Вождь команчей горб бизона


Команчи — одно из самых известных и колоритных племён американского запада. Однако редко когда представления о них идут дальше, чем просто знание о существовании дикого и необузданного племени. При этом история команчей и их борьбы за свои земли достаточно любопытна, чтобы рассказать о ней подробно.

Народ команчей появился на юге нынешних США довольно поздно по историческим меркам. Они последовали за стадами бизонов на просторные равнины к северу от Мексики в XVIII веке. Команчи стали одним из первых племён на севере Америки, сумевшим приручить лошадей, и быстро сделали коней одной из основ своего забытого ныне царства. В начале столетия команчи появились у границ испанских владений в Мексике и быстро приобрели устрашающую репутацию.

Команчей было немного: на заре этого племени всего около восьми тысяч человек. Однако они оказались превосходными торговцами и воинами. Поначалу испанцы проморгали появление агрессивной юной державы. Однако в течение XVIII века они становились всё более и более серьёзной проблемой. Команчи устраивали набеги на европейцев и соседние племена ради захвата в первую очередь лошадей и пленников. Масштабы этих налётов постепенно принимали угрожающие размеры. Они быстро оттесняли с равнин на юг апачей и выходили уже к испанским городам.

Испанские карательные экспедиции били в пустоту. Обширные пространства Техаса, Канзаса и Нью-Мексико стали источником постоянных проблем. Государство команчей было не отыскать на картах, но от этого их зона влияния не становилась менее реальной. Ещё одной проблемой — с точки зрения европейцев, конечно — был принципиальный отказ команчей от алкоголя. "Огненная вода" их не ослабляла. Наконец, команчи вовсе не были примитивными дикарями, по крайней мере, по части дипломатии. Они постоянно заключали и разрывали союзы, оказываясь всякий раз сильными против более слабого противника. Разоряя Техас, они одновременно оставались желанными торговыми партнёрами в Нью-Мексико. Захватывая людей из других племён в качестве рабов, они быстро продавали их европейцам. Вдобавок сами команчи были не единой нацией, а союзом отдельных кланов, так что никому не удавалось заключить прочный мир со всеми сразу.


К тому же тогдашняя Мексика сама была изрядной головной болью для испанской короны. Дальнюю периферию сами испанцы удерживали непрочно: в 1820-е годы Мексика отделилась от одряхлевшей метрополии совсем. Пользуясь этим, воинственные индейцы постоянно нажимали на Техас и окрестные земли, обирая колонистов как липки.

Команчи успешно разводили коней, вели селекцию, а в деле увода чужих лошадей им не было равных. Да, регулярная кавалерия могла бы истребить сотни команчей, но те не были так глупы, чтобы сражаться лоб в лоб. Их стихией были стремительные внезапные налёты. Отряды команчей выходили в набег маленькими группами, быстро и незаметно проходили обширные пространства, двигаясь часто по ночам, и обрушивались на городок где-нибудь в сотне миль от исходной точки.

В начале XIX века на пограничье команчей появились новые соседи. США купили у Франции огромную Луизиану и постепенно проникали в глубину континента. Первые встречи были скорее мирными: для американцев территория команчей располагалась далековато, к тому же индейцы в изобилии располагали стратегическим товаром — конями. Для команчей же Техас пока оставался куда более привлекательной зоной конных набегов. Техас был чуть ли не единственным районом, где мира с команчами никогда не было.

Кстати, команчи очень охотно включали в свой народ пленников. Ремесленник легко мог найти работу по специальности, а достаточно стойкие, храбрые и ловкие люди могли стать и воинами. Обычай привлекать на свою сторону пленников регулярно создавал самые необычные коллизии. В набег на юг постоянно уходили белые или мексиканцы, оторвавшиеся от корней и предпочитающие жизнь в племени. Некоторые из них считались свирепыми бойцами даже по меркам природных индейцев. Спорадически на равнинах встречалось совсем уж экзотическое явление: команчи-негры. Женщины также часто ходили в набеги.


