Федеральное собрание парламент рф шпора

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент.

Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее.

Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти);

2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа.

Принципыих деятельности:

Черты Федерального Собрания РФ:

1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения;

2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельностиФедерального Собрания РФ:

1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ;

2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы;

3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет:

1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением);

2) контроль за исполнительной властью.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФв случаях:

1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;

В Совет Федерации ФС РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ, поэтому общее число членов Совета Федерации должно быть 178, но это число законодательно не закреплено.

Совет Федерации ФС РФ формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ,согласно которому представительство в Совете Федерации является правом каждого субъекта РФ, ниодин из которых не может быть лишен этого права.

В Совет Федерации входятпо одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представителем от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.

Представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение 3 дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу рассмотрения этого указа не проголосовало против его одобрения 2/3 и более от общего числа депутатов.

Постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее 5 дней после вступления в силу указанных решений.

Структура Совета Федерациивключает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).

Срок полномочийпредставителей субъектов РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ.

Так как Совет Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации подвижен и постоянно назначаются новые представители органов власти субъектов РФ.

Структура Совета Федерации:

1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ);

2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов);

3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функциейявляется одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

Иные полномочияСовета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении)вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира.

Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

Совет Федерациив настоящее время является постоянно действующиморганом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители.

Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий(с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы.

В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранением препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, его Регламентом и решениями.

ЗаседанияСовета Федерации всегда открытые,за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания.

Они всегда проходят отдельно от нижней палатыФедерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

Заседания Совета Федерации правомочны,если на них присутствуют более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами, например по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой федерального закона.

Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп.

Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов,принятых Государственной Думой.

Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ, таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

Конституция РФ определяет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации как законодательный и представительный орган государственной власти Российской Федерации.

Контрольная функция парламента также находит выражение в нормах гл. 5 Конституции РФ, важнейшими из которых являются контроль за исполнением Федерального бюджета (ст. 101 Конституции РФ) и решение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ. Кроме того, это институт парламентского расследования, осуществляемого в том числе в целях контроля деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, и Ежегодный отчет Правительства РФ перед Государственной Думой.

Представительный характер Федерального Собрания РФ заключается в том, что парламентаризм является одной из основных форм осуществления народовластия через органы государственной власти. Государственная Дума, состоящая из 450 депутатов и избираемая на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании, выражает интересы всех граждан вне зависимости от места их проживания на территории страны. Совет Федерации, в который входят два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти, призван выражать федеративный характер Российского государства, специфику региональных интересов.

Законодательная функция Федерального Собрания РФ выражается в том, что принятие федеральных законов является исключительным правом российского парламента.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации и Государственная Дума не являются соответственно верхней и нижней палатами парламента, так как это не установлено Конституцией РФ. Порядок выборов Государственной Думы и формирования Совета Федерации устанавливается федеральными законами.

Палаты Федерального Собрания заседают раздельно и самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться на совместные заседания для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (ст. 100 Конституции РФ).

Можно выделить три группы полномочий палат Федерального Собрания: во-первых, полномочия, относящиеся к исключительному ведению каждой из палат (ст. ст. 102 и 103 Конституции РФ); во-вторых, полномочия по организации и внутреннему распорядку их деятельности (ст. 101 Конституции РФ); наконец, полномочия по принятию федеральных законов (ст. 105 Конституции РФ).

Правовой статус и полномочия парламентария определяются Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп.) .

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации работают на постоянной основе. Статус накладывает на парламентария ряд ограничений. Так, он не может быть депутатом законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления, замещать должность государственной или муниципальной службы, осуществлять предпринимательскую или иную оплачиваемую деятельность, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом. Лишение парламентария неприкосновенности возможно по решению соответствующей палаты Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ.

Основными видами актов палат Федерального Собрания РФ являются законы и постановления.

Законы принимаются только Федеральным Собранием РФ, обязательны к исполнению, имеют прямое действие.

Можно выделить три вида законов федерального уровня: законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ вносятся изменения в гл. 3 - 8 Конституции РФ, они принимаются 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и одобряются 3/4 голосов членов Совета Федерации. Кроме того, они поступают на подпись Президенту РФ только после того, как за них высказались законодательные (представительные) органы 2/3 субъектов РФ. Порядок принятия конституционных поправок регулируется Федеральным законом от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" .

