Учебных пособий нарушение осанки

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Покатилов Алексей Борисович, Новак Александр Павлович, Хворостова Анна Владимировна

Активные занятия физической культурой и спортом это не только важные составляющие здорового образа жизни, но и основные методы предупреждения заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков. В статье представлен обзор основных причин формирования дефектов осанки в раннем и школьном возрасте, комплексы физических упражнений , направленных на профилактику нарушения осанки и плоскостопия у детей, даются советы, как правильно включить в режим ежедневной физической активности ребенка элементы лечебной физкультуры, массажа и выбрать вид спорта для регулярных занятий.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Покатилов Алексей Борисович, Новак Александр Павлович, Хворостова Анна Владимировна

PREVENTION OF VIOLATIONS OF POSTURE IN CHILDREN

Active physical training and sports are not only important components of a healthy lifestyle, but also the main methods of preventing musculoskeletal system diseases in children and adolescents. The article presents an overview of the main reasons for the formation of posture defects at the early and school age, sets of physical exercises aimed at preventing posture and flatfoot in children, gives tips on how to incorporate correctly the elements of physiotherapy, massage and to choose a sport for the daily physical activity of the child for regular classes.

ВЫСТАВКИ • ПЕДИАТРИЯ " таВРАЧ

А. Б. Покатилов, А. П. Новак, А. В. Хворостова

Аннотация. Активные занятия физической культурой и спортом — это не только важные составляющие здорового образа жизни, но и основные методы предупреждения заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков. В статье представлен обзор основных причин формирования дефектов осанки в раннем и школьном возрасте, комплексы физических упражнений, направленных на профилактику на-

рушения осанки и плоскостопия у детей, даются советы, как правильно включить в режим ежедневной физической активности ребенка элементы лечебной физкультуры, массажа и выбрать вид спорта для регулярных занятий.

Ключевые слова: нарушение осанки, сколиоз, мышечный корсет, физические упражнения, гимнастика, плоскостопие, массаж.

prevention of violations of posture in children

A. Pokatilov, A. Novak, A. Khvorostova

Annotation. Active physical training and sports are not only important components of a healthy lifestyle, but also the main methods of preventing musculoskeletal system diseases in children and adolescents. The article presents an overview of the main reasons for the formation of posture defects at the early and school

age, sets of physical exercises aimed at preventing posture and flatfoot in children, gives tips on how to incorporate correctly the elements of physiotherapy, massage and to choose a sport for the daily physical activity of the child for regular classes.

Keywords: violation of posture, scoliosis, muscle corset, physical exercises, gymnastics, flat feet, massage.

Обращали ли вы внимание на то, как держатся, стоят, ходят или сидят ваши дети? Понаблюдайте за ними, и вы увидите, что у одних голова поднята прямо, плечи и грудь развернуты, живот подтянут, они ходят легко и свободно,

Нарушения осанки, искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы), чрезмерные отклонения назад (кифозы) и вперед, в поясничном отделе (лордозы), к сожалению, весьма распространены. Эти дефекты нередко наблюдаются

уже у школьников первых классов. Значит, причины возникновения пороков развития позвоночника надо искать и устранять еще в дошкольном возрасте. Осанка вырабатывается в процессе роста и развития ребенка. Она во многом зависит от положения позвоночного столба и развития мышц, удерживающих его в правильном положении.

В утробе матери позвоночник плода представляет собой равномерную дугу, вершиной обращенную назад. Сразу после рождения ребенка, когда при первых его вдохах легкие начинают заполняться воздухом, позвоночник выпрямляется почти до прямой линии. С этого момента и начинается формирование осанки, продолжающееся в течение всего процесса развития ребенка.

Когда малыша начинают поворачивать и класть на животик, он двигает головой в стороны, а затем поднимает головку и удерживает ее в поднятом положении. При этом у него развиваются мышцы шеи. В шейной части позвоночника образуется изгиб вперед. Когда ребенок начинает сидеть, образуется второй изгиб позвоночника в грудной его части, выпуклостью обращенный назад. В дальнейшем при вставании ребенка на ножки таз его поворачивается вокруг головок бедренных костей, наклоняется вперед, вызывая третий изгиб позвоночника в поясничной части, выпуклостью обращенный вперед.

