Оздоровительная физическая культура для студентов с нарушением осанки

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Анастасия Илларионовна, Ткачева Елена Георгиевна

Лечебная физическая культура (ЛФК) использует те же методы и средства, что и физическая культура абсолютно здорового человека. ЛФК это метод естественно-биологического содержания, поскольку в его основе лежит использование биологической функции организмадвижения, которое является основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. В данной статье рассмотрены средства и методы лечебной физической культуры, ее роль, а также виды нарушения осанки человека и искривления позвоночника. Также предлагается комплекс рекомендованных упражнений, для исправления и поддержания осанки у студентов, для полноценных занятий в ВУЗе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Анастасия Илларионовна, Ткачева Елена Георгиевна

THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE IN VIOLATION OF POSTURE OF STUDENTS

Therapeutic physical culture uses the same methods and means as the physical culture of an absolutely healthy person. LFKis a method of natural biological content, since it is based on the use of the biological function of the organism, movement, which is the main stimulator of the process of growth, development and formation of the organism. This article discusses the means and methods of therapeutic physical culture, its role, as well as the types of human posture disorders. It also proposes a set of recommended exercises for correcting and maintaining the posture of students, for full-fledged classes at the university.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ У СТУДЕНТОВ

THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE IN VIOLATION OF POSTURE OF STUDENTS

Гончарова Анастасия Илларионовна

г. Волгоград, Россия Goncharova Anastasia Illarionovna Faculty ""Mathematics, computer science, physics"" Volgograd State Social and Pedagogical University

Ткачева Елена Георгиевна

Аннотация. Лечебная физическая культура (ЛФК) использует те же методы и средства, что и физическая культура абсолютно здорового человека. ЛФК - это метод естественно-биологического содержания, поскольку в его основе лежит использование биологической функции организма- движения, которое является основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. В данной статье рассмотрены средства и методы лечебной физической культуры, ее роль, а также виды нарушения осанки человека и искривления позвоночника. Также предлагается комплекс рекомендованных упражнений, для исправления и поддержания осанки у студентов, для полноценных занятий в ВУЗе.

Abstract. Therapeutic physical culture uses the same methods and means as the physical culture of an absolutely healthy person. LFK- is a method of natural biological content, since it is based on the use of the biological function of the organism, movement, which is the main stimulator of the process of growth, development and formation of the organism. This article discusses the means and methods of therapeutic physical culture, its role, as well as the types of human posture

disorders. It also proposes a set of recommended exercises for correcting and maintaining the posture of students, for full-fledged classes at the university.

Ключевые слова: методы и средства ЛФК, нарушение осанки, оздоровительные рекомендации.

Keywords: methods and means of exercise therapy, violation of posture, health recommendations.

Поэтому, в процессе занятий по физической культуре, был определен необходимый комплекс упражнений, использована методика применения средств ЛФК индивидуально к каждому студенту, с учетом особенностей их болезни. Со временем, этот комплекс упражнений для студента вошел в обязательное домашнее задание по физической культуре, так как он входил в зачетные требования по физкультуре.

Систематическое применение этого комплекса физических упражнений способствует улучшению осанки и общего физического здоровья в целом.

Лечебная физкультура позволяет оказывать укрепляющее воздействие на распределение нагрузки на спину человека, осуществлять своевременную коррекцию патологических состояний и закреплять навыки правильной осанки для дальнейшего образа жизни человека) [1, с. 35].

Основное терапевтическое методическое средство лечебных физических упражнений - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Например, при дефектах осанки, как и при сколиозе I степени, выполняются упражнения для укрепления мышечного корсета, в частности, используют симметричные упражнения. Также, могут использоваться дыхательные упражнения, совершенствующие координацию движения.

Правильное выполнение этих упражнений предусматривает распределение

Распределение физической нагрузки в процедурах лечебной гимнастики осуществляется по принципу многовершинной кривой.

