Государственная власть и государственное управление их соотношение шпора

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ускова Альбина Станиславовна

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ускова Альбина Станиславовна

About the relationship the concept of "governance", "Executive power", "public administration"

The aim of the paper is to identify common and distinctive signs of certain theoretical concepts. The article analyzes the concept of state managements, Executive power, state administration, as well as the relationship established between them and the correlation of these concepts.

11. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

11.1. О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ

Ускова Альбина Станиславовна, канд. юрид. наук, полковник полиции. Должность: доцент. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка. E-mail: uskova.albina@gmail.com

Ключевые слова: государственное управление, исполнительная власть, государственная администрация, система, контроль.

Uskova Albina Stanislavovna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: management of activity of divisions of ensuring protection of a public order chair. E-mail: uskova.albina@gmail.com

Annotation: The aim of the paper is to identify common and distinctive signs of certain theoretical concepts. The article analyzes the concept of state managements, Executive power, state administration, as well as the relationship established between them and the correlation of these concepts.

Keywords: system, state administration, control, identify common, state managements, correlation.

Атаманчук Г.В. указывает на три обязательных свойства государственного управления:

1) управленческое воздействие, связанное с реализацией государственной власти;

2) универсальность государственного управления;

Управление представляет собой целеполагающее (сознательное) регулирующее воздействие людей на собственную жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно в формах самоуправления, так и через специально созданные структуры (партии, государственные органы и т.д.). Государственное управ-

ление осуществляется специальным субъектом - государством и распространяется на все общество1.

Административно-правовая наука определила предмет изучения, т.е. общественные отношения, которые регулируются исследуемой отраслью, формы и методы реализации государственного управления. Она выясняет материальную и процессуальную суть административной деятельности органов государственного управления.

Интересен подход к изучению государственного управления с точки зрения теории управления (менеджмента), который рассматривает государственное управление в четырех ипостасях: планирование, организация, руководство и контроль, т.е. с точки зрения организации управленческой деятельности. При этом авторы данного подхода уходят от анализа юридической теории и правовых норм, определяющих организацию и компетенцию органов управления. Они говорят, что лицо, обладающее навыками и умениями осуществления управленческой деятельности, может руководить любой организацией, независимо от сферы, целей, форм и методов деятельности, задач, компетенции.

Во многом сложности понимания сути управления связаны с различным толкованием данного слова. Управление можно понимать в различных смыслах: направление хода движения чего-либо; руководство деятельностью чего-либо (кого-либо); деятельность органов государственной власти (местного самоуправления) по исполнению задач и функций, стоящих перед ними.

Государственная власть есть форма политической власти, являющаяся обеспечивающей способностью государства как властвующего субъекта подчинять своей воле волю людей посредством различных методов, средств, приемов.

Важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов, образующих механизм (аппарат) этой власти. В связи с этим государственное управление как вид исполнительной (административной) государственной деятельности присущ любому типу государственной власти.

1 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс

лекций. - М.: Омега-Л. 2004.С. 24.

Отдельными учеными государственное управление рассматривается в узком и широком понимании этого понятия. Не будем вдаваться в подробности рассуждений по данному поводу. Отметим только, что узкое понимание государственного управления подразумевает деятельность исполнительной ветви власти. Необходимо отметить, что представители современной административно-правовой науки (Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров) отходят от трактовки государственного управления в широком смысле и априори понимают государственное управление только как исполнительно-распорядительную деятельность одной ветви государственной власти - исполнительной, т.е. в настоящее время государственное управление понимается как форма (содержание) исполнительной власти.

В современной России особое значение приобретает эффективное функционирование исполнительной власти, создание оптимальной системы органов, осуществляющих повседневную деятельность по реализации задач и функций государства. На решение этих задач направлена административная реформа исполнительной власти. Целью, которой является устранение дублирования полномочий, отказ от исполнения несвойственных функций, оптимизация системы органов исполнительной власти, борьба с коррупцией и др.

Исполнительная власть - объективная необходимость, связанная с организующей силой государства. Именно эта ветвь власти обладает наиболее разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих, как в центральных органах, так и на отдельных территориях.

Основными признаками, характеризующими исполнительную власть, являются: принадлежность к системе государственной власти, самостоятельность в пределах исполнительно-распорядительной компетенции, организационная системность, иерархичность, наличие системы внешнеорганизационных и внутренних отношений, сочетание правотворчества и правоприменения, централизации и децентрализации, наличие полномочий государственно-властного характера. Анализ данных признаков характеризует исполнительную власть в функционально-компетенционном плане.

