Государство как субъект управления общественными процессами шпора

Онтология – раздел философии изуч . Функциональные принципы бытия общие сущности и категории сущего.

Гносеология – теория познания в которой существуют проблемы и возможности познания отношения достоверности и истинности знаний.

Логика – это наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности о рациональности познаний.

Основными формами в которой фиксируются результат интеллектуального познавания деятельности считается:

  1. понятие – это есть мысль, которая по средством указания на некоторые признаки обобщает в класс предметы обладающих такими признаком.
  2. суждение – это мысль, содержащая утверждение о наличии в действительном которого положения дел.
  3. теория – представляет собой систему взаимосвязанных понятий высказываний и суждений относящихся к некоторой предметной области.

Государство – обычно это политическая организация общества с определенной формой правления.

Институт – совокупность норм права и социальных норм в какой либо области общественных отношений.

Воспроизводств о( как экономическая категория) – описывает стадии движения общественного продукта

  1. производство
  2. Распределение
  3. обмен
  4. потребление

воспроизводств о( как общественная категория) – рассматривает общественное производство в более широком контексте, как повторяющийся процесс поступательного развития общества.

Генезис – это история возникновения и развитие чего – либо.

Сущность управляющего воздействия

Смысл деятельность, а суть управления видится в совершении действий административного свойства в направленности деятельности на исполнение законов, на создание различных прав, актов и проведение организационных мероприятий.

2. отношение, которое представляет собой отношение в иерархической общественной структуре, вертикальное по характеру и связано с наличием у выше стоящей стороны способности властно выражать и осуществлять свою волю.

  1. управлени е( воздействие) в таком контексте существует тогда, некий его субъект влияет, изменяет, преобразует, переводит из одного состояния в другое, придает направление движению или развитию.
  2. Цель. Любое управляющее воздействие, должно содержать в себе точную цель и точное направление к движению цели.
  3. Организация, что означает расположение людей в пространственных и функциональных координатах, с тем что бы обеспечить взаимодействие людей в общественной жизн и( организационный момент в управлении)

Собственно управление представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемая как непосредственно так и через специально созданные структуры.

Государство как субъект управления общественными процессами


Субъекты управления в обществе

  1. Государственное управление

Субъект – государство, Объект – территория населения власти.

  1. Местное самоуправление

Субъект – жители поселения и административные поселения, Объект – проблемы комплексного устройства места жительства людей.

  1. Менеджмен т( хозяйственное управление) – управление собственностью

Субъект – собственник, Объект – материальная собственность.

  1. Общественное управление

Субъект – институализированное общественное объединени е( партия), Объект – общественные проблемы требующие решения.

  1. Коллективная саморегуляция

Субъект – группы людей, которые управляют совместным поведением и деятельности, Объект – проблемы их жизнедеятельности.

  1. Поведение отдельного человека.

Государство – это территориальная организация людей и это имеет концептуальное значение, потому что:

1)тем самым преодолеваются родоплеменные и национальные взаимосвязи, которые заменяются на сугубо общественные

2)создается структура управления территории, которая является нейтральной по отношения к национальным, религиозным и к социальным признаком людей.

Государство отличается от иных общественных структур тем, что в нем сосредоточенно и им реализуется государственная власть, которая представляет собой такою взаимосвязь в процессе которой. Люди добровольно или по принуждению принимают верховенство воли других людей. А так же и нормативных установлений и в соответствии с этим совершают те или иные действия.

Общественные функции государства

  1. Политическая (обеспечение целостности государства и общества)
  2. Социальная (обеспечение прав и свобод человека и гражданина на всей территории государства)
  3. Экономическая (создание организационно – правовых предпосылок необходимых для упорядоченной и общественно – эффективной экономической деятельности общества)
  4. Поддержание суверенитета через осуществляющие государством международных отношений, охраны территориальных границ, участие в глобальном и региональном разделении международного труда.
  5. Правовая и арбитражная (установление единого законодательства и участия в качестве арбитра в хозяйственных спорах, субъектах экономической деятельности)

Государственное управление носит системный характер, который заключается в том, что гос управление, имеет несколько системно – образующих качеств.

1. Целеполагающие – через разработку и выбор приоритетных направлений, социально экономического и экономического развития.

