Как горбат а приятный

Тесты для самопроверки

Тест № 1

1. Укажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.

1. Сила моряков неудержима, настойчивая, целеустремленна.

2. Молчание становилось тягостным.

3. Он добрый, но слабоволен.

4. Мне купили красивое платье.

2. Найдите предложения без грамматических ошибок.

1. Октябрь был на редкость холодный, ненастен.

2. Открытая шея тонка и нежна.

3. Взгляды оригинальные, но не совсем научны.

4. Движения гимнастов легки и уверенные.

3. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.

1. Этот вскрик радости был вполне естествен.

2. Срок отъезда уже определен.

3. Наши дети здоровы, бодры, спокойные и веселые.

4. Его стихи близкие народу и созвучные эпохе.

4. Отметьте предложения без грамматических ошибок.

1. Этот овраг более глубже предыдущего.

2. Озеро в соседнем селе более глубокое.

3. В этом месте река глубже всего.

4. С ним всегда веселее.

5. Укажите предложения, содержащие грамматические ошибки.

1. Ему удалось побёдить самого сильнейшего противника.

2. Сегодня наша команда показала более лучшую игру.

3. Случай вполне определенен.

4. Юбиляр почтен нашим вниманием.

6. Найдите предложения без грамматических ошибок.

1. Да, это был самый почтеннейший гость.

2. Мое дело, как мне кажется, важнее вашего.

3. Этот признак свойственен данному предмету.

4. Гурмыжская присвоила себе имение самым наглейшим образом.

7. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.

1. Эту волну сменила другая волна, пошире, покруче.

2. В детстве горячее солнце, гуще трава.

3. Правда чище ясного солнца.

4. Мой брат младше меня на семь лет.

8. Отметьте предложения без грамматических ошибок.

1. Можно быть краше Мери, но нельзя быть милей.

2. Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее созданье.

3. Дороги хуже худшего.

4. Этот фильм был более интереснее.

9. Укажите предложения, содержащие грамматические ошибки.

1. Путь героини легкий и комичный.

2. По мнению известных критиков, этот рассказ еще хуже.

3. Вклад Павки Корчагина в работу был существен.

4. Мама готовит более вкуснее, чем бабушка.

10. Найдите предложения без грамматических ошибок.

1. Петров – самый способнейший студент вуза.

2. Маленькое дело лучше большого безделья.

3. Заметно, что тебе в этом пальто удобнее.

4. Он был способный выполнить самую трудную задачу.

Тест № 2

1. У кажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.

1. Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок.

2. Такой брак должен быть счастлив и благополучен.

3. Петя Ростов был предан Родине и беспощадный к врагу.

4. Как она мила, какая умненькая.

2. Найдите предложения без грамматических ошибок.

1. Этот дом выше соседнего.

2. Выводы в работе интересные, но не свободны от противоречий.

3. Я на такую тяжесть уже не способный.

4. Брат принужден уехать.

3. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.

1. Как горбат, а приятный.

2. Ванин ответ более лучший.

3. Старик весьма почтенен.

4. Это здание самое высочайшее в городе.

4. Определите предложения без грамматических ошибок.

1. Нам пришлось решать самые наисложнейшие вопросы.

2. Мой брат намного мол од ее меня, но кажется моим ровесником.

3. На этом вопросе следует остановиться несколько поподробнее.

4. Наша успеваемость в этой четверти более высокая, чем в предыдущей.

5. Укажите предложения, содержащие грамматические ошибки.

1. Ребенок склонен к простуде.

2. Расскажите об этом немного поподробнее.

3. Мое дело, ежели разобраться, поважнее, чем этот рояль.

4. Он был весь черен, с головы до ног.

6. Найдите предложения без грамматических ошибок.

1. Самый ближайший путь через лес.

2. Это самая кратчайшая дорога.

3. Здесь присутствовали граждане из самых отдаленнейших мест.

4. Самый старейший из нашего круга произнес прощальную речь.

7. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.

1. Трава соломы зеленее.

2. Я сразу заметил, что эта улица красивше других.

