Соотношение изгибов позвоночника в среднем и старшем школьном возрасте

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 261 207
  • КНИГИ 602 180
  • СЕРИИ 22 619
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 567 772

Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков: Пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей

Памяти профессора кафедры хирургических болезней детского возраста Российского государственного медицинского университета, заслуженного врача РФ, главного детского хирурга Департамента здравоохранения г. Москвы Вахтанга Панкратьевича Немсадзе

К началу нового тысячелетия произошло изменение структуры функциональных и хронических заболеваний у детей и подростков. Так, нарастание распространенности нарушений со стороны костно-мышечной системы (КМС) обусловило их третье ранговое место (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.). На сегодняшний день, в силу продолжающегося роста патологических состояний КМС и в связи с тем, что масштабы проблемы можно считать угрожающими, она выходит за рамки только медицинской и приобретает высокую медико-социальную значимость.

В силу того, что патологические состояния КМС касаются не только непосредственно этой системы, но и других систем организма, многие специалисты рассматривают состояние КМС как критериальный показатель здоровья организма в целом. Нарушения и заболевания КМС часто становятся причиной ограничения в выборе профессии, являются противопоказаниями для службы в армии, негативно сказываются на репродуктивном здоровье, ведут к инвалидности в социально активном возрасте, доставляют физические и психологические страдания.

Вместе с тем резко сократилась доступность квалифицированной ортопедической помощи, практически не ведется должное диспансерное наблюдение за формированием и развитием КМС у детей.

Исходя из этого, одним из приоритетных направлений на сегодняшний день является своевременное выявление нарушений и заболеваний КМС у детей и подростков, а также их профилактика и коррекция.

В предлагаемой нами рабочей классификации представлены наиболее часто встречающиеся в настоящее время нарушения и заболевания КМС у детей и подростков.

I. Функциональные нарушения

1. Нарушения позвоночника:

• скручивание туловища вокруг вертикальной оси,

• отсутствие строго горизонтального положения плечевого и тазового пояса,

• асимметричное расположение лопаток,

• нарушения осанки (выпрямленная, сутулая, лордическая, кифотическая, сколиотическая).

2. Нарушения свода стопы:

3. Остаточные явления рахита:

• деформации ног (варусная, вальгусная).

1. Заболевания позвоночника:

• сколиоз, патологический лордоз, патологический кифоз, кифосколиоз.

2. Заболевания стопы:

До настоящего времени немало врачей считают функциональные нарушения КМС у детей явлением, не заслуживающим серьезного внимания, поскольку они убеждены, что эти нарушения и без каких-либо лечебно-профилактических мероприятий с возрастом бесследно исчезнут.

Между тем все более укрепляется мнение, что функциональные нарушения КМС в детском возрасте представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой формируются более стойкие и серьезные нарушения и заболевания.

Одним из необходимых условий нормального формирования КМС в детском возрасте является правильная осанка, так как неправильное положение тела при повышенной эластичности детского скелета приводит к его деформациям и нарушению его развития. Нарушения осанки создают условия не только для развития заболеваний КМС, но и многих внутренних органов и систем. Так, например, у детей с сутулой осанкой снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При такой осанке также нарушается нормальное функционирование органов брюшной полости (пищеварение, выделение, репродукция).

Снижение рессорной функции позвоночника у детей с нарушенной осанкой способствует постоянным микротравмам сосудов мозга во время движений (ходьба, бег, прыжки), что отрицательно влияет на нервно-психическую деятельность, сопровождается быстрым утомлением, частыми головными болями и эмоциональной лабильностью.

КМС является основой для объединения всех органов и систем с целью выполнения функции движения тела и перемещения его в пространстве. Комплексный подход в изучении состояния КМС может быть использован в качестве критериального показателя в интегральной оценке здоровья детей и подростков.

В связи с этим значительно повышается роль педиатрической службы в выявлении и профилактике нарушений и заболеваний КМС у детей и подростков. Однако на сегодняшний день не все педиатры в достаточной степени осведомлены о возрастных особенностях КМС детей и подростков, критериях выявления нарушений КМС, формировании поведенческих факторов риска заболеваний КМС, и как следствие, основных направлениях и методах в профилактике патологических состояний КМС у детей и подростков.

