Крестообразный идол с крестом на шее из помоса


Помос, эта крохотная рыбацкая деревушка на Кипре, известна на весь мир. А все благодаря древней скульптуре, найденной здесь, – Помосскому идолу, которого изображают на реверсе кипрских монет номиналом в один и два евро. Эта необычного вида скульптура – символ плодородия и процветания.

Богиня плодородия являлась центральным женским божеством у всех народов древнего мира. Армяне в древности молились богине-матери Анаит; у древних германцев богиней плодородия была Нерта; древнеегипетская царица неба Мут представляла богиню-мать, будучи покровительницей материнства; в ведийской религии Адити олицетворяла собой женское начало и высшее воплощение материнства. Была еще и балтийская Сауле – мощное божество, богиня плодородия, тепла и здоровья, покровительница сирот; греки почитали заимствованную из шумеро-аккадского пантеона богиню плодородия, любви и власти Астарту…

Невзирая на различие имен у разных народов – Мут, Пахт, Бхуми, Иштар, Астарта, Афродита – богиня эта представляла собой идентичные символы: плодородие, плотская любовь, войны и распри, материнство, покровительство детям…

У многих народов мира богиня плодородия как равная восседала на одном троне с богом неба и даже являлась его супругой. Например, бог неба Ану решения принимал вместе со своей мудрой, рассудительной и проницательной женой – богиней плодородия Иштар, а остальные боги склонялись перед ней, с почтением и страхом внимая ее словам.

Одновременно с этим образ дарящей процветание богини был невероятно притягателен: на ее губах мед, глаза переливаются радужным светом, уста – сама жизнь, она – неисчерпаемый источник жизненной силы, здоровья и удачи, она очаровывает и влечет. По сути, это образ идеальной женщины – богиня плодородия в одном лице представляет Царицу, Деву и Великую Мать.

Среди многочисленных любовников таких богинь не только великие и знатные мужчины того времени – цари и боги, но и пастух, садовник, охотник и даже животные (лев, конь). На самом деле все взаимоотношения и связи богини являли собой символ плодородия, символ самой жизни.

В те времена акт физической любви трактовался как обряд плодородия, символ мистического слияния с божеством, наивысшего блаженства такого единения. Жрицы и жрецы культа богини плодородия и сами становились культовыми фигурами, а их особый статус был закреплен законом.

На всех землях, где когда-либо жил человек, археологи находят иногда простые, а иногда и роскошные святилища, построенные в честь богинь плодородия, материнства, процветания – Аштар, Анаит, Бхуми, Дементры, Исиды, Туран, Живы, Афродиты…

Здесь, на Кипре, до прихода греческой культуры было свое собственное божество, олицетворявшее плодородие.



ИДОЛ ИЗ ПОМОСА

Деревни Кипра – это гармоничное сочетание древних традиций и современных веяний туристической индустрии. В этих деревнях по-настоящему, а не напоказ, сохраняются самобытная культура и древние ремесла. Здесь время течет по-другому – люди никуда не торопятся, поражая своей умиротворенностью, жизнелюбием и гостеприимством. Одна из таких деревень – Помос. Это тихая рыбацкая гавань, откуда открываются великолепные виды на море и горы.

Примерная дата появления фигурки Помосского бога в качестве символа плодородия и процветания – IV–III тыс. до н. э., то есть эпоха энеолита.

Сегодня сотни фигурок, обнаруженных кипрскими археологами при раскопках древних языческих святилищ, хранятся в археологических музеях острова.

Любопытно, что даже после прихода на Кипр греческой культуры на протяжении нескольких тысячелетий фигурки Помосского бога плодородия паломники оставляли в качестве своего амулета и дара у алтаря святилища богини любви, красоты и плодородия Афродиты. Ведь какие бы имена и образы человек не давал новым богам, молимся мы всегда об одном – о продолжении жизни, о плодородии во всех своих начинаниях, о процветании, любви и здоровье, этом неизбежном условии красоты.

НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН

В рамках празднований, проходящих по случаю избрания древнего города Пафос культурной столицей Европы – 2017, на набережной организована замечательная выставка расписанных фигурок Помосского бога. Живописные символизирующие плодородие фигурки длинной вереницей расставлены на открытом пространстве вдоль побережья возле археологического парка Пафоса. Любопытно, что на некоторых изображена богиня Афродита и другие символы плодородия – золотой гранат, Богородица…


На Кипре, как и на многих других землях, с давних времен существовало поклонение плодородным силам природы. Археологические раскопки позволяют нам увидеть то, как предки киприотов изображали силы плодородия во времена энеолита или медного века – это 6-5 тысяч лет назад, бронзового и железного веков – 3,6-2,6 тысячи лет назад. Более ранних находок времен палеолита, как на территории Евразии, на Кипре не обнаружено. А вот находок времен энеолита и более поздних предостаточно. Эти находки очень интересные и совершенно уникальные по своей форме.

Согласно древнегреческой мифологии на территории Кипра, в 25 км к югу от города Пафос родилась из пены богиня красоты, любви и плодородия Афродита. Женские фигурки времен энеолита доказывают, что древнегреческий культ богини Афродиты лег на уже существовавший в этом регионе тысячи лет могущественный культ плодородия.

Сегодня в Лемпе можно увидеть не только фундаменты древних жилищ, но и посмотреть на результаты археологического эксперимента, проведенного Эдинбургским университетом. В конце 80-х годов XX века в Лемпе шотландские археологи построили экспериментальную деревню, используя при строительстве только те материалы и орудия, которые были известны и доступны человеку энеолита. Поселение состоит из нескольких круглых жилищ с глинобитными стенами. В настоящее время некоторые строения уже начали разрушаться.



Восстановленные жилища на раскопках древнего поселения, Лемпа, 4 км от Пафоса, Кипр

Еще одним интересным экземпляром богини плодородия кипрского энеолита является фигурка рожающей женщины из Киссонерги. При археологических раскопках в 8 километрах к северу от Пафоса в районе небольшой деревушки Киссонерги была найдена совершенно уникальная статуэтка из глины, представляющая из себя фигурку женщины, сидящей на табурете в акте родов. Ее также датируют возрастом около 5000 лет. У нее такая же удлиненная фаллическая шея, как и у фигурки из Лемпы.



Глиняная фигурка рожающей женщины из Киссонерги, высота около 20 см, возраст 5000 тысяч лет, археологический музей Кипра в Никосии

При археологических раскопках на Кипре находили не только целые фигурки, но и фрагменты статуэток. Вот к примеру нижняя часть сломанной женской фигурки с характерными надрезами, представляющими женские гениталии.



Фрагмент женской статуэтки времен энеолита, высота около 5 см, археологический музей Кипра в Никосии

Фигурки, принадлежащие ко второму типу, имеют более натуралистические черты лица, треугольную голову плоскую сверху и более выразительные лица. Они обычно изображаются с руками, приложенными на живот, лобковый треугольник у этого типа фигурок также подчеркнут. Вероятнее всего этот тип фигурок тоже был завезен на Кипр со стороны.



Женские статуэтки с руками на животе, возраст 3650-3050 лет, археологический музей Кипра в Никосии

3100 лет назад в начале геометрического периода железного века на Кипре появился другой тип женских статуэток — это богиня с поднятыми руками. Этот тип фигурок возник в Эгейском регионе и был чрезвычайно популярен на Кипре в течение 500 лет. Эти фигурки достаточно схематичны, часто с подчеркнутой грудью, украшениями и высоким головным убором.



Женские статуэтки с поднятыми руками, возраст 3100-2600 лет, археологический музей Кипра в Никосии

Еще одним интересным видом женских статуэток доисторического Кипра являются дощечко-образные женские фигурки. Их датируют ранним и средним бронзовым веком 4100-3600 лет назад. Эти фигурки чрезвычайно схематичны по форме и обычно сделаны из камня. Наиболее характерной чертой этих фигурок является их плоское прямоугольное тело с более узким прямоугольником, представляющим шею и голову. Черты лица, волосы, различные детали тела, одежды и ювелирных изделий либо вырезаны, либо раскрашены на обеих поверхностях фигурок. У многих из этих фигурок проколоты уши, указывающие на то, что из них могут быть подвешены серьги. Некоторые из этих фигурок представляют собой женщин, которые держат младенцев.



