Исследовательская работа искривление позвоночника

Доржиева Иляна Дмитриевна

Средняя школа №21 г. Элисты Республики Калмыкия

Маштыков Кирилл Владимирович, педагог дополнительного образования Эколого-биологического центра учащихся

В борьбе с деформациями позвоночника ведущую роль играют профилактические мероприятия, а также как можно более раннее выявление болезни и ее своевременное лечение. Грамотно воспитывать ребенка, выработать у него правильную осанку – одна из основ профилактики этого заболевания. Ортопеды считают, что лечение сколиоза надо начинать тогда, когда его еще нет. Исходя из этого, для того чтобы не развился сколиоз, основное внимание должно быть обращено на нарушение осанки ребенка. Выявление сколиоза на ранней стадии его развития и, соответственно, своевременно начатое лечение дают желаемые результаты. Лучшим оружием в борьбе против сколиоза считаются профилактические осмотры, проводимые в детских коллективах, т. к. они дают возможность своевременно выявить и исключить дальнейшее развитие деформации позвоночника.

Актуальность исследования определяется тем, что в современном обществе дети и молодежь недостаточно уделяют внимания правильной осанке, ведут малоподвижный образ жизни, мало занимаются спортом, чаще сидят за компьютером, тем самым ухудшая свое здоровье.

Цель исследования – определение знаний у учащихся о заболевании сколиозом и выявление наличия предпосылок к данному заболеванию.

Для достижения поставленной цели в данной работе нами решались следующие задачи:

  • Изучить причины возникновения заболевания сколиозом, его лечение и профилактика;
  • Выявить количество учащихся в МБОУ СОШ №21 г. Элисты, болеющих сколиозом;
  • Измерить вес портфеля учащихся и соотнести его с нормой;
  • Провести социологический опрос с целью выявления знаний о сколиозе, образе жизни и физической нагрузке учащихся;
  • Разработать практические рекомендации по профилактике сколиоза.

Гипотеза:

  • Большинство учащихся нашей школы носят портфели с массой, превышающей норму, что приводит к заболеванию приобретенного сколиоза первой стадии
  • Учащиеся не следят за осанкой во время уроков и ходьбы.

Объектом данного исследования являются учащиеся МБОУ СОШ №21 г. Элисты .

Предметом исследования является выявление и профилактика сколиоза.

Результаты и выводы. В данной работе нами было исследовано заболевание опорно-двигательного аппарата – сколиоз. Данное заболевание широко распространено в современное время, в нашей школе зафиксировано 36 случаев заболевания сколиозом. Данное исследование является актуальным так как в современном обществе дети и молодежь ведут малоподвижный образ жизни, мало занимаются спортом, чаще сидят за компьютером, тем самым ухудшая свое здоровье, недостаточно уделяют внимания правильной осанке, по данным наших респондетов большинство учащихся не следят за своей осанкой во время уроков и почти половина не следят, либо иногда следят за осанкой во время ходьбы.

Целью нашего исследования явилось определение знаний у учащихся о заболевании сколиозом и выявление наличия предпосылок к данному заболеванию. Цель достигнута, так как мы выяснили, что участники эксперимента знали о таком заболевании как сколиоз. Также нами были выявлены две предпосылки к данному заболеванию:

  • ношение тяжелых портфелей в младших классов (48% учащихся);
  • неправильная осанка во время ходьбы и сидения за партой (42% и 82% соответственно)

Также нами были выполнены задачи исследования:

  • Изучены причины возникновения заболевания сколиозом, его лечение и профилактика;
  • Выявлено, что 36 учащихся МБОУ СОШ №21 г. Элисты, болеют сколиозом, что составляет 3% от общего числа обучающихся;
  • Измерены вес портфеля учащихся и соотнесены его с нормой. На данном этапе исследования было выявлено, что почти половина учащихся младших классов носят портфели с массой превышающей массу тела на 10%, с возрастом вес портфеля снижается. Младшеклассники предпочитают носить ранцы и рюкзаки, старшеклассники, начиная с 7 класса начинают носить сумки. Если в 7 классе количество сумок не превышает 15%, то в 11 классе процент учащихся, предпочитающих носить сумки достигает 42%.;
  • Проведен социологический опрос с целью выявления знаний о сколиозе, образе жизни и физической нагрузке учащихся. Результаты социологического исследования показали, что все учащиеся 8 класса знакомы с таким заболеванием как сколиоз, при этом только половина знает о его последствиях. 100% учащихся знают как правильно сидеть за партой, однако только 15% это делают. Подавляющее большинство пренебрегают этими правилами, также 42% учащихся не следят за своей осанкой во время ходьбы, либо делают это не постоянно.;
  • Разработаны практические рекомендации по профилактике сколиоза (Приложение 2).