Данное пособие ставит своей целью помочь медицинским работникам общеобразовательных учреждений и другим специалистам, осуществляющим медицинскую помощь детям и подросткам, улучшить диагностику костно-мышечной патологии, учитывая особенности детского и подросткового возраста, выявлять факторы риска с целью формирования групп динамического наблюдения и проведения своевременной профилактики нарушений и заболеваний КМС.

Противопоказаний для использования предлагаемых в настоящей работе методов профилактики нет.

Детские поликлиники и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и др.) оснащены основными материально-техническими средствами (медицинский кабинет, оборудованный ростомером, весами, плантографом), чтобы при проведении профилактических медицинских осмотров учащихся, используя стандартные методы обследования, своевременно выявлять нарушения со стороны КМС, проводить необходимые диагностические исследования, выявлять основные факторы риска для проведения профилактических мероприятий.

Глава 1. Возрастная динамика формирования костно-мышечной системы у детей и подростков

Формирование КМС происходит на протяжении всего периода роста и развития организма. Наиболее интенсивно в первые годы жизни. Молодая кость отличается малой плотностью и порозностью, она упруга и эластична, имеет развитую сеть сосудистых каналов. Рост кости осуществляется благодаря деятельности клеток надкостницы, костного мозга, а также клеток ткани, окружающей кровеносные сосуды в самой кости.

Костная ткань покрыта хорошо развитой надкостницей, за счет которой происходит дальнейший ее рост в толщину. Рост кости в длину происходит сначала за счет размножения хрящевых клеток и замены их костной тканью в отделах, прилегающих к диафизу, а затем за счет эпифизарной зоны (зона роста). Интенсивность роста кости в длину с возрастом уменьшается, и рост прекращается с исчезновением эпифизарной зоны.

К моменту рождения окостеневшими являются лишь диафизы трубчатых костей. Позвоночник на 39 % состоит из хрящевой ткани, а головка бедра, запястье целиком из хряща. В первые годы жизни в связи с развитием моторной функции происходит энергичное окостенение и рост скелета. Окостенение отдельных частей скелета происходит в разные сроки и в основном заканчивается к моменту прекращения роста.

Развитие соматической мускулатуры и ее функциональное совершенствование происходит на протяжении всего созревания организма. У новорожденного мышцы имеют тонкие мышечные волокна с большим количеством ядер. Они обильно снабжены кровеносными сосудами. С возрастом происходит рост мышечных волокон в толщину. Процесс морфологического становления КМС происходит в тесной связи с развитием движений.

161. Подкожный жировой слой отсутствует на …

1) веках и кончике носа

3) животе и голенях

4) стопах и ягодицах

162. При измерении длины тела испытуемый должен касаться стойки ростомера … (возможно несколько ответов)

2) межлопаточной областью

163. К соматоскопическим показателям физического развития относят … (возможно несколько ответов)

3) развитие костно – мышечной системы

4) половое развитие

5) состояние осанки

164. К основным группам скелетных мышц относят мышцы …

165. Формирование свода стопы заканчивается …

1) тогда, когда ребенок начинает ходить

2) к моменту рождения

4) в подростковом возрасте

166. В состав скелета свободной нижней конечности не входят кости

1) большая и малая берцовые

167. Размер необходимой для ребенка школьной мебели определяется

1) окружностью головы

4) жизненной емкостью легких

168. К парным костям черепа относят … кость

169. При ослаблении мышц и сухожилий стопы возникает

4) выпрямленная осанка

170. Костный возраст используют для определения

1) биологического возраста

2) соматоскопических показателей

3) календарного возраста

4) соматометрических показателей

171. Работа скелетных мышц осуществляется под контролем … нервной системы

172. У человека насчитывается около … скелетных мышц

173. Для скелетных мышц характерны … сокращения

1) медленно развивающиеся с малыми затратами кислорода и энергии

2) произвольные и непроизвольные

3) только произвольные

4) только непроизвольные

174. Снижение двигательной активности называют

175. В каждой классной комнате необходимо иметь мебель … ростовых групп

2) четырех – пяти

176. Установите соответствие между группой антропометрических признаков и соответствующими показателями

