Физические упражнения как средство формирования правильной осанки

Наталья Евдокимова
Педагогический проект по теме Физические упражнения как средство формирования и коррекции правильной осанки у детей старшег

Актуальность проекта.

В дошкольный период формируются основы психического и фи зического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время система физических упражнений дает возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки. Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям.

Цель проекта: систематизировать систему упражнений по формированию и коррекции правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Задачи проекта:

1) Теоретически изучить специальную литературу по проблеме формирования и коррекции осанки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и рассмотреть виды нарушений осанки

2) Систематизировать систему упражнений по формированию и коррекции осанки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

3) Разработать систему мероприятий по работе с родителями, направленных на формирование и коррекцию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

4)Внедрить разработанную систему физических упражнений в педагогическую деятельность воспитателей

Этапы проекта:

I ЭТАП –ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1) ОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ (СЕНТЯБРЬ)

2) ВЫБОР УПРАЖНЕНИЙ (СЕНТЯБРЬ)

3) СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ВИДАМ НАРУШЕНИЙ (СЕНТЯБРЬ)

II ЭТАП – ОСНОВНОЙ

1) СОСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ (ОКТЯБРЬ-МАЙ)

2) СОСТАВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ОКТЯБРЬ-ИЮНЬ)

3) РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (ОКТЯБРЬ – ИЮНЬ)

1) воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к фиксации правильного положения тела;

3) воспитание и закрепление навыка правильной осанки и стереотипа правильной походки;

4) расширить знания и умения родителей с технологией проведения физических упражнений для формирования и коррекции правильной осанки у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Физкультурные упражнения как средство формирования и коррекции правильной осанки у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, по словам М. Алиева, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Дошкольникам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования и коррекции правильной осанки в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток можно использовать следующие упражнения (М. Алиев):

• прогибание спины с обручем или с мячом в руках;

• наклоны в стороны с обручем за спиной;

• приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках;

• наклоны назад с разведением рук в стороны;

• наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине;

• ползание на четвереньках;

• ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.

Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме,например:

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки, и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела. (М. Алиев)

Большой интерес для формирования навыка правильной осанки представляет система физических упражнений разработанная Н. Н. Ефименко. Любую форму двигательной активности детей он предлагает начинать из лежачих или горизонтальных положений, как наиболее естественных, простых, разгрузочных. И постепенно усложнять двигательный режим к более вертикальным, нагрузочным, гравитационным положениям стоя и далее в ходьбе, лазании, беге и прыжках. Причем, чем меньше возраст детей (1-3 года) тем более естественными, доминирующими для них в занятиях будут лежачие или горизонтальные положения (лежа на спине, на животе, на боку, переворот со спины на живот, ползание по-пластунски, упражнения на четвереньках, в позе сидя, на коленях). И наоборот, чем старше дети (5-7 лет, тем более предпочтительнее в их двигательной активности вертикальные положения, прямостояние, ходьба, лазание, бег, подскоки, прыжки.

При исправлении дефектов осанки Н. И. Ефименко предлагает использовать определенные упражнения, исходя из видов нарушений.

Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза):

• прогибание спины назад с отведением рук вверх назад;

• ходьба на носках с прогибанием спины;

• прогибание спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием;

• вытягивание сцепленных рук назад;

• прогибание спины в положении лежа с упором на локти;

• прогибание спины стоя на четвереньках и коленях;

• наклоны назад с отведением рук в стороны.

При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе):

• наклоны вперед с доставанием носков (пола);

• наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости;

• сгибание ног в положении лежа;

• доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке); подтягивание бедра к груди лежа на спине.

При плоскостопии и для его предупреждения вводятся упражнения, направленныена укрепление мышц стопы и голени:

• ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке, на носках и пятках, на наружных краях стоп, по гимнастической палке и растянутому на полу канату;

• захватывание мяча ногами;

• собирание мелких предметов пальцами ног и переноска их на небольшое расстояние;

Система мероприятий по работе с родителями, направленных на формирование и коррекцию правильной осанки у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

1) продолжать использовать физические упражнения в работе по формированию и коррекции правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста;

2) продолжать формировать и корректировать осанку путем внедрения новых игр и физических упражнений.


Здоровьесберегающие технологии Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы? В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые,.


Исследование о том, как систематическое выполнение физических упражнений влияет на формирование правильной осанки у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
issledovanie.docx 21.29 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №2065 Д5

Провела: воспитатель Полежаева Анна Геннадиевна.

