Расстояние от крестцов до вышнего волочка

Примеры расчета расстояний:

  • Расстояние от Москвы до Киева
  • Расстояние от Москвы до Питера
  • Расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода
  • Расстояние от Москвы до Ярославля
  • Расстояние от Москвы до Владивостока
  • Расстояние от Москвы до Минска
  • Расстояние от Москвы до Твери
  • Расстояние от Москвы до Тулы
  • Расстояние от Москвы до Казани
  • Маршрут Воронеж - Москва
  • Маршрут Екатеринбург - Москва
  • Маршрут Ростов-на-Дону - Москва
  • Маршрут Рязань - Москва
  • Маршрут Кострома - Москва
  • Маршрут Владимир - Москва
  • Маршрут Смоленск - Москва
  • Маршрут Самара - Москва
  • Маршрут Калуга - Москва

Когда может пригодиться расчет расстояний?

Бесплатный расчет расстояний между городами показывает точное расстояние между городами и считает кратчайший маршрут с расходом топлива. Он может быть востребован в следующих случаях:

  • Сервис расчета расстояний помогает проложить маршрут автопутешественнику, например, для летнего отдыха с семьей или при планировании деловой поездки на автомобиле. Зная расход бензина и среднюю цену за литр топлива, нетрудно рассчитать обязательные финансовые затраты в поездке.
  • Водителю-дальнобойщику расчет расстояния между городами позволяет проложить маршрут на карте при подготовке к дальнему рейсу.
  • Калькулятор расстояний пригодится грузоотправителю, чтобы определить километраж и в соответствии с тарифами транспортной компании оценить стоимость грузоперевозки.

Как пользоваться расчетом расстояний?

Для того чтобы рассчитать маршрут между городами, начните вводить в поле "Откуда" название начального пункта маршрута. Из выпадающей контекстной подсказки выберите нужный город. По аналогии заполните поле "Куда" и нажмите кнопку "рассчитать".

На открывшейся странице на карте будет проложен маршрут, красными маркерами будут обозначены начальный и конечный населенные пункты, а красной линией будет показан путь по автодороге. Над картой будут указаны суммарная длина маршрута, продолжительность пути и расход топлива. Под этой информацией будет размещена сводная таблица с подробными данными о маршруте и об участках пути: тип дороги, расчетная длина и продолжительность каждого фрагмента маршрута.

Полученный маршрут можно распечатать или, изменив некоторые параметры, повторить расчет. В дополнительных настройках можно задать транзитные населенные пункты, а также скорректировать расчетную скорость движения по дорогам каждого типа. Ниже дополнительных настроек расположены поля ввода данных топливного калькулятора. Внесите в них актуальный расход горючего вашей машины и среднюю цену 1 литра топлива. При повторном расчете эти данные будут использованы для подсчета необходимого количества топлива и его стоимости.

Другие методы прокладки маршрута

Пожалуй, самая простая альтернатива - это открыть атлас автодорог и на глаз проложить маршрут по карте. Затем, прокатив по маршруту курвиметр, можно получить приблизительный километраж. Оценить время поездки будет сложнее: для этого придется разбить маршрут на фрагменты с одинаковым классом дорог и измерить сумму длин фрагментов каждого класса. Далее, зная среднюю скорость для каждого класса дорог, нетрудно рассчитать время, поделив путь на скорость.

Если курвиметра нет под рукой, то можно воспользоваться линейкой. Приложите нулевую отметку линейки к начальному пункту маршрута и двигайте линейку, плотно примыкая ее к извилинам дороги.

Рассчитать расстояние между городами также можно с помощью таблиц, которые опубликованы в атласах и справочниках. Это достаточно удобно для маршрутов, начинающихся и заканчивающихся в крупных городах. Мелких населенных пунктов, как правило, нет в таблицах.

Смотрите также:

  • таблица расстояний между городами России
  • расчет расстояний по Северной Америке на английском языке: DriveBestWay.com

Алгоритм расчета расстояния между городами

Расчет маршрута основан на алгоритме поиска кратчайшего пути во взвешенном графе автодорог (алгоритм Дейкстры). Расстояния определены по точным спутниковым координатам дорог и населенных пунктов. Расчет является результатом компьютерного моделирования, а модели не бывают идеальными, поэтому при планировании маршрута поездки не забудьте заложить резерв.

