Горбатый мост в марьино

На сайте Министерства культуры РФ размещен акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Марьино", расположеннного в Рыльском районе. Основные работы затронут кирпичный мост второй половины XIX века.

В усадьбе был красивейший пейзажный парк, через который крест накрест проходили аллеи для прогулок, а разнообразные деревья были высажены по геометрическим линиям. Два пруда – Большой Марьинский с двумя островками и малый Эрмитажный, четыре мостика (Красный 1 и 2, Мост с кругами и Горбатый).


Через сто лет, в 1917-го последние владельцы усадьбы были вынуждены покинуть имение.

Тогда же, в 1922 году, проводилась и опись имущества. Вот, что в ней говорится о мостах и плотинах усадьбы:

Мост с кругами (№3) предполагалось отреставрировать, в 1985 г. был разработан проект, но, когда спускали пруд, из-за аварийности его заменили временным деревянным мостом, а затем воссоздали в новых материалах к 2006 году. Мосты № 1, № 2 и № 3 так и не отреставрировали.

Выяснилось, что многолетнее наплевательское отношение к мосту девятнадцатого века не прошло даром. Капитальный ремонт требовался еще сто лет назад, сегодня же эксперты пришли к выводу, что общее состояние объекта культурного наследия – ограниченно-работоспособное.

"В ходе ремонта, проведенного в 1980-е гг., открылки, устои и архивольты арок пролетной части были частично переложены, фасады моста были окрашены. Покрытие проезжей части выполнено из асфальта. Ранее существовавшее, по результатам архивных исследований, булыжное мощение утрачено. Состояние декоративных архитектурных элементов постройки моста неудовлетворительное, отмечено наличие многочисленных сколов и значительных утрат элементов карнизов на западном и восточном фасадах, повреждения аркатурного пояса", - говорится в экспертизе.

Декоративная отделка моста из профилированных элементов тесаного кирпича сейчас сильно повреждена в результате выветривания и многочисленных ремонтов с применением цементного раствора. Кирпичная кладка в аварийном состоянии. На внутренней части восточного фасада имеются биообрастания. Расшивка швов кирпичной кладки устоев, парапетов и открылков полностью утрачена, также утрачена поздняя обмазка и окраска стен.

Устои и открылки моста значительно отклонены от вертикали. Сильно разрушена лицевая кладка в нижней части стен. Существующая конструкция покрытия проезжей части, выполненная в ходе текущих ремонтов моста – из асфальта и засыпки, разрушает и деформирует стены устоев, ведя их к дальнейшему отклонению от вертикали.

- Перекрытие моста – арочный однопролетный мостовой переход, в неудовлетворительном состоянии, имеет утраты лицевой поверхности арки, вывалы кирпича зафиксированы на всей поверхности арки. Гидроизоляция проезжей части моста отсутствует, вследствие чего наблюдается увлажнение несущих конструкций, - говорят эксперты.

На данный момент устои моста в уровне воды разрушены на глубину до 30 см.

В ходе реставрации в 2018 году планируется восстановить первоначальный облик моста девятнадцатого века на основе архивных фотоматериалов, а также чертежей 1985. Специалисты говорят, что мост можно будет функционально использовать, а также показывать туристам как объект исторической постройки.

В этом году планируется:

- выполнить вычинку кирпичной кладки фасадов стен и поверхности свода арки моста полнотелым керамическим кирпичом;

- расчистить лицевую поверхность всей кирпичной кладки от растительности, поздних обмазок и заделок из цемента, извести и покрасок, ремонтных вставок из бетона, силикатного и облицовочного кирпича;

- произвести работы по обессоливанию кладки;

- восполнить утраты карнизов и аркатурного пояса парапетов, а также других декоративных элементов фасадов с применением тесаного кирпича;

- демонтировать существующее асфальтовое покрытие проезжей части;

- воссоздать утраченное в процессе эксплуатации мощение из булыжника;

-выполнить окрытие парапетов из природного камня;

Усадьба Марьино возникла в начале XIX века на землях старинного села Ивановского, с которым соединяет ее аллея вековых деревьев и общая история…

В 1703 году курские земли Рыльского, Льговского и Путивльского уездов были пожалованы Петром I гетману Украины И.С.Мазепе, находившемуся в то время в зените своей славы. Гетман основал на этих землях множество деревень и сел.
В селе Ивановском Мазепа устроил усадьбу – возвел два здания каменных палат и служебные постройки.

В 1709 году после Полтавской битвы гетман Мазепа, перешедший на сторону шведов, бежал за границу. Его курские владения были конфискованы Петром I. Далее усадьба меняла еще несколько владельцев, пока не перешла представителям рода Барятинских, которым принадлежала вплоть до революции.


