К какой группе показателей физического развития относится осанка

Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. От рождения до глубокой старости человек проходит определенные этапы развития. Изменяются формы и пропорции тела, изменяется нервная система и вместе с ней формируются, закрепляются и угасают комплексы безусловных и условных рефлексов. Все это, так или иначе, отражается на осанке. Изменение осанки в процессе индивидуального развития человека — важный аспект физического развития.

Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности.

У маленьких детей осанки как таковой ещё нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6-9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки — это норма для 6-9-летних детей. Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета.

1.7 Оценка состояния осанки в процессе развития детей

Чтобы оценить осанку и правильно поставить диагноз специалистами используется несколько методов исследования позвоночника. К ним относятся осмотр пациента, функциональные пробы, инструментальные методы, а при необходимости - таблицы для оценки роста и веса, инструменты для измерения пропорций туловища и положения таза, рентген. Из инструментальных методов можно отметить компьютерную оптическую томографию, которая позволяет обнаружить деформацию позвоночника и связанных с ним частей опорно-двигательного аппарата на самых ранних стадиях. В отличие от рентгена, ее можно использовать как угодно часто, отслеживая изменения осанки. К сожалению, необходимая для этого аппаратура есть далеко не в каждом диагностическом центре, и бесплатно такое обследование не делают.

Ниже приводятся простые и доступные методы исследования осанки.

Проверьте для начала состояние ног. Помимо того, что плоскостопие, X- или О-образное искривление ног и сами по себе являются причиной для беспокойства и требуют лечения, они почти всегда сочетаются с нарушениями осанки.

Осмотр сбоку (в сагиттальной плоскости). Вертикальная линия, проходящая сверху вниз через все тело, должна соединять мочку уха, вершину плеча, задний край тазобедренного сустава, заднюю поверхность коленной чашечки и передний край лодыжки. Если воображаемой линии вам недостаточно, можно использовать отвес из нитки с грузиком.

Голова должна находиться в положении, при котором угол рта и угол нижней челюсти расположены на одной высоте, лоб и подбородок — на одной вертикальной линии, затылок и надплечья соединяются плавной дугой. Опущенная голова или вытянутая вперед шея, усиленный или уплощённый шейный лордоз изменяют положение остальных частей позвоночника. Обратите внимание на выраженность грудного кифоза и поясничного лордоза, степень выпуклости грудной клетки, грудного отдела спины, живота, на коленные суставы — находятся ли они в нормальном положении, излишне согнуты или переразогнуты. При осмотре сбоку могут быть видны крыловидные, не прилегающие к спине лопатки.

Осмотр спереди (фронтальная плоскость). Начните осмотр с лица и головы. Их асимметрия и другие отклонения формы черепа и лица от нормы обычно являются признаками врожденных нарушений развития опорно-двигательного аппарата. Обратите внимание на положение головы: расположена она прямо или наклонена вперед, назад или вбок, повернута влево или вправо. Посмотрите, подняты или опущены плечи, на одном ли уровне они находятся, симметрично ли расположены ключицы, соски, оцените форму грудной клетки: она может быть воронкообразной, впалой, цилиндрической, бочкообразной, уплощенной. Измерьте расстояние от кончиков пальцев опущенных рук до пола: неодинаковую высоту плеч можно не заметить при осмотре, и такое измерение позволит выявить асимметрию плечевого пояса. Верхний край трапециевидной мышцы в норме слегка вогнут, а при повышенном тонусе надплечья становятся выпуклыми, как у культуриста. Это часто сочетается с нарушениями в шейном отделе позвоночника, в том числе характерно для его лестничной деформации, когда каждый шейный позвонок чуть смещен вперед относительно нижележащего.

