Философия всеединства соловьева кратко шпора

Понятие философии всеединства

Всеединство – это внутреннее органическое единство бытия, рассматриваемого как универсум.

В философии Соловьёва идея всеединства, в соответствии с которой все содержится во всем, стала фундаментальной, на ее основании объединяются в единую систему все разделы философского учения.

Соловьёв разрабатывал философию всеединства в качестве учения о жизни и бытии, включающем всю человеческую и космическую сферу как нерушимая и всеединая целостность.

Вклад В. С. Соловьёва не только в русскую, но и в мировую философскую мысль определен тем, что именно им была разработана целостная концепция всеединства. На основании принципа всеединства он стремился:

  • Курсовая работа Философия всеединства В. С. Соловьева 490 руб.
  • Реферат Философия всеединства В. С. Соловьева 220 руб.
  • Контрольная работа Философия всеединства В. С. Соловьева 250 руб.
  • преодолеть дуализм духа и материи, а также увидеть взаимопроникновение субстанций и полное их тождество в онтологии;
  • воссоздать цельное знание в гносеологии;
  • утвердить единую мораль в этике;
  • обосновать необходимость слияние христианской церкви с образованием Вселенской церкви;
  • представить единство и целостность человечества при воссоединении с Богом в истории.

Учение о всеединстве бытия

Фундаментальное основание онтологии всеединства – триада категорий: сущее, бытие и сущность.

Бытие Соловьёв понимает как способ существования сущего, его проявление в различных формах. Сущее безусловно и вечно. Бытие является приходящим и относительным. Первое – это Бог, второе – материальный мир. Между ними должна быть установлена взаимосвязь сущности и явления, и Соловьев в разработанной философии всеединства устранял непреодолимую грань, которая была положена христианским богословием между Богом и миром, а также утверждал пантеистический взгляд на мир.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Одно из центральных понятий онтологии Соловьёва – это понятие Софии, Премудрости Божией, выступающей как своеобразная идеальная матрица. Она является Душой мира, связывающей Бога с материальным миром, сообщая жизнь всему бытию.

Высшее проявление Божественной Премудрости – идеально совершенный человек, явившийся в облике Иисуса Христа. Иисус соединяет в себе божественное с человеческим, положив начало Богочеловечеству как источнику возрождения мира на путях воссоединения с Богом.

Философ разработал концепцию цельного знания, предполагающую осуществление универсального синтеза научного, философского и религиозного знания. В данной концепции подробно была проработана мысль о единстве познавательной и этической деятельности – истины и добра. Только высоконравственная личность познающего субъекта – гарант истинности добытых им знаний, так как, чтобы познавать, человек должен обладать не только логическим инструментарием, но и определенной жизненной позицией.

Проект вселенской теократии

Соловьев понимал под историческим процессом ход становления Вселенской Церкви, которая объединяла всех людей в Богочеловечество. На пути формирования Царства Божьего на Земле, люди должны действовать не одиночно, а совместно, составив единое общество, выстраиваемое на принципах справедливости.

Идеальным обществом такого рода Соловьев В.С. считал свободную теократию, при которой нравственная власть была бы отдана церкви, возглавляемой первосвященником, силой обладал царь, а правом живого совета с Богом обладали пророки. Свободная теократия в представлениях Соловьева являлась вселенской теократией, которая должна быть воссоздана посредством объединения католической и православной церквей. Их воссоединение могло произойти только под покровительством Рима. Мощная государственность во главе с царем, обладающим единоличной властью была актуализирована в России. Соловьев продвигал идею о вечном союзе Римского Пап и Русского царя, то есть союз носителей двух величайших даров – священства и царства. Но, несмотря на массу усилий, он не смог добиться никаких результатов.

Историческое призвание России и русская идея

В соответствии с идеями Соловьева, в судьбе русского народа главное определяется тем, что это христианский народ, поэтому национальная его идея должна заключаться в стремлении проникнуть в общую жизнь христианского народа. Соловьёв считал, что России необходимо пойти по пути христианского самопожертвования для блага других народов и самоотречения, то есть отказа от собственной самобытности и подчинения чужим идеям. Отказ от национального эгоизма в первую очередь предполагает отказ от православия и присоединение ко всем христианским церквям.

