Упражнения для спины у пианистов

Упражнения на освобождение пианистического аппарата.

Подготовила преподаватель по классу фортепиано СорокинаН.Ю.

Дети, впервые пришедшие в детскую музыкальную школу, в большинстве своем обладают скованностью движений, зажатостью плечевого пояса, кистей рук, у них проявляется и невысокий уровень развития мелкой моторики. В связи с этим особую значимость приобретает проблема освобождения игрового аппарата детей и развития координации движений.

Практически у всех детей на начальном этапе обучения зажаты крупные мышцы тела, кисти рук, мышцы шеи, поэтому эти гимнастические упражнения и игры снимают большинство зажимов, спазмов, судорожных явлений в мелких мышцах, закрепощение запястья.

В данной разработке описаны упражнения, направленные на освобождения рук, а также пальчиковые упражнения.

1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КРУПНЫХ МЫШЦ

Нас в Москву повезет.

В этом упражнении важно, чтобы руки не были напряже­ны, поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслабить, и совершать движения свободными руками.

Под тобой лежат луга,

В небе ты повисла

Педагог может помочь ученику при исполнении упражнения , стоя за его спиной, поддерживая руку под локоть.

Локти свободны, пальцы- продолжение ладони лучезапястном суставе рука мягко сгибается:дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой.

Вот и всё, — мы вам сказали.

Мы пойдем, а вы сидите

До самого вечера.

При этом педагог незаметно держит руку у лопаток и проверяет свобода руки и включение лопаточных мышц в работу.

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно и пера лишиться,

Если и пера лишиться,

Нечем будет петушиться.

При этом ни в коем случае не поднимает плечи. Упраж­нение очень полезно для ощущения целостности рук.

Мама стирала на кухне бельё,

А серенький котик смотрел на неё.

Мама устала — легла на кровать,

А котик взял мыло и начал стирать.

Ребенок дирижирует под музыку. Это упраж­нение помогает включить все мышцы в работу, вырабатывает плавность и ритмичность движений. Важно следить за правильным дыханием тогда плечи останутся в покое, не поднимаются.

Упражнение способствует развитию пианистических дви­жений и правильному дыханию.

Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачи­вается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.

Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).

Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны непро­извольно участвовать в движении. Плечи не подняты. Если они подни­маются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых суставах.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети

Убирай один кулак!

Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплых)!) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой.

Головой качает слон,

Умный слон (2 раза)

Он слонихе шлет поклон,

Шлет поклон (2 раза).

Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.

Под неторопливый сдержанный темп аккомпанемента (марш, вальс и т.д. ) ребенок плавно передает платочек из одной руки в другую. Педагог следит за ритмичностью движений — платочек передается на сильную долю такта.

Становись со мною рядом,

Начинаем мы игру…

Только жди пока не крикну:

Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому упражнению, очень важна для пианиста – без нее невозможно представить исполнение даже самых простых музыкальных произведений.

Спина и плечи свободные. Малыш крепко стоит на ногах. В ладошке ребенокдержит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и подхватывает другой рукой. При этом плечи опушены, спина прямая. Не напрягаться! То же самое можно проделать и с двумя платками.

Мышцы, спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя, и делая в это время длинный продолжительный выдох.

Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом — чуть наклоненное туловище, расслаблен­ные руки раскачиваются до полной остановки.

Первое время выполняется сидя на полу, затем за фортепиано. Сидеть, как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд) затем рассла­биться (5-10 секунд).

2. ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ РУКИ:

Рука ребенка, должна быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить её, как мячик.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой, —

Не угнаться за тобой!

Упражнения выполняются сначала за столом; через 2-3 дня – за инструментом.

После таких упражнений, можно приступить к более сложным, развивающим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука, глубокое легато.

2.2 Ребенок поочередно поднимает и опус­кает руки. Можно сравнить с движениями двух лифтов в доме. Услож­нять упражнение следует в следующем порядке: руки опускают­ся, на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на первый и пятый пальцы и, наконец, на каждый палец отдельно.

Вверх и вниз, по этажам.

Ходит домик, ходит сам.

Вот дом на седьмом,

За минуту мы уже

На девятом этаже.

В этом упражнении обыгрывается особенность расположения пальцев на руке.

