Уроки по давыдов горбов


Конспекты уроков по системе Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока обучения грамоте "Слоговая модель" 1 класс Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов 26.3 КБ
Конспект урока письма "Буква Я" 1 класс Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов 30.82 КБ
Конспект урока математики "Числа 11-20" 1 класс Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов 191 КБ
Конспект урока математики "Деление числа на произведение" 3 класс Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов 22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание урока. Деятельность учителя.

Словесный: монолог учителя

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Аида Зуфаровна. Давайте проверим, все ли у вас лежит на парте для урока, проверьте букварь (учебник), пенал, карточки с моделями.

Настраиваться на продуктивную работу на уроке

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

Наглядный, практический: графический диктант

Актуализация опорных знаний.

Вы уже изучали некоторые модели. Давайте вспомним, что обозначает эта модель? (слова )

(предмет) эта? (действие)




а эта?(признак)



Сейчас я буду вам говорить слова, а вы должны мне будете показать модель этого слова. (яблоко, деревянный, красивый, бежать, стол, играть, мяч, скакать,голубой ).

Попробуйте привести к данным моделям свои слова. Молодцы, вы отлично справились с заданием!

А теперь откроем страницу 30 в учебнике, посмотрите, что за модель мы с вами видим. Встречали ли вы когда-нибудь ее?

Попробуйте определить тему нашего урока. Тема: слоговая модель.Какую цель поставим на сегодняшний урок? (познакомиться с этой моделью)

Отвечать на вопросы.

Выбирать слова к моделям

Определять тему и цели урока

П: осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

Решение частных задач

Словес.: анализ языкового материала

Работа с учебником

Дача домашнего задания

Мы с вами вспомнили, какие модели мы уже изучили. Каждая модель это какое-то слово. Посмотрите, здесь дядюшка Ага. А когда приходит дядюшка Ага – это значит мы с вами будем изучать что-то новое. Давайте же посмотрим на новую модель около дядюшки Ага. Это, ребята, слоговая модель. Посмотрите на первую картинку. Поставьте пальчик на картинку. Покажите мне, что вы ее нашли. Молодцы! Что изображено на картинке? (гуси). Посмотрите. Мы видим с вами ниже модель. Какая это модель? (модель слова). Посмотрите на модель ниже. Что с ней произошло? Появились линии. Какая это модель? (звуковая модель). Сколько звуков в этом слове? Давайте перечислим. Правильно! Посмотрите еще ниже. Ребята, вам знакома эта модель? А что здесь изменилось? Линия посередине стала больше, как будто наше слово разделила на части или по-другому на слоги. На сколько слогов разделили слово? (на две). Давайте с вами проверим правильно ли разделили наше слово с помощью хлопков. Будем прохлопывать. Давайте попробуем. Гу-си. Получилось 2 хлопка. Значит 2 слога. Молодцы, вы были правы.

Посмотрите на следующую картинку. Кого мы видим на картинке? ( утята ). Посмотрите на звуковую модель. Поставьте пальчик на модель. Итак, сколько здесь мы видим звуков? Перечислите. Посмотрите на слоговую модель. Поставьте пальчик. На сколько слогов разделено наше слово? (на три). Давайте проверим с помощью хлопков. У-тя-та. Молодцы! Три хлопка значит три части значит три слога. Ребята, а что такое слог? Слоги- это части слова, на которые оно делится при произношении.

А теперь, ребята, посмотрите на картинки ниже. Мы с вами видим Небойсика. Когда приходит Небойсик это значит что мы можем не бояться делать ошибки. Посмотрите внимательно. Мы видим модель. Какая это модель? (слоговая ). Сколько здесь слогов? (два). Ребята, нам надо к нашей слоговой модели подобрать картинку. Найдите первую картинку. Что нарисовано? (кубики). Давайте проверим сколько слогов или по-другому частей в слове кубики. Как будем проверять? (с помощью хлопков). Хорошо! Давайте прохлопаем. Ку-би-ки. Сколько слогов получилось? (три). Подходит это слово с нашей слоговой модели? (нет). Следующая картинка, кто изображен ? (осы). Проверяем. О-сы. Сколько слогов? (два). Подходит к слоговой модели? (да). Проведите линию от картинки до модели. Только очень аккуратно. Что изображено на 3-й картинке? ( малина). Давайте узнаем сколько слогов в этом слове. Хлопаем. Ма-ли-на. Сколько слогов получилось? (три). Подходит к нашей слоговой модели? (нет). Хорошо. Что изображено на 4 картинке? (машина). Проверяем сколько слогов. Ма-ши-на. Подходит? Почему не подходит? (потому что слогов больше). Верно!