Существует несколько подходов к определению расстояния между городами:

  • расстояние по автодорогам включает в себя длину автотрассы и соединяющих ее с городом дорог;
  • расстояние по прямой, или как его еще называют "по птичьему полету", характеризуется меньшей протяженностью, но практически менее ценно, т.к. перемещение обычно происходит по дорогам.

В наших расчетах расстояния между городами берутся по автодорогам.

Трасса М-11. Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2017 года

  • использование скоростной автомобильной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург на участке 208 км — 258 км осуществляется на платной основе до 7 июля 2110 г.
  • использование скоростной автомобильной дороги М-11 Москва -Санкт-Петербург на участке 334 км- 543 км осуществляется на платной основе до 7 июля 2110 г.


* синим и голубым цветом выделены платные участки

Технические характеристики дороги М-11

Точки пересечения дорог М-10 и М-11.

— 58-ой километр
— 149-й километр
— 208-й километр
— 258-й километр
— 334-й километр
— 543-й километр

Данные пересечения нужны для переключения движения со скоростной транспортной магистрали М-11 на менее скоростную магистраль М-10 или проще говоря позволит делать выбор по какой все-таки дороге лучше ехать и при этом снизит возможность обхода платной дороги.

Альтернативный проезд

Описание участков дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург

1. 15 – 58 км в Химкинском и Солнечногорском районах Московской области.
Обход Химок
Участок сдан 23 декабря 2014 года.
Платный участок уже работает и взимает плату а прохождение трассы.

2. 58 — 97 км в Солнечногорском и Клинском районах Московской области . Участок открыт для движения 1 сентября 2018 года , в тот же день началось взимание платы за проезд по участку.
97км — 149 км завершение строительства данного участка планируется в 2019 году.

3. 208 — 258 км в Торжокском районе Тверской области.
Обход Торжка.
Участок сдан и открыт для движения.

4. 258 — 334 км в Торжокском, Спировском и Вышневолоцком районах Тверской области.
Обход Вышнего Волочка.
Участок сдан и открыт для движения 28 ноября 2014 г.
Платный участок уже работает и взимает плату а прохождение трассы.

5. 334 — 543 км в Вышневолоцком и Бологовском районах Тверской области, Окуловском, Маловишерском и Новгородском районах Новгородской области.
Обход населенных пунктов Бологое, Угловка и Окуловка.
Движение открыто 6 июня 2018 года.

6. 543 — 684 км в Новгородском и Чудовском райнах Новгородской области, Тосненском районе Ленинградской области.
Обход Чудово, Тосны
Срок сдачи 2019 год.

Для удобства дальнобойщиков и автолюбителей владельцы дороги предлагают купить транспондер, который поможет водителю сэкономить время на оплату проезда и получить скидку, но как говорят бывалые, каждый участок этой трассы будет иметь отдельный транспондер, что вызовет массу неудобств, для тех, кто не так часто пользуется дорогой раз в неделю например, данный транспондер нужен только в случае, если не хочется выходить из кабины, дело со скидкой обстоит немного печальнее т.к. ее практически не будет.

Перечень пересечений с другими автомобильными дорогами

Перечень пересечений с другими автомобильными дорогами и
примыканий других автомобильных дорог:

Перечень пересечений с другими автомобильными дорогами и
примыканий других автомобильных дорог:

Тарифы- Стоимость проезда по платной дороге М-11 Москва — Санкт-Петербург.

Способы оплаты:
-Банковские карты — оплата в одно касание
— Наличные
— Транспортер — экономия до 70% + скидки, выделенная полоса для снятия средств (это спец.электронное средство для снятия денег со вашего счета)

Ниже указана цены на проезд по платной дороге по группам транспортных средств. Стоимость проезда по платной дороге М-11 Москва — Санкт-Петербург

Транспортные
средства
с прицепом и
без них,
а также
мотоциклы с прицепом
(коляской)
и без них

Грузовые и
пассажирские транспортные
средства с
прицепом и
без них

Грузовые
и пассажирские транспортные
средства

Грузовые и
пассажирские транспортные
средства

в Московской области

в Московской области

в Московской области

в Московской области

в Московской области

в Московской области

в Московской области

в Московской области

в Московской области

в Московской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Тверской области

в Новгородской области

в Новгородской области

в Новгородской области

в Новгородской области

в Новгородской области

в Новгородской области

ГРУППА 1 — легковые тс и мотоциклы: автомобили, многофункциональные ТС, мотоциклы, автомобили с прицепами высотой менее 2 м.
С ТРАНСПОНДЕРОМ