2. Регулирование – через систему норм и законов регулирующих поведение субъекто в( экономические общественные отношения)

3. Институциализация – через учреждения необходимых социально экономических, политических и гражданских институтов для решения гос вопросов.

4. Функциональность – через разработку и реализацию действий на поддержание хозяйственных инфраструктуры государства и ведущих отраслей хозяйства.

5. Идеология – через формирование общенациональных идей призванных концелидировать общество.

План лекции:

1. Государство как субъект управления общественными отношениями.

2. Роль законодательной и исполнительной власти в государстве.

3. Основные элементы формы государства.

4. Основные характеристики формы Российского государства.

Государство как субъект управления общественными процессами, существует не одно тысячелетие, выступая в качестве универсальной организации общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Это самая большая в мире организация с исключительным качеством – всеобщность. Государство обладает всеми чертами организации: имеет иерархичную структуру, аппарат управления.

Вопрос о происхождении государства, о его роли и соотношении с обществом остается предметом научных, да и политических дискуссий и поныне. В целом при определении сущности государства на современном этапе можно выделить пять основных подходов: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический и кибернетический.

Теологический подход, исходивший из богоустановленности государства, использовался в средние века, в современной трактовке часто используется приверженцами мусульманского фундаментализма.

При классическом (арифметическом) подходе обычно выделяют признаки государства: основные – территория, население, публичная власть; вторичные – налоги, законы, суверенитет.

Юридический подход рассматривает государство как юридическую персонализацию нации (населения страны), анализируя государство как систему различных структур (органов) и правоотношений между ними.

При социологическом подходе, использовавшемся Руссо, Гоббсом и др., государство рассматривается как орган социальной солидарности, из чего исходят концепции государства-арбитра, идеи классового государства, социального государства и т. п.

Кибернетическая школа, возникшая в 60-е гг. XX века рассматривает государство как основной институт политической системы общества; особую уникальную систему в обществе, связанную с потоками информации внутренней и внешней среды.

Существуют и другие подходы к определению сущности государства: нормативный, элитарный, маркетинговый и другие.

Из множества определений государства, встречающихся в научной литературе, можно выделить два:

1. Государство в широком смысле слова – высшая форма организации человеческих сообществ; политический союз людей, подчиненных единой верховной власти и т.д.

2. Государство – это система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулирующих общезначимые виды их поведения и деятельности – это политико-правовой институт, а точнее система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти; форма организации, главная цель которой является выражение единой воли, обеспечение общих принципов, а также защита прав и свобод человека.

Признаки государства, выражающие сущность государства, как многогранного социального образования:

- территория – это ограниченное пространство, в пределах которого распространяется суверенитет государства, и где органы государственной власти осуществляют свои полномочия. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др.;

- население – человеческое сообщество, проживающее на территории государства;

- публичная власть – способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на территории данного государства. Отличительными чертами государственной власти являются: всеобщность, универсальность, общеобязательность и легитимность;

- налоги – обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления и поддержания жизнедеятельности государства;

- право – система общеобязательных, законодательно закрепленных правил поведения; одно из важнейших средств управления, которое начинает формироваться с появление государства. Государство осуществляет правотворчество;

- армия – вооруженные силы, которые выполняют функцию защиты государства от внешних угроз;

- государственный суверенитет – способность государства проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать верховенство государственной власти на всей территории страны и независимость государства на международной арене. Различают внутренний и внешний суверенитет.

Иногда выделяют такие дополнительные признаки, как единый государственный язык, гражданство, государственная символика, единая денежная система, международное признание.

В теории государственного управления проблема функций современного государства выдвигается на первый план. Функции – это сложившиеся направления его деятельности в важнейших сферах общественной жизни, в которой реализуются и конкретизируются сущность и роль государства. В функциях проявляются присущие данному типу государства особенности и закономерности развития, состояние и динамика социально-экономических, политических, духовных процессов и отношений. Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества: экономическая; политическая; социальная; правовая; экологическая.

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства на международной арене: оборонная; дипломатическая; внешнеэкономическая; внешнеполитическая; культурно-информационная; глобального сотрудничества.

В развитых странах сложились и конкурируют следующие концепции, обосновывающие роль государства в управлении обществом:

1. Либеральная (невмешательство в экономику), признающая основным регулятором общественной жизни свободный рынок; (Джефферсон, Дж. Кейнс). Существует еще неолиберальная концепция (вмешательство в экономику) – Ф. Хайек, Дж. Гильбрейт, С. Бытчиков и С. Глазьев.