3. На фронте нужны покрепче сапоги.

4. В детстве темнее небо и смертельно интересен каждый человек.

8. Отметьте предложения без грамматических ошибок.

1. Путь героя тяжел и трагичен.

2. По-моему, это произведение более худшее.

3. Эти произведения, вне всякого сомнения, связаны самым теснейшим образом.

4. Российская публичная библиотека – крупнейшая в нашей стране.

9. Укажите предложения, содержащие грамматические ошибки.

1. Со второго этажа доносилось более громкое пение.

2. Петя, по-видимому, самый спокойный в семье.

3. Море было спокойно, черно и густо, как масло.

4. Этот грунт наиболее мягчайший.

10. Найдите предложения без грамматических ошибок.

1. Наш город красивый в любое время года.

2. Кто аккуратен, тот и людям приятен.

3. Наш преподаватель химии кажется более образованнее.

4. Она воспитанна и добра.

Имя числительное

Имя числительное – это часть речи, насчитывающая всего несколько десятков слов и уже не пополняющаяся новыми образованиями. Невзирая на это, усвоение форм числительных представляет собой достаточно сложный процесс и ошибки здесь встречаются часто. Связаны они, в основном, со следующими речевыми ситуациями:

• Выбором количественного или собирательного числительного из синонимичных пар типа два – двое и т. п.

• Образованием форм косвенных падежей числительных, особенно сложных и составных.

• Употреблением числительных в составе словосочетаний.

§ 1. Синонимия количественных и собирательных числительных

В современном русском языке для наименования количества используются количественные числительные, обозначающие собственно количество, и собирательные, обозначающие количество как совокупность.

• Чаще всего мы употребляем семь собирательных числительных: оба (обе), двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро. Иногда встречаются в речи и восьмеро, девятеро. Особенность данной группы числительных заключается в том, что они избирательно сочетаются с именами существительными, а именно:

а) употребляются с названиями лиц мужского и общего рода: двое солдат, трое сирот, четверо обжор;

б) существительные дети, ребята, люди, лица (в значении ‘люди’): двое детей, трое ребят, четверо людей, пятеро лиц;

в) субстантивированными прилагательными и причастиями: двое раненых, трое больных, вошли четверо, пятеро знакомых;

г) существительными, имеющими формы только мн.ч.: двое часов, трое носилок, четверо саней, пятеро суток, шестеро ножниц;

д) личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их трое, у вас троих, к вам двоим;

е) названиями детенышей животных: трое верблюжат, четверо котят.

• Количественные числительные употребляются:

1) при неодушевленных существительных в косвенных падежах: более двух суток, менее трех часов;

2) с именами существительными ж.р.: три подруги, четыре студентки;

3) с именами существительными м.р., обозначающими на-звания животных: три коня, четыре волка.

• Стилистически однозначными являются конструкции с количественными и собирательными числительными:

а) типа три студента и трое студентов. Однако в зависимости от контекста они могут иметь разные значения или оттенки смысла. Например, если речь идет о трех разных визитах, следует произнести: На кафедру заходили три студента, так как фраза На кафедру приходили трое студентов свидетельствует об одном визите.

б) в косвенных падежах при одушевленных существительных: двое, двоих детей – двух детей; трое, троих солдат – трех солдат.

При выборе одной из двух названных форм в функции сказуемого следует учитывать имеющиеся между ними различия.

1. Смысловое различие выражается в том, что некоторые краткие формы имен прилагательных резко расходятся в своем значении с соответствующими полными. Ср.: глухой от рождения — глух к просьбам; ребенок весьма живой — старик еще жив; метод очень хороший — парень хорош собой. Ср. также неупотребляемость в краткой форме отдельных прилагательных, выражающих постоянное свойство предметов или служащих терминологическим обозначением признаков: Противоположная стена глухая; Цветы в вазе живые; ромашка обыкновенная и т. п.

Некоторые краткие формы употребляются ограниченно. Так, обычно они не употребляются при обозначении погоды, например: дни были теплые, ветер будет холодный, погода прекрасная.

