Крестцы новгородская область отзывы

Отдых в поселке Крестцы и Крестецком районе вряд ли оценят любители комфортного отдыха. Здесь нет комфортабельных гостиниц, огромных гипермаркетов и ночных клубов. Зато любители тихого отдыха и ценители российской глубинки непременно найдут здесь что-то интересное для себя. Хотя на счет "глубинки" я, конечно, загнула, так как поселок находится на Федеральной трассе М10, это как в песне поется "между Ленинградом и Москвой".

Для туристов разработан специальный маршрут : Церковь Троицы Живоначальной- Екатерининский собор - Краеведческий музей - дер. Ручьи, музей Хлебникова - заброшенный железнодорожный мост 1914 года. Это для приличных туристов. Я же предпочла прогулку на велосипеде по Крестцам и Крестецкому району и с удовольствием её и совершила. С удовольствием, аххахахаках)) Ездить на велосипеде по поселку удовольствие в физическом плане сомнительное, приличного качества только центральные улицы. Плюс ко всему к велосипедистам нет никакого уважения, можно минут 15 стоять на пешеходном переходе и ждать когда тебя пропустят. Возможно мне просто не повезло. Но видимо не спроста на пешеходных переходах установлены фотографии детей в полный рост, чтобы хоть как-то привлечь водителей авто к наличию на дороге других участников дорожного движения. Я, если честно, чуть не поседела, когда увидела ребенка на улице, даже сначала не поняла, что он не настоящий, уж очень реалистично выглядит. Зимой они стоят в курточках, летом в футболочках, пугают приезжих.


Поселок, на самом деле очень очаровательный, если можно так сказать. Не знаю кого как, а меня эти маленькие двухэтажные домики, построенные Бог знает когда очень умиляют. Есть какое-то особенное очарование в старых маленьких провинциальных городках, где даже собаки гуляют без поводков. Крестцы- именно этот случай.


Но вернемся к достопримечательностям. Первое, что бросается в глаза при подъезде к поселку, так это ларьки с дымящимися самоварами и пирожками местного производства. Напоминает какую-то ярмарку позапрошлого века. Я думаю каждый, кто хоть раз ездил из Москвы в Санкт-Петербург или обратно останавливался здесь и пробовал эти пирожки. Ничего особенного в них нет, на вкус так себе, на вид еще хуже. Раньше говорят были дешевые, вкусные, размером с ладонь. Особенно мне нравились с ветчиной и сыром. И ведь реально клали ветчину и твердый сыр. А сейчас дешевая колбаска и плавленный сырный продукт. Сейчас люди заезжают сюда скорее по привычке, но тем не менее крестецкие пирожки для меня и для многих являются главной гастрономической достопримечательностью и визитной карточкой поселка Крестцы. А ведь раньше этой самой визитной карточкой была "Крестецкая строчка". Сложно выживать производству в современном мире дешевой синтетики. Хотя музей Крестецкой строчки вполне себе функционирует, рекомендую к посещению.


Кстати о пирожках, точнее о перекусе, как бы я не искала какое-нибудь кафе или столовую, так ничего и не нашла, кроме небольшой Шаверменной. Заведение в местном масштабе очень приличное, хотя разумеется полноценный обед вам там никто не предложит. Но и с голоду тоже умереть не дадут.


Катаясь по городу на велосипеде в слепую, если можно так назвать отсутствие в голове определенного маршрута, наткнулась на такой знак. Находится он рядом с местным кинотеатром. А что меня особенно поразило, так это наличие рядом симпатичной велопарковки.


Наверное, именно здесь и находится культурный центр поселка. Возможно это и не так, но именно здесь приятный молодой человек сам предложил мне свою помощь, чтобы сфотографировать меня на фоне инсталляции "Я люблю Крестцы". Представился он, кстати, киномехаником. Вот такие приветливые люди живут в маленьких городках.


И вот еще такой неказистый памятный знак - камень с памятной доской святых Петра и Февронии. Не имею ни малейшего понятие, какая связь между этими святыми и Крестцами, но тем не менее сейчас стало очень модно широко отмечать 8 июля и тут оборудован целый уголок любви, семьи и верности. Находится он в Екатерининском сквере, собственно недалеко от Екатерининского собора. Тут где-то есть так называемая скамья примирения и гнездо с аистом. Почему я всё это не увидела, не знаю, но толпы мамочек с детьми собираются именно здесь. Некоторые не стесняясь распивают пиво, покачивая свободной рукой коляску. Что меня привлекло в этом месте? То, что к памятному камню нет даже дорожки, не то, что асфальтированной, песчаной или какой-то там еще, нет даже тропиночки. Склонна считать, что туда кроме немногочисленных молодоженов никто не ходит. Мне же лично было даже как-то совестно пробираться с велосипедом по пушистому газону.