А. Соматометрические признаки 1. Степень развития жирового компонента
В. Физиометрические признаки 2. Становая сила
С. Соматоскопические признаки 3. Окружность головы

177. Когда ребенок начинает стоять и ходить, у него формируется

1) грудной кифоз

2) крестцовый кифоз

3) шейный лордоз

4) поясничный лордоз

178. При правильной осанке позвоночный столб…

1) имеет сильно выраженный изгиб в грудном отделе

2) имеет сильно выраженный изгиб в поясничном отделе

3) имеет умеренно выраженные изгибы

4) полностью выпрямлен

179. Для изготовления повседневной детской одежды рекомендуется использовать … материалы

180. Полость трубчатых костей взрослого человека заполнена

2) желтым костным мозгом

3) красным костным мозгом

181. Установите соответствие между группой антропометрических признаков и соответствующими показателями

А. Соматометрические признаки 1. Половое развитие
В. Физиометрические признаки 2. Жизненная емкость легких
С. Соматоскопические признаки 3. Окружность головы

182. Когда ребенок начинает сидеть у него формируется

1) поясничный лордоз

2) грудной кифоз

3) крестцовый кифоз

4) шейный лордоз

183. Ношение в одной руке портфеля с тяжелыми книгами способствует развитию … осанки

184. Установите соответствие между группой антропометрических признаков и соответствующими показателями

А. Соматометрические признаки 1) Становая сила
В. Физиометрические признаки 2) Рост сидя
С. Соматоскопические признаки 3) Развитие костно-мышечной системы

185. При неправильной посадке ребенка, когда он опирается грудью о край стола, нарушается развитие

1) только сердца

2) только легких

3) сердца, легких и крупных кровеносных сосудов

4) только крупных кровеносных сосудов

186. С точки зрения профилактики плоскостопия обувь ребенка должна

1) не иметь каблука

2) иметь эластичную подошву и небольшой каблучок

3) иметь высокий каблук

4) иметь неэластичную подошву

187. К основным группам скелетных мышц относят мышцы…

4) верхних конечностей

188. Скелетные мышцы прикрепляются к костям при помощи

4) соединительно-тканной оболочки (фасций)

189. Каждая ростовая группа школьной мебели предназначена для детей с разницей в росте … см

190. Самой длинной костью скелета человека является

191. Неорганические вещества придают костной ткани

192. При недостатке в пище витамина Д возникает

3) лордотическая осанка

193. У новорожденного ребенка в отличие от взрослого подвижно соединены…

1) кости мозгового черепа

2) фаланги пальцев

3) локтевая и плечевая кости

4) бедренная и берцовая кости

194. Если расстояние по вертикали между крышкой стола и сиденьем стула выше нормы (большая дифференция), то формируется … осанка

195. Длина учебных помещений (размер от доски до противоположной стены) определяется гигиеной

1) органов зрения и слуха

2) дыхательной системы

3) опорно-двигательного аппарата

4) сердечно-сосудистой системы

196. Когда ребенок начинает держать голову, у него формируется

1) грудной кифоз

2) крестцовый кифоз

3) шейный лордоз

4) поясничный лордоз

197. За первыми и вторыми партами в любом ряду размещаются учащиеся с (со) …

1) ведущей левой рукой

2) простудными заболеваниями

3) заболеваниями опорно-двигательного аппарата

4) сниженной остротой слуха

198. Ношение ранца не спасает от нарушений осанки, если он …

1) слишком тяжел

2) не имеет специальной ортопедической спинки

3) слишком легок

4) имеет много отделений

199. К отличиям в физическом развитии мальчиков и девочек относят

1) возможность измерения жизненной емкости легких с появлением произвольной регуляции

3) наличие пубертатного скачка роста

4) особенности телосложения

200. К мышцам головы относятся мышцы…

1) жевательные, мимические и диафрагма

2) только жевательные

3) только мимические

4) жевательные и мимические

201. В состав скелета свободный верхней конечности не входит ( -ят) кость (и)

3) большая и малая берцовые

202. Ношение слишком тяжелого ранца приводит к нарушению осанки, так как ребенок, сохраняя вертикальное положение тела .

