Рекомендации для родителей в детском саду по профилактике нарушения осанки

Правильная осанка

Нарушения осанки у детей, как правило, начинают формироваться с началом школьной жизни.Для детей младших классов искривление позвоночника, сутулая спина являются очень частой проблемой.

Нарушения осанки приводят к серьезным заболеваниям позвоночника и внутренних органов, ухудшению кровоснабжения головного мозга и, как следствие, к утомляемости, снижению успеваемости в школе и даже к нарушениям физического и психического развития.

Реальность такова, что факторов риска нарушений осанки становится все больше. Малоподвижный образ жизни, неблагоприятная экологическая ситуация, увеличение частоты хронических заболеваний у детей приводят к нарушениям развития опорно-двигательного аппарата.

Возросшие требования к образованию привели к тому, что ребенок стал больше времени проводить за партой или столом. Компьютер, компьютерные игры, игровые приставки, телевидение приводят к еще большему снижению активности, заставляют ребенка длительное время находиться в статической позе. Если ребенок длительно находится в неудобной позе, неправильно лежит, сидит или ходит, то может сформироваться неправильный тип осанки со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы этого не произошло, необходимо воспитывать у ребенка умение принимать позу правильной осанки и сохранять её длительное время при сидении, стоянии и ходьбе.

Часто у родителей просто нет времени для контроля, да и сам контроль зачастую сводится к замечаниям: не горбись, не сутулься, сиди ровно! Нарушение осанки происходит постепенно, и родители начинают бить тревогу только тогда, когда нарушение уже в выраженной степени и требует вмешательства врача, применения серьезных средств лечения или даже операции.

Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильной осанке детей с детского возраста.

Если родители хотят видеть своих детей здоровыми, крепкими и не отягощенными массой комплексов, то следует выполнять простые рекомендации, и чем раньше начать уделять внимание этому вопросу, тем лучше будет результат.

Нарушению осанки способствует плоскостопие

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви одна нога может стать немного короче, чем другая, это в свою очередь станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную сторону, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи играют решающее значение в правильной осанке ребенка, а потом и взрослого.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, снижаются окислительные процессы в организме, что ведет к усталости во время физической и умственной работы. Искривленный позвоночник может привести не только к близорукости и остеохондрозу, но и нормальному функционированию внутренних органов. Кроме физиологических последствий кривой спины не менее пагубные – психологические. В какой бы супер современной одежде ребенок не был одет, если он сутулый, то смотрится неудачником и мямлей. Психологи утверждают, что сутулого, с понурой головой ребенка воспринимают как неудачника. Это влияет на психику самого ребенка, который, в конце концов, сам начинает верить в то, что неудачник.

Нарушению осанки способствует плоскостопие. Чем раньше его обнаружить, тем легче исправить. Определить плоскостопие легко: подошву ученика смачивают слабым раствором марганцовки и делают оттиск на бумаге. Стопа бывает нормальная, плоская и полая. Для формирования правильной осанки большое значение имеют упражнения, укрепляющие мышцы стопы, которые предупреждают плоскостопие и помогают исправить его.

О красивой осанке родители должны думать, когда малыш еще лежит в коляске. Для формирования у ребенка правильной осанки родителям необходимо:

До года регулярно делать младенцу общеукрепляющий массаж.

Не спешить ребенка усаживать, обкладывая подушками раньше времени.

Не начинать раньше времени учить ребенка ходить.

Не гулять часами в складной прогулочной коляске с провисшим дном.

Побуждать ребенка как можно больше ползать, чтобы укреплялись мышцы спины и шеи.

Приучить малыша спать, ровно расправив ножки, а не свернувшись калачиком.

Приобрести для сна ровный и жестский матрас, маленькую и низкую подушку.

Не разрешать ребенку читать лежа.

Особенно нужно обратить внимание родителям на осанку ребенка во время принятия пищи, работы над домашним заданием, сидя за компьютером. Читать и писать ребенок должен за столом, а не сидя в кресле или на диване. Непосредственная обязанность родителей – следить за тем, чтобы при любой работе за столом у ребенка ноги, спина и руки имели опору. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего. При этом высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Лучше всего подходит кресло, регулируемое по высоте, с высокой спинкой и подлокотниками.

Нарушения осанки возникают из-за недостатка движения. Прогулки, занятия туризмом, танцами и плаванием будут очень полезны.

