Двигатель для горбатого запорожца от то ты



Салон этого ЗАЗ-965 подвергнут легкому тюнингу

Во всяком случае, практически у всех четырехместных автомобилей-конкурентов салон еще короче, причем у многих разница составляет сразу около 10 см: Renault 4 CV, NSU Prince, Trabant, Lloyd LP 600. Что касается комфорта Запорожца, справедливым было бы упрекнуть его за жесткую переднюю подвеску – но зато она была практически непробиваемой. А что на самом деле показалось мне тесным, так это педальный узел, но за это ЗАЗика почему-то никто не критикует. Зато руль легкий и вполне адекватный по обратной реакции.


Неужели вы думаете, что в СССР кто-то мог поставить на конвейер двигатель, непригодный к эксплуатации? Исправный двигатель МеМЗ-965 (Мелитопольского моторного завода) поддерживал штатный тепловой режим при любых условиях движения: с полной нагрузкой машина проходила госиспытания на Севере, на Кавказе, в Крыму, Средней Азии – собственно, там, где впоследствии она с успехом и эксплуатировалась.


Напольный акселератор был у машин первого года выпуска


Двигатель V4 был компактным и занимал не все подкапотное пространство






Щиток приборов без термометра – признак ЗАЗ-965 выпуска до июля 1964 года







Для комментирования вам необходимо авторизоваться


Старый Запорожец - незабываемый любимый первый автомобильчик со всеми его радостями и болезнями. Относительно перегрева - было дело, но не надо винить только нерадивых владельцев. Ребра воздушного охлаждения цилиндров трудно содержать в чистоте, если масло подтекает из-под резиновых уплотнителей кожухов штанг толкателей клапанов. Вот, например, вы поменяли эти уплотнители, а вам в государственном магазине автозапчастей продали очередное г*но, резина моментально задубела и масло снова потекло. На масло снова налипает пыль, на ребрах цилиндров снова растет "шуба". Как скоро вам снова захочется перебирать двигатель со снятием всех цилиндров? Может быть уже тогда была государственная программа уничтожения отечественной промышленности через производство брака?


Сам увлекаюсь историей отечественного автомобилестроения. Даже писал статьи на эту тему. Дело в том, что двигатель и коробку в ЗАЗ поставили не те, которые изначально предусматривались проектом. Как известно, одновременно с разработкой ЗАЗ шла разработка десантируемой амфибии. Изначально планировалось ряд узлов этих машин унифицировать. Двигатели и трансмиссии для машин были различны. Так на ЗАЗ планировалось ставить оппозитный мотор с охлаждением центробежным вентилятором, что типично для двигателей воздушного охлаждения, расположенных в задней части машины. Именно с ним Запорожец и был изображён в иллюстрации к статье в журнале "Техника Молодёжи" №5 за 1959 год. Для военной машины был разработан совсем другой двигатель, в соответствии с совсем другими ТЗ. У него вентилятор был совмещён с генератором, был применён центробежный масленый фильтр, блок сделан из сплава алюминия и магния. Но мощности завода не позволяли освоит производства одновременно двух очень разных по конструкции и несовместимых по деталям двигателей. Поэтому, руководство министерства решило проблему просто - движок будет один. Выбрали тот, что подходил для разрабатываемой военной техники. То, что конструкция этого двигателя не была рассчитана на размещение агрегата сзади, никого не волновало. Так и началась великая эпоха мучений владельцев запорожцев с перегревом.