А теперь, ребята, попробуйте в парах решить подходят ли слова рыба и роза к нашей слоговой модельке. У вас есть две минуточки решить. Время пошло. Проверяем!. Что нарисовано? (рыба).

Как мы будем проверять количество слогов в этом слове? (хлопками). Проверяем! Ры-ба. Подходит? Почему подходит? (слогов столько же, сколько в слоговой модели). Верно! И последняя картинка. Что изображено? (роза). Сколько слогов? Давайте прохлопаем? Ро-за. Подходит нам это слово? (да). Проверить тонкую линию в слоговой модели.

Посмотрите, ребята, в самом низу страницы есть какие- то модели. Как вы думаете, какие? (модели слова). На сколько частей или по-другому слогов разделена наша модель? (на два и на три). Попробуйте подобрать слово к первой модели. Как вы считаете, сколько слогов в слове? (с помощью хлопков).

Ребята, вашим домашним заданием будет к этим двум слоговым моделям составить по три слова. В итоге у вас должно получится 6 слов.

Где найти дополнительный материал?

Ребенок учится по учебнику Давыдова, Горбова, Микулиной, Савельевой. Скачала методичку, заказала диск к учебнику, контрольные. Хотелось бы найти материалы с визуальной опорой, если они существуют)).


Дочь училась по этой программе. Математика наоборот казалась достаточно простой, сказочные буквы конечно немного удивляли)))

Начало первого класса, там же в основном штриховка, понятие форм, размеров. Если у вас сейчас тема "МЕРКИ", то у нас у учительницы все в ход шло: кружками мерили воду в вазе, веревочками измеряли толщину деревьев и пр.


От педагога многое зависит. Не знаю, что они мерят в классе. Мне кажется, только задачи и мерят. Дома мерили удава попугаями, мартышками, слониками).


Там же первые полгода 1 класса вообще задачь нет! Помню, что сравнивали формы, размеры, длины, площади, что для того чтобы понять что больше надо подобрать мерку.

И счет в пределах10 весь первый класс.


У нас есть задачки. Если их так можно назвать. У Вас какой учебник был?


это наша рабочая тетрадь, учебник такой же расцветки был. Авторы Давыдов, Горбов и пр.

И вот такого плана задания половину первого класса было.


Ну да, у нас такая же тетрадь. Там же есть задания: измерить величины, сделать запись ответа, определить какой меркой мерили. Я это задачками называю)).


Ну это не задача, а задания.

Здача в моем понимании это: было 4 яблока, 2 сьели, сколько сталось))) Они начнутся в конце 1 класса.

А сейчас у них главное это понимание величин и мер, потом ось числовая причем не с обычными цифрами, а со сказочными, чтобы смысл понять, что чем дальше тем больше и не важно что на ней написано!!

Как всегда развивающая программа, учит детей мыслить.


Проблема в том, что дети уже видели цифры, умеют из складывать и вычитать и . надо это забыть.

Моему абстрактные понятия даются тяжело.


Особенно тяжело родителям, с содроганием вспоминаю))) Хорошо моей это легко давалось. Абстрактное мышление хорошо как выяснилось развито)

Держитесь вас еще ждет 2-ой класс, и системы счисления. вот где беда если ребенок на уроке не усвоит. У нас целое РС проводили для родителей, чтобы нам урок по теме провести)))


Я уже разобралась с этими системами)). Авансом все изучаю. Если б знала, что меня ждёт, отдала бы ребёнка в английский корпус. Уже несколько детей с потока забрали из-за этой математики.