2. Социалистическая, отстаивающая принцип централизованного планового государственного управления (реализовался в СССР в Сталинский период).

3. Концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социалистической (социально ориентированная рыночная экономика, сочетание различных форм собственности). Она отражает современную объективную тенденцию развития мирового сообщества.

Изучая и объясняя искусственно создаваемые общественные явления, исследователи часто обращаются к понятию системы, используют системный подход. Связано это с необходимость ответа на вопрос: достаточно ли эти явления развиты, совершенны, способны ли они выполнять в обществе предназначенные им функции, получать желаемые результаты и развиваться, отвечая на меняющиеся потребности?

Одним из таких общественных явлений выступает государство, которое, не обладая свойством системности, не может состояться. Только системность придает ему необходимые целеустремленность, согласованность, рациональность и эффективность.

Что же такое система и какие признаки ей присущи?

Система (от греч. systema — целое, составленное из частей, соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство [1] .

Основные признаки системы:

  • • целостность (новое качество, отличное от качества составляющих систему частей, возникающее в процессе их взаимодействия, сотрудничества);
  • • функциональность (способность к удовлетворению определенных общественных потребностей (интересов), закрепленных в функциях субъекта, исходя из его места и роли в системе более общего порядка);
  • • результативность как показатель достижения целей, соответствующих данным потребностям (интересам);
  • • способность к саморазвитию (со всеми присущими системе свойствами, в том числе благодаря способности системы к самоуправлению и прогнозированию изменений).

Весьма плодотворным является взгляд Эдвардса Деминга [2] на управление экономикой через систему, который в концентрированном виде можно представить следующим образом:

  • 1) система — это сеть взаимосвязанных компонентов, работающих вместе для достижения единой цели;
  • 2) система требует управления. Чтобы управлять системой, нужно понимать взаимоотношения между всеми компонентами в ее пределах и людьми, которые в ней работают;
  • 3) если компоненты системы оказываются предоставленными сами себе, они быстро становятся эгоистичными, конкурирующими, независимыми центрами прибыли и таким образом уничтожают систему;
  • 4) система включает конкурентов. Секрет заключается в сотрудничестве компонентов на благо общеорганизационной цели. Мы не можем позволить себе деструктивное влияние конкуренции;
  • 5) понимание системы позволяет предвидеть последствия предполагаемого изменения.

Переходя от общесистемных характеристик к осмыслению специфики государства как системы, следует выделить в нем следующие структурные элементы:

  • • подсистема управляющая — государство и его органы как определяющий субъект управления;
  • • подсистема управляемая — общественные процессы, сферы, компоненты общества, подверженные государственному воздействию как объекты управления;
  • • подсистема взаимодействия — прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие связи между субъектом и объектом управления и различные институты государства и общества, реализующие эти связи.

Подсистема управляющая — государство как определяющий субъект управления — и является предметом углубленного изучения в нашем курсе.

Государство создано и существует как субъект управления общественными процессами. Государство как субъект управления — это самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории. Для этого оно наделено обществом политической властью, т.е. соответствующими правами и функциями. Чтобы их реализовать должным образом, оно создает органы политической власти и управления, распределяет среди них сферы (области) управления, которые являются для них объектами, вырабатывает механизм управленческого воздействия, через прямой канал передает управляющее воздействие на объект управления и через обратный канал получает от него реакцию на это воздействие и информацию о своем состоянии.

Государство — комплексный субъект государственного управления, представляющий систему органов власти. Каждый из них является относительно самостоятельным субъектом государственного управления. Их различают: 1) по видам государственной власти — законодательные, исполнительные, судебные; 2) по уровням организации власти и управления: центральные, региональные, местные; 3) по характеру, целям, средствам воздействия на объект — политическое руководство, административногосударственное управление, экономическое управление; 4) но характеру институционализации — формально созданные государственные органы и организации, действующие под эгидой общественных институтов (общественные палаты, комиссии); 5) по составу — коллективные (законодательная власть) и индивидуальные (руководящие лица).

