Контроль за формированием осанки

Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.

Памятка для родителей

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду.

У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).

Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.

Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.

Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.

У некоторых детей возникает нарушение осанки, называемое сколиозом. Это означает, что позвоночник у них изогнут в виде зигзага. Многие случаи сколиоза можно исправить, если регулярно, изо дня в день, в течение двух лет выполнять специальные гимнастические упражнения. В других, более тяжелых случаях, сколиоз гимнастикой не исправишь, и больному назначают ношение специального корсета или помещают его тело в гипс на несколько месяцев. Если все эти методы не позволяют исправить искривление позвоночника, приходится прибегнуть к операции. Поэтому так важно заниматься гимнастикой, танцами и спортом. Это поможет вам не только сохранить правильную осанку, но и избавиться от многих других заболеваний.

Упражнения для формирования правильной осанки.

1. Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы, пятки должны касаться стены.

2. Принять правильную осанку, отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя принятое положение.

3. Принять правильную осанку у стены, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночного столба, медленно встать в исходное положение.

Упражнения с гимнастическими палками для формирования правильной осанки (выполнять можно совместно с детьми).

1.Исходное положение: встать на палку серединой стопы. Перекаты на носки и на пятки (3по 10 раз).

2.Исходное положение: встать на палку серединой стопы. Ходьба по палке приставным шагом влево-вправо, вариант – держась пальцами ног за палку (8 раз).

3.Исходное положение: ноги на ширине плеч, палка на лопатках. 1 – наклонить корпус вперед, прогнуть спину параллельно полу, 2 – вернуться в исходное положение. (6 раз).

4.Исходное положение: ноги на ширине плеч, палка на лопатках. 1 – наклонить корпус вперед, прогнуть спину параллельно полу, 2 – вернуться в исходное положение.

5.Исходное положение: ноги на ширине плеч, палка внизу. 1 – поднять палку вверх, 2 – опустить на лопатки, 3 – поднять палку вверх, 4 – исходное положение (8 раз).

6.Исходное положение: стоя на четвереньках. 1 – поднять правую руку и левую ногу, 2 – опустить, 3-4 – поднять левую руку и правую ногу (8 раз).

7.Исходное положение: стоя, пятки вместе, носки врозь, палка на лопатках. 1-2-3 – приседания, 4-5-6 – исходное положение (6раз).

8.Исходное положение: основная стойка, палка внизу. 1 – поднять палку вверх, отставить левую ногу назад на носок, 2 – вернуться в исходное положение, 3-4 – тоже другой ногой (8 раз).

Гимнастика для позвоночника

(выполнять можно совместно с детьми).

1.Исходное положение: лежа на животе, ноги и руки вместе, вытянуты. Левая рука и правая нога одновременно движутся в противоположных направлениях. Полное расслабление. (Выполняется 4 раза).

2.Исходное положение: лежа на животе, ноги и руки вместе, вытянуты. Правая рука и левая нога одновременно двигаются в противоположных направлениях. Полное расслабление. (Выполняется 4 раза).

3.Исходное положение: лежа на животе, ноги и руки вместе, вытянуты.

Упражнения для мышц брюшного пресса

(выполнять можно совместно с детьми).

Исходное положение для всех упражнений: лежа на спине.

1. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах.

2. Согнуть обе ноги, разогнуть и медленно опустить их.

4. Руки за головой, поочередно поднимать прямые ноги (8 раз).

Упражнения для укрепления мышц спины для детей старшего возраста

(выполнять можно совместно с детьми).

1.Исходное положение: лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить. Удерживать это положение 3-7 секунд.

3.Упражнения в парах:

а)исходное положение: лежа на животе друг против друга, мяч в согнутых перед собой руках. Перекатывание мяча партнеру, ловля мяча с сохранением приподнятого положения головы и плеч (8 раз);

б)исходное положение: лежа на животе друг против друга. Бросок мяча партнеру. Руки вверх, голова и грудь приподняты, поймать мяч (8раз).

Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений у детей дошкольного возраста Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а.


“Следите за осанкой вашего ребенка!”. Эти слова часто слышат все родители, но зачем это нужно делать, в чем важность такого контроля? Как вовремя заметить появление нарушений в развитии позвоночника в домашних условиях, предупредить нежелательные последствия?