Четверо братцев – Поднимаем правую руку вверх, всепальцы соединены, первый — отставлен
Высоки да тонки – Левая рука поглаживает четыре пальца правой руки, обхватывая их снизу вверх
Держатся вместе – Левая рука обнимает пальчики
А пятый в стороне – Поглаживают большой палец
Но чуть за работу приходится – Четыре пальца одновременно сжимаются в кулачек (большой палец в стороне)
Четверо кличут – Несколько произвольных поклонов или любых легких движений
Пятого братца – Кулачок полностью крепко сжимается. Руки меняются ролями

Небольшой легкий массаж пальчиков дает возможность хорошо почувствовать и послушать каждый из них.

Я ластик, я — резинка,

Но совесть у меня чиста —

Помарку стерла я, с листа

Упражнение на сгибательные и разгибательные движения пальцев

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Курица на улице

Едва не пропала,

Потому что курица

Ходит где попало.

Все вышеизложенные упражнения направлены на развитие свободы, гибкости игрового аппарата, взаимодействия его частей и независимости пальцев маленького ребенка; педагог может выбрать из них те, которые он посчитает самыми полезными и увлекательными для своих учеников.

Упражнения, способствующие организации

пианистического аппаратана начальном этапе

обучения игре на фортепиано.

В своей педагогической практике я использую различные упражнения, которые позволяют справиться с затруднениями. Благодаря игровой форме упражнений урок проходит в живой, непринужденной обстановке.

На начальной стадии предлагается специальная предварительная подготовка рук к игре на инструменте. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые.

Упражнения для правильной осанки.

Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Плечи свободные и немного опущены. Руки впереди корпуса.

Кисти расслаблены, свисают свободно. Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице. Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки малыша, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что тяжесть тела ребенка действительно распределена с опорой на ноги, на тазовый пояс, а шея и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они, падая свободно, долго раскачиваются, как маятник, до полной остановки.

Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).

Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом рук.

Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.

4. Вращательные движения.

Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых суставах. Если руки в плечевых суставах плохо вращаются — начать с простейших упражнений: поднимать и опускать плечи. В этом упражнении важно определить — в чем состоит трудность для ребенка, и, начиная с простых движений, по мере возможности усложнять их.

Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплых!) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.

Упражнения для крупных мышц.

Потряхивания плечами (как в цыганских танцах) лучше всего выполнять под аккомпанемент.

Вначале стоит делать упражнение в упрощенном виде — лишь подвигать плечиками вверх и вниз, попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям плечевых мышц — попеременно, вместе, вперед, назад.

Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук (особенно если не получаются вращательные движения).

Локти свободны, пальцы — продолжение ладони, в запястье рука мягко сгибается: дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой. При этом педагог незаметно держит руку у лопаток и проверяет свободу руки и включение лопаточных мышц в работу.

Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае нельзя сутулиться! Упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию.

7. Повороты туловища под музыку.

Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.

Педагог при этом может подвести итог всей подготовительной работы по развитию движений и оценить индивидуальные достижения каждого ребенка.

Надо встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Начинать покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться к исходному положению.

9.Ищем свободу тела.

Встаем ровно, ноги на расстоянии ступни. Опускаем руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начинаем раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад-вперед, как маятник.

Выше! Выше! – Пока рука не начнет крутиться, как ветряная мельница.

Хватательные движения.

Под неторопливый, сдержанный темп аккомпанемента (марш, вальс, полька, менуэт, мазурка или полонез) дети плавными движениями передают друг другу платочек. Педагог следит за ритмичностью движений — платочек передается на сильную долю такта.

Эта игра не только способствует развитию хватательных рефлексов, но и вырабатывает пластику движений рук, устанавливает правильное дыхание и воспитывает ритмический слух.

С ранимым учеником, которому не удается опередить других, педагогу следует играть самому и, конечно, проигрывать. Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому упражнению, очень важна для пианиста — без нее невозможно представить исполнение даже самых простых музыкальных произведений. Затем упражнения усложняются.

Спина и плечи свободные. Малыш крепко стоит на ногах (нужно проверить, насколько прочна опора на ноги!). В ладошке ребенок держит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и подхватывает другой рукой. При этом плечи опущены, спина прямая. Не напрягаться!

