Кинезиология упражнения для шеи


Спазм шеи и перенапряжение мышц – не редкость у тех, кто работает за компьютером, с бумагами, подолгу склоняется над кухонной плитой или проводит много времени за рулем. Обезболивающие, противовоспалительные гели и миорелаксанты – проблемы не решают. Для здоровья верхнего отдела позвоночника нужно регулярно расслаблять и разминать шею для снятия спазма мышц. В этом помогут простые упражнения.

Упражнения для мышц шеи в офисе и за рулем

Специалисты рекомендуют выполнять эти упражнения для мышц шеи периодически в течение дня.

Сцепляем руки в замок, округляем спину, при этом тело тянется назад, а руки — вперед. Затем замок выворачиваем, а спину прогибаем, как это делают кошки, — очень полезно для позвоночника и мышц спины. И тут же самомассаж шеи: не расцепляя замок, кладем руки на затылок и давим на голову, прижимая подбородок к груди.

Для начала подойдут наклоны головы в разные стороны, чтобы растянуть затекшую шею.

Наклоны и вращение головой нужно делать очень плавно, без резких движений. Полезна будет и гимнастика для глаз, например, по методу Бейтса (Жданова, Норбекова).

Динамика упражнения: на счет раз — поднять плечи, сводя лопатки вместе. На счет два — развести плечи в стороны, на три — опустить. Упражнение призвано корректировать осанку и снимать напряжение с мышц грудного отдела позвоночника. Рекомендуется повторять 10—15 раз.

Руки сцепите замком на затылке. Пытайтесь запрокидывать голову назад, а руками оказывайте обратное давление, мешая это сделать.

Положите руки на лоб. Попробуйте давить головой вперед, а руками изо всех сил сопротивляться. Напрягаются только мышцы над плечом, а голова и руки неподвижны. Через некоторое время расслабьтесь.

Ладонь положите на висок, большой палец за ухом. Давите головой на ладонь, пытаясь согнуть руку вбок, и в то же время изо всех сил сопротивляйтесь этому давлению. Поменяйте руки и повторите упражнение.

Упражнения для шеи дома, после работы

Чтобы снять с мышц шеи накопившееся за день напряжение, придя домой, нужно полежать немного на полу в такой позе: ноги положите на стоящий рядом стул, под поясницу – небольшой валик, под шею – тоже. Такое положение разгрузит весь позвоночник и снимет усталость с шейного отдела.

- Старайтесь снизить нагрузку на шейные позвонки: правильно обустройте свое рабочее место, особенно если вы много времени проводите, сидя у компьютера.

- Не разговаривайте по телефону, прижав головой трубку к плечу, одновременно что-то записывая, – купите наушники.

- Принимая душ, делайте гидромассаж шеи, направив на шейные позвонки на 2–3 минуты сильную струю теплой воды.

- Каждый час вставайте из-за стола и прогуливайтесь по помещению.

- Если вы за рулем, позаботьтесь о твердом кресле и точно отрегулируйте положение подголовника.

- Следите за прогнозом погоды. Если на улице холодно или сыро, обязательно укутывайте шею теплым шарфом, надевайте головной убор. Остерегайтесь сквозняков.

Около 70 процентов людей страдает болями в области шеи и головы, причина которых остеохондроз (протрузии, грыжи диска) шейного отдела позвоночника, и вызванные им мышечные спазмы, сосудистые нарушения.

Важно не только убрать следствие – боли, воспаления, но и лечить причину: шейный остеохондроз и его осложнения в виде грыжи межпозвоночного диска. Именно таким образом действует метод кинезитерапии. Подробнее: Кинезитерапия против головной боли и шейного остеохондроза.

У нас акция. Консультация врача + диагностика позвоночника и суставов – 600 руб.

Запись по тел. (843) 570-55-25 или в нашей группе вконтакте.


Еще больше полезных статей в “Яндекс Дзен”:


Следите за нами в “Инстаграм”:

Эта программа, разработанная на основе опыта кинезиологии, не займет у вас много времени и принесет много пользы.