Наша первая гипотеза о том, что большинство учащихся нашей школы носят портфели с массой, превышающей норму, что приводит к заболеванию приобретенного сколиоза первой стадии подтвердилась лишь частично. Данная проблема актуальна для учеников младших классов. Так отклонения от нормы в 3 классе выявлены у 48% учащихся, в то время как в 7 и последующих классах отклонения не зафиксированы. Этому способствует тот факт, что по мере увеличения классов, тяжесть портфелей снижается с 3,8 кг в третьем классе до 1,7 кг в 11 классе.

Вторая гипотеза о том, что учащиеся не следят за осанкой во время уроков подтвердилась полностью, а ее вторая часть, касаемая неслежения за осанкой во время ходьбы вызвала у авторов сомнения. С одной стороны, следят за осанкой почти 60% опрошенных респондентов, с другой стороны 42% не следят. Таким образом, авторы считают необходимым продолжить исследование в данном направлении и увеличить выборку респондентов.

Областная научно-практическая конференции

Тема работы

Рютина Кристина Максимовна

учащаяся 4 класса

МБОУ Шарагайская СОШ

Руководитель:

Бухальцева Валентина Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ Шарагайская СОШ

1.1 Что такое осанка и факторы, влияющие на её изменение____________стр. 3

1.2. Исследование осанки учащихся 4 класса МБОУ Шарагайская СОШ __стр.7

Список использованных источников и литературы____________________стр.14

Цель исследования : выяснить состояние осанки у моих одноклассников.

Объект исследования: осанка

Предмет исследования : состояние осанки моих одноклассников.

Я выдвинула гипотезу, осанка, на мой взгляд, у моих одноклассников в норме.

Изучить литературу по данной теме;

Провести исследования на правильную осанку у моих одноклассников;

Методы исследования:

Изучение и анализ литературы по данной теме;

Анкетирование, исследование, измерение.

1.1.Что такое осанка и факторы, влияющие на её изменение.

Правильная осанка характеризуется:

нормальным положением позвоночника симметричным расположением плеч и лопаток, п рямое держание головы и прямые ноги без уплощения стоп.

Правильная осанка - это здоровая спина. Хорошая осанка позволяет позвоночнику удерживать вертикальное положение и наиболее эффективно нести вес тела. С учетом вертикальной оси располагаются также и все наши внутренние органы и скелет. При плохой осанке позвоночник напрягается, из-за чего возникает боль. Это приводит к согнутой, сутулой спине и многим болезням внутренних органов, нарушается работа мышц, ухудшается кровоснабжение мозга. Все это приводит к уменьшению умственной работоспособности, внимания, ухудшению памяти.

Человеческий организм, можно сравнить с домом, в котором все системы должны работать слаженно. Каркасом тела человека является скелет.

Поль Брэгг (американский биолог, диетолог) выделял 4 вида осанки:

1. Хорошая осанка. При такой осанке голова, туловище и бедра расположены на одной прямой линии, грудная клетка слегка выдвинута вперед и вверх, живот втянут, спина нормально изогнута.

2. Посредственная осанка. Голова выдается вперед, живот немного выпячен, изгиб верхней части спины излишне подчеркнут, поясница слегка впалая.

3. Плохая осанка. Для такой осанки характерна расслабленность, в том числе живота, лопатки при этом торчат, поясница впалая.

4. Очень плохая осанка. При такой осанке голова сильно выдается вперед, верхняя часть спины излишне изогнута, живот расслаблен, грудная клетка и поясница впалые.

Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника:

лордоз (искривление выпуклостью вперед),

кифоз (искривление выпуклостью назад),

сколиоз (искривление выпуклостью вбок) впервые ввел древнегреческий ученый и врач Гален.

Наиболее частой деформацией позвоночника у детей является сколиоз.

