Развитие 19 века шпоры

43. Русская культура в XIX в.

1. Происходила постепенная демократизация культуры. В 1802 г. было создано Министерство просвещения. Возрастал уровень грамотности населения. В годы реформ появились воскресные школы для взрослых. К концу XIX в. в стране было около 50 вузов, готовивших кадры специалистов по всем направлениям.

2. На мировой уровень вышла российская наука (П. П. Аносов, Н. И. Лобачевский, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, А. С. Попов и др.). Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева открыла Антарктиду, исследовалась Арктика (Ф. П. Врангель и др.). Инженеры и рабочие строили железные дороги, развивали машиностроение, металлургию, овладевали электрической энергией.

4. Изменялся быт людей. Росли города, промышленные поселки, развивались пути сообщения. Но Россия оставалась патриархальной, консервативной, религиозной страной.

Похожие главы из других книг:

Глава 16. Русская культура конца XV–XVI в. Языческие обычаи и христианские верования в жизни населения. И в этот хронологический период культура сельского населения России оставалась во многом такой же, как и в предшествующие столетия. Многочисленные обычаи с их пестрой

Русская культура 60-90-х годов XIX в. Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской

15. Русская культура XVIII в В XVIII в. развитие русской культуры было обусловлено коренными социально-экономическими реформами Петра I.В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней университет и гимназия. В 1755 г. И. И. Шувалов и М. В. Ломоносов основали Московский

§ 8. Русская культура XIII–XVI вв. Лишь постепенно русская культура оправлялась от последствий монгольского нашествия, нанесшего ей страшный урон. Но захватчики не могли уничтожить созидательные силы славянской души, которая, как птица Феникс, возродилась из пепла и стала

§ 16. Русская культура в первой половине XIX в. Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала,

§ 13. Русская культура 1860-1890-х гг Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской национальной

Раздел XV. Русская культура Культура Киевской Руси Для Киевской Руси был характерен высокий, по средневековым меркам, уровень развития культуры.Славянская письменность, алфавит, созданные Кириллом и Мефодием во второй половине IХ в., уже в Х в. распространяются на Руси.

Русская культура в первой половине XIX в. Развитие культуры неразрывно связано с жизнью страны. В первой половине ХIХ в., как, впрочем, и на всем его протяжении, развитие отечественной культуры во многом было обусловлено, с одной стороны, борьбой между старыми порядками и тем

39. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII в. XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление.Создается система общего и специального образования, открывается Академия наук (1725), Московский университет (1755), возникают

2. Русская культура и наука за рубежом Сложной и противоречивой была культурная и научная жизнь эмиграции. Эта тема требует специального изучения, анализа и объективной оценки. Обращая внимание только на культурные достижения русских за рубежом, некоторые эмигрантские

Тема 20 Русская культура в XVII в. ПЛАН1. Особенности культурного развития России на пороге Нового времени.2. Образование и книгопечатание.2.1. Развитие образования: Начальное образование. – Специальные школы. Высшая школа. – Религиозный характер образования.2.2. Развитие

ЛЕКЦИЯ № 11. Русская культура 20-30-х гг. XX в 1. Общая характеристика эпохи Культурная жизнь Советского Союза в 1920—30-е гг. противоречива: ликвидация неграмотности взрослого населения, приобщение к достижениям культуры, идеологический пресс, борьба с любыми проявлениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:50, шпаргалка

И стремительное развитие русской литературы, и ее исключительно высокий идейно-художественный уровень, и ее мировое влияние - все это, как вы знаете, стало возможным благодаря ее связям с освободительным движением, ее деятельному участию в этом движении. В обстановке вопиющего социального гнета средоточием освободительных, гражданственных идей должна была стать и действительно стала литература. Когда русская литература получила мировое признание, зарубежные читатели остро ощутили ее своеобразие и непревзойденную силу. Она покорила их своим смелым вторжением в жизнь, напряженными исканиями истины, своими героями, преисполненными высоких целей, всегда неудовлетворенными собой.

Экзамен по истории литературы.doc

1. Мировое значение и национальное своеобразие русской литературы XIX века

И стремительное развитие русской литературы, и ее исключительно высокий идейно- художественный уровень, и ее мировое влияние - все это, как вы знаете, стало возможным благодаря ее связям с освободительным движением, ее деятельному участию в этом движении.

