Картина художника в горбатого

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Горбатов Константин Иванович (1876-1945).


Судьба русского художника Константина Ивановича Горбатова насыщена контрастами, как и его живопись.



Портрет К.И. Горбатова. 1913. И. Бродский.
Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

Горбатов родился в городке Ставрополе Самарской губернии. Как в любом из уездных городов центральной России, здесь были старые храмы, покосившиеся дома над обрастающими травой деревянными тротуарами, густая тишина. А главное — была Волга, которую позже воспел Горбатов в своем цикле картин.



Деревенские постройки. 1903
Холст, масло. 48 x 68 см
Частное собрание

Школу живописца Горбатов стал проходить в начале 1890-х годов в Самаре у местного художника Ф.Е. Бурова, а с 1896 по 1903 год он живет в Риге, учится в политехникуме и продолжает свое художественное образование у Д. Кларка.



Пейзаж с изгородью. 1895
Холст, масло
Частное собрание

Приехав в Петербург в 1903 году, Горбатов сначала учится в знаменитом Училище рисования Штиглица, а потом в Академии художеств на архитектурном отделении. Год спустя он переводится на живописное отделение под руководство А.А. Киселева и П.Н. Дубовского. Не случайно позже художник находит свою стезю именно в архитектурном пейзаже.



Псков. 1905
Холст, масло
Частное собрание

В 1912 году 35-летний К. Горбатов едет в Рим пенсионером Академии художеств. Сначала работает в Вечном городе, а потом по приглашению Максима Горького перебирается к нему на Капри.



Капри
Бумага, гуашь, акварель, карандаш. 35 x 47 см
Частное собрание



Капри
Холст, масло. 75 x 100 см

Там вокруг Горького собралась колония молодых художников из России — Горелов, Бродский, Фалилеев, Вещилов. Знаменитый писатель выделяет из нее земляка-волжанина Горбатова, вместе дважды в неделю они обходят мастерские молодежи.


" alt="Нижний Новгород.1919." />

Великий Новгород. 1919
Холст, масло
Частное собрание

После Италии, объездив всю Европу, Горбатов живет в России и неустанно пишет ее природу, виды северных городов: Пскова, Новгорода, — а также маленьких волжских и самой Волги, с любимыми силуэтами кривых берез на переднем плане картин.



Торжок. 1917
Холст, масло. 82 x 137 см
Горловский городской художественный музей, Донецкая обл.




Новгород. Пристань. 1919
Картон, масло. 38 x 54 см
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

О рабочем настрое художника, его "речном” сердце писал в то время и И.Э. Грабарь: "Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов.



Набережная старого города. 1915
Холст, масло. 50 x 62 см
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник




Старый Новгород. Баржи. 1913
Холст, масло. 107 x 142 см
Частное собрание

Взрослым, когда он считал чуждым для себя все, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки".



Улица провинциального города. 1920
Холст, масло. 83 x 140 см
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник




Провинция. 1915
Картон, гуашь, белила, акварель. 51 x 65 см
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.




Зима. Оттепель. 1910
Холст, масло. 111 x 138 см
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого


В Петербурге К. Горбатов не влился в модные течения и кружки. Сообразно своему мировоззрению, он стал членом Общества им. А.И. Куинджи, поздних Передвижных выставок, как бы осознанно отставая от набирающего скорость локомотива нового русского искусства начала XX века.



Псков. Причалы. 1919
Холст, масло
Частное собрание

В то время стиль и манера Горбатова уже окончательно выработаны. Его вещи сразу узнаваемы. Их добротность и живописная красота обеспечивали успех у публики. Все горбатовские картины легко распродавались с выставок. Но круг поклонников и покупателей художника из средних слоев общества, как и следовало ожидать, распался сразу же после революции.



Русская провинция веcной, 1922
Холст, масло. 74 x 90 см
Частное собрание

В 1922 году Горбатов вместе с женой выезжает из России. Сначала Горбатовы живут в Италии. В свою традиционную русскую тематику художник теперь смело вводит виды солнечных уголков Капри, Венеции, а потом будет использовать мотивы, навеянные его путешествиями в Англию, Палестину, Египет. Эти разноцветные города у него теперь пламенеют на фоне красочного моря и неба, выразительно написанных иногда едва ли не пуантелистским мазком.



Набережная в Венеции, 1919
Холст, масло
Частное собрание




Синее море. Капри. 1925
Холст на картоне, масло. 40 x 50 см
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.

В 1926 году Горбатовы переселились в Берлин, где художник органично вошел в группу тамошних русских эмигрантов-живописцев: Л. Пастернак, В. Фалилеев, И. Мясоедов, С. Колесников. Общаются они и с русскими парижанами — на международных выставках. Надо заметить, что Горбатов умело использует свое ремесло для неплохого заработка. На фоне общей жизни российской эмиграции он выглядит преуспевающим, снимает хорошую квартиру, нарядно обставленную ампирной мебелью.