Новый владелец Ивановского, Иван Сергеевич Барятинский (1740-1811), не спешил осесть в своем имении. Он часто исполнял дипломатические поручения за границей. В 1786 году Иван Сергеевич возвратился в Россию и, продолжая оставаться при дворе, редко заезжал в Ивановское.


Пребывание в Лондоне на дипломатической службе отразилось на всей последующей жизни и вкусах Барятинского, чему способствовала в немалой степени его женитьба на англичанке Марии Франциске Деттон, дочери лорда Шерборна. В 1807 году Мария Франциска умерла, оставив дочь Елизавету, которая воспитывалась и постоянно жила в Англии в доме Шерборна.

В 1813 году второй женой И.И. Барятинского стала Мария Федоровна, урожденная Келлер (1793-1858), с которой прожил до конца жизни и имел семерых детей – четырех сыновей и трех дочерей.

В 1811 году, оставив дипломатическую службу Иван Иванович Барятинский приступает к строительству имения южнее старой усадьбы Мазепы, которая уже пришла в упадок и не отвечала требованиям и вкусам такого сиятельного вельможи. Он задумал создать себе усадьбу, ни в чем не уступающую прославенным образцам дворцового-паркового искусства в Петербурге, Москве и их пригородах. Огромное богатство, связи, высокое положение при дворе позволили ему осуществить свой замысел в чрезвычайно короткий срок.


Дворцово-парковый ансамбль Марьино был построен во втором десятилетии XIX века и занял видное место в ряду великолепных загородных дворянских усадеб.


Центром композиции ансамбля является трехэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями, образующими по обеим строном парадного двора, несколько суживающегося к въездным воротам, два хозяйственных двора, соединенных с ним проездными арками. Дворец был построен в соответствии с проектом (1811-1812 гг.) курского архитектора Карла Ивановича Гофмана в 1820 году.

Первоначально дворец назывался Избицким домом, так как он строился на берегу речки Избицы, но позднее его стали называть Марьиным, как и всю усадьбу, по имени первой и второй жен И.И. Барятинского.






Во время основания усадьбы Барятинский жал за границей, но внимательно следил за ходом ее строительства.



Одновременно со строительством дворца разбит пейзажный парк с регулярной частью у дворца.



На овальном острове пруда выстроена кирпичная псевдоготичная кирха для княгини Марии Федоровны.


Выписанные из Петербурга корабельные мастера построили для пруда специальную флотилию. Были закуплены флаги, паруса, такелаж, выкованы якоря и отлиты медные пушки.






Позднее в восточной и южных частях парка через каналы были перекинуты мосты, четыре из которых сохранились. Наиболее живописен, так называемый Горбатый мост, построенный из кирпича и камня, соединяющий берега протоки, идущей от Эрмитажного пруда к Большому марьинскому пруду.



Растительность парка разнообразна: лиственница, дуб, каштан, туя, серебристая ель, клен, сосна, смолистые канадские и пирамидальные тополя и многочисленные породы кустарников.

И.И. Барятинский ценил труд своих ближайших помощников. Были установлены обелиски-памятники: мелиоратору Ивану Гулету, управителю Борису Дешкину, кирпичных дел мастеру Лавру Наседкину и его сыновьям.

Трудами князя и его многочисленных помощников был создан замечательный памятник экономического, сельскохозяйственного, землеустроительного, архитектурного искусства.
Иван Иванович Барятинский умер 13 июня 1825 года и был похоронен в фамильном склепе церкви Покровской села Марьина.


Владельцем Марьино стал его старший сын Александр Иванович Барятинский (1815-1879), будущий главнокомандующий Кавказской армией, генерал-фельдмаршал, наместник Кавказа.

После смерти мужа Мария Федоровна прожила в Марьино шесть лет, занимаясь воспитанием малолетних детей. Затем семья Барятинских уехала в Петербург, и усадебная жизнь постепенно угасла.


В 1850 году Александр Иванович отказался от своих наследственных прав в пользу брата генерал-адъютанта и обер-шталмейстера двора, князя Владимира Ивановича Барятинского (1817-1875)

Новый хозяин в имении бывал редко, но уделял ему достаточно внимания. В 1869-1873 годах дворец был кардинально перестроен по проекту известного петербургского архитектора И.А.Монигетти.

Перестройку произвел курский архитектор К.Ф.Штольц. Проект реконструкции был выполнен под влиянием новых художественных вкусов – в неоклассическом стиле, очень популярном в семидесятые годы XIX века.