1) государственное управление представляет собой вид государственной деятельности, в пределах которой реализуется исполнительная власть ;

2 Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная власть. - М. ИНФРА-М, 2011. С. 91.

3 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: 2001. С. 10.

2) исполнительная власть - абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существование государственной власти, которая призвана исполнять требования законов, претворять в жизнь правовые нормы, обеспечивать функционирование государственных органов, защищать права и свободы человека4;

3) государственное управление - более широкое понятие по сравнению с исполнительной властью, последняя, в известном смысле производна от государственного управления, поскольку призвана определять объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности5;

4) все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления, однако не все звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле6.

Как видно из приведенных выше понятий, исполнительная власть является частью более широкого понятия - государственного управления.

4 Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 1. -М. НОРМА. 2002. С. 193.

5 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Указ.соч. С. 9.

7 Волков В.В., Дугенец А.С. Административное право. - М.-ФОРУМ-ИНФРА-М. 2012. С. 13.

раслевых министерств, в виде инспекций (ГИБДД, фармакологическая инспекция, фитосанитарная инспекция, ветеринарная инспекция, санитарно-эпидемиологическая инспекция и др.). Но в системе государственного управления созданы и контрольно-надзорные органы надведомственного (вневедомственного) характера, осуществляющие контроль и надзор в наиважнейших сферах жизнедеятельности государства: за законностью при осуществлении выборов, расходования государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, лицензирования деятельности кредитных организаций и т.д.

Эти органы не относятся ни к одной из ветвей государственной власти, однако они созданы на основании закона, наделены законом собственной компетенцией государственно-властного характера, имеют свою организационно-штатную структуру, осуществляют деятельность от имени государства, работающие в них граждане Российской Федерации являются государственными служащими. К таким органам государственного управления относятся: ЦИК РФ, Счетная палата РФ8, Прокуратура РФ9, Следственный Комитет РФ10, Банк России11. Бесспорно, что эти государственные органы осуществляют управленческие (административные) функции, осуществляют в той или иной мере административно-юрисдикционные полномочия12, их деятельность регулируется, в том числе, и нормами административного права, но к системе органов исполнительной власти, либо какой другой ветви власти они отношения не имеют. Поэтому не безосновательно эти государственные структуры можно отнести к государственной администрации.

Помимо этих органов существуют такие государственные образования, которые способствуют (содействуют) осуществлению полномочий Президенту РФ, Государственной Думе, Совету Федерации. К ним относятся Администрация Президента РФ, Управление делами Президента РФ, Аппарат Государственной Думы, Аппарат Совета Федерации.

Из анализа Положения об Администрации Президента РФ, утвержденном указом Президента РФ № 490 от 6 апреля 2004 г. она формируется в соответствии с Конституцией РФ и является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ, но ни в одном нормативном документе не указана ветвь власти, к которой отнесена Администрация Президента РФ. Однако само название государственного органа и его полномочия говорят сами за себя.

Организационно-правовая природа Управления Делами Президента РФ определена четко. Согласно Указу Президента РФ № 1370 от 17 сентября 2008 года оно является федеральным органом исполнительной власти (федеральным агентством), осуществляющим управление подведомственными организациями (федеральными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями), а также управление и распоряжение объектами федеральной собственности. Оно обладает полномочиями по созданию и ликвидации государственных унитарных

8 О счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 41-ФЗ.

9 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1.

10 О следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3.

11 О Центральном банке Российской Федерации: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ

12 Например, ЦБ России осуществляет лицензирование дея-

тельности кредитных организаций.

предприятий, по защите и осуществлению имущественных интересов государства, по осуществлению прав собственника имущества. Если более подробно, то УДП РФ осуществляет обеспечивающие функции в отношении высших должностных лиц государства (Президента, Председателя Правительства, Председателей палат федерального собрания, руководителей высших судебных органов, Генерального прокурора РФ, председателя Счетной палаты, уполномоченного по правам человека и других с точки зрения ма-материально-технического, финансового, социально-бытового, медицинского, санаторно-курортного обслуживания и обеспечения.