1) наклоняет туловище и голову вправо или влево

2) расправляет плечи и держит голову прямо

3) выпрямляется под тяжестью ранца и запрокидывает голову назад

4) сгибается под тяжестью ранца и вытягивает шею вперед, чтобы уравновесить ранец

203. В силу гетерохронности роста и развития в процессе онтогенеза

1) позже созревают крупные мышцы

2) позже созревают средние мышцы

3) созревание всех групп мышц происходит одновременно

4) позже созревают мелкие мышцы

204. Мышцы головы прикрепляются

1) к костям скелета и коже

2) только к коже

3) к костям скелета и друг к другу

4) только к костям скелета

205. В состав пояса верхних конечностей входит

1) плечевая кость

3) локтевая кость

4) лучевая кость

206. Кости скелета ребенка

1) обладают высокой твердостью

2) не подвергаются искривлению

3) обладают высокой прочностью

4) легко искривляются при длительной тяжелой нагрузке и неправильном положении тела

207. К отличиям в физическом развитии мальчиков и девочек не относят

1) особенности развития скелета и мышечной системы

2) разные сроки пубертатного скачка роста

3) скорость роста абсолютных размеров подкожной жировой клетчатки

208. Поперечно-полосатой мышечной тканью образованы мышцы

4) кровеносных сосудов

209. К факторам закаливания не относят

1) атмосферное давление

4) лучистую энергию солнца

210. С возрастом кости становятся менее эластичными, так как в костной ткани уменьшается количество

1) воды и органических веществ

2) минеральных и органических веществ

3) минеральных веществ и воды

4) воды и минеральных веществ

211. Шейный лордоз (изгиб позвоночника вперед) появляется когда ребенок начинает

3) держать голову

212. Наибольшая доля хрящевой ткани имеет место в скелете

2) пожилых людей

3) людей зрелого возраста

213. Для правильной осанки в среднем и старшем школьном возрасте характерно следующее соотношение изгибов позвоночника

1) поясничный лордоз на 10-15 см глубже шейного

2) поясничный лордоз на 4-5 см глубже шейного

3) грудной кифоз на 10-15 см больше крестцового

4) шейный лордоз на 10-15 см глубже поясничного

214. Нарушение рессорной (амортизирующей) способности позвоночника наблюдается при … осанке

215. Для эффективной профилактики и снятия утомления на уроке рекомендуется активизировать

1) синхронную работу мышц кисти

2) асинхронную работу мышц кисти

3) работу мышц нижних конечностей

4) работу мышц туловища

216. При мышечной деятельности кровоток в скелетной мышце

217. С помощью соматометрических методик нельзя определить

1) окружность груди

3) мышечную силу

4) окружность головы

218. Ребенка просят покатать скалку, походить по бревну, нагрузить машинку, захватывая камушки только ногами, для

2) развития координации движений

3) профилактики и коррекции плоскостопия

4) профилактики нарушений осанки

219. Позже других физических качеств происходит развитие

2) скорости движений

220. Рост костей в толщину происходит за счёт деления клеток

1) эпифизарных хрящей

2) красного костного мозга

221. При рахите у ребенка не наблюдается

1) деформация грудной клетки

2) задержка роста

3) искривления ног

4) задержка психического развития

222. Механизмы регуляции позы и реализации последовательности серийных движений созревают

1) к началу грудного возраста

2) в период второго детства

3) к юношескому возрасту

4) в период первого детства

223. Возникновение … осанки сопровождается нарушением функций систем внутренних органов

1) сколиотической, лордотической и кифотической

2) только лордотической

3) только сколиотической

4) только кифотической

224. Гибкость и эластичность скелета детей связана с преобладанием у них в костной ткани

2) солей кальция

3) органических веществ

225. В 6-7 лет интенсивно развивается мелкая моторика (мелкие мышцы)

226. Снять утомление от письма можно упражнениями, в которых задействованы мышцы

227. К скелету туловища относят

2) тазовые кости

228. К нарушением опорно- двигательного аппарата не относят..