Смещенный в сторону от средней линии пупок говорит об укорочении и повышенном тонусе мышц живота с этой стороны. Треугольники талии (просветы между туловищем и руками) должны быть симметричны. Оцените положение таза — на одном ли уровне расположены гребни подвздошных костей или есть признаки скошенного либо скрученного таза (один гребень выше другого или выступает вперед либо – назад). Выпяченный живот — признак слабости мышц брюшного пресса и увеличенного поясничного лордоза.

Осмотр сзади. Обратите внимание на состояние кожи в районе позвоночника. Пигментные и сосудистые пятна, участки усиленного роста волос или слишком сухой и загрубевшей кожи, усиленный рисунок подкожных вен, небольшие кровоизлияния могут быть признаками врожденных нарушений в позвоночнике.

Нарушения положения головы (наклон, поворот) при осмотре сзади хорошо видны по расположению мочек ушей. Еще раз оцените угол наклона и взаимное расположение надплечий. Лопатки должны прилегать к спине; крыловидные лопатки – признак слабости мышц спины и плечевого пояса. Остистые отростки позвонков должны располагаться по прямой линии, у худого человека они хорошо заметны, а если нет, можно прощупать их и отметить фломастером или йодом.

Правая и левая половины тела должны быть симметричны. Отметьте, на одном ли уровне находятся плечи и лопатки, еще раз проверьте симметричность треугольников талии, убедитесь в отсутствии несимметричных мышечных валиков по бокам позвоночника. При искривлении позвоночника во фронтальной плоскости мышечный валик находится на вогнутой стороне дуги, как тетива у лука, а с выпуклой стороны мышцы растянуты и ослаблены.

Чтобы выявить отклонения положения таза, обратите внимание на область поясницы и ягодиц. Одинаково ли прощупываются гребни подвздошных костей? Один из них может быть выше другого. Обратите внимание на крестцовый ромб, образованный по бокам двумя ямками над костями таза, сверху — остистым отростком пятого поясничного позвонка, снизу – вершиной межъягодичной складки. Проверьте форму и положение ягодиц, подъягодичных и межъягодичной складок.

Косое положение таза и нарушения осанки во фронтальной плоскости могут быть вызваны неодинаковой длиной ног (ее проверяют в положении лежа).

Просто нарушения осанки во фронтальной плоскости — это еще не самое плохое. Но они могут быть первым видимым признаком сколиотической болезни.

Осмотр при наклоне вперед (горизонтальная плоскость). Наклоняться при таком осмотре нужно правильно: опустить голову, прижать подбородок к груди и, не сгибая ног и свободно опустив руки, наклонить туловище до горизонтального положения. Спину осматривают и со стороны головы, и сзади. Асимметрия частей туловища при наклоне, поворот плечевого пояса, когда одна рука опускается ниже другой, мышечный валик и выступающие ребра на одной из сторон позвоночника — признаки сколиоза. Для подтверждения этого диагноза необходимо рентгенологическое исследование.

При исследовании позвоночника ребёнка специалист также оценивает его телосложение.

Рост и вес ребенка измерить нетрудно. Беспокойство, в том числе с точки зрения осанки, должны вызывать и слишком худые, и излишне полные для своего роста и типа телосложения дети. Слабые, неразвитые мышцы не обеспечивают правильного формирования физиологических изгибов позвоночника, хуже защищают его от боковых искривлений. Избыточный вес дает дополнительную нагрузку и на мышцы, и на межпозвонковые диски.

Обратите внимание на окружность живота и грудной клетки. Сантиметровой лентой измерьте окружность живота на уровне пупка в позе стоя в обычном положении, а затем — разницу между обхватом максимально втянутого и максимально выпяченного живота. В норме эта разница должна составлять около 15 % окружности живота в среднем положении. Меньшая разница, особенно в сочетании с выпяченным, отвисшим животом, говорит о слабости мышц брюшного пресса.

Грудная клетка измеряется по горизонтальной линии, проходящей под нижними углами лопаток. Разница между окружностью груди на максимальном вдохе и максимальном выдохе должна составлять около 10 % обхвата груди в нейтральном положении. Меньшие значения, особенно в сочетании с узкой, впалой или деформированной грудной клеткой, — также повод для беспокойства.