То же самое можно проделать и с двумя платками: в обеих руках по платочку, ребенок одновременно отпускает их и тут же ловит, меняя при этом руки. Движения плавные, пианистичные (по крайней мере, к этому надо стремиться), платочки как бы летают в воздухе.

4. Играем вместе.

Дети становятся в круг (достаточно и четырех человек). Один из них перебрасывает платочек любому из играющих, тот ловит и опять перебрасывает кому-либо по своему выбору.

Здесь важна неожиданность, заставляющая сосредоточиться. Упражнение помогает развить двигательную реакцию.

После завершения упражнений с платочками можно перейти к упражнениям с мячом. Лучше, чтобы он был не резиновый, а теннисный. Подбирать его следует с учетом размеров рук малыша. Если у ребенка замедленная хватательная реакция, то не стоит переходить к упражнениям с мячом, лучше задержаться на игре с платочком.

Хорошо помогает развитию мышц (не только мелких!) игра в мягкий мячик. Его можно сжать в кулачке и превратить в бесформенный комочек, а потом разжать ладонь — он распрямится и снова станет круглым. Детям чрезвычайно нравится такая игра, особенно когда на некоторых мячиках нарисованы смешные личики.

Все упражнения надо подбирать очень индивидуально, в соответствии с возможностями каждого ученика. Если не дается какое-либо упражнение, не надо бояться его упростить: освоив простой вариант, ребенок затем гораздо быстрее сможет выполнить и сложный. Иногда дети сами выдумывают совершенно новые упражнения, за что, конечно, их нужно похвалить и поиграть в придуманные ими игры.

Основное правило при занятиях гимнастикой: не стоит заострять внимание ученика на неудаче. Заметив у ученика какие-то недочеты, педагог сможет их проанализировать и преодолеть. Всегда полезно возвращаться к тем упражнениям, в которых дети испытывали затруднения.

Упражнения-игры, способствующие правильной посадке:

Упражнение выполняется сидя на полу, затем можно перейти за фортепиано. С абсолютно ровной спиной, посидеть как кукла (или солдатик) на витрине магазина. Тридцать секунд сосредоточиться, пять-десять секунд расслабиться. Выполнять до шести раз. При выполнении упражнения за инструментом, руки лежат на коленочках.

Кукла (или робот) стоит, подняв руки вверх. Все тело напряжено до кончиков пальцев. Завод заканчивается вниз падают кисти рук, затем локти, руки и весь корпус. При наклоне расслабляется, свободно раскачивает руками. Упражнение помогает снять напряжение.

Если у ребенка что-то не получается, не следует делать замечания лично ему. Лучше перевести речь на любого сказочного персонажа, на игрушку.

Упражнения для подготовки пальцев рук.

Есть еще одна группа чрезвычайно важных для воспитания пианиста упражнений:

Руки лежат на столе и спят, проснулись и начинают здороваться. Сначала здороваются все пальчики, затем каждый по очереди. Педагог должен объяснить способ прикосновения. Пальчики не стучат, не топают, а мягко, нежно прикасаются.

Педагог и ученик садятся напротив друг друга, ставят руки на локоть в вертикальном положении. У педагога участвует левая рука, у ученика – правая, затем наоборот. Соприкасаясь, здороваются каждым пальцем по очереди (пятый с пятым, четвертый с четвертым и т. д.)

Ученик делает колечки из пальчиков, соприкасаясь подушечками пальцев. Первый палец со вторым, затем с третьим, четвертым и пятым по очереди.

Упражнения, способствующие укреплению брюшного пресса и спины.

Наклониться к стене всем корпусом, упираясь ладошками в стену. Оттолкнуться, возвращаясь в исходную позицию. Важно чтобы ребенок почувствовал опору на ладони.

Наклониться к стене, упираясь не ладошками, а кончиками пальцев, чтобы почувствовать опору на них.

Упражнения у инструмента.

Положив на стул доску или подушечку, поставив под ноги по росту ребенка скамеечку, в которую прочно должны опираться его ноги, педагог помогает ученику занять правильное положение у рояля (или пианино). Садиться надо на полстула, на такой высоте и таком расстоянии, чтобы удобно было достать до клавиатуры.

Малыша надо сразу научить упираться пятками, пока в скамеечку. Это создает привычку, необходимую в будущем при педализации.

