Образовательная программа по профилактике нарушений осанки


Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_zdorovyachok.docx 116.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

от 30.08.2018 г. № 1

Программа дополнительного образования по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей

инструктор по ФИЗО

Программа рассчитана на детей 5-7 лет

Срок реализации программы 1 год

г. Когалым, 2018 г.

I Целевой раздел

Цель и задачи реализации программы…………………………………………..

Принципы и подходы к реализации программы………………………………..

Этапы реализации программы

Организационные и методические особенности программы………………….

Возрастные особенности детей………………………………………………….

II Содержательный раздел

Содержание образовательной деятельности……………………………………

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. Основные формы организации с детьми………………………….

Педагогические условия реализации программы………………………………

Педагогическая диагностика освоения программы…………………………….

Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………………..

Способы и направления поддержки детской инициативы…………………….

III. Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение программы………………………….

Методическое обеспечение программы……………………………………….

Организация развивающей предметно – пространственной среды………….

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, направлена на профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей и является модифицированным вариантом, так как содержание обучения базируется на практических рекомендациях известных авторов.

Отличительные особенности программы.

- Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых способствует укреплению и сохранению здоровья детей.

- Наличие физиологического обоснования программы с учетом возрастных особенностей детей.

- Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры.

- Знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях, имеют практическую значимость. - Программа не дублирует ни один из предметов. Она закладывает основы укрепления здоровья и предусматривает активную практическую деятельность детей и воспитателя.

Актуальность программы состоит в том, сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: про дольное, поперечное или продольно - поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза. Дошкольный возраст - это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности. Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая скелетно-мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем - к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов.

Программа направлена на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, укрепления здоровья детей, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста; по форме организации программа является кружковой; по времени реализации - годичной.

Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте период формирования структуры костей еще не завершен. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы- разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую, кифотическую, выпрямленную, а также ассиметричную.

Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка.

При всех формах нарушениях осанки затрудняется в той или иной степени работа сердца, легких, диафрагмы. Нагрузка на позвоночник распределяется неправильно, а в дальнейшем могут появиться боли. Раннее выявление нарушений осанки важно, чтобы своевременно начатое комплексное лечение могло дать положительные результаты.

Отчего может нарушиться осанка?

1) Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в этой позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов как в группе, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (лежа на ковре, например), как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и в школах.

2) Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3) Привычка ребенка стоять с опорой на одну ту же ногу. В норме правильная ходьба – это такая ходьба, когда масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки: поставьте ребенка на разные напольные весы так, чтобы одна нога была на одних весах, другая на других).

Плоскостопие является нарушением опорно-двигательного аппарата. Стопа – опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Недостаточное развитие мышц и связок стоп плохо сказывается на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к оздоровлению.

Отсюда возникает необходимость разработки комплексной программы оздоровления детей с учетом региональных климатогеографических особенностей.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Основные задачи программы:

  • сохранять и укреплять здоровье детей;
  • содействовать правильному и своевременному формированию физиологических изгибов позвоночника и свода стопы;
  • оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
  • укреплять связочно-суставной аппарат, мышцы спины и брюшного пресса, как необходимое условие для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;
  • обучать правильной постановке стоп при ходьбе;

  • развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость);
  • двигательные способности детей (функции равновесия, координации движений);
  • дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

  • воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной походки;
  • корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные принципы программы:

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
  3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.
  4. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
  5. Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
  6. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь умений и навыков.
  7. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
  8. Принцип повторений умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

1.4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1 этап (Диагностический).

Цель: Раннее выявление детей с нарушением осанки и плоскостопия

- Первичная диагностика детей.

- Определение нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата.

- Выявление нарушений осанки

2 этап (Практический)

Цель: Профилактика и коррекция детского плоскостопия и нарушения осанки

- Обучение и формирование правильной осанки.

- Обучение технике выполнения движений, совершенствование двигательных умений.