Для правильной осанки вредно:

Ездить на самокате, кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю.

Заниматься в младшем школьном возрасте видами спорта, которые делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным (теннис, фехтование, бадминтон, бокс, художественная и спортивная гимнастика, борьба), что в дальнейшем может плохо сказаться на осанке.

Держать груз на вытянутых руках, а также поднимать тяжести, не используя силу ног.

Носить сумку с учебниками через плечо вместо ранца. Ранец или рюкзак с жесткой (ортопедической) спинкой и широкими лямками ребенок должен носить примерно до класса 6-го-7-го. Рюкзак нужно подогнать по размеру, он не должен быть слишком тяжелым.

Общие рекомендации:

Прививайте любовь к правильным позам, убедите ребенка, что они удобнее и менее утомительны, тогда навык будет устойчивым и останется на всю жизнь.

Профилактические осмотры надо делать дома один раз в две недели. Чем раньше обнаружится проблема, тем легче её решить;

Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2–3 см. выше локтя опущенной руки вашего ребенка, когда он сидит.

Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб.

Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволяет ребенку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.

Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.

Через каждые 30—45 минут занятий следует делать перерывы, встать и подвигаться 5—10 минут.

Спать рекомендуется на твердой и ровной постели с невысокой подушкой. Кровать должна быть на 20–25 см. больше, чем рост ребенка.

Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком.

Не разрешайте читать, лёжа на боку.

Запрещайте носить тяжести в одной и той же руке или на одном и том же плече.

Лучшим портфелем для школьника является ранец.

Рациональный режим (полноценное питание, сон, чередование разных видов деятельности, прогулки).

Регулярно выполняйте упражнения для правильной осанки.

Упражнения для правильной осанки

Основными средствами формирования правильной осанки являются занятия физическими упражнениями и физическая активность.

1. Стоя у стены. Принять положение правильной осанки: живот втянуть, плечи развернуть, ноги выпрямить, голову приподнять. Отойти от стены на один шаг и проверить правильность осанки. Удерживать позу 5-10 сек.

2. Стоя у стены в положении правильной осанки. Присесть с прямой спиной, касающейся стены, и встать, не отклоняясь от нее.

3. Стоя у стены в положении правильной осанки. Выполнить движения руками вперед, вверх, в стороны, на пояс; медленно поднять согнутую ногу, захватив её руками, прижать к туловищу, не отрываясь от стены.

4. Стоя, руки за головой, дыхание произвольное. Вначале отвести руки в стороны, затем поднять их вверх и прогнуться. Замереть в этом положении на 2–4 сек. затем вернуться в исходное положение.

5. Стоя на шаг от стены, касаясь стены ладонями. Прогнуться как можно больше назад и удерживать позу 3-5сек., затем вернуться в исходное положение.

6. Лежа на животе, руки согнуты, кисти расположены под грудью, локти направлены назад. Опираясь на руки и не отрывая бедра от пола, необходимо прогнуться. В таком положении замереть на 3–5 сек., затем вернуться в исходное положение.

7.Стоя ноги врозь. Положить на голову предмет (книгу, мешочек с крупой). Выполните приседания, держа ровно голову и спину, так чтобы предмет не упал.

8. Ходьба с предметом (мешочком, книгой) на голове с сохранением правильной осанки.

Соблюдая эти советы, через некоторое время вы заметите, какие у ваших детей стали красивые, уверенные движения, как изменилась к лучшему их осанка. Здоровья вам и вашим детям!

Как сберечь ребенку глазки?

Конечно же, родители пребывают в шоке (особенно если у них самих зрение хорошее) и не знают, почему так происходит и что им делать. А способ сберечь детские глазки только один – профилактика нарушений зрения у детей с самого раннего возраста!

Когда можно выявить нарушения зрения у детей?

Впервые малыш встречается с офтальмологом обычно в возрасте 1-3 месяцев (в исключительных случаях - до полугода). В этом возрасте можно обнаружить разного рода врожденные проблемы со зрением у ребенка и даже спрогнозировать возможность развития близорукости и дальнозоркости у малыша в будущем. Если врач диагностирует у малыша косоглазие – не стоит пугаться. В таком возрасте это частое явление и довольно легко лечится. Главное в этом случае – дополнительно показать ребенка невропатологу. У новорожденного ребенка офтальмолог может также диагностировать дальнозоркость. Но это является нормальной физиологической особенностью недавно родившихся малышей, которая проходит со временем – по мере увеличения глазного яблока. Если же с течением времени дальнозоркость не уменьшается или даже прогрессирует – есть смысл провести обследование ребенка.