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо перечисленным в Конституции РФ. Это Федеральные конституционные законы о чрезвычайном и военном положении, о принятии нового субъекта в РФ, образовании нового субъекта на ее территории и изменении статуса субъекта РФ, о флаге, гербе и гимне РФ, о референдуме, о Правительстве РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде РФ и о Конституционном Собрании РФ. Как и поправки к Конституции РФ, федеральные конституционные законы требуют при принятии 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации.

Порядок принятия федеральных законов регулируется ст. ст. 104 - 107 Конституции РФ, регламентами палат Федерального Собрания, а в случае принятия закона о Федеральном бюджете - Бюджетным кодексом РФ.

Деятельность по принятию законов называется законодательным процессом. Законодательный процесс состоит из ряда стадий: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта Государственной Думой, рассмотрение законопроекта Советом Федерации, стадия преодоления возникших разногласий и стадия подписания и обнародования закона.

Законопроекты вносятся субъектами права законодательной инициативы в Государственную Думу. Субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ).

Принятый закон в течение пяти дней направляется в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины членов Совета Федерации либо если он не был рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней. Вместе с тем Конституцией РФ (ст. 106) определен перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Федеральные законы, как и постановления палат Федерального Собрания, принимаются большинством голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Для преодоления вето Совета Федерации и Президента РФ требуется квалифицированное большинство голосов парламентариев.

Законодательное значение парламента раскрыто в ст. 105 Конституции РФ, в соответствии с которой он является единственным органом государственной власти Российской Федерации, правомочным принимать федеральные и федеральные конституционные законы. Принимаемые парламентом законодательные акты имеют (согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ) верховенство на всей территории страны, обладают прямым действием и подлежат безусловному исполнению, в том числе органами исполнительной и судебной властей. Исключительное полномочие Федерального Собрания, связанное с его законодательной ролью, определяет его особое место в политической системе России как средоточие государственной власти. Федеральное собрание является постоянно действующим органом (ч. 1 ст. 99) Конституции РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 95 Конституции РФ). Принцип работы Федерального Собрания — тесное взаимодействие палат; при этом они независимы и их компетенция неодинакова. Традиционно Государственная Дума считается нижней палатой парламента, а Совет Федерации — верхней, хотя такое деление Конституцией РФ не предусмотрено.

Порядок образования палат определен в ч. 2 ст. 96 Основного Закона: Совет Федерации формируется, а Государственная Дума избирается.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95). Таким образом, количественный состав Совета Федерации прямо пропорционален общему числу субъектов Российской Федерации. В Настоящий момент их 83; нетрудно подсчитать, что максимально возможная численность Совета Федерации составляет 166 членов.

Государственная Дума избирается на основе всеобщего прямого избирательного права сроком на 5 года. В соответствии с ч. 3 ст. 95 Конституции РФ Дума состоит из 450 депутатов.

Совет Федерации и Государственная Дума проводят свои заседания раздельно. Как правило, заседания — открытые; в то же время, если это допускается регламентом палат, заседания могут носить и закрытый характер. Для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств, предусмотрена такая форма работы, как совместное заседание палат (ст. 100 Конституции РФ).

В соответствии же с Регламентом Совета Федерации процедура избрания Председателя включает два тура тайного голосования. Председатель считается избранным, если за него было подано не менее половины от общего числа членов Совета Федерации. В Конституции РФ также ничего не сказано относительно того, какое число заместителей может иметь Председатель верхней палаты Федерального Собрания. Регламент же устанавливает, что количество заместителей определяется самой палатой. Голосование происходит в один тур, а кандидату для избрания требуется получить больше половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Избранные таким образом Председатель палаты и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

К вопросам ведения Совета Федерации Конституция РФ относит следующие:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж)назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации и отдельно его члены (в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) отнесены к субъектам законодательной инициативы, что означает их правомочие предлагать для рассмотрения Государственной Думой подготовленные проекты федеральных законов, поправки к ним, предложения о разработке проектов федеральных законов и т.д. При этом праву субъекта законодательной инициативы сопоставлена обязанность Государственной Думы рассмотреть представленные законодательные инициативы.

Исключительно важным с точки зрения реализации государственной власти представляется полномочие Совета Федерации, связанное с процедурой рассмотрения принятых Государственной Думой федеральных законов (ч. 3 ст. 105). Совет Федерации обязан в течение 14 дней с момента поступления одобрить представленный законодательный акт либо принять решение о его отклонении.

Нормативно-правовые акты, подлежащие обязательному прохождению через Совет Федерации. Этот перечень содержится в ст. 106 Конституции РФ и к нему относятся федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

Поступивший в Совет Федерации федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).

Следует иметь в виду, что полномочия Совета Федерации могут предусматриваться не только Конституцией РФ, но и иными федеральными законами.

