Методика проведения занятия осанка

Наиболее часто встречающейся деформацией позвоночника у детей дошкольного и школьного возраста является нарушение осанки. В той или иной степени выраженности нарушения осанки встречаются у 60% детей. Вопросы лечения и реабилитации таких детей привлекали внимание специалистов ЛФК на протяжении многих лет. В настоящее время предложены меры профилактики, решены многие организационные и методические вопросы, разработаны схемы занятий и комплексы упражнений, статико-динамический режим, особенности плавания и гимнастики в воде, другие вопросы лечения.

В 1962 г. была принята единая классификация типов нарушения осанки у детей с учетом изменений во фронтальной или сагиттальной плоскостях. Согласно данной классификации выделяют следующие типы нарушения осанки:

1. Нарушение осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости:
- сутулая спина;
- круглая спина;
- кругловогнутая спина;
- плоская спина;
- плосковогнутая спина.

Сутулая спина — увеличен грудной кифоз при одновременном сглаживании поясничного лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные, кифотическая дуга увеличена в верхней трети грудного отдела позвоночника.

Кругловогнутая спина — увеличены все физиологические кривизны позвоночника, сопротивляемость его повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, перерастянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

Коррекция дефектов осанки — не только задача физического воспитания детей, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний, а также заболеваний внутренних органов. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, а слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. Нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, что может проявляться в повышенной утомляемости, снижении работоспособности и головных болях. Лечебная физкультура — это основное средство профилактики и лечения нарушений осанки. Она включает в себя не только специальную лечебную гимнастику, проводимую под контролем специалиста ЛФК, но и постоянно и непрерывно проводимые мероприятия по воспитанию навыков правильной осанки, созданию такой окружающей среды в быту, дома, в школе, которая способствует решению поставленных задач. Правильный статико-динамический режим имеет огромное значение в профилактике и лечении нарушений осанки всех типов. Он включает в себя те доступные, не требующие особых материальных затрат мероприятия, которые родители обязаны обеспечить ребенку.

1. Постель ребенка должна быть жесткой, ровной. Подушка должна быть плоская и невысокая. Желательно иметь ортопедическую подушку, которая компенсирует вертикальное давление на позвоночник, обеспечивает мягкую и в то же время прочную поддержку по всей длине шеи.

3. Большое значение имеет правильная организация рабочего места и правильная поза во время чтения и письма, освещение стола слева. Основные требования для рабочей позы во время занятий - это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп: стопы в опоре на полу или на скамейке; колени под столом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом); равномерная опора на обе половины таза; туловище периодически опирается на спинку стула; между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь); предплечья симметричны и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны, локтевые суставы лежат на столе, ни в коем случае нельзя допускать их свисания; голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см; при письме положение тетради под углом 30 о , нижний левый угол листе, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.

4. Учащиеся младших классов должны пользоваться рюкзаком или ранцем с удобными и широкими лямками. Более старших детей следует обучить носить сумки то на одном плече, то на другом.

6. Полезно иметь в детской комнате большое зеркало для визуального контроля за собственной осанкой.

7. Обеспечить ребенку максимально возможные условия для выполнения упражнений дома и набор спортивных принадлежностей (эспандеры, гантели, мячи, перекладину или турничок и т.п.) по рекомендациям специалистов ЛФК.

8. Обеспечить сбалансированное питание для правильного формирования костной и мышечной систем. В настоящее время появилось много новых методов лечения: бесконтактный массаж, экстрасенсорные воздействия, но не только они, но и традиционные методы реабилитации: классический массаж и физиотерапевтическое лечение не могут, даже вместе взятые, решить основной задачи — формирования навыка правильной осанки и создания мышечного корсета. Лечебная гимнастика наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создающие мышечный корсет и формирующие правильный динамический стереотип, способны довести до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.

Динамический стереотип вырабатывается при организации определенных условий, соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности, длительности тренировки и индивидуального подхода. При этом необходимо помнить о взаимосвязи формы и функции, так как форма меняется под влиянием целенаправленных двигательных функций. Основные положения методики лечебной гимнастики при нарушениях осанки и принципы проведения занятий сводятся к следующим:

1. Методика ЛФК при нарушениях осанки подразумевает не только решение специальных задач, но и укрепление организма ребенка в целом, развитие всех двигательных функций (силы, ловкости, выносливости, скорости) и функциональных возможностей всех органов и систем, воспитание потребности к здоровому образу жизни и выработке мотивации к правильной осанке. Это может быть достигнуто только в результате совместного труда ребенка, его родителей и специалистов ЛФК.