Однако в течение XIX века торгово-набеговой империи команчей пришёл конец. Первые признаки грозы можно было разглядеть уже в 1830-е годы. Дело в том, что американцы постепенно переселяли на запад индейские племена, а на освободившиеся места прибывали колонисты. Переселенцы шли через территории, которые команчи считали своими, а то и оседали на них. К тому же никуда не делась проблема Техаса. Благо прогресс не стоял на месте и в 1830-е годы на фронтире массово начали появляться револьверы. Техасские рейнджеры стали намного более опасными противниками, чем раньше. В 1845 году на границе с Техасом наступил давно не виденный мир.

В том же 1845 году произошло событие, которое сыграло едва ли не роковую роль в истории команчей. Восставший против Мексики ещё в 1835 году Техас окончательно присоединился к США. Это означало, что теперь команчам предстоит столкнуться с гораздо более опасным соперником, чем прежде. Затем началась золотая лихорадка в Калифорнии и по территории команчей хлынула волна белых переселенцев. Поначалу американцы прагматично решили индейцев купить и обязались платить им дань товарами. Однако из этой затеи ничего не вышло, потому что команчи восприняли подношения скорее как признак слабости, а поселенцев они оставили в покое, но только не в Техасе. Управиться с ними всё не удавалось, но около 1848 года команчей постиг страшный удар. Постоянные контакты с переселенцами принесли в племена врага более опасного, чем техасские рейнджеры, — оспу.

Команчей было всего около 20 тысяч человек, и эпидемии выкосили 8 из них. Набеги не прекратились, но теперь изменилось сразу несколько обстоятельств. Болезни снизили численность команчей, а место свободных редко заселённых территорий вокруг теперь занимали густо заселённые штаты США.

1850-е стали временем катастрофических ударов по команчам. Вокруг "Команчерии" затягивалось кольцо фортов. Кавалерия и рейнджеры совершали рейды в зону племён. Во время одного из таких налётов рейнджеры отбили белую пленницу Синтию Паркер. Её история — одна из самых драматических на всём Диком Западе. В 1836 году Синтию в возрасте девяти лет захватили команчи. Её воспитали как индейскую девочку и вскоре выдали за вождя, от которого она родила одного из величайших воинов команчей — Куану Паркера.


Однако несмотря на обстоятельства этой женитьбы, она отлично освоилась в племени, полюбила мужа и была довольна браком. Её несколько раз видели в индейских лагерях, но она не производила впечатления бесправной наложницы. Муж, судя по всему, разделял нежные чувства — он не имел никаких других женщин. Когда Синтию привезли назад к белым людям, она психологически сломалась. Белая индианка несколько раз пыталась бежать, и через несколько лет умерла, измученная депрессией.

Между тем в зоне племён происходило мало романтичного. Полностью расправиться с команчами американцам помешала Гражданская война. Техас был конфедеративным штатом, у южан на счету был каждый солдат. Многие форты вокруг "Команчерии" опустели, так что индейцы — команчи, кайова, лакота, шайенны — затеяли кампанию набегов как в свои лучшие времена. Они перерезали дороги так, что по ним могли пройти только крупные вооружённые отряды. Ранчо и городки Техаса затерроризировали, индейцы толпами уводили женщин и детей в плен. По окончании Гражданской войны американцам, казалось, пришлось начинать всё заново. Но времена изменились.

В 1866 году кайовы — племя, союзное команчам — захватили семью белых, убили маленьких детей и отца семейства, обесчестили девушек и отпустили их за большой выкуп. Этот налёт совершили кайова, а не команчи, но он был частью единого процесса, взбесившего федеральное правительство — под боком у Штатов находилось настоящее осиное гнездо. Это был самый известный, но далеко не единственный набег. Во время одного из боёв индейцы даже едва не убили Уильяма Шермана, знаменитого генерала гражданской войны.

Тактика индейцев оказывалась достаточно эффективной, карательные экспедиции до сих пор приносили американцам горе и позор куда чаще, чем успехи и славу. Однако команчи имели одно очевидное слабое место.


Прокормить набегами многочисленное племя было всё же нереально. Основу экономики племён индейских равнин составляли стада бизонов. В хозяйстве использовалась вся туша животного: кожа шла на жилища, сбрую и одежду, копыта и рога — на инструменты и посуду, мясо было основным продуктом питания. Верёвки, клей, оружие, музыкальные инструменты — без бизонов не обходились буквально нигде. Благо по американским равнинам перемещались грандиозные стада: на пике в степях и лесах жили десятки миллионов бизонов.