Названия некоторых цветов или малоупотребительны в краткой форме (голубой, коричневый, розовый, фиолетовый и др.), или употребляются с известными ограничениями. Так, почти совсем не встречаются формы мужского рода бур, синь (при употребительности форм женского и среднего рода и множественного числа).

Во фразеологизмах и устойчивых сочетаниях в одних случаях закрепились только полные формы, в других — только краткие. Ср.:

1) положение безвыходное, пора горячая, рука легкая и др.;

2) все живы и здоровы, взятки гладки, дело плохо, мил сердцу, руки ко́ротки, совесть нечиста, и стар и млад и др.

2. Полные формы обычно обозначают постоянный признак, вневременное качество, а краткие — временный признак, недлительное состояние; ср.: мать больная — мать больна; движения его спокойные — лицо его спокойно и т. д.

Это положение не имеет категорического характера. Ср.:

1) В тот момент он сильно волновался, лицо у него было красное (полная форма, хотя указывается временный признак; сказывается ограниченная употребительность краткой формы прилагательного, обозначающего цвет);

2) Семья наша небогата, живем, как все (краткая форма, хотя указывается постоянный признак; такие конструкции употребляются в научных положениях, определениях, в описаниях, например: пространство бесконечно, современная молодежь требовательна и взыскательна; девушка молода и красива; эти требования неприемлемы и т. п.).

В качестве третьего варианта выступает полная форма в творительном падеже, указывающая, подобно краткой форме, на временный признак, но между последними двумя формами в контексте выявляются оттенки смыслового различия. Ср.:

Он был старый (постоянный признак).

Он был стар, когда я с ним познакомился (признак по отношению к данному моменту).

Он был старым, когда я был с ним знаком (признак, ограниченный определенным периодом).

4. Грамматическое (синтаксическое) различие между обеими формами заключается в том, что краткая форма обладает способностью синтаксического управления, а полная в значении сказуемого такой способностью не обладает, например: он способен к музыке, мы готовы к отъезду, ребенок склонен к простуде, она была больна гриппом (употребление полной формы в этих примерах невозможно). Полная же форма обладает такой способностью, если употребляется в функции определения, например: ребенок, способный к музыке, дочь, больная гриппом и т.п. Встречающиеся в художественной литературе конструкции с наличием управляемых слов при полной форме связаны с просторечной окраской, например: Я на такую тяжесть уже не способный (В. Кожевников).

5. Стилистическое различие между обеими формами выражается в том, что для краткой формы характерен оттенок категоричности, для полной — оттенок смягченного выражения. Ср.: он хитер — он хитрый, она смела — она смелая и т. п.

Краткая форма нередко присуща книжному языку, полная — разговорному. Ср.: Умозаключения и выводы автора исследования ясны и точны. — Ответы ученика ясные и точные. Ср. употребление краткой формы в книжно-письменной речи: Всякая сфера деятельности бесконечно разнообразна. (Белинский); Настоящая мудрость немногословна (Л. Толстой); Наша речь преимущественно афористична. (Горький).

Возможен выбор между краткой формой и полной формой в творительном падеже, например: стал богат — стал богатым, сделался известен — сделался известным.

Ср. при некоторых глаголах-связках: быть полезным — хотел бы быть вам полезен; стать неразборчивым — стал неразборчив; быть жадным — был жаден; оказаться значительным — оказался значителен; быть молодым — был молод.

6. В качестве однородных сказуемых выступают, как правило, или только полные, или только краткие формы прилагательных, например:

1) Октябрь был на редкость холодный, ненастный (Паустовский); Был я молодым, горячим, искренним, неглупым. (Чехов);

2) Открытая шея тонка и нежна (А. Н. Толстой); Новый заведующий приветлив и доброжелателен.

Только в особых условиях контекста или стилистической окрашенности возможно сочетание обеих форм как синтаксически однородных, например: Как она мила, какая умненькая (Тургенев) — при наличии слов как и так употребляется только краткая форма, при наличии слов какой и такой — только полная форма; Ведь горбат, а приятный. (Горький) (в речи персонажа).