В обстановке вопиющего социального гнета средоточием освободительных, гражданственных идей должна была стать и действительно стала литература. Когда русская литература получила мировое признание, зарубежные читатели остро ощутили ее своеобразие и непревзойденную силу. Она покорила их своим смелым вторжением в жизнь, напряженными исканиями истины, своими героями, преисполненными высоких целей, всегда неудовлетворенными собой.

Больные вопросы, проклятые вопросы, великие вопросы - так характеризовались на протяжении десятилетий те социальные, философские, нравственные проблемы, которые поднимали лучшие писатели прошлого.

Вы могли убедиться, что, начиная с Радищева и кончая Чеховым, русские писатели XIX века с беспощадной откровенностью говорили о нравственном вырождении господствующих классов, о произволе и безнаказанности одних и бесправии других, о социальном неравенстве, о материальном и духовном порабощении человека. Вспомните такие произведения, как Мертвые души, Преступление и наказание, сказки Щедрина, Кому на Руси жить хорошо, Воскресение. К решению острейших проблем современности авторы их подходили с позиций подлинного гуманизма, с позиций интересов народа. Вы знаете, какую ненависть к угнетателям, к тирании, к виновникам социальных бедствий и личных человеческих трагедий питали лучшие русские писатели.

Выявляя роль среды и исторических условий в формировании человека, писатели вместе с тем старались понять, может ли человек противостоять воздействию окружающих его обстоятельств жизни. Свободен ли он в выборе жизненного пути или во всем повинны обстоятельства? В конечном счете, несет ли человек ответственность за то, что совершается в окружающем его мире, или нет? Все эти вопросы чрезвычайно сложны, и писатели мучительно искали на них ответа.

Мысль о благе народа постоянно звучала в произведениях русских классиков.

Народность нашей литературы, обусловленная связью писателей с освободительным движением, составляет одно из высших ее идейно-эстетических достижений.

Народность русской классической литературы неразрывно связана с другой ее характерной особенностью - патриотизмом. Тревога за судьбы родной страны, боль, вызванная бедами, которые она претерпевала, стремление заглянуть в будущее и вера в него -все это присуще было великим писателям земли русской, при всем различии их идейных позиций, их творческих дарований.

Для передовых русских писателей любовь к родине - это прежде всего любовь к народной России, к тем духовным ценностям, которые создавал народ. Литература издавна находила вдохновение в устном народном творчестве. Вместе с тем истинные патриоты всегда ненавидели душителей передовой мысли, палачей Свободы, Гения и Славы. С какой сокрушительной силой выразил эти чувства Лермонтов в своих стихах Прощай, немытая Россия. и Родина! Как иронически-зло говорит об антинародной России Толстой в Войне и мире и какой любовью к народу проникнуты посвященные ему страницы этой эпопеи! Своим высшим патриотическим долгом лучшие русские писатели считали борьбу за переустройство жизни, за благо народа, за человеческое достоинство.

Настоятельная потребность познать жизнь определила основное направление в развитии русской литературы XIX века - направление критического реализма. Стремление к истине всецелой (Тургенев) полностью владело талантом и совестью великих писателей века. Именно это стремление определило характер русского реализма-его бесстрашие в раскрытии самых сложных явлений жизни, бескомпромиссность в обличении социального зла, проницательность в выяснении его причин.

Двигаясь от десятилетия к десятилетию, вы не могли не заметить, какие новые грани, новые оттенки приобретали темы, проходившие через всю русскую литературу XIX века. Так, в эпоху 20-30-х годов о роли народа в истории, о свободолюбии народа (всегда народ к смятению тайно склонен) говорил Пушкин.

Одной из сквозных тем русской литературы XIX века является, как вы знаете, тема маленького человека. Смелым новаторством литературы критического реализма было появление среди героев Пушкина и Гоголя человека ничем не примечательного, как бы выхваченного из самой жизни. Вы помните, конечно, и Самсона Вырипа (Станционный смотритель), и Акакия Акакиевича (Шинель), Сочувствие этому беззащитному человеку, не принадлежащему к привилегированным классам, - одно из ярких выражений гуманизма лучших писателей прошлого, их непримиримого отношения к социальной несправедливости.

2. Понятие историко-литературного процесса. Периодизация русской литературы первой половины XIX века.

Непрерывное изменение литературы -- очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами.