Рис. 1. Физиологическая "кривая"

При правильном и регулярном применении ЛФК, студент может как укрепить свою осанку, так и усовершенствовать свое физическое состояние, укрепляет мышцы, и в некоторых случаях, устраняет искривление позвоночника. При III степени сколиоза, физические упражнения оказывают общетонизирующее действие.

Также, одним из методов ЛФК является лечебная дозированная ходьба, которая назначается больным, с целью восстановления рисунка ходьбы, после перенесенных повреждений.

Дозированное восхождение (терренкур) - лечение дозированной ходьбой с постепенным подъемом и спуском на специальных маршрутах. Эту форму занятий активно используют при повреждениях опорно-двигательного аппарата.

Тренажеры различных конструкций широко применяют в период восстановительного лечения. С их помощью целенаправленно формируют двигательные качества (общая, скоростная и скоростно-силовая выносливость, быстрота, координация, сила, гибкость), являющиеся одним из показателей здоровья. Применение тренажеров в медицинских учреждениях позволяет существенно расширить диапазон средств и методов ЛФК и повысить при этом не только оздоровительную, но и лечебную эффективность упражнений.

Оздоровительные рекомендации, для укрепления мышц спины, физическими упражнениями следующие:

№ п/п Исходное положение Упражнение

1 Лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, дыхание не задерживать, сохранять принятое положение до определенного счета либо по команде инструктора

2 То же упражнение, но кисти рук переводить к плечам за голову

3 Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (имитация движений при плавании брассом)

4 Движение рук в стороны, назад, в стороны - вверх

5 Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук

6 Приподнять голову и плечи, руки в стороны. Круговые движения руками

7 Поочередное отведение назад прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный

8 То же упражнение., но с одновременным приподниманием и удержанием до счета 3-5 обеих ног

9 Лежа на спине Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть вперед до угла 45°, медленно опустить

10 То же, но удерживая мяч между лодыжками

13 То же, но руки на поясе

14 Медленно сесть и медленно возвратиться в исходное положение

Студенты с нарушением осанки, и также молодые люди, которые не хотят проблем со спиной, должны поддерживать свое физическое состояние, постоянно находиться в движении. Рекомендуется, при длительном сидении на одном месте, а именно при посещении учебных занятий и долгосрочном выполнении домашнего задания, вне учебного заведения, проводить для себя мини-зарядку для расслабления мышц спины, также можно встать и походить в течение 5-7 минут.

1. Дейли Дебра. Лечебная гимнастика. Энциклопедия. М. : Изд-во "Эксмо" 2015. 224 с.

2. Артамонова Л. Л., Панфилов О. П., Борисова В. В. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Физическая культура" / общ. ред. О. П. Панфилова. М. : Владос, 2010. 389 с.

3. Лемякина Е. Е Физическая реабилитация при сколиозе // Мир без границ:

1. Daley Debra. Lechebnaya gimnastika. Ehnciklopediya [Physiotherapy. Encyclopedia]. Moscow, Eksmo Publ, 2015. 224 c.

2. Artamonova L. L, Panfilov O. P., Borisova V. V. Lechebnaya i adaptivno-ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura [Therapeutic and adaptive physical culture]. Moscow, Viados Publ., 2010, 389p.

3. Lemyakina E. E. [Physical rehabilitation, scoliosis]. Mir bez granic: aktual'nye problemy sovremennogo inklyuzivnogo obrazovaniya : materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya studentov i molodyh uchenyh, posvyashchennoj Vsemirnomu dnyu invalidov [A World without borders: actual problems of modern inclusive education: materials of the VIII all-Russian scientific-practical conference for students and young scientists dedicated to the world day of persons with disabilities]. Ministry of education and science of the Russian Federation; Ministry of education and youth policy of the Stavropol territory; Stavropol state pedagogical Institute, Faculty of special pedagogy, 2017, pp. 249251. (In Russian).