Именно по этой ахиллесовой пяте и ударили команчей. Изначально истребление индейцев не было целью заклания бизонов. Охотники убивали этих животных ради шкур. К тому же отстрел стимулировали железнодорожные компании: во время миграций стада разрушали пути. Однако очень быстро чиновники и военные поняли, что таким образом можно укротить любое индейское племя. Потеряв возможность охотиться на бизонов, самые гордые воины попадали в полную зависимость от правительственных пайков.

Некоторые охотники за свою карьеру истребляли по несколько тысяч бизонов. В 1860-е годы вокруг территории команчей начался повальный отстрел этих животных. За несколько лет поголовье снизилось на порядок. В 1874 году команчи поняли, что над ними нависла катастрофа. Угроза голодной смерти толкнула их на восстание. Его возглавил последний великий вождь команчей — Куана Паркер, сын вождя и белой пленницы. Индейцы начали нападать на белых охотников и гарнизоны.

Солдаты и команчи многие месяцы вели отчаянные схватки, однако их исход был предрешён. Уничтожение бизонов стремительно подламывало силы индейцев. Куана Паркер во главе своего племени, теперь больше напоминавшего партизанский отряд, метался по равнинам, выигрывал стычки, но безнадёжно проигрывал войну. Повстанцев косили болезни и голод. Однако храбрость и искусство этого полуиндейца принесли ему славу и в рядах противника. Полковник Маккензи, возглавлявший контрпартизанские операции против команчей, сумел передать Куане послание, в котором предлагал почётную капитуляцию тем, кто готов сдаться. К этому моменту силы индейцев иссякли окончательно: команчей осталось всего полторы тысячи мужчин, женщин и детей. Их сопротивление было сломлено, команчи были загнаны в резервацию.


Однако, проиграв войну, Куана блестяще выиграл мир. Будучи наполовину техасцем, а на другую половину индейцем, он сумел стать своим для тех и других. Он оставался вождём и приложил много усилий к тому, чтобы организовать мирную хозяйственную жизнь в своём племени. К тому же полковник Маккензи сдержал слово. Он отнял у команчей их гордость, табуны боевых лошадей, но, продав коней, не положил прибыль себе в карман, как сделал бы иной чиновник, а купил для индейцев овец и коз.

Судьба козопасов не особенно вдохновляла некогда гордых воинов, но это был единственный шанс выжить для необузданного народа, а Маккензи проявил неожиданную человечность для жестокой борьбы на истребление, бушевавшей на равнинах. Команчи никогда не возвращались к прежней жизни, но угроза уничтожения над ними больше не нависала. Как ни двусмысленно выглядит такой повод для оптимизма, всё худшее в их истории уже случилось. Ближайшие годы были для команчей скверными, и в начале ХХ века команчей оставалось лишь немногим более тысячи человек, но вскоре народ начал медленно возрождаться.

В наше время команчи сохранились, хотя они уже давно не властвуют над прежними огромными пространствами. В Америке их живёт более 15 тысяч, из которых половина населяет резервацию в Оклахоме. Правда, лишь 1–2 сотни из них способны изъясняться на языке предков. О прежних временах, когда команчи потрясали весь юг от Мексики до Луизианы, теперь напоминают лишь легенды.

Южные равнины. Война за сохранение бизонов, 1874–1875 гг

Зимой 1873/74 г. среди индейцев Южных равнин поползли слухи, что племенные земли завалены тушами бизонов, которых уничтожают белые охотники. В декабре помимо этого правительство решило положить конец набегам в Техас, в результате чего индейский агент ограничил выдачу резервационным индейцам пропитания и прекратил распределение боеприпасов. Индейцы начали голодать, и к маю часть команчей покинула резервацию. Последующие события привели к индейскому восстанию на Южных равнинах.


Команч Бизоний Горб

Южные шайены тоже приняли в нем участие. Индейский агент Майлз сообщал, что почти в течение четырех месяцев до начала восстания резервационные пайки постоянно сокращались, и выразил мнение, что если бы снабжение шайенов было достаточным, он смог бы удержать племя от военных действий. Агент писал, что шайенам и арапахо, побывавшим в Вашингтоне, президент США обещал, что власти не допустят проникновения на земли их резервации белых охотников и конокрадов, и индейцы ожидали, что президент сдержит обещание, но этого не произошло. Результатом этого, по мнению Майлза, могло быть только вооруженное противостояние. В то же время шайены постоянно страдали от белых конокрадов, воровавших у них и без того немногочисленных лошадей. В мае 1874 г. белые конокрады украли у шайенов 43 лучших скакуна, принадлежавших вождю Маленькой Накидке. Пытаясь отбить коней, сын вождя был серьезно ранен, и шайены в отместку убили члена изыскательской партии, что привело к открытой враждебности.