Собственно осмотр и знакомство с поселком у меня заняли у меня полдня, вторую половину решила посвятить посещению деревни Ручьи. Там находятся деревянная церковь Георгия Великомученика Победоносца с колокольней 18 века постройки и Каменная пятикупольная церковь Покрова Божьей Матери 20 века постройки. Вторую в 2000-х года пытались отреставрировать, но попытки не увенчались успехом. Сейчас она выглядит весьма плачевно. Церкви без креста вызывают у меня какое-то особенное сострадание. Стыдно и больно за наше современное общество.


Не менее стыдно и больно за Церковь Георгия Победоносца. Подумайте только, деревянная церковь, памятник архитектуры 18 века! И в каком состоянии? На грани полного разрушения. Чудовищно.


Вокруг этой церкви находится деревенское кладбище. Здесь был похоронен в 1922 году поэт Велимир Хлебников, более известный как Виктор Владимирович Хлебников. Около 40 лет мирно покоился поэт, пока в 1960 году его останки не перезахоронили в Москве. В деревне на месте первой могилы Хлебникова установили памятный знак, а в местном ДК открыли музей. Собственно всё, что досталось деревне Ручьи, памятный знак, Хлебниковские чтения в дни памяти и разрушенная Богом забытая деревянная церковь, от которой через 5-10 лет не останется и следа. Вот так и погибает русская глубинка. Не перестаю повторять, стыдно и больно. Зато теперь Велимир Хлебников покоится на более престижном (как цинично это звучит) Новодевичьем кладбище. На этой грустной ноте закончился первый день.

На второй день было запланировано посещение заброшенного каменного моста узкоколейной железной дороги Крестцы - Валдай. Ветка Крестцы -Валдай была частью проекта железной дороги Нарва — Луга — Новгород — Бронницы — Валдай. Строилась эта дорога в годы Первой Мировой войны. Но увы, дорогу так и не достроили, война к счастью закончилась подписанием 1918 году в Бресте мирного договора с Германией, необходимость в ней отпала. Да и к тому же проходила она не совсем удачно по историческим памятникам близ Великого Новгорода. Дорогу не достроили, а ветка Крестцы - Валдай и мост остались. Едем смотреть.

Добраться до этого места на велосипеде не очень просто. Никому не советую. Лучше на авто по М10 до деревни Ярынья, там будет поворот на деревню с красивым названием Колокола. Вот собственно по этой дороге по песчаной грунтовочке и нужно ехать четыре километра, пока не упретесь в рельсы узкоколейной железной дороги. А дальше только пешком. Ну или в моем случае на велосипеде. Сомнительное удовольствие ездить по шпалам, знаете ли)


Всего по рельсам и шпалам нам нужно преодолеть всего лишь 1 км. Поначалу не покидало странное ощущение, казалось что вот-вот откуда-то должен выехать поезд. Разумеется не выехал, так как пассажирские перевозки прекратились еще в 1992 году. Но иногда на протяжении еще 10 лет иногда пускались какие-то поезда, возможно историческо-туристические, сейчас сложно найти об этом информацию. Говорят, что здесь до недавнего времени хотели организовать туристический маршрут, но проект требовал немалых денег, сил и времени. Нужно было найти легкий паровоз, как-то доставить его в Крестцы, привести дорогу и мост в должное состояние, долго, дорого, и к тому же есть риск, что проект не окупится. Сейчас мало кому интересна история, тем более такая далекая, как Первая Мировая. Даже наш любимый Отзовик два раза отклонял мой отзыв об этом объекте, якобы он никому не интересен, так чего уже говорить о маленьком поселки Крестцы, который силами местного бюджета вряд ли потянет этот проект. Поэтому всем интересующимся и приходится добираться пешком.


Дорога достаточно заросла, по приходится передвигаться по протоптанной тропиночки, то и дело убирая от лица ветки. Мне в одиночку было слегка страшновато, вдруг дикие звери, а бежать совсем некуда. Но кроме лягушек никого не встретила, да и понемногу эстетическое удовольствие от созерцания природы и вкусная земляника вернули мне бодрое расположение духа.



А когда вдали показался мост, я даже испытала некоторое разочарование. Неужели ради этого я ехала на велосипеде несколько десятков километров?