В начале 1900-х годов все дворцовые помещения были оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в главном корпусе был устроен лифт.
Усадьба продолжала функционировать, хотя и не являлась основным местом пребывания владельцев. Братья унаследовали от отца страсть к редким и ценным вещам, и художественное собрание Марьино в течение XIX века продолжало пополняться.

Богатейшая библиотека редких книг Александра Ивановича была завещана его брату Виктору Ивановичу Барятинскому, владельцу усадьбы Нижние Деревеньки. Виктор Иванович согласно желанию старшего брата, передал все книги и рукописи в Исторический музей в Москве. В настоящее время книги из коллекции хранятся в Российской государственной публичной исторической библиотеке в Москве.
Коллекции, которые хранились в Марьино, постигла иная судьба.

В 1923 голу вещи Шамиля, гостившего в 1868 году в Марьино, были переданы в музей дагестанской республики. Небольшая часть мебели, картин, предметов интерьера попала в рыльский и курский краеведческие музеи.

В 1919-1922 годах в Марьино находился сельскохозяйственный техникум, а с декабря 1922 дом отдыха, затем санаторий ЦИК СССР.

В 1936 году Покровская церковь в селе Ивановском была разрушена. Фамильная усыпальница Барятинских подверглась осквернению: были уничтожены девятнадцать княжеских гробниц, находящихся в подвальном помещении храма. На фундаментах церкви была сооружена школа, а в бывшей усыпальнице – котельная и склад угля.



Усадебный дом и парк находятся в прекрасном состоянии и доступны для посещения туристами.


В усадебном здании находится музей, посвященный истории Марьина.


В продолжение традиций на территории усадьбы функционирует агропромышленный комплекс, включающий в себя: цех растениеводства, птицеводческий цех, племенной молочно-товарный завод на 900 голов, маслосырзавод.

По материалам Елены Холодовой.

Адрес: Курская область, Рыльский район, поселок Марьино, улица Центральная, дом 1.


А втор-составитель, кандидат искусствоведения С.И. ФЕДОРОВ

Ф отосъемка
Н.А. САМСОНЕНКО

М акет и оформление художника
А.Г. СВЕРДЛОВА

Множество людей проявляют живейший интерес к истории этой усадьбы - жемчужины русской архитектуры XIX в.

Весьма ценными были консультации первого реставратора Марьина архитектора Н.Д. Виноградова, докторов искусствоведения А.В. Бунина и М.П. Цапенко.

Автор благодарит доктора искусствоведения профессора Т.Ф. Саваренскую, кандидата исторических наук доцента В.Я. Воробьеву, старейшего курского архитектора О.В. Левитского, архитектора Г.Е. Духанину, а также инженера Б.И. Воровича, научных сотрудников Г.В. Смирнова (Государственный Русский музей), И.А. Кузнецову (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), кандидата филологических наук Л.В. Тиганову, Р.С. Пилипенко и К.Г. Светлакову (Рыльский краеведческий музей) и краеведа Е.Т. Краснящих за доброжелательную помощь и содействие в работе над изданием.

Автор посвящает его памяти советских патриотов, спасавших Марьино от разграбления и уничтожения врагами нашей Родины в годы гражданской и Великой Отечественной войн.



Село Ивановское возникло на обширных землях Рыльского, Льговского и Путивльского уездов Курской губернии, отведенных Петром I гетману Мазепе грамотой 1703 года 1 . Гетман основал всего три больших села: Ивановское, Степановку и Мазеповку, названных по его имени, отчеству и фамилии. Названия эти сохранились до нашего времени.

В 1762 году бывшие поместья гетмана перешли во владение князей Барятинских. Архивные документы и немногие уцелевшие постройки дают представление об их усадьбе в селе Ивановском.



В 1709 году после Полтавской битвы гетман Мазепа, перешедший на сторону шведов, бежал за границу. Его курские владения были конфискованы Петром I и пожалованы А.Д. Меншикову 10 . После смерти Петра I эти владения Меншикова, оказавшегося в опале, были приписаны к поместьям Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, а в дальнейшем царица Анна Иоанновна пожаловала эти земли вице-адмиралу флота графу Н.Ф. Головину 11 .

Внучка Н.Ф. Головина - Екатерина Петровна, дочь принца Петра Гольдштейнбека, вышедшая замуж за князя Ивана Сергеевича Барятинского, принесла ему в качестве приданого все бывшие владения Мазепы в Курском крае.






Пребывание в Лондоне на дипломатической службе отразилось на всей последующей жизни и вкусах И.И. Барятинского, чему в немалой степени способствовала и его женитьба на англичанке Марии Франциске Деттон, дочери лорда Шерборна 14 .