2. Ребенок — это личность. Волевыми действиями взрослых, упреками и окриками нарушения осанки не исправить, а подавить волю ребенка, вызвать неприятие или сопротивление, сформировать негативное отношение очень просто. Только при условии понимания стоящих задач, при наличии активного и сознательного отношения ребенка возможно достижение высокой эффективности лечения. Сформировать активность и сознательность у детей основная задача взрослых, и Медико-педагогический подход в методике ЛФК при данной патологии имеет первостепенное значение.

3. Необходимо регулярно оценивать эффективность лечения по антропометрическим, функциональным показателям и специальным тестам с целью контроля подвижности позвоночника, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, а также демонстрируя результаты лечения детям и родителям для выработки мотивации к дальнейшим занятиям.

4. Естественно, что после курсов ЛФК с использованием специальных физических упражнений в медицинских учреждениях, проводимых периодически, ребенок должен в домашних условиях самостоятельно длительное время заниматься физическими упражнениями.

При проведении занятий лечебной гимнастикой (по А.А. Потапчук) решаются следующие задачи:

1. Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела.

2. Укрепление мышц и совершенствование координации движений, как необходимое условие для восстановления правильного положения тела. Эта задача решается путем воспитания и тренировки общей силовой выносливости мышц в правильных положениях тела и воспитания координации движений. При этом используются разнообразные гимнастические упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса), соответственно возрастным особенностям ребенка. Характер упражнений должен соответствовать требованиям к выработке силовой выносливости: ритмические движения в медленном темпе, задержку в определенных положениях, включение отягощений или сопротивлений. Воспитание координации движений достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоению ребенком нового динамического стереотипа движений и положений.

3. Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

4. Коррекция имеющихся дефектов осанки. Эта задача решается в зависимости от имеющегося типа нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. При этом используются корригирующие упражнения.

А.А. Потапчук (1992) разработана методика лечебной гимнастики, рассчитанная на 18-ти недельный курс ЛФК для проведения занятий в условиях поликлиники, санаториев или детских реабилитационных центров, включающая три основных периода: начальный (с первой по 8-ю неделю), основной (с 9-ой по 15-ю неделю) и заключительный (с 16-ой по 18-ю неделю). Целью начального периода является обучение правильным исходным положениям, точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Основной период - тренирующий: выполняются упражнения с предметами, отягощениями, на координацию движений, тренировку равновесия, подвижность позвоночника, на само вытяжения, с индивидуальным подходом к особенностям деформации позвоночника. Заключительный период предусматривает закрепление ранее достигнутых знаний и умений. В итоге проводится оценка выполнения индивидуальных упражнений, тесты но силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса, подвижность позвоночника и беседа о необходимости систематического продолжения самостоятельных занятий дома.

Методика рассчитана на период лечения длительностью 4,5 месяца и ее реализация в условиях ортопедической клиники не всегда представляется возможной. Можно использовать и менее продолжительные занятия, проводимые отдельными курсами в условиях стационара и дома.

Лечебная гимнастка при нарушении осанки во фронтальной плоскости

В практической работе в процессе восстановительного лечения детей с нарушением осанки во фронтальной плоскости мы предлагаем специальные упражнения для укрепления мышечного корсета, для боковых мышц туловища, симметричные корригирующие упражнения, а также для укрепления мышц брюшного пресса.

Специальные упражнения при нарушении осанки во фронтальной плоскости

Примеры упражнений для укрепления мышечного корсета

Основой физической культуры при нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.

Задачи физической культуры при нарушениях осанки:

обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Противопоказания при нарушении осанки:

Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.).

Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др.

Ограничения при нарушении осанки:

Продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.)

Физические упражнения, направленные на развитие общей и локальной выносливости, скоростно-силовых качеств.

Физические упражнения с длительным статическим напряжением мышц.

Физические упражнения на тренажерах (необходим индивидуальный подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок).

Упражнения, сопровождающиеся значительным сотрясением тела.

Организационно-методические требования к проведению занятий физической культурой при нарушениях осанки

Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС — за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя; к описанию собственной осанки, осанки друзей.

Занятия гимнастикой проводятся 3 раза в неделю по 30—45 мин. Занятия делятся на 3 части.