Если в результате первого осмотра нарушений зрения у детей не выявлено – второй осмотр проводится в возрасте 3 лет. И в этом возрасте у врача появляется возможность уверенно диагностировать устойчивые проблемы со зрением или косоглазие у ребенка, если эти проблемы имеют место быть. Коррекция зрения, если были обнаружены какие-то проблемы, должна начаться как можно раньше – чтобы лечение было успешным.

Затем осмотр офтальмологом, если у ребенка нет никаких проблем со зрением и жалоб, будет осуществляться только в рамках плановых диспансеризаций.

Причины нарушений зрения у детей

Причин нарушений зрения у детей существует немало. Первой и самой главной из них является наследственность. Если у обоих родителей есть проблемы со зрением – их ребенок входит в группу повышенного риска. Поэтому, профилактика нарушений зрения у детей , рожденных такими родителями, должна проходить с особым вниманием.

Другой причиной развития заболеваний глаз может быть так называемая ложная близорукость. Возникает она, как правило, тогда, когда глаза ребенка начинают испытывать повышенную нагрузку, к которой они не привыкли. Это часто происходит, когда дети идут в первый класс или уже являются выпускниками школы – одним словом, тогда, когда детям приходится сидеть за книгами или компьютером, напрягая зрение, круглые сутки. Отличить ложную близорукость от реальной можно по одному критерию: ложная близорукость обратима, то есть четкость зрения восстанавливается, когда часть нагрузки на глаза уходит. При истинной близорукости этого не происходит. Но ложная близорукость может перейти в истинную, если, сохраняя такой напряженный образ жизни, не делать специальную гимнастику для укрепления зрения и не употреблять витамины для глаз, которые должен прописать офтальмолог.

Уже ни для кого не секрет, что длительный просмотр телевизора или сидение за компьютером способны стать причиной нарушений зрения у детей. Дело в том, что при взгляде на экран глазам ребенка приходится совершать большое количество мелких движений, которые просто утомляют мышцы его глаз, способствуя развитию близорукости и появлению других проблем со зрением. А если это происходит еще и при плохом освещении или на близком расстоянии – нагрузка на глаза увеличивается и близорукость развивается еще сильнее.

Причиной нарушений зрения у детей могут быть и частые инфекционные или воспалительные заболевания глаз. Это ячмени, конъюнктивиты и другие проблемы с глазами.

Кроме того, спровоцировать проблемы со зрением могут и разного рода неблагоприятные воздействия на глаза окружающей среды. Если ребенок будет долго смотреть на солнце, на искры сварки, постоянно подвергаться попаданию соринок и песка в глаза, терпеть микротравмы глаз, которые могут происходить ежедневно – велика вероятность, что в скором будущем у Вашего ребенка начнутся проблемы со зрением.

Недостаток витаминов, важных для зрения, в рационе тоже может причиной нарушений зрения у детей.

Профилактика нарушений зрения у детей

Чтобы у детей не было проблем со зрением, достаточно выполнять несколько простых рекомендаций:

1. Чтобы нагрузки в школе и обилие домашних заданий не подкосили здоровье глаз Вашего ребенка, старайтесь делать так, чтобы эти нагрузки были дозированными. Например, ребенок читает что-то или пишет течение 15-20 минут, после чего 5-10 минут смотрит вдаль (например, в окно). Таким образом, работа на близком расстоянии сочетается со взглядом вдаль, что хорошо тренирует зрение у детей и взрослых.

2. Следите за тем, чтобы освещение рабочего места школьника было качественным, ведь профилактика нарушения зрения у детей невозможна без соблюдения этого условия. Яркость от лампы должна распределяться равномерно по всему столу, а также яркость освещения стола и яркость освещения комнаты не должны сильно различаться (то есть писать или читать за столом при свете лампы в темной комнате – не лучшая идея). Но следите также и за тем, чтобы свет не слепил глаза ребенка. Оптимальным источником искусственного света является люминисцентная лампа, а вообще освещение должно распределяться так: 10-15 ватт на 1кв.м. комнаты, 40-60 ватт на 1кв.м. над письменным столом. Но, тем не менее, самым лучшим освещением для приготовления домашних заданий и профилактики нарушений зрения у детейявляется дневной свет, падающий из окна.