Причины возникновения искривлений позвоночника врачи-ортопеды обычно делят на три группы:

1. В младенческом возрасте, когда родители рано начинают садить ребенка. У малыша горбится спина, нарушается грудной изгиб позвоночника, потому что мышцы еще не до конца сформировались; когда рано начинают учить ребенка ходить - возникает не только искривление поясничного изгиба позвоночника, но и происходит деформация ног.

2. Из-за перенесенных инфекционных заболеваний (таких как ветряная оспа, коклюш, корь, туберкулез), травм скелета, тяжелой формы рахита или ожирения. При заболевании рахитом нарушается обмен солей в организме, происходит деформация грудной клетки и конечностей, замедляется рост организма. Причина - дефицит витамина "Д" в организме, который образуется под воздействием ультрафиолетовых лучей на тело или поступает при употреблении рыбных и молочных продуктов. При ожирении происходит нарушение обмена веществ. Причины - переедание, низкая двигательная активность. Наблюдается задержка роста, психического развития, повышение давления. Дети, страдающие ожирением, имеют искривление позвоночника в грудном или поясничном отделе.

3. В школьный период, когда окостенение скелета только на 65% и опорно-двигательный аппарат еще пока не сформирован, меняется не только среда, но и образ жизни ребенка. Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, образуется боковое искривление. Оно приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются. В результате позвонки трутся один о другой и сдавливают нервы, отходящие от спинного мозга, что нарушает нормальную работу организма и может привести к развитию заболеваний.

Во время занятий от ученика требуется огромное внимание и чрезмерное напряжение глазных мышц, а если еще и освещение плохое, у ребенка возникает дефект зрения. Ученики с нарушением зрения ниже наклоняются над учебником или тетрадью, при этом постоянно согнута спина в грудном и шейном отделе позвоночника, что способствует нарушению осанки и искривлению позвоночника.

А также перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. Тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если рюкзак носится только на одном плече, то возникает боковое искривление позвоночника, и как результат: одно плечо становится выше другого, развивается боковой сколиоз.

Искривление позвоночника возникает у девочек, когда они рано начинают носить обувь на высоком каблуке. Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперед, вызывая напряжение мышц нижней части спины.

Большое значение для формирования правильной осанки имеет постель, на которой спит ребёнок. Кровать должна быть ровной и твердой. Когда тело лежит на такой постели, вес его равномерно распределяется, мускулы максимально расслабляются, а подвывихи или искривления позвоночника, вызванные вертикальным положением тела в течение дня, легко исправляются. Мягкая постель способствует нарушению правильной осанки.

Для укрепления костно- мышечной ткани необходимо употреблять достаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор: молоко, кефир, йогурт, творог, мягкие сыры и сливочное масло.

Возникновению заболевания способствует ограничение двигательной активности. Много времени школьник проводит за компьютером или просмотром телепередач. Малоподвижный образ жизни приводит к снижению возможностей мышечной системы, а так как скелет человека тесно связан с мышцами, он активно реагирует на ограничение подвижности. Все это приводит к сутулости и деформации позвоночника.

Вывод: На этом этапе сбора информации я познакомилась с понятием осанка, а так же с причинами, способствующие нарушению изгибов позвоночника, ведущих к формированию неправильной осанки тела, возникновению различных заболеваний.

1.2. Исследование осанки учащихся 4 класса МБОУ Шарагайская СОШ

Вывод: Мои одноклассники знают, как нужно правильно сидеть за партой, но есть такие ребята, их двое, которые на это не всегда обращают внимания. Кроме школы, дома выполняют упражнения для формирования правильной осанки 7 человек. При просмотре телевизора, работе у компьютера 80% следят за своей осанкой, 20% ребят не следит за своей осанкой. Школьники все знают, что такое сколиоз, но не знают способов проверки правильной осанки.

Ребята встали спиной к стене так, чтобы, затылок, лопатки, ягодицы, голени и пятки соприкасались с ней. Там, где находится изгиб спины, нужно просунуть ладонь. Если ладонь или кулак не проходит, есть искривление. Вывод: у всех ребят ладонь проходит, значит, осанка не нарушена.

2. Определение Кифоза.

Сантиметровой лентой измеряла расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряла это расстояние на груди. Если результаты одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз. Результаты занесла в таблицу.