МаршрутВсе дниПонедельник-ЧетвергПятницаСубботаВоскресенье
01:00-06:0006:00-14:0014:00-01:00*06:00-14:0014:00-01:00*06:00-01:00*06:00-14:0014:00-01:00*
из МОСКВА
МОСКВА — ШЕРЕМЕТЬЕВО-280280280280280280280280
МОСКВА — ШЕРЕМЕТЬЕВО-180330330330330330330330
МОСКВА — ЗЕЛЕНОГРАД80330330330370330330330
МОСКВА — МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107)100370370370410410370370
МОСКВА — СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10)200410450410500450410410
МОСКВА — СОЛНЕЧНОГОРСК-3 (67-й км)216426466426516466426426
МОСКВА — КЛИН (89-й км)248474514474564514474474
МОСКВА — ЯМУГА (97-й км)264490530490580530490490
из ШЕРЕМЕТЬЕВО-2
ШЕРЕМЕТЬЕВО-2 — МОСКВА80270270270270270270270
ШЕРЕМЕТЬЕВО-2 — ШЕРЕМЕТЬЕВО-12575757575757575
ШЕРЕМЕТЬЕВО-2 — ЗЕЛЕНОГРАД25120160120160120120120
ШЕРЕМЕТЬЕВО-2 — МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107)50160160160200160160160
ШЕРЕМЕТЬЕВО-2 — СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10)100240240240280240240240
ШЕРЕМЕТЬЕВО-2 — СОЛНЕЧНОГОРСК-3 (67-й км)116256256256296256256256
ШЕРЕМЕТЬЕВО-2 — КЛИН (89-й км)148304304304344304304304
ШЕРЕМЕТЬЕВО-2 — ЯМУГА (97-й км)164320320320360320320320
из ШЕРЕМЕТЬЕВО-1
ШЕРЕМЕТЬЕВО-1 — МОСКВА80330330330330330330330
ШЕРЕМЕТЬЕВО-1 — ШЕРЕМЕТЬЕВО-22575757575757575
ШЕРЕМЕТЬЕВО-1 — ЗЕЛЕНОГРАД25120120120120120120120
ШЕРЕМЕТЬЕВО-1 — МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107)50120160160200160120120
ШЕРЕМЕТЬЕВО-1 — СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10)100240240240280240240240
ШЕРЕМЕТЬЕВО-1 — СОЛНЕЧНОГОРСК-3 (67-й км)116256256256296256256256
ШЕРЕМЕТЬЕВО-1 — КЛИН (89-й км)148304304304344304304304
ШЕРЕМЕТЬЕВО-1 — ЯМУГА (97-й км)164320320320360320320320
из ЗЕЛЕНОГРАД
ЗЕЛЕНОГРАД — МОСКВА80330330330330330330370
ЗЕЛЕНОГРАД — ШЕРЕМЕТЬЕВО-225160160160160160160160
ЗЕЛЕНОГРАД — ШЕРЕМЕТЬЕВО-125160120160120120120160
ЗЕЛЕНОГРАД — МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107)258080801601608080
ЗЕЛЕНОГРАД — СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10)25160160160200200160160
ЗЕЛЕНОГРАД — СОЛНЕЧНОГОРСК-3 (67-й км)41176176176216216176176
ЗЕЛЕНОГРАД — КЛИН (89-й км)73224224224264264224224
ЗЕЛЕНОГРАД — ЯМУГА (97-й км)89240240240280280240240
из МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107)
МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107) — МОСКВА100370370370370370410410
МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107) — ШЕРЕМЕТЬЕВО-250200160200160160160200
МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107) — ШЕРЕМЕТЬЕВО-150160120160160160160200
МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107) — ЗЕЛЕНОГРАД25808080120120160160
МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107) — СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10)258080801201208080
МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107) — СОЛНЕЧНОГОРСК-3 (67-й км)419696961361369696
МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107) — КЛИН (89-й км)73144144144184184144144
МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107) — ЯМУГА (97-й км)89160160160200200160160
из СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10)
СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10) — МОСКВА200450410450410450450500
СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10) — ШЕРЕМЕТЬЕВО-2100280240280240240240280
СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10) — ШЕРЕМЕТЬЕВО-1100240240240240240240280
СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10) — ЗЕЛЕНОГРАД25160160160160200200200
СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10) — МОСКОВСКОЕ МАЛОЕ КОЛЬЦО (A107)258080808012080120
СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10) — СОЛНЕЧНОГОРСК-3 (67-й км)1616161616161616
СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10) — КЛИН (89-й км)4864646464646464
СОЛНЕЧНОГОРСК (пересечение с М10) — ЯМУГА (97-й км)6480808080808080

