Программа по лфк при нарушении осанки в школе


Скачать:

ВложениеРазмер
2015.02.22_rabochaya_programma_lfk.docx 100.34 КБ

Предварительный просмотр:

Данная программа по Лечебной Физической культуре разработана исоставлена , в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897, с учетом меж предметных и внутри предметных связей.Положения программы разрабатывались в соответствии со статьей 31 Федерального закона№329-Ф3 от о4.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации .,направленный на физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья .

Данная программа по ЛФК направлена на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий с применением тренажерно-информационной системы Тиса на уроках лечебной физической культуры, позволяющей выполнять корригирующие и развивающие упражнения на фоне моделирования мягких природных колебаний с одновременной проработкой наибольшего числа точек при разгруженном позвоночнике и сниженном пороге расслабления большинства мышечных групп.

В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей, появилась необходимость в нашей школе в занятиях лечебной физической культурой. Ежегодно, при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки и плоскостопия. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 7 до 15 лет. В 7-15 летнем возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности, особенности образа жизни, нарушение возрастного питания (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).

Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно–кишечного тракта и других органов брюшной полости.

У данной категории детей ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.

Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.

Программа направлена на достижение планируемых результатов. Эта программа составлена с учетом того, что у большинства учащихся нашей школы имеются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними. Имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы, отклонения в осанке, плоскостопие.

Лечебная физическая культура (ЛФК), как вид адаптивной физической культуры, предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья.

ЛФК – система средств физической культуры применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия ЛФК направлены на выведения организма из патологического состояния, повышения его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.

Темы уроков по реализации задач ОЭР в календарно –тематическом планировании выделены особым шрифтом.

Актуальность и новизна программы.

  • Овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями
  • Коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие).
  • Устранение недостатков в развитии физических качеств (силы, ловкости, координации, гибкости).

В соответствии с данной целью формируются комплекс основных взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных, решаемых задач с использованием тренажерно-информационной системы ТИСА

  • Профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
  • Укрепление мышц живота и поясницы направленные на регуляцию мышечного тонуса;
  • Предотвращение заболеваний органов пищеварения, костно-мышечной и соединительной ткани;
  • Тренировку функций равновесия, вестибулярного аппарата и улучшения биохимического двигательного паттерна;
  • Улучшения вегетативной реактивности, чувствительности и оптимизации реакций срочной адаптации к физической нагрузке.

  • Укрепление здоровья, гармоничное развитие мышечных групп и всей мышечной системы.
  • Выработка правильной осанки, походки.
  • Профилактика заболеваний.
  • Общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно-сосудистой системы.
  • Улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.
  • Улучшение психического состояния, снятия стрессов.
  • Профилактика плоскостопия.
  • Повышение умственной и физической работоспособности.
  • Тренировка функций равновесия вестибулярного аппарата и улучшения биохимических процессов в организме.
  • Предотвращение заболеваний органов пищеварения, костно-мышечной и соединительной ткани.
  • Укрепление мышц живота и спины направленные на регуляцию мышечного тонуса.
  • Улучшение работы вегетативной нервной системы.

  • Вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками необходимыми при работе на тренажерах.
  • Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.

  • Воспитание дисциплинированности, целеустремлённости, настойчивости, выдержки, ориентировки, инициативности, морально-волевых и эстетических качеств.
  • Повышение интереса к систематическим занятиям с учётом состояния здоровья.

  • Комплексность использования оздоровительных технологий с учётом состояния здоровья учащихся и непрерывность проведения ЛФК в течение года.
  • Обучение всех учащихся методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля.
  • Использование простых и доступных технологий с максимальным охватом учащихся.
  • Формирование положительной мотивации применения немедикаментозных средств оздоровления, стимулирующих защитные силы организма детей имеющих функциональное расстройство и хронические заболевания.
  • Принцип постепенности в усвоении упражнений и выполнении их

Актуальной проблемой внастоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Оздоровительные занятия развивают двигательную подготовленность учащихся, и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки.

Практическая значимость программы состоит из систематического применения продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой модуляцией природных и биологических колебательных процессов, способствующих укреплению здоровья.

Занятия ориентированы на то, чтобы заложить у учащихся стремление к самоанализу, самооценки, самосовершенствованию.

Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за время обучения. Срок реализации программы 1 год.

Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия.

Начиная занятия, учитель должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровень его физического развития, состояния его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.

Правильный психолого-педагогический подход к детям, является мощным фактором воздействия. Чувство мышечной радости порождает у ребенка стойкие положительные эмоции и является надежным средством повышения эффективности организма.

Учебный материал разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательность обучения движениям, систематичность увеличения нагрузки, постепенное развитие функциональных способностей занимающихся.

При планировании и проведении занятий с использованием ТИСА учтены особенности организма учащихся. В зависимости от вида нарушений осанки, заболеваний сердечно-сосудистой системы и функциональных возможностей, предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

по оздоровительному сопровождению представляет собой комплекс мероприятий направленных на профилактику, коррекцию нарушений осанки, плоскостопия .

Данная программа рассчитана на 68 часов в начальной школе и 34 часа в основной школе.

Занятия должны проводиться систематически: в 1-4 классах2 раза в неделю по 45 мин , в 5-9 классах – 1 раз в неделю , с постепенным увеличением нагрузки и использование различных пособий, для улучшения координаций движений и повышения эмоционального настроя.

Дети занимаются ЛФК по основному расписанию занятий школьников.

Курс ЛФК делится на три периода: вводный, основной и заключительный.

Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу ЛФК можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

1 период – вводный:

  1. Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.
  2. Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.
  3. Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.

2 период – основной:

  1. Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы
  2. Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.
  3. Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.

3 период – заключительный:

  1. Закреплять достигнутые результаты оздоровления.
  2. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.
  3. Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).
  4. Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.

Для определения эффективности занятий необходимо использовать мониторинговые исследования: метод педагогического наблюдения и медицинский контроль.

При педагогических наблюдениях, которые наблюдаются в течении всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения.

При повторении и закреплении учащимися учебного материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 3 раза в год – определение гибкости позвоночника, силу мышечных групп спины и брюшного пресса, плечевого пояса, которые являются основой мышечного корсета, удерживающего осанку в правильном положении.

Эффективность оздоровления учащихся, уровень состояния здоровья учащихся, помогает определить медицинский контроль. Медицинский персонал школы проводит периодический контроль коррекции осанки учащихся – 2 раза в год .

Требования к уровню подготовки учащихся(занимающихся)

Занимающиеся должны знать и уметь:

  1. Общеразвивающие упражнения
  • Основные положения рук и ног. Движения рук вперед, в сторон, вверх. Наклоны и повороты головы и туловища. Приседание, упоры, седы в разных исходных положениях. Упражнения с предметами: гимнастическими обручами, палками, скакалками, мячами. Ползание по скамейке и лазание на гимнастической стенке.

Распределение учебного материала по часам на учебный год.

Выберите книгу со скидкой:


Ингредиенты: Химия и алхимия гастрономического творчества

350 руб. 990.00 руб.


Почему мы любим: природа и химия романтической любви (Покет)

350 руб. 290.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Дивлет - Кильдеева Ирина ГеннадьевнаНаписать 4787 16.12.2012

Номер материала: 2923121607

  • Физическая культура
  • Рабочие программы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    06.12.2012 2957
    02.12.2012 3194
    26.11.2012 3563
    23.11.2012 4478
    22.11.2012 7049
    21.11.2012 4948
    20.11.2012 4605

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Правильная осанка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ

Программа разработана:

Голиковой Натальей Владимировной,

инструктором по физической культуре

Мысковский городской округ

2013 г.

Рабочая программа по лечебной физкультуре разработана на основе программно – методического пособия для педагогов дошкольных образовательных учреждений./ Под ред. В.Н. Зимониной Москва, Гуманитарный центр Владос, 2004; методических рекомендаций Чудимова В.Ф. Азбука ортопедии. Барнаул, 2003.; Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник. СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2004 г.

Правильная осанка: Программа по лечебной физкультуре. Авт.- сост. Н.В.Голикова – Мыски, 2013. – 65 с.

