Федеральный округ это шпоры

1. По площади : - макрорайоны; - мезарайоны; - микрорайоны (Волго-Вятский).

2. По особенностям специализации и комплексного развития : - районы высшего типа развития (Центр). (Признаки – высокий уровень специализации (много отраслей); специализация складывается в основном из обрабатывающей промышленности; высокий уровень развития экономических связей); - районы среднего типа (Север, Урал); районы низшего типа развития.

3. По наличию трудовых ресурсов : - трудоизбыточные (Северо-Кавказ); - трудообеспеченные (Поволжский, Северо-Западный ФО); - трудонедостаточные (зона Севера).

4. По наличию природных ресурсов.

Основные принципы районирования:

1. Экономический принцип. Согласно этому принципу специализацию рай­она должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на пр-во продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.

2. Национальный принцип , учитывающий национальный со­став населения района, его исторически сложившиеся особенно­сти труда и быта.

3. Административный принцип , определяющий единство эко­номического районирования и территориального политико-административного устройства страны.

Эти принципы являются основополагающими для экономического районирования России.

Главные принципы выделения экономических зон - уровень хоз-го освоения территории, соотношение между важ­нейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны - Западную (Европейская часть России) и Вос­точную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).

Различные части страны значительно отличаются друг от друга природными и экономическими условиями. Одни из них давно заселены и освоены, другие только начинают осваиваться. В одних экономика сформировалась на основе богатых местных ресурсов. В другом – на привозном сырье. Каждая территория специализируется на пр-ве определенных видов продукции, в результате чего формируются экономические районы, отличающиеся друг от друга своей специализацией.

В настоящее время в России выделяется 11 экономических районов:

1.Северный (в европейской части); 2.Северо-Западный; 3.Центральный; 4.Волго-Вятский; 5.Центрально-Черноземный; 6.Поволжский; 7.Северо-Кавказский; 8.Уральский; 9.Западно-Сибирский; 10.Восточно-Сибирский; 11.Дальневосточный.

Предполагается выделить 18 экономических районов на территории РФ. Это позволит: выделить в самостоятельные районы высоко урбанизированные территории (Москва, С. Петербург); образовать резервные районы, в которых можно решать задачи эффективного кооперирования производств; образовать районы на основе природных запасов; разделить основные районы с резкими различиями специализации и состава производственных ресурсов; сформировать систему отраслевых и региональных производственно-коммерческих объединений.

35. Экономическое районирование России. Федеральные округа.

Главной целью изменений в экономическом районировании является укрепление государственности, предотвращёние распада страны, ограничение чрезмерной суверениза­ции субъектов Федерации, процесс которой особенно интенсив­но шел в начале 1990-х годов, что привело к резкому снижению авторитета центрального руководства. Поэтому укрупнение рай­онов, создание 7 федеральных округов с непосредственным их подчинением президенту позволит исправить возникшие нега­тивные процессы.

Федеральный округ — это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально-производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфра­структурой.

Центральный - г. Москва; Северо-Западный - г. Санкт-Петербург; Южный; Приволжский; Уральский ; Сибирский ; Дальне-Восточный .

Каждый вид экономического районирова­ния отвечает определенным задачам территориального развития:

А) Высшее звено районирования : используется центральными рес­публиканскими органами власти для общегосударственного уп­равления экономикой в территориальном разрезе.

В) Среднее звено районирования : используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики.

Г) Низшее звено районирования : представляет собой первичные звенья в таксономии экономического районирования.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего раз­вития. На больших территориях зон четко вырисовываются об­щие крупные межрайонные проблемы. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны - Западную (Европейская часть России) и Вос­точную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).

Главные принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важ­нейшими ресурсами и степенью их использования.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов среднего звена России.

Трудоизбыточные - республики Северного Кавказа, Став­ропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

Оборонно-промышленные - Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

Многоотраслевые и депрессивные - регионы, расположен­ные в значительной части зоны Севера.

55. Принципы экономического районирования. Типы и системы экономических районов. (см. выше)

3. Экономика Российской Федерации. Ее структура и изменения в условиях перехода к рынку.