3. Для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух, который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на лавочке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться.

4. По согласованию с врачом давайте ребенку витамины и препараты для укрепления зрения: витамины А, С, витамины группы В, препарат с экстрактом черники или клюквы. Кроме того, для профилактики нарушений зрения у детей полезно употреблять овощи и фрукты оранжевого цвета, листовую зелень, пить витаминные чаи (из плодов шиповника, рябины, черной смородины, калины, облепихи).

5. Ограничивайте для детей время просмотра телевизора и работы за компьютером. Детям до 2 лет телевизор смотреть противопоказано вообще, а младшим школьникам разрешается проводить перед телевизором не больше 2 часов в день – да и то, на безопасном расстоянии около 2-3 метров. Что касается компьютера, то младшим школьникам можно сидеть перед монитором час в день, а детям 10-13 лет – до 2 часов. И, конечно, необходимо делать перерывы – так же, как первом пункте.

6. Обеспечивайте ребенку полноценное питание – ведь зрение зависит от работы соответствующих отделов мозга, а мозг не может нормально функционировать без нормального питания. Для профилактики нарушений зрения у детей необходимо употреблять мясо, рыбу, яйца, сливочное масло, орехи и пить много воды.

7. Следите за тем, чтобы ребенок не тер глаза грязными руками и всегда надевал солнцезащитные очки, выходя летом на улицу. Так Вы защитите малыша от инфекций, воспалений и повреждений глаз из-за неблагоприятных воздействий окружающей среды.

8. Лучшая профилактика нарушений зрения у детей – это специальная гимнастика для глаз.

Предлагаем Вам несколько простых упражнений.

А теперь пусть ребенок подвигает глазками вертикально: вверх-вниз – также досчитывая до пяти. Заканчивается упражнение так же – посмотреть вперед и закрыть глазки. Повторить 3-4 раза.

Есть еще одно хорошее упражнение для профилактики нарушений зрения у детей. Сильно-сильно зажмурьтесь вместе с ребенком, а потом резко широко откройте глаза. Повторите 3-4 раза.

И, напоследок, быстро-быстро поморгайте глазками, считая до 30. После этого отдохните, закрыв глаза. Повторите также 3-4 раза.

Профилактика нарушений зрения – одна из важнейших задач для родителей в современном мире. И чем раньше Вы начнете эту профилактику – тем больше вероятности, что зрение Вашего чада будет острым как можно дольше!

Любите своего ребенка!

1. Внимательно выслушивайте своих детей. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать.

2. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им, попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами.

3. Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь с проблемами.

4.Проявляйте тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем. Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка.

5.Создавайте атмосферу эмоциональной привязанности в семье.

6.Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем.

7.Общайтесь, обсуждайте проблемы. Учите разрешать их, внушайте оптимизм.

8.Предпочтите требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности.

9.Снимайте авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим!

10.Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений

  • " onclick="window.open(this.href,'win2','status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no'); return false;" rel="nofollow"> Печать
  • E-mail

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений


Осанка
– это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.

Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Следует использовать словесные указания, показ, контроль за осанкой как со стороны взрослого, так и со стороны самого ребенка.

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду.

Памятка для родителей

1. У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).

2. Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.

3. Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой.

4. Лучше приучать детей спать на спине.

Несколько оздоровительных упражнений для красивой осанки:

Вам, ребята, так скажу:

Вы попробуйте друзья,

Удержаться так, как я!

И.п. – лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс,


Руки в стороны и вот,

Мы летим как самолет.

И.п. – лежа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, развести руки в стороны, задержаться в этом положении на счёт 2-4-6-8-10, вернуться в и.п.


Руки на поясе, спинкой прогнусь,

Сколько надо задержусь.

И.п. – лёжа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, руки на поясе. Задержаться в этом положении на счет

2-4-6-8-10, вернуться в и.п.


И посмотрю немножечко.

И.п. – лёжа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, вытянуть руки вверх, руки сцеплены в замок, задержаться в этом положении на счёт 2-4-6, вернуться в и.п.


И.п. – лёжа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, руки к плечам. Круговые движения вперёд (4 раза) и назад (4 раза), вернуться в и.п. Повторить 2-4 раза.


И.п. – лёжа на животе. Поднять руки и плечевой пояс, руки вперёд – в стороны – вперёд, вернуться в и.п. Повторить 2-4 раза.