- Профилактика и коррекция нарушений осанки.

- Профилактика и коррекция плоскостопия.

3 этап (Контрольный)

Цель: Эффективность проводимой профилактической работы

Принято на

педсовете МАДОУ «Детский сад № 5

Протокол № 1от 24.08. 2018 г.

Введено приказом № 103

Рабочая программа кружка

Инструктор по физической культуре

Чухаева Юлия Юрьевна

Организация физкультурно-оздоровительного процесса……………………………….………………………………………….4

Методы и формы организации занятий……………………………………………………………………………6

Организационно - методические рекомендации……………………………………………. 8

Оценка эффективности реализации программы.………………………………. 9

Перспективный календарно-тематический план …………………. …….12

Список используемой литературы……………………………………………………………………. 23

1. Описание игр используемых на занятиях…………………………………………. 25

2. Упражнения для профилактики плоскостопия и укрепления мышечно-связочного аппарата стопы………………………………………………………..…. 38Упражнения для профилактики нарушений осанки и укрепление мышц торса……………………………………………………………………………. 45

Пояснительная записка.

Актуальностью данной программы является то, что в возрасте 4-7 лет свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и поддаются изменениям как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от физического воспитания. Неправильная осанка и плоскостопие способствуют развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создают неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов и опорно-двигательного аппарата в целом. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно–кишечного тракта и других органов брюшной полости. Такие дети предрасположены к различным заболеваниям и травмам.

В процессе образовательной деятельности недостаточно времени уделяется специальным упражнениям по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей, а также не все родители достаточно вооружены необходимыми знаниями и практическими навыками в вопросах профилактики и коррекции данных нарушений. Своевременное внедрение комплексных занятий, направленных на укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата для формирования правильного свода стопы и осанки, является наиболее значимым фактором создания данной программы.

Специально подобранные физические упражнения являются основным и действенным средством профилактики плоскостопия и нарушений осанки и предупреждают нарушения опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, сутулости, асимметрии плеч, лопаток и сколиозов.

В ее основу легли следующие программы и технологии:

Цели программы.

Основными целями данной программы являются - содействие правильному физическому развитию детей, укрепление их здоровья, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия и коррекция дефектов осанки и свода стопы (если они уже есть), а также формирование мотивации к здоровому образу жизни и стремления к соблюдению правильных навыков осанки.

Задачи программы.

Формирование и закрепление навыков правильной осанки;

Укрепление мышц и связок, участвующих в формировании свода стопы;

Укрепление опорно-двигательного аппарата торса, рук и ног;

Формирование мышечного корсета;

Выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;

Воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями и развитие желания физического самосовершенствования.

Содержание программы.

Организация физкультурно-оздоровительного процесса.

Данная программа рассчитана на год для детей 4 – 7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю. Это 4 занятия в месяц и 36 занятий в год с сентября по май. В начале сентября и в конце мая проводится диагностика и тестирование занимающихся.

Общая продолжительность занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПин составляет: 20 минут – 30 минут.

Количество воспитанников в группе – не более 15 человек. Увеличение количества детей в группе не рекомендовано, так как программа требует постоянного внимания и индивидуального подхода к каждому ребенку.

В реализации программы участвуют не только дошкольники, имеющие отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, неправильное развитие сводов стопы), но и дети, стремящиеся сформировать правильную осанку и избежать плоскостопия, а также улучшить физическую подготовленность. Набор в кружок проводится на основании медицинских заключений и желания родителей (законных представителей) детей посещающих детский сад. Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях.

Основным содержанием программы являются общеразвивающие и специально подобранные физические упражнения и игры направленные на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия. В программе предусмотрено отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности.

Теоретический материал программы дается темами, сообщение знаний организовывается в форме бесед в процессе занятия, во время выполнения двигательных действий или после занятия (группой или индивидуально). Такие беседы знакомят дошкольников не только с необходимостью формировать правильную осанку, вести здоровый образ жизни, но и с техникой выполнения тех или иных видов физических упражнений и их значимостью на организм человека.