Аппарат Государственной Думы13, Аппарат Совета Федерации14 не связаны с осуществлением законодательных полномочий, в них осуществляются управленческие, административные функции) Такими административными функциями наделены и председатели палат парламента, председатели судов. Они как руководители соответствующих государственных структур наделены функциями и компетенцией административной власти и потому имеют возможность руководить деятельностью подчиненных им структур и государственные служащих. Их также можно назвать администраторами.

Осуществлению административных (управленческих) функций посвящена деятельность и Судебного департамента, созданного в 1998 году в Верховном Суде РФ. Он реализует кадровую политику, решает финансовые, материально-технические и иные вопросы, направленные на создание условий для осуществления полного и независимого правосудия.

В определенной мере государственную деятельность осуществляют и руководители государственных образовательных учреждений (ректоры, проректоры), директора государственных унитарных предприятий, командиры воинских частей (военных кораблей) и другие лица. Все они наделены юридически властными полномочиями, которые закреплены не только нормами административного права, но и нормами других правовых отраслей - финансового, трудового, таможенного и других в зависимости от профиля деятельности той или иной организации (руководителя). Этих лиц назначают на должности и освобождают от должностей государственные органы. Они реализуют в пределах переданных функций полномочия государственно-властного характера и действуют не от своего имени, а от имени государства. По нашему мнению этих субъектов также можно включить в систему государственной администрации.

13 Положение утверждено Распоряжением председателя ГД РФ № 112/1р-1 от 23.03.1996 г.

14 Положение утверждено Постановлением Совета Федерации № 169-1 от 12.07.1994.

тельной власти целесообразно включить контрольно-надзорные органы надведомственного характера и органы, обеспечивающие деятельность Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания РФ и т.д. Исходя из этого можно сказать, что государственная администрация является обобщающим понятием по отношению к исполнительной власти и иным государственным органам, осуществляющим контрольно-надзорные и обеспечивающие функции.

Повышение эффективности государственного управления должно обеспечиваться взаимодействием двух факторов: с одной стороны - установления властных полномочий субъекта управления, поддерживаемых авторитетом государства; с другой - добровольного исполнения людьми и их организациями правовых норм и подчинения субъекту власти.

1. О счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 41-ФЗ.

2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1.

3. О следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3.

4. О Центральном банке Российской Федерации: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ

5. Об утверждении Положения об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: распоряжение председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 марта 1996 г. № 112/1 р-1.

6. Об утверждении Положения об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 июля 1994 г. № 169-1.

7. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М.: Омега-Л. 2004.

8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: 2001.

9. Волков В.В., Дугенец А.С. Административное право. - М.- ФОРУМ-ИНФРА-М. 2012.

10. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная власть. -М. ИНФРА-М, 2011.

12. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 1. - М. НОРМА. 2002.

13. Сурник В.Н. Особенности взаимодействия государственной судебной администрации Украины с другими органами государственной власти.//Пробелы в российском законодательстве. № 4. 2013.

14. Чистобородов И.Г. Система государственного управления избирательным процессом в Российской Федерации.// Пробелы в российском законодательстве. № 1. 2016.

При подготовке статьи автором были проанализированы основные нормативные правовые акты и научные источники, сформулировано понятие государственной администрации, представлена его структура.

Работа имеет научное и теоретическое значение. Она может явиться источником научной полемики, что доказывает важность проблемы, затронутой автором.

Статья написана понятным юридически грамотным, научным языком, представляет собой самостоятельное исследование, а, следовательно, удовлетворяет требованиям, предъявляемым к такого рода научным работам.

Полагаю, что научная статья доцента кафедры УДПОООП Академии управления МВД России к.ю.н. А.С. Усковой может быть представлена к опубликованию в научных журналах.

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, к.ю.н., доцент, полковник полиции К.Л. Яковлев

Власть — это возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей, даже вопреки их сопротивлению. Как форма социальных отношений, власть характеризуется способностью одних социальных групп и их представителей влиять на характер и направление деятельности и поведения других социальных групп, людей посредством различных средств и механизмов (экономических, идеологических, организационно-правовых и пр.), в том числе с помощью авторитета, воли, традиций, насилия. Государственная власть как вид власти — это осуществляемое при помощи государственного аппарата политическое руководство обществом в интересах каких-либо социальных групп, классов или народа в целом. Государственная власть и есть основа управляющего воздействия государства на общественные процессы.