Соловьёв в дискуссии с Ф.М. Достоевским говорил, что высшая цель России заключается не в смене Европы на исторической арене, а в служении возрождению самой Европы, то есть своего рода выполнение жертвенной миссии. Он считал, что Россия не привнесла ничего нового ни в научный, ни в философский мир, а русская литература катится в пропасть. Такая низкая оценка литературы касалась крупнейших российских писателей – Достоевского, Толстого и др.

Соловьёв в своих религиозно-философских построениях наглядно продемонстрировал болезнь современного времени – изобретение отвлеченных схем, которые далеки от реальной жизни, а также возникающее желание переделать на их основании всю текущую жизнь.

Концепция любого деятеля обладает сильными и слабыми сторонами, которые тончайшим образом переплетены друг с другом. Последователи Соловьева смогли выделить позитивное ядро всех его идей и выстроить на его базисе целое философское направление.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Философия всеединства возникла в последней четверти XIX в. Датой ее возникновения можно считать 1874 г. – год защиты и опубликования Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853–1900) магистерской диссертации "Кризис западной философии. Против позитивизма". По грандиозности замысла и широте размаха учение Соловьева не имеет себе равного в русской философии. Он обладал исключительным даром синтеза, пророческим предчувствием наступления новой философской эпохи и сумел создать систему, охватывающую все основные сферы человеческого бытия и познания.

В философии В. С. Соловьева идея всеединства, согласно которой все содержится во всем, стала той фундаментальной идеей, на основе которой происходит объединение всех разделов философского учения в систему.

Философию всеединства Соловьев разрабатывает как учение о жизни и бытии, включая всю человеческую и всю космическую сферу, как о нерушимой и всеединой целостности.

Вклад В. С. Соловьева не только в русскую, но и в мировую философскую мысль определяется тем, что именно он разработал целостную концепцию всеединства. На основе принципа всеединства он стремился:

  • • в онтологии – преодолеть дуализм духа и материи, увидеть взаимопроникновение субстанций, их полное тождество;
  • • гносеологии – воссоздать цельное знание;
  • • этике – утвердить единую для всех абсолютную мораль;
  • • религии – обосновать необходимость слияния христианских церквей и образование Вселенской церкви;
  • • истории – представить единство и целостность человечества на пути воссоединения с Богом.

Фундаментальным основанием онтологии всеединства выступает триада категорий: сущее, бытие и сущность. Бытие понимается Соловьевым как способ существования сущего, его проявления в различных формах. Сущее безусловно, вечно; бытие – преходяще, относительно. Первое есть Бог, второе – материальный мир. Между ними устанавливается связь сущности и явления, и Соловьев в своей философии всеединства устраняет ту непроходимую грань, которую полагало христианское богословие между Богом и миром, и утверждает пантеистический взгляд на мир.

Одним из центральных понятий онтологии Соловьева является понятие Софии, Премудрости Божией, которая выступает в качестве первообраза или идеального плана мира. София представляет замысел Бога о мире, его своеобразную идеальную матрицу. Она есть Душа мира, которая связывает Бога и материальный мир, сообщает жизнь всему бытию.

Высшим проявлением Божественной Премудрости является идеально совершенный человек, который явился в облике Иисуса Христа. Иисус Христос, соединивший в себе божественное и человеческое, положил начало Богочеловечеству как источнику возрождения мира на путях воссоединения с Богом.

Принципы онтологии, лежащие в основе философской концепции В. С. Соловьева, неразрывно связаны с его гносеологическим учением. В своей основе единство онтологии и гносеологии у Соловьева базируется на идее единства Истины, Добра и Красоты.

Философ разрабатывает концепцию цельного знания, в котором должен осуществиться универсальный синтез научного, философского и религиозного знания. Означает ли этот синтез их равнозначность? Нет, так как "цельное знание" опирается на веру. Философ выстраивает следующую градацию средств познания в зависимости от познаваемого объекта: знание о реальном мире дается наукой, знание об идеальном мире – философией, но знание об Абсолюте (Боге) – только верой. "Цельное знание", воссоздающее картину всеединства, должно быть направлено также на выработку универсальной теории, формулирующей основные принципы единства мира.

В концепции цельного знания подробно прорабатывается мысль о единстве познавательной и этической деятельности (Истина и Добро). Только высоконравственная личность познающего субъекта является гарантом истинности добытых им знаний, поскольку для познания человеку необходим не только логический инструментарий, но и жизненная позиция.

Исторический процесс в понимании Соловьева есть процесс становления Вселенской Церкви, объединяющей людей в Богочеловечество. На пути к Царству Божиему на земле люди должны действовать не в одиночку, а совместно, составляя одно общество, построенное на принципах справедливости.