Проблема периодизации литературного процесса 19 века является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем, стоявших перед литературоведами и в прошлом, и в настоящее время. Рассмотрим данную проблему, опираясь на учебник под редакцией В.Н.Аношкиной. Историко-лит.наука выдвинула ряд пр-в периодизации. К наиболее устойчивым относится хронологический принцип. Исследователи дополняли хронол.принцип делением истории литературы на десятилетия: романтическое-у 20-х гг, нар-фольклорное – у 30-х гг, романтич.идеализм 40-х гг, позитивизм и практицизм 50-60-х гг. Деление лит.процеса на десятилетия подкреплялось типологией худ.образов – развитие шло от сентиментальных персонажей(бедная Лиза) к романтическим образам Жуковского, затем к Чацкому и Онегину, персонажам повестей Гоголя, к Рудину и Базарову и т.д.

Исследователи Пушкинского дома обозначили гл.напрвления в лит-ре следующ.образом: от сент.к ром-му(1800-1825) ,от ром-ма к реализму(1826-1850), расцвет реализма(1856-1881), переходный период в развитии рус.реализма(80-е гг), а 90-е гг расматр-ся в контексте лит процесса 1900гг.

^ В учебнике под редакцией А.Н.Соколова: Периодизация лит.процесса не есть простое и прямое выражение периодизации общеисторической.

Хронолог.грани м/у отдельными этапами и периодами развития лит-ры явл-ся условными.Они не сменяя.т др.друга в точные календарные сроки.Но тот или иной год приобретает хар-р пограничной эпохи.

Положение о Пушкине как родоначальнике новой литературы имеет место в литературоведени и. Но было бы неправильно считать гранью м-у лит-ой 18 и 19 вв. первые выступления Пушкина. У него были непосредственные предшественники: Жуковский, Батюшков, Крылов. Они подготовили почву для становления великого поэта. Значение Жук, Бат и Крыл. как ближайших учителей Пушкина заставляет отодвигать лит.грань м-у 18 и 19 вв к началу творчества трех названных поэтов, т.е.хронологически – к первым годам нового столетия.

Итак, 1-й период рл19в. охватывает 1801-1815гг. Лит.жизнь данного периода хар-ся все более обостряющейся борьбой нового и старого. В первые годы нового столетия господствующее положение в лит-ре занимает сент-зм. И классицисты пытаются отстаивать старые лит.позиции. Одновременно в тв-ве поэтов-просветителей продолжают развиваться традиции гражданской поэзии.. Самое значительное явление данного периода – это возникновение рус.романтизма как нового лит.направления, начало которого Белинский справедливо связывает с именем Жуковского. Ранний рус.романтизм, нашедший выражение в тв-ве Жук и Бат, составляет осн.завоевание 1-го периода рл19в.

2-й период охватывает 1815-1816гг. В этот период в рус.лит-ре на основе дворянской революционности оформляется новое революционно-ром.направление, достигающее высшего подъема в 1-й пол.20- х гг в тв-ве Пушкина и поэтов- декабристов.

3-й период 1825г -1842г Утверждение реализма, образование реалистич.направления

3. Литературное развитие начала XIX века: его факторы, основные художественные тенденции

В России романтизм как идейно-художественное направление в литературе начала 19 века был порожден глубокой неудовлетворённостью передовой части россиян российской действительностью. Становление романтизма

Связано с поэзией В.А.Жуковского. Его баллады проникнуты идеями дружбы, любовью к Отечеству.

Реализм утверждается в 30-40-е года наряду с романтизмом, но к середине 19 века он становится господствующим направлением в культуре. По своей идейной направленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

С некоторых пор вошло в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы - но никто не думал определить, что разумеет он под этим словом. ”Народность в писатели есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками - для других она ли не существует или даже может показаться пороком”- так думал о народности А.С. Пушкин

Литература живая должна быть плодом народности, питаемой, но не подавляемой общительностью. Литература есть и есть литературная жизнь, но её развитие стесняется односторонностью подражательного направления, убивающего народность, без которой не может быть полной литературной жизни.

В середине 30-х годов в русской классической литературе утвердился критический реализм, открывший писателям огромные возможности для выражения русской жизни и русского национального характера.