Совершенствование физического воспитания в ДОУ нуждается в решении ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки.

Значение хорошей осанки огромно: это здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы, которые являются основой не только красивой и стройной фигуры, но и залогом физического здоровья и психического благополучия.

Состояние осанки ребёнка является одним из комплексных показателей его здоровья. Своевременные меры помогают не только исправить осанку, но и понять причины, которые ведут к её искривлению.

Воспитание правильной осанки у детей проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи (М.В.Арсланов, Т.Н.Белякова, А.А.Буровых, О.В.Козырева, А.Д.Дубогай) приходят к единому мнению, что именно дошкольное учреждение может быть местом профилактики нарушений осанки. В связи с этим назрела необходимость определить эффективность использования физических упражнений для формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

На основании вышеизложенного был определён объект исследования : процесс формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом был выделен предмет исследования: использование физических упражнений для формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом и предметом была поставлена цель : определить влияние физических упражнений на формирование правильной осанки у старших дошкольников.

Для реализации цели исследования были поставлены задачи:

  1. Изучить и проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Оценить состояние осанки у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать с использованием физических упражнений на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: если систематически и планомерно проводить физические упражнения, включая их в различные формы работы, то это будет способствовать формированию правильной осанки у старших дошкольников.

Исследование состоит из:

Две главы. Заключение. Список используемой литературы.

Глава № 1 посвящена формированию правильной осанки как основы здоровья ребёнка-дошкольника.

Обобщая исследования в этой области, можно сделать вывод, что решающее значение в профилактике нарушения осанки у детей-дошкольников имеют: правильно подбор мебели для занятий и отдыха, знание методики обучения физическим упражнениям и регулярное их использование.

Глава № 2 посвящена экспериментальной работе по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ Школа №2065 Д5 в три этапа.

Первый этап – констатирующий эксперимент проходил с 1 сентября 2018 года по 31 октября 2018 года. Цель констатирующего эксперимента –оценить состояние осанки детей старшего дошкольного возраста.

Задачи данного этапа:

  1. Изучить и обобщить данные медицинских карт детей старшего дошкольного возраста.
  2. Оценить состояние осанки у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о формировании правильной осанки.
  4. Проанализировать опыт работы ГБОУ Школа № 2065 Д5 и работу воспитателей по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Оценить уровень знаний родителей по формированию правильной осанки у старших дошкольников.

Исследования проводились с детьми 2-х групп: экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ). Количественный состав ЭГ 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек. В КГ также 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек.

Критерии подбора детей:

  1. Возраст детей 5-6 лет.
  2. Группа здоровья: Одинаковая у всех.
  3. Уровень физической подготовленности: практически одинаковый.
  4. Половая принадлежность: в каждой группе по 8 мальчиков и по 8 девочек.

Для реализации первой задачи был проведён анализ медицинских карт совместно с медицинским работником, который показал, что отклонения в опорно-двигательном аппарате были выявлены в ЭГ у 5 детей (31,25%), из них 3 девочки и 2 мальчика. В КГ у 6 детей (37,5%), из них 2 девочки и 4 мальчика.

Для реализации второй задачи была проведена оценка состояния осанки у детей ЭГ и КГ по методике Красиковой И.С. В результате проведённого тестирования были получены следующие результаты: В ЭГ нарушения осанки были отмечены у 10 детей (62,5%), из них 5 мальчиков и 5 девочек, а в КГ у 13 детей (81,25%), из них 6 мальчиков (37,5%) и 7 девочек (43,75%).

Для реализации третьей задачи были проведены беседы с детьми обеих групп о значении формирования правильной осанки. Знания и представления детей о строении человеческого организма, в частности опорно-двигательного аппарата, понимания важности правильной и красивой осанки, её ценности для здоровья всего организма не соответствуют возрастным особенностям детей данной группы.

Для реализации четвёртой задачи был проведён анализ нормативных документов, регламентирующих работу образовательной площадки Д5, который показал, как положительные, так и отрицательные стороны в работе. Педагогами проводится недостаточная оптимизация двигательной активности на прогулках, не всегда систематически организуются физкультурные досуги.

Также проанализировали работу воспитателей по формированию правильной осанки у старших дошкольников.

Для реализации пятой задачи было использовано анкетирование родителей, анализ которого показал, что они проявляют недостаточный интерес к данной проблеме.