Вопросов и сомнений много, а найти доступный и полный ответ на каждый из них достаточно сложно. Данная статья подготовлена в качестве ответа на основные вопросы родителей об осанке мальчиков и девочек, профилактике и лечении искривлений позвоночника.

Содержание:

Что такое осанка у детей


Сам этот термин подразумевает под собой положение тела человека в расслабленном положении. От того, как себя ведут позвонки, мышцы и сухожилия, когда ребенок стоит, во многом зависит здоровье малыша, его физическое и психическое самочувствие.

Чтобы понять, как формируется и фиксируется осанка у человека, нужно заглянуть внутрь нашего тела и понять, как природой задумано удерживать человека в вертикальном положении.

Позвоночник — основа тела любого человека, позволяющая удерживать его в вертикальном положении, совершать множество разнообразных движений. Без этой гибкой, сложной системы, на которую крепятся все группы мышц и костей, невозможно представить жизнь ни одного человека.

Единый позвоночный столб состоит из 33-34 отдельных позвонков, между которым находятся хрящевые образования — межпозвонковые диски. Сами позвонки — косточки, которые обеспечивают устойчивость, а межпозвонковые диски позволяют смещаться позвонкам относительно друг друга, чтобы каждый человек мог принять определенную позу, совершить движение. Межпозвонковые диски — амортизаторы позвоночника, защищающие позвонки от ударов, излишнего давления.

Чтобы позвонки и межпозвонковые диски могли работать совместно, они объединены между собой большим количеством связок, контролирующих движение, препятствующих неправильному смещению и разрыву.

Условно позвоночник разделяют на 5 отделов:

  • шейный, состоящий из 7 позвонков;
  • грудной, состоит из 12 позвонков;
  • поясничный — 5 позвонков;
  • крестцовый — 5 позвонков;
  • копчиковый — 4-5 позвонков.

Каждый из отделов выполняет свою функцию и позволяет выполнять движения разным частям тела. Например, на шейный отдел крепится череп, обеспечивается подвижность головы: появляется возможность наклонять ее, поворачивать, запрокидывать. К грудном отделу крепятся руки, а также ребра, которые защищают сердце и легкие. Изменения в любом из отделов позвоночника сильно влияют на здоровье и двигательные возможности человека.

Кроме этого в позвоночнике спрятан важный элемент нервной системы — спинной мозг, обеспечивающий контроль за движениями, работой внутренних органов, передачей информации от тела к головному мозгу.

Вся эта конструкция поддерживается большим количеством мышц, удерживающих позвоночный столб. На протяжении всего периода взросления именно мышечный корсет, обтягивающий позвоночный столб, обеспечивает формирование s-образной формы позвоночника, которая позволяет организму правильно функционировать.

Правильная осанка — соответствие положения всех элементов позвоночного столба физиологическим нормам.

При правильной осанке у человека должно быть 4 физиологических изгиба:

  • шейный — небольшая выпуклость вперед;
  • грудной — небольшая выпуклость назад;
  • поясничный — небольшая выпуклость вперед;
  • крестцовый — выпуклость назад.

Шейная и поясничная выпуклость называются лордоз, грудная и крестцовая выпуклость — кифоз.

При правильном положении всех элементов позвоночника организм может выдерживать большую нагрузку без ущерба для здоровья.

Правильная осанка — нахождение позвоночника, мышц, сухожилий в положении, обеспечивающем наибольшую стойкость, защищая все внутренние органы от смещения, сдавливания, перемещения.


Формирование осанки человека начинается с первого дня жизни и проходит через несколько этапов.

В первые месяцы жизни у ребенка позвоночник представляет из себя прямую линию, которая выгибается дугой при попытке подняться в вертикальное положение.

Выгибание спины дугой наблюдается у детей до 10 — 11 месяцев, пока мышцы, поддерживающие позвоночник, не обретают силу.

С развитием мышц, обеспечивающих поддержку позвоночного столба, ближе к году, у ребенка появляется возможность ходить. Обретя это умение, малыш вступает в активную фазу формирования осанки.