Дощечко-образные женские статуэтки, возраст 4100-3600 лет, археологический музей Кипра в Никосии

Самые знаменитые символы плодородия доисторического Кипра — крестообразные статуэтки, которых на Кипре было найдено достаточно много. Они различны по высоте, некоторые из них совсем небольших размеров, их носили на шее в качестве амулета.



Крестообразные символы плодородия, сделаны из пикролита, археологический музей Кипра в Никосии



Помосский идол по центру, высота около 17 см, сделан из пикролита, возраст 5400-4500 лет, археологический музей Кипра в Никосии

Помосский идол считается женской фигуркой, символизирующей плодородие. Но в этой статуэтке значительно сильнее сделан упор на форму креста.

Среди крестообразных фигурок на Кипре найдены и такие, где наглядно показано, что крест получается соединением 2-х тел, положенных перпендикулярно одно на другое в области сердца. В некоторых фигурках подчеркнуто, что тела — разнополые, в других тела не имеют явно выраженных половых признаков.



Статуэтка слева, в которой перекрещены 2 тела, сделана из пикролита, высота около 13 см, возраст около 5000 лет, археологический музей Кипра в Никосии

Расположение разнополых тел перпендикулярно друг к другу говорит о понимании древними мастерами разницы между женским и мужским началом, и о способе балансирования одного другим с точкой равновесия в центре сердца. Фигурку на фото выше можно поставить так, что вертикальное тело станет горизонтальным – что подчеркивает их равнозначность.

Соединение 2-х тел в области сердца явно несет в себе символику любви. Мы сегодня так же, как и люди 5000 лет назад, чувствуем любовь в сердце и говорим о сердечной близости.

Символ креста показывает различие и единство мужского и женского начал, как между отдельными разнополыми людьми, так и в одном человеке.

Также во многих крестообразных фигурках вертикальное более крупное тело имеет женские половые признаки, а горизонтальное тело – мужское, что позволяет рассматривать эти фигурки и как один из первых прообразов Богоматери держащей младенца на руках.

Выглядит так, что со временем в фигурках остался лишь символ креста без детализации той истории, каким образом он выкристаллизовался. Помосский идол является предметом древнего культа, который по праву можно назвать Крестианством.

Похоже, что древнее Крестианство символизировало единение мужского и женского, в противовес жестких представлений и предписаний. Это даже не баланс между реальными или внутренними мужчиной и женщиной — это свобода любви между ними, как между высотой и шириной. Их сердечное единство включает в себя оба этих пола и в то же время существует вне половой принадлежности и влечения и когда это происходит, можно уже говорить не о мужской или женской природе человека, но о божественной.

Смотря на помосского идола, возникает необыкновенное чувство близости, даже родства и изумления, так как видишь на шее висящий крестик, так же, как на шеях миллионов современных людей. И это при том, что этот крестик на шее у помосской статуэтки появился более чем за 3 тысячи лет до рождения Иисуса Христа.

Помосский идол рождает чувство потерянности во времени или ощущение какого-то пробела в истории. Этот крестик на шее навевает мысль о том, что Крестианство – как вера в любовь и единство в сердце существовало задолго до рождения Иисуса, а с ним обрело новую историю.

Помосский идол сегодня стал символом Кипра, с ним продаются различные сувениры и украшения. Помосского идола можно увидеть и на монетах достоинством в 1 и 2 евро, выпущенных после перехода Кипра на евро в 2008 году.



Помосский идол – магнит, монеты в 1 и 2 евро, серебряная подвеска

На въезде в поселок Помос, где была найдена фигурка, стоит памятник помосскому идолу:



Помос (Pomos) — это небольшая рыбацкая деревушка, расположенная на западном побережье Кипра, около города Пафос.
Помос известен на весь Кипр из-за древней скульптуры — Помосского идола (XXX век до н. э.), которая была найдена в деревне. В настоящее время скульптура находится в Археологическом музее Никосии.