С детства всем нам родители и педагоги постоянно напоминают о правильной осанке, о том, что необходимо прямо держать спину, не сутулиться. А так ли важна на самом деле правильная осанка для человека? Каковы последствия пренебрежительного отношения к здоровью опорно-двигательного аппарата?

Актуальность работы состоит в том, что состояние здоровья современных школьников ухудшается, а осанка является одним из ведущих показателей состояния здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
referat_kalachnikov_-_osanka.doc 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №24”

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Лихачёва Марина Михайловна

Основные причины нарушений осанки

Выявление нарушений осанки по признакам

Правила для правильной осанки

Как выпрямить осанку у себя дома

С детства всем нам родители и педагоги постоянно напоминают о правильной осанке, о том, что необходимо прямо держать спину, не сутулиться. А так ли важна на самом деле правильная осанка для человека? Каковы последствия пренебрежительного отношения к здоровью опорно-двигательного аппарата?

Актуальность работы состоит в том, что состояние здоровья современных школьников ухудшается, а осанка является одним из ведущих показателей состояния здоровья.

Цель и задачи реферата:

1. выявить уровень знаний учащихся об осанке и профилактике нарушений осанки;

2. ознакомить обучающихся с упражнениями для выпрямления осанки в домашних условиях.

Осанка – это умение человека держать своё тело в различных положениях, привычная поза непринуждённо стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.

При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлён вперёд.

Осанка – важный показатель, характеризующий физическое развитие человека. Осанка – показатель и психического здоровья человека. Известно, что изменение положения тела способно привести к изменению эмоционального состояния. Плохая осанка способствует закреплению психо-эмоциональных нарушений и формированию неврозов.

Осанка в любом возрасте нестабильна. Она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Нарушения осанки не являются заболеваниями, но могут стать их причиной.

Человек, не умеющий держать своё тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Но странное дело – некоторые молодые люди считают именно такую осанку и расхлябанную походку красивыми. А ведь это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затруднена деятельность всех внутренних органов и в первую очередь легких и сердца, сокращен объем дыхательных движений, уменьшена жизненная емкость легких. Это значит, что снижена доставка кислорода к тканям и органам.

Как же формируется осанка? Можно ли предотвратить образование плохой осанке и как это сделать?

Какие же различают виды осанки, и чем они отличаются?

Нормальная осанка характеризуется умеренной выраженностью изгибов позвоночника. При нормальной осанке голова поднята, плечи расправлены, живот подтянут, ноги выпрямлены. Человек выглядит подтянутым и стройным, движения естественны и грациозны.

Выпрямленная осанка характеризуется малой выраженностью изгибов позвоночника. При выпрямленной осанке вместимость грудной клетки и подвижность ребер снижены. Отмечается склонность к образованию боковых искривлений. Внешне такой человек выглядит неуклюжим, такая осанка встречается редко.

Сутуловатая осанка типична для старческого возраста. При этом виде осанки кривизна позвоночника увеличена, голова опущена, плечи опущены и несколько сведены вперед. Ноги часто полусогнуты в коленных суставах, руки безвольно висят вдоль туловища.

Есть и другие разновидности нарушений осанки.

Правильная осанка зависит от самого человека, от того как он держит голову и туловище в то время. Когда он сидит, стоит, ходит.









Особенности занятий физической культурой при нарушениях осанки

Сама по себе осанка, согласно классическим определениям, является привычной вертикальной позой тела. Прежде всего подразумевается, естественно, положение позвоночника. При нормальном состоянии позвоночник имеет S -образную форму с четырьмя изгибами (в шейном, грудном, поясничном и крестцовом отделах), появившимися в результате прямохождения человека. Нарушениями же осанки называют различные отклонения в расположении этих изгибов.