И.п. – лёжа на животе. Поднять голову и плечевой пояс, вытянуть руки вперёд. Сжимать и разжимать кулаки на счёт 2-4-6-8-10, вернуться в и.п. Повторить 2-4 раза.


- носить ранец, либо рюкзак с жесткой спинкой до 13-14 лет;
- кататься на велосипеде с правильно отрегулированной высотой руля,
- ползать на четвереньках;
- заниматься плаванием;
- развивать координацию движений.

Не рекомендуется:

- носить сумку на одном плече;

- длительно ходить в кроссовках, т.к. в них нога перегревается, мышцы стопы расслабляются, что приводит к плоскостопию и как следствию – нарушению осанки.

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринуждённо стоящего человека, а правильная осанка- это показатель правильного анатомического развития, она сказывается на физическом и психологическом состоянии человека.

Нарушения осанки и сколиоз - самые распространённые заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Число детей с нарушениями осанки варьирует от 30 % до 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10-15 % детей.

Среди детей, начинающих посещать детский сад нарушения осанки встречаются у 5-6 %, а перед поступлением в школу число детей с нарушением осанки достигает 20%. За время пребывания в начальной школе число таких детей увеличивается в два раза, а перед окончанием школы нарушение осанки имеет уже каждый второй подросток.

При нарушениях осанки ухудшается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, замедляются обменные процессы, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки вызывают нарушения зрения (близорукость, астигматизм), отрицательно влияют на состояние нервной системы. Маленькие дети становятся замкнутыми, капризными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Те, кто постарше, жалуются на боли в позвоночнике, возникающие после нагрузок, чувство онемения в области между лопатками.

Осанка считается нормальной, если человек держит голову прямо, его грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги в коленных и тазобедренных суставах разогнуты.

Наиболее часто нарушения осанки характеризуются увеличением шейного и грудного изгибов позвоночника, опущенной головой и плечами, запавшей грудной клеткой, свисающим животом.

Поскольку на рост и формирование осанки влияет окружающая среда, родители должны контролировать позу детей, когда они сидят, стоят и ходят. То же самое должны делать и сотрудники детских учреждений.

Огромное значение для формирования правильной осанки у ребёнка имеют следующие факторы:

  • своевременное рациональное питание;
  • активные прогулки и игры на свежем воздухе;
  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • оптимальная освещённость игровых уголков и мест проведения учебных занятий;
  • привычка правильно сидеть за столом и переносить тяжёлые предметы;
  • умение следить за своей походкой, расслаблять мышцы.

Главное и наиболее эффективное средство профилактики нарушений осанки - правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования хорошей осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей с трёх лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле и за столом.

Стол у ребёнка должен быть на уровне локтя его опущенной руки, а высота стула в норме не должна превышать высоту голени до подколенной ямки. Если ноги обутого ребёнка не достают до пола, ему нужна подставка, чтобы тазобедренные и коленные суставы в положении сидя были согнуты под прямым углом.

Сидеть нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Расстояние между грудью и столом -1,5-2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель - без ровной опоры тело примет согнутое положение, что приведёт к растяжению и ослаблению мышц спины, ограничит подвижность грудной клетки.

Важна и поза во время сна. Лучше всего, если ребёнок привыкнет спать на спине, иногда на животе, но только не на одном и том же боку, свернувшись калачиком, с коленями, подтянутыми к груди.

Полезны для детей подвижные игры, особенно на свежим воздухе. Они укрепляют мышцы тела, способствуют лучшей работе сердца, органов дыхания, активному обмену веществ.

Питание должно быть полноценным и разнообразным. Ежедневно в рацион ребёнка необходимо включать молоко и кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог), блюда из мяса и рыбы, свежие овощи и фрукты, соки.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учёте у ортопеда. Им показаны лечебная физкультура, массаж, лечебное плаванье, физиотерапия, ортопедическое пособие и т.д.

Управления Роспотребнадзора по ЯНАО И.А.Фаркова

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2020 г.

Адрес: 629000, г. Салехард, ул. Титова, д. 10

Что такое правильная осанка

  • Осанка — одно из важнейших понятий для определения тела ребенка в про­странстве, обнаружения признаков ортопедических заболеваний, связанных с нару­шением статико-динамических свойств позвоночника. Осанкой принято называть привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, равномерности их развития.
  • Нормальная (или правильная) осанка — умение сохранить правильное по­ложение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприят­ные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, внутренних органов. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, симметрично расположенными (без выпячивания нижнего края) ло­патками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп.