Дефекты осанки и сколиозы могут возникнуть еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неоко-стеневшей (хрящевой) ткани. Одной из причин их возникновения может быть, как известно, неправильное — всегда на одной руке — ношение малыша. Дефекты осанки, кифозы и лордозы могут возникнуть и в результате того, что ребенка слишком рано начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить, а недостаточно развитые мышцы, разгибающие спину, еще не подготовлены к несению статической нагрузки.

В чем же основные причины образования дефектов осанки и сколиозов у детей?

Это, во-первых, общее недостаточное развитие мускулатуры ребенка (слабость мышц), во-вторых, не-

равномерное развитие мышц спины, живота, бедер, удерживающих позвоночник в правильном положении.

Существует и ряд других неблагоприятных факторов, способствующих развитию дефектов осанки: продолжительная болезнь ребенка (рахит) или частые заболевания, ослабляющие его организм, болезни, приводящие к параличам. Большую роль в образовании сколиозов играют неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный сон), слишком мягкая постель, неправильный режим питания.

Понятно, что чем раньше выявлен дефект осанки, особенно сколиоз, и чем раньше приняты необходимые меры, тем большего успеха можно добиться в устранении дефекта. Необходимо уже с грудного возраста создавать условия, способствующие развитию мускулатуры ребенка, то есть правильно организовывать общий и двигательный режим его жизни. Очень вредно туго пеленать детей и оставлять их в таком положении на долгое время, ибо это ограничивает движения и неблагоприятно отражается на работе внутренних органов. Несколько раз в день ребенка следует разворачивать и давать ему возможность свободно двигать ногами и руками. Очень большое значение в двигательном режиме имеют физические упражнения.

В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает уверенно ходить, бегать, прыгать, полезно проводить с ним подвижные игры, давать игровые задания, включающие главным образом упражнения общеразвивающего характера и укрепляющие мышцы живота и спины.

В старшем дошкольном возрасте (4—6 лет) можно постепенно

Заниматься дети должны в мягкой обуви, легком, свободном костюмчике, без тугих резинок. Для упражнений лежа необходима чистая подстилка. Обязательно хорошо проветрить комнату перед занятиями.

Необходимо разнообразить упражнения, используя мячи, флажки, палки, обручи, мешочки с песком и другие предметы. После наиболее трудных движений хорошо на несколько минут дать ребенку отдохнуть сидя на детском стульчике. Общая длительность занятий физическими упражнениями не должна превышать 20—30 минут.

Очень ценными для ребят являются упражнения в таких естественных

движениях, как ходьба и бег. Их тоже надо стараться проводить в игровой форме, например, предложить ребенку ходить на носках, покачивая руками, поднятыми в стороны, подражая полету птиц, ходить на наружных краях стоп, как косолапый мишка, и т. п.

Правильная осанка вырабатывается у детей только в результате всестороннего физического развития. Дефекты осанки, пока они не приняли патологическую (болезненную) форму, могут быть устранены только посредством физических упражнений.

Разновидности искривлений позвоночного столба настолько индивидуальны и так тесно связаны с общим развитием и степенью физической подготовленности каждого ребенка в отдельности, что дать какие-нибудь определенные рецепты для применения корригирующих

Рис. 4. Балансирование.

упражнений не представляется возможным.

наиболее эффективны при сколиозе (правостороннем),

кифозе и лордозе Упражнения при правостороннем сколиозе (рис. 1):

• поднимание левой руки вверх с отведением другой руки назад;

• пружинящие наклоны вправо;

на четвереньках, левая рука вверх;

• прогибание спины лежа, левая рука вверх;

• наклоны вправо, сидя на косом сиденье.

