных. В этом случае функцию контроля выполняют опекуны.

Эротика

Функция эротики в психологии семейной жизни предопределяет удовлетворенность сексуальных нужд супругов, регулирует их сексуальное поведение. Благодаря возможности дать потомство, семья перерастает в род, а затем и в целое поколение.

Каждый индивидуум появляется на свет и умирает. Так, для каждого семейного коллектива есть дата основания и распада. Есть также ступени развития.

На протяжении жизни важность какой-то определенной функции становится больше, какой-то - меньше. Например, на начальном этапе создания семьи на первое место выходит сексуально-эротическая функция, которая впоследствии заменяется воспитательной. В более взрослом возрасте она уходит на второй, или даже третий план, освобождая место для эмоциональной или коммуникативной.


Функциональной считается семья, которая гармонично сочетает выполнение всех функций. Если же одна из них отсутствует или выполнение ее нарушено, семья приобретает статус дисфункциональной. Именно такие изменения изучает семейная психология. Кризисы семейной жизни заключаются в разладе функций и задача психолога в том, чтобы помочь всем участникам семейного коллектива, а не конкретному его индивиду. Поскольку все функции тесно связаны между собой, в большинстве случаев разбирать приходится не одну из них, а целый комплекс.

Семейное структурирование

Заключается в определении количества членов семьи, а также взаимодействиями между ними. Структурирование тесно связано с функциональностью. Например, если семья распадается, нарушаются все функции.

Основы семейной психологии выделяют такие формы семей:

  1. Нуклеарная семья – является фундаментальной. В ее основе лежит треугольник – двое родителей и ребенок. Агентами такой формы значатся два поколения. Различают полную и неполную нуклеарные семьи.
  2. Расширенная. Принцип такого семейного коллектива основывается на объединении под одной крышей нескольких поколений родичей по крови. Наиболее распространенный пример – проживание с бабушкой и дедушкой.
  3. Большая семья – носит иерархическую природу. Главный принцип заключен в объединении разных поколений родичей по крови, которые свободно друг от друга ведут общее хозяйство. Во главе таких семей обязательно должна присутствовать фигура патриарха. Примером такой семьи может служить поселение в деревне или небольшом городке, состоящее из 3-5 домов, в которых проживают семьи последующих поколений. Патриархом при таких обстоятельствах выступает родительская семья, которая задает темперамент отношений всего состава и оказывает главенствующее действие на всех членов.
  4. Клан – группа кровных родичей, которые не обременены правилами совместного проживания. Лидеров в такой семье тоже может быть несколько. Явный пример клана – мафия Сицилии.
  5. Двор. Такой вид семьи был распространен в 17-18 веках, сейчас достаточно редкий случай. В дворовой семейный коллектив включены несколько колен рода не связанных узами крови (служанки, прислуга).


Нарушение структуры семьи также приводит к различным проблемам. Задача общества - гармонизировать и выровнять ситуацию. Это возможно двумя способами:

  • посредством экстрасенсов, служб знакомств, религиозных деятелей и т.д.;
  • посредством психологов.

Динамический рост

Каждая семейная ячейка имеет свою дату основания, которая начинается с дня заключения брака. В семейной психологии существует множество различных классификаций этапов существования семьи, каждый из которых имеет свои сложности и кризисы, а также варианты их преодоления. Рассмотрим основные этапы:

  1. Молодая семья (от 0 до 5 лет совместной жизни). Начало ее лежит в заключении брака и до момента рождения первого ребенка. Главной задачей в такой семье становится вопрос адаптации двух чужих по сути людей друг к другу, который заключается в сексуальной адаптации и изначальном накоплении материальных благ. На этой стадии также закладываются взаимоотношения с другими семьями, формируются ценности и привычки, которые регулирует этика и психология семейной жизни. Психологи утверждают, что данный этап наиболее подвержен разводам, поскольку многие молодые пары не в состоянии выдержать сильного эмоционального напряжения.
  2. Несовершеннолетние дети в семье. Данный этап длится минимум 18 лет, поскольку предполагает период от рождения первенца до выхода из семьи последнего взрослого ребенка. На данном этапе семейный коллектив становится зрелым. На первое место выходит хозяйственно-бытовая и воспитательная функции. Наиболее травматичный момент – рождение ребенка. Особо остро его ощущают мужчины. Ведь до этого момента вся любовь женщины-матери отдавалась им, а теперь она распределяется между мужем и первенцем, увеличивается дистанция между супругами. Семья становится более прочной и стабильной. Наибольшее количество разводов приходится на возраст ребенка 2-5 лет.
  3. Завершающий, в основе которого лежит синдром опустевшего гнезда. Примерно 18-25 лет совместной жизни открывают второй семейный кризис. В этот период дети вступают во взрослую жизнь, у них формируется собственное эго и мировоззрение. Родителям нужно адаптироваться и найти новые ценности. Часто конфликт подкреплен другими комплексами (утрата карьеры, кризис достижений и т.д.). Супруги адаптируются также к новым ролям: бабушки и дедушки, начинают смотреть друг на друга по-новому. Возникают проблемы непринятия взрослых детей, нарушается эмоциональный обмен. Также возникает потребность в физическом отдыхе на фоне ослабления здоровья.