ГРУППА 1 — легковые тс и мотоциклы: автомобили, многофункциональные ТС, мотоциклы, автомобили с прицепами высотой менее 2 м.
Без ТРАНСПОНДЕРА

Записки северного медведя

Приехав в Вышний Волочёк ранним утром, я встретил рассвет на природе, сходив пешком от вокзала до деревни Пашино в шести километрах северо-западнее. Уже к полудню я вернулся на вокзал, и мне предстояла прогулка на морозном воздухе по центру старинного города, стоящего на пересечённом каналами волго-балтийском водоразделе.

Надо сказать, неполного зимнего дня на этот город было маловато. Вышний Волочёк оказался неожиданно большим по площади (хотя по карте, которую я смотрел, так не казалось). Поэтому успел увидеть я не всё, что планировал. Но это не беда: зато очень повезло с погодой.

Первый фрагмент карты моего перемещения по городу. Цифры обозначают места, где сделаны фотографии, в соответствии с их номером в посте. Зелёные стрелочки, приложенные к некоторым из цифр, обозначают направление ракурса.

2. Вокзал XIX века из красного кирпича я уже показывал в первой части. Уникален вокзал тем, что представляет собой два здания по обе стороны от путей. А интерьер, видимо, не менялся уже лет тридцать. В одном здании сочетаются железнодорожный вокзал и автостанция, причём без разделения по помещениям. На привокзальной площади стоит памятник Петру I и купцу Михаилу Сердюкову (настоящее его имя — Бароно, и по национальности он был то ли калмыком, то ли бурятом), при участии которого строилась в начале XVIII века Вышневолоцкая водная система.

Название города напрямую отсылает к слову "волок". Стоит город на возвышенном месте высотой 160 метров над уровнем моря (отрог Валдайской возвышенности), по обе стороны от которого начинаются реки Цна и Тверца. Водораздел морей — всегда удивительное место: вроде, истоки рек разделены несколькими километрами, но Цна относится к балтийскому бассейну, а Тверца — к каспийскому, приток Волги (в устье стоит Тверь). Много столетий ладьи доходили до верховий этих рек, и переносились волоком через водораздел. За счёт этого и возникло поселение Вышний Волочёк, впервые упоминаемое в 1471 году. В начале XVIII века верховья двух рек были связаны каналами — Тверецким и Новотверецким, также был построен Цнинский канал для спрямления пути по Цне. На основе этого Вышний Волочёк развивался, став в конце века уездным городом Тверской губернии. Сейчас это третий (после Твери и Ржева) по размеру город Тверской области, и проживает здесь ныне 48 тысяч человек (в лучшие времена — в середине 1970-х, город насчитывал 75 тысяч жителей).

3. В центр от вокзала ведёт Казанский проспект — главная магистраль города, в советские времена называвшаяся улицей Ленина (историческое название было возвращено в 1990-е годы).

4. Город выглядит довольно оживлённым: идут куда-то люди по морозным январским улицам (в тот день было около 15 градусов ниже нуля). Проспект прямой как стрела: с XVIII века в городе регулярная планировка, гармонирующая с каналами. Можно сказать, Вышний Волочёк подчиняется всем законам симметрии.

5. Взгляд обратно. На заднем плане виден даже девятиэтажный дом. А вообще, в этом месте Вышний Волочёк сильно напоминает такую "уменьшенную Тверь".

7. Покрытый снегом вождь возле поликлиники. В Вышнем Волочке, видя какое-либо направление, каждый раз думаешь "это к Балтике или к Волге?". И Ленин показывает в сторону Балтики.

8. Чем дальше от вокзала, тем чаще встречается старая уездная застройка. В этом здании сейчас находится медицинское училище.