Кифоз представляет собой чрезмерно сильный выпирающий изгиб в сагиттальной плоскости. Проявляется в грудном отделе позвоночника. По происхождению может быть как приобретённым в следствие старости, болезни, аномалии развития, так и наследственным. Основная опасность при кифозе – нарушение функционирования органов грудной клетки, а именно лёгких.

Лордоз является чрезмерно сильно выраженной выпуклостью позвоночника. Встречается в поясничном или шейном отделе. Может происходить из врождённой патологии (в этом случае проявляется в первые года жизни), приобретённой травмы, лишнего веса, сутулости (шейный лордоз). Основная опасность лордоза заключается в ограничении подвижности и болях позвоночника, нарушении нормальной работы сердца, лёгких, органов желудочно-кишечного тракта, а также обмена веществ.

Сколиоз представляет собой искривление позвоночника во фронтальной плоскости, проявляющееся в грудном, поясничном или переходном между ними отделах. Заболевание бывает как наследственным, так и приобретённым, в том числе после травмы. Может присутствовать один, два или три изгиба (соответственно C , S и Z -образный сколиоз). Чаще всего проявляется в подростковом возрасте (от 6 до 15 лет) в период ростового спурта. В более чем 80% случаев сколиоза невозможно точно определить причину заболевания, отчего эти случаи причисляют к идиопатическим.

Синдромом плоской спины называют почти полное отсутствие изгибов позвоночного столба. Дефект может быть вызван изнашиванием межпозвоночных дисков, длительным пребыванием в лежачем состоянии (вследствие болезни, например). У детей заболевание часто развивается параллельно с плоскостопием.

С полной уверенностью диагностировать то или иное отклонение может лишь врач-специалист. Однако, начальную общую информацию можно получить самостоятельно, естественно, ни в коем случае не отменяя поход к специалисту. Простейший способ визуальной диагностики дефектов осанки – встать спиной к стене, касаясь её пятью точками, затылком, плечами, ягодицами, икрами и пятками, после чего визуально определить пропорциональность изгибов позвоночника. Этот метод, как уже было сказано, весьма груб и даёт лишь первичную информацию.

Более точно может определить наличие дефектов осанки в рамках занятий физической культурой ряд специальных тестов, таких как сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (отжимания), прыжок в длину с места из положения небольшого приседа, наклон вперёд в (с целью коснуться пола и удержаться три секунды), подвижность плеч (сведение рук за спину и измерение расстояния между средними пальцами), боковая подвижность позвоночника (наклоны влево и вправо), сближение лопаток (в позе лёжа на животе), удержание туловища (из позы лёжа на животе).

По статистике, согласно мнению учителей физкультуры, на осанку больше всего влияют такие показатели, как статическая и силовая выносливость и относительная сила. Это может быть объяснено отведением большой роли мышечному корсету при формировании осанки.

В контексте занятий физической культурой, обучающиеся, имеющие диагнозы, связанные с нарушением осанки, должны соблюдать ряд ограничений, необходимых для предотвращения травм, которые могут быть получены в ходе занятий неадекватными в биомеханическом смысле упражнениями. Следует избегать некоторых ситуаций, таких как давление на голову по вертикальной оси позвоночника, значительные наклоны головы, падение на вытянутые вперёд или расставленные по сторонам руки, сотрясение туловища, передаваемое через руки, удары по голове, часто повторяемые замахи одной рукой, длительное пребывание в позе, при которой руки заложены за голову, поднятие тяжёлых грузов. Этот перечень является обобщённым, и составлен исходя из анализа всех дефектов осанки.

Примерами нагрузок, обозначенных выше могут быть стойки на голове, пасы головой при игре в футбол, игра в большой теннис, занятия тяжёлой атлетикой, длительное ношение тяжёлого рюкзака или сумки.