Доржиева Иляна Дмитриевна

Средняя школа №21 г. Элисты Республики Калмыкия

Маштыков Кирилл Владимирович, педагог дополнительного образования Эколого-биологического центра учащихся

В борьбе с деформациями позвоночника ведущую роль играют профилактические мероприятия, а также как можно более раннее выявление болезни и ее своевременное лечение. Грамотно воспитывать ребенка, выработать у него правильную осанку – одна из основ профилактики этого заболевания. Ортопеды считают, что лечение сколиоза надо начинать тогда, когда его еще нет. Исходя из этого, для того чтобы не развился сколиоз, основное внимание должно быть обращено на нарушение осанки ребенка. Выявление сколиоза на ранней стадии его развития и, соответственно, своевременно начатое лечение дают желаемые результаты. Лучшим оружием в борьбе против сколиоза считаются профилактические осмотры, проводимые в детских коллективах, т. к. они дают возможность своевременно выявить и исключить дальнейшее развитие деформации позвоночника.

Актуальность исследования определяется тем, что в современном обществе дети и молодежь недостаточно уделяют внимания правильной осанке, ведут малоподвижный образ жизни, мало занимаются спортом, чаще сидят за компьютером, тем самым ухудшая свое здоровье.

Цель исследования – определение знаний у учащихся о заболевании сколиозом и выявление наличия предпосылок к данному заболеванию.

Для достижения поставленной цели в данной работе нами решались следующие задачи:

  • Изучить причины возникновения заболевания сколиозом, его лечение и профилактика;
  • Выявить количество учащихся в МБОУ СОШ №21 г. Элисты, болеющих сколиозом;
  • Измерить вес портфеля учащихся и соотнести его с нормой;
  • Провести социологический опрос с целью выявления знаний о сколиозе, образе жизни и физической нагрузке учащихся;
  • Разработать практические рекомендации по профилактике сколиоза.

Гипотеза:

  • Большинство учащихся нашей школы носят портфели с массой, превышающей норму, что приводит к заболеванию приобретенного сколиоза первой стадии
  • Учащиеся не следят за осанкой во время уроков и ходьбы.

Объектом данного исследования являются учащиеся МБОУ СОШ №21 г. Элисты .

Предметом исследования является выявление и профилактика сколиоза.

Результаты и выводы. В данной работе нами было исследовано заболевание опорно-двигательного аппарата – сколиоз. Данное заболевание широко распространено в современное время, в нашей школе зафиксировано 36 случаев заболевания сколиозом. Данное исследование является актуальным так как в современном обществе дети и молодежь ведут малоподвижный образ жизни, мало занимаются спортом, чаще сидят за компьютером, тем самым ухудшая свое здоровье, недостаточно уделяют внимания правильной осанке, по данным наших респондетов большинство учащихся не следят за своей осанкой во время уроков и почти половина не следят, либо иногда следят за осанкой во время ходьбы.

Целью нашего исследования явилось определение знаний у учащихся о заболевании сколиозом и выявление наличия предпосылок к данному заболеванию. Цель достигнута, так как мы выяснили, что участники эксперимента знали о таком заболевании как сколиоз. Также нами были выявлены две предпосылки к данному заболеванию:

  • ношение тяжелых портфелей в младших классов (48% учащихся);
  • неправильная осанка во время ходьбы и сидения за партой (42% и 82% соответственно)

Также нами были выполнены задачи исследования:

  • Изучены причины возникновения заболевания сколиозом, его лечение и профилактика;
  • Выявлено, что 36 учащихся МБОУ СОШ №21 г. Элисты, болеют сколиозом, что составляет 3% от общего числа обучающихся;
  • Измерены вес портфеля учащихся и соотнесены его с нормой. На данном этапе исследования было выявлено, что почти половина учащихся младших классов носят портфели с массой превышающей массу тела на 10%, с возрастом вес портфеля снижается. Младшеклассники предпочитают носить ранцы и рюкзаки, старшеклассники, начиная с 7 класса начинают носить сумки. Если в 7 классе количество сумок не превышает 15%, то в 11 классе процент учащихся, предпочитающих носить сумки достигает 42%.;
  • Проведен социологический опрос с целью выявления знаний о сколиозе, образе жизни и физической нагрузке учащихся. Результаты социологического исследования показали, что все учащиеся 8 класса знакомы с таким заболеванием как сколиоз, при этом только половина знает о его последствиях. 100% учащихся знают как правильно сидеть за партой, однако только 15% это делают. Подавляющее большинство пренебрегают этими правилами, также 42% учащихся не следят за своей осанкой во время ходьбы, либо делают это не постоянно.;
  • Разработаны практические рекомендации по профилактике сколиоза (Приложение 2).