На основании данных констатирующего эксперимента была разработана система работы с использованием физических упражнений, направленных на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап – формирующий эксперимент – проходил с 1 ноября 2018 года по 28 февраля 2019 года.

Целью второго этапа являлась разработка системы с использованием физических упражнений, способствующих формированию правильной осанки у старших дошкольников. В формирующем этапе участвовали дети ЭГ, их родители, воспитатели, КГ работала по плану воспитателя.

Экспериментальная работа по формированию правильной осанки у старших дошкольников велась в трёх направлениях: работа с детьми, с воспитателями, с родителями детей.

Работа с детьми включала в себя проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, физкульт - минуток, подвижных игр на прогулках, беседы.

Физкультурные занятия строились по традиционной трёхчастной структуре, проводились 2 раза в неделю. В вводную часть занятия включались разнообразные виды ходьбы с движение рук и их фиксацией, упражнения на координацию движений и равновесии. Физические упражнения, включенные в физкультурные занятия, проводились с целью развития чувства правильной позы тела и воспитания для профилактики плоскостопия. В качестве физкультурных пособий на занятиях применялись различные мешочки с песком, гимнастические палки, обручи, ребристые дорожки и др.

Важную роль на физкультурных занятиях отводилось дыханию, так как оно расширяет грудную клетку и укрепляет позвоночник.

В основной части занятий наряду с общеразвивающими упражнениями, были подобраны специальные упражнения, которые более эффективны для формирования правильной осанки. Это упражнения с гимнастическими палками и мячами разных размеров. Достойное место занимали упражнения на развитие силы, выполняемые в среднем и медленном темпе, так как именно они развивают мышечный корсет. Прыжки в высоту с высоты, с разбега сводились к минимуму, так как у детей дошкольного возраста кости содержат большое количество хрящевой ткани, позвоночник податлив к искривлению, сохраняет большую гибкость, а мускулатура его недостаточно развита. Для развития правильной осанки, применялось стандартное оборудование: шведские стенки, гимнастические скамейки, набивные и другие разновидности мячей.

Подвижные игры и физические упражнения, направленные на формирование правильной осанки, организовывались в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня, на вечерних прогулках.

Эффективность разработанной системы с использованием физических упражнений на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста проверялась на третьем этапе исследования – контрольном эксперименте, который проводился с 1 марта 2019 года по 1 апреля 2019 года.

Целью контрольного эксперимента был сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов исследования.

На третьем этапе исследования были поставлены следующие задачи :

  1. Оценить состояние осанки у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста об осанке.
  3. Проанализировать работу воспитателей экспериментальной и контрольной групп по формированию правильной осанки у старших дошкольников.
  4. Оценить уровень знаний родителей по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

В контрольном эксперименте участвовали: дети ЭГ – 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек, дети КГ – 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек, одинаковой группы здоровья и одинакового уровня физической подготовки; воспитатели ЭГ и КГ, родители детей обеих групп.

Для реализации первой задачи было проведено повторное тестирование обеих групп по методике Красиковой И.С. Данные проведённого тестирования показали, что в ЭГ нарушения были отмечены у 7 детей (43,75%), из них 4 мальчика (25%) и 3 девочки (18,75%). В КГ у 12 детей (75%) были выявлены нарушения осанки, из них 6 мальчиков и 6 девочек.

Так, в ЭГ детей, не имеющих функциональных отклонений в опорно-двигательном аппарате, на 31,25% больше, чем в КГ. Количество детей, имеющих нарушения осанки в ЭГ по сравнению с данными констатирующего эксперимента исследования, снизились на 18, 75%, а в КГ на 6,25%.

Для реализации второй задачи контрольного эксперимента были использованы вопросы беседы, проводимой на констатирующем этапе исследования. Анализ ответов детей ЭГ показал, что данная работа дала существенные результаты. Знания детей о строении человеческого организма, в частности опорно-двигательного аппарата, понимания важности правильной и красивой осанки, её ценности для здоровья всего организма в ЭГ расширились и приобрели глубину. Работа в этом направлении была проведена в достаточном объёме для данной возрастной группы. Детьми КГ, по-прежнему, не осознаётся важность правильной и красивой осанки для здоровья человека, недостаточны и разрозненны знания о средствах и профилактике правильной осанки.