Кайова-апачи во время восстания 1874–1875 гг., в отличие от шайенов, кайовов и команчей, оставались мирными и дружелюбными, хотя некоторые воины, несомненно, участвовали в рейдах и набегах.


Отряд кайовов. Худ. Ф. Маккарти

Весной 1874 г. молодой шаман Исатаи объявил, что команчи должны собраться на Пляску Солнца, чего ранее не бывало. Команчи всегда посещали Пляску Солнца кайовов или шайенов, но никогда сами не проводили этой церемонии. Исатаи заявил, что если индейцы станут на тропу войны и уничтожат белых, то вновь вернутся многочисленные стада бизонов. Часть людей одобрила его слова, а пенатеки и немногочисленные мелкие общины уехали, намереваясь держаться подальше от назревающих проблем. Многие скептически относились к речам молодого пророка, но к нему присоединилось достаточно команчей, кайовов и шайенов. Объектом нападения был избран старый торговый пост Эдоуби-Уоллс.

Сын белой пленницы Синтии Паркер и краснокожего вождя, Куана Паркер не только вырос настоящим индейцем, но и стал грозой белых поселенцев. Бесстрашие в бою и проницательный ум сделали его вождем диких команчей и активным участником борьбы с американцами. Он последним из лидеров племени сложил оружие, однако найти информацию о военных деяниях Куаны весьма сложно. Упоминается его участие в самых известных сражениях, тогда как сведений о совершенных им набегах на поселения практически нет. Складывается впечатление, что данная тема намеренно избегалась, дабы не порочить имя этого человека. Несомненно, немалую роль сыграло происхождение Куаны и возникшие впоследствии дружеские отношения со скотоводческими баронами.



Исатаи, шаман команчей


Деревянное Копье, кайова


Жующий Лось, команч

Отец очень гордился старшим сыном. Куана рос не только ловким, сильным воином, но и отличался от сверстников необычайной рассудительностью. Как и другие, он много времени проводил в военных походах, возвращаясь домой с богатой добычей. Никто не сомневался, что когда-нибудь он займет место отца и станет вождем. Люди видели в нем достойного преемника. Его трепетная любовь к родителям поражала соплеменников. Куана был счастлив, пока не пришла беда. В 1860 г. умер младший брат Пина, а техасские рейнджеры захватили в плен мать и сестру, спустя пару лет не стало отца. Куана лишился семьи, и эта трагедия не давала ему покоя до конца его дней. Ненависть к белым людям переполняла сердце молодого бойца, он посвятил себя войне. Вскоре жители Техаса услышали о нем и долгие годы впоследствии боялись его. Никто не знает, сколько жизней на его счету и в скольких битвах он побывал. Лишь некоторые стали достоянием истории. Одна из таковых произошла в июне 1874 г. у Эдоуби-Уоллс. Много лет спустя Куана так рассказал об этих событиях капитану Хью Скотту.


Теплые угли, враг рядом. Худ. Дж. Фосетт

Тонкавы в Техасе убили его близкого друга, и Куана жаждал мести. Он потратил месяц, собирая военный отряд. Сперва вождь отправился в лагерь нокони у истока р. Каче-Крик. Он набил трубку табаком и предлагал выкурить ее каждому воину, призывая присоединиться к нему. Затем отправился к кайовам, потом к квахади, к шайенам. В лагере последних на р. Вашита Куана нашел многих известных вождей команчей: Парраокума, Табананику, Эса-Росу. Вожди предложили сперва атаковать ненавистных белых охотников, истребляющих на равнинах бизонов. Тут в разговор вступил шаман Исатаи.


— Духи поведали мне, — неустанно твердил он, — что мы убьем много белых людей. Я остановлю пули из их ружей. Они не смогут пробить наши рубахи. Мы легко убьем их всех, как старух. Духи говорят мне правду.