Сущность общественной роли государства состоит в том, оно, будучи сложным но структуре и многогранным но функциям общественным явлением, придает государственному управлению свойство системности, обеспечивая целеустремленность, субординацию, согласованность, координацию, а также рациональность и эффективность [3] .

Вопрос о роли, которую государство призвано играть в обществе, весьма важен. Определяя ее, необходимо иметь в виду следующие концепции, обосновывающие роль государства в управлении обществом, и прежде всего экономикой:

  • • либеральная, признающая основным регулятором общественной жизни свободный рынок;
  • • социалистическая, провозглашающая принцип централизованного планового государственного управления;
  • • концепция, сочетающая элементы неолиберальной и социалистической.

Для более подробного раскрытия роли государства в управлении общественными процессами необходимо рассмотреть функции государства.

Довольно часто утверждается, что функции государства — это носящие объективный, системный и взаимообусловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение [4] . На наш взгляд, данное суждение недалеко от истины, но все-таки еще не сама истина. Дело в том, что в понятии функции, когда речь идет о субъекте, отражается не столько деятельность (ее направления), сколько его роль, предназначение в системе более общего порядка. Непосредственно функции государства обусловлены целями создания и функционирования государства, которые, в свою очередь, вытекают из потребностей и интересов общества, составляющих его социальных групп и индивидов.

Это замечание важно учитывать, когда анализируется и оценивается перечень функций государства, а также субъектов, на которые они возложены, решаются проблемы оптимизации функций и структуры органов власти, оцениваются результативность и эффективность их деятельности.

Таким образом, основными чертами функций государства являются:

  • • комплексный характер. Они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства;
  • • по своему характеру, содержанию и назначению функции всегда выражают и отражают социальную сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется реальная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства;
  • • в функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития;
  • • функции государства отличаются своими методами и формами осуществления. В зависимости от целей и задач, которые стоят перед государством на том или ином этапе развития общества, при осуществлении своих функций государство использует различные методы, в том числе поощрения, убеждения или же принуждения.

Внутренние функции государства очень разнообразны и практически охватывают все сферы общества и государства.

Политическая функция государства предполагает формирование легитимной, компактной и эффективной системы управления жизнью общества в соответствии со ст. 3 Конституции России, которая определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме. При этом государство осуществляет данную функцию как прямыми методами путем императивных предписаний, так и косвенными — предоставление льгот по налогообложению, льготных кредитов из бюджета государства и др.

Вмешательство государства в экономику сводится, как правило:

  • • к выработке долгосрочной государственной политики по развитию экономики;
  • • управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;
  • • установлению правовых основ рынка и ценовой политики;
  • • регулированию внешнеэкономических отношений государства [5] .

Финансовая функция государства включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Государство также формирует бюджет — централизованный денежный фонд, используемый для выполнения публичных задач и функций. Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли — науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник формирования бюджетов — налоги и сборы.

Социальная функция государства предполагает охрану прав и свобод членов общества, создание равных возможностей для всех граждан для удовлетворения социальных потребностей людей, поддержания достойного уровня их жизни.

Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно — пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения.

Правоохранительная функция включает в себя обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных действий. Данная функция обеспечивается государственными органами власти, общественными организациями и гражданами. Особая роль в ее осуществлении принадлежит органам внутренних дел, полиции.

Экологическая функция государства заключается в охране окружающей природной среды. Обязанность всех, кто находится на территории Российской Федерации, беречь окружающую среду закреплена в Конституции РФ.

В основе сбережения окружающей природной среды лежат следующие принципы:

  • • природные богатства подлежат охране государством независимо от того, вовлечены они в хозяйственный оборот или нет;
  • • использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать потребностям развития государства;
  • • безусловное соблюдение экологического законодательства и строгая ответственность за его нарушение.

Культурная функция государства налагает на него особую ответственность за выработку и реализацию государственной политики и нормативноправовое регулирование в сфере культуры, искусства, культурного наследня (в том числе археологического наследия), кинематографии, туристской деятельности, авторского нрава и смежных прав, управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также охрану культурного наследия, авторского права и смежных прав, контроль и надзор в указанной сфере деятельности.