Упражнения при сутулости (кифозе) (рис. 2):

• вытягивание сцепленных рук назад;

• отведение палки за лопатки;

• прогибание спины сидя, с потягиванием;

• прогибание спины с упором на локти,

Упражнения при лордозе (чрезмерном искривлении позвоночника вперед в поясничном отделе) (рис. 3):

• наклон с притягиванием груди к бедрам;

• притягивание бедра к животу;

• доставание носков сидя;

• сгибание ног лежа;

Для выработки красивой осанки особенно хороши упражнения в равновесии — балансирование (ношение мяча или мешочка с песком на голове) (рис. 4): ходьба простая, ходьба боком, ходьба на носках, ходьба с подниманием ног, ходьба выпадами, ходьба по черте, опускание на колени, сохранение равновесия на мяче, ходьба по мячам (два последних упражнения можно делать в виде вставания на скамеечки).

Говоря о нарушениях осанки, нельзя не коснуться еще одного заболевания, достаточно распространенного среди детей различного возраста, — плоскостопия. Оно может явиться причиной деформации позвоночника. Это связано с тем, что иногда уплощение одной из стоп выражено больше, тогда наступает нарушение опоры всего туловища. У ребенка для равновесия корпус непроизвольно немного наклоняется в сторону ноги, где более выражено уплощение стопы. Это постепенно и приводит к искривлению позвоночника.

Гораздо проще своевременно проводить ряд мер, которые предупредят возникновение и развитие этого заболевания, чем впоследствии лечить его. Этому помогут знания массажа и гимнастики.

Рис. 5. Массаж ног детям раннего возраста.

Рис. 6. Упражнения для укрепления мышц голеней и стоп у детей раннего возраста.

Выявляют плоскостопие по отпечатку стопы на бумаге. Подошвенную поверхность стопы смачивают красящим веществом (синькой, разведенными чернилами) и ставят ребенка ногами на лист белой бумаги. При плоскостопии отпечаток стоп не имеет внутренней выемки у подошвы. О наличии плоскостопия свидетельствует и изношенность внутренней стороны подошвы и каблука обуви.

Плоскостопие может быть врожденным, иногда оно появляется вследствие перенесенного детского паралича, реже — развивается после травмы костей стопы. Наиболее часто плоскостопие возникает от статической перегрузки нижних конечностей, например, у тучных детей. Отрицательные условия для функционального состояния сводов стоп создаются при чрезмерно продолжительном стоянии или продолжительной ходьбе ребенка по асфальту в тапочках с мягкой подошвой. Привычка ходить, широко расставляя ноги и разводя носки стоп, приводит к излишней нагрузке на внутренний край стопы и предрасполагает к развитию плоскостопия. Поэтому следует приучать детей при ходьбе ставить ноги нешироко, следить, чтобы стопы были параллельны друг другу. Вес тела при стоянии должен распределяться равномерно на обе ноги.

Понятно, что возникновение плоскостопия зависит от состояния мускулатуры ног, которая поддерживает свод стоп. У детей, мало занимающихся физкультурой и спортом, а также ослабленных каким-либо длительным заболеванием, чрезмерная нагрузка на нижние конечности (продолжительная ходьба, стояние) легко вызывает плоскостопие. Это же заболевание может возникнуть из-за необоснованного стремления родителей рано, до 1 года, ставить на ноги и обучать ходьбе не окрепших физически малышей. Начальную форму плоскостопия трудно распознать, и она незаметно переходит в более выраженную, характеризующуюся тем, что в момент нагрузки на ноги продольная выемка стопы становится менее глубокой.

Учитывая, что плоскостопие возникает в раннем возрасте,

Рис. 7. Упражнения для профилактики и лечения плоскостопия у детей дошкольного

и школьного возраста.

необходимо как можно раньше принимать меры к укреплению мышц стоп и голеней еще у грудных детей. Полезно вечером перед сном делать ребенку прохладные ножные ванны, начиная с 36—35°С и доводя до 30—28°С, а затем — массаж стоп и голеней.

Рекомендуем следующие приемы массажа ног детям раннего возраста (рис. 5): поглаживание внутренней поверхности стопы, растирание подошвы, похлопывание подошвы, поглаживание внутренней поверхности голени, растирание внутренней поверхности голени ладонью, растирание задней поверхности голени концами пальцев, разминание голени одной рукой, двумя руками.