При всем уважении к автору и его материалам с многим касательно 965 го Запорожца, ну кроме того, что это совсем не копия FIAT600, поспешу не согласиться. В данной статье много своеобразных оправданий очевидному, то чего, действительно, было и есть. Народная молва совсем не обманывает: проблем с ЗАЗом - масса - и дело не в руках, растущих из неправильного места и головах с одной извилиной - особенности конструкции. Одно время в моем владении был ЗАЗ 965А 1964 года - и мне очень нравилась эта машина: веселым тарахтением двигателя, легким рулем, как будто с усилителем, ну и конечно, дизайн - симпатичная машинка получилась, как ни крути! Однако, стремясь сохранить машину в стоке, без всех этих атрибутов колхоза, меня никогда не посещала мысль ездить на 965 м каждый день. Он не приспособлен под современный ритм жизни. Это совсем не "Жигули", которые до сих пор полноценное средство передвижения. Как ни оправдывай мотор НАМИ - но он перегревается - даже если очищать ребра на цилиндрах и на крышке масляного поддона. Температурный режим двигателя постоянно завышен - это сказывается и на ресурсе и на интервалах замены масла и на самом качестве масла. Думаю, автору приходилось слышать, что во времена СССР многие ЗАЗовладельцы заливали масло для дизельных моторов грузовиков. А попробуйте завести этот двигатель в мороз! Еще одна беда: хронический недозаряд АКБ - кто постоянно ездят на Запорожцах меняют и генератор ( например на изделие Bosch), и приводный шкив. Косолапая задняя подвеска с колесами домиком - это классный фокус, которым можно развлечь подругу - пусть посмеется, ведь прикольно же, когда только в загруженной машине колеса и принимают нормальное положение. С точки зрения всего прочего - откровенный косяк, который был признан даже создателями машины - ведь были же случаи, когда входя в поворот колеса подламывались и авто переворачивалось. Кузов - прочный - спору нет, но случись небольшая авария - крыло не поменяешь - цельная конструкция! Ну и на закуску о том без чего Запорожец не Запорожец - о бензиновом отопителе. Если не ошибаюсь, в одном из своих материалов автор упоминал, что устройство и проблема отопителя занимали доброю треть объема инструкции по эксплуатации. А ведь это была не перестраховка - он действительно, таковым был - ненадежным и пожароопасным. Да и всунули этот отопитель скорее только потому, что альтернативы не было никакой. В общем, несомненно, Запорожец - это легенда, но в конструктивном плане гордиться особенно нечем, а проблем этот автомобиль своим владельцам доставлял всегда.

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Горбатый запорожец – история от заката до рассвета


Серийный ФИАТ-600

Москвич- 444 . Опытный образец 1958 года. Выделяется характерными элементами дизайна и двухцветной окраской кузова

ЗАЗ-965.Опытный образец 1960 г. Видны характерные каплевидные повторители поворотов на крыльях

Вот что вспоминает один из создателей машины, тогда ещё только демобилизованный из армии аэродромный техник Иван Кошкин (Авторевю №4, 2011):

Экспериментальные Москвичи оказались ходовыми макетами. Перемещаться самостоятельно кое-как могли, но ездить по дороге с нагрузкой- нет. Посудите сами: передняя подвеска с поперечной рессорой обеспечивала динамический ход всего 30-40 мм, хотя для наших дорог нужно было не менее 70. А этот ирбитский мотоциклетный мотор? Ведь сразу было понятно, что он не годен! Мы даже серьезно испытывать этот образец не стали.

965Б/965АБ/965АР — инвалидная модификация, предназначенная для людей с поврежденными ногами и здоровыми руками.

965П — пикап для внутризаводского использования. Вообще, целесообразность создания пикапа на базе заднемоторной машины весьма сомнительна. Создаваемый по обходной технологии, он не имел ни боковой, ни задней двери.

965С — автомобиль для сбора писем с правым расположением руля и заглушками вместо задних окон.

В 1963 автомобиль первый раз серьезно модернизируют и начинают устанавливать 27-сильный (против 22 у предыдущей модели) двигатель МеМЗ-965, а также проводят фейслифтинг передка.

О какой новой марке спрашивал дипломат Вадим ветеринара Романа – остается загадкой, т.к. к 1963 году модель ЗАЗ-966 ещё не выпускалась. Можно лишь предположить, что два друга посещали ВДНХ, где ежегодно выставлялась новые концепты "зреющего" 966-ого.

Историческая справка:

Запорожский завод Коммунар имеет давнюю историю. Он был основан в 1863 году (что интересно, через два года после отмены крепостного права) голландцем Абрагамом (Авраамом) Коопом и специализировался на производстве сельхозтехники. В 1923 году бывший завод Коопа был национализирован и переименован в Коммунар. Сохранив магистральное направление деятельности, завод перепрофилировался на выпуск более современной продукции – комбайнов и тракторов. В 1961 году завод переименовывают в Запорожский Автомобильный Завод и на нем разворачивается выпуск автомобильной продукции.

В 1966 году завод приступает в выпуску новой модели запорожца – ЗАЗ-966. Вокруг дизайна этого автомобиля до сих пор не утихают споры. Многие указывают на очевидное сходство с западногерманским NSU Prinz 4.