Десять минут ежедневных занятий — и у вас значительно увеличивается жизненная энергия, вы становитесь устойчивее к стрессам, забудете про болезни.

Кроме того, программа может служить как терапия мгновенного реагирования при болях в спине, головной боли, распространенных недомоганиях системы пищеварения, психологических проблемах, связанных с усталостью, трудностью концентрироваться на конкретном деле, перепадах настроения.

Итак, упражнения, которые каждый может делать, прислушиваясь к самому себе.

1. Постукивание по щитовидной железе

Щитовидная железа расположена под подбородком, в середине шеи. В кинезиологии она считается как бы центральным пультом управления жизненной энергией человека.

Сложите руку в слегка расслабленный кулак и осторожно постукивайте им по шее по направлению к грудине 10 раз, потом сделайте глубокий вдох.

Повторите упражнение несколько раз.

2. Касание лба

Дотроньтесь пальцами обеих рук до обоих выступов лобной кости над бровями. Закройте глаза и надавливайте на эти точки так долго, пока не почувствуете учащение пульса. После этого сделайте глазами круговые вращательные движения.

Это упражнение рекомендуется делать несколько раз в течение дня, так же как и следующее: кладите одну ладонь себе на лоб, другую — на шею сзади, ближе к затылку. И держите так, слегка сжимая голову, 1-2 минуты.

При эмоциональных нагрузках постукивайте пальцем по центрам бровей. Это упражнение расслабляет и снимает тревогу.

3. Массаж ушей

Массируйте мочки ушей большими и указательными пальцами рук, пока не почувствуете легкое потепление ушных раковин. Лучше всего расположить большой палец с тыльной стороны мочки, указательный — спереди уха. Вслед за массажем слегка оттягивайте мочку уха назад, пока не почувствуете натяжение тканей.

4. О дыхании

Глубокое, контролируемое дыхание уравновешивает как мозг, так и все тело. Если мы вдыхаемглубоко, кислород проникает, массирует и наполняет весь организм. Когда мы глубоко выдыхаем, токсины естественным путем сами удаляются через кожу и другими естественными путями.

Рассматривайте сознательно регулируемое глубокое дыхание как физическое упражнение – это наилучшее физическое упражнение для всего тела.

5. Энергетизатор

Это упражнение расслабляет мышцы корпуса тела. В результате повышается уровень кислорода в крови, расслабляются мышцы шеи и плеч, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе. Упражнение помогает пробудить весь организм, особенно после утомительной работы за компьютером или долгого сидения.

Чтобы выполнить это упражнение, положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди. Ощутите растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди.

Это еще одно незаменимое упражнение при работе за компьютером. После него мы чувствуем себя активными, полными энергии и готовыми к обобщению своих мыслей.

6. Энергетические зевки

Для выполнения энергетического зевка массируйте мышцы вокруг зоны челюсно-височного сустава. Этот сустав находится прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти.

Через этот сустав проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию от всего лица, глазных мышц, языка и рта, активизируют все мышцы лица, глаз и рта при жевании и воспроизведении звуков.

Когда мы находимся в состоянии стресса, наша челюсть часто сжимается, и передача импульсов через эту область снижается. Энергетические зевки расслабляют все лицо, и тогда поступление сенсорной информации происходит более эффективно.

Если у детей возникают проблемы с чтением, возможной причиной этого является то, что их глаза работают несогласованно. Из-за стресса дети также могут плохо слышать. Напряжение в челюстно-височном суставе, может мешать им разговаривать, что также отражается на мышлении. Энергетические зевки оказывает позитивное действие. Благодаря расслаблению мышц и облегчению функционирования нервов челюстно-височного сустава, улучшаются все связанные с ними функции глаз, лицевых мышц и рта.

