Курсовая работа массажиста на тему дисплазия тазобедренных суставов

Особенности проведения массажа при дисплазии тазобедренных суставов


Дисплазия тазобедренных суставов возникает из-за недоразвития структурных элементов тазобедренного сустава. Заболевание является врождённым. Если своевременно обнаружить патологию и предпринять все необходимые меры для её исправления, за короткое время можно добиться отличных результатов. Для нормального развития детей с такой патологией рекомендуется пройти курсы массажа при дисплазии. Также параллельно ежедневно должна выполняться специальная лечебная гимнастика.

  1. Почему развивается заболевание
  2. Как распознать патологию
  3. Рекомендации по выполнению массажа
  4. Процедура выполнения массажа
  5. Процесс поглаживания
  6. Процесс растирания
  7. Этапы проведения массажа
  8. Гимнастика при дисплазии
  9. Противопоказания

Почему развивается заболевание

Дисплазия у детей может развиться вследствие следующих причин:

  1. Нарушения в период формирования суставных тканей при развитии плода;
  2. Наследственность по материнской линии;
  3. Недоразвитость позвоночника или спинного мозга;
  4. Гормональные сбои в третьем триместре беременности, которые приводят к ослаблению связок суставного аппарата.

Существуют ещё и такие факторы, которые провоцируют появление дисплазии у детей

  1. Будущая мамочка, вынашивая ребёнка, ест несбалансированную пищу, из-за чего организм недополучает полезные и необходимые для плода витамины и минералы;
  2. Плод большого размера, наблюдается маловодие или гипертонус матки. Эти факторы ограничивают подвижность тазобедренного сустава плода;
  3. Чаще всего дисплазия развивается у девочек, чем у мальчиков;
  4. Ягодичное предлежание плода.

Описанные причины могут привести к развитию заболевания у малышей, поэтому беременным женщинам важно внимательно следить за своим питанием и здоровьем.

Как распознать патологию

Первые симптомы дисплазии должны увидеть родители ребёнка. Поэтому важно знать основные признаки патологии, которые помогут поставить правильный диагноз:

  • Неодинаковые по длине ножки. Чтобы проверить этот признак, ребёнка положите на спинку. Согните ноги в коленках, пятки придвиньте к ягодицам. При одинаковой длине ножек коленки в таком положении должны быть на одном уровне;
  • Не симметричные складочки на нижних конечностях и ягодицах. Такой симптом встречается у здоровых малышей, которые имеют неравномерно распределённую подкожную жировую клетчатку;
  • Если ножки согнуть в коленках, они не могут полностью развестись в стороны;
  • Когда разводятся нижние конечности ребёнка, слышен щелчок в тазобедренном суставе.

Если вы обнаружили описанные симптомы, не паникуйте. В ближайшее время покажите кроху педиатру или ортопеду. Заболевание можно диагностировать с помощью УЗИ. В трёхмесячном возрасте диагностика проводится рентгенографией тазобедренных суставов.

Рекомендации по выполнению массажа

Чтобы массаж при дисплазии приносил пользу, важно соблюдать следующие общие рекомендации:

  1. При массаже ребёнок должен лежать на ровной и твёрдой поверхности, например, на пеленальном столике;
  2. Под малышом обязательно должна быть подстелена специальная пелёнка, которая будет впитывать в себя влагу;
  3. Массаж рекомендуется делать раз в день на протяжении 10 – 15 дней;
  4. Массажные манипуляции проводятся только тогда, когда ребёнок, сыт, бодрствует и имеет хорошее настроение;
  5. Чтобы избавиться от дисплазии рекомендуется сделать три курса массажа. Между ними должны быть перерывы в полтора месяца.

Описанные общие рекомендации выполнения массажа помогут процедуры сделать интересными и полезными для организма.

Процедура выполнения массажа

Для лечения заболевания у детей выполняется специальная процедура. Массаж для новорожденных должен проводиться массажистом-профессионалом. Специалист поможет избежать возможных проблем и осложнений с тазобедренными суставами. Массаж при дисплазии тазобедренных суставов состоит из поглаживания и растирания.


Малыша положите на спинку. Для расслабления конечностей аккуратно погладьте бёдра, голени, стопы и подошвы. Также необходимо погладить грудь и живот. Движения необходимо выполнять прямолинейно и спиралевидно от голени к бедру.