Вариантные формы прилагательных

1. В парах полных прилагательных в творительном падеже, например: вечерней зарей — вечернею зарею, деревянной ложкой — деревянною ложкой вторые формы устарелые; в поэтической речи эти варианты равноправны.

Примечание. В паре Божья — Божия вторая форма употребляется в высоком стиле.

2. Равноправны варианты кратких форм прилагательных (на -ен и -енен), образуемых от полных форм с неударяемым -енный, например: бездействен — бездейственен; безнравствен — безнравственен; беспочвен — беспочвенен; бесчувствен — бесчувственен; величествен — величественен; воинствен — воинственен; единствен — единственен; естествен — естественен; злокачествен — злокачественен; искусствен — искусственен; медлен — медленен; могуществен — могущественен; мужествен — мужественен; невежествен — невежественен; ответствен — ответственен; подведомствен — подведомственен; посредствен — посредственен; родствен — родственен; свойствен — свойственен; соответствен — соответственен; существен — существенен; таинствен — таинственен; тождествен — тождественен; явствен — явственен.

Формы безбоязнен, безжизнен, безукоризнен, бессмыслен, болезнен, двусмыслен, легкомыслен, многочислен, неприязнен не допускают вариантов.

3. Различаются краткие прилагательные на -енен и краткие причастия на -ен. Ср.:

случай вполне определенен (ясен) — срок отъезда уже определен (установлен, намечен);

старик весьма почтенен (достоин почтения) — юбиляр почтен нашим вниманием (его почтили вниманием);

вид актера принужденен (натянут, неестествен) — брат принужден уехать (делает по принуждению).

4. У одних прилагательных в краткой форме появляется беглый гласный между конечным согласным корня и суффиксом, у других беглый гласный в этих случаях отсутствует. Ср.:

а) кислый — кисел, светлый — светел, теплый — тепел;

б) круглый — кругл, мокрый — мокр, смуглый — смугл, тухлый — тухл.

(Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999)

1. Травяной шампунь прекрасно пенился.
2. Ему не удавалось найти левый тапок.
3. Строители не успели покрыть крышу толью.
4. В центре клумбы красовался огромный георгин.

3. Найдите предложения без грамматических ошибок.
1. Витрина-стенд помещена в коридоре.
2. Клуб-читальня закрыт на ремонт.
3. В землянке кто-то забыл свой плащ-палатку.
4. Выписанную из Петербурга кресло-кровать поставили в углу спальни.

4. Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.
1. Полноводное Онтарио я посещал ежегодно.
2. СНГ давно, к сожалению, утратил свою мощь.
3. ЖКХ заявил о снижении тарифов на некоторые услуги.
4. Сельпо пригласила к сотрудничеству колхозников.

5. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1. От получаса не осталось ни одной минуты.
2. К полудюжине ручек добавлено ещё пять.
3. Учитель невольно остановился на полуслове.
4. В полверсте, в кустах – противник.

6. Определите предложения, которые содержат грамматические ошибки.
1. Нам нужны проводы для уроков физики.
2. Они совсем взрослые, и у них уже есть паспорты.
3. Мальчик был разведчиком у партизанов.
4. Я могу угостить тебя кофе.

7. Найдите предложения без грамматических ошибок.
1. Небо затянуло серыми облаками.
2. В Историческом музее я видел старинные ружьи.
3. В одной из клеток мы увидели странного зверенка.
4. На Кавказе много глубоких ущельев.

8. Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.
1. Не подскажете: который час?
2. Сейчас хлебу у нас вдоволь.
3. Новых сапог у него, конечно, нет и никогда не было.
4. Им приказали сдать все оружие.

9. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1. Слуцкие пояса – подлинный шедевр белорусского искусства.
2. Тоны сердца у больного чистые.
3. Свои адресы сообщу вам своевременно.
4. В кои-то веки встретились.