7. Лобно-затылочная коррекция

Лобно-затылочная коррекция помогает восстановить кровообращение мозга и вынырнуть из прошлого, из страха. Я её всем рекомендую, здорово было бы её делать + позитивное мышление: дышать и визуализировать себя таким, каким вы хотите быть, свободными и радостными.

Она очень простая — одна рука на лоб, другая затылок, держиту столько времени, чтоб под рукой на лбу почувствовать пульс. Это скажет, что восстановилось кровообращение мозга.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.


Лариса Насонова

Поделюсь своим личным опытом применения простых кинезиологических упражнений

Кинезиологических упражнений разработано немало - я отобрала из них только те, которые удобно выполнять в положении сидя, в том числе во время работы на компьютере. А в том, что они действительно помогают, у меня нет ни капли сомнения, иначе бы я их давно забросила, а так уже на протяжении длительного времени прибегаю к ним ежедневно, благо они несложные и не требуют временных затрат.

С помощью приемов кинезиологии укрепляется здоровье, оптимизируются основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь, слух, воображение, восприятие), повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние.

Упражнение"Крюки"

Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие - необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги.



Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.

Данный прием (его можно выполнять также стоя или лежа) только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым.

Кинезиологи утверждают, что при таком перекрещивании рук, ног и пальцев происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе моторных и сенсорных центров как каждого полушария мозга, так и среднего мозга, который находится прямо над твердым нёбом.

При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.

Образовательная кинестетика. Гимнастика мозга. Крюки Деннисона

Упражнение "Зеркальное рисование"

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.


К слову, в кинезиологии есть такой любопытный прием, не только полезный, но и увлекательный. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши — левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой?

Такие упражнения очень нравятся детям.

Упражнение "Ухо — нос"


На самом деле редко кто справляется с заданием с первого раза, но при регулярной ежедневной тренировке результат обязательно будет. А оба полушария мозга скажут вам спасибо за помощь в координации их работы.

Упражнение "Святоша"

Эта поза подойдет для расслабления после работы.

Сидя (можно стоя или лежа), ноги держать параллельно, не скрещивая. Соединить попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и расположить кисти перед грудью. Взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами. Находиться в этом положении 1—2 минуты, до появления зевоты или до ощущения достаточности.



Упражнение успокаивает, снимает нервно-мышечное напряжение, гармонизирует психические процессы.

Кинезиологи утверждают, что оно

Упражнение "Лобно-затылочная коррекция"

При возникновении чувства тревоги, неуверенности, волнения (или даже стресса) помогает так называемый лобно-затылочный охват. Одну ладонь положить на лоб, другую — на затылок. Сконцентрироваться. Сделав несколько глубоких ровных вдохов и выдохов, спокойно озвучить свою проблему. Если говорить вслух не получается, достаточно просто думать об этом. Посидеть так пару минут. Если возник зевок, то это значит, что тело уже избавляется от напряжения.


Когда рука прикасается ко лбу, происходит приток крови, она начинает лучше циркулировать по лобным долям мозга. В этом участке мозга происходят анализ, осознание и оценка проблемы, и определяются пути выхода из такой ситуации. На затылке расположена зона, которая воспринимает зрительно те образы, которые потом хранятся в нашей памяти.

Прикладывание к этой области ладони стимулирует кровообращение. Человек как бы стирает подобным образом проблемы, образы, негативные ситуации. Благодаря глубокому дыханию, в кровь поступает кислород, воздух вентилируется — и из организма улетучивается негатив.

Упражнение дает желаемый результат.

Упражнение "Энергизатор"

Положить скрещенные руки на стол перед собой. Прижать подбородок к груди. Ощутить растяжение мышц спины и расслабление плечевого пояса. С глубоким вдохом запрокинуть голову назад, прогнуть спину и раскрыть грудную клетку. Затем на выдохе снова расслабить спину и опустить подбородок к груди.


В результате этих действий расслабляются мышцы шеи и плечевого пояса, повышается уровень кислорода в крови, активизируется вестибулярный аппарат, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе.