Но подойдя поближе и посмотрев вниз, всё встало на свои места. Картина открылась очень впечатляющая, у меня глядя вниз даже несколько закружилась голова. Высоко.


Удивительный контраст - высоченный мост и маленькая речушка глубиной по щиколотку внизу. Было принято решение спускаться вниз. А пока я лезу вниз через крапиву и цепляюсь за ветки, расскажу вам чем же он примечателен для меня. В Новгородской области почти нет каменных мостов, а такой высокий вообще единственный. Его высота составляет 18 метров, чуть -чуть не дотягивает до высоты стандартной девятиэтажки. Да и вообще вся эта тематика, поезда, узкоколейки, мосты меня будоражит.



Снизу вся эта конструкция производит ещё большее впечатление. Я не знакома с технологиями строительства 100-летней давности, но увиденное достойно уважения.


Каменные опоры очень хорошо сохранились. Проходя под ними не задумываешься о том, что кирпич может упасть на голову. Умели ж люди строить на века.



А речка Ярынья оказалась действительно очень мелкой. Хотя возможно сто лет назад переправа через неё и требовала такого масштабного сооружения, как этот мост. Сейчас в ней не видно даже рыбок, "проплывают" только рельсы.


Удивительно, что до сих пор рельсы не посдавали в местные пункты металлолома. Хотя возможно через пару десятков лет их ждет именно эта участь.


Сейчас же на мосту растут елочки и земляника, а скоро вся узкоколейка превратится в непроходимый лес. Жалко, а ведь это наша с вами история, которая так легко и быстро убегает по рельсам в прошлое.


Вот таким вот немного грустным, но очень познавательным и запоминающимся оказалось моё путешествие в поселок Крестцы и Крестецкий район.

В Крестцах все мы были по миллиону раз. Казалось бы, маленький пгт на полпути между Валдаем и Новгородом, чего там смотреть? Ан нет. Поглазеть есть на что. О чём и пост.

Многие проезжали Крестцы на автобусе по пути в ГВН или СПб, он, автобус, делал там десятиминутную остановку (может и сейчас так, я уже не в курсе, лет 15 не ездил), многие по работе, я вот вообще всю жизнь полагал, что Крестцы — это несколько купеческого времени домов вокруг автостанции, и только в последние годы узнал, что посёлок вовсе немаленький, есть даже район пятиэтажек и сопутствующая инфраструктура.

Начнём с того факта, что население Крестец девять тысяч душ. Вот те нате, хрен в томате, это же практически половина от населения такого мегаполиса, как Валдай!

Московская улица начинается на Советской (Соборной) площади, именно там, где автобус из Валдая делает остановку. Главным сооружением площади и доминантой села некогда являлся Собор Святой Екатерины, построенный в 1777 году.


Сейчас здесь, насколько я понял, находится Дом культуры.

Когда-то это выглядело так:



Крестецкий Ям в конце XVII — начале XVIII столетий стал центром возникновения федосеевцев, одного из направлений старообрядчества беспоповского толка. Потомки его живут в посёлке и сегодня


Пересечение дорог являлось местом смены лошадей и кратковременного отдыха путников, отголоски чего сохранились и до наших дней: в Крестцах вдоль дороги М10 расположено множество торговцев пирожками домашнего приготовления и мест общественного питания. Населённый пункт неоднократно подвергался разрушению (в 1569 году опричниками Ивана Грозного, в начале XVII века — польско-шведскими интервентами).



Какие детальки, водосток, электрические изоляторы:


Указом императрицы Екатерины II от 24 августа (4 сентября) 1776 года село Крестецкий ям было преобразовано в город Крестцы, ставший уездным центром новообразованного Крестецкого уезда Новгородского наместничества. В 1778 году был составлен генеральный план застройки города, в соответствии с которым построены Екатерининский собор и путевой дворец императрицы.

Всё как и в нашем случае. Я про Валдай.


На центральной улице чисто, опрятно, асфальт:


Стоит съехать в сторону — ад и бездорожье.

Вангую, что в этом магазинчике наибольшим спросом пользуются шаровые опоры, сайлентблоки деталей подвесок и прочие стойки стабилизатора:


К концу XVIII века население города достигло 2 тыс. человек. Большая часть мужской части населения занималась ямщицким промыслом, имелось также 19 плотников и столяров, 16 купцов, 9 портных, 7 красильщиков, 3 медника. Женщины обрабатывали пеньку, лён и шерсть, ткали и красили холсты. В городе имелись кирпичный завод и мукомольная мельница; ежедневную торговлю вели 12 купеческих лавок. Дома городских жителей в основном были деревянными, а каменных строений в городе было всего 8.