Физиологические изгибы появляются постепенно, очень медленно. В дошкольном возрасте лордоз (выгибание позвоночника вперед) и кифоз (выгибание позвоночника назад) только намечаются. Позвоночный столб преимущественно прямой, без изгибов.

В младший школьный период и подростковый возраст происходит активное формирование лордоза и кифоза, спина приобретает s-образный вид.

Каждый из этапов формирования осанки важен, контроль со стороны родителей необходим с самого раннего возраста, вплоть до совершеннолетия.

Правильная осанка отличается у детей дошкольного и школьного возраста. Если посмотреть на ребенка до 7 лет внимательно, то в норме у него должны быть:

  • симметричная грудь;
  • выступающие плечи;
  • немного выступающие назад лопатки;
  • выпуклый живот;
  • прямые, симметричные ноги;
  • к 6 годам едва заметный поясничный и шейный лордоз;
  • прямой позвоночник;
  • намечающийся кифоз.

Правильная осанка школьника подразумевается под собой:

  • симметричные плечи;
  • прижатые к спине лопатки, выступы характерные для дошкольного возраста исчезают;
  • небольшой лордоз поясницы и шеи, небольшой кифоз груди и крестцового отдела позвоночника;
  • втянутый живот;
  • едва заметный выступ брюшной стенки над грудью;
  • полная симметричность сосков, локтей, колен.

Следует помнить, что появление лордоза и кифоза у детей происходит постепенно с 5-6 лет до подросткового возраста. Изгибы должны соответствовать толщине ладони ребенка или быть чуть меньше.

Какие бывают нарушения осанки у детей


При нарушении правил поддержания правильной осанки или под влиянием внешних факторов у детей дошкольного и школьного возраста могут наблюдаться различные отклонения. Среди наиболее часто встречаемых можно выделить:

  • Круглая спина — позвонки грудного отдела смещаются дальше нормального положения, грудь становится впалой и плоской, плечи сутулятся, лопатки сильно выпирают назад. При круглой спине заметно ослабление мышц пресса и спины, ребенку очень сложно принять правильное положение, стать у стены и прикоснуться к ней 5 точками: затылком, лопатками, ягодицами, голенью и пятками.
  • Сутулость — грудной отдел сильно изогнут, лопатки торчат, голова сильно наклонена вперед. Внешне малыш выглядит будто скукожившимся;
  • Патологический лордоз — поясничный отдел выгнут больше нормы. Заметно изменение угла наклона таза, живот сильно выдается вперед. При развитии патологического лордоза происходит смещение внутренних органов, проявляются различные заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта;
  • Патологический кифоз — сильное искривление грудного отдела, наступающее после прохождения 3 стадий круглой спины. Внешне патологический кифоз — появление в районе грудного отдела горба;
  • Плоская спина — патологическое состояние, при котором не происходят физиологические изменения позвоночного столба (лордоз и кифоз). В вертикальном положении тела явно заметны выступающие ключицы, смещение угла наклона таза;
  • Асимметрия — нахождение на различном уровне плеч, лопаток, сосков;
  • Сколиоз — искривление позвоночного столба в сторону. Чаще всего встречается вместе с другими нарушениями осанки..

Каждое из этих нарушений, в зависимости от выраженности, может быть трех стадий. Для лечения чаще всего используются:

  • лечебная физкультура;
  • массаж и мануальная терапия;
  • корректирующие корсеты;
  • хирургическое вмешательство в сложных случаях.

Подбор необходимой лечебной терапии осуществляется и проводится под контролем хирурга-ортопеда. При малейшем подозрении на нарушение осанки необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.


Если своевременно не заметить и не начать лечить искривление позвоночника, то в организме ребенка могут произойти различные нарушения.

Позвоночник связан со всеми основными системами, обеспечивающими жизнедеятельность человека, нарушение в одном отделе позвоночника может стать причиной сложных патологических изменений в органах и системах, находящихся вблизи.

Таблица возможных осложнений от искривления позвоночного столба

Причины формирования неправильной осанки у ребенка


Причин нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста много. Достаточно часто встречаются случаи, когда к неправильной осанке приводит целый комплекс разнообразных факторов.