Упражнение "Кнопки мозга"

Упражнения снимают умственную усталость, помогают сосредоточиться на запоминании новой информации и даже улучшают координацию движений. Кроме того, они способствуют расслаблению, снимают нервное напряжение (и очень полезны, кстати, гиперактивным, легковозбудимым людям, как взрослым, так и детям).

Каждое упражнение выполнять каждой рукой по 20—30 секунд.


Голову прижать к левому плечу, вытянуть в сторону левую руку пальцами вперед и затем рисовать в воздухе горизонтальную восьмерку — начиная от центра, затем вверх против часовой стрелки. Глазами при этом отслеживать движение кончиков пальцев. Повторить 3 раза, затем поменять руку и положение головы.

Ум, как и тело, поддается тренировке, а для достижения результата важна регулярность.

Для данной зарядки не требуется ни инвентарь, ни форма, ни специальное помещение, достаточно просто запомнить упражнения, которые больше всего понравились, и, когда выдастся свободная минутка, понемногу тренироваться.

9 кинезиологических упражнений заставят мозг работать на полную мощность | Econet.ru

как-то прозвучал вопрос, а какое отношение имеет В.В.Кирюшин и его методика к этим и другим упражнениям по активизации и синхронизации полушарий мозга, балансировке Разума, Души и Тела Человека..

да самое что ни на есть прямое..зайду издалека, вот смотрите..



ПОДСКАЗКА. В случае возникновения проблем со скачиванием необходимо сохранить на свой Яндекс-диск, а потом скачайте сами у себя..

Для справки.

Флэш-медийный журнал — это журнал с эффектом перелистываемых страниц, с возможностью прослушивания аудиокомпозиций и просмотра видеосюжетов прямо в журнале через флэш-плэйеры, с активными ссылками для перемещения как в самом журнале, так и в Интернете.

Флэш-медийный журнал предназначен

для ПК с ОС Windows - расширение.ехе (исполняемый файл), .html (в архиве zip), .fbr (идёт вместе с программой-просмотрщиком Flip Reader),

для IPhone & IPad (Андроид) - расширение .html (в архиве zip),

для МАС с расширением .арр (в архиве zip).

Ещё два варианта журнала: .pdf (корректный просмотр возможен только в программе Acrobat Reader), и файлы без оболочки: .jpg, .mp3, mp4,которые можно просматривать на ПК, IPhone & IPad (Андроид) и телевизорах с плоским экраном через подключение флэшки.

Единственное неудобство журнала в том, что его нужно скачивать и просматривать вне сети, объём журнала в среднем 250-280 МБ.


Могу также закачать на Гугл-диск, если будет запрос.

Психологи утверждают, что движения человека и его жесты могут рассказать о нем больше чем слова. На язык тела влияют эмоции, физическое самочувствие и настроение. Наука, изучающая позы человека, жестикуляцию и различные движения мышц, называется кинезиология. Существует и такая дисциплина, как прикладная кинезиология. Ее изучают на факультетах физической культуры, в медицинских и педагогических вузах. Наука о движении тесно связана с такими направлениями, как нейропсихология, психология, мануальная терапия, акупунктура, остеопатия.


Принципы работы кинезиологии

При каждом расстройстве организм подает сигналы в виде определенных проявлений: боль, прыщи, аллергия, плохое самочувствие, нарушение мышечного тонуса. Врач-кинезиолог по состоянию мышечного тонуса, по движениям человека определяет симптомы заболевания и ставит диагноз, для этого проводится тестирование мышечной системы, выявляющее дисбаланс, приведший к первым проявлениям заболевания. Выявленное нарушение баланса восстанавливается с помощью специальных методик. Организм человека способен к самоизлечению, так утверждают специалисты, и в большинстве случаев медикаментозная терапия не требуется, на помощь приходит кинезиология. Упражнения, предлагаемые в этом направлении, уникальны по своему целительному воздействию на организм человека и подходят практически всем, их способен освоить даже дошкольник.