В 2008 году Помосского идола изобразили на монетах номиналом 2 евро.

Как добраться?





Из Пафоса в деревню время в пути на автобусе займет примерно один час. Автобусы курсируют три раза в день. Из Полиса вы добреетесь за 15 минут.

Достопримечательности Помоса



Главными достопримечательностями Помоса можно назвать его красивую бухту, рыбные таверны и местный музей.

Бухта Помоса





Деревня расположена в очень живописной бухте. Здесь вы сможете насладиться красивыми видами и романтическими закатами. В этом укромном месте вас ожидает тишина и покой. Отдых в Помосе прекрасно подойдет для тех, кто устал от шумных пляжей популярных курортов острова. Кроме умиротворенного отдыха на берегу, здесь можно заняться подводным плаваньем, а оправившись на прогулку в открытое море, вполне возможно встретить дельфинов.

Рыбные таверны







В этой рыбацкой гавани находится пара ресторанчиков, где можно отведать вкуснейшие блюда местной кухни, особенно популярны тут блюда из даров моря. Обязательно стоит посетить таверну Kanali. Тут предлагают самые вкусные блюда из осьминога, а еще попробуйте здесь морского леща приготовленного на гриле. Цены в таверне весьма бюджетные, например, за великолепный обед с вкусным десертом для двух человек придется заплатить 30 евро.
Очень часто туристы отправляются в Помос для того, чтобы самостоятельно порыбачить. Улов здесь всегда богатый.

Музей естественной истории





Здание местного музей расположено в небольшом центре культуры. Здесь находится коллекция чучел диких животных, птиц и представителей подводного мира. Также в музее можно узнать информацию о местной флоре и фауне. Вход в музей составляет 1 евро.





Также в деревне можно посетить церковь Panagia Chrysopateritissa.

Из Помоса ведет специальная тропа в горы. Следуя по ней на самую вершину, вы сможете пройти на смотровую площадку, где открывается просто изумительный вид на всю гавань. Наслаждаясь невероятными видами и вдыхая чистый хвойный воздух, туристы засиживаются на горе несколько часов.

Вечерние развлечения вас ожидают в баре Paradise Place Music. Тут каждый вечер звучит живая музыка, а в выходные устраивают небольшие фестивали.

Согласно ветхозаветной традиции, готовясь принести сына в жертву, Авраам взял дрова для всесожжения и возложил их на Исаака – подобно тому, как возлагают крест на плечи человека, ведомого на распятие (Православная энциклопедия, том 1, агада). В "Берешит Рабба", толковании на кн. Бытия (I-III вв. по Р. Х.), дается, например, такой комментарий к словам "и взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего" (Быт 22. 6): "Как человек, который несет крест на плече своем" (Берешит Рабба 56. 3).


Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 1
По объяснению преподобного Ефрема Сирина, "возложил Авраам на Исаака полена дров, потому что и Спаситель нес крест". Святитель Иоанн Златоуст учит: "Авраам заставляет саму жертву нести дрова, чтобы она служила прообразом Христа Спасителя, несущего крест… Тогда иудеи возложили на Него крест уже как на осужденного. Так было и в прообразе: и Исаак сам на себе нес дрова" (Толкования святых отцов на мессианские места Библии, М., 2000).

В беседах на книгу Бытия Ориген отмечал, что Исаак предызображал Христа и как жертву, и как священника, ибо в Ветхом Завете только священники имели право приносить дрова для жертвоприношений.

Дрова символизировали Крест Христов. Для ветхозаветных богослужений использовались определенные породы деревьев. "В отношении к жертвенным дровам ты должен остерегаться, чтобы не принести какое-либо другое жертвенное дерево, как только кипарис, и ель, и миндаль, и сосну, и пихту, и кедр, и можжевельник, и лимон, и маслину, и мирт, и лавр, и кедр, называемый арбот, и бальзамовый кустарник. Из этих пород деревьев полагай под всесожжение на жертвеннике, после того как ты рассмотришь их наружность, и не клади разрушенного дерева, но твердое и безукоризненное, лучшее и новорастущее, и не старое, ибо запах у него исчез и его нет уже в нем, как прежде. Кроме этих дров, не клади других, ибо они не имеют запаха. И да вознесется от тебя благоухание их к небу" (Книга юбилеев, или Малое бытие, гл. 21).

Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев (Иез. 31, 8). Для украшения Иерусалимского храма, являвшего образ рая, использовались кедр, кипарис и певг (пихта). Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского: "Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана" (2 Пар 2. 8).
Апокрифические сказания связывают Крест Христов с материалами, использовавшимися в ветхозаветном храме (Слово о Крестном Древе, Апокрифы Древней Руси, СПб., 2002). В статье "Царица Савская, хрустальный пол и плавающий ствол" Фабрицио Пеннаккьетти приводит примеры апокрифов, относящихся к циклу "История Древа Честного Креста":

"Когда нужно было построить Иерусалимский храм, не нашлось орудий, способных вырезать из скалы громадные каменные блоки, необходимые для постройки. Поэтому Соломон приказал поймать цыпленка Руха, мифической птицы огромного размера. Сказано – сделано: большого цыпленка поймали и посадили под перевернутый медный котел во дворе царского дворца. Рух-мать, летая над Иерусалимом, вскоре обнаружила темницу своего птенца и для его освобождения решила использовать огромный ствол райского дерева, который – как будто бы специально ради нее – упал на землю в райском саду. С большим трудом птица принесла ствол и бросила на котел. Котел распался на две части, выпуская невредимого цыпленка. Тут-то мудрый Соломон повелел каменотесам использовать чудесное дерево для раскалывания скал и вырезки камней. С тех пор у каменотесов не было больше затруднений; ведь было достаточно тронуть скалы стволом, как они сами принимали квадратную форму желаемого размера.


Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 2
Тем временем Соломону доложили о прибытии царицы Савской, сообщив также слухи о безобразной ноге царицы с козлиным копытом. Поэтому она решила никогда не выходить замуж. Тогда царь велел наполнить водой эспланаду храма и, установив свой трон на сухом месте, смотрел, как царица, разувшись, переходила вброд священную площадку. Таким образом, царица не смогла скрыть свою козью ногу. Но, идя по воде, она соприкоснулась с таинственным стволом, который там плавал. Прикосновение произвело чудо: козья нога превратилась в такую же красивую ногу, какой была другая. Когда высушили площадку, чудесный ствол был поставлен в храм, и царица украсила его серебряным браслетом. Со временем у священного ствола положили еще 29 серебряных браслетов. Позже, во время страстей Христовых, из этих браслетов отлили 30 серебряников, которые Иуда получил в качестве награды за свое предательство. А из ствола сделали Крест Христов".

"Когда царица Савская приехала в Иерусалим, она сразу же поспешила к Соломонову дворцу. На пути ей встретился заполненный водой проток озера, с перекинутым через него кедровым стволом, служившим мостиком. То большое бревно находилось там, потому что ему не нашли никакого другого применения. Дерево недавно срубили по приказу царя Соломона, однако, сколько не старались плотники его распилить по нужному размеру, оно всегда оказывалось либо слишком длинным, либо слишком коротким для использования по какому-либо иному назначению. Это было дерево посаженное Сифом.

Достигнув непокорного дерева, царица вдруг почувствовала импульс стать на колени и поклониться ему. Внутренний голос сказал ей, что на этом дереве повесят Спасителя мира. Когда царица объявила царю об этом, он позаботился о том, чтобы его спрятали в самом непредсказуемом месте. Царь приказал, чтобы его зарыли на дне этого озера.

Незадолго до Христовых страстей, тот ствол неожиданно всплыл со дна озера, которое тем временем стало бассейном Пробатика (Овчей купелью). Обнаружив всплывшее древо и находя его подходящим для изготовления креста, слуги Первосвященника вытащили ствол из воды и передали его своему хозяину" (Fabrizio A. Pennacchietti, Three Mirrors for Two Biblical Ladies Susanna and the Queen of Sheba in the Eyes of Jews, Christians and Muslims. Gorgias Press 2005).


Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 3
Наиболее известной живописной иллюстрацией этого рассказа является цикл фресок, которые с 1452 до 1459 гг. Пьеро дэлла Франческа выполнил в церкви Сан-Франческо в городе Ареццо на стенах апсиды. Царица Савская изображается в среднем регистре в двух сценах, расположенных на одной панели, на правой стене. В левой половине, коленопреклоненная царица на фоне пейзажа благоговеет перед большим бревном, перекинутым через поток воды. Ее окружают в молчаливом изумлении придворные дамы, в стороне ждут конюхи с лошадьми. В правой половине панели изображается встреча двух правителей в пышном Сломоновом дворце. Царица Савская, переходящая речку вброд рядом с мостиком, изображена на гравюре Бука ван дер Гоуте, XV век, и на одной фреске того же века, находящейся в соборе Святой Варвары в Кутна Гора (в прошлом Куттенберг), в Чехии.

Пророк Исаия предсказывал: "Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60, 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижение). Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром.

"Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певк истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося" (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7).

"Яко изволил еси распятися на кипарисе, и на певге и кедре, плотию совоздвизаем" (Воскресный канон 2-го гласа, песнь 5).

Старообрядцы считают, что "трисоставность" Креста означает, что Крест обязательно должен изображаться восьмиконечным. По преданию монастыря Святого Креста на Святой Земле Крест Христов был сделан из единого древа, так как ветви кипариса, певга и кедра – трех вечнозеленых деревьев, дарованных тремя Ангелами праотцу Аврааму – срослись. В монастыре Святого Креста указывается место, где выросло дерево, из которого сделали Крест на распятие. По преданию, храм над местом произрастания этого таинственного дерева и монастырь были построены и подарены святым императором Константином Великим грузинскому царю Мириану, обращенному в христианство равноапостольной Ниной. На фреске при входе в храм изображено дерево с тремя сросшимися стволами, и поливающий его Лот. Фрески на стенах храма также иллюстрируют монастырское предание о Кресте:


Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 4
"Праведный Лот, племянник праведного Авраама, после бегства своего из Содома пал в прелюбодеяние со своими дочерьми. Проснувшись и осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние. Авраам в знак прощения дал три посоха, данные ему Святой Троицей, и сказал, чтобы он посадил эти посохи и поливал водой, и когда появятся листочки, дерево оживет – то будет знамением его прощения.

Около 40 лет (есть предание, что 33 года) нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи. Но часто искушал его диавол, принимая вид человека, просил пить и выпивал всю воду, и приходилось Лоту снова возвращаться на Иордан.

И вот три посоха, три древа (кедр, кипарис и певг – сосна) срослись в одно, в единый ствол с тремя разделениями наверху – триединое дерево – образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен. И выросло дерево очень красивым. Когда царь Соломон заканчивал строительство храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу святого храма, и подходящим нашли именно дерево Лота. Пришли, спилили его, но пристроить так и не смогли, ибо дерево постоянно менялось в размерах – то сокращалось, то увеличивалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его в Силоамскую купель (или, по другому преданию, Овчую), где оно пролежало 700 лет. Пришло время спасительный страданий Господа Иисуса Христа, вспомнили и про это отверженное дерево, и рассудили фарисеи, что раз это древо греха, то из него нужно изготовить крест для преступника, причисленного к злодеям, что и сделали" (Акафист Животворящему Кресту Господню, Москва, 2005).

Церковные песнопения указывают на ветхозаветные прообразы Честного Древа. Вопрос о породе дерева, из которого был сделан Крест, относится к задачам церковной археологии, основоположницей и Небесной покровительницей которой является святая равноапостольная императрица Елена.

Честное Древо Креста Господня за всю историю Христианства многократно разделялось и присутствует во многих уголках мира. Самая большая часть Креста длиной 40 см хранится на Кипре.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.