1) крыловидные лопатки

229. Физиологическими изгибами позвоночника называют…

1) только кифозы

2) лордозы и кифозы

3) только лордозы

4) лордозы, кифозы и сколиозы

230. К физиометрическим (функциональным) показателям физического развития относят… (в.н.о)

2) жизненную емкость легких

3) силовую выносливость

5) мышечную силу кисти

231. Двигательная активность ребенка стимулирует развитие…

1) нервной системы

2) репродуктивной (половой) системы

3) подкожной жировой клетчатки

4) мочевыделительной системы

232. К соматоскопическим показателям физического развития, определяемым без использования измерительных приборов, относят . (в.н.о)

2) состояние осанки

3) форму грудной клетки

4) мышечную силу

5) жизненную ёмкость лёгких

233. В состав пояса верхних конечностей входит .

2) плечевая кость

3) локтевая кость

4) лучевая кость

234. К костям туловища не относятся .

235. Доказательством того, что кость – это живой орган, не является ________ костей.

1) иннервация (наличие нервов, регулирующих жизнедеятельность костей)

Тема № 10. Мышечная система

(Задания предполагают 1 правильный ответ)
Вопрос № 10.1

Работа скелетных мышц осуществляется под контролем ___ нервной системы.

^ Варианты ответов:

4. соматической
Вопрос № 10.2

Скелетные мышцы сокращаются .

Варианты ответов:

1. быстро под действием нервных импульсов

2. медленно под действием нервных импульсов

3. быстро под действием гормонов

4. медленно под действием гормонов
Вопрос № 10.3

В силу гетерохронности роста и развития в процессе онтогенеза.

Варианты ответов:

1. раньше созревают крупные мышцы

2. раньше созревают средние мышцы

3. созревание всех групп мышц происходит одновременно

4. раньше созревают мелкие мышцы
Вопрос № 10.4

В силу гетерохронности роста и развития в процессе онтогенеза.

Варианты ответов:

1. созревание всех групп мышц происходит одновременно

2. позже созревают мышцы, обеспечивающие точность движений

3. позже созревают мышцы, обеспечивающие передвижение в пространстве

4. позже созревают мышцы, обеспечивающие поддержание позы
Вопрос № 10.5

Используя разные критерии, у человека можно насчитать около _______ скелетных мышц.

Варианты ответов:

Тема № 11. Физическое развитие

(Задания предполагают несколько правильных ответов)
Вопрос № 11.1

К соматоскопическим показателям физического развития, определяемым без использования измерительных приборов, относят .

Варианты ответов:

2. состояние осанки

3. форму грудной клетки

4. мышечную силу

5. жизненную ёмкость лёгких
Вопрос № 11.2

К соматометрическим показателям физического развития относят .

Варианты ответов:

2. окружность грудной клетки

4. мышечную силу кисти

5. рост
Вопрос № 11.3

К соматометрическим показателям физического развития относят .

Варианты ответов:

1. окружность головы

2. форму грудной клетки

3. окружность грудной клетки

4. выраженность вторичных половых признаков

5. рост
Вопрос № 11.4

К соматоскопическим (визуально определяемым) показателям физического развития относят .

Варианты ответов:

2. жизненную ёмкость лёгких

3. остроту слуха

4. вторичные половые признаки

5. форму ног
Вопрос № 11.5

При антропометрических исследованиях определение массы тела проводят с помощью медицинских весов …

Варианты ответов:

1. перед отходом ко сну

Тема № 12. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей

(Задания предполагают 1 правильный ответ)
Вопрос № 12.1

Формирование свода стопы заканчивается .

Варианты ответов:

1. тогда, когда ребенок начинает стоять

2. в подростковом возрасте

3. к моменту рождения

4. тогда, когда ребенок начинает сидеть
Вопрос № 12.2

При неправильной осанке .