Для реализации следующей задачи воспитателя ЭГ и КГ было предложено анкетирование, которое показало результативность проведённой работы с воспитателями ЭГ на формирующем этапе. Знания по проблеме формирования правильной осанки у старших дошкольников расширились и нашли своё применение с детьми. Воспитатели КГ продолжают считать основным критерием правильной осанки положение головы, подбородка, плеч в положении стоя, сидя, при ходьбе.

Для реализации последней задачи родителям ЭГ и КГ было предложено повторное анкетирование, анализ которого показал, что у большинства родителей ЭГ проведённая работа с детьми вызвала большой интерес и активность. Проведённые беседы помогли в решении проблемных вопросов по формированию правильной осанки, полученные памятки и комплексы общеразвивающих упражнений для занятий в домашних условиях, позволили родителям приобрести практические навыки в формировании осанки у детей.

В процессе проведения формирующего этапа эксперимента дети с удовольствием занимались физическими упражнениями как в зале, так и на улице во время подвижных игр. У детей формировалась потребность ежедневно заниматься физическими упражнениями, занятия и игры проходили эмоционально, весело, у детей отмечалось радостное настроение, они стали бодрее и активнее.

Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза: если систематически и планомерно проводить физические упражнения, включая их в разные формы работы, то это будет способствовать формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста, доказана. Спасибо за внимание.

  1. Ванюшина О.Б. Дошкольник, подружись с физкультурой. –М., 2005.
  2. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2004.
  3. Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М., 2005.
  4. Горн Г. Энциклопедия здоровья. – Новосибирск, 2002.
  5. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников. – Ленинград, 1963.
  6. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательная аппарата.) –М., 2003.
  7. Коррекция нарушений осанки у школьников / Науч. Ред. Г. А. Халемскийю –СПб., 2001.
  8. Красикова И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки, Лечение нарушений осанки.-СПб.,2001.
  9. Красикова И.С. Сколиоз: Профилактика и лечение.- СПб., 2003.
  10. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое воспитание детей: Программы, диагностики и коррекции нарушений. СПб.,2001.
  11. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки/ Под. Ред. А.И. Шустова. –М., 1982.
  12. Физкультурные занятия со старшими дошкольниками в детском саду/ Под. Ред. Л. В. Лебедевой. – М.. 2005.

Для формирования правильной осанки используют следующие упражнения:

  • 1. Статические упражнения у стены.
  • 2. Упражнения с предметами на голове.
  • 3. Общеразвивающие упражнения, строевые и вольные.
  • 4. Корригирующие упражнения.
  • 5. Упражнения с элементами жонглирования.
  • 6. Упражнения в равновесии на умеренной опоре.

В процессе коррекции осанки выделяют два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе решается задача увеличения гибкости позвоночника и восстановления нормальной выраженности физической кривизны путем специальных упражнений. Задачей основного этапа является воспитание и закрепление навыка правильной осанки. Это достигается путем зрительного самоконтроля перед зеркалом, тактильного контроля при выполнении упражнений у стены. Кроме того, на этом этапе важно совершенствовать умение к произвольному напряжению и расслаблению мышечных групп, обеспечивающих правильную осанку.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет.

Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, по словам М.Алиева, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове.

Упражнения выполняются из различных исходных положений - стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время физкультминуток, можно использовать следующие упражнения:

- прогибание спины с обручем или с мячом в руках;

  • - наклоны в стороны с обручем за спиной;
  • - приседания, стоя на носках с гимнастической палкой в руках;
  • - наклоны назад с разведением рук в стороны, вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках;
  • - ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки), и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок мог фиксировать правильное положение тела.

Большой интерес для формирования навыка правильной осанки представляет система физического воспитания разработанная Н.Н. Ефименко. Любую форму двигательной активности детей он предлагает начинать из лежачих или горизонтальных положений, как наиболее естественных, простых, разгрузочных. И постепенно усложнять двигательный режим к нагрузочным, гравитационным положениям стоя и далее в ходьбе, лазании, беге и прыжках. Причем, чем меньше возраст детей (1-3 года) тем более естественными, доминирующими для них в занятиях будут лежачие или горизонтальные положения (лежа на спине, на животе, на боку, переворот со спины на живот, ползание по-пластунски, упражнения на четвереньках, в позе сидя, на коленях). И наоборот, чем старше дети (5-7 лет), тем предпочтительнее в их двигательной активности вертикальные положения, прямостояние, ходьба, лазание, бег, подскоки, прыжки.

Все движения пластичные, мягкие, плавные. Упражнения выполняются под соответствующую музыку с использованием элементов хореографии.