На прилегающей улочке на глаза попался старый деревянный дом с весьма любопытными детальками:


Какая прелесть! Пойдёт в мою коллекцию:


Указом Павла I от 12 (23) декабря 1796 года Новгородское наместничество было преобразовано в Новгородскую губернию, а Крестецкий уезд упразднён, в результате чего Крестцы из уездного превратились в заштатный город. Однако по указу Александра I от 24 апреля (6 мая) 1802 года Крестецкий уезд был вновь восстановлен.


Чем-то Валдай напомнило. Наверное, вышкой:


27 октября (9 ноября) 1917 года, когда власть в городе взял в свои руки уездный Совет рабочих и солдатских депутатов, в Крестцах была установлена Советская власть.

Постановлением Президиума ВЦИК от 2 мая 1922 года Крестецкий уезд был расформирован, а город Крестцы был передан в Валдайский уезд. В соответствии с очередным постановлением Президиума ВЦИК (от 4 января 1926 года) Крестцы получили статус сельского поселения.


С 1 августа 1927 года в рамках проводимой в СССР административно-территориальной реформы деление на губернии и уезды было отменено, а село Крестцы вошло в состав Новгородского округа Ленинградской области, став административным центром новообразованного Крестецкого района (23 июля 1930 года деление на округа в СССР было упразднено).


Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 ноября 1938 года Крестцы были преобразованы в рабочий посёлок (посёлок городского типа). По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 5 июля 1944 года этот посёлок и весь Крестецкий район район были включены в состав вновь образованной Новгородской области.


Садимся в синий телепорт и через большой район частного сектора перемещаемся в так называемую Ямскую Слободу (суть наше Зимогорье по отношению к Валдаю), где недалеко от автодороги Москва — Петербург стоит красивейшая Церковь Троицы Живоначальной:


Существующее здание Троицкой церкви построено в 1872 г. на месте сгоревшего. По другим источникам церковь была построена чуть ранее, в 1865.

Как было написано выше (если вообще кто-то что-то тут читает), в Крестцах вдоль дороги М10 расположено множество торговцев пирожками домашнего приготовления и мест общественного питания.


Вдоль М10 в районе Крестец их не счесть.


А что, говорит, мне стесняться? Вчера немцы снимали, позавчера голландцы 🙂

Хорошая, добрая достопримечательность. Правда я перашки пробовать поостерёгся.


Раз уж мы делаем подробный потс про Крестцы, нельзя не упомянуть ещё об одной достопримечательности посёлка:


Надпись на табличке гласит:


А самолёт конечно крут. Вот прям вау! Триста миллиардов раз мимо проезжал, а тут вот сподобился забраться.

Полезные ссылки



Кафе работает до полуночи, поэтому по вечерам здесь собирается большое количество молодежи. Цены в кафе демократичные, можно сказать полное соотношение цены и качества. Все заказываемые порции были среднего размера. Заказ приносили быстро. Официанты доброжелательные и внимательные. Интерьер настраивает на спокойный и непринужденный отдых. Фоновая музыка дополняет общую картину и оставляет положительные впечатления.


Кафе сделано наподобие небольшого ночного клуба, здесь есть столики, небольшая барная стойка и место для танцев. Кухня среднего качества, да здесь в основном заказывают только алкоголь и закуски. Цены здесь выше среднего, наверно с расчетом того, что кафе работает до поздней ночи и клиентов здесь очень много. Персонал внимательный, но иногда их приходится долго ждать, так как зал сильно перегружен и они просто не успевают обслуживать каждый столик во время.

Екатерининский собор


В поселке Крестцы можно увидеть Дом Культуры, но мало кто знает, что это бывший Екатерининский собор. Он перестал функционировать с 1917года. После закрытия, здание собора использовалось под хозяйственные нужды. Позже было переформировано в Дом Культуры. Здание выкрашено в белый цвет, впереди можно видеть колонны. На церковь здание мало чем похоже.

Краеведческий музей Крестцов


Краеведческий музей состоит из самых распространенных экспозиций, которые дают полное представление о районе и поселке крестцы в целом. Здесь есть стенд, посвященный заслуженным людям населенного пункта. Один из залов посвящен войне. Много предметов и источников, которые знакомят с культурой поселка. Посетить музей стоит для того, чтобы составить картину о местности в которой находишься.