Конституция РФ в ч. 3 ст. 101 лаконично упоминает лишь о возможности образования палатами федерального Собрания комитетов и комиссий, предоставляя Государственной Думе и Совету федерации самим определять их число, направления деятельности и состав.

Вопросы создания и функционирования комитетов и комиссий отражены в регламентах палат парламента. Комитеты обладают большей стабильностью и, как правило, создаются на весь период полномочий соответствующей палаты.

Комитеты — это профильные органы, призванные решать круг задач, определяемый предметом их ведения, который может совпадать с отдельной отраслью права или представлять собой совокупность отраслей. Количество комитетов может изменяться и в зависимости от потребностей могут образовываться новые комитеты. Нижняя палата парламента для обеспечения своей деятельности образует большее количество комитетов по сравнению с верхней. Это объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, Государственная Дума более чем в два раза превосходит по численности Совет Федерации.

Во-вторых, в соответствии с Конституцией РФ именно Дума является органом, на который возложена обязанность рассмотрения законопроектов, подготовленных и внесенных субъектами законотворческой инициативы, и принятия по ним решения. В этой связи объем законодательной работы, выполняемой Государственной Думой, несравнимо больше.

Основная задача комитетов— упорядочить работу соответствующих палат, разгрузить их от значительной по объему подготовительной работы; с той лишь разницей, что комитеты Государственной Думы рассматривают внесенные законопроекты, а комитеты Совета Федерации — федеральные законы, уже принятые Государственной Думой.

В соответствии с регламентами палат комитеты возглавляют председатели, избираемые палатами. Состав комитетов формируется из членов палат. На заседания комитетов с целью наиболее полного и всестороннего обсуждения рассматриваемых вопросов могут приглашаться члены палат, не входящие в состав комитета, представители федеральных органов исполнительной власти, представители иных государственных органов, общественных организаций, специалисты, эксперты.

Кроме того, палаты Федерального Собрания образуют комиссии, решающие организационные, контрольные и иные задачи. Особняком стоит специальная комиссия по подготовки заключения для рассмотрения Государственной Думой вопроса об отрешении от должности Президента РФ. (ст. 93 КРФ).

Чаще всего создаются мандатные комиссии, которые ведают вопросами организационного характера; а также целевые комиссии, которые существуют до момента исполнения возложенных на них задач, после чего распускаются.


Полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема. Кажется, что нужно выучить всю Конституцию РФ, чтобы справиться с ней. Но не стоит паниковать! Сейчас я расскажу несколько секретов, как разобраться в этой теме. Прочитаете статью — и сможете решать задания на полномочия органов власти в ЕГЭ без ошибок.


Полномочия органов власти в ЕГЭ

Почему полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема?

Теория по полномочиям органов государственной власти вызывает сложности у школьников, которые сдают ЕГЭ по обществознанию. Она очень обширна. Поэтому некоторые полномочия вам все-таки придется выучить.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности. На карантине у вас появилось дополнительное время — не упустите его!

Какие полномочия органов власти в ЕГЭ необходимо знать?

Для начала нужно разобраться, полномочия каких органов власти могут встретиться в ЕГЭ по обществознанию.

Разбор полномочий необходимо начать с теории разделения властей. Здесь всё очень просто! Власть делится на три основные ветви — законодательную, судебную и исполнительную. Каждой ветви соответствуют конкретные органы государственной власти, которые к ней относятся. Ни одна из ветвей власти не возглавляет другую, но находится с ней в определенных взаимоотношениях.

  • Законодательная ветвь: Федеральное Собрание, состоящие из двух палат. Верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума.
  • Исполнительная ветвь: принадлежит Правительство РФ, а также различные министерства и ведомства.
  • Судебная ветвь: Верховный суд и Конституционный суд.

Еще необходимо обратить внимание на полномочия Президента РФ. Он не относится ни к одной из ветвей власти, но чьи полномочия также встречаются на экзамене.

Итак, начнём с законодательной ветви, а именно с Совета Федерации. Попытаемся понять, чем он занимается, с помощью рассуждений.


Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко (2020)

В Совете Федерации сидят представители субъектов РФ. Значит, он будет заниматься вопросами, связанными с субъектами. Отсюда первое полномочие — он утверждает изменение границ между субъектами РФ.

Кроме того, Совет Федерации больше, чем Государственная Дума связан с Президентом. Именно он одобряет многие его решения. Значит, утверждение чрезвычайного и военного положения, решение вопроса об использовании вооруженных сил за рубежом будут относиться к полномочиям Совета Федерации.