Важно понимать, что построение семьи – целенаправленный процесс, предусматривающий осознанное участие всех его членов. Для гармоничного совместного проживания разных людей под одной крышей необходимо трудиться всем участникам этого процесса в одном направлении и ценить друг друга.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:31, шпаргалка

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Психология семьи".

Предмет и задачи психологии семьи.doc

Партнерский стиль (демократический, авторитетный, кооперация), сочетающие в себе высокий уровень контроля и теплые отношения между родителями и ребенком, а также принятие ребенка таким, какой он есть. Родители принимают растущую автономию детей. Они открыты к общению с ребенком, прислушиваются к его мыслям и пожеланиям в разумных пределах. Положительным является то, что в коллективе, такая личность стремится в любых видах деятельности занимать лидерские позиции, будет уверенной в себе.

Детскоцентрированный стиль (гиперопека, "кумир семьи", симбиоз,"отношения двух","ребенок, который заменяет мужа","гиперсоциализирующее воспитание") - чрезмерная опека, мелочный контроль, тщательное наблюдение за ребенком. Родители, которые так поступают в большинстве случаев имеют повышенный уровень тревожности и различные страхи, они постоянно имеют ощущения, что с ребенком должно что-то случиться. Хотя гиперопека базируется якобы на любви, такой тип общения имеет негативные последствия - личность растет несамостоятельной, нерешительной, часто в коллективах такую личность игнорируют, не замечают.

Жесткий стиль (авторитарный, "жестокое обращение к ребенку", "чрезмерная требовательность", "авторитарная гиперсоциализация", "сильная волевая мать"), в основе всех этих вариантов лежит элемент подчинения. Этот стиль включает в себя высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, отдавая приказы, ждут их беспрекословного исполнения, приказы обсуждению не подлежат. Когда же ребенок проявит неповиновение, то за это он может быть строго наказан, вид наказания выбирают родители, физическое в том числе. Такой стиль общения разрушает психику ребенка. Лишение любви, заботы и внимания, с другой стороны, постоянный контроль, упреки и насилия формируют агрессивно настроенную, апатичную, неуверенную личность. Используют этот стиль родители, которые, возможно, тоже воспитывались авторитарными личностями, имеющими определенные психические расстройства, страдающих алкоголизмом, наркоманией. Нейтрально-отрицающий стиль (индифферентный, игнорируя, "неприятие, эмоциональное отторжение", безнадзорность, "ребенок бремя для матери", "мать с разбитой судьбой", "семья, которая вынуждена бороться за социальное и экономическое выживание") сочетает в себе низкий уровень контроля и холодные отношения. В основе этих стилей лежат пренебрежение ребенка, отвержение индивидуальных особенностей, отсутствие заинтересованности его жизнью. Родители не проявляют заинтересованности в воспитании собственных детей, не устанавливают для них никаких ограничений. Они закрыты для общения из-за того, что они заинтересованы только собственными проблемами. Сочетание этих критериев особенно негативно влияет на психику ребенка, поскольку он не имеет уверенности, нужности, защищенности в жизни. Той любви, которой лишили его родители, личности, будет не хватать всю жизнь, и ребенок будет искать ее в других людях, очень хорошо, если эти люди будут хорошими и авторитетными. В обратном случае ребенок может склоняться к разрушительному типу поведения. Следует отметить, что жесткий и нейтрально отрицающий стили детско-родительского взаимодействия имеют разрушительное влияние на личность. Наибольший вред для развития личности оказывает непоследовательность и несогласованность стиля родительского взаимодействия. Непредсказуемость реакций родителей лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира, также ребенку трудно понять, какого именно поведения ждут от него родители. Сложные и многогранные отношения в паре "мать-ребенок", особенно, когда семья является неполной. Согласно взглядам Ф. Хорвата, "материнская любовь воспитывает чувствительность, внимание к людям, умение сострадать и помогать им, быть надежным и верным человеком; благодаря матери у ребенка развивается способность любить, зарождаются источники альтруизма, положительных духовных наклонностей". Тип родительского воспитания имеет существенное влияние на развитие психики, в частности на развитие личности. В психологической литературе понятие "стиль родительского отношения", "тип семейного воспитания", "родительская позиция" очень часто рассматриваются как синонимы. Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности и стилей семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер для подростков. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания: гипопротекции. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К личности ребенка проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часто физическая заброшенность и не ухоженность. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенной, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и пустяковом контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя гиперпротекция, что потакает. Так называют воспитания "кумира семьи". Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и сопротивлении на свою силу. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Этот стиль воспитания оказывает наиболее негативное влияние на развитие личности. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующей ее возраста. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или стариками. Кроме этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: преимущество женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх потери ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств. А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:

1. одобряющих - авторитарный - субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.