У нас учительница сказала не вмешиваться и смогла донести материал детям. Дети разбирались без проблем, а вот родители когда пытались д/з проверить, помочь ребенку ничего понять не могли)))

У нас никто не ушел. Все справились.

А сейчас 3 класс, впринципе обычная математика, задачи, примеры, уровнения, умножение.


От педагога зависит многое. А почему ушли с методики?


Мы не ушли. Сейчас в 3-ем классе продолжаем по ЭД учится. Просто с 3-его класса по ЭД классическая математика начинается)))

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селина Ольга Владиславовна

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селина Ольга Владиславовна

Селина Ольга Владиславовна,

учитель начальных классов I квалификационной категории МБОУ СОШ № 5 г. Югорск

Уроки математики в системе развивающего обучения

Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова (1 класс)

Урок 1. Изменение величин.

1. Открытиеспособов уравнивашы велтмин(уве-личение иуменыпение).

2. Развитие умения сравнивать, оценивать работу, строитьшган действия.

3. Воспитание навыков культурного общения.

Тип урока: постановка учебной задачи. Ходурока.

1. Организационный момент.

2. Создание учебной ситуации.

(На доске изображены два отрезка разной длины.)

- Что можно сказать об этих отрезках?

- Что могут рассказать эти отрезки? (Об объеме воды,омассе,о площадифигур.)

(На каждом ряду на столе по два одинаковых сосуда)

- Отрезки рассказывают об объемах воды. Вам нужно налить воду в эти сосуды. Сначала налейте воду в сосуд, о котором говорит этот отрезок, а затем вдругой.

По 2 человека от каждого ряда выходят к столу и производят необходимые действия. Остальные детиследят заправильнымвыполнением работы.

- Почему объемы в сосудах у каждого ряда разные? (Не имеет значения, сколько воды наливать в каждый из сосудов, главное, чтобы объем воды в пер -вом был меньше, чем во втором.)

- Начертите в своих тетрадях соответствующие отрезки.

3. Постановка учебной задачи.

(На столе у учителя два одинаковых сосуда, в ко-торыхналиторазное количество воды.)

- Что вы можете сказать об объемах воды в сосудах? (В первом меньше, а во втором сосуде объем воды больше.)

- Покажите это на отрезках в тетради. А кто покажет на доске?

- Мама налила своим малышам дочке и сыночку сок. Но малышки нечаянно разлили его. Нужно, чтобы в первом сосуде (с меньшим объемом) стало столько же сока, сколько и во втором. Что нужно для этого сделать?(Нужнодолить сок впервый сосуд.)

Учителъдобьвляет в сосуд яьно недостатьчное количество воды.Дети гоеорят,что н?кнонси1итъ больше.

- Скажите точнее. (Долить то,чего нехватает -разшп^.)

Учитель производит уравнивание.

- Ребята, возьмигецветной каравдаш и выполтш-те такоеже действиенаотрезках в тетрадях. (Дети дочерчивают.)

- Вы выполнили то же самое действие, что и я?

- Я доливала сок. Разве вы что-нибудь доливали? (Мы пририсовывали.)

- Как же назвать наше общее действие? (И вы, и мы увеличили, добавили разность.)

- А в первый раз что мною было сделано? Покажите это на отрезке.

Учитель тожеуееличилобъем, нодобавил слиш-коммало. (На отрезке показывается часть разности.)

- Посмотрите на доску и скажите о величине отрезков.

(Первый отрезок больше, чем второй.)

- Начертите в тетрадях такие отрезки.

- Налейте объем воды в сосуды, о котором расска-зываютотрезки.

- - Что нужно сделать, чтобы объем воды был такой же в первом сосуде, как и во втором. (Надо умень-шитьбольшуювеличину наразность.)

- Покажите это действие на отрезках. (Зачеркнуть.)

- Откройтеучебник (ч.1)с.22упр. 1.

4. Итоговая рефлексия.

2. Учебник ч.1 с. 22упр . 3

- Объемы воды можно сделать равными либо первому объеду, либо второму объему, либо третье-дтуНужно выполнитьначертеже :вс€г три варианта, поясняя, в каком случае производится увеличение, в каком - уменьшение.