10. Определите предложения без речевых ошибок.
1. У меня челюсть… завтра хоть рельсу грызть.
2. Он поморщился: одна клавиша не звучала.
3. Действовавшие в стране лагери демократов и социал-демократов объединились накануне выборов.
4. Через два дня Клим Самгин сидел в парке санатории.

1. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1. На юге их измотал жар.
2. На правой манжете были пятна от соуса.
3. Черная вуаль скрывала её лицо.
4. И на покорную рояль властительно ложились руки.

2. Определите предложения, содержащие грамматические ошибки.
1. Франция превращается в огромный Чикаго.
2. У вешалки стоял лишь один черный туфель.
3. Таинственный инкогнито внезапно исчез.
4. Таинственная инкогнито внезапно исчезла.

3. Найдите предложения без грамматических ошибок.
1. Ракета-носитель вышел на орбиту.
2. По мнению зрителей рассказ-оценка очень оригинальна.
3. Письмо-открытка было доставлено по адресу вовремя.
4. Я увидел, что полка-прилавок завалена книгами.

4. Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.
1. РГУ приглашает школьников на день открытых дверей.
2. НЭП была переходным этапом в жизни СССР.
3. Живописный Капри в течение многих лет привлекает туристов.
4. МВД заявил о новых требованиях.

5. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1. В полу арбузе было три килограмма веса.
2. На полслове он обрывал и тёр себе лоб.
3. Полгодом позже я написал стихотворение о ней.
4. В течение получаса она безостановочно говорила о своей любви.

6. Определите предложения, которые содержат грамматические ошибки.
1. У братьев уже есть новые паспорта.
2. У сестёр было много красивых платий.
3. Я напою тебя какаом.
4. Мама накрыла тесто пальтом.

7. Найдите предложения без грамматических ошибок.
1. Катя научила меня танцевать старинный танго.
2. В этом кафе можно купить разнообразные торты.
3. Я не могу писать, так как у меня закончилось чернило.
4. Мы с подругой приехали с дач в один и тот же день.

8. Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок.
1. Мы долго наблюдали за яркий пламенем костра.
2. Перед походом необходимо запастись продовольствием.
3. Налейте мне, пожалуйста, чайку и насыпьте сахарку.
4. На этой иллюстрации изображена одна из главных героев повести.

9. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1. Умчались школьные года!
2. Змей поднимался, и от зуб его уже не было спасенья.
3. Сапог его тоже нигде не было.
4. Он был в офицерской форме, но без погон.

10. Определите предложения без речевых ошибок.
1. Кофе со столетним коньяком выпито.
2. Шоссе ваша очень гладкая, по ней катишься, как по маслу.
3. Небо и море окрасились в мягкие темно-синие тона.
4. На территории России размещаются различные климатические поясы.

Смысловое различие заключается, во-первых, в том, что полные формы обозначают постоянный признак или вневременное качество, а краткие – временный признак, недлительное состояние, ср.: друг болен – друг больной.
Во-вторых, в том, что некоторые краткие формы имен прилагательных резко расходятся в своем значении с соответствующими полными, например: вольный (‘свободный’) и волен (‘может действовать согласно своему желанию’), способный (‘наделенный способностями’) и способен (‘может что либо сделать’), должный (‘подобающий’) и должен (‘обязан’). Существует несколько прилагательных, которые имеют только краткую форму: рад, надобен (‘нужен’), горазд (‘способен на что-либо’), люб (‘нравится’).
Следует помнить, что краткая форма имен прилагательных характеризуется большей определенностью, книжностью, категоричностью.
Грамматическое, или синтаксическое, различие между полной и краткой формами заключается в следующем: краткая форма способна к синтаксическому управлению, а полная, употребленная в И.п., – нет, ср.: Она способна (к чему?) к живописи, гости готовы (к чему?) к отъезду, он был болен (чем?) гриппом.
Однако в художественной литературе для внесения просторечной окраски в высказывание встречаются конструкции с наличием управляемых слов при полной форме: Старик… на язык легкий и занятный (Н. Грибачев).