В 1807 году Мария Франциска умерла, оставив дочь Елизавету, которая воспитывалась и постоянно жила в Англии в доме лорда Шерборна. Спустя некоторое время князь И.И. Барятинский был назначен русским посланником в Мюнхен. Здесь он женился на Марии Федоровне, урожденной графине Келлер, с которой прожил до конца жизни, имел семерых детей - четырех сыновей и трех дочерей.

В 1811 году, после смерти И.С. Барятинского, все его курские поместья перешли по наследству к Ивану Ивановичу. Тогда же, оставив дипломатическую службу, он ненадолго возвратился в Россию и приступил к строительству имения по соседству со старой усадьбой Мазепы в селе Ивановское, не отвечавшей его потребностям и вкусам.

Иван Иванович Барятинский задумал создать величественный дворцово-парковый ансамбль, который ни в чем не уступал бы подмосковным Шереметевых, Голицыных, Юсуповых, Волконских, Разумовских и других 15 .

Огромное богатство, могущественные связи и высокое положение при дворе позволили ему осуществить свой замысел в чрезвычайно короткий срок.




Проект дворца был заказан курскому архитектору Карлу Ивановичу Гофману, который выполнил его к концу 1811 года.

Симметричность главного северного фасада дворца подчеркнута выступающей в курдонер центральной частью, с куполом и четырехколонным портиком ионического ордера. Под этим портиком на уровне второго этажа имеется широкая терраса, по боковым сторонам которой устроены угловые балконы.

Боковые части главного фасада имеют пилястры ионического ордера, между которыми устроены декоративные ниши. К одноэтажным крыльям дворца, образующим парадный и хозяйственные дворы, примыкают двухэтажные здания служебного назначения.

Центральная часть южного паркового фасада дворца имела три большие арки, украшенные колоннами ионического ордера, а боковые части - по пять крупных полуциркульных окон, разделенных пилястрами ионического ордера. С угловых полуциркульных балконов центральной части паркового фасада к открытой террасе вели каменные лестницы. Широкая гранитная лестница спускалась с открытой террасы в парк.

Общая композиция дворца и отдельные ее детали позволяют отнести эту постройку к позднему классицизму.



Дворец был построен в соответствии с проектом, и к 1815-1816 годам основные архитектурно-строительные работы были закончены.

Первоначально дворец называли Избицким домом, так как он строился на берегу речки Избицы, но позднее его стали называть Марьиным, по имени первой и второй жен И.И. Барятинского.

И.И. Барятинский внимательно следил за ходом строительства своей усадьбы, об этом свидетельствует его переписка с архитектором и управляющим.

В многочисленных письмах он давал конкретные указания архитектору К. Гофману и управляющему Ф. Резникову, что и как строить, какие употреблять материалы, как отделывать помещения дворца, как выполнять планировку парка и устройство пруда и т. д.

Но большие расходы по строительству новой усадьбы не смущали И.И. Барятинского. Возводились парковые сооружения, плотина, церковь и школа в селе Ивановском, расчищался пруд.




Давая указания К.И. Гофману по поводу отделки интерьеров дворца, И.И. Барятинский писал 18 декабря 1817 года из Германии: «. Имев здесь случай в безпрерывных поездках моих видеть много хороших строений и домов, и осматривая оныя всякий раз с особенным любопытством и подробностью, я нахожу, что во французских домах нигде не делается теперь деревянных у стен панелей, а просто гладкия стены; почему прошу вас, Карл Иванович, зделать мне одолжение и у меня также в бельэтаже таковых деревянных панелей не делать.

Также мною замечено, что здесь везде в нижних этажах, кухнях и особенно в коридорах и сенях вместо деревянных полов вымащиваются комнаты четвероугольными камнями; за неимением коего у нас с великою пользою употребить для сего можно кирпич несколько потолще обыкновенного; таковой каменный пол смазывается однажды на несколько лет известковым раствором. Полы сии великие имеют преимущества перед нашими деревянными: они красивы, всегда чисты, безопасны от пожару и не дозволяют крысам водиться в комнатах.

Вы меня много обяжете, Карл Иванович, если прикажете чтобы у меня также в нижнем этаже, в кухнях, в людских и кондитерских комнатах, а наипаче в коридорах и сенях везде поделаны были кирпичные полы на манер здешних и смазаны известковым составом.