Идеалом такого общества В. С. Соловьев считал свободную теократию, при которой нравственная власть принадлежала бы церкви во главе с первосвященником, сила – царю, а право живого совета с Богом – пророкам. Свободную теократию Соловьев мыслил как вселенскую теократию, которая должна быть создана путем объединения католической и православной церквей. Воссоединение католической и православной церквей, по замыслу Соловьева, могло происходить только под эгидой Рима. Что касается государственности, то мощная государственность во главе с монархом-царем была актуализирована в России. Соловьев выдвинул идею вечного союза Римского Папы и Русского царя – союз высших носителей двух величайших даров: Царства и Священства. Однако, несмотря на все усилия, ему не удалось добиться никаких результатов ни в России, ни на Западе. Папа Лев XIII, познакомившись с проектом Соловьева, сказал: "прекрасная идея, но невозможная без чуда" [1] .

Принцип всеединства был применен В. С. Соловьевым при разработке им так называемой "русской идеи".

"Русская идея" в понимании В. С. Соловьева – это историческая миссия России, которую можно сформулировать так: "В чем состоит предназначение русского народа? В чем смысл его исторического бытия?"

В судьбе русского народа, согласно Соловьеву, главное определяется тем, что он – христианский народ, и поэтому его национальная идея должна состоять в стремлении войти в общую жизнь христианского мира. По мысли Соловьева, Россия должна пойти по христианскому пути самопожертвования во имя блага других народов и самоотречения, т.е. отказа от своей самобытности (именуемой им национальным эгоизмом) и подчинения чужим идеям. Отказ от национального эгоизма предполагал в первую очередь отказ от православия и присоединение ко всем христианским церквям. Полемизируя с Ф. М. Достоевским, Соловьев писал: "Высшая цель России, Федор Михайлович, вовсе не в том, как вы полагаете, чтобы сменить Европу на исторической арене, сказав миру новое, озаряющее мысль и душу слово, а в том, чтобы послужить возрождению самой Европы, влить в нее свежие славянские силы и тем подвигнуть к новой, более полной, нежели теперь, жизни, – в том-то и жертвенная миссия России, ибо сама по себе она способна лишь на прозябание" [2] . Он считал, что Россия ничего не дала миру ни в области науки, ни в области философии, а русская литература идет все более по нисходящей линии. Парадоксально, но эти слова о литературе он адресовал Достоевскому. К тому же отметим, что столь низкую оценку русской литературе философ давал в период творчества Л. Толстого и других великих писателей.

В своих религиозно-философских построениях В. С. Соловьев наглядно продемонстрировал то, что К. Победоносцев назвал "болезнью нашего времени" – изобретение отвлеченных схем, далеких от реальной жизни, и желание на их основе переделать жизнь.

В концепции любого мыслителя нужно видеть сильные и слабые стороны, связанные теснейшим образом. Последователи В . С. Соловьева сумели выделить позитивное ядро его идей и построить на нем целое философское направление.

Центральной фигурой в русской философии XIX века является В.С.Соловьев (18531900) – крупнейший философ, заложивший основы русской религиозной философии. На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов.

Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство.

Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии – идея всеединства.

По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее.

Окружающий мир по Соловьеву не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника.

Божественный ум, органическая сила по Соловьеву распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления.

Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом.

Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа, которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию, которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе.

Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплащение богочеловечества.

Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. Иисус Христос открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования.

Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). Эмпирическое знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. В качестве основополагающего принципа цельное знание предполагает существование абсолютного начала – Бога.Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.

Развитие идей В.С. Соловьева нашло отражение в творчестве целой плеяды религиозно-философских мыслителей (Н.А.Бердяев, Л. Шестов, Е.С. и С.Н. Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Н.Лосский) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества.

Богоискательство – это когда цель общественного развития состоит в осуществлении правильно понимаемого нового христианства, религиозной реформация, когда религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены уже на земле.

Н.Бердяев (1874-1948) - выдающийся русский философ и публицист. В своей философии придерживается идей религиозного экзистенционализма.

Основная проблема философии, по Бердяеву, – в рассмотрении смысла существования как человека в частности, так и бытия в целом.

Смысл бытия человека – это существование с его ориен­тацией на истину, на спасение или на творчество. И именно эта человеческая способность к творчеству, по Н. Бердяеву, богоподобна.