Основная часть занятия. Применяют специальные корригирующие упражнения; дыхательные; индивидуальные корригирующие упражнения; упражнения в равновесии; упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие образованию рационального мышечного корсета; упражнения для коррекции деформации ног; упражнения у гимнастической стенки, на гимнастической стенке; подвижные игры. В основу занятия корригирующей гимнастикой положен принцип максимальной статической разгрузки позвоночника. Наиболее эффективные исходные положения — лежа, стоя в упоре на коленях, коленно-кистевое.

В заключительной части применяются упражнения на расслабление, медленная ходьба с сохранением правильной осанки, дыхательные упражнения.

Продолжительность различных частей занятия зависит от физической подготовленности детей, поставленных задач. Темп упражнений обычно средний и медленный в упражнениях, направленных на силовое развитие отдельных мышечных групп, а также в упражнениях корригирующего характера.

Средства физической культуры

Основными средствами ФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным — лечение положением.

Физические упражнения. Подбираются в соответствии с видам нарушений осанки. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)исполъзуютс при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кро вообращенйя и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп с предметами и без них, с использованием тренажеров. Корригирующие, или специальные, упражнения; Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно симметричные упражнения.

На занятиях гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление. Упражнения для укрепления мышечного корсета.

Гидрокинезотерапия. Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30 °С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная схема занятия лечебным плаванием для детей 9—10 лет такова: вводная часть (5 мин) — упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25—30 мин) — упражнения в воде; заключительная часть (5 — 7 мин) — свободное плавание.

Лечебное плавание при нарушении осанки

Широко практикуется лечебное плавание как один из методов функционального лечения. Плавание рекомендуется детям с I — III степенью сколиоза, противопоказано при прогрессирующей форме сколиоза, острых и хронических заболеваниях кожи, заболеваниях ЛОР-органов.

Задачи лечебного плавания при сколиозе: приобретение нормальной осанки; коррекция искривления позвоночника; развитие правильного дыхания; увеличение силы и тонуса мышц; улучшение функции кардиореспираторной системы; закаливание организма; приобретение навыков плавания.

Группы формируются по возрасту, диагнозу, клиническому течению болезни и т.д., состоят из 8—10 человек.

Примерные комплексы упражнений при нарушении осанки

Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребёнок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве. Упражнения, помогающие выработать мышечно-суставное чувство, следующие:

1. Упражнения в вертикальной плоскости:

а) дети, приняв под контролем учителя правильное положение у вертикальной плоскости, отходит от нее и, сохраняя правильную осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками – лопатками, ягодицами, пятками;

б) приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом, чем большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее развивается мышечное чувство;

в) принятие правильной осанки перед зеркалом. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклонённый корпус к средней линии и установить параллельность линий надплечий тела.

2. Удержание различных предметов на голове (при условии сохранения правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а затем на узкой площади опоры.

Для исправления осанки от детей требуется проявление настойчивости, поэтому необходимо внушить детям, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у зеркала.

Комплекс ЛФК для детей при нарушении осанки (школьный возраст):

1. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, в руках мяч. Руки поднять вверх, потянуться, посмотреть на мяч, положить его на грудь, при этом разводя локти в стороны, затем опустить руки вниз. Повторить 5-6 раз.

2. И.П. - то же. Руки поднять вверх, потянуться, бросить мяч назад, затем через стороны опустить руки вниз. Повторить 3-4 раза.

3. И.П. - стоя, в руке мяч. Согнуть руки и завести за спину: одну сверху, другую снизу. Переложить за спиной мяч в другую руку. При этом следить за сохранением правильной осанки. Сделать 4-6 раз.

4. И.П. - стоя, ноги на ширине ступни, в руках мяч. Поднять мяч над головой, развести локти и соединить лопатки, при этом смотреть вперед. Выполнять наклоны вправо и влево. Сделать по 4-6 наклонов в каждую сторону.

5. И.П. - лежа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить, при этом не отрывая от пола туловища и рук. Дыхание не задерживать. Повторить 8-10 раз.

6. И.П. - лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Выполнять дыхательное упражнение. При этом следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно поднимались, а при выдохе опускались. Повторить 3-4 раза.

7. И.П. - лежа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении 5-10 секунд. Повторить 3-4 раза.

8. И.П. - лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Выполнять поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении в течение 3-5 секунд. Сделать по 4-6 раз каждой ногой.

9. И.П. - лежа на животе, руки согнуты с опорой на кисти, локти разведены. Приподнять верхнюю половину туловища, при этом одновременно выпрямляя руки в стороны - сделать вдох, затем вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.