Выделяется три основных признака государственной власти:

  • 1) государственная власть — это политическое руководство обществом. Помимо государственной власти, существуют и другие разновидности политической власти, например власть политической организации (политической партии, парламентской фракции — группы депутатов в парламенте, в которую могут входить депутаты либо из одной политической партии, либо из нескольких), но она не является государственной властью, так как эти организации не являются государственной. Таким образом, государственная власть — это политическая власть, которая осуществляется государственным аппаратом;
  • 2) государственная власть — это такое политическое руководство обществом, которое осуществляется, прежде всего, при помощи государственного аппарата, состоящего из определенных органов государства (государственного механизма и других средств). Но в определенной степени государственная власть может осуществляться и через негосударственные (общественные) организации;
  • 3) государственная власть всегда отражает чьи-то интересы (народа, слоев, социальных групп).

Помимо перечисленных основных признаков государственной власти можно назвать и другие, которые совпадают с признаками государства:

  • • государственная власть, как правило, распространяется на определенную территорию;
  • • государственная власть обладает суверенитетом, г.е. верховенством внутри страны и независимостью во внешней сфере;
  • • структура государственной власти может рассматриваться с различных точек зрения: во-первых, с точки зрения структуры любой власти, во-вторых, с учетом принципа разделения властей и, в-третьих, с учетом собственной структуры (структуры властеотношений).

С учетом структуры любой власти в структуре государственной власти выделяют два элемента: волю и силу. Власть — это всегда выражение чьей-то воли, воли определенной группы людей. Чтобы ее реализовать, нужно использовать силу (таким образом, как и любая власть, государственная власть опирается на силу и проявляться без нее практически не может). Воля превратится в ничто, если не будет опираться на силу. Государственная власть всегда выступает как единство воли и силы, а нередко понимается как организованное насилие.

С учетом принципа разделения властей в структуре государственной власти выделяется три основных элемента:

  • • законодательная власть (сосредотачивается в представительных органах, в руках парламента);
  • • исполнительная власть (сосредотачивается в руках правительства);
  • • судебная власть (органы правосудия).

С учетом собственной структуры государственной власти на основе системного подхода в ней можно выделить пять элементов:

  • 1) субъекты государственной власти (народ в целом, определенные классы, слои и социальные группы — привилегированные слои населения, отдельные индивиды, например при абсолютной монархии);
  • 2) объекты государственной власти (подвластные лица — народ в целом, определенные классы, слои, социальные группы, государственные и негосударственные организации, отдельные индивиды);
  • 3) содержание государственной власти. С одной стороны — это передача, навязывание воли субъекта государственной власти объектам государственной власти, а с другой — подчинение объектов власти ее субъектам. Эти отношения, которые можно назвать властеотношениями, закрепляются в определенных правовых формах и регулируются государственным, административным правом, становятся правовыми отношениями. Но вла- стеотношения могут и не иметь юридической формы (например, при государственном перевороте);
  • 4) средства осуществления государственной власти — это, прежде всего, государственный аппарат, органы государства. К средствам государственной власти следует отнести также право, так как через право, правовое регулирование государственная власть претворяется в жизнь, идет от субъекта к объекту, и основанное на праве принуждение. В отдельных случаях в качестве средств могут выступать негосударственные (общественные) организации, средства массовой информации (СМИ). При определенных условиях государство может использовать военную силу, например для защиты своего суверенитета и территориальной целостности. Отдельные государства в качестве средств используют террористические организации;
  • 5) методы (способы) осуществления государственной власти. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти обычно относят убеждение и принуждение.

Убеждение — это метод целенаправленного воздействия на сознание человека с целью формирования у него взглядов и представлений, основанных на понимании сущности государственной власти и ее предназначения в обществе. Механизм убеждения включает в себя совокупность идеологических, моральных и социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Представляется, однако, что более адекватным методом в данном случае было бы просвещение, понимаемое как передача, распространение знаний и культуры, образование. В частности, правовое просвещение, рассматриваемое как целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму (т.е. отрицанию человеком установленных правил поведения) и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения правового государства. Правовое просвещение — это способ показать гражданам их права и реальные возможности проявить себя в обществе, государстве, уважая себя и других членов общества, социальные ценности [1] .

Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта в интересах государства.

Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в незащищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в четких процессуальных процедурах и формах. Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения доступна контролю, оно может быть обжаловано в суде.

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т.д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути. В конкретных исторических условиях предпочтение может отдаваться различным методам, в том числе так называемой политике кнута и пряника. Последний предполагает и поощрение, которое обеспечивает адекватный перевод стимулов в мотивы.