К тому же, именно Совет Федерации назначает выборы президента и отрешает его от должности (при наличии серьезного основания). Наконец, Совет Федерации назначает на должность судей Верховного и Конституционного суда, а также Генерального прокурора.

Перейдём к нижней палате парламента — Государственной Думе. Если Совет Федерации более тесно связан с Президентом, то Государственная Дума — с Правительством. Именно поэтому Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение председателя Правительства. Отсюда вытекает следующее полномочие — решение вопроса о доверии правительству.


Председатель Государственной думы В.В. Володин (2020)

Также Госдума может выдвигать обвинения против Президента. Мы уже знаем, что отрешение Президента от должности — это полномочие Совета Федерации, но такое серьезное решение должно приниматься коллективно и по серьезным основаниям. Поэтому именно Госдума предъявляет президенту конкретное обвинение.

Кстати, раз уж мы говорим об обвинениях, нельзя не упомянуть амнистию. Безусловно, в головах у выпускников путаница с двумя понятиями: амнистией и помилованием. Оба понятия обозначают досрочное освобождение виновного лица. Воспользуемся лайфхаком. Амнистия — освобождение большого количества людей. Следовательно, для этого потребуется много участников — 450 депутатов Государственной Думы. Помилование — дарование свободы одному конкретному человеку, поэтому осуществляет его также одно лицо – Президент. Здесь действует принцип: один человек освобождает одного, много человек освобождают многих.

Также необходимо запомнить, что Государственная Дума назначает Председателя Центрального банка, Председателя счетной палаты, а также Уполномоченного по правам человека. Подытожим полномочия Государственной Думы и Совета Федерации для лучшего запоминания с помощью таблицы.

Исполнительная ветвь, а конкретно Правительство РФ занимается реализацией предписаний, принятых законодательной ветвью власти. Именно отсюда следуют полномочия Правительства РФ. Безусловно, можно выучить все нужные статьи из Конституции, но это будет неэффективно, да и времени потребует много. Поэтому альтернативный способ — это опираться на слова — маркеры.


Председатель Правительства России М.В. Мишустин (2020)

  • обеспечение проведения единой финансовой политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • осуществление управления федеральной собственностью
  • меры по обеспечению обороны страны
  • меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка

Еще Правительство РФ занимается разработкой федерального бюджета. И здесь вновь воспользуемся методом рассуждения: именно Правительству РФ нужны деньги для реализации политики, приведения решения в жизнь. Получается, тот, кто использует бюджет, его и разрабатывает.

У Президента РФ много полномочий. В Конституции РФ им посвящена целая глава. Можно просто выучить эту главу от корки до корки, но мы используем альтернативный подход, который позволит быстрее и эффективней запомнить полномочия Президента. Давайте структурируем все полномочия, разделив их на несколько областей: полномочия в военной сфере, в отношении законодательной власти и исполнительной власти, полномочия, которые относятся к особым компетенциям.


Президент России В.В. Путин (2020)

В данной области Президент РФ является верховным главнокомандующим. Он утверждает военную доктрину, вводит на территории страны военное и чрезвычайное положение (при утверждении Совета Федерации).

В отношении законодательной власти Президент имеет ряд важнейших полномочий. Он подписывает принятые парламентом законы и даже может их не одобрить (наложить вето), тогда закон придется рассматривать повторно. Кроме того, Президент может распустить нижнюю палату парламента — Государственную Думу. Однако сделать это не так просто.

Не менее сильное влияние Президент оказывает и на исполнительную власть. Он обладает полномочием по роспуску Правительства (правда в обоих случаях роспуска потребуется согласование с другими органами власти). Президент назначает Председателя Правительства, а также издает указы и распоряжения, которые необходимо исполнять, поскольку они являются подзаконными актами.

Есть полномочия Президента, которые сложно отнести к предыдущим категориям. Так, в его исключительной компетенции находится выдача государственных наград, гражданства, осуществление помилования, подписание международных договоров.

Полномочия органов власти в ЕГЭ: пример задания

Теперь рассмотрим, как полномочия органов власти могут встретиться в ЕГЭ. Например, возьмем 14 задание ЕГЭ по обществознанию.

Ответ: 14342

Как видите, запомнить полномочия органов государственной власти в ЕГЭ не так сложно. Главное — знать некоторые секреты и лайфхаки, чтобы не приходилось учить Конституцию наизусть.

Узнать такие лайфхаки для других заданий ЕГЭ можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности. На карантине у вас появилось дополнительное время — не упустите его!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.