Афк для детей с нарушением осанки

Возникновение и развитие нарушения осанки - сложный процесс, протекающий в период роста скелета. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. отмечают, что он развивается при наличии трех факторов[27]:

1. Первичный патологический фактор -- наследственный (нарушения на уровне генного аппарата, хромосом, проявляющиеся диспластическими изменениями в спинном мозге, позвонках, межпозвонковых дисках, сосудах и др.) или приобретенный.

2. Фактор, создающий общий патологический фон и обусловливающий проявления первого фактора в целом сегменте позвоночника (обменногормональные, эндокринные нарушения, остеопороз),-- предрасполагающий фактор.

3. Статико-динамический фактор, имеющий особое значение в период формирования структурных изменений позвонков и реализующий действие первых двух факторов.

Учитывая, что врач-ортопед может влиять практически только на третий фактор, следует строить план лечения, исходя из следующих принципов:

Регулирование роста позвонков, образующих дугу искривления.

Уменьшение функционального компонента, т. е. нестабильности позвоночника. Наличие кривизны позвоночника всегда сопровождается функциональной компенсацией, развитием противоискривлений; чем мобильнее позвоночник, тем более выражены искривления при нагрузке

Устранение декомпенсации, искривления. Разная степень величины дуг искривления позвоночника неминуемо ведет к увеличению меньшей и отклонению корпуса, т. е. к декомпенсации

Медикаментозное, физиотерапевтическое воздействие на весь организм, направленное на нормализацию обмена веществ.

АФК - один из наиболее распространённых методов, в связи с тем, что данным методом практически невозможно травмировать позвоночник.

Тем не менее, врачи стараются усовершенствовать методики лечебной физкультуры, адаптировать их для исправления нарушений осанки. Здесь следует отметить работы В. А. Шкляренко (2003). Однако наиболее удачным вариантом можно признать работу В. А. Богданова (2002) [17].

Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект [21].

Комплекс методов АФК, применяемых при лечении нарушения осанки включает:

АФК по мнению И.К. Котешевой сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. АФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур, а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно [21].

Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.

По мнению Андреева Ю. А. одним из средств АФК являются подвижные игры с применением элементов спорта (см. приложение 1) [28].

Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

Кроме этого хорошо принимать ванны с морской или акеанической солью по 20 минут.

Необходимо самовытяжение пассивное: для этого головной конец кровати нужно приподнять на 10-15 сантиметров и лежать на спине и на животе по 40-50 минут расслабившись.

Основным средством профилактики и методом лечения плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление связочно - мышечного аппарата стоп и голеней. При резко выраженном плоскостопии по назначению врача добавляются массаж, ножные ванны и грязевые процедуры. Очень полезны прохладные ножные ванны перед сном (начиная с температуры воды 36-35? и доводя ее до 30-28?) [15].

Появление болей в области ступней и голеней служит противопоказанием к продолжению гимнастики, нужно лишь снизить нагрузку. В занятия рекомендуется включать упражнения с мелкими предметами (мячами, шариками, кубиками, палочками и др.) давать ребятам задания захватывать их пальцами ног, ходить и бегать, ходить на носках и наружных сводах стоп.

Для профилактики и лечения плоскостопия приемы массажа (см приложение 3) необходимо сочетать с рядом упражнений (с помощью взрослого) [6].

При занятиях с детьми следует применять упражнения, оказывающие воздействие на укрепление всего организма, так и мускулатуры ног.

Профилактикой плоскостопия также считается и закаливание. Т.е. ходьба босиком по траве, песку, гальке или гравию - все это является укреплением стопы ребенка и служит мерой профилактики плоскостопия [6].