Внешние функции государства непосредственно связаны с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Одновременно внешние функции государства являются логическим продолжением его внутренней деятельности, а также содержанием проводимого им политического курса. Содержание внешних функций государства всегда отражает происходящие в мире изменения посредством проведения соответствующей ее интересам корректировки. Оптимально для всех государств сочетание твердого отстаивания национальных интересов со стремлением избежать конфронтации с другими странами.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, а именно установление и развитие равноправных дипломатических, экономических, политических, культурных отношений, отстаивание собственных национальных интересов. Важное место здесь занимает участие государства в международном разделении труда, кооперации и специализации производства, обменах технологиями, кредитно-финансовых связях. Некоторые крупномасштабные проекты не под силу реализовать одному, отдельно взятому государству. Это такие функции, как борьба с международным терроризмом, совместное освоение космоса, проведение военно-миротворческих операций. Государства участвуют в различных международных организациях, блоках, союзах.

Функция национальной обороны включает в себя укрепление оборонной мощи государства, а именно повышение боеспособности и боеготовности вооруженных сил, выработку военной доктрины, охрану государственных границ, внешнюю разведку и контрразведку, организацию гражданской обороны.

Функция защиты граждан, находящихся за пределами государства, означает, что государство обязано обеспечивать своим гражданам постоянную поддержку и покровительство.

Функции государства необходимо отличать от функций составляющих его органов власти. Так, нормативно определено [6] , что функции федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации имеют следующее содержание.

  • 1. Функции по принятию нормативных правовых актов, т.е. издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов правил поведения, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
  • 2. Функции по контролю и надзору предполагают осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдачу органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрацию актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
  • 3. Функции но управлению государственным имуществом включают в себя осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
  • 4. Функции по оказанию услуг предусматривают предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Существует два критерия степени реализации государством своих общественных функций и оценки проявления его социальной роли:

ГиМУ

Вопрос 58

Государство - важнейшее политико-правовое явление, играющее определяющую роль в жизнедеятельности людей. С ним практически связано становление и развитие человеческой цивилизации. Сущность общественной роли государства состоит в том, что, отражая, хотя бы формально, общую волю всех граждан, оно оказывает целеполагающее, организующее, регулирующее влияние на все общество. Поэтому можно назвать два аспекта, которые определяют степень реализации государством своих общественных функций. Один - показатель того, насколько государство воплощает в себе общие потребности, интересы, цели и волю граждан, второй -того, как оно практически управляет общественными процессами, обеспечивает развитие общества.

Государство как универсальная организация общества решает общественно значимые дела, управляя многообразными сферами жизни общества в интересах всех граждан. В этом смысле государство располагает такими возможностями и олицетворяет такие полномочия, которые могут быть использованы только во имя общего блага, в интересах всего общества. Государство является институтом, по своей сущности призванным обеспечивать соблюдение общих интересов. Платон в свое время дал следующее определение политики: “Политика - это искусство жить вместе”, подчеркнув важную интегрирующую функцию государства, государственной политики, которая объединяет общество с неоднородными политическими и экономическими интересами, направляя его на реализацию общезначимых целей.

Государство одновременно выступает как социально-политический арбитр в обществе. В этом одна из специфических черт данной организации. Роль государства-арбитра связана с асимметричной структурой общества, различные группы которого и отдельные личности имеют собственные несовпадающие интересы. Отсюда возникает необходимость личностей и групп в арбитре, который устанавливал бы общие правила распределения общественных ценностей: богатства, здравоохранения, образования, социального обеспечения и т.п., наблюдал бы с правом вмешательства в это распределение, корректировал бы его с учетом социальной справедливости и стабильности в интересах всего общества. Особенность социально-политического арбитража государства состоит в том, что оно осуществляется в качестве контроля от имени всего общества, в интересах самого общества. В этом смысле государство является социально нейтральным институтом, противостоит любому влиянию и нейтрализует попытки оказывать на него воздействие. Осуществляя социально-политический арбитраж, государство предоставляет определенные гарантии одним (пособия, пенсии) и устанавливает ограничения для других (например, максимум землевладений, которые установлены в Японии, Египте и др.). Государство является арбитром в разрешении споров (национальных, классовых, религиозных и др.), ищет формы компромиссов, которые сохраняли бы основы социальной системы. Арбитражный вектор подвижен и зависит от конкретной ситуации.