Заодно обратите внимание на дыхательный стереотип. В спокойном состоянии, без физической нагрузки, идеальным является диафрагмальное дыхание, при котором на вдохе живот чуть выступает вперед, а на выдохе — немного подтягивается.

Гибкость позвоночника. При наклоне вперед молодой человек или подросток с хорошей осанкой должен суметь, не сгибая коленей, достать пальцами рук до носков ног, сидя — положить подбородок на колени. При наклоне назад (стоя, с прямыми ногами) следует достать пальцами рук до середины бедра. При наклоне вбок (не наклоняя туловище вперед и не поворачивая его) — достать пальцами до боковой поверхности ноги на уровне подколенной ямки. Чтобы оценить суммарную подвижность всех отделов позвоночника в горизонтальной плоскости, следует сесть верхом на стул или скамейку, чтобы исключить поворот ног и таза, и повернуть туловище и голову, посмотрев вбок и назад. В норме сагиттальная плоскость головы (попросту говоря нос) должна повернуться примерно на 110°. Можно не измерять угол транспортиром: если максимально скосить глаза, при нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной плоскости становится видно, что находится прямо за спиной.

Нормальная гибкость позвоночника у детей младшего возраста больше, чем у подростков и здоровых взрослых людей. Например, расстояние между остистым отростком VII шейного позвонка и вершиной межъягодичной складки при наклоне назад у детей 7-11 лет должно уменьшаться примерно на 6 см, у детей 12 лет и старше — на 4 см (хотя само это расстояние у более взрослых детей вырастает вместе с остальным телом).

В точных нормах подвижности позвоночника в целом и каждого из его отделов в зависимости от возраста, пола, типа конституции и других факторов легко запутаться. Намного важнее обратить внимание на то, чтобы гибкость не слишком отклонялась от нормы ни в ту, ни в другую сторону. Если вы не уверены в том, что все отделы позвоночника в сагиттальной плоскости двигаются в соответствии с нормой, обратитесь к врачу.

Еще большую тревогу должна вызывать асимметрия при наклонах туловища вбок и поворотах в сторону: различия в объеме этих движений говорят о нарушениях осанки во фронтальной плоскости или о сколиозе.

Ограничение подвижности позвоночника — явный признак нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата. Но и чрезмерная гибкость, особенно в сочетании со слабыми мышцами, не менее опасна для позвоночника, чем ограниченная подвижность.

Мышечный корсет. Правильная форма позвоночника, хорошая осанка обеспечиваются в первую очередь способностью мышц поддерживать статические усилия.

Для оценки состояния мышечного корсета применяются функциональные пробы мышц спины, живота и боковых сторон туловища. Это своеобразное тестирование в виде упражнений из статических поз на каждую группу мышц.

Результаты функциональных проб необходимо учитывать при подборе упражнений лечебной физкультуры. Слишком сильные мышцы обычно следует расслаблять и растягивать, слишком слабые — укреплять.

Как уже говорилось, чаще всего нарушения осанки (во всяком случае, у младших школьников) вызваны не ортопедическими или обменными заболеваниями, а плохим физическим развитием и отсутствием навыка правильной осанки. Такие нарушения еще не являются признаком (следствием или причиной) болезни позвоночника, а имеют функциональный характер.

Функциональные нарушения осанки никогда не проходят сами по себе и всегда рано или поздно приводят к органическим изменениям. Функциональные нарушения относительно легко поддаются коррекции. Органические изменения лечатся долго и сложно, а хорошим результатом лечения часто считается прекращение прогрессирования болезни. Заканчивать лечение можно будет не раньше, чем прекратятся рост и формирование опорно-двигательного аппарата, к
18-20 годам. После этого можно продолжать заниматься физкультурой — уже для профилактики остеохондроза.

