Руки болят в мышцах от гитары

Для начала давайте выясним, почему могут болеть пальцы.

Если подумать, то все просто: пальцы начинающего, неприспособленного музыканта никогда раньше не испытывали подобной нагрузки и болезненные ощущения – это знак того, что пальцы еще приспосабливаются к ней.

У большинства гитаристов болит как раз левая рука, а именно подушечки пальцев.

В первую очередь, рекомендуется поставить нейлоновые струны. Они звучат гораздо хуже и глуше, но пальцы будут болеть меньше.

Совет: Ставить такие струны рекомендуется только начинающим музыкантам до тех пор, пока у них не огрубеет кожа на пальцах. По этой причине с нейлоновыми струнами не стоит выступать на публике.

Также на начальных порах не рекомендуется уделять тренировкам все время. В день можно ограничиться и часом игры. Распределите занятия на гитаре по дням (необходимо после каждого раза делать перерыв минимум в один день).

Этим правилам необходимо следовать не более полутора месяца, так как к тому времени подушечки пальцев уже начнут грубеть:


Болит большой палец во время использования баррэ

Другая проблема, с которой зачастую сталкиваются не только начинающие, но и продвинутые музыканты – боль мышцы, которая противопоставляет большой палец кисти. Обычно, это связано с применением такого приема игры, как баррэ на гитаре.

Что же делать, если при игре на гитаре болит большой палец? Здесь круг возможных действий довольно узок. От гитариста требуется лишь более часто в игре использовать баррэ, мешая его с открытыми аккордами.

Дело в том, что это обычная мышечная боль. Такая же, как, например, после подтягиваний, приседаний и т.д. Лечится она временем.

Примечание: в некоторых случаях боль может быть связана с болезнями суставов и костей. Если же у вас имеются подобного рода недуги, то необходимо на время отказаться от игры на гитаре и обратиться к специалисту.

Болит кисть при игре на гитаре (и правая, и левая)

Выше мы уже уделяли достаточно внимания левой кисти. Стоит только добавить что для того, чтобы она не уставала, нужно найти гармонию при зажатии струн. То есть, не надо зажимать их слишком сильно. Но знайте границу, ведь мы уже не раз говорили с Вами о том, что если зажимать струны недостаточно сильно, то они вовсе не будут звучать. Короче, необходимо найти баланс.

В первую очередь, гитарист должен отрастить длинные ногти. Ниже приведены некоторые основания для того, чтобы сделать это:

  • Ногтями намного удобнее играть, нежели подушечками пальцев (даже если кожа на них огрубеет, это будет совершенно бесполезно в игре);
  • Ногтевое звукоизвлечение подчеркивает профессионализм музыканта;
  • Больше всего отращивание ногтей пойдет на пользу любителям играть перебором;
  • В игре появляются более богатые тембры (окраска звука), а также динамика.

Примечание: Для игры ногтями необходим определенный опыт, но за то это является преимуществом любого гитариста. К тому же, вместо ногтей, можно использовать медиатор. В этом случае звук тоже получается красивым.

Примечание: на левой же руке ногти будут только мешать. Их отращивать не надо.

Самая распространенная ошибка гитаристов, которая может вызвать неприятную боль в правой кисти – неправильная ее постановка относительно гитары.

Новички слишком сильно прижимают руку к гитаре или же сильно сгибают пальцы.

Ниже вы можете увидеть картинку, где изображена неправильная постановка руки:

Тут мы видим, что правая рука сильно напряжена. Кисть в правильном варианте должна находиться в привычном положении: расслабьте руку, и вы увидите, что пальцы слегка согнуты. Именно в таком состоянии кисть и должна находиться на гитаре.

Заключение

Как видим, проблемы с болями в руках при игре на гитаре довольно просто решить. На помощь придут либо отдых, либо тренировка, либо некоторые рекомендации к игре.

В данном материале мы хотим коснуться анатомического аспекта игры на гитаре. Мы постараемся рассказать вам, какие травмы можно получить, играя на любимом инструменте и как их избежать, как сделать занятия максимально полезными и развить функциональность и координацию правой и левой руки.


Вместо вступления

Человеческая рука представляет собой очень сложную механическую систему, основная задача которой состоит в выполнении сложных и точных высокодифференциальных действий. Последовательность движений задается человеческим мозгом: программа формируется в моторной зоне коры головного мозга, после чего по нервным стволам передается в мышцы. А мышцы, которые безостановочно подпитываются питательными веществами и кислородом из кровеносных сосудов, в свою очередь приводят в движения кости и суставы.