Нарушение осанки - это ещё не заболевание, а только функциональные нарушения. Однако они не проходят сами по себе, а ведут к дальнейшему прогрессированию, вплоть до развития серьёзного, нередко требующего оперативного вмешательства заболевания - сколиоза. Но, даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата. Данная программа позволяет организовать работу с воспитанниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, а так же быть использована для организации работы по профилактике нарушений осанки. Материалы рекомендованы руководителям физкультуры дошкольных и образовательных учреждений.

Содержание

4.1. Выработка навыка правильной осанки……………………………………….11

4.2. Развитие силовой выносливости мышц…………………………………. 12

4.3. Профилактика плоскостопия…………………………………………………..14

10. 6. Упражнения на профилактику плоскостопия………………………………56

10. 7. Дыхательная гимнастика……………………………………………………..58

10. 8. Комплекс оздоровительного самомассажа………………………………….62

Правильная осанка человека является одним из важных показателей здоровья, так как обеспечивает оптимальные условия для функционирования всех органов и систем организма как единого целого. Что же принято называть осанкой? Осанка - это привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Эта поза обеспечивается оптимальным соотношением мышечной тяги и тонуса мышц плечевого пояса, шеи, таза, задних групп мышц бедер. Важное значение для формирования осанки и поддержания положения туловища играет статическая силовая выносливость мышц спины, живота, боковых поверхностей туловища. В тоже время мышцы должны быть не просто сильными, а гармонично развитыми, способными как длительно удерживать туловище в правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц - антагонистов во время движения. Спазматически сокращенные или слабые, растянутые мышцы нарушают нормальное положение позвоночника и вызывают нарушение осанки.

Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках. У воспитанников с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно – кишечного тракта и других органов брюшной полости. Неэластичность связок снижает амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника; повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, и других сложных в техническом плане физических упражнениях. Нарушения осанки не проходят сами по себе, а нередко ведут к дальнейшему прогрессированию, вплоть до развития серьёзного, нередко требующего оперативного вмешательства заболевания - сколиоза.

В связи с тем, что одно из первых мест среди различных отклонений в физическом развитии детей занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, где прежде всего следует выделить различные виды нарушений осанки, большое значение приобрела проблема формирования правильной осанки у воспитанников.

-индивидуализация и дифференциация процесса обучения

-направленность на реализацию восстановления здоровья

-проведение занятий в специально оборудованном кабинете, оснащенном в соответствии с требованиями к профилю работы

-комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий

-содержание каждого раздела программы обеспечивает перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения

Программа призвана сформировать у воспитанников устойчивые мотивы и потребность в бережном отношении к своему здоровью, здоровому образу жизни, укреплению и оздоровлению всего организма.

Целью данной программы является профилактика нарушений осанки, а так же коррекция и компенсация уже имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата.

Разнородность состава воспитанников по психическим, двигательным, физическим данным выдвигает ряд конкретных задач:

- совершенствовать физические возможности организма посредством физических упражнений, направленных на развитие силовой выносливости мышц

- тренировать дыхательную, сердечно - сосудистую системы

- обучать основам ортопедического режима

- формировать практические умения для поддержания правильной осанки

- укреплять своды стоп

- расширять двигательный опыт

В процессе освоения материала обеспечивается единство биологического, психического и социального благополучия, происходит коррекция индивидуальных нарушений опорно-двигательного аппарата.

Деятельность Программы характеризуется на первом этапе выработкой навыка правильной осанки у воспитанников; на втором этапе развитием силовой выносливости мышц, поддерживающих позвоночник в правильном положении.

Занятия по данной программе могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме, исходя из особенностей осанки воспитанников и условий.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Инструктору необходимо иметь точное представление об индивидуальных особенностях воспитанников, знать уровень их физического развития, двигательных возможностей, характер двигательных нарушений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.

Негативное влияние на осанку оказывают неполноценное питание, общее неудовлетворительное состояние здоровья, гиподинамия, загрязнение окружающей среды, хронические острые заболевания. Но больше всего вредят позвоночнику плохое физическое развитие, отсутствие навыка правильной осанки. Даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки - один из главных моментов в начале тренировок. В дальнейшем эти упражнения будут необходимы для совершенствования, закрепления и поддержания двигательного стереотипа.

При функциональных нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, а, следовательно, принять и сохранить правильную осанку ребенок может лишь ненадолго.