Эк-ка РФ представляет собой сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-эк-кого развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов. По объему ВВП по покупательной способности Россия занимает 9 место в мире, в то время как по ВВП на душу населения – 82 (2005). Современный этап эк-кого и социального развития связан с переходом к рыночным отношениям. Формирование рыночной эк-ки предполагает создание социально-ориентированной эк-ки, означающей переориентацию всего пр-ва на запросы потребителя.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.

Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).


Содержание:

I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Адыгея

2. Республика Калмыкия

3. Краснодарский край

4. Астраханская область

5. Волгоградская область

6. Ростовская область

III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Курганская область

2. Свердловская область

3. Тюменская область

4. Челябинская область

5. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

6. Ямало-Ненецкий автономный округ

VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Кировская область

8. Нижегородская область

9. Оренбургская область

10. Пензенская область

11. Пермский край

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Дагестан

2. Республика Ингушетия

3. Кабардино-Балкарская Республика

4. Карачаево-Черкесская Республика

5. Республика Северная Осетия — Алания

6. Чеченская Республика

7. Ставропольский край

IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)

Список субъектов, входящих в округ:

Центральный федеральный округ:

Территория -- 653 тыс. км2. Население -- 37,1 млн. чел.

Федеральный центр -- Москва.

Территориальный состав: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г. Москва - 18 субъектов;

Федеральный округ в % от России: территория -- 3,8; население -- 25,6;

валовой региональный продукт -- 28,0; промышленная продукция -- 20,2; сельскохозяйственная продукция -- 24,3.

Условия для развития хозяйства: выгодное в недалеком прошлом экономико-географическое положение в центре европейской части страны после распада Советского Союза заметно ухудшилось: оно приобрело черты периферийности.

Серьезным недостатком является отсутствие выхода к морю, а положительной стороной -- соседство с самым крупным по промышленному потенциалу Приволжским федеральным округом, крупным ресурсным районом -- европейским севером, а также с важными внешнеэкономическими партнерами -- Украиной и Белоруссией.

Полезными ископаемыми округ беден. Исключение составляют железные руды, по запасам которых он занимает лидирующее положение в стране, и массивы черноземных почв.

Северо-Западный федеральный округ:

Территория -- 1678 тыс км2. Население -- 14,5 млн чел.

Федеральный центр -- Санкт-Петербург.

Территориальный состав: Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий автономный округ; г. Санкт-Петербург- 11 субъектов

Федеральный округ в % от России: территория -- 9,8; население -- 9,9; валовой региональный продукт -- 9,3; продукция промышленности -- 11,8; продукция сельского хозяйства -- 6,9.

Наиболее богатый природными ресурсами округ в европейской части страны: руды черных и цветных металлов, химическое сырье, лесные и водные ресурсы.

Население. Округ слабо заселен. Средняя плотность населения -- менее 9 чел. на км2. Почти все население концентрируется на юго-западе округа. Гор. население составляет 82%. Выделяется Санкт-Петербург (на 2000 г. -- 4694 тыс. жителей ), численность населения его агломерации -- 5 млн чел., на остальной территории федерального округа крупных городов мало, почти все они -- центры субъектов Российской Федерации.

Южный федеральный округ:

Территория -- 589 тыс км2. Население -- 21,7 млн чел.

Федеральный центр -- Ростов-на-Дону.

Территориальный состав: Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия -- Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия -- Алания, Чеченская; Краснодарский, Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области - 13 субъектов;

Федеральный округ в % от России: территория -- 3,4; население -- 14,9; валовой региональный продукт -- 7,7; продукция промышленности -- 5,9; продукция сельского хозяйства -- 16,2.

Условия для развития хозяйства. Выгодное экономико-географическое положение:

* непосредственный выход к трем морям, в том числе к Черному и Азовскому, имеющим сообщение с Мировым океаном;

* соседство с наиболее экономически развитыми ЦФО и ПФО.

Кроме минерально-строительных материалов и источников минеральных вод округ беден полезными ископаемыми:

* наиболее эффективная для добычи часть углей Донбасса выработана;

* истощены в результате многолетней эксплуатации месторождения газа и нефти, кроме ресурсов шельфа Каспия и Астраханского месторождения природного газа.