Исатаи слыл провидцем и прежде никогда не ошибался. Индейцы прислушивались к его советам, доверяя его магической силе. Они ненавидели белых охотников не меньше, чем солдат. Бизоны были единственным источником пропитания на равнинах, но их становилось все меньше и меньше, индейцы постоянно голодали. Ради шкур белые охотники истребляли бизонов тысячами (некоторые убивали в день до двухсот голов), и степи были завалены трупами гниющих животных. Только из Додж-Сити на Восток отправлялось до 40 000 шкур ежедневно! Индейцы наивно полагали, что смогут положить этому конец.

Разведчики обнаружили белых охотников в старых постройках из необожженного кирпича, в местечке, известном как Эдоуби-Уоллс. Три десятка человек безмятежно спали, не думая об охране. Только случайность спасла их от гибели.

Невидимые глазу норы степных собачек были настоящим бичом на равнинах. Лошади часто ломали ноги, проваливаясь в них на скаку. Немудрено, что белые охотники позже хвастались сотнями подстреленных краснокожих. Они не утруждали себя размышлениями, почему при одном выстреле падали сразу несколько всадников.


Томагавк. Третья четверть XIX в.


Томагавк с рукоятью, украшенной медной проволокой. XIX в.

Несмотря на численное превосходство, индейцам пришлось нелегко. Охотники заняли крепкую позицию, их ружья били почти на милю, тогда как луки краснокожих могли поразить цель с гораздо меньшего расстояния. Всадники на голой равнине представляли прекрасную цель для ружей, укрыться там было негде. Прежде чем воин приближался настолько, что его стрела долетела до глинобитных построек, охотник успевал выстрелить в него несколько раз. Магия Исатаи не работала! Понимая, что продолжение схватки приведет к гибели многих воинов, индейцы ушли. Несмотря на то что бой был очень тяжелым, индейцы потеряли всего 9 человек — 6 шайенов и 3 команча.


Рана Куаны оказалась легкой, и он тут же отправился с военным отрядом в Техас.

Война продолжалась еще год. Армия преследовала индейцев, нападала на их лагеря, краснокожие в ответ жгли ранчо, убивали неосторожных путешественников. Они действовали на обширной территории Канзаса, Колорадо, Нью-Мексико и Техаса. Чтобы отличить враждебных индейцев от дружественных, армейское командование велело последним собраться на восточном берегу Каче-Крик. Этому приказу подчинились многие кайовы и команчи. Одна из общин нокони явилась к агентству Вичита. Инцидент в ходе переговоров вызвал столкновение (Битва при Анадарко), послужившее сигналом для новой военной кампании к началу осени 1874 года.


К сентябрю в резервации осталось всего 500 команчей и кайовов, остальные ушли на равнины Стейкед-Плейнс. В том же месяце началась военная кампания против них, и три колонны солдат с разных сторон двинулись в Стейкед-Плейнс. Самым крупным сражением этой войны было нападение полковника Нельсона Майлза с семью эскадронами 4-го кавалерийского полка на лагерь команчей вождей Охаматаи и Куана Паркера, шайенов Железной Рубахи и кайовов Одинокого Волка и Маманти в каньоне Пало-Дуро вблизи Ред-Ривер в Техасе 28 сентября 1874 г. Отогнав воинов, солдаты сожгли лагерь и захватили около 2000 лошадей. Опасаясь, что индейцы отобьют лошадей, Маккензи приказал отдать 600 голов индейским скаутам, а остальных перестрелять. Еще долгие годы после тех событий место сражения можно было легко найти по грудам лошадиных костей. Обе стороны практически не понесли потерь, но индейцы лишились всего имущества и табунов. Впереди их ожидали холодная зима и голод. В тот момент индейцы уже поговаривали между собой о том, чтобы сдаться, но, встревоженные атакой, вернулись на равнины Стейкед-Плейнс, и нападения с их стороны возобновились. Девятого октября община индейцев была атакована Буэллом в графстве Грир, а четыре дня спустя другую общину атаковал в графстве Хемпвилл, штат Техас, майор Прайс. Шестого ноября отделение из 28 кавалеристов лейтенанта Генри Фарнсворта сражалось с сотней шайенских воинов Седой Бороды на Макклеллан-Крик в Техасе. Шайены вынудили солдат занять оборону, и бой продолжался до наступления темноты, после чего Фарнсворту удалось улизнуть, бросив на поле боя тела двух убитых солдат. Спустя два дня лейтенант Ф. Болдуин атаковал расположившийся неподалеку шайенский лагерь. Двадцать шестого ноября капитан Ч. Хартвелл разбил шайенов на р. Мастер-Крик, штат Техас. 28 декабря капитан А. Кейес на р. Норт-Канейдиэн захватил целую общину племени, преследуя ее на протяжении 80 миль.