Единая государственная власть выступает как целое, разделенное на подсистемы, противостоящие друг другу и одновременно дополняющие друг друга. Формой материализации государственной власти являются структура и органы власти.

Так, в сущностной характеристике исполнительной власти всегда выделялись прежде всего два ключевых момента: власть и исполнение. При этом исполнительная власть трактовалась в качестве такого проявления государственной власти, с каким связывают, во-первых, функционирование особых звеньев государственного аппарата — органов государственного управления и, во-вторых, прямую направленность деятельности этих субъектов на обеспечение практической реализации (исполнения) общих норм, устанавливаемых субъектами представительной, президентской и правительственной власти в целях урегулирования различных сторон общественной жизни.

К определяющим элементам сущностной характеристики государственной исполнительной власти можно отнести следующие:

  • • социальное предназначение исполнительной государственной власти — исполнение общих предписаний, т.е. решений представительной, президентской и правительственной власти;
  • • реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов власти;
  • • принятие управленческих решений и организация их исполнения в процессе осуществления управленческой деятельности как особого и специфического вида государственной деятельности и основной формы реализации исполнительной власти.

Сущность государственного управления заключается в том, что оно выступает главным каналом осуществления всей системы государственной власти, а не только отдельной ее разновидности (исполнительной власти), и получения обратной информации о состоянии объектов управления, учет которой необходим для эффективного функционирования всей системы государственной власти.

Государственное управление не может быть противопоставлено государственной власти, поскольку осуществляется именно органами государственной власти и должностными лицами, ее представляющими. С этой точки зрения нельзя признать удачным классифицирование органов государства на органы государственной власти и органы государственного управления, ибо каждый орган государственной власти в той или иной мере реализует управленческие функции и в этом смысле является органом государственного управления.

Государственная власть претворяется в жизнь посредством государственного управления. Государственное управление — это способ реализации государственной власти.

Реально государственное управление выражается в принятии различных решений, которые должны опираться на достоверную и поверенную информацию, поэтому государственное управление, как и любая управленческая деятельность, начинается со сбора, обработки и анализа этой информации.

Далее наступает стадия разработки (подготовки) и принятия управленческого решения. Это основная, кульминационная стадия управленческого процесса, так как она выражает суть управленческой деятельности.

В наибольшей степени государственное управление проявляет себя на стадии исполнения управленческого решения. Фактически государственное управление имеет место только тогда, когда управленческие решения исполняются и государственное управление достигает своей цели.

Стадия контроля исполнения управленческого решения призвана обеспечить нормальное функционирование государственного управления: оценить степень достижения цели управления и определить его эффективность, и, что самое главное, определить возможности и перспективы развития объекта управления.

Таким образом, государственное управление представляет собой деятельность исполнительной власти, которая осуществляется главным образом в форме управления посредством осуществления многочисленных и разнообразных управленческих действий и процедур. Государственное управление — это государственная исполнительная власть в действии. Это реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

С этой точки зрения взаимосвязь государственной власти и государственного управления может быть определена как система отношений, посредством которых оказывается практическое, конкретное воздействие на различные сферы жизни общества и индивида, создающих необходимые предпосылки для реализации принадлежащих им прав, свобод и исполнения правовых обязанностей, преемственного перевода всей общественной системы в состояния, постоянно обеспечивающие их развитие и осуществление.

Вместе с тем государственное управление, непосредственно соприкасающееся с потребностями общества и его составных частей, может активно воздействовать на каждую из разновидностей государственной власти, выявляя нерешенные проблемы и тем самым задавая парадигмы их деятельности. Таким образом, в государственном управлении как в общем канале практического воздействия государственной власти на развитие общества проявляются особенности (моменты) всех разновидностей государственной власти: учреждение подвидов управления, нормотворчество (принятие законов, постановлений правительства, приказов, инструкций министерств и ведомств), исполнение законов и контроль за осуществлением деятельности властей.

С этой точки зрения государственное управление представляет собой как бы среднее звено между государственной властью и конкретными сферами жизни общества. Через государственное управление государственная власть, вбирающая в себя социальные качества, как бы возвращается к обществу и индивиду со своей продукцией, своими услугами в виде механизмов обеспечения прав и свобод человека, исполнения им своих обязанностей. Государственное управление не только обеспечивает связь государственной власти с обществом и индивидом, но и служит важным каналом обратной связи — от общества и индивида к органам государственной власти.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.