Наконец, государство для реализации своих общественных функций осуществляет легитимное право на применение насилия. Оно выражается в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций. В экстраординарных случаях острой борьбы противоборствующих сил арбитраж государства принимает специфические формы: вводится чрезвычайное положение, запрещаются деятельность определенных партий и объединений, митинги, демонстрации, если они дестабилизируют обстановку в стране, и т.п. Легализованное насилие выражается от имени всего общества и применяется к тем лицам и организациям, которые нарушают установленные в законодательстве правила поведения.

Общественная роль, которую играет государство в управлении делами общества, решая основные вопросы общественного развития, реализуется через функции государства, направленные в конечном счете на удовлетворение разнообразных интересов как отдельных личностей, элит, социальных групп, так и всего общества.

В зависимости от того, какие задачи, стоят перед государством по управлению во внутренней жизни или на международной арене, различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества:

экономическая - выработка и координация государством экономической политики, т.е. стратегии и тактики экономического развития страны в оптимальном режиме; регулирование отношений между гражданами и их организациями в экономической жизни общества;

политическая - регулирование отношений между гражданами, социальными группами, классами нациями в связи с реализацией их политических интересов, гармонизацией интересов различных групп общества;

социальная - выработка социальной политики государства, обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества, регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;

правоохранительная - установление и охрана правопорядка; деятельность по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами, например, такими как: правотворчество, правоприменение, организационно-правовые методы, борьба с правонарушениями и т.п.;

экологическая - в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства - регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

Внешние функции государства - это основные направления деятельности государства на международной арене:

защита государства от внешних угроз и военной агрессии;

дипломатическая - поддержание приемлемых отношений с другими государствами, субъектами международного права, представительство страны на международной арене;

внешнеэкономическая - развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества с государствами и группами государств на международной арене, участие в международном разделении труда, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-денежных связей и т.п.;

внешнеполитическая - это поддержание мирового правопорядка, функция, связанная с поддержанием общих норм международного права с целью исключения глобальных конфликтов;

культурно-информационная - взаимный информационный обмен и культурное сотрудничество между государствами;

глобального сотрудничества - сотрудничество в решении глобальных проблем современности (экологических, энергетических, демографических и т.п.)

Многие функции государства независимы от его природы, например защита от внешних угроз. Для других функций государства основой выступают социальная сущность государства, его целевые ориентиры.

В целом государство выполняет разнообразные функции по поддержанию жизнедеятельности общества. И все они в той или иной степени связаны с управлением, реализуются через систему и аппарат управления. В общем смысле функция государственного управления фактически включает все функции государства, поэтому с точки зрения менеджмента можно сказать, что функции государства — это совокупность функций управления. Основными управленческими функциями государства являются руководство, координация, организация, контроль, принятие решений с целью сохранения и развития социума, упорядочения его структуры и деятельности, обеспечения безопасности граждан, создания оптимальных условий для их всесторонней жизнедеятельности.

Специфику государственного управления обусловливают характер и объем охватываемых этим управлением общественных явлений. В политическом аспекте смысл государственного воздействия - решение общих дел, мобилизация общества на достижение общезначимых целей, удовлетворение потребностей общества в целом, а не только отдельных граждан и социальных групп.

Отличительная особенность использования средств и методов государственного воздействия - возможность легитимного принуждения с помощью сил правоохранительных государственных органов.

Государство, будучи сложным (по элементному составу и связям) и многогранным (по функциям) общественным явлением, придает государственному управлению также свойство системности. Без этого свойства государственное управление не может состояться. В нем задействовано множество государственных органов и других структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей. В государственном управлении используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Государственное управление состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность государственного управления может придать ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность. Организованная целостность во всем богатстве элементов и свойств системы государственного управления особенно актуальна для практики государственного управления. Не случайно самые большие трудности вызывает не познание государственного управления, а его применение.

Итак, за тысячелетия существования государство проявило себя как уникальная, универсальная и всеобъемлющая организация общества, обладающая разнообразными и динамичными характеристиками и выполняющая уникальные функции по управлению всеми жизненно важными сферами общественной деятельности. Вместе с тем потребность в эффективном воздействии на динамично развивающиеся современные сверхсложные общественные системы и процессы требует совершенствования методов государственного управления на основе системного подхода, рационализации его основных принципов, использования современных мягких управленческих моделей, чутко ориентированных на общественные запросы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.