Велики гидроэнергоресурсы горных рек Кавказа.

Приволжский федеральный округ:

Территория -- 1036 тыс км2. Население -- 32,0 млн чел.

Федеральный центр -- Нижний Новгород.

Территориальный состав: Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Пермский край - 14

Федеральный округ в % от России: территория -- 6,1, население -- 21,9, валовой региональный продукт -- 20,2; продукция промышленности -- 24,2; продукция сельского хозяйства -- 24,2.

Благоприятным в экономико-географическом положении округа являются:

* его центральное расположение по отношению к размещению населения и экономическому потенциалу страны, он единственный не приграничный округ;

* соседство с наиболее экономически развитым ЦФО;

* удобное расположение на пересечении крупнейшей по грузообороту речной артерии страны Волги с широтными, наиболее грузонапряженными железнодорожными и трубопроводными магистралями России.

Серьезным недостатком является отсутствие выхода к морю.

Из полезных ископаемых выделяются крупнейшие в стране запасы калийных солей (Соликамск-Березняки), месторождения нефти и цветных металлов. В лесостепной полосе -- крупные массивы с плодородными черноземными почвами, на севере -- значительные запасы древесины.

Уральский федеральный округ:

Территория -- 1789 тыс. км2. Население -- 12,6 млн чел.

Федеральный центр -- Екатеринбург.

Территориальный состав: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа -6

Федеральный округ в % от России: территория -- 10,4; население -- 8,6; валовой региональный продукт -- 14,8; продукция промышленности -- 18,9; продукция сельского хозяйства -- 7,1

Условия для развития хозяйства:

* благоприятным в экономико-географическом положении является соседство с самым крупным в стране по промышленному потенциалу Приволжским федеральным округом;

* отрицательным -- отсутствие эффективного выхода к морю. Карское море замерзает, а короткий навигационный период осложняется тяжелой ледовой обстановкой.

Главное богатство Уральского федерального округа -- крупнейшие в России ресурсы нефти и природного газа в Тюменской области. Велики запасы железных руд и руд цветных металлов в горнозаводском Урале.

Однако суровые климатические условия на севере и востоке округа удорожают хозяйственное освоение его ресурсов.

Население. Средняя плотность населения УФО -- 7 человек на км2. Доля городского населения -- 80%. Имеется два города-миллионера -- Екатеринбург и Челябинск. Формируется крупная Екатеринбургская городская агломерация. Этнический состав довольно однороден. Преобладают русские, гораздо меньше украинцев и весьма мала доля северных народностей: ханты, манси и ненцы.

Сибирский федеральный округ:

Территория -- 5115 тыс км2. Население -- 20,8 млн чел. Федеральный центр -- Новосибирск.

Территориальный состав: республики Алтай, Бурятия, Тува, Хакассия; Алтайский и Красноярские края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области, Читинская области; Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский – 14

Федеральный округ в % от России: территория -- 30,0; население -- 14,2; валовой региональный продукт -- 14,0; продукция промышленности -- 13,4; продукция сельского хозяйства -- 16,6.

Условия для развития хозяйства. СФО имеет исключительно неблагоприятное экон-геогр.положение:

* удален от основных центров экономической жизни страны;

* выход к морям Северного Ледовитого океана с коротким навигационным периодом -- также малоблагоприятный фактор.

Крупнейшие в России запасы угля, руд цветных металлов, древесных хвойных пород, гидроэнергоресурсов -- основное богатство округа.

Чрезвычайно суровый климат и низкая транспортная освоенность территории осложняют и удорожают освоение прир.ресурсов округа.

Население. СФО -- один из самых слабозаселенных регионов России. Средняя плотность населения -- 4 чел. на км2. Меньше она лишь на Дальнем Востоке. Доля городского населения -- 71%, что чуть ниже среднероссийской. Этнический состав Сибири многообразен: помимо русских и украинцев, составляющих большую часть населения, на территории Тувинской, Бурятской, Хакасской республик и автономных округов проживают представители титульных этносов -- тувинцы, эвенки, долгане, буряты и др. Два города -- Новосибирск и Омск -- насчитывают более 1 млн жителей. В Кузбассе формируется полицентрическая городская агломерация -- единственно крупная агломерация на всей территории округа.