Тесты для оценки состояния осанки в процессе развития детей

Например, у ребенка в начале учебного года грудино-лопаточный замер составил 14 мм. Спустя же полгода эта величина была уже 18 мм. Данная ситуация указывает, что за полгода у мальчика явно произошло явное ухудшение осанки на 4 мм.

Например у ребенка в начале учебного года передний грудино-плечевой размер составил
27 см, задний – 28 см. Спустя полгода передний размер оказался 26 см, а задний – 29 см. Здесь мы имеем на лицо явное ухудшение осанки.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

Физическая культура, 5 класс

Урок № 5. Осанка как показатель физического развития человека

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Признаки правильной и неправильной осанки.

2. Причины нарушения осанки в школьном возрасте.

3. Упражнения при нарушении осанки по функциональной направленности.

4. Самостоятельный отбор упражнений для индивидуальных занятий с учётом показателей собственной осанки.

Глоссарий по теме:

Осанка — свободное положение человека в вертикальной позе, функциональное состояние, которое нельзя рассматривать как что-то постоянное, не поддающееся изменению.

Правильной (нормальной) осанкой считается такое положение тела, когда голова, плечи и туловище удерживаются прямо и ровно.

Кифоз — искривление позвоночника у человека, обращенное выпуклостью назад.

Сколиоз — боковое искривление позвоночника человека.

Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся уплощением продольного, реже поперечного свода в результате слабости связочно-мышечного аппарата.

Коррекция — комплекс мер, направленных на исправление осанки.

Физическое развитие — динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.

Динамические упражнения характеризуются попеременным напряжением и расслаблением мышц, сопровождаются движением в суставах.

Статические упражнения выполняются напряжением мышц без динамического воздействия с применением снарядов, оборудования, тренажеров.

Корригирующие упражнения предназначены для исправления осанки.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразовательных организаций / под ред. М. Я. Виленского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2018. — С. 15-18.

Дополнительная литература:

1. Ловейко, И. Д. Формирование осанки у школьников / И. Д. Ловейко. — М.: Просвещение, 1970.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Осанка – это свободное положение человека в вертикальной позе, функциональное состояние, которое нельзя рассматривать как что-то постоянное, не поддающееся изменению. На формирование осанки оказывают влияние как эндогенные, так и экзогенные факторы, которые между собой взаимосвязаны. В различные периоды жизни детей под влиянием условий быта, учёбы осанка может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону, вследствие этого различные нарушения её могут быть скорректированы.

Активная двигательная деятельность является обязательным условием для нормального физического развития человека и формирования правильной осанки.

Физическое развитие и осанка детей могут быть улучшены лишь при использовании всех возможностей физической культуры.

Выберите тип интерактивного теста

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор.

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка.

3. Установление соответствий между элементами двух множеств.

4. Добавление подписей к изображениям.

5. Подстановка элементов в пропуски в тексте.

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте.

8. Сортировка элементов по категориям.

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

  1. Подчеркивание, зачеркивание элементов.

11. Выделение цветом.

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

III группа – не менее 50% :

13. Автоматически заполняемый кроссворд.

14. Смежный граф (автоматически заполняемый).

15. Лента времени.

16. Географические карты.

Информация о тестовом вопросе

Ответы для выбора даны в виде букв, среди которых есть правильный ответ. Выберите один правильный вариант.

Большую часть времени школьники проводят за партами, у компьютеров, у телевизоров. Это увеличивает нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие. Как называется эта нагрузка?

А) статическая; Б) динамическая; В) аэробная; Г) анаэробная.

Информация об ответах

А) статическая; Б) динамическая; В) аэробная; Г) анаэробная.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными.

Выберите тип интерактивного теста

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор.

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка.

3. Установление соответствий между элементами двух множеств.

4. Добавление подписей к изображениям.

5. Подстановка элементов в пропуски в тексте.

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте.