Если ребенок самостоятельно может сам правильно сесть за инструмент, то можно переходить на упражнения для организации рук и координацию.

Упражнения для организации и координации рук.

Упражнение 1. Поднять руки от коленей вверх, затем, расслабив, бросить вниз на колени.

Упражнение 2. Поднять руки от коленей вверх, затем, расслабив, бросить вниз на кулачок.

Упражнение 3. Поднять руки от коленей вверх, затем, расслабив, бросить вниз на подушечки пальцев.

О первом прикосновении к звуку.

Упражнения, разработанные автором.

Упражнения на развитие первого пальца.

Первый палец устроен так, что противопоставляется остальным пальцам, и благодаря этому рука может хватать и держать предметы.

Первые музыкальные инструменты человек делал, рассчитывая на то, чтобы первый палец держал их, а остальные играли – был ли то инструмент со струнами или с отверстиями.

Почти до начала восемнадцатого столетия, до времени Баха, Скарлатти, на клавишных инструментах играли без употребления первого пальца. Когда догадались, что при игре можно применять и первый палец, это сразу очень обогатило возможности техники исполнения, а у первого пальца возникла важная роль крайнего пальца – он стал брать крайние звуки в аккордах, октавах и т.д. Это – функция, несколько отходящая от естественного устройства руки, поэтому ее нельзя использовать с самого начала обучения игре на фортепиано.

Первый палец играет двоякую роль: роль крайнего пальца и роль подвижной оси, первая – в технике аккордов, вторая – в одноголосных пассажах.

Переходить к использованию первого пальца как крайнего можно лишь, когда ребенок освоился с фортепиано и научился играть на нем при естественном положении рук.

Педагог с учеником садятся за стол, перед ними лежит стопка фантиков, уложенных вниз рисунком. Ученик щелкает по фантикам поочередно первым-вторым, первым-третьим, первым-четвертым и первым-пятым, пытаясь перевернуть фантик рисунком наверх. Педагог следит за степенью подвижности кисти, за участием крупных мышц плеча и предплечья.

Упражнение выполняется за столом. Собираем пальцы руки, представляем, что второй, третий, четвертый и пятый пальцы – это панцирь черепашки (или домик). Первый палец – голова.

Голова прячется под панцирем (в домике), затем выходит на улицу. Вдруг черепашка пугается и снова прячется в домике и т.д.

Ребенок рисует в воздухе первым пальцем кружок. Сначала выполняет правой рукой, затем левой.

В упражнение участвуют первый и второй пальцы. Начинаем двигаться по гамме до мажор со второго пальца. Представляем, что идем по ступенькам вверх до восьмого этажа, а затем спускаемся вниз. Пальцы чередуются: второй – первый и т.д. Первый и второй пальцы – это ножки маленького человечка, а человечек идет очень ровно, не прихрамывает. Упражнение предназначено для правой и левой руки.

Упражнения помогают развивать подвижность первого пальца, применять его при подворотах, а так же при подкладывании. Игровая форма этих упражнений делает урок эмоциональным и разнообразным.

Перечисленные выше упражнения на развитие первого пальца были применены на практических занятиях. Упражнения выполняли учащиеся второго класса детской музыкальной школы г. Павлова Клементьева Наташа и Темнов Артем.

В течение учебного года учащиеся отрабатывали упражнения на развитие первого пальца. К концу года стало заметно, что первый палец перестал бездействовать, приобрел легкость (хотя недостаточно желаемую), стал более подвижным и увеличилась ловкость рук.

Выводы.

Обучение игре на фортепиано - протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс. Ошибки педагога, дефекты преподавания, особенно на раннем, первоначальном этапе обучения музыке, могут нанести (и наносят!) непоправимый ущерб ученику. Это процесс, требующий многих усилий. Результаты его проявляются далеко не сразу.

Работа с детьми может быть успешной только тогда, когда педагог опирается на глубокое знание детской психологии, понимает особенности детского возраста. Внимание к душевному состоянию ребенка - непременное условие работы с детьми!

Работа с детьми - это всегда в значительной степени импровизация (что не отменяет подготовку и продумывание каждого конкретного урока с каждым учеником). Импровизационная форма занятий требует от учителя эмоциональной гибкости, артистичности, интуиции. Каждый ученик - это особый мир. Каждое новое соприкосновение с ребенком не похоже на предыдущее. Приходится искать особые подходы, приемы, методы обучения, прежде всего потому, что у детей разные темпераменты, характеры, способности.