Возле половых органов массаж не делается, так как можно повредить лимфатические узлы.

Поглаживающие движения любой ребёнок воспринимает как игру. Ему это нравится и он заливисто улыбается.

Суставы рекомендуется растирать подушечками пальцев. Массаж выполняется круговыми и спиралевидными движениями. Важно чувствовать сустав и аккуратно с ним обращаться, чтобы не повредить его.

Массаж при дисплазии тазобедренных суставов проводится следующим образом:

Описанные массажные действия лучше чтобы проводил специально обученный человек. Но, если нет возможности посещать массажиста, сходите на несколько сеансов к нему, а потом выполняйте все упражнения дома в комфортной для малыша обстановке.

Гимнастика при дисплазии

Лечебную гимнастику рекомендуют делать малышу вместе с массажем. Такой комплексный подход поможет как можно скорее справиться с дисплазией. ЛФК можно делать 3-4 раза в день в любое удобное время. Важно научится правильно делать упражнения, чтобы оздоровить кроху.

Дисплазия тазобедренных суставов лечится с помощью следующих упражнений лечебной физкультуры:

Упражнения, которые выполняются в сидячем или стоячем положении лучше всего проводить после консультации с доктором. Так как они могут усугубить ситуацию и привести к ещё большему подвывиху сустава.

Противопоказания

Массаж и гимнастику запрещено проводить в следующих ситуациях;

  1. При повышенной температуре тела;
  2. При остром инфекционном заболевании;
  3. При наличии у малыша грыжевых выпячиваний;
  4. При врождённом пороке сердца.

Важно обязательно лечить дисплазию у детей. Так как если ничего не делать, ребёнок в дальнейшем начнёт хромать, у него будет плохая походка. При развитии асептического некроза головки бедренной кости может возникнуть тяжёлая инвалидность, которая приводит к тому, что человек не может самостоятельно ходить. Именно поэтому важно заниматься с ребёнком и своевременно проходить нужные обследования у специалистов, чтобы уберечь здоровье и красоту маленького человечка.

Сравнение эффективности методов лечения детей с дисплазией тазобедренного сустава разных возрастов и разных степеней выраженности дисплазии (предвывых, подвывих, вывих)

Тип: Дипломная работа | Цена: 1750 р. | Страниц: 70 | Формат: doc | Год: 2012 |
КУПИТЬ | Получить демо-версию работы бесплатно

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Также работу можно получить в московском офисе, либо курьером в любом крупном городе России (стоимость услуги 600 руб.). Желаете просмотреть часть работы? Обращайтесь: whatsapp, viber +79169449174, Skype dip-master, E-mail info @ prof-diplom.ru. Звоните: (495) 972-80-33, (495) 972-81-08, (495) 518-51-63, (495) 971-07-29, (495) 518-52-11, (495) 971-76-12, (495) 979-43-28.

1 Общие понятия о дисплазии тазобедренного сустава 7

1.1 Понятие врожденного вывиха бедра. Причины возникновения. 7

1.2 Классификация врожденного вывиха бедра 10

2 Методы диагностики врожденного вывиха бедра 13

3 Методы лечения врожденного вывиха бедра 22

3.1 Применение специальных коррегирующих аппаратов 25

3.2 Массаж и физиотерапевтические процедуры 34

3.3 Лечебная гимнастика 40

3.4 Хирургическое лечение 45

4 Организация исследования 47

5 Результаты исследования (сравнительной характеристики) 49

Использованная литература 69

Врожденный вывих бедра является серьезной медико-социальной и экономической проблемой современного общества. К сожалению, мы практически не можем предупредить внутриутробного развития дисплазии тазобедренного сустава. Лечение данной патологии является значимым на ранних этапах диагностики и является довольно эффективным при своевременном его начале.

Врожденный вывих бедра представляет важнейшую медицинскую, социальную, демографическую, государственную проблему. Научно обоснованная и правильно организованная лечебно-профилактическая помощь таким больным существенно влияет на физическую трудоспособность и социальные условия жизни детей в будущем.

Актуальность проблемы врожденного вывиха бедра и дисплазии связана, в первую очередь, с частотой встречаемости данной патологии. Врожденный вывих - одна из самых частых деформаций опорно-двигательного аппарата, составляющая более 3% от всех ортопедических заболеваний. Дисплазия тазобедренного сустава встречается у 16 из 1000 новорожденных, а вывих формируется у 5 из 1000.