8. Сортировка элементов по категориям.

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

10. Подчёркивание, зачёркивание элементов.

11. Выделение цветом.

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

III группа – не менее 50% :

13.Автоматически заполняемый кроссворд.

14. Смежный граф (автоматически заполняемый).

15. Лента времени.

Информация о тестовом вопросе

Зачеркните лишнее слово в каждой строке.

Признаки правильной осанки: прямое расположение головы, симметричность плеч и лопаток, лопатки прижаты к спине, грудь впалая.

Признаки неправильной осанки: опущенная голова, асимметрия положения плечевого пояса, отклонение туловища вправо или влево, изменённая форма грудной клетки, подтянутый живот.

Признаки плоскостопия: утомляемость при ходьбе, боли в икроножных мышцах, головные боли, изменение формы стопы, слабые мышцы живота.

Информация об ответах

Признаки правильной осанки: прямое расположение головы, симметричность плеч и лопаток, лопатки прижаты к спине, грудь впалая.

Признаки неправильной осанки: опущенная голова, асимметрия положения плечевого пояса, отклонение туловища вправо или влево, изменённая форма грудной клетки, подтянутый живот.

Признаки плоскостопия: утомляемость при ходьбе, боли в икроножных мышцах, головные боли, изменение формы стопы, ослаблены мышцы живота.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными.

Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности.

У маленьких детей осанки как таковой ещё нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6-9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки — это норма для 6-9 летних детей. Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета.

Осанка — это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, то есть осанка — понятие комплексное.

Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой.

Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение.

Из этого вытекают прошедшие проверку временем и практикой постулаты:

Структура нагрузки повседневных движений влияет и на рост детского скелета (например, быстрее растет более нагружаемая толчковая, обычно правая, нога), и на структуру скелета у взрослых. Например, внешняя форма костей может изменяться под влиянием различных видов спорта или профессиональных движений. Они становятся массивнее и толще за счет увеличения костной массы в наиболее нагружаемых участках.

Статическая нагрузка может оказывать негативное влияние на структуру кости, вызывая её деформацию. Согласно известному закону Гютера-Фолькмана (Hueter-Volkmann) сжимающие нагрузки приводят к замедлению скелетного роста, а растягивающие к его ускорению. Например, следуя этому закону, ограниченная асимметрия позвонка в результате локальной дисплазии приводит к увеличению деформации и к распространению прогрессирующей деформации на большую часть позвоночника, замыкая порочный круг сколиотической болезни.

Нечто подобное мы видим при синдроме патологического выравнивания нижних конечностей. Особенности развития сводов стопы, костей голени и бедра нарушают ось конечности, нарушенная ось конечности приводит к нерациональному распределению нагрузки, при которой возможна деформация стопы и суставов и ещё большее нарушение оси конечности. Это является причиной развития и прогрессирования заболеваний стопы, коленного и тазобедренного суставов, которые обознаются как плоскостопие и диспластические артрозы.

Изменение структуры скелета связано с самыми разнообразными внутренними и внешними причинами (конституция, диспластический фактор, остеопения, обувь…), но, безусловно, большое значение для этого имеет способ привычного выравнивания скелета (скелетного баланса), выражением которого является осанка.

Связочный аппарат и нормальная функционирующие мышцы без особого труда справляются с многочисленными и распространенными отклонениями в развитии скелета. Но в определенные, сенситивные отрезки индивидуального развития возникает несоответствие возможности связочно-мышечного аппарата особенностям скелетного баланса. При этом возникает риск развития самых различных заболеваний, таких как сколиоз позвоночника во время ускоренного роста позвоночника или диспластический коксартроз в период возрастного снижения функции мышц и эластичности связок.