Для дошкольников характерные черты правильной осанки имеют свои осо­бенности: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1 —2 см; изгибы позвоноч­ника выражены умеренно; угол наклона таза невелик.

Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушений осанки.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного ап­парата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Упражнения должны соответствовать возрастным и индивидуальным воз­можностям детей и постепенно усложняться с возрастом.

В числе упражнений, способствующих закреплению правильной осанки, основ­ными являются упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, живота. При выборе общеразвивающих упражнений предпочтение отдается упражнениям симметричного характера. С целью выравнивания сил мышечной тяги необходимо чаще применять упражнения с предметами: гимнастической палкой, мячом, обручем. Для выпрямления позвоночника и правильного держания головы необходимы упраж­нения, во время которых ребенок одновременно вытягивает вверх руки и поднимает голову. Эти упражнения можно давать из исходного положения лежа и с пособиями (палкой, веревкой, флажками). Взрослому необходимо следить, чтобы дети делали упражнения без напряжения, руки ребенка при поднимании вверх должны быть шире плеч, голова поднята. Для развития подвижности позвоночника рекомендуются на­клоны туловища, повороты в сторону.

Большое значение для профилактики нарушений осанки имеют упражнения в равновесии, так как они требуют удержания позвоночника в прямом положении при любой возможной позе и движении.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует помнить, что спор­тивная нагрузка не должна превышать возможностей детского организма, необходимо чередовать ее с отдыхом, сочетая его с выполнением дыхательных упражнений, упраж­нений на расслабление.

Закреплению навыка правиль­ной осанки способствуют упражнения у стенки, лежа на полу, сидя, когда взрос­лый фиксирует внимание детей на пра­вильном положении тела. Это же реко­мендуется выполнять во время ходьбы, бега, при проведении подвижных игр с правилами.

Внимание! Дети с выраженными нарушениями осанки нуждаются в допол­нительных занятиях по лечебной физиче­ской культуре (ЛФК).

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки

Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем для детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет), имеющих нарушения осанки

и. п. То же влево. Смотреть в сторону пово­рота. Повторить по 3 раза.

Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой для детей старшего дошкольного возраста (5—7 лет), имеющих нарушения осанки

  1. И. п.: о. с. — палка внизу. 1 — пал­ку вперед; 2 — вверх, 3 — вперед; 4 — и. п. Повторить 6—8 раз.
  2. И. п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной в опущенных руках. 1 —3 — плав­ными движениями поднимать палку назад вверх; 4 — и. п. При выполнении упражнения голову не опускать, руки прямые, движения от плеча. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
  3. И. п.: ноги врозь, палка внизу. 1 —2 — наклон вперед, одновременно поднимать руки вперед, смотреть на руки; 3—4 — и. п. Повторить 6—8 раз. Выполняя упражнение, потянуться вперед.
  4. И. п.: ноги на ширине плеч, палка к груди. 1 — поднять палку вверх; 2 — наклон вправо; 3 — поднять палку вверх; 4 — и. п. То же в другую сторону. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
  5. И. п.: стоя на коленях, ноги врозь, палка внизу. 1 — поворот корпуса вправо, одновременно руки вперед; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.
  6. И. п.: лежа на животе, палка в пря­мых руках. 1—2 — палку вверх, посмотреть на нее; 3—4 — и. п. Ноги от пола не отрывать. Повторить 6—8 раз.
  7. И. п.: сидя, ноги согнуть, ступни на палке, лежащей на полу, руки в упор сза­ди. 1 —4 — ступнями ног катить палку вперед до полного выпрямления ног, затем обратное движение. Повторить 4—6 раз.
  8. И. п.: о. с. — палка внизу. 1 — поднять палку вверх, посмотреть на нее — вдох; 2 — и. п. — выдох. Повторить 6—8 раз.

Дыхательные упражнения при нарушениях осанки

Положительный эффект при наруше­ниях осанки дают дыхательные упражнения. Они оказывают общеукрепляющее воздей­ствие на организм ребенка, способствуют развитию разных групп мышц. Наиболее часто с этой целью используются динамиче­ские дыхательные упражнения (с движением туловища, рук и ног), а также дыхательные упражнения с произнесением звуков (звуко­вая гимнастика).

Упражнения дыхательной гимнастики

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.