Портрет молодой женщины. 1925
Картон, пастель. 100 x 68 см
Частное собрание



Парусники в море. 1929
Бумага на холсте, масло
Частное собрание

После выставки русской живописи в Кельне в 1929 году, организовывавший ее И.Э. Грабарь писал о Горбатове: "Академист, лет 55, работающий "русские пейзажи", — исключительно с церквами, пропастью церквей. Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать". Э.Ф. Голлербах отмечал большую симпатию, с которой встречали картины Горбатова в Германии. В Мюнхене даже выходили цветные открытки с репродукциями этих картин.



Венецианская ночь. Начало 1930-х
Холст на картоне, масло. 40 x 50 см
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.




Урожай. 1931
Холст, масло. 61 x 81 см
Частное собрание

С начала 1930-х годов в Германии возобладавший в искусстве стиль Третьего рейха сделал тему русской провинции полностью неуместной. Живописцу К. Горбатову живется теперь несладко. С приходом к власти Гитлера Горбатовым, еще числящимся по их загранпаспортам советскими гражданами, приходится туго. Когда началась война, им как “неблагонадежным” приходится дважды в неделю отмечаться в полиции, они лишаются возможности выезда из страны. Полученные новые временные паспорта супругам продлевает шведское посольство на четырехмесячные сроки.



Весной в березовой роще. 1932
Картон, акварель, белила, гуашь. 40 x 50 см
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.




Потонувший город (Китеж?). 1933
Бумага на картоне, гуашь, белила. 49 x 59 см
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.




Амальфи. 1939
Дерево, масло. 50 x 61 см
Частное собрание

Несмотря на это, почти до самой смерти художник работал: он писал натюрморты с цветами, пейзажи с видами Капри и Венеции и, что самое поразительное в фашистском Берлине, виды старых русских городов. Они и "голубые" русские зимы оставались в памяти художника на протяжении всей его жизни. Одна из самых поздних картин мастера, находящаяся в собрании музея с изображением Ростова Великого датируется 1943 годом.



Зимний день. 1934
Холст, масло. 75 x 90 см
Частное собрание

А к концу войны Горбатовы уже по-настоящему бедствуют. И как бы последней радостью в этой жизни является для художника приход в покоренный Берлин нашей армии. Всего на две недели пережил он окончание Второй мировой войны и умер в Берлине 24 мая 1945 года.



Вифлеем. 1935
Холст, масло. 73 x 91 см
Частное собрание

Детей Горбатовы не имели. Ольга Александровна Горбатова после смерти мужа буквально не находила себе места, постоянно сетовала соседям на опустевшую без него жизнь.
17 июня 1945 года она в черном шелковом платье, в темных чулках
встала на подоконник кухни. В крюке над окном была закреплена веревка с петлей.



Тиверия. Генисаретское озео. 1935
Холст, масло. 70 x 86 см
Частное собрание

Оставаясь всегда русским художником, незадолго до окончания второй мировой войны Горбатов писал в письме-завещании: "Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины. отправить в Академию художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт нужным". Судьба распорядилась так, что произведения Константина Горбатова (всего более 100 живописных и графических работ) и его архив в 1964 году были переданы из ГДР в музей "Новый Иерусалим" (в то время Московский областной краеведческий музей).



Стена плача. 1935
Бумага на дереве, уголь, акварель. 51 x 41 см
Частное собрание

Его наследие находится в стенах древнего ставропигиального монастыря, раскинувшегося под сенью белокаменного златоглавого собора. И этот стоящий на горе монастырь с подступающими к нему березками и домиками как нельзя лучше напоминают нам о творчестве замечательного художника.



Вид монастыря. 1933
Холст, масло. 80 x 109 см
Частное собрание

Творчество Горбатова - цельное явление: художник был восприимчив лишь к тому, что было близко его видению. Самое большое формальное воздействие на Горбатова оказал опыт импрессионистов. В целом же, артистизм художника и его романтическое отношение к искусству, которое он превозносил, заявляя, что "только люди, любящие искусство ценят жизнь, только им доступна тайна бытия", отражают верность Горбатова традициям русского искусства рубежа ХIХ-ХХ веков.

Страницы

  • Главная
  • Живопись
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Классическая музыка
  • Опера Балет
  • Литература
  • Библиотека
  • Новости культуры


Вид на старый город

Забытый русский художник конца девятнадцатого – начала двадцатого века, профессор Петербургской Академии художеств.