По словам Н.Н. Ефименко горизонтальный пластический балет имеет ряд преимуществ для коррекции осанки.

Во-первых, режим горизонтированных поз обеспечивает позвоночнику оптимальное положение для коррекции, разгрузки, расслабления.

Во-вторых, деятельность сердечнососудистой системы также находится в щадящем режиме, в то же время нестоящие, неходячие дети имеют возможность нагрузить себя функционально. И, кроме того, музыкальность программ, наличие элементов хореографии, театрализации позволяют создать у детей во время упражнений положительный эмоциональный фон.

Еще один из методов коррекции осанки это плавание.

Тело человека обладает плавучестью, поскольку его удельный вес приближается к удельному весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым. Это имеет практическое значение: освобождается от нагрузки опорно-двигательный аппарат, включая позвоночник и связки.

Исследования и практический опыт показали, что детский организм при плавании способен переносить относительно высокие нагрузки. И, наоборот, продолжительные физические упражнения на суше, при которых основная нагрузка приходится на опорный аппарат, вызывают чрезмерное напряжение еще недостаточно окрепших костей, связок и позвоночника.

При плавании тело лежит в воде почти горизонтально и находится в вытянутом состоянии. Поэтому часто весьма серьезные искривления позвоночника исправляются с помощью плавания. Во время плавания мышцы конечностей ритмично напрягаются и расслабляются.

При любых способах плавания руки принимают активное участие в движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине. Кроме того, эти способы плавания влияют на гибкость позвоночника (вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой). Поэтому плавание, активно рекомендуется ортопедами и педиатрами для предупреждения и лечения нарушений осанки и сутулости.

При исправлении дефектов осанки используются определенные упражнения.

Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза):

прогибание спины назад с отведением рук вверх назад;

ходьба на носках с прогибанием спины; прогибание спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием;

вытягивание сцепленных рук назад;

прогибание спины в положении лежа с упором на локти;

прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях;

наклоны назад с отведением рук в стороны.

При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе):

наклоны вперед с доставанием носков (пола);

  • -наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног, и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости; сгибание ног в положении лежа;
  • -доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке); подтягивание бедра к груди, лежа на спине.

При плоскостопии и для его предупреждения вводятся упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени:

ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке), на носках и пятках, на наружных краях стоп, по гимнастической палке и растянутому на полу канату;

захватывание мяча ногами;

собирание мелких предметов пальцами ног и переноска их на небольшое расстояние;

катание обруча, мяча пальцами ног.

При боковом искривлении позвоночника (сколиозе):

пружинящие наклоны вправо и влево;

поднимание левой руки вверх с отведением правой назад и наоборот;

прогибание спины с отведением левой руки вверх в положении лежа на животе, затем тоже с отведением правой руки;

прогибание спины из положения, стоя на четвереньках с подниманием левой руки вверх, затем тоже для правой руки.

Упражнения, выполняемые лежа на спине, животе разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности пораженного сегмента, укрепляют мышечный корсет.

Таким образом, основным средством в профилактике нарушения осанки является лечебная физическая культура, которая понимается в широком смысле этого слова и включает в себя общий режим, специально статико-динамический режим и лечебную гимнастику. Общий и статодинамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять и в домашних условиях, и под наблюдением инструктора по лечебной физической культуре.

Основные средства лечебной физической культуры, используемые при нарушении осанки у детей,- это физические упражнения и массаж.

Физические упражнения (ФУ) - ведущее средство в профилактике нарушений осанки. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушения осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. ОРУ используются из различных исходных положений, для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться с предметами и без них, с использованием тренажеров. ФУ подбираются в соответствии с видом нарушения осанки. Упражнения, обеспечивающие коррекцию имеющегося нарушения осанки, называются корригирующими (или специальными), их выполнение приводит к устранению дефекта. Корригирующие упражнения различают:

Симметричные упражнения. При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение линии остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая ослабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение.

Асимметричные упражнения способствуют выравниванию остистых отростков в срединное положение. Чаще всего используются при сколиозе и требуют высокого профессионализма при подборе. При нарушении осанки во фронтальной плоскости и в грудном отделе изменяется исходное положение верхних и нижних конечностей, придавая телу асимметричное положение.

Лечебная гимнастика - это наиболее эффективное средство реабилитации. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создают мышечный корсет, и только активные упражнения формируют правильный динамический стереотип.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.