Предупредить возникновение плоскостопия помогут средства, направленные на улучшение физического развития ребенка и укрепление его мышечной системы. При подозрении на развитие у ребенка плоскостопия в комплекс утренней гимнастики должны включаться специальные упражнения, направленные на преимущественное укрепление мышц голеней и стоп. Для детей раннего

возраста рекомендуем следующие упражнения (рис. 6): сгибание пальцев стоп (рефлекторное), сгибание пальцев стоп с помощью взрослого, скольжение ног по столу, круговые движения стоп, ползание рефлекторное (с помощью взрослого), приседание, переступание, потанцовывание.

У детей более старшего возраста укрепление мышц стоп и голеней достигается, например, сгибанием пальцев стопы, повертыванием стоп внутрь, а также сведением носков одной ноги с другой. Эти упражнения способствуют приближению переднего отдела стопы (пальцев) к заднему (пятке) и углублению свода стопы, мешая ему опускаться. Укрепление связок, поддерживающих кости стопы, препятствует развитию плоскостопия.

Упражнения в ходьбе с опорой на наружный край стопы способствуют углублению свода стопы и в то же время препятствуют отклонению пяточной кости кнаружи.

Приводим ряд упражнений, рекомендуемых для профилактики и лечения плоскостопия у детей

1. Белая Н. А. Лечебная физкультура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников. — М.: Советский

2. Дубровский В. И. Лечебная физкультура: Учебник для студентов вузов. — М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Епифанов В. А. ЛФК: Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

4. ЛФК / Под общ. ред. В. Е. Васильевой. — М.: ФиС, 2005.

случай диагностики буллезной

в условиях военного госпиталя

С целью профилактики плоскостопия рекомендуется ходить босиком по песку, скошенной траве, бегать на носках и т. д.

Заниматься гимнастикой детям можно только в хорошо проветренном, чистом помещении, убранном влажным способом. Костюм должен состоять из трусиков и мягких та-

А. В. Попов, А. А. Ефремова, М. И. Пугачев, Н. И. Михайленко, Н. В. Журавлева, М. В. Глабучек, А. П. Ливарский

Аннотация. Представлен клинический случай диагностики буллезной эмфиземы легких. Описываемое заболевание диагностировано у пациента в возрасте 20 лет без сопутствующей патологии. Буллезная болезнь легких и такие ее осложнения, как спонтанный пневмоторакс, являются важной проблемой пульмонологии. Спонтанный пневмоторакс — осложнение, часто возникающее у пациентов с буллезной болезнью легких, проявляющееся скоплением воздуха в плевральной полости вследствие возникновения патологического сообщения плевральной полости с воздухоносными путями. По мнению подавляющего большинства специалистов, одной из наиболее часто встречающихся

причин спонтанного пневмоторакса является буллезная эмфизема с истончением стенок и нарушением целостности субплеврально расположенных эмфизематозных булл. Проблема буллезной эмфиземы остается недостаточно изученной и противоречивой. С этой точки зрения, описываемый в статье клинический случай может быть интересен практикующим врачам.

Ключевые слова: буллезная эмфизема, врожденная аномалия развития легких, дисплазия соединительной ткани, буллезная болезнь, дыхательная недостаточность, спонтанный пневмоторакс.

a case of diagnostics of bullous lung disease in conditions

of a military hospital

A. Popov, A. Efremova, M. Pugachev, N. Mihajlenko, N. Zhuravleva, M. Glabuchek, A. Livarskiy

Annotation. A clinical case of diagnosis of bullous emphysema is given in this article. Described disease is diagnosed in a patient aged 20 years with no comorbidities. Bullous lung disease and its complications, such as spontaneous pneumothorax make an important problem in pulmonology. Spontaneous pneumothorax is a complication that frequently occurs in patients with bullous lung disease, manifested by the accumulation of air in the pleural cavity due to the occurrence of pathological posts pleural cavity with

pneumatic ways. The overwhelming majority of experts thinks that one of the most common causes of spontaneous pneumothorax is the bullous emphysema with thinning of the walls and violation of the integrity of the subpleural emphysematous bullae located. The problem of the bullous emphysema remains poorly understood and controversial. From this point of view, the case report described in the article may be interesting to practitioners.