Церковь Святой Троицы


В поселке Крестцы находится большой и красивый храм Святой Троицы. Он является главным храмом поселка, в праздники здесь собирается большое количество людей.

Изначально на месте Троицкой церкви стоил небольшой храм великомученика Никиты. Но,он был слишком мал, тогда местные жители решили собрать пожертвование на расширение старой церкви. После работ по расширению внутреннего помещения появилась церковь Святой Троицы, которая радует нас по сегодняшний день.

Мототрасса на Берёзовой горе


Поселок Крестцы ежегодно собирает любителей экстрима и драйва со всей России. Здесь проводятся соревнования по мотокроссу. Трассы в поселке крестцы считаются лучшими в России, они отвечают мировым стандартам и всем техническим характеристикам.

Чтобы принять участие в заезде необходимо оставить заявку. Для болельщиков входная плата чисто символическая. Поэтому в период соревнования здесь некуда яблоку упасть. Если даты вашей командировки или отпуска совпадут с периодом соревнований, обязательно сходите и зарядитесь необычайной энергией этого места.


В поселке Крестцы расположен музей крестецкой строчки, где каждый желающий может посетить его, ознакомится с историей развития производства, основными его этапами. Первоначально изделия производили крестьяне кустарным способом, позже крестецкая строчка стала развиваться, и появились первые товарищества. Продукция, изготовленная подобным образом, имела огромную популярность, как в пределах страны, так и далеко за ее пределами.

Образцы легендарной крестецкой строчки можно увидеть в крупных музеях Москвы и Санкт – Петербурга. Так же это полюбившийся сувенир у многих туристов, приезжающих в Новгородскую область.

Про путешествия, ориентирование и про всё

Про реку Мсту и лежащие на ней деревни я уже несколько раз писал в этом блоге: Глебово, Бронница, Холынья. Сегодня напишу о Частове. Попали мы в туда потому, что решили искупаться в новом месте. Обычно мы ездим в Глебово, но наконец решили посмотреть, что хорошего дальше вверх по течению - в Частове.


Дорога Бронница - Белая Гора -Частова асфальтовая до поворота на турбазу в том самом Глебово. После нее 16 километров грунтовки. Качество дороги ниже среднего. Каждый год по весне дорогу тут размывает и бывает, что размывает так, что на простой легковой машине и не проехать. Деревня на пару недель в году отрезана от большой земли - автобус не ходит.
В сухое время года дорога проезжается без проблем.


В Новгородском районе вдоль Мсты в основном темные несимпатичные низкие лиственные, местами еловые леса. Гулять в них удовольствие ниже среднего. Посещать их хочется только с промысловыми целями: грибов и ягод в них полно (впрочем, как и лосиных вшей). А тут после деревни Прилуки появляется приятный сосновый бор:


Такая же ровная и низкая местность, но по крайней мере без непролазной новгородской чащи. Все же повеселее, но грибов пока нет, поэтому мы гулять по лесу не пошли.

Деревня Частова стоит на излучине Мсты.


Река здесь становится значительно уже, чем в Белой Горе и Броннице, наверное, раза в два.


Центр деревни - автобусные кольцо без расписания, почему-то в Новгородской области не модно на остановках вывешивать расписание. Это, наверное, чтобы чужие не ездили - свои-то знают во сколько автобус.


Тут же магазин. На магазине плакат приглашает на выступление Бронницкой самодеятельности на Яблочный Спас:


И строящаяся деревянная часовня:


Была ли здесь раньше церковь или часовня я информации в интернете не нашел. Большая каменная церковь в этих местах была в одной из соседних деревень со странным названием Самокража. Советские переименовали ее за неблагозвучие из Самокражи в нейтральную Дубровку, ну, а церковь стоит заброшенная.
Частова - деревня старинная, как и все на Новгородской земле. Люди тут живут точно с 15 века, наверняка и раньше жили, но тому нет письменных подтверждений.

В центре деревни стоит скамейка:


Хотелось снять красивый кадр, с бабушкой, которая на ней сидит, но никто не садился. Вокруг лавочки все подзаросло, и от нее теперь вид только в одну сторону по реке, в другую сторону вид упирается в кусты.

Вообще Частова, как и многие другие новгородские деревни, производит двойственное впечатление. Вроде бы деревня живая, во дворах машины, люди по улицам ходят.