Структура занятий.

Вводная часть:

Проверка осанки, различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия, разогревающие упражнения, подготавливающие к основной части занятий, самомассаж с использованием массажных дорожек.

Основная часть:

ОРУ – блок физических упражнений направленный на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса и силы мышц торса, укрепление мышц и связок, участвующих в формировании свода стопы, в том числе самомассаж.

ОВД упражнения на равновесие, прыжки, метание, лазание, ползание – с акцентом на формирование осанки и профилактику плоскостопия.

ИГРЫ – различной подвижности, помогающие формированию правильной осанки и способствующие профилактике плоскостопия.

Заключительная часть:

Дыхательные упражнения, релаксация.

Методы и формы организации занятий:

-целесообразное использование оборудования;

-использование музыкального сопровождения;

-использование повторной наглядной и словесной инструкции

Используются следующие средства:

Бег, ходьба, передвижения;

Упражнения общего воздействия: ходьба и бег с включением элементов направленных на профилактику плоскостопия и нарушения осанки;

Упражнения с предметами и без, направленные на укрепление мышц и связок, формирующих свод стопы;

Упражнения для формирования правильной осанки с предметами и без:

в положении стоя;

в положении сидя;

в положении лежа на спине и животе;

упражнения в положении стоя на четвереньках;

Общеразвивающие упражнения специальной направленности у гимнастической стенки и скамеек, а также с использованием каната и наклонной доски и фитболов;

Подвижные игры для формирования правильной осанки и укрепления стопы;

Упражнения на расслабление;

Самомассаж с использованием массажных дорожек, ковриков, мячиков-ежиков и других предметов.

Инвентарь и оборудование используемое на занятиях:

Программа профилактики и коррекции нарушений осанки детей дошкольного и младшего школьного возраста

Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения - дело государственной важности. Своевременная забота о здоровье гарантирует правильное развитие организма, хорошую осанку и координацию движений.

Нарушения опорно-двигательного аппарата в настоящее время широко распространены в среде дошкольников и школьников младшего возраста. Нарушения осанки оказывают неблагоприятное воздействие на все органы и ткани и, что очень важно, отрицательно влияют на успеваемость, т.к. нарушается питание клеток мозга. Поэтому и была создана программа корригирующей гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста, предназначенная на предупреждение и исправление различных нарушений опорно-двигательного аппарата: асимметрия лопаток, сколиозы I и П степени, сутулая спина, плоскостопие.

Целью программы корригирующих занятий является создание мощного мышечного корсета, способствующего стабилизации позвоночника, через выработку достаточной силы и выносливости мышц туловища.

Задачи

1. Диагностировать ранние нарушения опорно-двигательного аппарата.

2. Формировать и закреплять на занятиях корригирующей гимнастики навыка правильной осанки.

3. Стимулировать устойчивый интерес к систематической двигательной активности и положительной мотивации на здоровый образ жизни.

Методы и приемы, используемые на занятиях корригирующей гимнастики: объяснение, показ упражнений инструктором, ребенком, использование наглядных пособий, имитация, звуковые ориентиры, индивидуальная работа, игровые методы, ритмическая гимнастика для повышения интереса к занятиям.

Принципы построения занятий

1. Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.

2. Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.

3. Подбирать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.

4. Выполнение упражнений с различной амплитудой.

5. Разнообразие и новизна в подборе упражнений (10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяются для закрепления).

6. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки -физические упражнения чередуют с отдыхом.

Программа по корригирующей гимнастике включает в себя 3 блока:

1) диагностический - проводится изучение особенностей опорно-двигательного аппарата, физического развития с выявлением нарушений;

2) теоретический - приобретаются знания о своем организме, о личной гигиене, о сущности закаливания, а также о влиянии занятий корригирующей гимнастики на организм.

3) практический - формирует умения и навыки укрепления опорно-двигательного аппарата и физического развития.