Кинезиология – детям

Специалисты утверждают, что определенными движениями прокладывается путь к развитию головного мозга, состоящего из двух полушарий, взаимодействующих между собой. Гармоничное развитие правой и левой частей мозга способствует высокому уровню интеллекта. И тут тоже приходит на помощь кинезиология. Упражнения для дошкольников способствуют умственному развитию детей и раскрытию их талантов и способностей.


Специальная система упражнений для рук и пальцев учитывает функциональные особенности работы полушарий (левое – логическое, знаковое, правое – гуманитарное, образное).

Педагоги, практикующие в своей работе упражнения по кинезиологии, должны помнить, что коррекционная работа направляется от движений рук к развитию мышления. Кроме пальчиковых игр, педагоги применяют дыхательные упражнения, двигательные и растяжки мышц. При интенсивной нагрузке совершенствуется нервная система, развивается интеллект и когнитивные способности. Об этом говорит кинезиология. Упражнения для дошкольников требуют от педагогов знания всех приемов и умения в точности донести их до сознания детей, так как максимально правильное выполнение упражнений способствует интенсивным изменениям в организме человека.

Кинезиология. Упражнения для детей, несколько основных нюансов выполнения

  • При проведении обычной обучающей программы она может прерываться комплексом кинезиологических упражнений, тогда как творческие моменты желательно не прерывать. Если планируется занятие, включающее интенсивную умственную нагрузку или образное мышление, двигательные упражнения проводятся перед уроком.
  • Стоит помнить, что кинезиология не всегда дает мгновенный эффект, иногда изменения происходят постепенно, совершенствуется речь, движения, повышается умственная активность.
  • Основные блоки коррекционной программы направлены на энергетическое воздействие, прием и переработку информации, а также на регулятивную деятельность. Проработка каждого блока требует отдельных приемов и методов воздействия.

Кинезиология. Несколько упражнений, активизирующих работу мозга

Основные приемы, включающие мозговую активность, специалисты рекомендуют не только детям, но и взрослым. На помощь снова приходит кинезиология. Упражнения для мозга повышают не только интеллект, но и пробуждают скрытые способности человека.

Комплекс упражнений по образовательной кинезиологии прост и практичен. Упражнения, устраняющие мозговую асимметрию, можно выполнять в любом месте.

Комплекс занятий делится на три группы:

  • Упражнения, повышающие тонус коры головного мозга: дыхательные, акупунктура, массаж.
  • Движения, улучшающие прием и обработку информации: перекрестные движения руками и ногами.
  • Упражнения, влияющие на регуляцию и контроль: различные позы и движения.


Занятия для включения мозга

Упражнения первого комплекса включают в себя ритмирование и активирование кнопок мозга.


Эффективный мини-комплекс

Положив руку на живот, другой рукой стимулируем точку, находящуюся в районе межреберья, под ключицами. Чувствуем руками мышцы живота, поддерживающие равновесие в теле. Гармонично функционирующий вестибулярный аппарат подготавливает мозг к восприятию и переработке информации. Стимуляция мышц под ключицами активизирует работу сонных артерий, таким образом, мозг насыщается кислородом. Упражнение позволяет полностью сконцентрировать внимание на занятиях интеллектуальной деятельностью.

Перекрестная ходьба на месте, активизирующая работу левого и правого полушарий. При ходьбе на месте касаемся правым локтем левого колена, а левым локтем правого колена, при этом активизируется нервная система мозолистого тела головного мозга, повышается уровень логического мышления, за счет появления новых нервных путей, связывающих полушария. Упражнение делается очень медленно, так как требует включения моторной координации и обычно незадействованных мелких мышц.

Кинезиология для желающих похудеть

С какими проблемами еще может справиться кинезиология? Упражнения из оздоровительного комплекса разработаны для людей, работающих над уменьшением веса тела. Проблема лишнего веса – это то, что всегда волнует женщин и снижает качество их жизни. Помочь в данном случае может кинезиология, упражнения для похудения позволяют решить эту проблему и сделать каждую женщину привлекательной. Специалисты считают, что проблема лишнего веса создается психоэмоциональным фоном, нарушающим баланс в организме. Упражнения этого комплекса позволяют снять стресс, депрессию, выработать положительный взгляд на мир.