Keywords: bullous emphysema, congenital anomaly of lung, connective tissue dysplasia, bullous disease, respiratory failure, spontaneous pneumothorax.

введение пневмоторакс — осложнение, часто возникающее

Буллезная болезнь легких и такие ее осложне- у пациентов с буллезной болезнью легких, проявля-ния, как спонтанный пневмоторакс, являют- ющееся скоплением воздуха в плевральной полости

ся важной проблемой пульмонологии. Спонтанный вследствие возникновения патологического сообщения

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Правильная осанка у школьника – одна из главных забот родителей. Именно в детском возрасте нужно сформировать полезную привычку – поддерживать спину в прямом положении, которая останется на всю жизнь.
В сегодняшнем обзоре вы узнаете, что такое нарушение осанки у детей школьного возраста, и какое лечение позволит устранить дефект.

Осанка у детей постепенно создается на протяжении детских лет, поэтому за время учебы в школе можно ее максимально улучшить.

Если нарушению осанки не уделить внимания, то в дальнейшем проблема проявиться в головных болях, сутулостью и значительным дискомфортом в области груди.


Нарушение осанки в школьном возрасте

Нарушение осанки у детей проявляется во всевозможных деформациях позвоночника в саггитальной и фронтальной плоскости.
Как утверждает статистика, проблемы со спиной бывают у 67% школьников старших классов, у 17 % дошколят и у 30 % учеников средних классов. В 2-3 % случаев нарушения проявляются у совсем маленьких детей.

При своевременной профилактике сколиоза у школьников дефекты становятся обратимыми. Застарелый недуг может спровоцировать снижение активности в грудной клетки, уменьшение амортизационных свойств позвоночного столба и проблемы с дыханием.

Нарушения осанки являются сигналом развития сколиоза, кифозов и поясничного лордоза.

Причины нарушений осанки у детей

Неправильная осанка может проявиться в результате приобретенных или врожденных причин. Нарушения с рождения формируются еще при внутриутробном развитии. К недугу приводят и родовые травмы.
Приобретенные нарушения выявляются в 90-95 % случаев. Чаще всего они бывают у людей, обладающих астеническим телосложением.

К дефектам спины могут привести определенные условия:

  1. Сумка или портфель носится в одной руке.
  2. Нехватка двигательной активности.
  3. Неподходящая мебель, которая не сочетается с ростом.
  4. Некачественное освещение.

Все эти факторы способствуют продолжительному нахождению в неправильном положении. На нарушения осанки может оказать влияние неправильный режим, лишний вес и ослабленные мышцы. При первых признаках детского сколиоза нужно обратиться к доктору. Квалифицированный специалист назначит лечение.

Как определить нарушение

Сколиоз у школьников сопровождается асимметрией плеч, выпуклостью живота и неестественной сутулостью.
Прежде чем проводить мероприятия по коррекции сколиоза, нужно провести осмотр и диагностику. Проверка выполняются в положении стоя.


Пятки ставятся рядом, а носки разводятся под углом 45 градусов. В некоторых случаях применяется рентген.
Если нарушение сразу определить, можно провести коррекцию.

Для этого применяются специальные упражнения для школьников. Простой комплекс упражнений при нарушении осанки детей может проводиться, как разминка.

Родителям стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. У ребенка пропал интерес к активным играм.
  2. Жалобы на болезненность в шее, голове и спине.
  3. Ребенок не может длительное время находится в одном положении.
  4. При движениях слышится хруст.

Последствия плохой осанки

Нарушение осанки отрицательно влияет на здоровье ученика.

В результате подобных недугов могут обнаружиться такие последствия:

  1. Нарушения с расположением внутренних органов.
  2. Постоянное микротравмирование позвоночного столба.
  3. Уменьшение объема легких.
  4. Головные боли, дискомфорт в спине и снижение памяти.

Дефекты в грудном отделе позвоночника могут привести к остеопении. Данное заболевание характеризуется ослаблением костных тканей.