- Что показывают отрезки? (Уравнивание. В первом случае увеличили 1 отрезок на разность, чтобы он стал равным 2. Во втором случае уменьшили.)

Домашнее задание: Детям раздаются полоски разной длины. Уравнять.

Урок 2. Уравнивание величин. Переход от неравенства к равенству.

Цели: 1. Применение ранее открытых способов уравнивания величин и описание их в форме графической модели.

2. Развитие умения работать в группе, сравнивать, оценивать работу, строить план действий и отражать это графически.

3. Воспитание интереса к исследовательской деятельности, навыков культурного общения.

Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа.

1. Организационный момент.

- Какой у нас урок?

- Достаньте полоски, с которыми работали дома. Расскажите, что вы с ними делали дома?

- Сколько способов уравнивания вывели? (2)

- Какие? (Увеличение, уменьшение.)

- Как мы показывали уравнивание на отрезках?

- Для чего выводили эти способы уравнивания? (Чтобы применять по работе с величинами.)

3. Проблемная ситуация.

На доске такие же задания, как и в учебнике.

1. Учебник ч. 1 с. 22 упр. 2

- На рисунке слева показано, какими были величины сначала, а справа, что получилось после выполнения какого-то действия. Нужно догадаться, что сделали с величиной: Увеличили или уменьшили. Покажите это с помощью отрезков.

- Что значит уравнятьмежду собой?

4. Практическая работа.

- Как будем работать над решением проблемы? (В группах.)

- Что вам нужно? (По 2 баночки с конфетами, 1 дополнительная баночка.)

- Спланируем свою работу. Что будем делать? (Уравнивать.)

- Будем записывать результаты работы? (Да.)

- В какой форме? (Схема.)

- Давайте графически покажем, что будем делать и в каком порядке.

- Как будем работать в группе, чтобы работа прошла успешно? (Дружно, помогать, не ссориться, слушать друг друга . )

- Как распределить работу в группе, чтобы все были заняты? (2 человека переливают, 1 рисует схему,

- Напомните, какую работу будем проводить с величинами? (Уравнивать.)

- Сколько вы знаете способов уравнивать? Какие?

- Договоритесь о распределении работы и помогайте друг другу. Можете приступить к выполнению работы.

5. Обсуждение работ.

Каждая группа объясняет действия с банками.

- Какая цель нашего урока?

- Применили ли два способа уравнивания к величинам?

- Достигли ли цели?

- Кого бы вы хотели поблагодарить за урок?

7. Домашнее задание: учебник 1 ч. с 23 упр. 4, 5, 6.

Объяснительная записка

В математике развивающего обучения [1] нахождение площади прямоугольника рассматривается как еще один вид “прямой пропорциональной зависимости – зависимости между площадью прямоугольника и его длиной при постоянной ширине.”[2]

Логика введения этой темы такова: сначала рассматривается изменение площади и длины бумажной полоски в процессе ее развертывания. Затем устанавливается прямая пропорциональная зависимость между площадью и длиной прямоугольной полосы. Далее идет выбор единиц площади так, чтобы связь между площадью и длиной была наиболее простой. Потом изучается связь линейных единиц с единицами площади. После чего рассматривается ширина как производная величина, связывающая площадь с длиной прямоугольника. Потом появляется формула площади прямоугольника. И в завершении идет моделирование событий из равномерных процессов с помощью прямоугольников.

При прохождении этой темы у детей отмечались трудности в понимании процесса возникновения формулы площади. Даже в 4-м классе дети стремятся работать, действуя натурально, не обращаясь к модели, и модельными средствами не пользуются. На уроках нет проблем, которые решали бы дети. Уроки строятся по той же методике, что и уроки на введение прямой пропорциональной зависимости. Это снижает интерес учащихся.

Тогда возникает необходимость введения формулы площади, опираясь на умножение.

Целью данного урока является нахождение формулы для вычисления площади прямоугольника. На уроке детям предлагается задача, в которой проявляется проблема ограниченности натурального действия и возникает необходимость перейти к модельным средствам – ищется и оформляется новый способ действия через модель. На уроке производится попытка заставить ребенка самому обратиться к модели, так как иначе действовать невозможно.