Один из первых прототипов "966-ого". 1961 год. Чувствуется сильное влияние американской школы дизайна

Ещё один из поисковых прототипов. Передок выполнен не таким вычурным

А этот вариант сильно напоминает вазовскую "копейку" оформлением передка

"Первоисточник": Chevrolet Corvair 1960 года

NSU Prinz 4

Серийный ЗАЗ-966


ЗАЗ -968 выпускался с 1972 года. Отличался в том числе введением фонарей заднего хода. Перед нами, однако, вновь экспортная модификация

Ниже представлена видеозапись новостей тех лет, посвященная поступлению в продажу нового ЗАЗа-966

В 1962 году, с учетом накопленного на модели ЗАЗ-970 опыта, "Коммунар" представил целое семейство легких автомобилей 970-го семейства (все колесной формулы 4х2), среди которых был и цельнометаллический фургон ЗАЗ-970Б.

Внешний вид всего семейства разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля (понятия "дизайн-центр" тогда еще не существовало) под руководством Юрия Викторовича Данилова, а ведущим конструктором несущего кузова был Лев Петрович Мурашов (еще работая на ЗМА, он участвовал в создании "Москвича-444").

Автомобили комплектовались форсированным до 27 л.с. двигателем от ЗАЗ-965А (располагался сзади) и стандартной коробкой передач. Помимо этого, автомобили унаследовали от ЗАЗ-966 независимую подвеску всех колес: переднюю торсионную на продольных рычагах и заднюю пружинную.

ЗАЗ-970. 1961 год

ЗАЗ-970Б. 1962 год

Фургоны ЗАЗ-970Б имели перегородку между салоном и грузовым отсеком. Полезный объем грузового отсека составлял 2,5 куб.м. Грузоподъемность машины составляла 350 кг с водителем и пассажиром. Заднемоторная компоновка 970-го семейства обусловила своеобразие доступа к грузу в кузов фургона — грузовые двери располагались по обеим сторонам кузова.

Кроме того, в некоторых источниках есть упоминание о еще одной вспомогательной дверце сзади, над мотором. Стоит также отметить, что в силу V-образной конструкции двигателя, он "горбом" выступал в кузов, отчего грузовая площадка не была ровной по всей площади пола.

Пикап ЗАЗ-970Г "Целина". 1962-1964 года

Полноприводный ЗАЗ-971. 1962 год

Вскоре после создания опытного грузовика ЗАЗ-970, в 1962 году на заводе "Коммунар" был построен полноприводный автомобиль ЗАЗ-971 c тентованным верхом, также выполненный на агрегатах ЗАЗ-965А и ЗАЗ-966. Автомобиль имел заднее расположение силового агрегата. Всего был построен один автомобиль с таким кузовом. Впоследствии на заводе велись работы по созданию полноприводных модификаций автомобилей 970-го семейства на базе конструктивных решений, отработанных на ЗАЗ-971.

В 1969 году на экраны страны выходит мультфильм "Крокодил Гена" о крокодиле, работающим, как ни странно, африканским крокодилом в зоопарке. Дети очень радуются новому, необычно поставленному кукольному мультфильму, а взрослые переименовывают "Запор" в "Чебурашку" за характерную форму "ушей-воздухозаборников"

В 1972 году появляется ЗАЗ-968
В 1973 он модернизируется до версии ЗАЗ-968А
В 1974-м увидела свет его своеобразная "люксовая" модификация ЗАЗ-968А

Улучшилась активная (тормоза) и пассивная (ремни безопасности и энергопоглощающая рулевая колонка) безопасность. В салоне стало меньше хрома и больше пластика. Новая пластмассовая передняя панель прикрыла архаичный голый металл.

Вместо старых сидений поставили новые, более удобные, от "Копейки" ВАЗ-2101. Обе модели выпускались паралельно до середины 1979 года.
В 1979 ему на смену приходит ЗАЗ-968М, который с незначительными изменениями выпускался до конца производства этой модели.

Модификации ЗАЗ-968М в целом повторяли модели предыдущих лет выпуска, а на базе бракованных кузовов по-прежнему, выпускались пикапы для внутрезаводских служб. Впрочем, встречалась информация, что до 1994 года такие автомобили выпускались и по заказам.