Педагогика - всегда поиск и творчество. Чувствуя особенности ученика - его характер и привычки, свойства нервной системы, темперамент, склад психики, педагог может подобрать разные формы педагогического воздействия. Разумеется, в любом случае дети нуждаются в поощрении, тем более во время занятий.

Детский педагог достигнет больших успехов, если облечет свои уроки в игровую форму. Он должен пребывать в творческом состоянии духа, потому что каждый урок — это маленький спектакль, это мини-театр! Всегда должен быть в запасе большой выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что-то, запомнить, повторить - то есть научиться.

Переключение внимания ребенка с одной игры на другую - непременный момент в занятиях. Дети не способны долго сосредоточиваться на одной задаче, на одном предмете.

Во время урока опытный педагог, учитывая индивидуальные особенности ученика, правильно дозирует нагрузки. Не следует торопить педагогический процесс. В каждом всегда и обязательно строго придерживаться заранее продуманного плана занятия — конкретном случае надо учитывать выносливость ребенка.

Педагог не навязывает ребенку своих ощущений - он творит вместе с ним, помогает избавиться от комплексов, обрести свободу. И уж ни в коей мере не должен вызывать новые комплексы. Он стремится раскрепостить ребенка, не позволяет его душе лениться. Из моря фантазий малышей можно извлечь бесчисленное множество нужных образов, помогающих проникать в тайны музыки.

В самом начале обучения, именно с первых уроков следует развивать способность к выполнению целенаправленных естественных пианистических движений, которые с годами совершенствуются.

Полезно выполнять упражнения, которые помогают организовать пианистический аппарат. Все приемы и упражнения следует проходить постепенно, от простого к сложному, умело дозируя ежедневные нормы работы и выбирая для каждого ученика те упражнения, которые ему более всего необходимы в данный момент. Последовательность изучения упражнений индивидуальна.

Очень важно сбалансировать во времени все фазы обучения, индивидуально подходить к каждому ученику, оценивая его психофизические, музыкальные и иные природные возможности.

Моторная неловкость, которая нередко наблюдается в игре, чаще всего обусловлена неправильной посадкой, нарушениями осанки, требованием физически непосильного для ребенка звукоизвлечения, ранним включением в работу мелких мышц без необходимой поддержки всех групп мышц (особенно крупных) и т. д.

Главным критерием правильной работы является качество звучания. Малейшее неудобство, напряжение, утомление сразу же отражается на звуке. Естественный, свободно льющийся звук свидетельствует о ненапряженном состоянии рук.

Очень важно – учитывать природные особенности рук ученика.

Если педагог ставит перед собой задачу сформировать познавательный интерес к музыке, то есть к своему предмету, не существует никаких непреодолимых преград для достижения этой цели. Учебный процесс, который строится на интересе, рождает те качества, без которых невозможно научиться игре на фортепиано. Интерес стимулирует желание преодолеть трудности.

Список литературы.

8. Лупан Сесилъ. Поверь в свое дитя. М., 1993.

Боли в спине: с чего начать

Боль в спине – это очень собирательное понятие, и существует много различных заболеваний (в том числе внутренних органов, например, почек или сердца), одним из симптомов которых является боль в спине. Поэтому, когда у вас впервые появились такие жалобы, необходимо обратиться к врачу, чтобы вас обследовали и поставили правильный диагноз. Чаще всего это невролог, травматолог, или, если боль связана с занятиями спортом, — это может быть спортивный врач.

Когда вас посмотрел специалист, провёл необходимые обследования и исключил вероятность таких грозных заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, мочекаменная болезнь или другие, то можно говорить о назначении медикаментозного лечения и лечебной гимнастики.

Самый распространенный тип боли в спине

Одни из самых распространенных болей в спине – это миофасциальные боли, они возникают в связи с тем, что образ жизни современного человека очень сильно изменился, мы очень мало двигаемся и очень много проводим времени в вынужденных позах (работа за компьютером, вождение машины), у большинства имеется лишний вес, наши мышцы ослаблены и не могут выполнять необходимую функцию по поддержанию позвоночника.