— любил повторять генерал русской армии Густав Маннергейм Действительно, в ответ на отрицательные эмоции, рефлекторно, как результат врожденного поведенческого инстинкта, человек принимает так называемую пассивно-оборонительную позу.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 22:02, реферат

Цель: исследовать особенности атлетической гимнастики для девушек.
Задачи:
Провести обзор психофизических особенностей девушек
Теоретическое исследование атлетической гимнастики (анализ медицинской, спортивной, педагогической, психологической литературы)
Исследование практического аспекта атлетической гимнастики для девушек (обзор упражнений различных групп атлетической гимнастики для девушек)

Введение
Физическое развитие и осанка
Улучшение форм тела средствами физической культуры
Развитие основных мышц тела, подбор упражнений
Основы методики занятий, нагрузка на занятиях
Предупреждение травм
Заключение
Список литературы

План1.docx

  1. Физическое развитие и осанка
  2. Улучшение форм тела средствами физической культуры
  3. Развитие основных мышц тела, подбор упражнений
  4. Основы методики занятий, нагрузка на занятиях
  5. Предупреждение травм

Атлетическая гимнастика — система физических упражнений с использованием специальных отягощений. Известна с глубокой древности: наши предки убедились на опыте, что физические нагрузки с отягощениями делают мышцы крепче, суставы подвижнее, организм выносливее. Родина атлетизма — Древняя Греция, где для гармонического развития тела использовали упражнения с гальтерсами — прообразом гантелей. На фресках третьего века н. э. с гантелями упражняются не только мужчины, но и женщины.

Атлетическая гимнастика предназначена для людей практически здоровых, поскольку используемые упражнения связаны со значительными мышечными напряжениями и соответствующей нагрузкой для занимающихся. Поэтому, имея в виду это обстоятельство, атлетическую гимнастику следует рассматривать в первую очередь как развивающее средство физического воспитания, и только во вторую — как средство восстанавливающее.

Актуальность: атлетическая гимнастика является полезным видом спорта, который помогает добиться ряда полезных эффектов для девушек, например:

  • Развивает мышцы тела;
  • Формирует тело;
  • Улучшает здоровье и физическую подготовку;
  • Улучшает гибкость, скорость, мощность;
  • Помогает контролировать вес и снижать жировую ткань;

Цель: исследовать особенности атлетической гимнастики для девушек.

  1. Провести обзор психофизических особенностей девушек
  2. Теоретическое исследование атлетической гимнастики (анализ медицинской, спортивной, педагогической, психологической литературы)
  3. Исследование практического аспекта атлетической гимнастики для девушек (обзор упражнений различных групп атлетической гимнастики для девушек)

1.Физическое развитие и осанка

Осанкой принято называть привычную позу, которую человек принимает стоя или сидя без излишнего мышечного напряжения. В утробе матери позвоночник плода представляет собой равномерную дугу. Сразу после рождения ребенка позвоночник выпрямляется почти до прямой линии. С этого момента начинается формирование осанки. Когда малыш начинает удерживать голову в поднятом положении, в шейной части позвоночника образуется изгиб вперед (шейный лордоз); когда ребенок начинает сидеть, в грудном отделе позвоночника образуется изгиб, обращенный назад (кифоз), а когда начинает ходить, образуется изгиб позвоночника с выпуклостью, обращенной вперед в поясничной части (поясничный лордоз). Дефекты осанки и искривление позвоночника могут возникнуть еще в грудном возрасте.

Можно выделить следующие признаки правильной осанки:

  • прямое положение головы и одинаковые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем;
  • среднее положение линии остистых отростков;
  • нормальная физиологическая кривизна позвоночника;
  • углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии, сами лопатки – на одинаковом расстоянии от позвоночника, прижаты к туловищу;
  • симметричность треугольников талии (пространство между боковой поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенной вниз руки);
  • грудная клетка симметрична относительно средней линии, при осмотре спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний. Как правило, молочные железы у девушек и соски у юношей находятся на одном уровне;
  • симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии;
  • угол наклона таза находится в пределах 35-55°. Он меньше у мужчин, чем у женщин.