Худеем правильно

Жим штанги или гантелей над головой, стоя. Это наиболее эффективный вариант для перехода жировых складок в мышечную ткань.

Исходное положение: груз располагается на уровне груди, затем поднимается над головой на совершенно прямых руках. Напряжение должно ощущаться в районе плеч, груди и трицепсов. Упражнение проводится в четыре подхода, каждый подход по восемь или десять жимов.

Задние выпады с грузом в положении стоя. Упражнение хорошо сгоняет лишние килограммы, ускоряя процессы метаболизма в организме. Эти движения выполнять непросто, нужно удерживать равновесие на выпадах, не поворачиваясь, не наклоняясь, не касаясь пола коленом. Упражнение повторяется в три подхода, каждый включает до пятнадцати повторений.


Прикладная кинезиология

Основной принцип этого научного направления: движение – это жизнь, останавливается движение - останавливается жизнь. Что такое прикладная кинезиология? Кинезиология (упражнения некоторых комплексов приведены выше) помогает восстановить энергетический баланс в организме, устраняя причины заболевания.


Кинезиология делит биологические движения на ментальные, энергоинформационные и химические, переходящие из одного в другое и связанные с внутренними органами, нервами, суставами и эмоциональным состоянием человека. Опираясь на специфические движения мышц, их тонус и растяжимость, доктор определяет нарушения в работе организма и проводит лечение, назначая определенные упражнения, диету, акупунктуру и лечение травами, что способствует восстановлению энергетического равновесия в организме.


Тестирование в кинезиологии

Тело ответит на любой вопрос. Стоит прислушаться и уже не ошибешься.

Ниже представлен раздел из книги "Кинезиологическая гимнастика против стрессов", в котором описываются отдельные психокоррекционные упражнения. Они используются кинезиологами при проведении кинезиологических коррекций. Кинезиолог согласовывает принятие этих упражнений с психикой своего клиента, поэтому их применение в процессе кинезиологического сеанса намного эффективнее, чем в обычных условиях. Но это не мешает использовать их для самокоррекции или для неспецифической коррекции.

Если приведённый материал по кинезиологическим упражнениям покажется вам малость занудным, то не надо обижаться. Развлекательных и популярных страниц на тему кинезиологии в Интернете уже полным-полно, а вот более строгое учебно-методическое описание - пожалуй, одно.

Для развлечения же на этом сайте тоже достаточно страниц, покликайте! ))

Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

Раздел 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Назначение психофизиологических коррекционных упражнений

Упражнения отобраны нами из системы целостного оздоровления и балансировки организма – кинезиологии (см.: Вайтсайд Д., Стокс Г., 1996).

1.2. Проблема школьных стрессов и их преодоления

В последнее время после проведения целого ряда исследований по изучению состояния здоровья школьников, выявивших явное неблагополучие в этой области, все больше специалистов как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования приходят к убеждению, что необходим перенос превентивных мероприятий по охране здоровья детей и подростков с системы здравоохранения на систему образования.

Особое отношение к здоровью детей диктуется многими обстоятельствами. Подчеркнем лишь некоторые из них.

Дети и подростки – наиболее чувствительная и наименее защищенная часть нашего общества. Они уязвимы не только физически, но и психически, эмоционально. Они первыми драматично реагируют на неблагоприятные социальные изменения в обществе. И этой реакцией может стать ухудшение здоровья.

Дети и подростки не могут нести полную ответственность за состояние своего здоровья. Эту ответственность должны нести родители и школа.

И, наконец, третье.

Становится общепризнанным фактом, что современные школьники испытывают при учебе повышенные психические нагрузки. Они не имеют ни той свободы выбора, которой обладают взрослые, планируя свою деятельность, ни той психической устойчивости, которая складывается в старшем возрасте.