Наиболее часто патологические изменения у детей появляются из-за:

  • низкой физической активности. Для формирования сильных мышц спины, ребенку необходимо достаточно двигаться, тренировать тело. Мальчики и девочки в дошкольном и школьном возрасте должны активно двигаться, как минимум, в течение 1,5 часов в день.
  • неправильного или неполноценного питания. На протяжении всего периода взросления позвоночный столб проходит несколько стадий развития, на каждой из которых ему необходимо полноценное снабжение питательными веществами. При недостаточном обеспечении клеток витаминами, минералами крепость и здоровье костной, мышечной и сухожильной массы может снижаться, приводя к нежелательным искривлениям.
  • несоответствия роста мышц и костей. Кости детей растут быстрее, чем мышцы. Чтобы поддерживать позвоночный столб, организму ребенку нужно постоянно подстраиваться под новые условия. При недостаточной развитости мышечной массы перестроение может происходить медленнее, приводя к патологическим изменениям.
  • неправильной организации рабочего и спального пространства. Стол и стул для ребенка должны быть подобраны под его рост, чтобы обеспечить телу положение с наименьшим давлением на позвоночник. Также внимательно нужно относиться к спальному месту ребенка: следить, чтобы его спина ночью отдыхала в ортопедически правильной позе.
  • генетических особенностей организма. Некоторые искривления позвоночника наследуются ребенком от родителей. Таким малышам нужен грамотный медицинский подход с самого рождения, постоянный контроль на протяжении всего срока формирования осанки.
  • неправильно подобранной обуви. Положение стоп и голеностопа во время ходьбы отображается на позвоночном столбе. Чтобы избежать искривлений по этой причине необходимо подбирать ребенку удобную обувь из невредных материалов, а также по размеру.
  • нарушений правил ухода в раннем возрасте. С первых дней жизни ребенка следите, чтобы он попеременно спал на разных боках, берите его на руки с разных сторон по очереди, а когда водите за ручку, то меняйте стороны.


Чтобы избежать нарушений осанки у вашего малыша, нужно стараться придерживаться правил:

В первые 12 месяцев жизни:

  • следите, чтобы движения совершаемые ребенком производились попеременно в разные стороны;
  • кормите попеременно с разных сторон;
  • чаще меняйте положение ребенка в кроватке, перекладывайте с бочка на бочок;
  • старайтесь не заставлять ребенка садиться, ползать, вставать. Эти навыки должны осваиваться сыном или дочкой самостоятельно, после укрепления необходимых мышц.

В дошкольном и школьном возрасте:

  • следите, чтобы рабочее место ребенку подходило ему по росту. Во время сидения за столом между коленями и бедрами, бедрами и спиной, плечом и предплечьем должен образовываться угол в 90 градусов;
  • обеспечьте рабочее место сына или дочки достаточным светом, чтобы не приходилось сильно наклоняться или прищуриваться во время занятий;
  • купите в кровать малышу ортопедический матрас, обеспечивающий телу нормальный отдых ночью;
  • подушка для сына или дочки должны быть небольшой, обеспечивающей правильное положение головы во время сна;
  • приучайте с ранних лет выполнять комплекс утренней зарядки для активизации работы мышц в начале дня;
  • обеспечьте сына или дочку достаточной двигательной активностью в течение дня для тренировки всех мышц тела;
  • в рационе ребенка обязательно ежедневно должны присутствовать продукты, содержащие белок и кальций: молочные продукты, мясо, рыба, яйца;
  • приучайте сына или дочку к соблюдению режима дня. Перегрузка организма при неправильном сочетании сна и бодрствования негативно сказывается на мышцах, суставах, костях;
  • научите ребенка выполнять комплексы упражнений для профилактики искривления осанки (см. ниже), напоминайте выполнять их как можно чаще;
  • будьте примером для своего ребенка, старайтесь правильно сидеть, питаться, следить за своей осанкой.

Как проверить правильность осанки у ребенка в домашних условиях

Нарушения осанки проще предупредить, чем лечить. Рекомендуется периодически проверять осанку сына или дочки и при малейших отклонения обращаться к врачу.