10. И.П. - лежа на спине. Выполнять поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). Сделать по 10-15 раз каждой ногой. Затем - отдых лежа на спине, при этом спокойное дыхание в произвольном темпе в течение 20-30 секунд.

11. И.П. - лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, при этом прогибаясь и сближая лопатки, затем лечь, расслабляя мышцы. Повторить 3-4 раза.

12. И.П. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти (упражнение "мостик"). Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

13. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Не отрывая от пола, развести руки в стороны, затем вверх, далее - потянуться, руки в стороны и вниз. Повторить 4-5 раз.

14. И.П. - стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 секунд. То же самое повторить другой рукой и ногой. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

15. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, затем поднять руки, выпрямляя пальцы, и потянуться. Затем опустить через стороны руки вниз. Повторить 4-5 раз в медленном темпе.

16. И.П. - основная стойка, гимнастическая палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться и опустить перед собой. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

17. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, сделать наклон в сторону, при этом смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же самое повторить в другую сторону. Сделать по 2—3 раза в каждую сторону, темп медленный.

Выполняя упражнения при нарушении осанки у детей необходимо следить за тем, чтобы дети правильно дышали, не задерживали дыхание. После выполнения упражнений следует походить по комнате обычным шагом, при этом сохраняя правильную осанку. Дыхание полное, глубокое (на 3 шага вдох, на 5-6 - полный выдох). Продолжительность ходьбы 2-3 минуты.

В комплекс при кифозе рекомендуется включать следующие упражнения:

1. Ходьба с попеременным подниманием рук, а также с круговыми движениями рук и хлопками над головой.

2. И.П.(исходное положение) - стоя, руки к плечам. Затем руки поднять вверх, сделать вдох, опустить руки вниз - выдох.

3. И.П. - стоя на месте. Руки отвести назад, немного прогибаясь в грудном отделе. При этом ногу отставить назад, на носок.

4. И.П. - стоя на месте, в руках гимнастическая палка. Сделать полуприсед, вытягивая руки вперед. Затем вернуться в исходное положение.

5. И.П. - стоя на месте, на лопатках палка. Сделать наклон вперед, руки поднять вверх. Затем выпрямиться.

6. И.П. - стоя на месте, руки перед грудью. Развести руки в стороны, сделать вдох. Затем вернуться в исходное положение - выдох.

7. И.П. - лежа на спине, ноги в полусогнутом положении. Поднять таз (сделать полумост).

8. И.П. - лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на локти, прогнуться в грудном отделе позвоночника.

9. И.П. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на предплечья, прогнуться в грудном отделе позвоночника.

10. И.П. - лежа на животе, руки расположены на поясе. Прогнуться, при этом поочередно поднимая прямые ноги (ноги не сгибать).

11. И.П. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках - гимнастическая палка. Прогнуться, затем опуститься вниз.

12. И.П. - стоя на четвереньках. Поднять левую руку и правую ногу. Вернуться в исходное положение. Поворить то же самое с противоположной рукой и ногой.

13. И.П. - стоя на четвереньках. Сгибая руки в локтевых суставах, прогнуться в грудном отделе позвоночника, слегка продвинуться вперед, выпрямляя руки.

14. И.П. - стоя спиной к стене. Сделать наклон вперед, прогнуться в грудном отделе позвоночника.

15. И.П. - стоя спиной у стены, касаясь ее пятками, тазом, лопатками и затылком. Сделать шаг вперед, при этом положение туловища остается неизменным.

16. И.П. - стоя, руки на поясе. На голову положить какой-либо груз (подушечку, мешочек с песком, мяч на баранке). Совершать ходьбу, при этом работая руками.

17. И.П. - в паре, стоя спиной друг к другу, у одного человека в руках мяч. Бросать мяч из-за головы партнеру.

18. И.П. - стоя на месте, руки на затылке. Поднять прямые руки вверх, сделать вдох. Вернуться в исходное положение - выдох.

19. И.П. - лежа на животе, на спине палка, захваченная локтями, при этом ладони смотрят вниз. В таком положении прогнуться в грудном отделе позвоночника.

20. И.П. - стоя на четвереньках. Сгибая руки в локтевых суставах, прогнуться в грудном отделе позвоночника, при этом грудь должна касаться пола.

21. И.П. - лежа на животе, руки в стороны, в руках гантели. Прогнуться, при этом поднять голову и плечи. Вернуться в исходное положение.

22. И.П. - лежа на наклонной доске (желательно), руки вдоль туловища, в руках гантели. Прогнуться, вернуться в исходное положение.