Лечение в острый период

Медикаменты, а именно нестероидные противовоспалительные средства назначают вначале заболевания, когда болевой синдром очень выражен и необходимо уменьшить страдания больного. Параллельно можно использовать кинезиотейпирование, которое позволяет снизить потребность в медикаментах.

В острый период упражнения ЛФК обычно направлены на растяжение мышц и фасций. Если и дается нагрузка на мышцы, то это изометрические упражнения, и они не должны причинять боль.

После снятия острой боли

Когда острая боль снята, существует много методов лечения для закрепления результата и окончательного снятия боли – это физиотерапия, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия и другие. Но ни один из них не укрепляет наши мышцы и, следовательно, не является профилактическим, то есть не позволяющим развиться заболеванию вновь. Только правильно подобранная лечебная гимнастика, контроль осанки, режим труда и отдыха позволят предотвратить развитие новых обострений. Это требует регулярного выполнения упражнений и постепенного увеличения нагрузки до необходимого уровня.

Кроме того, проблемы в позвоночнике чаще всего связаны или с избыточной подвижностью, или с ее ограничением, а, следовательно, и упражнения будут нужны разные. Поэтому только специалист после проведения необходимых тестов и обследований и постановки правильного диагноза сможет дать вам исчерпывающие рекомендации по подбору необходимых вам упражнений.

Большое значение имеет правильность выполнения упражнений, чтобы наоборот не усугубить проблему, и я всегда советую прийти еще два-три раза на повторную консультацию, чтобы проверить правильность выполнения упражнений и скорректировать сам комплекс рекомендованных упражнений, чтобы у пациента развился двигательный контроль и выработался правильный стереотип движения.

Рекомендации для самостоятельных занятий

Конечно, если нет возможности обратиться к специалисту, можно попробовать выполнение того или иного комплекса упражнений, но нужно помнить, что все упражнения надо выполнять плавно, без рывков, и они не должны приносить боль. Если при выполнении упражнения возникают болевые ощущения, то нужно прекратить его выполнение и не терпеть боль.

Необходимость обследования (в том числе рентгенографии позвоночника) перед лечебной гимнастикой определяет ваш лечащий доктор. В случае если у вас нет заболевания и болей, и вы профилактически хотите выполнять гимнастику, то специальное обследование не требуется, но лучше, если вам покажет и проследит за правильностью выполнения упражнения, например, инструктор в фитнес-клубе.

И главное правило — в начале самостоятельных занятий старайтесь избегать избыточной нагрузки, резких движений, упражнений с отягощениями и прыжков.

Существуют базовые упражнения, которые помогают укреплять основные группы мышц, но надо помнить, что начинать выполнять их стоит постепенно, последовательно увеличивая нагрузку, а также, что для каждого возраста упражнения будут отличаться в сторону облегчения нагрузки.

Важно следить за пульсом, чтобы при выполнении он не превышал 60-70% от МЧСС (максимальная частота сердечных сокращений = 220 - возраст).

Особенно полезна аэробная нагрузка (эллипс, шведская ходьба, ходьба на беговой дорожке, бег трусцой, велотренажер, плавание), ее следует выполнять 2-3 раза в неделю, в пульсовой зоне 60-70% от МЧСС, 5 минут — разминка, 25-40 минут — работа в пульсовой зоне, 5 минут — заминка.

Аэробная нагрузка улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, увеличивает капилляризацию тканей, положительно влияет на работу эндокринной системы.

В зависимости от возраста и имеющихся заболеваний, к базовым упражнениям я бы отнес те, которые укрепляют мышцы спины и пресса, ягодичные мышцы, околопозвоночные мышцы у людей старше 50 лет. У более молодых это могут быть более энергозатратные: берпи, подтягивания, отжимания, планка во всех ее разновидностях.

Увеличение мышечной ткани повышает общий обмен, положительно влияет на самочувствие и общую активность.

Базовый комплекс упражнений для укрепления мышц спины

3. Лёжа на боку,голова лежит на согнутой в локте руке, поднимаем прямую ногу вверх 10-15 раз, затем отводим прямую ногу вперёд и снова 10-15 раз вверх, далее отводим ногу назад и снова 10-15 раз вверх, по 2 подхода на каждом боку. Выполняем плавно, с задержкой в верхней точке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.