Особая действенная сила русского критического реализма заключается в том, что, оттесняя прогрессивный романтизм в качестве преобладающего направления, он освоил, сохранил и продолжил его лучшие традиции:

Неудовлетворённость настоящим, мечты о будущем. Русский критический реализм отличается яркой национальной самобытностью и по форме своего выражения. Жизненная правда, положенная в основу произведений русских прогрессивных писателей, нередко не умещалась в традиционные жанро-видовые формы. Поэтому русская литература характеризуется частыми нарушениями жанрово-видовых форм.

Роман “Герои нашего времени”- одно из основных произведений литературы психологического реализма XIX века.

К этому же времени относится 1 этап критической деятельности В.Г.Белинского. Он оказал огромное влияние на развитие литературы, общественной мысли, читательских вкусов в России. Он был борцом за реализм, требовал от литературы простоты и правды. Наивысшими авторитетами для него были Пушкин и Гоголь, творчеству которых он посвятил ряд статей.

4. Развитие русского романтизма. Сущность романтического метода в искусстве

Романтизм (Р.) – общеевропейское литературное направление, и его возникновение обычно связывают с событиями французской истории последней трети 18в. Социально исторические катаклизмы конца 18 в., связанная с ними Отечественная война 1812г обнажили противоречия жизни, кот-е не поддавались разумному объяснению. Именно в Р. – острое осознание противоречивости жизни; эта идея приобретала все более универсальный характер.

ФИЛОСОФСКИЕ основы Р. Романтики осознавали высок-й смысл дух.жизни ч-ка, пренебрегали матер.бытием акк низким и пошлым, достойным лишь обывательской толпы. Религ.вера, христ-во, было животворным ист-м их про-ий.

Об ЭСТЕТИКЕ Р. Выделяли в кач-ве первоочередного то субъектив.пафос, то апологию мечты, то волюнтаризм, то двоемирие, то максимализм требований, то видение романтики жизни.Нельзя ск-ть, что все эти приз.Р.исключают др.др, они неплохо уживаются и скорее дополняют представления о романтич-ой эстетич-ой системе, нежели ее разрушают.

Литераторы Р. не идеализировали действ-ть, им было свойств-но неприятие общ-х пороков.

В ром-ой лит-ре признан один вид комич-го – романтическая ирония, в основе кот-й лежит горькая усмешка мечтателя, кот-ый строит воздуш.замки над прозой жизни.

Романтики признавали еще меланхолическую, грустную полуулыбку человека разочаровавшегося, но примирившегося с несовершенствами жизни и человеческой натуры.

Неприятие реал.действ-ти и разочарование в ней было выражено с пом-ю символизации явлений. Обличит-ый, траги-ий, критич-ий смысл несли в себе символы: ночь(обозн.тяжелую мучит-ю жизнь ч-ка, бесперспектив-ть бытия, зло, вражду), символ вечной изменчивости – волна морская, водяной поток; символ бесчувств-ти – камень;символ холод.сердца, неспособного к любви – русалка. Образ куклы и образ маскарада приобр-ют широкий символич-1 смысл, обозначая фальш, лицемерие, двуличие, бездуховность. С этими символами связан типично романтич.прием срывания масок.(в реализме).

История Росии ответы.doc

1802 – указ о преобразовании коллегий в министерства. Усилилась центральная исполнительная власть, разграничены функции органов государственного управления, прямая ответственность министров перед императором. 8 министерств, для совместного решения вопросов учрежден Комитет министров.

1802 – реформирован Сенат, ставший высшим административным судебным и контролирующим органом. Духовными делами ведал Святейший Синод, его члены назначались императором, во главе стоял обер-прокурор.

Деятельность Сперанского М.М. по реформированию государственного управления. К его предложениям отнеслись настороженно. Единственным результатом его планов было учреждение Государственного Совета в 1810 г. Совещательные функции и право толковать уже принятые законы, распределял финансы между министерствами и рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору.

Реформы в сфере народного образования – 1802-1804. Учреждение министерства народного просвещения.

Освобождение крестьян от крепостничества без земли в Прибалтике. Разрабатывались проекты по освобождению крестьян во всей стране ( Аракчеева – покупка государством помещичьей земли и наделения крестьян землей по 2 десятины на душу; Гурьева – разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа)

Углублялось экономическое и социально-политическое отставание России от передовых западно-европейских стран. Недовольство крестьян выливалось в восстания и бунты. Подъем общественно-политического движения проявившийся в формировании либеральной оппозиции и развитии революционной традиции – ситуация в России.

Роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Создавались секретные комитеты, подчинявшиеся лично царю. Система министерств, созданная при Александре I частично подменялась разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Она ведала политическими, общественными, духовными делами страны. Особое место занимало III отделение С.Е.И.В. канцелярии и объединенный с ним в 1827 году корпус жандармов (политический сыск). Бюрократическая система охватила всю страну – с одной стороны некоторый порядок, но в то же время – коррупция, казнокрадство.

Политика Николая I способствовала сплочению господствующего дворянского сословия.

  • Крестьянский вопрос.

Страна аграрная, основная масса населения – крестьяне, находились в крепостной зависимости. Сельское хозяйство становилось все менее эффективным, отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности. Необходимость изменений назрела.

  • 1837-1841 г. реформа управления государственными крестьянами.

Поднять благосостояние, облегчить сбор налогов, показать помещикам пример отношения к крестьянам.

  • Создано Министерство государственных имуществ.

Оно решало хозяйственные и бытовые проблемы, проводило размежевание земель, увеличивало наделы малоземельных, создавало семенной фонд и склады на случай неурожая, следило за раскладкой налогов, открывало школы, больницы, улучшилось правовое положение государственных крестьян, избирались сельские и волостные суды. Все это были попытки решения крестьянского вопроса.

  • Финансовая реформа 1839-1843 года.

Министр финансов Канкрин. Стабилизация финансовой системы России. Введение серебряного рубля, свободный обмен ассигнаций на серебряные монеты.

проверить все уставы учебных заведений, выработать единые принципы просвещения, определить набор учебных дисциплин и пособий. Законодательно принципы правительственной политики в области образования закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828г. Сословность, замкнутость, ограничение в возможности получения образования – сущность политики в области просвещения.

  • 1835. Устав фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции. Повысилась плата за обучение, пересматривались программы.

В целом внутренняя политика – реакционно-репрессивная.

Россия стала образцом бюрократически-полицейского государства.

Жандармы III отделения устрашали страну

Не решили ни один назревший государственный вопрос

Не было преобразований в экономике

Вырос внутренний и внешний долг

32. Движение декабристов: зарождение, развитие, итоги и значение.

  • Влияние революционных потрясений в Европе
  • Неоднозначные последствия политики Александра 1
  • Нарастание общественно-политических проблем в России

Теоретическая основа декабристов- принципы идеологии Просвещения- идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей

  • Отечественная война 1812 г., побудившая многих дворян-офицеров по-новому взглянуть на социальные и политические проблемы России
  • Осознание растущего отставания России от Запада
  • Стремление ликвидировать этот разрыв революционным путем

Цель:- ликвидация самодержавия и отмена крепостного права

Вынашивались и мысли о цареубийстве

Возник в 1818 г. И был значительно более широким по составу обществом.

Цели: - ликвидация самодержавия, отмена крепостного права и сословного строя, введение демократических свобод.

На его основе возникли две революционные организации- Северное и Южное общества.

Российская действительность с бесправием основной массы населения и господством крепостного права, патриотический подъём и рост национального самосознания после событий Отечественной войны 1812 года. Было ясно, что русский народ, освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Нерешительность Александра в проведении реформ были идейными основами движения декабристов.

1) Северное общество – 1822-25. Петербург. Лидеры – Муравьев Н.М., Рылеев К.Ф., Трубецкой С.П., М.С. Лунин.

2) Южное общество . 1821-25. Тульчин -Украина- возглавил Пестель ,Юшневский А.П., Ивашев В.П..

Пестель и Муравьев выступали за введение конституционного строя и демократических свобод, ликвидацию крепостного права и сословных ограничений, развитие принципа частной собственности. Вместе с тем были и различия.

  • Установление республики
  • Исполнительная власть – Державная дума из 5 членов (избирается на 5 лет)
  • Законодательная власть – однопалатный парламент
  • Ежегодно один из Державной думы становился Президентом республики
  • Полное уничтожение крепостного права
  • Неограниченное избирательное право
  • Равенство всех граждан перед законом
  • Земля делится на две части – общественную и частную
  • Крестьяне получают наделы из общественной земли.