Много заброшенных домов:


Но много, очень много и строятся:


Но строятся не местные. Это городские. Причем не только новгородские, но и питерские и московские. Местное население бежит отсюда, да по большой части уже и сбежало. Их заменили приезжие, которые стремятся вернуться к земле. Но вернуться на постоянной основе мало у кого получается, население в деревне не постоянное, зимой, тут мало народу. А летом приезжают дачники. Много больших очень ухоженных домов. Деревня большая - больше сотни домов.
Можно купить землю, а можно и старый дом:


Вот за этот, например, просят 180000 рублей. Но я, если бы собрался перебраться в деревню, поехал бы все же в какое-нибудь другое место. Местная природа мне не очень по душе. Я люблю другие леса и озера вместо реки.

Что меня удивило в Частове, так это большое поле с овсом:


Нигде тут в округе уже давно не пашут. Картошку сажают (на фото овес соседствует с огромным полем картофеля), а больше ничего.

Частове повезло - сюда идет все же сносная дорога, но здесь конец цивилизации. В те деревни, что лежат выше по течению, дороги нет вовсе. Вернее есть, она начинается довольно бодро в центре Частовы:


Но к концу деревни она выглядит уже так, что ясно - дальше ничего хорошего не будет:


Следующая деревня выше по течению Мсты - Серегиж, а дальше Девкино. Вот они говорят совсем помирают, туда дачникам не добраться, молодежь уехала, остались доживать одни старики. Впрочем, я там не был, своими глазами не видел. Как раз тут проходит к тому же граница между Новгородским и Маловишерским районом: Частова еще Новгородский, а Серегиж уже Маловишерский. Другие хозяева, но при этом центр района Малая Вишера на другой стороне Мсты. И от нее на этот берег просто проезда нет никакого.

Но до Девкино я очень хочу добраться. Это может быть очень красивая история, и заключается она в том, что ровно напротив Девкино, на другой стороне Мсты лежит деревня Парни. Такие новгородские Инь и Янь. Но, чтобы доехать до Девкино нужна полноприводная машина и лодка, чтобы перебраться к Парням.
Заезд к ним (Парням) есть с другой стороны реки. Но, чтобы туда попасть отсюда, надо проехать полторы сотни километров, мостов нет. Дорога туда ведет из Малой Вишеры через Бургу. Интернет пишет, что дорога проезжаемая.
Совсем неподалеку отсюда прошла новая платная трасса Москва - СПб (М11). Казалось бы она должна была помочь с транспортным сообщением в этих глухих местах. Должен был появиться “заброс” во все эти деревни. Но нет. На М11 построили значительно меньше съездов, чем хотелось бы. Их всего четыре на почти 300 км пути по Новгородской области: на старую трассу М10 в Мясном Бору, на дорогу Малая Вишера - Новоселицы, на дорогу Крестцы - Окуловка - Боровичи и Угловка - Валдай. А можно было бы сделать еще пяток, учитывая катастрофическую ситуацию с дорогами в этих краях. Не повредил бы, например, съезд на дорогу ведущую в Бургу. Можно, конечно, возразить, а кто там будет ездить? Деревни повымерли, а за дорогами никто не следит. Но если дорог нет, так и ездить некому по ним скоро будет. В общем, жаль, что съездов так мало сделали, недальновидно это.

UPD 2019 года: доехали мы до Девкино с Парнями, и даже сняли про них видео для нашего нового видеоблога:

Наконец о нашей цели в Частове - купании. Чтобы искупаться, надо проехать почти до конца деревни, свернуть налево, потом на первой же развилке направо. Деревня заканчивается, и дорога идет по краю поля вдоль высокого берега Мсты. Затем дорога еще раз раздваивается, тут надо держаться левее, ближе к реке.
Тут есть спуск (и даже съезд) к самой воде.



Наверняка в высокую воду здесь этого пляжа нет. Но когда вода высокая, то холодно так, что пляж вам и не понадобится. Сейчас в августе вода очень низкая и на излучине Мсты обнажился прекрасный песчаный пляж. Он длинный и народу тут совсем мало. Лишь одна компания приехала сюда на выходные с палатками - поставили их прямо на песок.

Прекрасное место для купания. Единственное, что надо иметь ввиду, что течение здесь очень быстрое, особенно у противоположного берега. И дно очень неровное: есть ямы прямо около берега, а есть песчаные косы посреди реки. В общем, за детьми при купании тут надо внимательно следить.

Вот такая деревня Частова. Если бы не желание искупаться в новом месте, то мы бы сюда и не попали. Всем жителям больших городов надо хотя бы пару раз в год выбираться в такие места, чтобы вообще понимать, что это за страна такая на самом деле - Россия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.