Нельзя сказать, что о художнике Константине Горбатове совсем забыли. Не совсем. Знают его некоторые современные очень любознательные любители живописи. Так уж судьба распорядилась.

Константин Горбатов родился в мае 1876 года в Самарской губернии, в маленьком волжском городке Ставрополе (ныне город Тольятти). Детство его прошло среди старых храмов, на покойных, заросших душистой травой провинциальных улочках со старыми деревянными тротуарами.

В 1890 году начинает брать уроки живописи у художников А. Егорова и Ф. Бурова, а пять лет спустя поступает в Центральное училище технического рисования барона Штиглица.

В 1896 году Константин Иванович становится студентом Рижского политехнического техникума, а в свободное время берет уроки живописи в студии Джона Кларка.

С 1903 года Константин Горбатов живет в Петербурге и в 1904 году поступает на архитектурное отделение Академии художеств. Однако, желание быть художником побеждает родительский прагматизм и Константин Иванович переводится на живописное отделение академии.

В 1911 году Горбатов с золотой медалью заканчивает академию, получает звание классного художника и право на заграничную стажировку за государственный счет.

В 1912 году (в возрасте 35 лет) художник едет в Рим, а затем, по приглашению Максима Горького, обосновывается на Капри.

По окончании стажировки, объехав всю Европу, Горбатов вернулся в Россию и тут же отправился в путешествие по русским северным городам. И привозит из своих путешествий великолепные пейзажи.

Вот что писал о работах Константина Горбатого И.Э. Грабарь:

Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов. Взрослым, когда он считал чуждым для себя все, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки.

В столице Горбатов не сумел (или не захотел) влиться в модные кружки и течения живописцев, однако его картины хорошо раскупались, медленно росла его популярность, а вместе с популярностью и доход.

После революции 1917 года художник откровенно бедствовал и в 1922 году был вынужден вместе с супругой покинуть Россию, и поселился в Италии.

В 1926 году семейство Горбатовых переезжает в Берлин. Некоторое время семья живет очень зажиточно, Константин Иванович много работает, его картины хорошо продаются.

Однако, с приходом к власти нацистов ситуация резко меняется – картины русского художника никому не нужны. Хуже того – нацисты не позволяют художнику покинуть Германию.

Константин Иванович должен два раза в неделю отмечаться в местном отделение полиции. Семья страшно бедствует и с огромной надеждой ждёт окончания войны, и прихода Красной Армии.

А 24 мая 1945 года Константин Иванович Горбатов умер. Он почти дождался, но здоровья уже не было. 17 июня 1945 года супруга Константина Горбатова покончила жизнь самоубийством. Прибывший в квартиру советский офицер обнаружил завещание:

Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт должным.

Последняя воля художника была исполнена. Однако, картины К.И. Горбатого не скоро появились в экспозициях российских музеев.
КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА КОНСТАНТИНА ИВАНОВИЧА ГОРБАТОГО


Вид с реки на старый город

Городской пейзаж

Зимний пейзаж с церковью

Потонувший город

Провинция

Псков. 1915

Псков

Ранняя весна. Город на реке

Торжок

Старый Псков

Псков (Жизнь на реке Пскова)

Зимний вечер

Зимний день

Зима. Оттепель

Вид на Исаакиевский собор

Зимний закат

Петербург. Канал Грибоедова

Рыбацкая улица. Капри

Капри

Венеция

Ветряки

Отдых на веранде. Портрет жены художника

На Капри

У стен Троице-Сергиевой лавры

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.


Рожденный в семье знатных аристократов Анри де Тулуз-Лотрек, волею судьбы был выброшен за борт нормальной жизни, на самое ее дно. Это было и спасением маленького гения и его гибелью, его успехом и позором. О драматической судьбе гениального французского художника 19 века, о его незаурядном таланте живописца, возведшем рекламу в ранг высокого искусства, об маленьком человеке, покорившем мир своим твердым характером и жизнелюбием далее - в обзоре.

Трагедия жизни маленького гения


Анри де Тулуз-Лотрек, французский живописец, рисовальщик, литограф. Рожден был в 1864 году в одной из древнейших аристократических семей Франции, родители которого друг другу приходились кузенами, что генетически вело в их роду к рождению неполноценного потомства. Мальчуган с самого рождения рос слабым, хрупким, и больным.

В 13-летнем возрасте Анри, упав с лошади, сломал левую ногу, а через год, все при тех же обстоятельствах - правую. Кости срослись, однако прекратили свой рост и Лотрек как бы застыл в развитии на отметке 150 сантиметров. Эта проблема со здоровьем невероятно расстроила его отца, надеявшегося на то, что когда его сын вырастет и возмужает, они вместе будут ездить на охоту, бывать в обществе дворян, развлекаться с женщинами. Не оправдав надежды графа, сын в своей семье чувствовал себя изгоем.