Дальневосточный федеральный округ:

Территория -- 6216 тыс км2. Население -- 7,2 млн чел. Федеральный центр -- Хабаровск.

Территориальный состав: Республика Саха (Якутия); Приморский, Хабаровский, Камчатский края; Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономные округа. Еврейская автономная область - 9

Федеральный округ в % от России: территория -- 36,4; население -- 4,9; валовой региональный продукт -- 6,0; продукция промышленности -- 5,6; продукция сельского хозяйства -- 4,7.

Условия для развития хозяйства:

Приморское положение на берегах морей Тихого океана дает возможность развивать комплекс отраслей промышлен-ности, морского транспорта, рекреации (в южной части реги-она). Серьезный недостаток -- максимальная удаленность от наиболее развитых районов страны.

Для ДФО характерно богатство полезными ископаемыми, которых нет или мало в других регионах (каменный уголь, руды черных и цветных, редких и драгоценных металлов, химическое сырье, алмазы). Здесь сосредоточены крупные лесные, гидроэнергоресурсы и запасы пресной воды, биологические ресурсы прибрежных морей.

Ограничивающие факторы социально-экономического развития -- самый суровый в России и на всем северном полушарии климат с продолжительной зимой и чрезвычайно низкими температурами, осложняющий и удорожающий все виды деятельности человека, а также отсутствие на большей части территории округа транспортных коммуникаций круглогодичного пользования.

Население: Дальневосточный федеральный округ -- самый слабозаселенный регион России со средней плотностью населения немногим более 1 чел. на км. Почти все население проживает в южной части округа: вдоль Транссибирской магист-рали, в долинах рек и на побережье Японского моря. Доля городского населения -- 77%. Крупных городов мало -- почти все они центры субъектов Российской Федерации.

Северо-Кавказский федеральный округ:

Федеральный округ Российской Федерации, выделенный из состава Южного федерального округа указом президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года. Расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа.

С 13 мая по 21 июня 2000 года Северо-Кавказский федеральный округ был в составе Южного федерального округа.

Образование данного округа стало первым изменением числа федеральных округов с момента их учреждения в 2000 годупрезидентом России Владимиром Путиным.

Площадь территории округа составляет 1 % площади территории Российской Федерации. До образования Крымского федерального округа это был самый маленький федеральный округ России. Северо-Кавказский округ единственный, в котором этнические русские не имеют абсолютного большинства населения округа.

Центр округа — город Пятигорск, единственный из центров округов, который не является ни административным центром субъекта, входящего в округ, ни крупнейшим городом округа (однако входит в крупную Кавказско-Минераловодскую агломерацию). С апреля 2010 года по июнь 2011 года резиденция заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, полномочного представителя Президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонинавременно располагалась в Ессентуках, после чего была размещена в Пятигорске и перешла на рабочий режим.

В сентябре 2010 года Правительство Российской Федерации утвердило Комплексную стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 года.

Единственный федеральный округ, представленный только республиками, а также одним краем.

Крымский федеральный округ:

Федеральный округ Российской Федерации, образованный указом президента России В. В. Путина от 21 марта 2014 года.

В состав округа входят два субъекта федерации. Расположен на Крымском полуострове. Полномочный представитель президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе — Олег Белавенцев.

Согласно единственной за постсоветский период переписи населения 2001 года население Крыма составляло 2,4 млн человек. Население Крыма исторически сложилось как многонациональное. Согласно переписи 2001 года самые значительные этнические группы населения составляют русские (60,40 %), украинцы(24,01 %) и крымские татары (10,21 %). Последние до 18 мая 1944 года, когда началось принудительное выселение крымских татар в Среднюю Азию, составляли около 20 % населения Крыма. В конце 1980-х годов начался процесс возвращения крымских татар на историческую родину в Крым. В настоящее время численность крымскотатарской общины оценивается в 290—300 тысяч человек (св. 12 % населения).