Во всех домах в Англии (а теперь начинают делать и во Франции) оконные рамы делаются чугунные, кои будучи гораздо тоньше деревянных требуют стекол большей величины и через то содействуют немало к светлости и красе комнат, а при том таковыя рамы вечны, никогда уже не покоробятся и не пропадут подобно деревянным; на них же наводят лак для красы.

Композиционная ось ансамбля проходит через широкую въездную аллею, ведущую из села Ивановское в Марьино, пересекает парадный двор, главный усадебный дом, Большой пруд и обширный парк западнее Эрмитажного пруда.

Центром всей композиции ансамбля является трехэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями, образующими по обеим сторонам парадного двора, несколько суживающегося к въездным воротам, два хозяйственных двора, соединенных с ним проездными арками.


В тот период в усадьбе существовали сахароромовый завод - один из первых в Курской губернии, суконная фабрика, кирпичный и известковый заводы, деревообрабатывающее производство, велись большие работы по осушению болот и насаждению лесов, много внимания уделялось развитию скотоводства и разведению рыбы. В построенных оранжереях выращивали редкие породы деревьев и цветы.


Сохранилась большая чугунная плита с памятника мелиоратору Ивану Гулету, сооруженного в 1822 году за осушение им 2900 десятин болот под пахотные земли. Этот памятник также был разрушен оккупантами, а на плите остались пробоины от пуль.

Барятинские были в числе самых богатых людей России. Они владели почти 35 тысячами крепостных и 100 тысячами десятин земли в Курской и других губерниях.


В 1825 году старый князь умер, и владельцем Марьина стал его старший сын Александр Иванович Барятинский (1815-1879), будущий главнокомандующий Кавказской армией, генерал-фельдмаршал, наместник Кавказа.

В 1826 году вся семья Барятинских уехала в Петербург, и усадебная жизнь постепенно угасала.

Владимир Иванович Барятинский, став владельцем Марьина, решил перестроить дворец.

Долгое время автором проекта перестройки дворца считали курского архитектора Карла Фридриховича Шольца, основываясь на том, что на чертежах 1873 года, хранящихся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева в Москве, имеются его подписи. Однако документы свидетельствуют о том, что проект перестройки дворца в Марьине выполнялся известным петербургским архитектором Ипполитом Антоновичем Монигетти, много строившим в Ливадии и Царском Селе, в Петербурге и Москве. Но пока не удалось обнаружить чертежи, выполненные самим И.А. Монигетти.

К.Ф. Шольц лишь руководил строительными работами в Марьине.

Из переписки В.И. Барятинского и И.А. Монигетти, хранящейся в архиве, стало известно, что перестройка Марьинского дворца происходила с 1869 по 1873 год, несомненно, под влиянием новых художественных вкусов, в результате чего была произведена частичная перепланировка внутренних помещений и изменена архитектура фасадов здания. Купол был разобран и заменен пирамидальным фонарем. Стены центральной части главного корпуса надстроили, таким образом увеличилась высота третьего этажа и образовались невысокие четвертый и пятый.

Сильно развитый венчающий карниз был поднят, над ним устроили высокий парапет и балюстраду. В боковых крыльях центральной части заложили оконные проемы - в третьем этаже и в первом. Изменилось обрамление окон второго этажа, исчезли скульптуры, находившиеся прежде в нишах.

Парковый фасад дворца подвергся еще более значительным переделкам. Огромные световые проемы центральной части были заложены. Вместо арок и колонн в плоскости стены появились обычные окна и балконные двери, между которыми разместили пилястры. Колонны на четверть диаметра заложили в кладку стены. Окна и двери второго этажа украсили лепниной - гирляндами в прямоугольных рамах. «Но эти переделки,- по мнению доктора искусствоведения М.П. Цапенко,- в общем сохранили прежний внешний облик ансамбля, его объемную структуру. . Переделки. в 70-х годах коснулись главным образом деталей и внутреннего оборудования.

Надо отдать должное объемно-планировочной композиции Марьинского дворца, она не схожа ни с каким иным нам известным ансамблем дворцово-парковой архитектуры. Отличительной особенностью композиции является контраст объемов - мощного, монументального главного корпуса и пониженных, сложной конфигурации боковых флигелей.

Дворец был отделан с исключительной роскошью. Художественное убранство его интерьеров отличалось великолепием. Потолки и карнизы парадных залов были украшены искусно выполненными барельефами, стены многих помещений затянуты шелком и штофом, мраморные камины были декорированы бронзовыми деталями.

По свидетельству современников, вестибюль дворца напоминал зимний сад: в огромных кадках росли пальмы и другие экзотические растения.

Марьинский дворец является интересным и оригинальным памятником русского зодчества XIX столетия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.