Личность (дух), согласно Н. Бердяеву, есть единство двух природ - Божественной и человеческой, что и определяет христианство как религию Богочеловека и Богочеловечества.

Н. Бердяев исследует эволюцию христианства и гуманизма.

Бердяев говорит об отчуждении, дегуманизации человека, о возрастании его духов­ного одиночества в процессе социализации, о безмерной власти коллектива и государст­ва над личностью. Он подчеркивает, что процесс дегуманизации человека развивается такими быстрыми темпами, что скоро его будет невозможно повернуть вспять. Философ был убежден, что в деле спасения человечества от вышеуказанных опасностей особая роль принадлежит России. Русская нация, соблазнившаяся западными рационалистиче­скими и атеистическими, включая марксизм, учениями должна выдержать это последнее испытание гуманизма. Н. Бердяев верил в то, что в постсоветской России будет создан иной, более справедливый, чем существующий капиталистический, строй, и она сможет помочь объединению восточного (религиозного) и западного (рационалистически-
гуманистического) начал истории.

Этика и эстетика Н. Лосского формируется на основе признания царства божьего с его абсолютными ценностями.

Л. Шестов (18661938) – русский философ и литературовед. Творчество Шестова условно можно разделить на две части: период философии жизни и богоискательства (до 1911 г.) и религиозно-экзистенциальный.

В Биб­лии им отвергаются все законы, включая 10 заповедей Моисея и Нагорную проповедь Хри­ста. Шестов признает все рациональное.

Вера, по Л. Шестову, находится вне общего, вне разума, вне священника или церкви и даже по своей сути вне Библии.

Вера обладает сверхъестественной силой – творит чудеса, уничтожает зло. Основным противником у Л. Шестова выступает мировое зло в различных видах.

Экзистенциальная философия, согласно Л. Шестову, – это философия жизни вместе с философией веры или философией абсурда.

Главным приемом философии Л. Шестова является пара­докс, невиданный скепсис, ни на чем не основанное суждение. По сути, у мыслителя проявляется афористическое, по форме бессистемное философствование, проникнутое духом глубочайшего парадоксального вопрошания.

П. Флоренский (1882-1937) – русский философ, религиозный мыслитель и уче­ный. Задачу своей жизни он понимал как проложение путей к будущему цельному миро­воззрению, объединяющему веру и разум, интуицию и рассудок, богословие и филосо­фию, искусство и науку.

Рассматривая проблему антиномичности, которую мыслитель назвал одной из ос­новных характеристик бытия в его современном падшем состоянии, он утверждал, что со­ответственно антиномично и всякое действие разума.

Мир, по П. Флоренскому, как бы надтреснут, и причина этого – грех и зло. Подобная антиномичность, по мнению филосо­фа, преодолевается подвигом веры и любви.

Основной закон мира, по П. Флоренскому, есть закон возрастания энтропии или хаоса во всех его областях. Хаосу противостоит Логос. Вера определяет культ, а культ – мировоззрение, из которого вырастает культура.

Религиозный культ – это единство чувственного и рационального, духовного и те­лесного. П. Флоренский говорит о возможности творческой деятельности в любую эпоху и ее причиной считал доступную человеку духовную гармонию, существующую в чело­веческом сознании.

С. Франк (1877-1950) – русский философ. В его творчестве можно выде­лить три проблемы: человек и культура, человек и бытие, человек и Бог.

Поиски смысла жизни — это укре­пление в себе веры, которая представляет собой напряженное внутреннее действие (ду­ховная жизнь) по преобразованию нашей реальной (внешней) жизни.

Русский космизм.

Говоря о творчестве таких философов как Соловьев, Бердяев, Флоренский, Булгаков нельзя не отметить такое явлении в русской философии как космизм, религиозное направление которого они представляют.

Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и проблема понимания и др.

Русский космизм – это мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли.

Необходимость – общая черта космистов. Отличие в ответе на вопрос: зачем? Запад: Шопенгауэр: все к худшему.

Россия: надо совершенствоваться и выходить в космос.

Ницше: все плохо, придет белокурая бестия.

Россия: все это должны совершить современные люди вместе.

Шпенглер: опять все плохо, надежда на новую культуру.

Фрейд: культура - сублимация сексуального инстинкта.

Россия: человек хороший. Существует абсолютное добро, нравственность.

Развитие в рамках высокой неземной цивилизации.