Наша первая гипотеза о том, что большинство учащихся нашей школы носят портфели с массой, превышающей норму, что приводит к заболеванию приобретенного сколиоза первой стадии подтвердилась лишь частично. Данная проблема актуальна для учеников младших классов. Так отклонения от нормы в 3 классе выявлены у 48% учащихся, в то время как в 7 и последующих классах отклонения не зафиксированы. Этому способствует тот факт, что по мере увеличения классов, тяжесть портфелей снижается с 3,8 кг в третьем классе до 1,7 кг в 11 классе.

Вторая гипотеза о том, что учащиеся не следят за осанкой во время уроков подтвердилась полностью, а ее вторая часть, касаемая неслежения за осанкой во время ходьбы вызвала у авторов сомнения. С одной стороны, следят за осанкой почти 60% опрошенных респондентов, с другой стороны 42% не следят. Таким образом, авторы считают необходимым продолжить исследование в данном направлении и увеличить выборку респондентов.

Исследовательский проект

"Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы. Сколиоз"

Опорно-двигательная система является основой человеческого организма, обеспечивая его структурную целостность. От состояния опорно-двигательной системы в большой степени зависит самочувствие человека. На качество работы опорно-двигательной системы влияют многие факторы. В первую очередь, это правильное распределение и соответствие физической работы организма, величина физических нагрузок, наличие в организме хронических очагов инфекции, скорость самовосстановления. При неправильной эксплуатации опорно-двигательная система истощается быстрее других. Первые сигналы о нарушениях в работе позвоночника человек ощущает как боли в спине. Но, как правило, не все обращают на них внимание. Это может привести к развитию серьезных хронических заболеваний опорно-двигательной системы. Большое значение имеет и характер питания. Опорно-двигательная система нуждается в регулярном поступлении аминокислот, минералов, особенно кальция, магния, фосфора, хрома, фтора; витаминов, а также других биологически активных веществ, которые необходимы для ее нормального функционирования и восстановления. Нельзя исключить отрицательного влияния окружающей экологической обстановки, потому что кости являются органами-депо промышленных и бытовых ядов, таких, как соли тяжелых металлов, радионуклиды, пестициды и другие химические соединения. Откладываясь и накапливаясь в костях, радионуклиды продолжают служить источником опасности для близлежащих органов и могут явиться причиной развития злокачественных опухолей.

Я считаю данную тему актуальной так, как в настоящее время резко ухудшилась экологическая обстановка, характер питания и, как следствие, заболевания опорно-двигательной системы вышли в общей структуре заболеваемости на третье место.

Гипотеза: Если человек будет знать свои заболевания, то он сможет замедлить их прогресс, а если будет знать причины вызывающие это заболевание, то можно и предотвратить их.

Цель: Выявление особенности строения позвоночника, определив причины вызывающие деформацию его отделов.

1.Собрать информацию о строении позвоночника.

2. Выявить причины, приводящие к деформации позвоночника.

3. Изучить комплекс упражнений для предупреждения искривления позвоночника.

План работы над проектом:

1. Собрать информацию о позвоночнике и его заболеваниях.

2.Провести опрос среди одноклассников о заболевании позвоночника (сколиоз).

3. Провести анализ собранного материала

4.Разработать комплекс упражнений для выправления осанки.

1 часть: Сбор информации.

1.Позвоночник

Существует общепринятое разделение, в соответствии с которым выделяются определенные отделы позвоночника человека. При этом каждый из отделов имеет определенное количество позвонков. Для удобства позвонки обозначаются латинскими буквами (по первым буквам латинских названий отделов) и цифрами, которые обозначают номер позвонка в отделе. Стоит также помнить, что нумерация позвонков ведется сверху вниз.

Итак, сколько отделов в позвоночнике человека? Всего выделяют 5 отделов:

В поясничном отделе расположено всего 5 позвонков с нумерацией от L1 до L5. Именно этот отдел чаще других является местом появления различных заболеваний позвоночника просто по той причине, что на него приходится максимальная нагрузка, в то же время он должен быть достаточно подвижным;

Крестцовый отдел — 5 позвонков, которые имеют нумерацию от S1 до S5.