С целью коррекции осанки, врачи стали использовать корсеты еще в средние века. Идея укрепления несущей способности позвоночника при сколиозе за счет создания внешних опорных конструкций является актуальной и по настоящее время. Работы по созданию новых типов корсетов из новых материалов велись и ведутся очень активно. Однако результаты этих поисков не достаточно хороши. Академик В.Д. Чаклин отмечал, что коррекция нарушении осанки, получаемое при использовании корсетов, является временным и исчезает буквально за 14 дней после окончания лечения. После этого идет дальнейшее прогрессирование заболевания. По мнению И.Г. Алексеенко (2003) корсетирование в реабилитации больных с нарушением осанки является одним из основных компонентов, однако длительное использование корсета усугубляет и без того существенный дефицит функции паравертебральных мышц [40].

Исследования показали, что сейчас, за редким исключением, практически нет подростков, у которых была бы правильная осанка. К сожалению, реальность такова, что факторов риска нарушений осанки становится все больше. Гиподинамия, неблагоприятная экологическая ситуация, увеличение частоты хронических заболеваний у детей приводят к нарушениям развития опорно-двигательного аппарата. Возросшие требования к образованию привели к тому, что ребенок стал больше времени проводить за партой или столом. Компьютер, развитие индустрии компьютерных игр, видео и телевидения приводят к еще большему снижению активности, заставляют ребенка длительное время находиться в статической позе. Часто у родителей просто нет времени для контроля, да и сам контроль зачастую сводится к окрику: "Не горбись!". Нарушение осанки происходит постепенно, и родители начинают бить тревогу только тогда, когда нарушение уже в выраженной степени и требует вмешательства врача, применения серьезных средств лечения или даже операции. Между тем, нарушение осанки и деформацию позвоночника, как и любое заболевание, легче предупредить, чем лечить. Нарушение осанки на ранних стадиях гораздо эффективнее поддается щадящим методам лечения, чем его запущенные формы.

Таким образом, этой главе рассмотрены этиология, патогенез и клиника нарушения осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста, различные методы диагностики этих заболеваний, а также способы борьбы с ними. Мы пришли к выводу, что диагностика нарушения осанки и плоскостопия необходима с младшего возраста, т.к. выявив первоначальные признаки заболевания можно предупредить их последствия и провести своевременную их коррекцию различными средствами АФК. Активное использование различные средств АФК при плоскостопии и нарушении осанки у детей, приводит к тому, что процесс профилактики и коррекции заболеваний становится наиболее эффективен.

1. Первичный патологический фактор — наследственный (нарушения на уровне генного аппарата, хромосом, проявляющиеся диспластическими изменениями в спинном мозге, позвонках, межпозвонковых дисках, сосудах и др.) или приобретенный.

2. Фактор, создающий общий патологический фон и обусловливающий проявления первого фактора в целом сегменте позвоночника (обменногормональные, эндокринные нарушения, остеопороз),— предрасполагающий фактор.

3. Статико-динамический фактор, имеющий особое значение в период формирования структурных изменений позвонков и реализующий действие первых двух факторов.

Учитывая, что врач-ортопед может влиять практически только на третий фактор, следует строить план лечения, исходя из следующих принципов:

Регулирование роста позвонков, образующих дугу искривления.

Уменьшение функционального компонента, т. е. нестабильности позвоночника. Наличие кривизны позвоночника всегда сопровождается функциональной компенсацией, развитием противоискривлений; чем мобильнее позвоночник, тем более выражены искривления при нагрузке

Устранение декомпенсации, искривления. Разная степень величины дуг искривления позвоночника неминуемо ведет к увеличению меньшей и отклонению корпуса, т. е. к декомпенсации

Медикаментозное, физиотерапевтическое воздействие на весь организм, направленное на нормализацию обмена веществ.

АФК – один из наиболее распространённых методов, в связи с тем, что данным методом практически невозможно травмировать позвоночник.

Тем не менее, врачи стараются усовершенствовать методики лечебной физкультуры, адаптировать их для исправления нарушений осанки. Здесь следует отметить работы В. А. Шкляренко (2003). Однако наиболее удачным вариантом можно признать работу В. А. Богданова (2002) [17].

Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект [21].

Комплекс методов АФК, применяемых при лечении нарушения осанки включает:

АФК по мнению И.К. Котешевойсочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. АФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур, а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно [21].

Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.

По мнению Андреева Ю. А. одним из средств АФК являются подвижные игры с применением элементов спорта (см. приложение 1) [28].

Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению.

Кроме этого хорошо принимать ванны с морской или акеанической солью по 20 минут.

Основным средством профилактики и методом лечения плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление связочно – мышечного аппарата стоп и голеней. При резко выраженном плоскостопии по назначению врача добавляются массаж, ножные ванны и грязевые процедуры. Очень полезны прохладные ножные ванны перед сном (начиная с температуры воды 36-35˚ и доводя ее до 30-28˚) [15].

Появление болей в области ступней и голеней служит противопоказанием к продолжению гимнастики, нужно лишь снизить нагрузку. В занятия рекомендуется включать упражнения с мелкими предметами (мячами, шариками, кубиками, палочками и др.) давать ребятам задания захватывать их пальцами ног, ходить и бегать, ходить на носках и наружных сводах стоп.

Для профилактики и лечения плоскостопия приемы массажа (см приложение 3) необходимо сочетать с рядом упражнений (с помощью взрослого) [6].

При занятиях с детьми следует применять упражнения, оказывающие воздействие на укрепление всего организма, так и мускулатуры ног.

Профилактикой плоскостопия также считается и закаливание. Т.е. ходьба босиком по траве, песку, гальке или гравию – все это является укреплением стопы ребенка и служит мерой профилактики плоскостопия [6].

С целью коррекции осанки, врачи стали использовать корсеты еще в средние века. Идея укрепления несущей способности позвоночника при сколиозе за счет создания внешних опорных конструкций является актуальной и по настоящее время. Работы по созданию новых типов корсетов из новых материалов велись и ведутся очень активно. Однако результаты этих поисков не достаточно хороши. Академик В.Д. Чаклин отмечал, что коррекция нарушении осанки, получаемое при использовании корсетов, является временным и исчезает буквально за 14 дней после окончания лечения. После этого идет дальнейшее прогрессирование заболевания. По мнению И.Г. Алексеенко (2003) корсетирование в реабилитации больных с нарушением осанки является одним из основных компонентов, однако длительное использование корсета усугубляет и без того существенный дефицит функции паравертебральных мышц [40].

Исследования показали, что сейчас, за редким исключением, практически нет подростков, у которых была бы правильная осанка. К сожалению, реальность такова, что факторов риска нарушений осанки становится все больше. Гиподинамия, неблагоприятная экологическая ситуация, увеличение частоты хронических заболеваний у детей приводят к нарушениям развития опорно-двигательного аппарата. Возросшие требования к образованию привели к тому, что ребенок стал больше времени проводить за партой или столом. Компьютер, развитие индустрии компьютерных игр, видео и телевидения приводят к еще большему снижению активности, заставляют ребенка длительное время находиться в статической позе. Часто у родителей просто нет времени для контроля, да и сам контроль зачастую сводится к окрику: "Не горбись!". Нарушение осанки происходит постепенно, и родители начинают бить тревогу только тогда, когда нарушение уже в выраженной степени и требует вмешательства врача, применения серьезных средств лечения или даже операции. Между тем, нарушение осанки и деформацию позвоночника, как и любое заболевание, легче предупредить, чем лечить. Нарушение осанки на ранних стадиях гораздо эффективнее поддается щадящим методам лечения, чем его запущенные формы.