Западная философия – пессимистичный взгляд. Россия – гуманистическая, оптимистическая мысль.

Человек – существо родовое, должен осознавать, что он – сын человеческий. Человек – вершина эволюции, но он ущербен, т.к. смертен.

Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом.

Смерть – высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Причина зла - неравномерность нравственного и НТ прогресса.

Вопросы – людская разобщенность и невозможность забыть тех, кто ушел. Если говорить, что будем жить только мы, то это безнравственно по отношению ко всем доведшим нас до этой стадии. Кроме того, частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующих поколений.

Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Общее дело состоит в преодолении смерти и всеобщем спасении. Задача не только выбросить смерть, но и воскресить всех живших на земле. В религии мы стремимся брать пример с Христа-страдальца, а надо не страдать, а надо воскрешать. Воскрешение по цепочке от отца к сыну.

Психократия – община детей для воскрешения отцов. Пороки ко времени воскрешения будут изжиты. Основа морали – ответственность человека перед предыдущими и будущими поколениями.

В истории русской философии Космизм представлен не только религиозным, но и естественнонаучным направлениями.

Философствующие естествоиспытатели: А.Чижевский (1897 – 1964) (соавтор астробиологии), В.Вернадский (ноосфера), К.Циолковский (необходимость выхода человека в космос, открытие ракет; Земля – колыбель, но нельзя же жить в колыбели), Умов, Купревич.

Естественнонаучный космизм, зачем?

Естественнонаучное объяснение – учет влияния космических явлений на жизнь на Земле. Солнечные вспышки – геомагнитные явления, влияющие на поведение животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные потрясения и т.п. Чижевский - биоритмы.

В.И. Вернадский (1863 – 1945) – создатель теории ноосфера. Встал на позиции фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Вернадский не отрицал, что живое может произойти из неживого. Но все же живое, скорее всего, существует всегда.

Существует направленность эволюционного процесса (у Бергсона существует первоначальный импульс), хотя есть ответвления, зигзаги; нет понятного движения. На определенном уровне движение достигает такой стадии развития, что способно оказывать влияние на окружающий мир.

Человек – участник геологического процесса (поворачивание рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера – сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с природой.

Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна увеличиваться, когда человек исчерпывает ресурсы Земли – надо использовать ресурсы космоса.

К.Э.Циолковский (1857 – 1935). Познание законов природы. Основные идеи: неизбежен выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения.

Необходимо освоение других миров в Солнечной системе и т.д.

Фантазирует об автотрофном питании в космосе. Человеку необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). О теории относительности не знает.

Космос безграничен, звезд много, планет много – должна быть жизнь.

Считает, что жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.

Н.А. Умов (1846 – 1915). Возможная уникальность жизни во вселенной (далее работы Циолковского). Человек ответственен за состояние вселенной (как венец развития). О человеческой смерти. Убивать себя в войнах безнравственно с точки зрения развития природы. Вечность и уникальность жизни.

Купревич. Человеческая смерть не является законом эволюции для человека. Смерть нужна для совершенствования родовых признаков вида. Далее развитие через культуру – внешним экзотерическим образом. Смерть теряет свою биологическую необходимость – необходимо устранить смерть.

Вирусы и одноклеточные живут практически вечно. Секвойя живет тысячелетия и умирает из-за влияния извне.

Смерть как результат сбоя в генетическом механизме. С 21 года начинается старение.

Необходимо рассмотреть сбой на молекулярном уровне (или это болезнь, или сбой). Проблема нервных клеток. Мозг используется не на сто процентов (биология – возможно, что это не так). Еще неизвестно, отчего происходит сбой. Можно продлить жизнь. Биотехнологии.

Жизнь и смерть – космические проблемы. Соприкасаются с нравственно-этическими проблемами. Погоня за наслаждениями.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Философский уголок

  • Главная
  • Содержание
  • Форум
  • Ссылки
  • О сайте

Философия Владимира Соловьёва


Творчество Владимира Соловьёва (1853-1900) многогранно, однако именно философия выступает краеугольным камнем его мировоззрения. У него есть работы по богословию, истории церкви; ему не был чужд талант литератора; он писал много статей и памфлетов на злобу дня. Сын известного русского историка Сергея Соловьёва, он с раннего возраста был погружен в интеллектуальную атмосферу того времени. И уже к 17-летию обнаружил в себе несомненный философский талант. Соловьёва считают первым систематиком в русской философии. Его можно идентифицировать как славянофила, ибо он довел до логического завершения те идеи, которые были высказаны Киреевским и Хомяковым. Соловьёва уже при жизни называли "Русским Платоном", "Пушкиным русской философии" и другими лестными эпитетами.