Такой подход позволяет сэкономить время при прохождении данной темы, а также повысить интерес учащихся к данному вопросу. Проведенные на уроке совместные исследования способствуют пониманию того, как и почему возникла формула нахождения площади прямоугольника.

Данный урок выстроен в соответствии со схемой технологии развития [3].

Урок разбит на этапы.

Первый этап содержит задание 1, целью которого является создание ситуации успеха при измерении площади прямоугольника квадратной меркой.

Второй этап содержит несколько заданий: здесь должен произойти “выход” на границу способа. Осознание детьми невозможности осуществления измерения посредством речевой коммуникации. Переход на модельный уровень, где происходит осознание конкретного вида формулы. Ставится задача на обобщение формулы.

Третий этап содержит задание 3, цель которого состоит в создании предметной ситуации, где дети осознают смысл нового способа и должен произойти перенос способа измерение площади мерой длины в конкретную задачу.

Для урока необходимы следующие пособия:

  • для каждого ученика прямоугольник размером 12х4, 6х8, 16х4, 8х8, 4х18, 12х6 – 1 штука любого из перечисленных размеров, мерка – квадрат, размером 2х2 см;
  • нитки – 1 катушка;
  • веревка – 1 штука, размером 1 метр;
  • кусок обоев – 2 штуки, размером 1х1 метр.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Цель урока: Найти новый способ нахождения площади прямоугольника.

Цель первого задания: проверка умения действовать изученным способом измерения.

Задача 1: Измерить площадь прямоугольника.

У: Что можете сказать про фигуры, которые вам выдали?

Д: Это прямоугольники, они сделаны из бумаги, они имеют четыре стороны, 4 угла, углы прямые, стороны противоположные равны. У них есть длина, ширина, площадь. Они одинакового цвета.

У: Что у них разного?

Д: Длина, ширина, площадь.

У: Как точно узнать, какова у них длина, ширина, площадь?

У: А вы умеете измерять?

У: Измерьте площади своих прямоугольников.

Провокация: Мерок у детей нет.

Дети не работают.

Цель: Проверить сформированность понятия мерки площади.

У: Почему не работаете?

Д: Площадь нужно мерить меркой площади, например, квадратиком.

У: Даю квадратик (мерка у всех одинаковая).

Дети измеряют площади своих прямоугольников путем прикладывания квадратика.

После измерения дети заодно находят, что их прямоугольники имеют одинаковую площадь, хотя длина и ширина у них различна.

Вывод: Что можете сказать?

Д: Мы умеем мерить площадь.

Цель второй задачи: сменить мерку, увидеть границу данного способа, перейти к действию моделирования, найти и оформить формулу.

Задача 2: Измерить площадь пола в классе.

У: Почему опять не работаете?

У: У вас есть квадратик.

Д: Мерка маленькая, ею мерить долго и неудобно.

У: Даю на выбор: веревка или кусок обоев.

Д: Выбираем кусок обоев.

2 ученика начинают измерять пол в классе.

Остальным детям учитель предлагает изобразить, то, что делают 2 ученика на полу, на доске и в своих тетрадях.

Цель рисунка: создать образ, схему действия.

На доске и в тетрадях получается рисунок:

Цель: Перейти к рисунку и работать с образом.

Тупик: Мерить дальше не можем, т.к. стоят парты и сидят люди.

Вывод: Увидеть границу способа.

У: А как же тогда быть? Придумайте.

Учитель делает паузу и ждет предложения детей.

У: Если натурально действовать не можем, то, что делать?

Д: Можно смотреть на рисунок и действовать по нему.

У: Покажите на рисунке, как бы вы действовали, если бы на полу не было парт.

У: Что видно на рисунке?

Д: На рисунке видно, что по горизонтали на полу мерка входит 5 раз в один ряд, а таких рядов получается 8.

У: Если по 5 квадратов повторяется 8 раз, то, как тогда найти площадь пола?

Д: 5х8=40 квадратов. Площадь пола – 40 квадратов.

У: Измерили ли мы еще что-либо, кроме площади?

Д: Длину и ширину пола.

У: А чем, мерки же не было?