Некоторые виды спорта могут быть вредны для осанки. Например, бокс, фехтование, настольный теннис, метание из-за ассиметричной нагрузки вполне могут привести к определённым нарушениям осанки в долгосрочном периоде, однако это влияние может быть нивелировано путём включения нагрузок для неведущей руки и неиспользуемых мышц опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что даже при занятиях на первый взгляд полезных для осанки видов спорта, таких как гимнастика и акробатика, непостепенность и неравномерность нагрузок могут привести к ухудшению осанки.

Однако, многие виды спорта оказывают крайне положительное влияние на как на осанку, так и на весь опорно-двигательный аппарат. Благодаря систематическому контролю за осанкой, это могут быть бег, спортивная ходьба, баскетбол. Особую роль играет плавание из-за симметричного и гармоничного развития мышц.

Особенно важно иметь представление о последствиях занятий тем или иным видом спорта в детский и подростковый период, когда происходит ускоренный рост организма. Чрезмерное увлечение тяжёлой атлетикой в подростковый возраст, к примеру, может стать предпосылкой для будущих проблем с позвоночником.

В случае занятий физической культурой детей дошкольного и младшего школьного возрастов характерна тенденция к определению их в группы лечебной физкультуры, где преобладают упражнения, направленные не на среднестатистического человека, а на коррекцию дефектов.

Следующий список упражнений может быть как интегрирован в занятия физической культурой в образовательном учреждении, так и использован при самостоятельных занятиях. Комплекс направлен на коррекцию осанки при самых частых её нарушениях, более конкретные, узкоспециализированные упражнения в тяжёлых случаях может назначить врач-специалист.

Упражнение 1. Исходное положение – стоя у стены. Затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки прижаты к стене. Приседания. Десять раз.

Упражнение 3. Исходное положение – лёжа на спине. Опора на стопы, поднять прямые ноги под прямым углом, развести в стороны, соединить вместе, вернуться в исходное положение. Повторять двадцать раз.

Упражнение 4. Лёжа на спине, согнуть одну ногу, обхватить её руками, коснуться коленом лба, головой тянуться к колену. Повторить каждой ногой двадцать раз.

Упражнение 6. Лёжа на спине, сгруппироваться в позу эмбриона, обхватить руками ноги, покачаться вдоль оси позвоночника десять раз.

Упражнение 7. Лёжа на спине, поднять ноги, завести их за голову, не отрывая рук от пола, вернуться в исходное положение. Повторить десять раз.

Упражнение 9. Лёжа на спине, руки ладонями прижаты к полу, поочерёдно поднимать прямые ноги. Выполнять сорок раз.

Упражнение 10. Лёжа на спине, одновременно вытянуть и приподнять вдоль оси позвоночника, руки и ноги, пытаться удержать их на уровне десяти сантиметров в течение десяти секунд. Повторять три раза.

Упражнение 11. Лёжа на спине, приподнять на десять сантиметров и развести в стороны прямые ноги, соединить их снова. Выполнять двадцать раз.

Упражнение 12. Положение – на четвереньках, с упором на ладони и колени, вытягивать поочерёдно левую руку и правую ногу и правую руку с левой ногой. Выполнять тридцать раз.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что дефекты осанки – чрезвычайно распространённая проблема у человека, как биологического вида, усугубляемая образом жизни. Занятия физической культурой, с правильно подобранными упражнениями и установленными ограничениями в подавляющем большинстве случаев способны устранить дефекты и нормализовать осанку.

ФГБОУ ВПО "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кафедра физическая культура

Автор работы: Эльмиры Александровны Птаховской

Руководитель работы: Вячеслав Юрьевич Жеребцов

. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

.1 Понятие осанки и телосложение

.2 Строение позвоночника

.3 Причины и виды нарушения осанки

. ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ И КОРРИГИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОСАНКУ И ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

.3 Комплекс физических упражнений

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Многочисленными исследованиями уже давно доказана взаимосвязь между умственным трудом и физическими нагрузками. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых, но и как средство сохранения здоровья и работоспособности. Физические упражнения оказывают существенное влияние на формирование скелета (исправляются искривления позвоночника, улучшается осанка). Повышаются обменные процессы, в частности, обмен кальция, содержание которого определяет прочность костей. Точно известно, что 55-75 % сегодняшних первокурсников аномальны по состоянию здоровья. Около половины всех студентов по состоянию здоровья отнесены к подготовительной и специальной группе по физкультуре.