Яростная битва. Худ. Ч. Шрейвогель

Постепенно индейцы начали сдаваться. 21 октября 1874 г. Дэвидсон принял в агентстве капитуляцию индейцев, преследуемых Майлсом из Пало-Дуро и Стейкед-Плейнс. Вскоре стали приходить и самые упорные из враждебных. В феврале 1875 г. сдалось около 250 человек. В апреле к ним присоединилось еще 175. Шестого марта практически все южные шайены, уставшие от постоянной войны, во главе с верховным вождем Каменным Теленком сдались подполковнику Томасу Нейлу вблизи Дарлингтона. После этого южные шайены больше не участвовали в войнах против американцев.


Раненый кавалерист. Худ. Ч. Шрейвогель


Шайенки копают окопы во время битвы на Саппа-Крик, апрель 1875 г. Худ. Х. Терпнинг

Последняя война на Южных равнинах закончилась. Во время нее некоторые индейцы попали в плен, но погибших с их стороны было немного. Основная часть враждебных воинов была вынуждена сдаться, лишившись имущества, лошадей и средств к существованию накануне зимы. У них отобрали лошадей, мулов и оружие. Часть животных убили, остальных раздали белым и индейским разведчикам.


Торговцы в индейском лагере чувствовали себя в безопасности. Худ. М. Грелье

Более команчи не поднимали восстаний и не оказывали организованного сопротивления. Постоянные войны и эпидемии привнесенных болезней серьезно сказались на численности команчей. Народ, до 1850-х гг. насчитывавший около 15 000–20 000 человек, к 1881 г. сократился в численности до полутора тысяч! Некоторое время они еще покидали резервацию для набегов, оправдывая отлучки выездами на охоту. Последний набег был совершен 29 июня 1878 г. Команч Черный Конь в сопровождении 25 воинов из форта Силл отправился в Техас охотиться на бизонов. Животных они не нашли, а потому на ранчо южнее Биг-Спринг украли и съели нескольких жеребят. Семеро рейнджеров бросились в погоню, но получили достойный отпор, после чего команчи вернулись в форт Силл. Вскоре белые охотники перебили последних бизонов, а с ними ушла в прошлое прежняя жизнь команчей и кайовов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Куана Паркер.


"Мы любим белых людей, но мы боимся ваших достижений. Земля, которую вы отняли у нас, была прекрасной, но вы видите, насколько засушлива она сейчас. Она теперь хороша лишь для красных муравьев, койотов и скотоводов". Куана Паркер.

Куана Паркер (QUANAH PARKER) родился приблизительно в 1845 году на Элк-Крик к югу от Вичита-Маунтинс, нынешняя Оклахома. Об этом говорил сам Куана, хотя многие историки считают, что местом его рождения было все же Кедр-Лейк, округ Гейнз, штат Техас. Отцом Куана Паркера был Пета Нокона (Peta Nocona, Noconie, Tah-con-ne-ah-pe-ah, Nocona ), лидер нокони-команчей, мать, Синтия Энн Паркер (Cynthia Ann Parker), жительница Техаса шотландско-ирландского происхождения. Синтия Энн Паркер (Прелоч) (1827–1870), родился в округе Кларк, штат Иллинойс, была старшим ребенком в семье Сайласа и Люси Паркер. В 1832 году семья Паркер перебралась в Техас, а затем, весной 1834 года, вместе с прихожанами Ранней баптистской церкви, которой руководил Джон Паркер, дядя Синтии, семья поселилась на реке Навасота, нынешний Гросбек, Техас. Чтобы обезопасить себя от индейцев, поселение, названное форт Паркер, было обнесено высоким частоколом. Также в форте был сформирован отряд техасских рейнджеров. 19 мая 1836 года индейцы кэддо, кайова и команчи атаковали форт Паркер. По меньшей мере, пять поселенцев было убито и пять были захвачено в плен; среди пленников была девятилетняя Синтия Энн Паркер. В течение следующих шести лет все пленники, за исключением Синтии, были выкуплены и вернулись к своим семья.