9. А это сталинка — здание механико-технологического техникума (ныне колледж):

10. Иногда встречается и конструктивизм:

11. А потом Казанский проспект пересекает Большую Садовую улицу, движение на которой оказывается неожиданно интенсивным. Нескончаемый поток машин, среди которых попадаются даже фуры, а на номерах видно большое разнообразие регионов. Всё становится понятным, если взглянуть на карту: с одной стороны эта улица переходит в Ленинградское шоссе, а с другой — в улицу Парижской Коммуны, а через неё — в Московское шоссе. Дело в том, что трасса М-10, связывающая две столицы, по-прежнему проходит прямо через город. Правда, если быть точнее, сейчас уже построили обход, но. сделали его платным.

12. Но перекрёсток (где, разумеется, долго приходится ожидать зелёный свет) остаётся позади:

13. Красивый довоенный дом. Жаль, что сильно обшарпанный.

14. При этом, свернув с главной улицы в сторону, можно увидеть немало частного сектора:

15. Кинотеатр "Родина" в стиле сталинского ампира, ныне занятый магазином (сюжет, кстати, очень частый):

16. Так я дошёл до самого центра города:

17. На просторную Центральную площадь выходит фасадом здание уездного Общественного собрания, в котором ныне находится Вышневолоцкий драматический театр. Между прочим, театр в городе действует с 1896 года — старейший в Тверской области!

18. Очень люблю вот эти душевные провинциальные афиши!

19. Рядом с театром — установленный в 2007 году памятник Екатерине II: именно по её указу в 1770 году Вышний Волочёк получил статус города.

20. С другой стороны площади к Казанскому проспекту примыкает улица Сиверсова:

21. Казанский проспект уходит дальше на юг. Справа виден сквер Центральной площади. В этом месте даже в праздничные первые дни января многолюдно, и кипит жизнь.

22. На площади — сквер с раскидистыми деревьями. Наверное, летом в их тени хорошо укрываться от жары.

23. Здесь же стоит памятник русскому художнику Алексею Венецианову (изобразили его, как я понимаю, с супругой Марфой), который долгое время жил с семьёй в имении Сафонково недалеко от Вышнего Волочка.

24. С южной стороны к площадь завершает Северный Гостиный двор (1837 год). Правее виден Богоявленский собор (1866), к которому подойдём уже в конце.

25. Чуть дальше есть и Южный Гостиный двор. Причём, к сожалению, похоже, что здание заброшено.

26. А между ними стоит ещё один Ильич. Этот рукой указывает уже в сторону бассейна Волги.

В этом месте я свернул с Казанского проспекта налево, чтобы сходить к Казанскому женскому монастырю, расположенному почти в двух километрах от центра. Пройдя сперва по улице Екатерининской, я увидел церковь Александра Невского, которая была построена в 1883 году в память о спасении императора Александра II от покушения 1866 года.

28. Затем вышел на параллельную улицу Сиверсова (она же на фото 20), которая ведёт прямо к монастырю. От центра до монастыря идти пешком минут 15-20, причём по тихой улице мимо деревянных домов. Как уже говорилось, на карте Вышний Волочёк мне почему-то казался меньше, чем он есть на самом деле, и, когда я прошёл по этой улице уже километр, а монастырь всё не было видно, начал уже сомневаться, правильно ли я иду.

29. Нашёлся затем и железнодорожный переезд. Улица Сиверсова пересекает подъездной путь, ведущий от магистрали Петербург - Москва к вышневолоцким промзонам.

Будучи городом, стоящим на важном транспортном узле (сочетание волго-балтийской водной системы и Николаевской железной дороги), Вышний Волочёк активно развивался как промышленный город со второй половины XIX века. С распадом СССР, к сожалению, многие производства остановились. Кстати, то, что Вышний Волочёк — город необычный, хорошо видно уже по тому, какие предприятия (а также их названия) здесь в своё время появились. Названия подчас весьма колоритны: например, прядильно-ткацкая фабрика "Пролетарский авангард", стекольный завод "Красный Май" (между прочим, звёзды Московского кремля произведены именно там) и даже фабрика пианино!

30. Подъездной путь уходит в южном направлении. Стоящая справа труба — котельная возле мясокомбината.

31. Так я шёл по улице Сиверсова и наконец увидел свою цель: купола Казанского женского монастыря величественно возвышаются над домами. Этот монастырь основан в конце XIX века, и примерно тогда же были построены и все его храмы. Слева направо: колокольня с церковью святых Сирина и Неонилы (1888), собор Казанской иконы Божией Матери (1877-1882, арх. А. С. Каминский) и церковь Андрониковой иконы Божией Матери (1897-1901, арх. Н. П. Марков).