Примерный комплекс упражнений для исправления осанки

1. И. п. — лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.

2. И. п. — то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.

3. И. п. — то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.

4. И. п. — лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.

5. И. п. — то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.

6. И. п. — лежа на правом боку, правая руку под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку.

7. И. п. — лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх.

8. И. п. — лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины,

9. И. п. — то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.

12. И. п. — лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3 — 4 счета, медленно опустить их в и. п.

13. И. п. — то же на левом боку.

14. И. п. — сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.

15. И. п. — сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.

16. И. п. — стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.

17. И.п. — стоя. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед (рис. 4.1).

18. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.

19. И. п. — сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 — 10 раз. (рис. 4.2).

20. И. п. — сидя, колени согнуты (угол 30'). Потрясти ногами в стороны.

24. И. п. — сидя. Катание мячей (теннисного, волейбольного) вперед, назад, по кругу, по и против часовой стрелки.

25. Катать скакалку или палку двумя ногами 3 мин.


Рис. 1 Примерный комплекс упражнений для дошкольников

Олеся Непомнящих
Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у дошкольников

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья

Человек не рождается с правильной осанкой, она формируется на протяжении всего дошкольного детства.Очень многое влияет на ее: здоровье, строение тела, нервно-психическое состояние, правильное воспитание. При нарушении осанки человек выглядит неуверенно, некрасиво, но главная проблема состоит не в этом. Происходит неправильное формирование положения внутренних органов, затрудняется нормальная функция сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Чаще всего главной причиной нарушения осанки являются, то, что воспитывая дошкольника, взрослые не придают должного значения, когда у ребенка, вырабатывается навык неправильной установки тела.

Причин, вызывающих различного рода дефекты осанки,очень много:

- завышенные физические нагрузки,

- костные и другие заболевания;

- продолжительное пребывание в неправильном, согнутом положении и т. д.

Для формирования правильной осанки необходимо правильное чередование труда и отдыха, рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости.

Это совместная работа педагогов и семьи, педагогов в ДОО и родителей дома. Необходима своевременная помощь преподавателей, а дома родители должны создать все условия для того, чтобы исключить возможность формирования неправильной осанки.

Сегодня это актуальная проблема, требующая срочного решения и повышенного внимания со стороны взрослых, действия которых должны быть направлены не только на исправления дефектов осанки, но и на профилактику заболеваний и формирования навыка правильной осанки.

Правильная или нормальная осанка это такое положение тела ребенка, при котором туловище и голова держатся строго на одной линии, а контуры грудной клетки выступают вперед при вертикальном положении линии живота и умеренно выпрямленном позвоночнике.

Осанка человека рано принимает характер навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте. Вначале она нестабильна, так как в период взросления организму дошкольника свойственна неравномерность в развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы. Это несоответствие со временем становиться меньше, и к окончанию роста ребенка осанка стабилизируется.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Воздействия, под влиянием которых формируется правильная осанка или возникают нарушения осанки, следует отнести развитие основных мышечных групп, формирования двигательных навыков, условия гигиенического воспитания ребенка. Осанка также может изменяться под влиянием неблагоприятных рабочих поз, односторонних занятий спортом (осанка боксера, велосипедиста, а также таких заболеваний, как радикулит, язвенная болезнь, холецистит.

При нарушениях осанки мышцы ослаблены, физическая работоспособность понижена. Исключение может составлять лишь круглая спина. При этом дефекте осанки мускулатура обычно хорошо развита, но отмечается выраженное превосходство силы мышц - сгибателей.

Таким образом, предупреждение дефектов осанки, работа по исправлению дефектов осанки, воспитание и закрепление навыка правильной осанки, является одним из важнейших разделов программы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Оно должно быть направленно на повышение эмоционального состояния, нормализацию основных нервных процессов, улучшение деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепление дыхательной мускулатуры, активизации общих и местных обменных процессов, улучшение координации и равновесия, совершенствования двигательных навыков, выработку достаточной силовой и общей выносливости, а также исправление имеющегося дефекта и закрепление навыка правильной осанки.

Таким образом, реализация всех задач связана не только с выработкой и закреплением навыка удержания позы, но и с воспитанием силовых качеств, статической и динамической выносливости, способности поддерживать равновесие тела. Вместе с тем формирование правильной осанки тесно связано с регулирующим воздействием на гибкость и на некоторые телесные структуры, от которых зависят формы телосложения.

Средства и особенности методики формирования навыка правильной осанки.