Во-вторых, врожденный вывих является тяжелым ортопедическим заболеванием, которое часто приводит к инвалидности.

Третий аспект-необходимость ранней диагностики. Здесь, как ни при какой другой ортопедической патологии, прогноз тем более благоприятный, чем раньше поставлен диагноз и начато адекватное лечение.

В-четвертых, сложность и недостаточная изученность данной патологии, множество различных к ней подходов. Несмотря на то, что заболевание известно давно, этиология и патогенез в достаточной мере до настоящего времени не изучены. Это создает условия для множества неточностей и ошибок в постановке диагноза. Часто ставится диагноз врожденного вывиха бедра там, где имеется только дисплазия. При неправильной укладке ребенка во время рентгенологического исследования возможен ошибочный диагноз при нормальном тазобедренном суставе. Врожденный вывих необходимо ставить только там, где он есть, так как нужна совершенно различная тактика лечения данных состояний. Кроме того, наносится психологическая травма родителям, тем более что патология в 4-7 раз чаще встречается у девочек.

Лечение врожденного вывиха бедра продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем современной ортопедии. Данное заболевание, учитывая не только вывих, но и более легкие степени недоразвития тазобедренного сустава, обозначаемые термином "дисплазия", встречается приблизительно у 1% новорожденных.

Неблагоприятная ситуация в отношении здоровья детского населения, в том числе учащение случаев рождения детей с дисплазией тазобедренного сустава, сложившаяся в нашей стране, подчеркивает необходимость совершенствования медицинской помощи и реабилитационных мероприятий с целью улучшения этих показателей.

Большое значение отводится реабилитационным мероприятиям, начиная уже с первых этапов лечения детей: лечебной физкультуре, классическому, рефлекторно-сегментарному, точечному массажу, физиотерапии и др.

Необходима разработка новых наиболее эффективных методов реабилитации, способствующих более эффективному лечению, укорочению периода лечения и улучшению качества жизни больных.

Цель исследования: сравнить эффективность методов лечения детей с дисплазией тазобедренного сустава разных возрастов и разных степеней выраженности дисплазии (предвывых, подвывих, вывих). При этом должна использоваться комплексная оценка состояния детского организма с исследованием различных показателей здоровья ребенка.

Для реализации поставленной цели сформулированы задачи:

1. Оценить динамику изменения объема движений в тазобедренных суставах, угла разведения у детей различных возрастов и разных степеней дисплазии тазобедренного сустава в результате применения различных методов лечения (лечебная физкультура, использование специальных аппаратов, например стремена Павлика, массаж, хирургическое лечение).

2. Выявить изменения рентгенограмм в процессе реабилитации детей с различными степенями дисплазии тазобедренного сустава.

1. Оценка влияния проводимого комплексного лечения по изменению показателей объема движений в тазобедренном суставе.

2. Оценка показателей объема движений в тазобедренных суставах - измерение угла разведения обеих нижних конечностей.

3. Оценка рентгенографических изменений в суставах.

Новизна исследования: впервые в сравнительном плане были исследованы различные методы лечения дисплазии тазобедренного сустава (эффективность применения аппаратных методов лечения, хирургического лечения, массажа и лечебной гимнастики) у детей различных возрастных групп и различных степеней дисплазии. Определены и обоснованы пути внедрения программы физической реабилитации в современную практику оздоровительной физической культуры.

Практическое значение работы: на основании полученных данных можно оценить целесообразность включения тех или иных методов в комплекс лечения и реабилитации для детей с дисплазией тазобедренного сустава разной степени выраженности.

Результаты данного исследования могут применяться в составе комплексного лечения детей с дисплазией тазобедренного сустава при работе терапевтов, врачей физиотерапевтических кабинетов, методистов лечебной физической культуры и массажистов.

Исследованные методические подходы в лечении и реабилитации могут быть использованы специалистами в области физической реабилитации. Также они рекомендуются для широкого использования в специальных реабилитационных учреждениях и домашних условиях. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.

Необходима разработка новых наиболее эффективных методов лечения и реабилитации, способствующих более эффективному воздействию на тазобедренный сустав, более быстрому его развитию и улучшению качества жизни больных.