32. Казанский собор удивляет своей вычурностью и фактурностью. Надо сказать, что для Тверской области вообще почему-то характерны православные храмы особенно большого размера. В том числе, в сёлах.

33. К колокольне с юга примыкает Трапезный корпус (1872):

34. А это собор Андрониковой иконы Божией Матери. Между прочим, эта икона, почитавшаяся чудотворной, интересна тем, что Богородица на ней изображена, вопреки канонам, без Богомладенца Христа. По преданию, она была домашней иконой византийского императора Андроника III Палеолога. В Россию она попала в 1839 году, с 1877 года находилась в вышневолоцкой обители, но была украдена в 1980-е годы, когда монастырь не действовал, и не найдена до сих пор.

Второй фрагмент карты моего перемещения по городу. Цифры обозначают места, где сделаны фотографии, в соответствии с их номером в посте. Зелёные стрелочки, приложенные к некоторым из цифр, обозначают направление ракурса.

Осмотрев Казанский монастырь, я выдвинулся обратно по направлению к центру города и вышел на улицу Парижской Коммуны, переходящую в Московское шоссе. Эта магистраль параллельна Казанскому проспекту и, как уже говорилось, является сквозной частью трассы М-10: в черте Вышнего Волочка могут даже ездить фуры.

35. Вот, к примеру, на этом кадре виден автовоз:

36. Вдалеке остались купола Казанского монастыря, а на переднем плане — уже показанная с другого ракурса труба котельной.

37. Ну а я стою на мосту через Тверецкий канал. Именно это — главная артерия Вышневолоцкой водной системы. Канал этот был прорыт в 1703-1709 годах под руководством голландских мастеров. В те годы строился Петербург, и его необходимо было связать транспортными путями с Центральной Россией. На снимке — вид в сторону волжского бассейна. В двух километрах отсюда находится плотина, служившая когда-то шлюзом канала (а ныне поддерживающая уровень воды в канале). Именно это место можно считать истоком реки Тверца.

38. А это вид с моста в противоположную сторону. Канал напрямую соединяет забранный в него исток Тверцы с рекой Цной, относящейся уже к балтийскому бассейну.

Что интересно, Вышний Волочёк называется вышним, потому что на реке Мсте, недалеко от города Боровичи, существовал второй волок — Нижний Волочёк; в этом месте Мста судоходна лишь вниз по течению из-за порогов, поэтому при движении от Балтики к Волге суда приходилось обносить по берегу. Именно это обстоятельство делало путь через Вышневолоцкую систему неудобным и привело к поиску других маршрутов для соединения Волги с Балтикой. Так в XIX веке появились Тихвинская и Мариинская водные системы. Первая соединяет каналом реки Чагоду и Тихвинку, а вторая — Шексну и Онежское озеро. При этом Мариинская система была в советские годы реконструирована и расширена, как Волго-Балтийский канал, и в этом качестве используется по-прежнему.

39. А вышневолоцкие каналы ныне уже давно не используются. Но их, к счастью, не засыпали с прекращением судоходства. Теперь это своеобразное украшение города.

40. В морозные дни новогодних праздников горожане катаются по Тверецкому каналу на коньках. И вообще, канал можно использовать зимой как пешеходную улицу.

42. С набережных на канал глядят дома:

43. Через канал переброшены пешеходные мостики:

44. Оглянувшись назад, я прохожу прямо по каналу под мостом:

45. И выхожу на реку Цну, которая в этом месте разливается из-за стоящей чуть ниже по течению плотины, которая была до постройки Цнинского канала шлюзом водной системы, служившим для подъёма уровня воды в Цне и связи с Тверецким каналом. На дальнем плане, кстати, виден Богоявленский собор, — который стоит возле Гостиного двора.

46. В Вышнем Волочке, как и в Петербурге, берега часто облицованы гранитом. Между прочим, из-за своей системы каналов, Вышний Волочёк тоже называли Русской Венецией.

47. Цнинская набережная со старой застройкой:

48. Световой день уже идёт к концу. В начале января рассвет плавно переходит в закат. А воздух по-прежнему морозный, как и утром.

49. Пройдя по Цне вверх по течению, я поднялся на мост, который виден на предыдущем кадре. Причём полез напрямую, по колено в снегу, и лишь потом обнаружил, что с другой стороны есть лестница.