Д: Длиной стороны квадрата.

У: Чему равна длина?

У: Тогда чем мы пользовались, когда находили площадь пола?

Д: Его длиной и шириной.

У: И как вычислить площадь?

Д: Длину умножить на ширину.

У: Напишите формулу, по которой можно вычислить площадь любого прямоугольника.

Дети пишут свои варианты, допустим S= T х U

У: Все ваши варианты верны, но в математике принято формулу записывать так: S= a*b

Дети записывают ее в тетрадь.

У: А можно ли веревкой измерить площадь пола, как вы теперь думаете?

Д: Измерить нельзя, а вычислить можно. Для этого достаточно измерить длину и ширину прямоугольника.

Цель задачи 3: Перенос найденного способа в конкретную задачу.

Задача 3: Измерить площадь своего прямоугольника новым способом.

У: Что будете использовать в качестве мерки?

Дети измеряют и записывают результат в тетради.

Примерный ответ: а=6см, в=4см, S=а х в = 6х4=24.

У: А что же написать в наименовании? Это решим на следующем уроке.

Литература:

  1. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Программа развивающего обучения (система Эльконина – Давыдова) 1–6-е классы. Математика – М.: Интор, 1997.
  2. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Обучение математике, 3-й класс, 2-е полугодие: методическое пособие для учителей трехлетней начальной школы, работающих по программе РО (система Эльконина – Давыдова) – М.: Интор, 1996.
  3. Развивающее обучение. Математика, 1-й класс (под редакцией В. Г. Васильева). Красноярск, 1997.

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова


ВНИМАНИЕ!
Актуальная статья Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (ФГОС НОО 2009г.)

Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова).

УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам:
- Обучение грамоте и чтению (2 линии).
Букварь. Авторы: Репкин В.В,Восторгова Е.В.,Левин В.А.
Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А.
- Русский язык (2 линии).
Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.
Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
- Литературное чтение (2 линии).
Авторы: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н.
Автор Матвеева Е.И.
- Математика (2 линии).
Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
Автор Александрова Э.И.
- Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Все учебники ( кроме окружающего мира ) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Комплект учебников по начальной школе является победителем Конкурса учебников нового поколения, проводимого Министерством образования и науки РФ и Мировым банком. В настоящее время выпущены учебно-методические комплекты для средней школы (5-6 класс) по русскому языку, литературе и математике.

Фундамент системы составляет концепция развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как обучаемый индивид, не как объект обучающих воздействий, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.

В программах для начальных классов комплекта Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова представлена система лингвистических и математических понятий, усвоение которых позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач.

Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.

Особенностью урока в этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.

Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.

Главные особенности системы:
1. Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
2. Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления
3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
4. Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
5. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

В результате обучения по системе Эльконина - Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Школа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова уже в младшем школьном возрасте:
- формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
- воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
- способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;
- развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

Обучение в школе по системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина-Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

Отзывы о системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Система сложная (особенно математика) и интересная. Кардинально отличается от традиционной системы.Она подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке умение глубоко и основательно мыслить, а также для тех, кто ориентируется не на результат (полученные знания), а на способы его достижения. Система Эльконина — Давыдова развивает у детей самостоятельность, инициативность, логическое мышление, умение аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения, нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения, повышает самооценку.
Основной недостаток системы: она не имеет достойного продолжения в основной школе. Переход ребенка, занимавшегося ранее по такой системе, в традиционную систему обучения может сопровождаться потерей интереса к обычным урокам и снижением мотивации к обучению. Кроме того, система Эльконина — Давыдова направлена на развитие теоретического, понятийного мышления у младшего школьника и иногда является сложной для понимания родителями. Поэтому они не всегда смогут помочь детям. Как и любая развивающая система, система Эльконина — Давыдова очень сильно зависит от специальной подготовки учителя. Если учитель использует именно те подходы, которые заложены психологами - основателями данной программы, то даже слабо мотивированный к обучению ребенок будет ходить в школу с радостью, все понимать (хотя может быть и не с первого раза) и достигнет высоких результатов. Иначе все плюсы идеи развивающего обучения сведутся к нулю.


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.