После пленения, девочку удочерила семейная пара команчи-теновиш: Чатуа и Табби -нокка, которые заботились о девочке как о родной дочери. Ее стали называть Надуа (Naduah, Someone Found, Найденная ). Она быстро адаптировалась к новой для нее жизни и прекрасно чувствовала себя среди индейцев. В 1840 году ее попытались выкупить, но совет бэнда отказал, призвав белых уважать выбор девочки, которая не желала возвращаться домой. В 1845 году Синтия вышла замуж за юного и отважного воина Пета Нокона, сына знаменитого вождя Железная Рубаха. Полигамия была у команчей обычным явлением, и чем богаче и известней был воин, тем больше он имел жён. Но Пета Нокона не привёл в своё типи другую женщину — Синтия стала его единственной женой. В браке у них родилось двое сыновей, Куана и Пекос, и одна девочка - Топасанна (Topasannah, Toh-Tsee-Ah, Prairie Flower, Цветок Прерий). Куана Паркер ( Куайна, Kwaina, Аромат, Сладкий Запах) был их первенцем.

Пета Нокона провел много успешных рейдов на округа Янг, Джек, Паркер и Пало-Пинто, уничтожая фермы и ранчо, убивая белых поселенцев.

18 декабря 1860 года лагерь Пета Нокона стоял на Мул-Крик, где и был атакован ротой Н 2-го кавалерийского сержанта Джона Спенглера и техасскими рейнджерами Лоуренса Салливана Росса. Ранним утром Росс направил 20 человек в песчаные холмы, чтобы отрезать пути к отступлению, а остальные атаковали лагерь команчей. Почти все команчи - женщины, дети, старики и воины - были убиты. Куана, его брата Пекоса и их отца Пета Нокона не было в это время на Мул-Крик. Но, чтобы повысить свой политический вес, Салливан Росс придумал историю, в которой утверждал, что убил Пета Нокона на Пис-Ривер. Позже, он стал сенатором штата Техас, и в конце концов губернатором. Куана говорил, что вместо его отца был застрелен бывшего мексиканского пленник Ноба (Nobah), который пытался спасти убегавших женщин, а отец умер от болезни три или четыре года спустя.
Синтию от смерти спасли лишь голубые глаза. Вместе с дочерью ее доставили в Кэмп-Купер. Затем ее забрал дядя, Исаак Паркер, став опекуном. В 1861 году он привез ее на свою ферму в Бирдвилл, штат Техас. Синтии Паркер назначили пенсию в размере 100 долларов в год на 5 лет и выделили участок земли. Но она не смогла принять образ жизни белых, хотя и научилась быстро говорить по - английски. Многие поселенцы воспользовались ее именем, чтобы опубликовать свои мемуары, письма или статьи, предназначенные для разжигания анти - индейских настроений. Они писали откровенную ложь, выдавая ее за истинную историю Синтии Энн Паркер. Она хотела вернуться к мужу и своим сыновьям и трижды пыталась бежать.
Осенью 1863 года Синтия получила известие о том, что Пекос умер от оспы; несколько месяцев спустя в 1864 году от гриппа умерла Топсанна. Сердце матери не смогло перенести утрату семьи и смерть детей, Синтия окончательно пала духом, часто плакала, заболела и умерла в 1870 году. Ее похоронили в округе Хендерсон, Техас. В июле 1909 года Куана Паркер добился перезахоронения останков матери и сестры в Оклахому. В декабре 1910 года Синтия Паркер и Топсанна были перезахоронены на миссионерском кладбише Пост-Оак, недалеко от дома Куана.
Куане было 15 лет, когда он стал приемным сыном Дикого Коня (Kobay-o-burra, Wild Horse), лидера бэнда дестанюка (Destanyuka band). Юноша рос, выделяясь высоким ростом среди своих соплеменников, и проявлял отвагу достойную настоящего воина, став в результате суб-вождем бэнда квахди (Quahadi, Antelope Eaters). Квахди вели кочевой образ жизни и охотились на бизонов на территории от Канзаса до Мексики, но их основной территорией была Льяно-Эстакадо. Куана не мог примириться с утратой матери и сестры, и отвергал любые попытки наладить мир с белыми, он отказался признать условия договора на Медисин-Лодж в 1867 году.
Попытки полковника Рэналда Маккензи в 1871 -72 году усмирить непокорных команчи были безуспешны. 9 октября 1871 года Куана Паркер совершил дерзкий налет на его лагерь в каньоне Бланко, угнав у кавалеристов много лошадей. Команчи, используя партизанскую тактику, неожиданно появлялись, атаковали и вновь исчезали. Имя Куана Паркера было известно всему Техасу.