Таким образом, этой главе рассмотрены этиология, патогенез и клиника нарушения осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста, различные методы диагностики этих заболеваний, а также способы борьбы с ними. Мы пришли к выводу, что диагностика нарушения осанки и плоскостопия необходима с младшего возраста, т.к. выявив первоначальные признаки заболевания можно предупредить их последствия и провести своевременную их коррекцию различными средствами АФК. Активное использование различные средств АФК при плоскостопии и нарушении осанки у детей, приводит к тому, что процесс профилактики и коррекции заболеваний становится наиболее эффективен.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ опорно-двигательного аппаратау детей с нарушением осанки и плоскостопием

2.1 Характеристика группы исследуемых

Исследование проводилось на базе отделения восстановительного лечения в поликлинике № 4 г. Арзамаса.

В результате проведенного скрининга в исследование было включено 14 детей в возрасте 7-10 лет.

Отбор больных проводился на основе обследования с анализом жалоб, данных анамнеза, дополнительных методов обследования. Принимали во внимание возраст, пол. При сборе анамнеза учитывалась длительность заболевания, факторы риска.

На каждого ребенка заполнялась следующая амбулаторная карта:

лечащегося в кабинете лечебной физкультуры

2 Дата рождения

4 Занимался ли физической культурой и спортом

5 Диагноз клинический

6 Диагноз при поступлении в кабинет ЛФК

7 Жалобы больного

8 Краткий анамнез

9 Основные клинические данные

10 Функциональные пробы до и после ЛФК

11 Антропометрические данные

12 Измерение объема движений по суставам

13 Задачи лечебной физической культуры:

14 Схема процедуры лечебной гимнастики:

15 Примерный комплекс физических упражнений:

Общая характеристика исследуемых групп приведена в таблице № 1.

Общая характеристика исследуемых

Инициалы ребенка Возраст, полных лет Пол Инициалы ребенка Возраст, полных лет Пол
Экспериментальная группа Контрольная группа
1. А.А. 7 Ж 1. У.Н. 9 Ж
2. Н.Д. 10 Ж 2. Р.Д. 10 Ж
3. О.Х. 8 М 3. Е.Г. 8 М
4. С.Ж. 7 Ж 4. Н.П. 8 Ж
5. Ф.Ч. 9 М 5. Ш. Г. 7 М
6. Ю.Р. 10 М 6. Г.Д. 9 Ж
7. К.А. 9 Ж 7.А.В. 9 М
Среднее значение М –3, Ж - 4 Среднее значение М –3, Ж - 4

Как следует из таблицы 1, в исследовании в основном участвовали дети младшего школьного возраста из них 6 мальчиков и 8 девочек


Методика занятий адаптивной

физической культурой с детьми

7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки

13.00.04- теория и методика физического воспитания, спортивной

тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Волгоград 2008

Работа выполнена на кафедре теории и методики

адаптивной физической культуры

Волгоградской государственной академии физической культуры

Научные руководители: кандидат педагогических наук, доцент

доктор медицинских наук, профессор

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

кандидат педагогических наук, доцент

Ведущая организация: Кубанский государственный университет

физической культуры, спорта и туризма

Защита диссертации состоится 27 мая 2008 г. в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры г. Волгоград, пр. Ленина, 78, ауд. 52.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской государственной академии физической культуры.


диссертационного совета

профессор __________________

Актуальность исследования. Функциональные нарушения осанки являются одним из самых распространенных отклонений в скелетно-мышечной системе у современных детей младшего школьного возраста [A. Dickson еt al., 1990; A. S. Hilibrand еt al., 1996; , 1998; , 2001].

По данным разных авторов [, 1986; , 1995, 1999; , 1998; L. A. Stokes еt al., 1999; , 2005, 2007], до 60% случаев нарушение осанки приводит к формированию стойких деформаций опорно-двигательного аппарата.

Установлено так же, что дефекты осанки сочетаются с нарушениями физического развития и двигательной функции [, , 1989; , 1990], функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем [, , 1997; , , 1997; , 2006, 2007], работоспособности ребенка [, , 1989].

Несмотря на большое число публикаций по изучению дефектов осанки и способов ее коррекции, существует необходимость в продолжение исследований по ряду нерешенных вопросов. Сюда относится профилактика и коррекция нарушений осанки, прежде всего, у школьников 7-8-ми лет.