Осанка это привычка, которую можно целенаправленно, через специальные упражнения формировать и изменять. Использование, физических упражнений в оздоровительных целях особенно актуально в современных условиях. Выявилась прямая зависимость между формой нарушения осанки и уровнем заболеваемости студентов. При вялой осанке, сколиотической установке осанки студенты болели в 3.4 раза больше, чем при наличии правильной осанки.

Рекомендуется не только наладить режим питания и сна, но и правильно подбирать мебель, одежду. Средствами физической культуры возможно воспитывать и корригировать осанку, а закаливанием способствовать к снижению, заболеваемости. В сложном комплексе факторов, влияющих на формирование здорового поколения, существенное место занимает физическая культура, которую необходимо использовать для роста и развития, повышения неспецифической устойчивости к факторам внешней среды.

Объект исследования: Студенты.

Предмет исследования: средства физического воспитания.

Цель работы: рассмотреть корригирующую гимнастику, формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть. Совершенствование системы физического воспитания студентов с деформациями осанки и телосложения.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

) - рассмотреть строение позвоночника,

) -раскрыть понятие осанки и телосложения,

) - выявить причины и виды нарушения осанки,

) - рассмотреть методы и средства коррекции осанки, массаж и примеры физических упражнений.

1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

1.1 Понятие осанки и телосложение

. круглая спина - II;

. плоская спина - III;

. плоско-вогнутая спина - IV;

. вогнуто-круглая спина - V.

·Круглая спина (сутулость) представляет собой усиление грудного кифоза 1.2 Строение позвоночника

По строению позвонков

Позвонки 2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ И КОРРИГИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОСАНКУ И ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

осанка физический студенческий профилактический

Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза

Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении осанки и телосложения включает:

-упражнения в воде;

ЛФК сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур, а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно.

Методика ЛФК определяется также степенью сколиоза: при сколиозе I, III, IV степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника, а в то время как при сколиозе II степени - также на коррекцию деформации. Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.

Одним из средств ЛФК является применение элементов спорта:

плавание стилем БРАСС после предварительного курса обучения. Элементы волейбола с компенсированным течением сколиоза.

Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:

сиди неподвижно не дольше 20 минут;

старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого перерыва - 10 секунд

сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д.

старайся сидеть правильно : сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;

периодически делай специальные компенсаторные упражнения:

) повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение максимальное число раз

) прими на полу стойку на коленях и вытянутых руках.

Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.

Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых - необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.

Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки. Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом.

После ЛФК принять тёплый душ

Массаж (от фр. В русской классической школе массажа существует 4 основных и несколько дополнительных приёмов проведения массажа и их разновидностей:

.поглаживание: - механическое воздействие на биологическую ткань руками массажиста с постоянным давлением, не превышающем тяжести кисти, на протяжении одного пасса, в центростремительном направлении;

.растирание: это механическое воздействие на биологическую ткань руками массажиста с постоянным давлением на уровне порога болевой чувствительности на протяжении одного пасса, выполняемое без учета центростремительности;

.разминание: - механическое воздействие на биологическую ткань руками массажиста с ритмично изменяющимся давлением от нуля до уровня порога болевой чувствительности, выполняемое спиралевидно, в центростремительном направлении;

.Ударные и вибрационные техники: - ритмичные механическое колебательные воздействие на биологическую ткань руками массажиста с изменяемым ритмом, выполняемое, как продольно так и поперечно. Пример выполнения: в виде похлопывания ладонной поверхностью кисти, рубление ребром ладони(прерывистая вибрация).