Рабочая гипотеза. Мы предполагаем, что лечебная физкультура является наиболее эффективным методом лечения и реабилитации детей с дисплазией тазобедренного сустава при любой степени дисплазии, она способствует более быстрому анатомическому развитию тазобедренного сустава и способствует ускорению нормализации формы и структуры сустава. Это способствует улучшению двигательных возможностей детей. Также мы предполагаем, что занятия, сочетающие несколько способов лечения (лечебная гимнастика и массаж, аппаратные методы и массаж) более эффективны за счет дополнительного положительного влияния каждого метода через разные механизмы действия. Так, например, лечебная гимнастика и аппаратные методы способствуют правильной ориентации головки бедренной кости, а массаж улучшает кровоснабжение данной области, что также способствует более быстрому развитию составляющих сустава.

Объект исследования. Процесс физической реабилитации детей с дисплазией тазобедренного сустава при применении различных методов лечения и реабилитации (аппаратные методы, хирургическое лечение, массаж, лечебная физкультура).

Структура работы: работа состоит из 70 страниц машинописного текста. Иллюстрирована 21 таблицами, 31 рисунками. Список литературы составляет … источников.

1. Адо А.Д. Патологическая физиология. - Томск, 1994. - 560 с.

2. Актуальные вопросы оздоровления, реабилитации и спортивной медицины: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию фак. физ. культуры и спорта ЮуРГУ - Челябинск, 2005 - 93 с.

3. Аспекты адаптации. Критерии индивидуальной адаптации. Закономерности и управление: Сб. науч. тр. / Под. ред. А.Т.Кочеткова - Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2001 - 204 с.

4. Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. - М.: Медицина, 1993. - 223 с.

5. Вербов А.Ф. Основы лечебного массажа / А.Ф.Вербов. - СПб.: Феникс, 2002. - 320 с.

6. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995, 87 с.

7. Виленский В.Я. Диагностика и функциональное лечение врожденного вывиха бедра. М.: Медицина, 1995. - 302 с.

8. Волков М. В. Диагностика и лечение врожденного вывиха бедра у детей. М., 1997. - 278 с.

9. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник / М.А.Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

10. Гончарова М. Н., Т. А. Бровкина. Ранняя диагностика и функциональные методы лечения врожденного вывиха бедра у детей. С.-Пб.: Литера, 1998. - 320 с.

11. Дубровский В.И. Массаж: учебник / В.И.Дубровский. - М.: Владос, 2001. - 496 с.

12. Дунаев И.В. Основы и частные методики рефлекторно-сегментарного массажа при различных заболеваниях: учеб. пособие / И.В.Дунаев. - М.: Феникс, 2002. - 92 с.

13. Кондрашев А.В. Лечебный массаж: учеб пособие / А.В.Кондрашев, Е.В. Харламов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 384 с.

14. Конева Л.С. Большая книга. Массаж / Л.С.Конева. - М.: АСТ, 2006. - 416 с.

15. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского возраста (внутренние органы). - М.: Просвещение, 1973. - 200 с.

16. Лечебная физическая культура: Учеб. для вузов / под ред. С.Н.Попова - 2-е изд. М.: Академия - 2005.

17. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. М., 1995, 125 с.

18. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учеб. для мед. вузов / В.И.Дубровский. - М.: МИА, 2006 - 598 с.

19. Лечебная физкультура и спортивная медицина: учеб. для вузов / В.А.Епифанов - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 - 568 с.

20. Медицинская реабилитация: рук. для врачей / под ред. В.А.Епифанова - М.: Мед-пресс-информ, 2005 - 328 с.

21. Мирзоева И. И. О формировании тазобедренных суставов после вправления врожденного вывиха бедра у детей, ортопедия, травматология и протезирование. М.: Феникс. - 1998. - 135 с.

22. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: учебник / под ред. С.Н.Попова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 351 с.

23. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений /Пер. с польск. - М.: Физкультура и спорт, 1998 - 420 с.

24. Тихоненков B . C . К методике расчета истинного шеечно-диафизарного угла бедренной кости. //Ортопедия и травматология с.2-4.

25. Устюжанина В.О. Основы классического массажа: учеб. пособие / В.О. Устюжанина, Т.И.Попова. - Челябинск, 1998. - 58 с.

26. Шутова Н.Т., Черникова Е.Д. Патологическая физиология развивающегося организма. - М.: Медицина, 1994. - 150 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.