По свидетельству многих специалистов [, 1976; A. H. Child еt al., 1995; A. S. Hilibrand еt al., 1996; , 1998; , 2007], в этом возрасте нарушения осанки наиболее часто возникают и усугубляются по причине неодновременного развития мышечной системы, костного и связочно-суставного аппаратов ребенка. В то же время, воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование у них всех жизненно необходимых навыков.

Положение усугубляется отсутствием у большинства детей с ослабленным здоровьем необходимого интереса к физической культуре [, , 1989; , , 1993; , 1995; , 1996, 2000; , 2004; , , 2005]. Нередко такие дети пассивны на уроках, они не в состоянии выполнять элементарные упражнения, избегают физических нагрузок, не проявляют настойчивости в достижении результатов, необходимых для оптимального функционирования всех систем организма. В связи с этим, по-прежнему важной остается задача активизации их физической активности, что вызывает необходимость совершенствования процесса физического воспитания детей, отнесенных по состоянию здоровья, физическому развитию и физической подготовленности к специальной медицинской группе, разработки и внедрения новых подходов и технологии работы с ними [И. В Головинская, 1988; J. Dickson еt al., 1990; J. Guay et al., 1994; , 1997; , 1998; , 2003; , , 2004; А. Лукаш; 2007].

Одним из перспективных направлений оптимизации системы физического воспитания детей, имеющих нарушения осанки, является разработка методики адаптивной физической культуры, их физического развития [, 1990; , 1992; , 1994; A. H. Child еt al., 1995; , 1998; , , 2005].

Вышеизложенное обуславливает поиск новых средств и форм обучения и оздоровления, направленных на совершенствование физического воспитания школьников, которые имеют выраженные нарушения осанки и занимаются в специальной медицинской группе [, 1982].

Индивидуализация текущих и долговременных программ физического воспитания школьников, имеющих нарушение осанки, является в настоящее время актуальной проблемой учебного процесса в школе [, , 1993; , 1994; , 1999; , 2003, 2004].

Этим требованиям в значительной мере отвечает комплексный подход к занятиям оздоровительной физической культурой, направленным на коррекцию нарушений осанки.

В связи с этим потребность теории и методики оздоровительной и адаптивной физической культуры в изыскании эффективных методик коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста и обусловило актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования – занятия адаптивной физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки.

Предмет исследования – средства и методы адаптивной физической культуры, обеспечивающие профилактику и коррекцию нарушений осанки у детей 7-8-ми лет.

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать методику занятий адаптивной физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки.

Гипотеза исследования: методика занятий адаптивной физической культурой с детьми 7-8-ми лет, имеющими нарушения осанки, будет педагогически целесообразной и результативной, если:

- будет включать в свое содержание комплексы специальных корригирующих упражнений для профилактики и коррекции: а) лево - и правостороннего сколиоза; б) лордоза и кифоза;

- применять в работе с детьми многофункциональный реабилитационный комплекс корригирующих физических упражнений, предназначенный для ранней диагностики и повышения эффективности проводимых занятий.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить возможность применения средств адаптивной физической культуры для профилактики и коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста и определить факторы, влияющие на формирование осанки;

2. Разработать и апробировать сочетание групповых и индивидуальных форм занятий адаптивной физической культурой;

3. Разработать комплексы специальных корригирующих упражнений адаптивной физической культуры для профилактики и коррекции лево - и правостороннего сколиоза, гиперлордоза и гиперкифоза для детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки;

4. Экспериментально обосновать эффективность применения экспериментальной методики коррекционных занятий с использованием многофункционального реабилитационного комплекса (МРК) у детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки.