Есть несколько признаков, которые должны вас насторожить:

  • у ребенка периодически после занятий появляются боли в груди или спине;
  • малыш стал быстрее утомляться;
  • во время занятий заметна невнимательность, рассеянность.

Если вы заметили эти признаки у ребенка, проверьте его осанку.

Попросите ребенка снять майку, стать перед вами ровно на ноги, выпрямить колени и немного наклониться вперед.

  • Посмотрите на позвоночник от головы до крестца. В норме линия позвоночника должны быть прямой. При малейших отклонениях или выступах необходимо обратиться к хирургу-ортопеду.

Ребенок стоит ровно, расслаблено. Оцениваем визуально пропорции его спины и груди. В норме у ребенок должны быть:

  • одинаковые по высоте плечи, лопатки, соски;
  • симметричная поясница;
  • одинаковый уровень талии (между опущенными руками и уровнем талии одинаковое расстояние);
  • у детей старше 7 лет физиологические изгибы должны быть по ширине равны ладошке ребенка.

Если вы нашли асимметрию, сильные изгибы или выступающие части — обратитесь к хирургу-ортопеду. Не стоит прибегать к исправлению осанки самостоятельно, без предварительной консультации со специалистом.

Комплекс упражнений для правильной осанки


Все упражнения проводятся босиком, в шортах и легкой маечке.

Ребенок становится около стены вплотную: он должен прикасаться к стене затылком, лопатками, ягодицами, голенью и пятками. В таком положении стоит около 10 минут. Через 1 час повторить. В течение дня сделать 3-5 раз.

Гимнастическая палка или другой продолговатый предмет ребенок держит на локтях за спиной. В таком положении нужно походить по комнате в течение 3-5 минут. После этого сделать 5 наклонов вперед, 5 приседаний.

Ребенок сгибает руки в локтях перед собой, кладет ладони на плечи. В этом положении пытается свести лопатки вместе, разводя локти в стороны. Повторить 3-5 раз.

Стоя у стены, ребенок прикасается к ней головой и спиной. В этом положении приседает 5-7 раз, не отрывая голову и спину от стены.

Лежа на спине, поочередно максимально поднимать ногу вверх. Повторить 3-5 раз. После этого, сгибая ногу в колене, тянуть ее к груди. То же повторить со второй ногой. Повторить 3-5 раз.

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Поочередно вращаем тазом в разные стороны, стараясь достигнуть максимальной амплитуды;

Ребенок лежит на спине. Руки вытянуты вдоль тела. Поднимаем голову и плечи, стараясь не двигать телом. Повторить 5-7 раз.

Стоя на четвереньках на счет “Раз” ребенок поднимает и вытягивает правую руку и левую ногу. На счет “Два”, возвращается в исходное положение. Повторить на вторую сторону.

Перед ребенком ставится небольшая скамеечка или стелется узкая ткань. Малыш должен пройти ровно по скамейке или ткани на носочках.

Ребенок повисает на перекладине шведской стенки выше своего роста. На счет “Раз” максимально поднимает левую ногу. На счет “Два” возвращается в исходное положение. На счет “”Три” поднимает правую ногу. На счет “Четыре” возвращается в исходное положение. Повторить 3-5 раз.

Правильная осанка — залог здоровья ребенка. Ровная красивая спина — не только украшение, но и защита от множества нежелательных осложнений. Старайтесь как можно чаще напоминать своему ребенку о важности сохранения правильной осанки, соблюдении принципов здорового образа жизни, физической активности и быстро увидите, как ваш сын или дочка станут сильнее, здоровее, увереннее в себе.

Выберите книгу со скидкой:


Ингредиенты: Химия и алхимия гастрономического творчества

350 руб. 990.00 руб.


Почему мы любим: природа и химия романтической любви (Покет)

350 руб. 290.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Доброродний Иван ВасильевичНаписать 4581 25.12.2016

Номер материала: ДБ-049743

  • Физическая культура
  • Статьи

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    25.12.2016 2336
    25.12.2016 267
    25.12.2016 4270
    25.12.2016 464
    25.12.2016 263
    25.12.2016 234
    25.12.2016 298

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется. Любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие ещё не завершено. Во многом он состоит из хрящевой ткани, этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, так как мышцы удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.