Экспериментальный ЗАЗ-968М. Обращают на себя внимание "облагороженные" колеса. В серию такие не пошли

С точки зрения изменений в дизайне конструкторы пошли по классической для тех лет схеме рестайлинга: постепенно автомобиль терял первоначальные хромированные декоративные элементы, а их место занимали пластиковые или резиновые.

В ходе модернизаций Запорожец утратил и знаменитые уши и характерную хромированную планку на передке, называемые "Крылья Советов", а округлые повторители поворотов и фонари сменились на квадратные и прямоугольные соответственно. Мощным и современным двигателем за всю свою долгую конвейерную жизнь автомобиль так и не обзавелся. И Даже на версию 968 М иногда ставились слабенькие 30 – сильные моторы, хотя 41 и даже 50-сильный моторы уже выпускались.

С начала семидесятых Запорожский Автомобильный Завод предпринимает попытки создать новый переднеприводный автомобиль Перспектива (названия Таврия закрепится много позже), но все эти попытки будут безуспешными вплоть до 1988 года. Впрочем, создание Таврии – это уже другая эпоха и тема одного из наших следующих обзоров.

Всего за время производства Запорожцев было выпущено около трех миллионов экземпляров, что для страны с почти трехсотмиллионным населением ( по данным на 1991 год) конечно не много. Тот же ФИАТ-600, выпускавшийся с 1955 до 1969 год – т.е. 14 лет, разошелся тиражом в 2 600 000 экземпляров, при этом к 1970 году население Италии составляло около пятидесяти трех миллионов человек.

…У нас же же на гениев работала вся страна, но только в одной области – оборонной.

И все же, перед огромной частью советских автолюбителей Запорожец свою задачу выполнил — стал первым автомобилем, приобщил к иной культуре передвижения и образу жизни. Говорят, что в 1972 году студент ЛГУ Володя Путин выиграл в лотерею свой первый автомобиль — это был именно ЗАЗ-966.

"Вброс" это или правда, мы конечно, едва ли узнаем — однако, во многом "Ушастик" действительно был первым и если бы ему чуть-чуть повезло, обязательно бы стал самым народным авто.


История создания

Специалистами НАМИ для "горбатого" ЗАЗа был сконструирован 746-кубовый V-образный мотор с четырьмя цилиндрами. Двигатель имел уникальную конструкцию с валами литого типа. Параметры новой силовой установки для того времени выглядели весьма пристойно. Монтировался он сзади, собирался на Запорожском комбинате, а потом дорабатывался в Мелитополе на МеМЗ.

Конструкция

С первых лет выпуска рассматриваемый автомобиль полюбился покупателям и не вызывал серьезных нареканий. "Горбатый Запорожец" (ЗАЗ-965) прекрасно зарекомендовал себя при передвижении по сельским и проблемным дорогам. Хорошая проходимость обеспечивается наличием гладкого днища, независимой подвески на всех колесах, а также приличной нагрузкой на ведущие элементы. Даже если доводилось застрять в болоте или снегу, проблем с тем, чтобы выбраться, не было. Масса машины всего 665 кг, вытолкать ее могли запросто два человека.


Экстерьер

Создавая дизайн автомобиля, конструкторы не придавали особого значения декоративным элементам и широкому дополнительному функционалу. Это и неудивительно, ведь основной задачей было создание бюджетной модели для широких слоев населения. Закрытый несущий кузов выполнен из цельного металла, что делало его несколько раздутым. Фронтальная часть выделялась парой складок оригинальной симметричной формы.

Искривленные переходы этих элементов обладали небольшим радиусом, а колесные кромки слегка выступали. На колпаках имелись три головки болтов, а у задних колес был заметный развал. Силовой агрегат размещался сзади, соответственно, багажник перенесен вперед. Его крышка закрывалась изнутри.

Интерьер

ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено выше, оборудовался регулируемыми передвижными раздельными сиденьями. Заднее кресло в виде дивана было довольно удобным. Среди полезных аксессуаров можно отметить козырьки против солнца, карманы на дверях, электрическое оборудование на 12 вольт с однопроводной схемой.

В салоне авто преимущество отдавалось минимализму. За рулевой колонкой разместилось несколько контрольных приборов, с правой стороны – зажигание, регулировочные кнопки, радио и обогреватель. Ветровое стекло гарантировало приемлемую обзорность, на боковых элементах присутствовали форточки в виде уголков. Хоть рассматриваемая машина и имела всего две двери, она относилась к полноценному четырехместному классу.