Методологическую основу исследования составили: современные представления о закономерностях возрастного развития детей (, ), принципы и положения системного подхода (Л. фон Берталанфи, и др.), концепция личностно-ориенти-рованной педагогики (Д. Дьюи, ), современная теория управления физическим воспитанием учащейся молодежи (, , ), основные положения теории и методики оздоровительной и адаптивной физической культуры (, , ).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; анкетирование; антропометрические исследования; исследования состояния осанки; педагогические контрольные испытания; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. Исследования проводились в период с декабря 2004 года по сентябрь 2007 года. В них приняли участие 150 детей младшего школьного возраста школы № 44 г. Владикавказа. В основном педагогическом эксперименте участвовало 80 детей.

На первом этапе (2004 г.) изучались литературные источники, подбирались адекватные методы исследования, формировалась рабочая гипотеза и определялись задачи исследования.

На втором этапе (2004–2005 гг.) характеризовались показатели морфофункционального развития и физической подготовленности учащихся, выявлялись факторы, влияющие на состояние осанки детей младшего школьного возраста, и изучалось их физическое состояние.

На третьем этапе ( гг.) проводилась экспериментальная проверка комплексной методики профилактики и коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста, в основу которой вошли средства оздоровительной физической культуры с использованием многофункционального реабилитационного комплекса, и оценивалась ее эффективность.

Заключительный четвертый этап (2007 г.) был посвящен уточнению методических положений, аналитическому обобщению экспериментальных данных и оформлению диссертации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обес­печивалась методологической базой, логической последовательностью всей процедуры научного исследования, адекватностью методов задачам работы, достаточным объёмом и репрезентативностью выборки, корректной обработкой полученных экспериментальных данных с применением современных информационных технологий.

Научная новизна результатов исследования заключатся в:

- выявлении факторов, влияющих на нарушения осанки младших школьников;

- разработке методики занятий адаптивной физической с детьми 7-8-ми лет с целью коррекции нарушенной осанки;

- экспериментальном обосновании продуктивности и педагогической целесообразности разработанной методики.

Теоретическая значимость заключается в дополнении и конкретизации положе­ния теории и методики адаптивной физической культуры основными положениями и выводами диссертации, в которых:

- детализированы основные требования к занятиям адаптивной физической культурой младших школьников с учетом факторов, влияющих на нарушение осанки;

- логически обоснована целесообразность использования разработанной методики для профилактики и коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что применение авторской методики способствовало:

- положительным изменениям состояния опорно-двигательного аппарата детей вследствие целенаправленного использования специально направленных упражнений;

- повышению уровня показателей физического развития и физической подготовленности детей за счет целенаправленного применения в учебном процессе и внеучебное время средств и методов адаптивной физической культуры;

- повышению у младших школьников мотивации к занятиям физическими упражнениями.

Полученные результаты могут применяться: в практике работы преподавателей физической культуры начальных классах общеобразовательных школ с целью профилактики нарушений и коррекции осанки; на курсах повышения квалификации учителей начальных классов по курсу "Теория и методика физического воспитания в школе"; в оздоровительных детских лагерях, кружках физической подготовки при школах, в детских лечебных учреждениях; в процессе обучения студентов педагогических и физкультур­ных вузов по курсу "Теория и методика физического воспитания де­тей младшего школьного возраста".

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Главным содержанием комплексной методики занятий адаптивной физической культурой, обеспечивающим их высокую эффективность, являются комплексы специальных корригирующих упражнений для профилактики и коррекции лево - и правостороннего сколиоза, гиперлордоза и гиперкифоза.

2. Применение на занятиях адаптивной физи­ческой культуры комплексной методики, включающей как групповые, так и индивидуальные занятия с детьми младшего школьного возраста, в сочетании с упражнениями корригирующей гимнастики для детей, позволяет обеспечить воспитание навыка правильной осанки и профилактику нарушения осанки;

3. Методика применения многофункционального реабилитационного комплекса (МРК) как средства ранней диагностики и учета эффективности проводимых занятий позволяет на ранней стадии выявить отклонения в состоянии осанки и рекомендовать соответствующие заболеванию упражнения.