Поэтому, развитие силовой выносливости мышц, отвечающих за поддержание позвоночника, является следующим обязательным компонентом в работе по профилактике и коррекции нарушений осанки.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие (деформация, сопровождающаяся уплощением сводов стопы). В связи с этим, в методике занятий по коррекции осанки предусмотрено включение упражнений специального характера, направленных на предупреждение плоскостопия, укрепление мышц, сохраняющих свод.

Неправильная осанка создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Поэтому одной из задач курса является восстановление дыхательного стереотипа. С этой целью в программу включены упражнения дыхательной гимнастики.

В структуре программы выделяются следующие основные разделы:

К данному материалу необходимо подходить интегрально. Последовательность и сроки прохождения программного материала определяются в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников, инструкторам разрешается изменять выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы и их последовательность.

Общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей нарушений осанки. Специальные упражнения для укрепления и растягивания мышц, увеличения подвижности позвоночника подбирают индивидуально, с учетом типа нарушений осанки и в соответствии с результатами функциональных проб.

Элементы правильной стойки

Выработка навыка правильной осанки

Развитие силовой выносливости мышц

Цель: Определение уровня физической подготовленности, оценка функционального состояния и адаптация организма к нагрузке.

- Подвижные игры. Игры с метанием, прыжками, лазаньем.

- Упражнения на определение силовой выносливости мышц, гибкости, координации, быстроты, равновесия.

- Функциональные пробы. Двигательные тесты. Нагрузочная проба с приседанием.

Элементы правильной стойки

Цель: Выработка представлений о правильной стойке, обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки.

Дать первоначальное представление о правильной стойке.

Научить находить правильные шаблоны постановки стоп. Научить отличать правильное положение стоп от неправильного, стоять на отпечатанных следах стоп, сохраняя правильное положение тела.

Научить отличать правильную стойку от неправильной, подражая положению тела инструктора.

Учить стоять на шаблоне, касаясь стены затылком, лопатками, ягодицами, пятками; приседать и вставать, сохраняя правильную осанку

Научить правильному положению головы, развивать умение переносить на голове лёгкие предметы.

Научить правильному положению верхней части туловища (плеч и груди) при естественной стойке.

Научить подтягивать живот, развивать мышцы живота и спины.

Закреплять правильную постановку стоп. Развивать мышцы ног.

Учить правильному положению корпуса при ходьбе и беге. Выполнять упражнения с гимнастическими палками.

Учить перекатыванию из исходного положения лежа на животе.

Продолжать упражнять в правильной стойке с использованием шаблонов и без них.

Учить сохранять правильную стойку в различных вариантах.

Выработка навыка правильной осанки

Развивать мышечно-суставное чувство; тренировать ощущение положения тела в пространстве;

закреплять правильное положение частей тела во время движений и при принятии различных поз;

выравнивать тонус мышц с правой и левой сторон туловища; вырабатывать новую схему тела, позволяющую принимать и удерживать правильную позу;

улучшать координацию движения, развивать чувство равновесия;

учить расслаблять, растягивать сокращенные мышцы;

формировать практические умения для поддержания правильной осанки.

- Упражнения для закрепления правильной стойки в различных исходных положениях: стоя спиной к стене, стоя, лежа, сидя, выполняемые на месте и в сочетании с различными движениями.

- Общеразвивающие упражнения с предметами и без.

- Упражнения на развитие координации статического и динамического равновесия, выполняемые с партнером, стоя, в ходьбе, в упоре присев, на снарядах.

- Упражнения для растягивания сокращенных мышц в различных исходных положениях.

- Упражнения на расслабление и напряжение мышц различных звеньев тела в разных исходных положениях.

- Упражнения на поддержание навыка правильной осанки.

Развитие силовой выносливости мышц

Формировать мышечный корсет; развивать общую силовую выносливость мышц, улучшать тонус мышц;

доводить навык правильной осанки до автоматизма; корректировать индивидуальные нарушения осанки;

упражнять в равновесии, развивать ловкость, координацию, чувство ритма, глазомер; развивать ориентировку в пространстве.

- Тесты на определение силовой выносливости мышц.