Для того, чтобы сформировать навык правильной осанки необходимо соблюдать некоторые правила: правильное чередование труда и отдыха, рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости. В процессе занятий следует напоминать детям о правильной рабочей позе и требовать е сохранения, оберегать их от непосильных нагрузок.

Таким образом, видно, что для выработки и закрепления навыка правильной осанки используют средства физического воспитания,такие как:

- упражнения в равновесии и координации;

- игры, правила которых предусматривают соблюдение правильной осанки.

Весь цикл делится на два этапа – подготовительный и основной. В подготовительном этапе ведущая роль отводится выработке представления о правильной осанке и созданию физиологических предпосылок для ее формирования. На основном этапе завершается работа по воспитанию и закреплению навыка правильной осанки. Общие задачи решаются путем широкого использования ОРУ, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся.

Одним из методик, направленных на формирование правильной осанки является Стретчинг. Это специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата.

Основные задачи стретчинга в дошкольном учреждении:

• Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т. е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности).

• Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).

• Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.

• Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков

• Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

• Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

• Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Комплексы упражнений в системе стретчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела. Стретчинговые упражнения помогают расслаблять мышцы с помощью растяжки, не перенапрягая их. Стретчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, успокаивает расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры.

Методика стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата, на упражнениях по укреплению позвоночника, корригирующей гимнастики, на приемах мануальной терапии в сочетании с правильным дыханием и элементами релаксации.

Методика игрового стретчинга направлена на активизацию защитных сил организма, на овладение навыками совершенного управления своим телом, на развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Возрастные особенности при занятии стретчингом

Методика не имеет возрастных ограничений, можно начинать занятия с 3-х лет.

Для проведения занятий по методике игрового стретчинга учитываем возрастные особенности детей.

Старший и подготовительный возраст.

Продолжается рост тела, окостенение. Скелет в основном крепок, можно давать больше упражнений для упругости и силы. Усилен рост ног. Руки и ноги окрепли, а пальцы рук более подвижны. Возросла у них и координация движений, их точность. У некоторых детей встречается импульсивный характер движений, стремление обратить на себя внимание. Хорошо координирована походка, отсутствуют лишние движения. Действия их уже подконтрольны сознанию и могут регулировать силу упражнений, подчинять их своей воле.

Работа с детьми

Адекватным методом организации упражнений является в первую очередь игровой метод (элементарные игры с доставанием игрушек, подвешенных на различной высоте, с подражательной фиксацией поз, воссоздающих те или иные фрагменты осанки, вначале в положении лежа, затем в положении сидя, в других переходных положениях, в смешанных упорах и висах и т. д.). Упражнения на растяжку включаем в комплексы общеразвивающих упражнений, в основные виды движений.

Работа с воспитателями

Немаловажную роль в формировании правильной осанки у детей отводим воспитателям. Под их руководством дети получают элементарные знания и навыки по формированию осанки. Поэтому, кроме физкультурных занятий стретчинг сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе. На улице элементы стретчинга воспитатели включают в различные игры.

Работа с родителями

Важное место в работе с родителями уделяем формированию правильной осанки, выявлению и предупреждению плоскостопия у детей. Проводим совместные занятия.

Родители являются нашими помощниками, и каждый из них тренер своего ребёнка. Вместе выполняют упражнения, направленные на формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия, в основной части исполняют роль помощников, в заключительной части участвуют в совместных играх.

Итак, мы видим, что формирование правильной осанки имеет очень важное значение. Она является основой правильного функционирования жизнеобеспечивающих систем организма, помогает избегать нарушений, опасных для здоровья, является одной из стабильных форм проявления нормального физического состояния и развития организма, имеет эстетическую и этическую ценность.

Для ее формирования в ДОО совокупность применяется множество разнообразных форм физического воспитания, что создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Одной из методик, является, стретчинг,который помогает добиться следующих результатов:

• активизируется деятельность всех внутренних систем и органов;

• осанка стала естественней;

• мышцы стали плотнее и сильнее;

• суставы стали лучше сгибаться;

Во время двигательной активности у детей формируются личностные качества, позволяющие им чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми.

Общий анализ работы родителей и воспитателей позволяет сделать вывод, что занятия, организованные по методике игрового стретчинга, эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста, и их продолжительного психоэмоцианального состояния.

Таким образом, можно утверждать, что стретчинг, являющийся инновационным средством, благоприятно сказывается на формировании правильной осанки у дошкольников.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.