Апробация исследования: основные положения работы доложены на региональных, областных, внутривузовских конференциях городов Вол­гограда, Уфы, Владикавказа, Ставрополя.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 156 страницах машинописного текста, со­держит 9 таблиц и 23 рисунка. Список литературы включает 190 источников на русском и иностранных языках.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение посвящено изложению стратегии диссертационного исследования. В нем обосновывается актуальность разрабатываемой темы, определяются объект, предмет и цель исследования, сформулированы задачи исследования, формулируется гипотеза, представляется научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, перечислены положения, выносимые на защиту.

В первой главе рассматриваются современные научные представления о нарушениях осанки детей младшего школьного возраста. Раскрываются научные подходы к решению поставленной проблемы. Выявлено, что существующее противоречие между наличием единой программы физического воспитания учащихся, основанной на средневозрастных особенностях, нормативах и индивидуальных особенностях конкретного ученика, требует разрешения, несмотря на то, что в физическом воспитании эта проблема постоянно обсуждалась специалистами-теоретиками, к сожалению, на практике многие вопросы реализации дифференцированного подхода в школьной физической культуре еще не решены.

Во второй главе обоснованы задачи, методы и организация всех этапов научного исследования.

В третьей главе рассматривается влияние нарушенной осанки на физическое состояние детей. Выявляются возможности профилактики и коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста средствами физической культуры. Определяются факторы, влияющие на осанку детей младшего школьного возраста. Исследуется характер физических нагрузок исследуемого контингента детей в учебное и свободное от учебы время. На основе полученных данных созданы предпосылки для разработки экспериментальной методики профилактики и коррекции нарушений осанки средствами адаптивной физической культуры.

Формирование и развитие осанки, как известно, происходит в младшем школьном возрасте. По данным [, Г. Л, Баиров, , 1985; , 1998; , 2004, 2005 и др.], количество нарушений осанки в данном возрасте велико, особенно во фронтальной плоскости, что подтвердилось и данными нашего исследования.

На этапе предварительного исследования было проведено скрининговое обследование 150-ти учащихся школ г. Владикавказа в возрасте 7-8 лет (75 девочек и 75 мальчиков) с целью определения состояния осанки. Виды нарушения представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Виды нарушений осанки детей 7-8- летнего возраста

Выявлено, что лишь 14,0% (21 ребенок) обследованных не имеет нарушений осанки. У 129 детей (86,0%) наблюдается деформация позвоночника в одной из плоскостей: фронтальной – сколиоз левый (35,0%) и правый (23,0%); сагиттальной – кифоз (28,0%). У большинства обследуемых детей наиболее часто величина отклонения позвоночника составляла 1,0-1,5 см. Величина отклонения, равная 1,5-2,0 см наблюдалась у 37,5% девочек и 25,0% мальчиков. Случаи наибольшего отклонения позвоночного столба (2,0-2,5 см) наблюдались у 12,5% обследуемых девочек и 7,5% - мальчиков.

Следующим этапом нашего исследования стало выявление влияния нарушенной осанки детей на уровень их физического состояния.

Результаты сравнительной оценки физического развития младших школьников с правильной и нарушенной осанкой по величинам ряда показателей (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) свидетельствуют о том, что у детей с нарушенной осанкой уровень физического развития по исследуемым показателям ниже, чем у детей с правильной осанкой.

По показателям роста, веса и ОГК были выявлены существенные различия. Полученные данные совпадают с результатами, отмечаю­щихся в ряде исследований [ с соавт., 1985; , 1998 и др.]. Для этого были проведены контрольные испытания, в которых измерялись сила мышц спины, ног и рук, определялась стати­ческая выносливость мышц спины, а также гибкость позвоночного столба. Ре­зультаты исследования представлены. По показателям гибкости и силы все обследуемые дети 7-8 лет имели статистически достоверные различия (р 0,05

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.