Варианты ответов:

1. усиливается обмен веществ

2. увеличивается жизненная ёмкость лёгких

3. снижается утомляемость

4. затрудняется работа сердца
Вопрос № 12.3

С точки зрения профилактики плоскостопия обувь ребенка должна .

Варианты ответов:

1. не иметь жесткого задника

2. не иметь каблука

3. иметь жесткую подошву

4. иметь невысокий каблук
Вопрос № 12.4

К причинам нарушения осанки не относят .

Варианты ответов:

1. навык правильной посадки

2. несоответствие школьной мебели росту и пропорциям тела ребенка

3. ослабление связочно-мышечного аппарата

4. ношение тяжестей в одной руке
Вопрос № 12.5

Для правильной осанки в среднем и старшем школьном возрасте характерно следующее соотношение изгибов позвоночника.

Варианты ответов:

1. шейный лордоз на 10-15 см глубже поясничного

2. грудной кифоз на 10-15 см больше крестцового

3. поясничный лордоз на 10-15 см глубже шейного

Тема № 13. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем

(Задания предполагают 1 правильный ответ)
Вопрос № 13.1

Органом чувств является .

Варианты ответов:

4. кортиев орган
Вопрос № 13.2

К внешним анализаторам относится.

Варианты ответов:

4. двигательный
Вопрос № 13.3

Сенсорная депривация приводит к недоразвитию у ребенка ___ систем(-ы).

Варианты ответов:

4. кровеносной
Вопрос № 13.4

В сенсорообогащенной среде наблюдается…..

Варианты ответов:

1. остановка развития ребенка

2. замедленное физическое развитие ребенка

3. замедленное психическое развитие ребенка

4. ускоренное развитие ребенка
Вопрос № 13.5

В восприятии и анализе сенсорной информации принимают участие ________ зоны коры больших полушарий.

Варианты ответов:

1. только сенсорные

3. только ассоциативные

Тема № 14. Зрительная сенсорная система

(Задания предполагают 1 правильный ответ)
Вопрос № 14.1

Фоторецепторы располагаются в .

Варианты ответов:

1. сосудистой оболочке

2. белочной оболочке

4. сетчатке
Вопрос № 14.2

Максимальной эластичностью обладает хрусталик .

Варианты ответов:

1. взрослых людей

3. пожилых людей

4. грудных детей
Вопрос № 14.3

В оптическую систему глаза входит .

Варианты ответов:

4. хрусталик
Вопрос № 14.4

Изменение кривизны хрусталика происходит за счет работы .

Варианты ответов:

1. стекловидного тела

4. ресничной мышцы сосудистой оболочки глазного яблока
Вопрос № 14.5

Анализ зрительных раздражителей начинается в .

Варианты ответов:

1. сетчатке, содержащей зрительные рецепторы

2. зрительном нерве

Тема № 15. Слуховая сенсорная система

(Задания предполагают 1 правильный ответ)
Вопрос № 15.1

Улитка входит в состав .

Варианты ответов:

1. вестибулярного аппарата

3. внутреннего уха

4. наружного уха
Вопрос № 15.2

Барабанная перепонка отделяет .

Варианты ответов:

1. наружное ухо от среднего

2. улитку от преддверия

3. наружное ухо от внутреннего

4. среднее ухо от внутреннего
Вопрос № 15.3

В ходе онтогенеза раньше всего созревает (-ют) .

Варианты ответов:

1. подкорковые слуховые структуры

2. слуховой нерв

3. слуховая зона коры больших полушарий

4. слуховые рецепторы
Вопрос № 15.4

Слуховая зона коры больших полушарий находится в ___ доле.

Варианты ответов:

4. височной
Вопрос № 15.5

Усиление звуковых колебаний обеспечивают структуры .

Варианты ответов:

1. наружного и среднего уха

2. внутреннего уха

3. кортиева органа

Тема № 16. Профилактика нарушений слуха и зрения

(Задания предполагают 1 правильный ответ)
Вопрос № 16.1

Если человек при чтении приближает книгу к глазам, то можно предположить у него.