Проблема формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание - не единственный фактор, влияющий на осанку. Осанка зависит и от общего состояния скелета; суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Осанка - привычное положение тела ребенка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать сходные варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В тоже время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый ее вариант.

Под осанкой ребенка понимается привычная поза, свойственная ему в непринужденном положении. С морфологической точки зрения осанка характеризуется формой позвоночника, грудной клетки, взаимным расположением головы, туловища, плечевого пояса, таза, рук и ног, а также развитием мускулатуры. С физиологической точки зрения, осанка является своеобразным навыком, сочетанием условных рефлексов, обеспечивающих сохранение обычного положения тела.

Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.

Упражнения для формирования и коррекции осанки (старшая и подготовительная группы).

Ребенок должен представить, что он Буратино, висящий на стене.
Карабас - Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стенке? Надоело Буратино висеть, и он решил немного размяться.
И.п. - основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.

  1. Поднять руки через стороны вверх - вернуться в и.п. (5-6 раз).
  2. Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее вперед - вернуться в и. п.; то же - другой ногой (5-6 раз).
  3. Приподняться на носочки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны - вернуться в и.п. (5-6 раз).
  4. Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохранять равновесие; то же - в другую сторону ( 5 - 6раз).
  5. Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, подтянуть колено к груди - вернуться в и. п.; то же - с другой ногой (5-6 раз).
  6. Поднять правую ногу. Согнутую в колене, потянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене), двигаются только шея и голова - вернуться в и. п.; то же - левой ногой (5-6 раз).
  7. Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки - на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону - вернуться в и. п.; то же в левую сторону (3-4 раза).

Цель: коррекция сутулости.
В сказочном царстве жил маленький гномик. Ему очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. Отправился он к старому доброму Волшебнику за советом. И что же тот посоветовал? А вот что:
И.п. - основная стойка. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки поднять вверх, ладонями вперед - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.
И.п. - основная стойка. Поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в замок руки, прогнуться спиной назад; фиксировать положение спины - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 40 - 50 секунд.
И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед, руки развести в стороны ладонями книзу, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз с интервалом в 1-2 минуты.
И. п. стойка на коленях, руки внизу; наклониться назад, прогибаясь в спине, руки поднять вверх, в стороны - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз с интервалом 30-40 секунд.
И. п.- стойка на коленях, руки на поясе. Сделать глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки раздвинуты в стороны ладонями вверху, фиксировать положение спины - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом в 1-2 минуты.
И.п. - лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки на зад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад - вернуться в и. п. Повторить 5 - 6 раз в медленном темпе с интервалом в 1-2 минуты.
И. п. - сидя на стуле, руки на поясе. Медленно поднимая голову вверх - назад, прогнуться спиной назад, руки вытянуть вверх ладонями вперед; фиксировать положение спины - вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе с интервалом в 2-3 минуты.

Комплексы упражнений, формирующих правильную осанку

8. Основная стойка - стоя
И.п. - основная стойка. Руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения согнутыми руками вперед, затем назад (5-6 раз в каждую сторону).
И.п. - основная стойка. Руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются вниз. Повторить 3 раза.
И.п. - основная стойка. Руки вдоль тела: ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив их в замок над головой, поднимается на носочки и прогибает спину. Возвращается в и.п. (повторить 3-5 раз).
И.п. - основная стойка. Руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носочек тянет, спина прямая; 5­6 раз каждой ногой).
И.п. - основная стойка. Активное вытяжение. Спина прямая, руки над головой в замке. Ходит с напряженно вытянутой спиной на носках (1-2 минуты).
И.п. - основная стойка. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднимает руки вверх, потягивается. На выдохе плавно опускает руки через стороны вниз (4-5 раз).

  1. Сидя на коленях. И.п. - сидя на пяточках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить вниз, живот подтянут (5-6 раз по 2 рывка).
  2. И.п. - сидя на пяточках. Встать на колени. Руки поднимать медленно с напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя туловище назад - 4 раза.
  3. И.п. сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить - 6 раз.

Таким образом, такие комплексы не только хорошо воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством для формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.