- Комплексы упражнений для укрепления мышц, отвечающих за поддержание позвоночника (мышцы брюшного пресса, боковые мышцы туловища, передней и задней поверхности бедер, поясницы, верхней части спины и плечевого пояса) с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.

- Комплексы аэробики (степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевально-ритмическая гимнастика).

- Упражнения на закрепление навыка правильной осанки.

- Упражнения на локальное развитие мышц туловища.

- Упражнения на развитие координации, равновесия (статического и динамического). Упражнения с предметами на голове.

- Упражнения на расслабление, растягивание мышц.

- Общеразвивающие упражнения для развития ловкости, мышечного чувства.

- Упражнения прикладного характера (ходьба, бег, ходьба на четвереньках и ее разновидности).

Учить определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам состояние организма. Укреплять мышцы дыхательной системы (носоглотку, верхние дыхательные пути, легкие, диафрагму). Учить расслаблять и восстанавливать организм после нагрузки.

Упражнения с произвольной задержкой дыхания; упражнения с произвольным усилением дыхания; упражнения на диафрагмальное дыхание, реберное, верхнеключичное дыхание, полное дыхание, выполняемые в положении стоя на месте, лежа, в движении. Медленное произношение гласных и согласных звуков и букв на выдохе.

Цель: формирование и укрепление сводов стоп

Задачи: развивать основные функции стоп, обучать правильной постановке стоп при ходьбе, укреплять сумочно-связочный аппарат и увеличивать подвижность в суставах стоп, улучшать кровообращение стоп, улучшать координацию движений.

Упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию сводов стопы; выполняемые в разных исходных положениях: лежа, сидя, стоя.

Упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов. Ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.

Стимулировать деятельность внутренних органов; мобилизовать защитные силы организма; повышать работоспособность.

Упражнения с акцентом на самомассаж стоп, ушных раковин, лица, позвоночника, головы в различных исходных положениях в игровой форме на основе китайских техник; а так же оздоровительный самомассаж при ОРЗ, гриппе.

На этом этапе воспитанники знакомятся с теоретическими знаниями о важности правильной осанки и ее влиянием на здоровье человека; обучаются правилам ортопедического режима; принятию и сохранению правильной стойки в различных исходных положениях на месте и в сочетании с различными движениями.

Улучшить координацию движений, выработать и закрепить навык правильной осанки, нормализовать состояние позных мышц помогают упражнения на равновесие. При их выполнении тренируется ощущение положения тела в пространстве, вырабатывается новая схема тела, позволяющая принимать и удерживать правильную позу. Для усложнения этих упражнений используется уменьшение площади опоры — стойка на носках, на одной ноге, на буме или бревне, а также изменение положения центра тяжести тела при подъеме рук, отведении ноги, использовании гантелей, набивных мячей и других предметов. Чем чаще меняется положение центра тяжести, тем больше необходима дифференцированная работа мышц и координация движений, поэтому для тренировки равновесия целесообразно использовать резкие переходы от динамической работы мышц к статической — остановку после ходьбы или бега, переход в положение стоя после прыжка и т. д.

На занятиях по коррекции нарушений осанки используются упражнения прикладного характера: ходьба, бег, ходьба на четвереньках и ее разновидности. Эти виды физической нагрузки используются для неспецифической тренировки (как общеразвивающие) для развития ловкости, внимания, мышечного чувства, глазомера, улучшения координации движения, ориентации движения.

Упражнения на расслабление снимают напряжение мышц, ускоряют восстановление работоспособности после тренировки. Особенно важно научиться расслаблять позные мышцы с повышенным тонусом — это необходимое условие формирования правильной осанки. При расслаблении снижается тонус не только скелетных мышц, но и гладкой мускулатуры внутренних органов в соответствующих зонах. Упражнения в расслаблении — прекрасный способ тренировки тормозных реакций для возбудимых детей. Постоянные стрессы вызывают напряжение мускулатуры всего тела, и расслабление лица и рук хорошо снимает психическую нагрузку и облегчает расслабление более крупных мышц.

Корригирующая гимнастика

Прежде чем приступить к занятиям по укреплению мышц, отвечающих за поддержание позвоночника, следует провести тестирование силовой выносливости мышц, результаты которого определят период, с которого следует начинать гимнастику.

Тестирование силовой выносливости мышц проводится следующим образом:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.