Посадка на заднее сидение производилась посредством складывания вперед переднего пассажирского кресла. К минусам можно отнести высокую шумность, слабую звукоизоляцию салона, распахивание дверей в обратную сторону и размещение топливного бака спереди, что опасно при столкновении.

ЗАЗ "горбатый": технические характеристики

Основной деталью корпуса стал картер. В его внутренней перегородке предусмотрена специальная полость для опоры цельного подшипника. На стенках картера имеется крепление для распределительного вала, сверху – 4 отверстия для монтажа цилиндров с алюминиевыми головками и охладительными ребрами. Впускных канала четыре, выпускных – два.

Коробка передач с четырьмя диапазонами имеет два вала и три хода. Одна передача – задняя, остальные оснащены синхронизаторами. Муфты узла перемещаются при помощи вилок и штоков. Система охлаждения имеет склонность к перегреву, особенно при длительных переездах.


Основные параметры

Ниже приведены главные характеристики, которые имеет ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено в статье:

  • Длина/ширина/высота – 3,3/1,39/1,45 м.
  • Тип кузова – седан цельнометаллический двухдверный.
  • Вентиляция – местного типа.
  • Масса – 665 кг.
  • Колея колес (передних/задних) – 1,15/1,16 м.
  • Клиренс – 17,5 см.
  • Радиус поворота минимальный – 5 м.
  • Предельная скорость – 100 км/ч.
  • Силовой агрегат – бензиновый мотор с атмосферным охлаждением и верхним размещением клапанов.
  • Компрессия – 6,5.
  • Сцепление – сухой однодисковый узел.
  • Тип карбюратора – вертикальный с подающим потоком.
  • Тормоза – колодки.

Интересные факты

Модификации

Известно несколько разработок рассматриваемой машины. Среди них:


ЗАЗ "горбатый": тюнинг

Для проведения правильной модернизации рассматриваемого автомобиля потребуется создать эскизы на бумаге или в 3D-формате. Это позволит увидеть общую картину от ожидаемого тюнинга. Проект даст возможность определиться с комплексом работ и дальнейшими действиями. Как правило, подвергаются изменениям ступицы, устанавливаются барабанные диски с вентиляцией, а также на задней подвеске меняются штатные пружины на более жесткий вариант. Спереди можно смонтировать подвеску от ЗАЗ-968. "Горбатый" после этого станет выносливее и жестче.

Усиление двигателя

Кузов

Подвергается рестайлингу и кузов автомобиля ЗАЗ "горбатый". Тюнинг, фото которого представлено выше, позволяет улучшить аэродинамику и внешний вид. Поскольку на рассматриваемой машине двери открываются в обратную сторону, что опасно при возникновении непредвиденных дорожных ситуаций, лучше перевесить эти элементы с задних навесов на передние петли. Устаревший замок также заменяется современным вариантом.

Внешняя модернизация также включает в себя расширение колесных арок для резины типа 195/60/R14. Чтобы увеличить оригинальность автомобиля и очистить поступающий воздух, заборники монтируются сверху. Кроме того, устанавливается кенгурятник, антикрылья, боковые дуги, аэродинамический обвес из пластика. В таком оформлении машина будет смотреться великолепно и очень стильно.


Салон

Этот элемент советского автомобиля морально устарел уже давно. Он и прежде не отличался высоким комфортом для пассажиров и водителя. Усовершенствовать салон ЗАЗ-965 не так уж и сложно. Устанавливают новые сиденья, руль спортивного типа, индикаторы давления масла и прочих рабочих показателей, включая датчик температуры и уровня горючего.

На потолке можно приспособить отделку из натуральной черной или красной кожи, а на пол постелить ковролин с похожими оттенками. Также следует заменить дверную обшивку, педали. Если нет желания выбрасывать штатные сиденья, следует произвести их качественную обшивку. Если вы не уверены в собственных силах, доверьте перетяжку салона специалистам.

Электрооборудование

Расположение элемента будет вертикальным, поэтому необходимо сточить язычок. Снимается оптический элемент и регулировочные фишки. Провода выводятся в штатные гнезда. Крепится фара при помощи болтов, заведенных изнутри и наружных гаек. После этого оптика монтируется и прижимается контрольными гайками. Выпирающие части болтов спиливают. Для внешней окантовки подойдет обод с 968-й модели. При правильном проведении манипуляций появится возможность установки галогенных регулируемых ламп.