Восстание Черниговского полка

На юге дело также не обошлось без вооружённого мятежа. Шесть рот Черниговского полка освободили арестованного Сергея Муравьева-Апостола, который выступил с ними в Белую Церковь; но 3 января 1826, настигнутые отрядом гусар с конной артиллерией, мятежники положили оружие. Раненый Муравьев был арестован.

  • 289 человек приговорены к к различным видам наказаний.
  • Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский- казнены.

Значение: это была одна из первых попыток представителей общества изменить социальный и политический строй страны.

33. Крестьянская реформа Александра II: основное содержание, характер, итоги и значение.

Причины отмены крепостного права:

  • Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность её дальнейшего развития. Это проявлялось:
  • Сокращении экспорта русского хлеба за границу
  • Крестьянские повинности были очень тяжелы
  • Кризис дворянства как сословия
  • Социальная напряженность в стране – массовые крестьянские выступления за отмену крепостничества

Проекты освобождения крестьян разрабатывались в Секретном комитете, созданном в 1857 году. Медлительность, ропот недовольства, слухи. Все это заставило пойти на более решительные меры. 20 ноября 1857 года - рескрипт виленскому генерал – губернатору Назимову В.И. об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. 1858 год – Секретный комитет преобразовывается в Главный комитет по крестьянскому делу. В 46 губерниях создаются аналогичные комитеты. Гласно и открыто обсуждаются проблемы отмены крепостного права. С 1859 года создаются Редакционные комиссии при Главном комитете во главе с генералом Ростовцевым, где рассматриваются материалы из губернских комитетов по обсуждаемой проблеме. В 1860 году распускаются редакционные комиссии и передаются документы по крестьянской реформе сначала в Главный комитет, а потом в Государственный совет для обсуждения.


24.Общественное движение второй половины 50х-нач. 90х 19 века. Л.Г. Дейч,П.Б. Аксельрод) образовали организацию "Черный передел" (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам "Земли и воли" и агитационно-пропагандистским методам деятельности"Народная воля". В том же году другая часть землевольцев создала организацию "Народная воля" (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет центр и главный штаб организации. своей главной задачей они полагали борьбу с царским правительством. Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Либеральные народники. Это направление, разделяя основные

теоретические взгляды революционных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. В радикальном движении 80-90х произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной силы. На них. обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Группа "Освобождение труда". Бывшие активные участники "Черного передела" Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции. Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда социализма; борьба с самодержавием; опора на рабочий класс; создание рабочей партии. Организации рабочих. Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно.

24.Общественное движение второй половины 50х-нач. 90х 19 века. "Южно-российский рабочий союз" (1875) и "Северный союз русских рабочих" (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие выдвигали лишь экономические требования повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В 90-е годы XDC в. в России наметился промышленный подъем. Это способствовало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для развития его борьбы. В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.Ю. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство пойти на

уступки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой, оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь. Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться "легальный марксизм". П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении. Под влиянием "легальных марксистов" часть социал-демократов России перешла на позиции "экономизма". Главную задачу рабочего движения "экономисты" видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и отказывались от политической борьбы. В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с В.И. Ульяновым-Лениным) выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), другие отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.

25.Политическая реакция 80-90х гг.Контрреформы Александра 3. Александр Ш. Он вошел в историю как царь "Миротворец", так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия. Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест "О незыблемости самодержавия". В августе последовало "Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия". "Либеральные бюрократы" были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике. Изменения в системе местного

управления.Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. В 1890 г. новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. "Городовое положение" 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление. Изменения в области образования и печати. Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о "кухаркиных детях", не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д. В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал

25.Политическая реакция 80-90х гг.Контрреформы Александра 3. автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование. "Временные правила о печати" 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только министерство внутренних дел, но и оберпрокурор Синода. Правительство оказывало поддержку "правым" изданиям, среди которых выделялись "Московские ведомости" М.Н. Каткова. Цензура при Александре Ш была еще более жесткой, чем при Николае I. В целом во внутренней политике второй половины XIX в. проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Несмотря на контрреформы, правительству Александра Ш все-таки

не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметалась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса.

пролетариев. Они выдвигали не только экономические требования (улучшение условий труда и быта), но и политические (ликвидация самодержавия, введение демократических свобод). Наиболее крупные: 1 Мая в Харькове (1900) лозунг "Долой самодержавие!", в июле

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.