При осмотре спины и ее прощупывании хорошо определяются выступающие под кожей ребра, остистый отросток 7 шейного позвонка, лопаточная ость с акромионом, медиальный (срединный) край лопаток, их нижний угол.

Лимфатические сосуды 2.3 Комплекс физических упражнений направленные на предотвращения неправильной осанки и её исправление

Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины и удержать тело в правильном положении:

) И.п. - стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.

) И.п. - стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. и, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.

) И.п. - лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.

) И.п. - стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела.

Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

Кроме этого хорошо принимать ванны с морской или океанической солью по 20 минут.

Необходимо самовытяжение пассивное: для этого головной конец кровати нужно приподнять на 10-15 сантиметров и лежать на спине и на животе по 40-50 минут расслабившись. Можно добавить висы на гимнастической стенке спиной к стене в течении 1-5 минут.

Руки вытянуты вперёд. Вытягиваем тело в "струнку" (тянуть носки и кисти в разные стороны) - 1 мин.

Руки в упор, опираемся на ладони и по очереди поднимаем прямую ногу вверх - по 10 раз.

Руки над головой в замок, поднимаем плечевой пояс и держим от 2 сек. до 10 сек - 6 раз.

Поднять голову и руки вверх, прямыми руками делаем "ножницы" не касаясь пола - 1 мин.

"Лодочка" - руки в замок вытянуты вперед, ноги вместе прямые. Поднять руки, ноги, голову и держать 1 мин. - 5-10 раз.

"Корзиночка": берём руками ноги за лодыжки и поднимаемся вверх на животе, держать от 2 - 10 сек. - 10 раз.

Стоя на коленях, руки вдоль туловища. Отклоняемся назад "как дощечка" - 10-12 раз.

Поднять правую (левую) прямую ногу и левую (правую) прямую руку, держать 2-6 сек. - 10 раз.

Достать коленом до лба, откинуть голову и ногу назад вверх - 10 раз.

"Кошечка" - спину вверх и вниз - 1 мин.

Вытянуться руками вперёд на пол, голова между руками, спину прогибать к полу - 12 раз.

Отдых в течении 3-5 мин: лёжа на спине, глаза закрыты, руки вдоль туловища, ладони к верху, ноги на ширине плеч. Дыхание спокойное.

Правильное поведение при сколиозе

Давления на межпозвоночные диски (в процентах от положения, стоя) приведены в таблице 1.

Лежа на спине25%Лежа на боку75%Стоя100%Стоя, с наклоном вперед150%Стоя, с наклоном вперед, в руках вес220%Сидя140%

Такое же сильное давление между двумя позвонками возникает, когда человек сидит, наклонившись вперед, не опираясь на руки. Если же опираться на руки, положив их на стол или спинку стула, нагрузка на верхнюю часть туловища снижается, и тем самым уменьшается давление на позвонки.

Давление между двумя позвонками возрастает, когда человек поднимает предмет, наклонившись вперед с выпрямленными ногами. В этом случае нагрузка на межпозвонковый диск составляет несколько сотен килограммов.

При вытяжении позвоночника, например, когда человек висит на руках без опоры на ноги, давление бывает меньше, чем в положении лежа. При этом в межпозвоночном диске может даже возникнуть растяжение. Данное обстоятельство иногда используется при лечении некоторых заболеваний позвоночника.

На шейные позвонки оказывает давление тяжесть головы. Даже руки представляют собой нагрузку для шейного отдела позвоночника, поскольку мышцы плечевого пояса, поднимающие руки вверх, крепятся к задней стороне головы и шеи. При поднятии рук вверх эти мышцы напрягаются и тем самым отягощают позвонки. Многие работники умственного труда неосознанно поднимают плечи, что ведет к дополнительной нагрузке на эти позвонки. Большим нагрузкам подвергаются шейные позвонки при работе с поднятыми вверх руками (например, при мытье окон), особенно если при этом в руках находятся тяжелые предметы.