Дополнительно

ЗАЗ-965 – это легковой автомобиль советского производства, который относился к классу А и изготавливался в период с 1960 по 1963 год (965А - с 1962 по 1969 год). За 9 лет всего с конвейера сошло 322166 экземпляров, в том числе и его модификаций.




Вариант будущей малолитражки ГАЗ-18



Один из вариантов гражданского вездехода НАМИ-031



Первый опытный образец Запорожца


Серийная партия ЗАЗ-965 на производстве


Передняя панель приборов ЗАЗ-965

В салоне Запорожца царил минимализм – за рулевым колесом располагалось несколько контрольных приборов, справа – зажигание, несколько кнопок управления, отопитель и радиоприемник. Лобовое стекло обеспечивало достаточно хорошую обзорность, а боковые стекла имели в передней части форточки-уголки. ЗАЗ-965 был двух дверным, но полноценным 4-х местным автомобилем, длиной всего 3.33 м. Посадка пассажиров на задний диван осуществлялась путем сгибания вперед правого переднего кресла. Днище не имело карданного вала и было идеально ровное, а длина клиренса под задней осью составляла всего 20мм, что в результате и дало Запорожцу отличную проходимость.


Салон автомобиля ЗАЗ-965

Главной деталью корпуса двигателя был картер, во внутренней перегородке которого была специальная полость для опоры подшипника. Пара подшипников цельные, а сама опора зафиксирована болтом. На стенках картера присутствуют опора для распределительного вала, а сверху картера – 4 отверстия. Они созданы для установки цилиндров, головки которых изготовлены из алюминиевого сплава и имеют охладительные ребра. Выпускных канала четыре (для каждого цилиндра), а впускных – всего два. Под свечи зажигания также предусмотрены отверстия, в которых устанавливаются дополнительно футорки.


Двигатель ЗАЗ-965, расположенный сзади

Технические характеристики ЗАЗ 965

Период производства 1960-1969 гг.
Цена 18 тыс. рублей
Кузов 2-дверный цельнометаллический седан несущего типа
Габариты (д/ш/в) 3330/1395/1450 мм
Вентиляция Местная, бессквозняковая,
Вес с/без нагрузки 665/965 кг
Распределение веса, передняя/задняя ось 42/58%
Колея передних/задних 1150/1160 мм
Дорожный просвет 175 мм
Минимальный радиус поворота 5 м
Максимальная скорость 100 км/час
Двигатель Бензиновый, V-образный, четырехтактный с четырьмя цилиндрами, карбюраторный, с верхним расположением клапанов и воздушным типом охлаждения
Вид топлива А-72 или А-76 (ГОСТ 2084—67)
Тип цилиндров Чугунные, раздельные, с ребрами охлаждения
Диаметр цилиндра 72 мм
Рабочий объем цилиндров 887 см.куб.
Степень сжатия 6,5
Мощность 30 л.с.
Бензобак 30 л
Система смазки Комбинированная (давление и разбрызгивание)
Карбюратор Вертикальный, с падающим потоком К-125
Сцепление Однодисковое, сухое, с диаметром диска 1,7 см
Коробка передач 4-ступенчатая, 3-ходовая. (2-я, 3-я и 4-я с синхронизаторами)
Дифференциал Конический, с 2-мя сателлитами
Руль Глобоидальный червяк с двойным роликом
Тормозная система Колодочные на все колеса
Тормозной привод (ножной/ручной) Гидравлический/тросовой
Шины Бескамерные, низкого давления
Диаметр шин 13 дюймов
Подвеска (передняя/задняя) Независимая, торсионная/независимая, пружинная
Амортизаторы Поршневые, гидравлические, 2-стороннего действия и телескопического типа

ЗАЗ-965АБ – модель для инвалидов с рычагами ручного управления.

ЗАЗ-965АР – автомобиль для инвалидов у которых поврежденная только одна нога и/или одна рука.

ЗАЗ-965С – праворульный фургон с задними филенками из металла и измененной системой охлаждения, предназначенный для сбора почты.


Почтовый фургон ЗАЗ-965С


965 Пикап – модификация без собственного индекса, использовался только внутри завода, а изготавливалась на основе бракованных серийных автомобилей ЗАЗ.


Масштабная игрушка ЗАЗ-965 в масштабе 1:43 из журнала Автолегенды СССР №131

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.