Занятие по корригирующей гимнастике состоит из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей. Вводная часть (разминка, направлена на то, чтобы размять и разогреть мышцы спины и конечностей), составляет 15-20% времени. Основная часть (физические упражнения по корригирующей гимнастике) по времени занимает 65-70%. Заключительная часть (восстановление, постепенное снижение физической и психологической нагрузки), занимает 10-20% времени.

Специфика занятий корригирующей гимнастики заключается в том, что структура занятий включает:

1) диагностический блок;

2) теоретический блок;

3) практический блок (общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами);

4) специальные упражнения (комплекс №1 и т.д.);

5) подвижные игры.

На занятиях широко используются физические упражнения через игровые приемы, подвижные игры, ритмическая гимнастика. Программа рассчитана на 30 часов Занятия проводятся 2 раза в неделю, в индивидуальной или групповой (6-12 чел.) форме. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий для детей дошкольного возраста 30 мин., с детьми школьного возраста 40 мин. Занятие проводится под четким руководством инструктора, за физическим состоянием обучающихся и воспитанников осуществляет контроль медицинский работник.

К концу прохождения курса занятий по корригирующей гимнастике у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста должны быть сформированы навыки правильной осанки, а также знания и понятия осанки и умения использования корригирующих упражнений в повседневной жизни, понятия о личной гигиене и закаливании.

После прохождения курса занятий, при необходимости возможность проведения подвижных игр для развития двигательной активности детей.

Всего по разделу

2) Личная гигиена

Всего по разделу

Практический блок Общеразвивающие упражнения:

1) -без предметов;

2) -с гимнастической палкой;

3) -с гимнастическим обручем;

5) -с гимнастической скакалкой;

Всего по разделу

Диагностический блок

1. Первичный осмотр детей врачом-педиатром.

3. Антропометрические измерения (рост, вес, АД, ОГК), динамометрия

4. Заключительный осмотр детей врачом-педиатром.

Теоретический блок

2. Личная гигиена.

Правила личной гигиены. Формирование навыков личной гигиены, поддержание чистоты тела, содержание в порядке спортивного костюма.

3. Закаливание, его сущность, значение для здоровья. Закаливание в процессе занятий.

Практический блок

I. Общие упражнения. Строевые упражнения применяются на занятиях корригирующей гимнастики. Они являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности; формирования правильной и красивой осанки, походки; навыков коллективных действий через развитие чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их во времени и пространстве.

2) Построение в одну шеренгу, колонну, в круг.

3) Перестроение из колонны по одному в колонну по два, три.

4) Передвижения: обычная ходьба, в обход по кругу.

5) Ходьба, бег: ходьба на носках, пятках, ходьба в медленном темпе, в среднем темпе, бег трусцой, равномерный бег длительностью (до 2-3 мин.) и т.д.

П. Общеразвивающие упражнения для формирования осанки. Общеразвивающие упражнения составляют основное содержание занятий, т.к. повышают общую работоспособность и оказывают избирательное и всестороннее воздействие на организм. На занятиях их применяют для разминки и повышения уровня развития физических способностей занимающихся.

1) Гимнастические упражнения оказывают действие на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позвоночник, позволяя восстановить и развить ряд двигательных качеств (сила, быстрота, координация и т.д.)

2) Упражнения с предметами. Под воздействием занятий с предметами улучшаются функции внутренних органов и систем (обмен веществ, кровообращение, дыхание и др.) Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, формируется правильная осанка.

III. Специальные корригирующие упражнения применяются для коррекции нарушений физического развития и опорно-двигательного аппарата (используются при различных нарушениях осанки раздельно).

IV. Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из общеразвивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других несложных по технике исполнения упражнений. Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы занимающихся. Упражнения ритмической гимнастики являются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах.