Основные философские труды Владимира Соловьёва

"Кризис западной философии (против позитивистов)" 1874; "Философские начала цельного знания" (1877); "Критика отвлечённых начал" (1877-1880); "Чтения о Богочеловечестве" (1977-1881); "Три речи в память Достоевского" (1881-1883); "Религиозные основы жизни" (1884); "Великий спор и христианская политика" (1883); "Россия и Вселенская церковь" (1889); "Смысл любви" (1894); "Оправдание добра" (1895); "Первое начало теоретической философии" (1899); "Три разговора" (1900).

Главное в философии Владимира Соловьёва

Уже в своей магистерской диссертации "Кризис западной философии (против позитивистов)", защищённой в 1874 году, Владимир Соловьёв заявил о своей философской позиции. Главное в ней - идея Всеединства, конкретизирующий высказанную ещё ранними славянофилами мысль о том, что действительность есть "живое целое", которое может быть познано только целостным духом.
По утверждению Соловьёва, философская жизнь Запада, доведя до крайности рациональное познание, сама убедилась в односторонности и недостаточности разума для познания жизни. С другой стороны, те же самые истины, которые на Западе сформулированы рациональной наукой и философией, на Востоке разрабатывало, в форме веры и мистического созерцания, Православие. Поэтому Соловьёв выступил с программой универсального синтеза науки, философии и религии. Этот синтез, по его убеждению, обеспечит "цельное знание" жизни. Предметом "цельного знания" выступает "Истинно-Сущее", "Абсолют". Сущностью Абсолюта является Всеединство.

Учение Владимира Соловьёва о Всеединстве

Понятие Всеединства является центральным в учении Владимира Соловьёва, и это обстоятельство является поводом для того, чтобы его философию называли "философией Всеединства". Отвлечённое знание - эмпиризм, реализм, позитивизм - не может привести к истинному познанию. Истина, по убеждению Соловьёва, это то, что Есть. Но есть Всё. И если истина есть Всё, то любой частный предмет, любой фрагмент, в своей отдельности не может претендовать на истину, ибо он не может существовать отдельно от остальных вещей и явлений. Всё есть истина только в своём единстве или как Единое. Полное определение истины, по Соловьёву, таково: "Это сущее, единое, всё". В отличие от понятия "всеединства", встречающегося в западной философии начиная с античности, у Соловьёва оно не является только онтологическим, то есть не характеризует только бытие, но относится и к познанию и к этике и к социологии.
Всеединство - это свободное объединение в Абсолюте всех элементов бытия. Абсолют хотя и является единым, но в то же время заключает в себе всё. У Соловьёва есть Первый Абсолют (Бог) и Второй Абсолют (Космос). Они соотносительны, но не тождественны: Первый Абсолют представляет законченную сущность, а Космос находится в стадии становления. Первый Абсолют может быть познан непосредственно, то есть в мистическом созерцании, а Второй Абсолют - с помощью философской науки и философии, ибо он есть разнообразие вещей и процессов. Внутренняя диалектика Первого Абсолюта ведёт к возникновению отдельных объектов, но чтобы мир не превратился в разобщённое и рассогласованное бытие, Соловьёв вводит деятельность Мировой души, Софии и Богочеловечества, которые выступают посредниками между множеством реально существующих предметов природы и Первым Абсолютом.
Выступая в качестве онтологического принципа, Всеединство имеет свою специфику в различных видах бытия. В нравственной области Всеединство есть абсолютное благо, в познании - абсолютная истина, в области материального бытия - абсолютная красота. То есть, цельное знание есть единство истины, добра и красоты.

Учение Владимира Соловьёва о Богочеловечестве

Учение о Богочеловечестве, представленное в "Чтениях о Богочеловечестве", было использовано Соловьёвым для истолкования человеческой истории. Человек рассматривается как соединение Бога с материальной природой. Задача человека - в подчинении природного божественному, в стремлении к внутреннему единству с Богом путём отрицания в себе эгоистической воли.
Сам по себе человек ничто, он становится человеком только в единстве с Богом. В Боге для человека открывается Всеединство, абсолютная полнота бытия, которую человек не может обрести в себе. История есть процесс Боговоплощения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.