Отклонения от правильной осанки принято называть нарушением, или дефектом осанки. Развитию нарушений осанки способствуют следующие причины:

  • наследственные анатомо-конституциональные особенности строения скелета и мышечной системы, то есть предпосылки к возникновению нарушений;
  • врожденные пороки и родовые травмы, в числе которых могут быть врожденные дефекты позвонков, вывихи, дисплазии, неодинаковая длина ног, перекос положения таза и т.п.;
  • перенесенные или хронические заболевания, вызывающие ослабление организма ребенка (рахит, туберкулез, детские инфекции, частые простудные заболевания), в сочетании с неблагоприятными внешними условиями могут вызывать изменения в состоянии мышечно-суставного аппарата, нарушения симметрии тонуса мышц левой и правой сторон спины, естественного ритма и координации движений, создающие предпосылки для нарушения осанки;
  • неправильное положение тела при различных статических позах, недостаточное или нерациональное питание;
  • гипокинезия, недостаток физической активности и как следствие
  • плохое физическое развитие и мышечная слабость;
  • подавленное состояние психики – при нервных потрясениях характерны поникшая голова, опущенные плечи, согнутая спина (что особенно важно для худеньких астеников и полноватых дигестивников, часто попадающих в стрессовую ситуацию из-за особенностей телосложения и двигательных возможностей);
  • возрастные изменения в связи с дистрофическими процессами в суставах тела, в межпозвоночных дисках, сопровождающимися неврологическими синдромами, в том числе, и болевыми, прогрессирующим ослаблением мышц.

Наиболее часто нарушения осанки формируются в периоды их бурного роста (6–7 и 11–13 лет у девочек, 7–9 и 13–15 лет у мальчиков). При искажении физиологических изгибов позвоночника снижается его рессорная функция, в результате чего во время движений происходят постоянные микротравмы головного мозга. Это отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, вызывает повышенную утомляемость и головные боли. Мягкие дефекты головного мозга, сопровождающиеся даже снижением интеллекта, очень часто сочетаются с нарушением осанки.

2. Улучшение форм тела средствами физической культуры

Улучшение форм тела - одно из условий обеспечения физической подготовленности. Для этого необходимо развивать мышечную массу, регулировать вес тела и улучшать осанку.

Основной путь, развития мышечной массы - выполнение силовых упражнений. При этом необходимо руководствоваться следующими положениями:

1) вес отягощения (или величина сопротивления) должны быть такими, чтобы занимающийся мог выполнить данное движение 8-10 раз, что составит одну серию повторений; рекомендуемый темп движений — 8-10 повторений в минуту;

2) каждое задание (физическое упражнение) нужно выполнить в 2-3сериях; перерыв для отдыха между сериями - 1 минута;

3) на одном занятии применять 3-4 различные силовые упражнения для каждой части тела;

4) закончив упражнения для рук, перейти к упражнениям для ног, затем для туловища; перерывы отдыха между упражнениями для различных частей тела - до 3 минут.

Вес тела - основной фактор, влияющий на улучшение телосложения, состояние здоровья, работоспособность и спортивные результаты. Вес тела регулируется за счёт изменения соотношения жировой и мышечной массы. Повышение веса тела за счёт мышечной массы — явление положительное, а за счёт жировой массы - отрицательное. Снижение веса тела за счёт мышечной массы чаще всего явление отрицательное.
Повышению веса тела способствуют:

а) увеличение количества углеводов в суточном рационе;

б) увеличение частоты приёма пищи на протяжении дня до пяти раз;

в) увеличение продолжительности сна до 10 часов (из них 1-2 часа днём);

г) занятия силовыми упражнениями, направленными на развитие мышечной массы.
Снижению веса тела способствуют:

  1. специальная диета (сокращение количества углеводов в суточном режиме, ограничение жидкостей, отказ от кондитерских изделий и других сладостей и др.);
  2. водные и светотепловые ванны, а также суховоздушные и паровые бани;
  3. интенсивный массаж;
  4. занятия циклическими видами спорта, в которых по преимуществу проявляется выносливость;
  5. многократные повторения силовых упражнений (по 16 раз и более) с относительно небольшими отягощениями.