Весной 1874 года команчи, кайова и арапахо провели Танец Солнца. Лидеры южных бэндов осознавали, какую угрозу для их образа жизни несут охотники на бизонов. Исатаи — знахарь и провидец команчи, обещал помощь воинам, которые выступят против белых охотников.

После нескольких часов битвы на Эдоуб-Уоллс индейские воины вынуждены были отступить. Белые тогда потеряли четырех человек. Далее последовала осада в течение четырех или пяти дней. На второй день появилась группа из пятнадцати или двадцати шайен. Уильям Диксон выстрелил и убил коня одного из индейцев. Многие охотники, заслышав о положении на Эдоуб-Уоллс, поспешили на помощь и к концу пятого дня, их было уже около 100 человек. Индейцы к этому времени уже ушли.

Многие из союзников Куана Паркера, после этой неудачного нападения и ультиматума от федерального правительства, согласились переселиться в резервации. Тем не менее, в 1874 году этот торговый пост прекратил свое существование. Численность команчей в результате войн, низкой рождаемости и болезней продолжала сокращаться. Один за другим ,бэнды команчей складывали оружие, но только не квахди, которые по прежнему отказывались подписывать договора с евро-американцами, не доверяя им, зная, как они нарушают ранее заключенные договора. Армия США продолжала действовать давно проверенными методами — уничтожая бизонов, как источник основного питания индейцев, захватывая и уничтожая лошадей.
28 сентября 1874 года в каньоне Пало-Дуро близ Ред-Ривер, Техас, на рассвете полковник Рэналд Маккензи и его 4-ая кавалерия атаковали большой индейский лагерь. В лагере находились команчи Куана Паркера и Бедного Быка, шайены Железной Рубахи и кайова Маманти и Одинокого Волка. Маманти заверил вождей, что в каньоне они будут в безопасности. Один из лидеров команчей Красный Боевой Головной Убор, заметив солдат, сделал предупредительный выстрел, поэтому эффект внезапности, на который рассчитывал Маккензи, был утрачен. Деревни были разбросаны по каньону, поэтому индейцы не смогли сгруппироваться и дать отпор нападавшим. Скауты-тонкава вождя Джонсона убили Красный Боевой Головной Убор, а затем вместе с солдатами разрушили его лагерь, посеяв панику в других деревнях. Индейцы вынуждены были уходить, бросая все свое имущество на разграбление тонкава, в том числе оставляя своих лошадей. В результате было захвачен табун в 1 400 лошадей, 40 из которых отдали Джонсону, 300 скаутам, а остальных Маккензи приказал уничтожить, отогнав в долину Тул-Ривер. В результате боя солдаты потеряли убитым 1 человека, а индейцы 4 человека. Все запасы продовольствия и палатки были уничтожены.
Посланник полковника Маккензи убедил непокорного лидера сложить оружие, обещав в случае сдачи создать в резервации хорошие условия для команчей. 2 июня 1875 года Куана Паркер привел свой бэнд в форт Силл и сдался полковнику Рэналду Маккензи. Тем не менее, дух Куана как воина не был сломлен — он отказался остричь волосы и бросить своих жен. В общей сложности у него было восемь жен и двадцать пять детей, один из которых, Уайт Паркер, стал методистским священником.

В 1957 году, из-за расширения ракетной базы США, останки семьи Паркер были перезахоронены в Лоутоне. Куана Паркера с воинскими почестями перезахоронили 9 августа 1957 года на кладбище ныне известном как "Chief's Knoll".

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. Редакция текста: Изабелла Кузнецова. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.