50. С моста я повернул направо, оказавшись таким образом в заречной части Вышнего Волочка — на исторической окраине города.

51. Где-то впереди дымит стекольный завод:

52. Тихая набережная, деревянные домики, смотрящие на реку. Где-то вдалеке мелькают купола собора. Надо сказать, что если в центре Вышний Волочёк мне казался "уменьшенной Тверью", то здесь он мне напоминал. Олонец. Правда, стоит отметить, что и в Твери, и в Олонце я был тоже зимой и в примерно такую же погоду.

53. Сбоку от улицы — советский памятник первой в городе забастовке рабочих. Ныне явно всеми позабытый, судя по состоянию.

54. Затем я снова вышел на берег Цны. Впереди (ниже по течению) видна Верхнецнинская плотина, поднявшая воду реки до одного уровня с водораздельным Тверецким каналом. В данный момент, разумеется, она уже не используется как шлюз, и служит просто водоспуском, регулирующим уровень воды.

55. Перехожу Цну по пешеходному мостику. Богоявленский собор по-прежнему постоянно остаётся в поле зрения!

56. Так я оказался на острове, образованном руслом Цны и спрямляющим его Цнинским каналом. Деревянная застройка здесь необычайно живописна.

57. А так выглядит противоположный берег реки, где я был только что. В этом месте Цна в морозные дни января тоже становится катком. Народу на льду довольно немало.

58. Обойдя Верхнецнинскую плотину, я теперь вижу её с нижнего бьефа. Примерно сто метров от плотины вода в Цне не замерзает. А гранитные стенки берегов сохранились здесь с XVIII века!

59. В незамерзающей полынье плавают утки:

60. На другом берегу за домами виднеется Успенская церковь, построенная в 1868 году, то есть на два года позже Богоявленского собора. Видимо, местоположение её неслучайно: она и сегодня выглядит как его отражение на противоположном берегу.

На самом деле, в Вышнем Волочке есть ещё несколько плотин, но расположены они довольно далеко друг от друга, и мне не хватило времени, чтобы обойти все. Впрочем, вероятно, в этом городе я ещё побываю.

61. Солнце садится, и наступают красивые морозные сумерки. Я уже выдвигаюсь обратно к вокзалу — по улице Осташковской.

62. Иногда в деревянной архитектуре попадаются очень необычные дома:

63. Есть добротная уездная купеческая застройка XIX-начала XX веков. А угловой дом справа вообще похож на раннесоветский "деревянный модерн" (очень редкий стиль, на самом деле), но точно я не уверен.

64. Здание городского магистрата (1777-1782, арх. П. Р. Никитин) с пожарной каланчой:

65. Улица Осташковская вывела меня прямиком на мост через одетый в гранитные берега Цнинский канал, построенный в 1719-1723 годах для спрямления судового хода мимо мелководного изгиба реки Цны. Пройдя канал до конца, можно увидеть Цнинскую плотину, также служившую изначально шлюзом, а ныне — лишь для поддержания уровня воды в каналах.

66. Взгляд обратно, на остров между Цной и Цнинским каналом:

67. А вот наконец и Богоявленский собор, построенный в 1866 году — один из символов города. Его я уже неоднократно показывал, так как во время прогулки по городу он был виден почти постоянно. Впереди виден Северный Гостиный двор и Центральная площадь. Я сделал круг!

Так моё первое путешествие 2016 года подошло к концу. От Богоявленского собора я по уже знакомому мне Казанскому проспекту пошёл прямо к вокзалу. Всё-таки уже и устал заметно (и мороз, и ночью я почти не спал), да и времени оставалось немного — меньше часа до отправления. В итоге я в Вышнем Волочке успел не так много, как хотелось, но и в окрестностях есть места, которые я ещё хотел бы посетить, а значит, будет повод вернуться в этот город, походить и рассмотреть Вышневолоцкую водную систему более подробно.

В пять часов вечера, когда уже почти стемнело, на вокзал прибыла электричка Тверь - Бологое. Чуть больше часа я ехал на ней до города, что стоит на полпути из Петербурга в Москву, и там пересел на скоростную "Ласточку" до Питера (кстати, стыковка в Бологое составляла всего 15 минут), где всю дорогу спал, сидя в кресле, и к полуночи приехал домой.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.