Итак, все вышесказанное обобщим в таблице:

Упражнение 1. Укажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки. Запишите в тетрадь верный вариант.
1. Сила моряков неудержима, настойчива, целеустремленна. 2. Открытая шея тонка и нежная. 3. Был я молодым, горяч и искренним. 4. Он добрый, но слабовольный. 5. Взгляды оригинальны, хотя и примитивны в своей основе. 6. Их дети умны и трудолюбивые. 7. Кто в этом виноватый? 8. Мальчик смел и решителен. 9. Мальчик смелый и решительный. 10. Воздух был свеж, душистый и прозрачен. 11. Олег был храбрый и честен. 12. Он остер на язык. 13. Этот признак свойствен данному предмету. 14. Кто ответственен за проведение праздничного вечера? 15. Шляпка гриба была полная воды. 16. Дети были готовые к длительному путешествию.

Упражнение 2. От приведенных ниже прилагательных образуйте их краткую форму и запишите в одну колонку прилагательные с суффиксом – енен, а в другую – с – ен.
Откровенный, обыкновенный, мужественный, торжественный, неизменный, несомненный, многочисленный, величественный, мгновенный, сокровенный, таинственный, свойственный, обыкновенный, вдохновенный, легкомысленный, невежественный, современный, своевременный.

Упражнение 3. Выберите из упражнения предложения, которые составлены верно.
1. Я хотел бы быть вам полезен. 2. Он быстро охмелел, стал болтливым. 3. Парень был смугл и весь мокрый. 4. Я способен, и вы должны принять меня в актеры. 5. Дед заметно становился жаден. 6. В детстве мальчик был очень полон, потому что много ел. 7. Это род войск был подведомствен ему. 8. Выводы в работе интересны, но не свободные от противоречий. 9. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. 10. Ее взгляд был таинствен. 11. Он стал несказанно богат. 12. Костя был безумно радый приезду мамы. 13. Картофель уже совсем готовый к употреблению. 14. Клоун был веселый на каждом представлении.

1. У него были и более худшие привычки. 2. По его виду было понятно, что он устал больше вчерашнего. 3. Все это требует от участников совещания наиболее серьезного подхода к делу. 4. И продавала она все по самой выгоднейшей цене. 5. Помните: работу надо выполнить получше. 6. И вот в гостиную вошел тетин Лизин муж. 7. Это был один из самых честнейших людей в городе. 8. Она находилась в более лучшем положении. 9. Вадим говорил более чем наисерьезно. 10. Печорин привел самое наиубедительнейшее доказательство. И. Котенок был заметно ловчее старой кошки. 12. Это варенье, честное слово, слаже бабушкиного. 13. Из слов Ирины мы поняли, что она живет лучше прежнего. 14. Голос этой девушки, по мнению слушателей, был звончее других.

Упражнение 6. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.
1. Уехать далеко нам не удалось, так как автомобиль оказался (неисправный, неисправен, неисправным) 2. Скажите честно: кто из вас (виноватый, виноват, виновен). 3. Она, несомненно, принадлежит к людям, которые (способны, способные) к подвигу. 4. Из невзрачного подростка она превратилась в (красивую, красивейшую, наикрасивейшую) девушку. 5. Этот маршрут наиболее (опасный, опасен, опаснейший). 6. Татьяна, по словам близких, всегда (милая, мила) и (добрая, добра). 7. Школьники остались очень (довольные, довольны, довольными), что посетили выставку. 8. В городском саду растут (редчайшие, наиредчайшие, самые редкие) породы деревьев. 9. Сюжет рассказа (интересный, интересен) во многих отношениях.
10. Его вклад в работу (существен, существенен).

1. Укажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
1. Сила моряков неудержима, настойчивая, целеустремленна.
2. Молчание становилось тягостным.
3. Он добрый, но слабоволен.
4. Мне купили красивое платье.

2. Найдите предложения без грамматических ошибок.
1. Октябрь был на редкость холодный, ненастен.
2. Открытая шея тонка и нежна.
3. Взгляды оригинальные, но не совсем научны.
4. Движения гимнастов легки и уверенные.

3. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.
1. Этот вскрик радости был вполне естествен.
2. Срок отъезда уже определен.
3. Наши дети здоровы, бодры, спокойные и веселые.
4. Его стихи близкие народу и созвучные эпохе.

4. Отметьте предложения без грамматических ошибок.
1. Этот овраг более глубже предыдущего.
2. Озеро в соседнем селе более глубокое.
3. В этом месте река глубже всего.
4. С ним всегда веселее.

5. Укажите предложения, содержащие грамматические ошибки.
1. Ему удалось побёдить самого сильнейшего противника.
2. Сегодня наша команда показала более лучшую игру.
3. Случай вполне определенен.
4. Юбиляр почтен нашим вниманием.

6. Найдите предложения без грамматических ошибок.
1. Да, это был самый почтеннейший гость.
2. Мое дело, как мне кажется, важнее вашего.
3. Этот признак свойственен данному предмету.
4. Гурмыжская присвоила себе имение самым наглейшим образом.

7. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.
1. Эту волну сменила другая волна, пошире, покруче.
2. В детстве горячее солнце, гуще трава.
3. Правда чище ясного солнца.
4. Мой брат младше меня на семь лет.

8. Отметьте предложения без грамматических ошибок.
1. Можно быть краше Мери, но нельзя быть милей.
2. Молчалин прежде был так глуп! Жалчайшее созданье.
3. Дороги хуже худшего.
4. Этот фильм был более интереснее.

9. Укажите предложения, содержащие грамматические ошибки.
1. Путь героини легкий и комичный.
2. По мнению известных критиков, этот рассказ еще хуже.
3. Вклад Павки Корчагина в работу был существен.
4. Мама готовит более вкуснее, чем бабушка.

10. Найдите предложения без грамматических ошибок.
1. Петров – самый способнейший студент вуза.
2. Маленькое дело лучше большого безделья.
3. Заметно, что тебе в этом пальто удобнее.
4. Он был способный выполнить самую трудную задачу.

1. У кажите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
1. Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок.
2. Такой брак должен быть счастлив и благополучен.
3. Петя Ростов был предан Родине и беспощадный к врагу.
4. Как она мила, какая умненькая.

2. Найдите предложения без грамматических ошибок.
1. Этот дом выше соседнего.
2. Выводы в работе интересные, но не свободны от противоречий.
3. Я на такую тяжесть уже не способный.
4. Брат принужден уехать.

3. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.
1. Как горбат, а приятный.
2. Ванин ответ более лучший.
3. Старик весьма почтенен.
4. Это здание самое высочайшее в городе.

4. Определите предложения без грамматических ошибок.
1. Нам пришлось решать самые наисложнейшие вопросы.
2. Мой брат намного мол од ее меня, но кажется моим ровесником.
3. На этом вопросе следует остановиться несколько поподробнее.
4. Наша успеваемость в этой четверти более высокая, чем в предыдущей.

5. Укажите предложения, содержащие грамматические ошибки.
1. Ребенок склонен к простуде.
2. Расскажите об этом немного поподробнее.
3. Мое дело, ежели разобраться, поважнее, чем этот рояль.
4. Он был весь черен, с головы до ног.

6. Найдите предложения без грамматических ошибок.
1. Самый ближайший путь через лес.
2. Это самая кратчайшая дорога.
3. Здесь присутствовали граждане из самых отдаленнейших мест.
4. Самый старейший из нашего круга произнес прощальную речь.

7. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.
1. Трава соломы зеленее.
2. Я сразу заметил, что эта улица красивше других.
3. На фронте нужны покрепче сапоги.
4. В детстве темнее небо и смертельно интересен каждый человек.

8. Отметьте предложения без грамматических ошибок.
1. Путь героя тяжел и трагичен.
2. По-моему, это произведение более худшее.
3. Эти произведения, вне всякого сомнения, связаны самым теснейшим образом.
4. Российская публичная библиотека – крупнейшая в нашей стране.