Неполноценное усвоение кальция и проблемы с обменными процессами могут спровоцировать ломкость костей и защемление внутренних органов.

Лечение и профилактика

Теперь узнаем, как сохранить осанку школьника. Важно постоянно следить за конфигурацией спины. При сидячей работе важно периодически делать перерыв.


Рекомендуется корректировать высоту стола в соответствии с ростом ребенка. При сидении за партой спина ребенка должна прилегать к спинке стула. Сидеть нужно прямо и не склонять спину и голову вперед. Стопы ног должны ставится на полу. Под стол можно поставить специальную подставку.

Для формирования правильной осанки у школьников необходимо соблюдать такие правила:

  1. Следует организовать рабочее место. Понадобится удобная подушка и ортопедический матрас.
  2. Обувь нужно подбирать с учетом размера ног.
  3. Регулярное проведение специальных упражнений.
  4. Нельзя сидеть или стоять на одной ноге.
  5. Негативно отражается на спине ношение больших тяжестей.

Мануальная терапия рекомендуется при смещении позвонков. Процедура выполняется 1-2 раза в неделю. Дополнительно рекомендуется массаж, гимнастика и электростимуляция мышц. Массаж помогает убрать застойные явления, расслабить зажатые мышцы и устранить болезненные ощущения в спине.

Специальный корсет для осанки назначают при искривлениях позвоночного столба. Для поддержания спины рекомендуется корригирующее устройство.

Стоит выделить следующие варианты ортопедических конструкций:

  1. Согревающий корсет делается из натуральной шерсти. Такое изделие помогает согреть тело и стимулировать кровоток.
  2. Модели, защищающие спину при хождении. Изделия могут иметь различную степень жесткости. Для этого применяются вставки из пластика и металла.
  3. Поддерживающие конструкции применяются для исправления искривлений.

Перед приобретением изделия нужно определиться с типом устройства. Фиксирующие модели применяются для уменьшения нагрузки на позвоночный столб.

Корректирующие изделия актуальны для выравнивания позвоночника. Для тренировки для осанки можно использовать специальные изделия, которые делаются на заказ.


Для создания правильной осанки школьника следует носить изделие по несколько часов в день. Дополнительно к корсету нужно выполнять лечебную гимнастику, массаж и заниматься плаванием.

При 2- ой степени сколиоза изделие носится не менее 20-23 часов. При тяжелых формах сколиоза фиксаторы требуется носить продолжительное время.
Использовать ортопедические изделия следует по назначению врача. Специалист проводит корректировку размера.
Корсет может понадобиться при получении травм спины, при развитии искривлений и при сильной сутулости.

Для лучшего лечебного эффекта корректирующие устройства нужно совмещать с занятиями спортом, плаванием и массажем.
Нарушение осанки у школьника предполагает выполнение специальных упражнений. Физкультура позволяет укрепить мышцы спины, правильно сформировать скелет и защитить от дегенеративных процессов.
Для выравнивания осанки занятия следует проводить регулярно. Рекомендуются упражнения для укрепления брюшного пресса, мышц спины и для грудной клетки.

Приобретенные искривления можно исправить с помощью следующих видов спорта:

  1. Гимнастика способствует активизации кровотока, коррекции деформаций и укреплению структур позвоночного столба.
  2. Плавание помогает разгрузить позвоночный столб и тонизирует мышечный корсет. В результате тренировок улучшается двигательная активность.
  3. Конный спорт полезен для стимулирования кровообращения.
  4. Танцы способствуют развитию координации движений, созданию правильной походки и исправлению осанки.
  5. Йога применяется для растяжения мышечного корсета, устранения застойных явлений и для выравнивания позвоночника.

При искривлении спины полезно прогибание тела. Особенно в грудной клетке. Стоит выполнять и круговые вращения руками. Эффективно и отведение рук назад.

Лечебная физкультура основана на таких упражнениях, как вытягивание рук к верху, поднимание надплечий и отведение рук в стороны. Можно использовать и специальные гимнастические снаряды – небольшие гантели, мяч и палку.
Комплекс рекомендуется выполнять за час до еды. Упражнения можно начинать с 5-7 повторов, а затем увеличивать их до 10-15 раз.