Психическая нагрузка – это сложность, интенсивность, комплексность, временные ограничения и семантика требований, предъявляемых к психическим функциям и процессам человека в процессе деятельности. (Можем добавить к этому, что повышение ответственности за результаты своей деятельности также резко увеличивает психическую нагрузку. Не потому ли перегруженные школьники выбирают путь безответственности и беспечности? Может быть, они просто интуитивно уберегают себя от перегрузок? – В. С.)

Психическая перегрузкаэто действие превосходящей обычные адаптивные возможности психики человека психической нагрузки, при которой включаются резервные механизмы поддержания гомеостаза, то есть развивается состояние стресса.

Психологической защитой от таких психических перегрузок у школьников может быть отказ от учебы, ухудшение восприятия учебного материала или возникновение психосоматических заболеваний.

1.3. Психофизиологические упражнения

для снятия школьных стрессов

Разработка методов и средств саморегуляции психоэмоционального состояния в целях профилактики стресса открывает большие возможности в предотвращении широкого спектра стрессовых состояний, не устранимых путем только реорганизации объективных условий труда, и является предметом собственно психопрофилактической работы (Леонова А.Б., Кузнецова А.С., 1993). Давно назрела необходимость вооружить школьных учителей методами профилактики и снятия психоэмоциональных стрессов. С помощью таких методов учителя смогут поддерживать оптимальное эмоциональное состояние и психическое равновесие у школьников в процессе обучения.

На кафедре анатомии, физиологии и гигиены человека Рязанского государственного педагогического университета под руководством заведующего кафедрой профессора В.В. Ендолова сотрудниками кафедры В.Ф. Сазоновым, М.С. Муравьевой, Т.В. Селивановой и сотрудниками Психофизиологического центра Л.П. Кирилловой и О.П. Мосуновым разрабатываются методы психофизиологических коррекций для снятия психоэмоциональных стрессов у школьников. Методы были апробированы в ряде школ г. Рязани и доказали свою эффективность (см.: Ендолов В.В., Сазонов В.Ф., 1994; Ендолов В.В. и др., 1995; Сазонов В.Ф. и др., 1995; Сазонов В.Ф. и др., 1998; Психофизиологические основы…, 2000; Психофизиология процесса обучения, 2000; Сазонов В.Ф. и др., 2000). Психофизиологические коррекции обязательно включаются нами в программы развивающих занятий с одаренными детьми и с детьми, испытывающими трудности в обучении (см.: Психофизиологические основы…, 2000; Психофизиология процесса обучения, 2000; Сазонов В.Ф. и др., 2000).

Предлагаемые ниже психофизиологические упражнения отобраны из целого комплекса приемов, применяемых в таком своеобразном направлении оздоровления, как кинезиология (см.: La Tourelle M., Courtenay A. , 1992; Единый мозг, 1992; Вайтсайд Д., Стокс Г., 1996 и др.). Подобные упражнения используются уже много лет кинезиологами разных стран для улучшения состояния школьников, в частности, в одном из направлений кинезиологии – образовательной кинезиологии ( Brain Gym Handbook , 1989; La Tourelle M., Courtenay A. , 1992; Деннисон П.И., Деннисон Г.И., 1998). Согласно результатам исследований, проведенных сотрудниками кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека Рязанского государственного педагогического университета, а также под их руководством, данные упражнения способствуют улучшению памяти (слуховой кратковременной, долговременной и моторной), снижению утомляемости и облегчают переключение с одного вида деятельности на другой. Удивительно, но эти упражнения также поддерживают и усиливают у школьников позитивное восприятие мира и самого себя. Хорошие результаты дает применение этих упражнений в коррекционных классах.

Описание упражнений составлено на русском языке специально для данной работы таким образом, чтобы упражнения легко можно было выполнить самостоятельно или провести со школьниками, руководствуясь одним лишь данным описанием.