Варианты ответов:

4. близорукость
Вопрос № 16.2

Варианты ответов:

1. повышается внимание

2. повышается иммунитет

3. снижается работоспособность

4. повышается работоспособность
Вопрос № 16.3

Для гигиены зрения и слуха не имеют значения .

Варианты ответов:

1. параметры микроклимата

3. размеры учебных помещений

4. показатели светового режима учебных помещений
Вопрос № 16.4

Чтение в транспорте приводит к развитию .

Варианты ответов:

4. астигматизма
Вопрос № 16.5

Нарушение цветового зрения наблюдается при .

Варианты ответов:

Тема № 17. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь

(Задания предполагают несколько правильных ответов)
Вопрос № 17.1

К защитным функциям крови относят обеспечение .

Варианты ответов:

1. переноса питательных веществ

2. свёртывания крови

3. переноса кислорода и углекислого газа

4. иммунитета
Вопрос № 17.2

Под ассимиляцией понимают процессы, при которых происходит .

Варианты ответов:

1. поглощение энергии

2. расщепление органических веществ

3. синтез органических веществ

4. выделение энергии
Вопрос № 17.3

Под диссимиляцией понимают процессы, при которых происходит .

Варианты ответов:

1. поглощение энергии

2. синтез органических веществ

3. расщепление органических веществ

Тема № 18. Кровообращение

(Задания предполагают 1 правильный ответ)
Вопрос № 18.1

Повреждение сердечных клапанов приводит к .

Варианты ответов:

1. порокам сердца

2. инфаркту миокарда

4. стенокардии
Вопрос № 18.2

Количество крови, выбрасываемой сердцем за минуту (минутный объём крови) с возрастом …

Варианты ответов:

1. меняется в зависимости от индивидуальных особенностей организма

4. не меняется
Вопрос № 18.3

С возрастом у детей частота сердечных сокращений .

Варианты ответов:

1. уменьшается, минутный объём крови увеличивается

2. и минутный объём крови увеличиваются

3. и минутный объем крови уменьшаются

4. увеличивается, минутный объем крови уменьшается
Вопрос № 18.4

К уменьшению частоты сердечных сокращений приводит действие ионов .

Варианты ответов:

4. хлора
Вопрос № 18.5

К уменьшению частоты сердечных сокращений приводит влияние ___ нервной системы.

Варианты ответов:

Тема № 19. Дыхание

(Задания предполагают 1 правильный ответ)
Вопрос № 19.1

В состав дыхательной системы не входит(-ят) .

Варианты ответов:

2. артериолы и венулы

3. носовая полость

4. гортань
Вопрос № 19.2

К гуморальным факторам регуляции дыхания относят .

Варианты ответов:

1. углекислый газ

4. пепсин
Вопрос № 19.3

Измерение жизненной емкости легких, требующее сознательных действий со стороны ребенка, становится возможным .

Варианты ответов:

2. после 4 – 5 лет

3. после 13 – 15 лет

4. с момента рождения
Вопрос № 19.4

В лёгких происходит .

Варианты ответов:

2. образование гемоглобина

3. охлаждение воздуха

4. газообмен
Вопрос № 19.5

Количество дыхательных движений, которое делает взрослый человек за одну минуту, составляет в среднем …

Варианты ответов:

Тема № 20. Пищеварение

(Задания предполагают 1 правильный ответ)
Вопрос № 20.1

Поджелудочный сок поступает в .

Варианты ответов:

3. двенадцатиперстную кишку

4. желудок
Вопрос № 20.2

К пищеварительным железам не относят .

Варианты ответов:

1. слюнные железы

2. поджелудочную железу

3. молочные железы

4. печень
Вопрос № 20.3

К пищеварительным железам не относят .

Варианты ответов:

2. тимус (вилочковую) железу

3. слюнные железы

4. поджелудочную железу
Вопрос № 20.4

По пищеводу пища поступает в .

Варианты ответов:

2. поджелудочную железу

3. тонкий кишечник

4. двенадцатиперстную кишку
Вопрос № 20.5

Ворсинки, увеличивающие поверхность всасывания, являются структурами…

Варианты ответов:

1. тонкого кишечника

3. толстого кишечника

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.