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями

3.Развитие основных мышц тела, подбор упражнений

Любая физическая активность предполагает работу не одной мышцы, а целой группы. И чтобы создать оптимальные условия для развития той или иной группы, необходимо именно на ней сосредоточить свои усилия, используя разные тренажеры и атлетические снаряды, меняя позу тела и структуру движений.

Комплекс упражнений с гантелями для определённых групп мышц.

  1. Жимы гантелей от плеч с разными положениями кистей (вперёд, параллельно).
  2. Подъём гантелей вперед (фронтальная часть дельты).
  3. Разведение рук с гантелями в стороны (боковая часть дельты).
  4. Разведение гантелей в наклоне (задняя часть дельты).

  1. Сгибание рук с гантелями (стоя, сидя), хват снизу, сверху, параллельно, одной рукой, с опорой локтя в колено, попеременно.
  2. Сгибание рук с гантелями, сидя на наклонной скамье, хват ладонями внутрь, вперед.

  1. Выпрямление руки вверх с гантелью (стоя, сидя), двигается только предплечье, плечо фиксировано строго вверх.
  2. Выпрямление рук, лёжа на скамье, хват гантелей ладонями внутрь, плечо фиксировано вертикально, двигаются только предплечья.
  3. Выпрямление одной руки (поочередно) назад, в наклоне, плечо фиксировано горизонтально, двигаются только предплечья.

  1. Тяга гантелей к поясу в наклоне, другая рука в упоре (колено, табурет)
  2. Отведение гантелей назад-вверх в наклоне (имитация гребка) с задержкой в верхней позиции на 1- 2 с.
  3. Лёжа животом на скамье, тяга гантелей вверх до сгибания рук или разведение прямыми руками назад- вверх.

Комплекс упражнений для развития мышц груди и мышц, прикрепленных к грудной клетке (см рис.)

  1. Отжимания на подставках с отягощением. При опускании — вдох, в положении упора — выдох.
  2. Лежа на спине на наклонном гимнастическом козле, разведение рук с отягощениями в стороны, сгибая их в локтевых суставах.
  3. Лежа на горизонтальной скамье, разведение рук с гантелями в стороны.
  4. Лежа на наклонной плоскости тренажера, головой вниз, с зафиксированными ногами, перенос гантелей из-за головы на бедра прямыми руками.
  5. Сидя на скамье с наклонной спинкой, разведение рук с гантелями в стороны.
  6. Лежа на скамье спиной, поднимать руки с гантелями из-за головы.

Жим штанги обеими руками из положения лежа на горизонтальной или наклонной скамье или лежа на полу следует включать в каждую тренировку, ибо это одно из наиболее важных упражнений для развития силы верхних конечностей.

Держать штангу можно узким, средним или широким хватом. Лежа на полу, с использованием при этом стойки, держат штангу широким и средним хватом; лежа на наклонной скамье, используют широкий и средний хват. Последнее упражнение весьма способствует развитию мускулатуры верхней части грудных мышц.

Техника выполнения жима штанги: лечь спиной на скамью (голова, спина и ягодицы соприкасаются с плоскостью скамьи, ступни упираются в пел или скамью). Взяв штангу рекомендуемым хватом в вытянутые перед собой руки, опустить ее на грудь, после чего производить жимы. Техника жимов, за небольшим исключением, одинакова во всех занимаемых телом положениях; то же самое можно сказать и о дыхании: при сгибании рук со штангой — вдох, при выполнении жима — выдох.

  1. Лежа на спине, жим штанги обеими руками:

а) в положении лежа на скамье жим средним хватом;

б) жим средним и широким хватом с использованием стоек;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.