2. Что отторгает с элементами инфантилизации и социальной индивидуализации - эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерных свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

3. симбиотический - стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, быть соучастником во всех сферах его жизни.

4. Симбиотически-авторитарный - гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации. Параметры измерения родительского отношения: "принятие-отторжение", "кооперация" (социальная желательность), "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация", "маленький неудачник" (инфантилизация- инвалидизация). Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций типов семейного воспитания нет. Иногда за основу берутся эмоциональные компоненты воспитания, иногда способы воздействия на ребенка, иногда родительские позиции и т.п. Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте.

По словам В.С. Мухиной в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушка и дедушка могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д.

Семья выполняет следующие функции:

- экономическая - заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;

- эмоциональная функция - удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке)

- функция духoвнoгo общения - совместное проведение досуга (данная функция играет значительную роль в духовном развитии человека)

- функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членaмы семьи и др..

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в ее эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В детстве и в раннем детстве семья играет решающую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается основным, но перестает быть единственным.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологической пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемой ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Родители, которые сами в детстве пережили недостатка внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

23. Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения.

Говоря о родительской любви, традиционно разделяют материнскую и отцовскую любовь, как различающиеся по содержанию, природе, генезису и формам проявления (3.Фрейд, А.Адлер, Д. Винникотт, И.С.Кон, Г.Г.Филиппова). Существуют два социальных института родительства - материнство и отцовство[1].

Согласно эволюционному подходу материнская любовь имеет биологические, природные предпосылки, составляя естественную природную характеристику женщины, и не нуждается в дальнейших объяснениях. Родительское поведение с точки зрения биологической перспективы является запрограммированным. Известно, что именно мать является первичным и основным близким взрослым, предоставляющим ребенку заботу и защиту (caregiving) на протяжении всей человеческой истории. Обоснованием такой уникальной позиции матери в реализации функции родительского ухода и воспитания является то обстоятельство, что матери, в отличие от отцов, наиболее адекватно могут реализовать свою репродуктивную функцию именно в тесной стабильной связи с ребенком.

Это обусловлено полной уверенностью матери в своем родительском статусе, более коротким, по сравнению с мужчинами, репродуктивным периодом в онтогенетическом цикле, более длительном интервале между рождением детей и большими энергетическими затратами для ребенка на протяжении периода беременности и родов. Д.Боулби говорит о сохранении материнского инстинкта в процессе эволюции в силу его особого значения для сохранения человеческого рода. Важную роль в "запуске" материнского поведения (ухода и заботы о младенце) играют гормоны, связанные с беременностью и лактацией, в частности окситоцин. Так, например, высокий уровень окситоцина связан с глобальными изменениями, подготавливающими уход за младенцем, включая большее спокойствие, высокую толерантность к стрессу и монотонии, сопровождающей деятельность ухода. Существует предположение о существовании критического периода - периода импринтинга в формировании материнской любви и привязанности к младенцу, когда определенные "ключевые раздражители" запускают врожденную программу ухода, заботы и привязанности. Однако есть данные о том, что приемные родители, не проходившие через период импринтинга, оказываются способны к формированию надежной позитивно-эмоциональной связи с приемными детьми.

Формирование материнского эмоционального принятия ребенка в значительной мере определяется позицией матери в период беременности. Известно, что у женщин, которые в период беременности осуществляют общение с ребенком - думают о нем, разговаривают с ним - эмоциональная связь с ребенком формируется быстрее.

В концепции Э.Фромма материнская и отцовская любовь рассматриваются как имеющие разную природу, генезис, формы проявления и оказывающие различное влияние на развитие ребенка.

Отец, согласно Э.Фромму, выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины, санкций. Исследования показывают, что подростки скорее согласны принимать наказания со стороны отца, а не матери. Если наказывает мать, это воспринимается как эмоциональное отвержение, проявление нелюбви и враждебности.

Для формирования гармоничной личности необходимы и отцовская, и материнская любовь, их интериоризация и синтез обеспечивают формирование духовно здоровой зрелой личности. Искажения материнской и отцовской любви, инверсии ролей приводят к нарушениям и искажениям развития ребенка. Э.Фромм приводит следующие примеры сценариев развития ребенка при искажении и инверсии ролей отца и матери. Так, сочетание любящей и чрезмерно властной матери и слабого и зависимого отца приводит к формированию излишней зависимости от матери,потребность в опеке и заботе, отсутствию дисциплины, автономии, ответственности, причем особенно губительно это сказывается на мальчике. Недостаток материнской любви приводит к центрации на матери и жажде безусловной материнской любви. В этом случае в собственной супружеской жизни человек будет стремиться быть любимым, но не любить самому.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.