V. Подвижные игры. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра - самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей. Правила подвижных игр диктуют быстрые и разнообразные физические действия занимающихся. Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя к игроку требования по концентрации внимания, правильному его распределению и переключению хорошей координации движений. Подвижные игры развивают память, инициативу, волевые качества, восприятие пространственной и временной ориентировки, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную систему, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат. Игры помогают формировать эмоционально-волевую сферу и нравственные качества.

Скачать программу профилактики и коррекции нарушений осанки

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

по физкультурно-оздоровительной

работе с воспитанниками

с целью коррекции и профилактики

нарушений осанки и плоскостопия

(дополнительная к основной рабочей программе

инструктора по физической культуре

Разработала: Шастина Е.С.

Инструктор по физической культуре

г. Печора, 2017 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Пояснительная записка __________________________________________________________3

Нормативно-правовое обеспечение программы __________________________________4

Объекты программы _________________________________________________________4

Цели и задачи программы ____________________________________________________4

Сроки осуществления ________________________________________________________4

Ожидаемые результаты ______________________________________________________4

Основные принципы программы _______________________________________________5

Показания для проведения работы по программе с детьми _________________________5

Направления работы по оздоровлению детей по программе ________________________5

Материально-технические условия реализации программы_________________________6

Требования к проведению занятий с детьми __________________________________7

Работа с родителями воспитанников _________________________________________7

Формы работы с педагогами________________________________________________7

Формы работы с мед. персоналом детской Поликлиники № 2 ____________________7

Мониторинг здоровья детей по программе ____________________________________7

Содержание работы по программе _________________________________________________8

Работа с детьми _____________________________________________________________10

Работа с родителями _________________________________________________________10

Работа с педагогами _________________________________________________________11

Взаимодействие с Детской поликлиникой _______________________________________11

Учебный план _______________________________________________________________11

Упражнения на коррекцию осанки и укрепление мышечного корсета спины__________11

Упражнения с элементами стретчинга __________________________________________12

Дыхательные упражнения ____________________________________________________13

Упражнения для стоп_________________________________________________________14

Самоммассаж стоп __________________________________________________________15

Список литературы __________________________________________________________16

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического

развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в

итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. На сегодняшний день в

дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с

плоскостопием - 30%, 27% страдают от хронического напряжения мышц, болей в спине, головных болей

или нарушений кровообращения в ногах. Что непременно негативным образом сказывается на осанке

дошкольника и на его здоровье в целом.

Значение осанки в жизнедеятельности человека невозможно переоценить, правильная осанка-это

не только красивый внешний вид, но и, в первую очередь, забота о здоровье позвоночника и всего

Поэтому, столь важно, задуматься как можно раньше о профилактике нарушений осанки у ребенка.

плоскостопие (деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный

свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Плоская стопа не только ухудшает осанку человека. Из-за утраты ею функции амортизатора

нагрузки на скелет, она способствует предрасположенности к серьезным костным заболеваниям -

Иногда плоскостопие бывает врожденным, но это скорее исключение, чем норма. Среди всех

случаев плоскостопия в детском возрасте таких примерно 3%.

Исследования медиков выявили, что на правильное формирование стопы влияет количество

нагрузки на нее. Чем меньше двигательной активности у ребенка, тем более вероятно развитие у него

плоскостопия. Это особенно актуально для нашего времени, в век высоких технологий и всеобщей

компьютеризации. Дети все чаще играм на улице и прогулкам предпочитают компьютер. В итоге все

чаще плоскостопие у детей встречается вместе с нарушением осанки.

Данная Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения и укрепления

здоровья в детей в условиях ДОУ, а так же социального заказа родителей, обеспокоенных проблемами

своих детей в плане имеющихся или намечающихся нарушений в развитии правильной осанки и

определяет основные направления, задачи, а также план действий и его реализацию при формировании

у детей правильной осанки, предупреждения её нарушений, а также систему работы по предупреждении

плоскостопия и помощи в коррекции имеющихся нарушений в развитии стопы воспитанников.