Большинство русских, украинцев, греков и болгар исповедует православие, крымские татары, татары, узбеки — ислам суннитского толка, большинство азербайджанцев — мусульмане-шииты, также распространены протестанты, католики и иудеи.

Языки: согласно данным переписи 2001 года, родным указали русский язык 79,1 % населения, украинский язык считали родным 9,6 % населения полуострова Крым (что в 2,5 раза меньше доли этнических украинцев, так как большинство крымских украинцев русскоязычны), крымскотатарский считали родным также 9,6 % населения

По данным опроса, проведённого в 2004 году Киевским международным институтом социологии (КМИС), русский язык (в том числе наряду с другими языками) использует для общения абсолютное большинство — 97 % всего населения Крыма.

Текущая демографическая обстановка: в январе-марте 2013 года в Республике Крым родилось 5603 человек, за этот же период 2014 года родилось 5317 человек. Число родившихся снизилось на 286 человек. За январь-март 2013 года в Республике Крым умерло 6826 человек, за этот же период 2014 года умерло 7553 человек. Число умерших возросло на 727 человек. Естественная убыль населения за январь-март 2013 года 1223 человек, за этот же период 2014 года 2236 человек.

В январе-марте 2013 года в городе федерального значения Севастополе родилось 1030 человек, за этот же период 2014 года родилось 1057 человек. Число родившихся возросло на 27 человек. За январь-март 2013 года в городе федерального значения Севастополе умерло 1306 человек, за этот же период 2014 года умерло 1429 человек. Число умерших возросло на 123 человека. Естественная убыль населения за январь-март 2013 года 276 человек, за этот же период 2014 года 372 человек.

Федеративное устройство - объединения двух и более государственно-территориальных образований в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) - понятия идентичны.

Федеративное государство характеризуется следующими юридическими признаками:

  • двухуровневой системой органов государственной власти
  • наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
  • принципов бикамерализма (двух палатная система) в построении союзного парламента
  • верховенство федерального права
  • непризнание за субъектами федерации суверенитета
  • финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
  • принципом двойного гражданства
  • отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации.

Федеральное государство выполняет две главные функции:

  • децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали
  • интегрирует территориальные сообщества, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования. 1

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации:

  • одна автономная область (Еврейская Автономная область);
  • три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
  • а также 22 республики и 46 областей.

Все эти субъекты группируются в:

  • 9 федеральных округов;
  • 12 экономических районов;
  • 4 военных округа;
  • 11 часовых поясов. 2

Принципы федеративного устройства

Россия - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

Государственная целостность.

Это означает, что РФ - целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке. Современная Россия - государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не аморфный, слабый союз. Российская Федерация возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Они были образованы ею самой в составе единого государства. В преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ РФ сохраняет исторически сложившееся государственное единство. РФ имеет все признаки государства: суверенитет, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, единые правовую и судебную системы, единое экономическое пространство и др.

Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства. Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции. Система государственных органов субъектов Федерации формируется ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами, установленными РФ. Это обеспечивает единство системы государственных органов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти во всей стране. Для реализации компетенции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы. Президент РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ определяет:

  • перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;
  • предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;
  • полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам. В случае коллизии федерального закона и нормативно-правового акта субъекта РФ, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами РФ ведения, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом РФ.

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Наша Федерация - многонациональное государство. Многочисленные национально-государственные образования в РФ рассматриваются как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение. В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Этот принцип впервые был закреплен в действующей Конституции РФ. Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:

  • в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
  • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
  • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
  • в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеющие своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства. 3

Особенности федеративного устройства России

Российская Федерация - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения - по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов - краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область. 4

Федеративное устройство предполагает и разделение полномочий между центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • особо охраняемые природные территории;
  • охрана памятников истории и культуры;
  • ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ. Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.

По вопросам исключительного ведения субъектов РФ, последние могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Для реализации поставленных задач федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы в регионах и назначать соответствующих должностных лиц. Одновременно с этим часть полномочий федеральных органов исполнительной власти может передаваться органам исполнительной власти субъектов РФ. Возможна и обратная передача полномочий. 5

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.