Я расскажу вам только о трёх заболеваниях позвоночника, которые в наше время являются одними из самых распространённых.

Грыжа межпозвонкового диска - одно из самых распространенных и сложных заболеваний позвоночника. Эта патология связана с нарушением обменных процессов в межпозвонковом диске. Обычный остеохондроз увеличивает риск появления межпозвоночной грыжи.

Выпадение межпозвоночного диска чаще всего происходит в нижней части позвоночника, между четвертым и пятым поясничными позвонками, а так же между пятым позвонком и крестцом, начиная уже с молодого возраста.

Искривление позвоночника в плоскостях (вперёд, назад, влево, вправо), а также скручивающее вращение вокруг собственной оси — именуется сколиозом.

Позвоночник, словно стержень, который ощущает на себе тяжесть всех органов тела.

В норме, ему присуще определённая степень подвижности, гибкости, которая позволяет беспрепятственно осуществлять повседневную двигательную активность.

Персональная ответственность за адекватное расположение, нормальное функционирование позвоночника — возложена на мышечные группы, располагающиеся вокруг него, или по-иному можно сказать на “мышечный корсет”.

В том случае, если состояние позвоночного столба становится ослабленным, наблюдается его искривление, то результат всего этого печальный — деформирование позвоночника, серьёзные “неполадки” в работоспособности многих органов.

Касаемо сколиоза можно говорить, что это результат патологических процессов, “властвующих” в организме, причём перечень их, весьма обширный:

проблемы тазобедренных суставов

болезни соединительной ткани

Однако явным причинным фаворитом всё-таки следует считать систематическое игнорирование основ правильной осанки. Кстати, в раннем возрасте, косвенным виновником неправильной осанки можно считать перенесённые ранее некоторые серьёзные заболевания, например, рахит, всевозможные травмы.

Чрезвычайно негативное влияние на детей школьного возраста оказывает неудовлетворительное “оформление учебного места”, а результат подобной халатности — продолжительное нахождение ребёнка в сгорбившемся состоянии.

2 часть: Исследовательская работа

Анализируя собранный материал, я пришла к выводу, что школьники больше других подвержены болезни "сколиоз", так как большую часть времени, находясь в школе, сидят за партами, а дома за столом, решая домашние задания. Поэтому в своей работе я сначала провела опрос одноклассников на предмет их осведомленности о болезни "сколиоз". Для этого я составила анкету с вопросами на тему "Сколиоз" (Приложение № 2) и провела анкетирование.

В анкетировании приняло участие 23 человека.

По результатам анкетирования установлено:

К каким же заболеваниям может привести нарушение осанки?

Для этого рассмотрим отделы позвоночника и связанные с ним внутренние органы человека.

Защитная роль шейного отдела

Шейная зона позвоночника находится в самом верху столба и включает семь верхних позвонков. У них есть отростки с отверстиями с кровеносными сосудами, которые снабжают головной мозг кровью, соответственно, и кислородом и полезными элементами. Если повредятся шейные позвонки, то могут возникнуть болезни головного мозга из-за недостаточного кровоснабжения. Могут чувствоваться головные боли, головокружения, нарушение речи, мушки перед глазами. Такое заболевание называют вертебробазилярной недостаточностью.

Шейный отдел защищает мозговое кровообращение, отвечает за работу глаз, ушей, носа, рта, голосовых связок, щитовидной железы, плеч и рук. Если есть нарушения первого позвонка этого отдела, то могут возникать головные боли (и это может перерасти в мигрень), проблемы со сном, повышаться артериальное давление.

Проблемы со вторым позвонком могут вызывать частые обмороки, проблемы со слухом и зрением, даже могут появляться аллергические реакции, которых ранее не было. Третий позвонок отвечает за кожные покровы лица, поэтому его смещения могут повлиять на появление сыпи и угрей. Могут проявляться невриты и невралгии.

Изменения четвертого позвонка шейного отдела могут вызвать нарушение слуха (вплоть до его потери) или увеличение аденоидов. Искривление пятого позвонка приводит к болям в горле, ларингитам и тонзиллитам. Боли в шее, плечах, затылочной доле мозга могут возникать из-за проблем с шестым шейным позвонком.