Упражнения могут применяться как в виде целостного комплекса, так и по отдельности, а также в любых сочетаниях друг с другом по усмотрению учителя. Противопоказаний для выполнения этих упражнений по состоянию здоровья для учащихся, посещающих школу, нет.

1.4. ОПИСАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Предназначено для самостоятельной настройки на любой вид деятельности, на успешное усвоение новой информации и для снятия психоэмоциональных стрессов.

На голову накладываются обе руки. Можно делать это упражнение самостоятельно, но в более тяжелых случаях будет эффективнее, если руки будет накладывать кинезиолог, близкий человек или просто человек, которому вы доверяете. Обнаружено, что при такой позиции уменьшается острота эмоциональных переживаний, что позволяет более легко снимать стресс, чем без наложения рук на голову.

Дыхание при выполнении этого упражнения следует делать глубоким, равномерным (без задержек). Особенно это важно для снятия стресса. Закончить упражнение глубоким вдохом-выдохом. После этого снять с головы руки.

Могут быть различные варианты использования этого упражнения:

Настройка на работу

Снятие стресса

Для усиления положительного эффекта упражнения можно дополнительно мысленно переделать ситуацию на более благоприятную для вас, так чтобы она завершилась в вашу пользу. Главное – позитивное преобразование ситуации, не важно, если способы будут фантастическими и неосуществимыми реально.

Предназначено для лучшего понимания получаемой информации.

Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к ямке под нижней губой (точка VC-24 по акупунктурной классификации), а четыре пальца другой руки (все, кроме большого) – к лобку. Делать вдох за 1–2 секунды и выдох за 3–6 секунд. Дышать так в течение 30 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

Предназначено для лучшего восприятия зрительной (визуальной) информации.

Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к точке над верхней губой под носом (точка VG -2 6 по акупунктурной классификации), а четыре пальца другой руки – к копчику (окончание позвоночника). Дыхание произвольное. Держать так в течение 30 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

Предназначено для гармонизации мыслительной деятельности и усиления концентрации внимания.

Соединенные указательный и средний пальцы одной руки приложить к точке за сосцевидным отростком (за ухом), а ладонью другой руки накрыть область пупка. Держать в течение 30–45 секунд. Дыхание произвольное. Перенести пальцы на другую сторону головы. Держать столько же.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

Предназначено для объединения восприятия разных частей тела и достижения целостного психического восприятия своего организма. Мы очень широко применяем это упражнение в своей коррекционной практике. Его можно применять как мини-зарядку каждое утро.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

3) Накрыть ладонью одной руки область пупка. Ладонью другой руки провести легкий массаж (растирание) области копчика. Растирать копчик 30–60 секунд.

Поменять положение рук и повторить упражнение.

Предназначено для интеграции работы правого и левого полушарий головного мозга, для согласования движений глазодвигательных мышц, для интеграции и включения в работу всех полей зрения. При выполнении данного упражнения очень важно не отрывать своего взгляда от кончика движущегося пальца. Помните, что оно выполняется не только руками, но и глазами. Причем движения глаз – основные. Не спешите.

2) Прижать голову ухом к правому плечу и повторить то же самое упражнение правой рукой. Следить взглядом за кончиком пальца. Начинать движение пальцем из центра вправо вверх.

3) Вытянуть руки перед собой, соединить указательные пальцы и повторить то же самое упражнение двумя руками. Начинать движение из центра вверх в любую сторону.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки визуально-мануальной координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

Предназначено для тренировки взаимодействия левой и правой частей тела. Достижение лучшей интеграции (объединения в единое целое) двух полушарий головного мозга обеспечивается путем их поочередного функционального разъединения и объединения при выполнении то параллельных, то перекрестных движений. Облегчает переход на новый вид деятельности и переключение с правополушарной деятельности на левополушарную и наоборот.

Это упражнение можно использовать и в диагностических целях: для оценки координации (см.: Сазонов В.Ф. и др., 1998).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.