При наклоне головы вниз в положении сидя нагрузка на шейные позвонки будет, согласно принципу рычага во много раз больше, чем, если сидеть, подняв голову вверх. Чтобы держать голову в наклонном положении, необходимо напрягать шейные мышцы шеи. Удерживая эту позу какое-то время, можно почувствовать боль в затылке, причина чему- напряжение мышц.

Особенно сильной нагрузке шейные позвонки подвергаются при длительной работе с поднятыми вверх руками и головой (например, у школьных учителей при длительной работе у доски). Многие, занимающиеся подобной работой, страдают от постоянной боли в затылке.

Упражнения при различных степенях сколиоза.

(Упражнения с 1по 10 для первой и второй стадии. С 10 по 21 для третьей и четвёртой стадии)

. Лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10--12 раз.

. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5--6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук - вдох, при опускании -- выдох.

. Лежа на спине, руки вперед - в стороны. Выполнять окрестные движения прямыми руками в течение 15--20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

. Лежа на спине, руки вперед - в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6--8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Мах выполнять быстро. Во время маха - выдох.

. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Во время маха - выдох.

. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять окрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15--20 с.

. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.

. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять окрестные движения 15--20 с. Смотреть на мысок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15--20 с. Смотреть на мысок одной ноги.

. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх - влево, вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх - вправо. Повторить 6--8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести *вправо, вернуть в исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6--8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10--15 с каждой ногой. Смотреть на мысок.

. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10--15 с. Смотреть на мыски.

. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться - вдох, опустить палку - выдох. Смотреть на палку. Повторить 8--12 раз.

. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в исходное положение. Смотреть на палку. Повторить 8--12 раз.

. Стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении -- 15--20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

. Стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, другую -- опускать, затем наоборот -- 15--20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

. Стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15--20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

. Стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, затем в другую сторону 20--30 с. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8--10 раз в каждую сторону.

. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Примечание. Упражнения 3 и 4 можно выполнять с гантелью массой 3--4 кг.

При выполнении упражнений рекомендуется голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

Коррекция двигательной и функциональной подготовленности молодежи студенческого возраста тесно связана с особенностями развития координационных и функциональных способностей человека в онтогенезе. Многочисленные исследования показали, что самый благоприятный период для освоения техники спортивных движений - возраст до 14-15 лет. Но это не означает, что в студенческом возрасте нельзя улучшить ловкость. Координационные возможности можно развить благодаря занятиям определенными видами спорта. Но впервые приступать к тем видам спорта, которые требуют высокой координации, чтобы достичь высших спортивных достижений, в студенческом возрасте нецелесообразно - наиболее благоприятный возрастной период уже окончен.

Приведенные упражнения и системы упражнений, хотя и способны облегчить ощущения страдающего нарушениями осанки, но имеют временный характер. Не стоит забывать, что при систематическом нарушении правил работы за столом, рабочим местом, компьютером нарушения осанки могут вернуться, и нередко в еще более выраженной форме. Поэтому задачей чрезвычайной важности является систематическое повторение лечебно-оздоровительных комплексов и неукоснительное следование рекомендациям при работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ишал В.А., Изаак А.П. Метод производства и графического анализа фронтальных рентгенограмм позвоночника при сколиозе. Методические рекомендации. Омск, 1974.

. И.К. Котешева Оздоровительная методика при сколиозе.

4. Ишал В.А., Изаак А.П. Метод производства и графического анализа фронтальных рентгенограмм позвоночника при сколиозе. Методические рекомендации. Омск, 1974.

. И.К. Котешева Оздоровительная методика при сколиозе.

7. Погосян М.М. "МАССАЖ". - ОАО "Издательство Советский спорт", 2007. - С. 750.

Теги: Коррекция осанки и телосложения средствами физической культуры в студенческом возрасте Реферат Туризм

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.