Подвижность плеч и рук (до локтей) может быть ограничена из-за потери дееспособности седьмого позвонка.

Защитная функция грудного отдела позвоночника

Следующие 12 позвонков формируют жесткий и фиксированный каркас, который защищает внутренние органы. К позвонкам и их отросткам крепятся ребра. Позвонки - это задняя часть защитного щита. Такой крепкий каркас защищает легкие и сердце от механических повреждений. Но отверстия в позвонках очень узкие, поэтому они могут стереться, что приведет к грыжам и другим заболеваниям спины, которые напрямую могут повлиять на здоровье внутренних органов, расположенных внутри грудного каркаса.

Если нарушается первый позвонок грудного отдела, то могу возникать кашель, астма, болезненные ощущения в руках (особенно в ладонях). Ишемия сердца и аритмия развиваются из-за смещения второго позвонка грудного отдела. Также могут появляться боли в грудине. Плохая дееспособность третьего позвонка сказывается на проявлении пневмонии, бронхита, плеврита и астмы. Нарушение обмена веществ может появиться из-за проблем с четвертым позвонком. И это не единственная проблема. Могут формироваться камни в желчном пузыре или внезапно проявляться желтуха. Плохая свертываемость крови может появиться из-за нарушений в пятом позвонке. Печень тоже может давать сбои из-за стирания пятого позвонка. Болезни желудка (язвы, гастриты, плохое переваривание пищи) могут возникнуть из-за проблем с шестым позвонком.

Диабету может способствовать проблема с седьмым позвонком. Удивительно, но этот отдел влияет на работу слуха и на появление расстройств желудочно-кишечного тракта. Восьмой позвонок отвечает за икоту и нарушения в дыхательной системе. За девятым числится иммунная система и возможность появления новых аллергических симптомов. Частая и необоснованная слабость, вялость и усталость могут быть из-за смещения десятого позвонка. Он вместе со следующим, одиннадцатым позвонком отвечает за работу почек.

Защитная функция поясничного отдела позвоночника

Крупных 5 позвонков относят к поясничному отделу. Этот отдел является соединительным звеном между фиксированным грудным и неподвижным крестцовым отделом. Но, несмотря на их размер, из-за того, что поясничному отделу приходится удерживать вес всего туловища, межпозвоночные диски быстро стираются, что приводит к формированию грыжи и защемлению нервов. Если носить тяжелые предметы, то вся тяжесть тоже переходит именно на этот отдел позвоночника. Могут возникать болевые ощущения и неврологические нарушения. Поясничный отдел является ответственным за ноги и органы таза.

Какие-либо нарушения первого позвонка поясничного отдела могут вызвать диареи, запоры, колиты и грыжи. Следующий позвонок отвечает за аппендицит. Боли в бедрах и паху, а также кишечные колики могут быть спровоцированы именно из-за смещения этого отдела позвонка. Третий позвонок отвечает за мочевой пузырь и коленные суставы. Импотенция неожиданно может возникнуть из-за стирания третьего позвонка.

Боль в голенях и стопах может быть из-за неправильного расположения четвертого позвонка. А пятый позвонок может спровоцировать плоскостопию и боли в лодыжках.

Крестец и копчик: их функция в организме

Строение крестца и копчика человека. Крестец и копчик не выполняют особых защитных или двигательных функций, тем не менее их нарушение может привести к проблемам тазовых органов, появлению геморроя, недержанию кала и возникновению болей при длительном сидении.

3 часть: Заключение

1.Итог работы:

В результате данной работы я узнала строение и особенности позвоночного отдела скелета человека, познакомилась с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, определила, как деформация отдельных отделов позвоночника влияет на работу различных систем и органов.

Из собранного материала видно, что позвоночник очень важен для нашего организма. Если мы перестанем следить за осанкой, то это приведёт к плачевным последствиям. Наш позвоночник приобретет искривление, которое может привести к защемлению нервных окончаний, регулирующих работу различных частей организма.

Также я разработала комплекс упражнений для сохранения осанки и список продуктов питания, содержащих необходимые химические элементы для нормального функционирования костной части нашего организма. Рекомендации оформлены в виде памятки и представлены в приложении № 4.

Список используемой литературы:

3.Учебник биологии 8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.