9. Укажите предложения, содержащие грамматические ошибки.
1. Со второго этажа доносилось более громкое пение.
2. Петя, по-видимому, самый спокойный в семье.
3. Море было спокойно, черно и густо, как масло.
4. Этот грунт наиболее мягчайший.

10. Найдите предложения без грамматических ошибок.
1. Наш город красивый в любое время года.
2. Кто аккуратен, тот и людям приятен.
3. Наш преподаватель химии кажется более образованнее.
4. Она воспитанна и добра.

В современном русском языке для наименования количества используются количественные числительные, обозначающие собственно количество, и собирательные, обозначающие количество как совокупность.
• Чаще всего мы употребляем семь собирательных числительных: оба (обе), двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро. Иногда встречаются в речи и восьмеро, девятеро. Особенность данной группы числительных заключается в том, что они избирательно сочетаются с именами существительными, а именно:
а) употребляются с названиями лиц мужского и общего рода: двое солдат, трое сирот, четверо обжор;
б) существительные дети, ребята, люди, лица (в значении ‘люди’): двое детей, трое ребят, четверо людей, пятеро лиц;
в) субстантивированными прилагательными и причастиями: двое раненых, трое больных, вошли четверо, пятеро знакомых;
г) существительными, имеющими формы только мн.ч.: двое часов, трое носилок, четверо саней, пятеро суток, шестеро ножниц [9] ;
д) личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их трое, у вас троих, к вам двоим;
е) названиями детенышей животных: трое верблюжат, четверо котят.

• Количественные числительные употребляются:
1) при неодушевленных существительных в косвенных падежах: более двух суток, менее трех часов;
2) с именами существительными ж.р.: три подруги, четыре студентки;
3) с именами существительными м.р., обозначающими на-звания животных: три коня, четыре волка.

• Стилистически однозначными являются конструкции с количественными и собирательными числительными:
а) типа три студента и трое студентов. Однако в зависимости от контекста они могут иметь разные значения или оттенки смысла. Например, если речь идет о трех разных визитах, следует произнести: На кафедру заходили три студента, так как фраза На кафедру приходили трое студентов свидетельствует об одном визите.
б) в косвенных падежах при одушевленных существительных: двое, двоих детей – двух детей; трое, троих солдат – трех солдат.

• Собирательные числительные оба (обе), в отличие от других собирательных числительных, имеют более свободную сочетаемость с именами существительными. Они не сочетаются с существительными, имеющими только форму мн.ч. Так, предложение Стражники стояли у обеих ворот содержит речевую ошибку (следует говорить: У тех и у других ворот).
Числительные оба (обе) изменяются по родам, смешение форм рода этих имен числительных является речевой ошибкой (в обоих комиссиях, верно: в обеих комиссиях).

Упражнение 1. Определите, в каких случаях собирательные числительные уместны, в каких следует заменить их количественными, и наоборот. Объясните, почему.
1. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде. 2. Ракета уносила ввысь троих посланцев Земли. 3. Среди студентов нашей группы четыре были отличниками. 4. Метель не утихала в течение троих суток. 5. На скотном дворе застрелили двое волков, б. Им для работы требовалось три пары ножниц. 7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 8. Охотники поймали четверо зайцев и двух лис. 9. В спектакле задействованы двое новых героинь. 10. Восемь детей было у матери Димитрова. 11. Меж дорических колонн и массивных декораций – Девять муз и трое граций.

Упражнение 2. Составьте словосочетания со словами.
1. Два – двое (друзья, мы, чемпионы, суждения, бакенбарды, медвежата, розвальни). 2. Три – трое (рельсы, люди, обыватели, шашки, носилки, медсестры, ошибки).
3. Четыре – четверо (утки, дети, собрания, сани, цыплята). 4. Пять – пятеро (строители, они, генералы, ворота, цифры, людишки, студентки). 5. Шесть – шестеро (абитуриенты, гимнасты, хитрости, мечты). 6. Семь – семеро (вы, здоровых, львы, лица).

Упражнение 3. Найдите ошибки в употреблении числительных оба – обе, устраните и другие речевые ошибки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.