Голова Лотрека и кисти рук были непропорционально велики, а ноги очень короткими с маленькими ступнями. Чрезмерно большой череп Анри скрывал под черным котелком, неизменным почти на всех фотографиях, а увесистую челюсть прятал за густой бородой. Гардероб Лотрека состоял из неизменных мешковатых брюк и длинного пальто. А еще неизменным атрибутом в его руках была изогнутая бамбуковая трость.


Судьба приготовила Анри незавидную участь, ему изо дня в день приходилось доказывать, что он такой же, как и другие: ничем не хуже, а во многом даже лучше. И, что он также имеет право на счастье. Но, как оказалось, никому это не было нужным. И Анри ничего не оставалось, как пуститься во все тяжкие: пристрастившись к алкоголю, он опустился на самое "дно парижской богемной жизни", где имея деньги, можно было купить все что угодно, в том числе и любовь. И эта жизнь ему пришлась вполне по вкусу.


В 19-летнем возрасте Лотрек стал постоянным обитателем Монмартра и публичных домов и полностью посвятил свою жизнь живописи и наблюдениям за ночной жизнью Парижа, где его знала "почти каждая собака". Все естество Тулуза-Лотрека искало веселья, радости и праздника, одним словом, то чего ему не хватало в своей семье, он нашел мире, свободном от предрассудков и сверкающем весельем, в мире, пленившем и приютившем колченогого карлика. В нем Анри и проживет практически до конца своих дней.

Любовь и страдание Анри


И один раз, казалось, судьба улыбнулась Анри. Он встретил девушку своего круга, с чистой душой и сердцем ангела по имени - Алина. Лотрек бросил пить и кутить, даже сделал ей предложение. Но чуда, увы, не случилось. Шокированные родители девушки вернули ее в монастырь, где та воспитывалась до недавнего времени… Тузлук понял, что не дано ему судьбой тихое семейное счастье.


И Анри продолжал наслаждаться легкостью, молодостью, силой и красотой людей, окружающих его на Монмартре. Разнузданное веселье, простые вульгарные развлечения были по нраву Лотреку. Всем усилием своей воли Лотрек делал вид, что ему безразличны и косые взгляды, и сострадание, и презрение окружающих.


Спасение в искусстве


Лишившись возможности жить обычной жизнью аристократа, Анри посвятил всего себя рисованию и живописи, она стала его спасением. Он с детских лет удивлял родных своими рисунками, и ему пророчили судьбу художника. Первые азы он получил в студии художника-анималиста Рене Пренсто, знакомого отца.

В 1885 году Анри окончательно переехал на Монмарт, где в тиши маленькой мастерской он рисовал как одержимый. Лотреку импонировала смелая, выразительная угловатость произведений Дега и стиль японских гравюр, в них он черпал свое вдохновение. А со временем он создал свой оригинальный и неповторимый почерк.

Монмартр в те годы был практически центром парижской художественной жизни. Поэтому Анри здесь находил сюжеты для своего творчества: быт парижской богемы, кабаре и танцзалы, танцовщицы, актрисы и проститутки.



Как-то судьба его свела с Ван Гогом, они стали друзьями. Два отверженных человека непростой судьбы, два великих постимпрессиониста познакомились в ателье Кормона. Оба обладали бурным темпераментом и огромным запасом творческой энергии. Однако на этот мир они смотрели по-разному: Винсент стремился любить и сопереживать, а Анри был холоден и отстранён, лишь наблюдал за происходящим. Перед гибелью Ван-Гога Лотрек напишет пастелью его портрет, где Винсент запечатлён в профиль, сидящий в одиночестве в кафе, наедине со своими мыслями.


Живя среди изгоев общества, Лотрек любил наблюдать за лицами женщин, излучавших то грусть, то восторг, а то печаль или безразличие. С большим интересом художник рисовал совсем юных и уже увядших женщин с помятыми лицами, припухшими веками, усталым ртом. Анри никогда не приукрашивал своих моделей, даже иногда изображал их в весьма грубой манере, искажая до неузнаваемости. И, когда его спрашивали, почему он уродует женщин, отвечал: "потому, что они уродливы".

Он не мог простить ни природе, ни людям свое уродство. Он своим творчеством мстил всем, изображая своих моделей в гротескном виде, часто с едкой иронией. Хотя Анри и был всегда в центре внимания любых сборищ, но оно было таким для него обидным… Не о такой славе ему мечталось.


Среди его работ знаменитая серия картин на темы, связанные с парижскими публичными домами и жизнью их обитательниц, одна из которых и "наградила" любвиобильного карлика сифилисом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.