Вот некоторые движения:

  1. Самолет. Руки разводятся в стороны и выполняются наклоны в разные стороны.
  2. Мельница состоит из круговых движений руками.
  3. Дровосек. Упражнение выполняется в позиции стоя. Делаются широкие замахи с наклонами вперед.
  4. Рыбка. Следует лечь на живот. Сначала поднимаются руки и верхняя часть туловища, а затем ноги.
  5. Ласточка. Нужно встать прямо и отводить назад ногу. Одновременно руки разводятся в стороны.
  6. Велосипед эффективен для тренировки брюшной полости.

Надеюсь, вам пригодится данная статья. Регулярные тренировки помогут исправить осанку. До новых встреч, уважаемые гости!


Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклонно возрастает. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможно только при правильной осанке. Умение и неумение держать свое тело влияет не только на внешний вид школьника, но и на состояние его внутренних органов, здоровье ребенка в целом. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, а иногда даже приводит к серьезным заболеваниям. Дефект осанки может стать причиной моральных переживаний ученика и отразиться на его успеваемости.

Цель: формирование правильной осанки, профилактика и исправление дефектов осанки и плоскостопия, если они уже есть; воспитание, начиная с раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
posobie.docx 115.71 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время еще острее стала проблема воспитания здорового поколения. Ведь именно оно в значительной степени определяет состояние здоровья населения России в ХХI веке, сохранение генофонда народа, его профессиональную пригодность, возможность экологического и культурного развития.

Сохранение, и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие является приоритетным направлением государственной политики.

Очевидно, что образование сегодня должно быть здоровьетворящим, направленным на формирование личности, здоровой духовно и физически, развитой интеллектуально и обладающей необходимым для этих целей знаниями и навыками, типом поведения и образом мышления.

В современных условиях учреждения образования призваны обеспечить максимальное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, запросов и потребностей самого ребенка, семьи, общества.

Сегодня, состояние здоровья младших школьников вызывает большую тревогу. Из-за негативных для здоровья последствий научно-технического прогресса (гиподинамия, экологическая загрязненность окружающей среды и т.д.) все острее становится проблема рационального использования оздоровительного эффекта средств физической культуры. А в условиях проживания в регионах Крайнего Севера, когда дети большую часть времени года ходят в зимней одежде, обуви, которая сковывает движения, и метеоусловия не позволяют достаточно играть на свежем воздухе, вести подвижный, активный образ жизни, снижается двигательная активность детей.

Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклонно возрастает. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, педиатров, ортопедов, педагогов показывают, что среди детей младшего школьного возраста наблюдается увеличение нарушения осанки. По данным НИИ гигиены детей и подростков, у 40% детей дошкольного возраста обнаружены заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе нарушения осанки и плоскостопия. Более чем у 60% младших школьников имеются нарушения осанки, и число обучающихся с такими нарушениями за время обучения в школе увеличивается. А в условиях проживания в регионах Крайнего Севера, в частности в г. Надыме, по данным физкультурно-спортивного диспансера, 2/3 детей школьного возраста страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможно только при правильной осанке. Умение и неумение держать свое тело влияет не только на внешний вид школьника, но и на состояние его внутренних органов, здоровье ребенка в целом. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, а иногда даже приводит к серьезным заболеваниям. Дефект осанки может стать причиной моральных переживаний ученика и отразиться на его успеваемости.

Вот почему необходимо постоянно следить за осанкой и независимо от ее состояния заниматься гимнастикой, формирующей правильную осанку. Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше. Исправление дефектов осанки дело всегда более трудное, чем предупреждение их. Так что лучше предупредить любые нарушения, чем потом их исправлять. Особенно это касается обучающихся старшего школьного возраста, у которых нарушения осанки становятся более стойкими.

Назрела жизненная необходимость внедрения новых инновационных образовательных технологий, разработок методических пособий и программ, рекомендаций по профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия, дающих возможность, средствами физической культуры, совершенствовать физическое состояние обучающихся и корректировать осанку.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.