мероприятия (специальные закаливающие процедуры, профилактические мероприятия, физкультурно-

оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями)

Пояснительная записка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Нормативно-правовое обеспечение программы:

эпидемиологические требования к устройству, содержанию

и организации режима работы

государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26

Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №

Объекты программы:

Программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет (непосредственная работа по оздоровлению);

Семьи детей, посещающих образовательное учреждение (просветительская работа)

Педагогический коллектив образовательного учреждения (практические и методические

рекомендации по включению содержания работы в образовательный процесс по оздоровлению

детей своей группы)

Основной целью

профилактика

нарушений осанки и плоскостопия у воспитанников ДОУ, через решение следующих задач,

поставленных перед исполнителями программы:

Для коррекции и предупреждения нарушений осанки воспитанников:

Создать условия для коррекции нарушений осанки у детей;

Формировать у детей привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

Научить детей упражнениям, оказывающим положительное влияние на развитие мышечного

корсета спины и формирование правильной осанки

Для коррекции и профилактики плоскостопия воспитанников:

Создать условия для коррекции и предупреждения плоскостопия у детей;

Дать представление о необходимости закаливания стоп посредством естественных природных

Научить простейшим приемам самомассажа стоп;

Научить детей комплексу упражнений для тренировки мыщц стопы;

Формировать потребность использовать имеющиеся условия для тренировки мышц стопы и

формирования правильного свода стопы.

Для родителей воспитанников:

возможных последствиях нарушений осанки при не соблюдении условий и требований развития

Обеспечить семьи детей, имеющих озвученные проблемы со здоровьем,

информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по коррекции заболеваний

осанки и плоскостопия

Познакомить с комплексами упражнений для улучшения (коррекции) осанки и предупреждения

(коррекции плоскостопия) в домашних условиях;

плоскостопия) в домашних условиях;

Познакомить с комплексами самомассажа стоп.

Сроки осуществления

Программа рассчитана на учебный год (с сентября по май)

Ожидаемые результаты:

Значительное видимое улучшение осанки и состояния стоп детей

Сравнительный анализ результатов осмотра врачом-хирургом и врачом-ортопедом в начале и в

конце учебного года;

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Заметный самоконтроль детей за своей осанкой;

Повышение двигательной активности детей (на основании наблюдений педагога и родителей);

Снижение утомляемости детей (на основании наблюдений педагога и родителей);

Повышение интереса и желания к выполнению коррегирующих упражнений;

Информированность детей о необходимости и методах заботы о своем организме, умение

правильно выполнять соответствующие упражнения.

следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

обоснованными и практически адаптированными методиками;

принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности

работников ДОУ и детской поликлиники;

принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и

навыков детей в применении к своему организму;

принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по

сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни;

принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате

многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной

целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности

построения двигательного режима;

результате завышенных требований и физических нагрузок;

принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок

получает задание, которое он способен успешно выполнить.

принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных

форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и

принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный,

правильный для себя выбор;

принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе

которой формируется социальная мотивация здоровья;

принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в

процессе оздоровительного тренинга;

возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе;

принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной

работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Показания для проведения работы по программе с детьми:

вся коррекционно-оздоровительная работа с детьми проводится с учетом результатов осмотра и

родителя (законного представителя);

специальной помощи в условиях медицинских учреждений, работа с ним не проводится;

работа может проводиться со здоровыми детьми по желанию самого ребенка и письменного

согласия и желания родителя (законного представителя);

Направления работы по оздоровлению детей по программе:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

упражнения на формирование мышечного корсета туловища и коррекцию осанки;

упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия.

стретчинг (в основе стретчинга лежит плавное растягивание мышц тела, также достигается

постепенное их укрепление. Мышцы становятся более эластичными, в них улучшается процесс

головной мозг, поэтому особенно полезно заниматься стретчингом в конце дня);

дыхательные упражнения

на первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.