Одним из самых важных и сложных отделов человеческой руки является кисть. В основе подвижности и точности движений кисти лежит сочетание нескольких десятков малых костей и мышц, а также наличие специальных слизистых сумок, которые действуют как смазка и делают движения безболезненными и максимально плавными.

Очевидно, что такое описание строения руки и кисти является очень упрощенным. Также очевидно, что игра на гитаре серьезно повышает нагрузку на кисти рук: при неправильном подходе эта нагрузка может привести к различным болезням, которые негативно влияют на строение и мобильность суставов и мышц. По статистике более 85% музыкантов старше 35 лет имеют определенные профессиональные болезни. В следующем пункте мы расскажем об основных из них.

Заболевания, связанные с игрой на гитаре

Пресловутый туннельный синдром (воспаление срединного нерва) – заболевание, возникающее при частом и очень длительном однообразном сгибании и разгибании кисти, сопровождающимся напряжением мышц. Очевидно, что данное заболевание чаще всего преследует барабанщиков, а также гитаристов, постоянно использующих переменный штрих – при этом очень важно отметить, что и те, и другие используют в целом неправильную технику, напрягая мышцы. Основа правильной и быстрой игры: расслабленность мышц.


Остеохондропатии отдельных костей в запястье – разрушение участков костной ткани в результате постоянной нагрузки. Проявляется достаточно редко и при наличии сопутствующих факторов развития (недостаток кальция, нездоровый образ жизни, малая подвижность в целом с частыми и серьезными нагрузками на отдельные зоны, в данном случае – кисти рук).

Профилактика: аналогично прошлому пункту, т.е. чередование периодов нагрузки с отдыхом по мере возникновения чувства усталости, раз в несколько месяцев полный отдых от игры на гитаре не менее 1 недели. Главный симптом остеохондропатии – перманентные боли (даже в период отдыха), сопровождающиеся покраснениями, отеками и неполной подвижностью суставов.

Деформирующий артроз – разрушение суставов вследствие сильных нагрузок. Самые яркие симптомы: изменение формы суставов, снижение их подвижности.

Профилактика: аналогично предыдущему пункту.

Профилактика: аналогично предыдущему пункту + профилактика всех видов инфекционных заболеваний, а также отравлений организма, в том числе алкогольной интоксикации.

Болезнь Рейно – болезнь кровеносных сосудов, которая возникает из-за нарушения их тонуса. Сопровождается приступами онемения кистей рук, побледнением и снижением температуры пальцев рук с параллельным снижением их двигательной функциональности.

Профилактика: общее снижение стресса, переход к здоровому и подвижному образу жизни, сокращение эпизодов отравления организма (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Двигательный невроз – заболевание центральной нервной системы, возникающее на фоне частных монотонных и однообразных практических занятий. Симптомы: постепенная утрата возможности скоординироваться для осуществления отдельных сложных приемов игры.

Профилактика: избегание частых длительных монотонных практических занятий, умение чередовать различные приемы во время игры упражнений.

Также распространенными заболеваниями среди гитаристов являются стенозирующий лигаментит (образование рубцов на связках с ущемлением сосудов и нервных каналов), крепитирующий тендолагинит и плечелучевой бурсит (болезнислизистых сумок, приводящих к сбоям в образовании смазки) и другие: каждое из них сопровождается болевыми ощущениями в кисти, может появляться чувство онемения и покалывания, излишняя усталость кистей. Профилактика осуществляется по схожим с предыдущими заболеваниями направлениям: чередование отдыха и нагрузок, уход от монотонных практических занятий с переходом к занятиям с участием всех групп мышц кистей и рук.

ОДНО ПРОСТОЕ ПРАВИЛО: НЕ ПЕРЕТРУЖДАЙТЕСЬ!

Здесь и сейчас вы не станете играть так же быстро и чисто, как Ингви Мальмстин, поэтому в 4-часовой или более длительной пилёжке гамм, хроматик и длительной тренировке переменного штриха нет никакого смысла. Скорее всего вы через несколько месяцев или забросите гитару вовсе, так как из-за монотонности и перетренированности техника не просто не улучшиться – она может даже стать хуже. Самый плохой исход – попадете к врачу.


Полугодовая игра по 4 часа в день одинаковых гамм для развития скорости, чистоты и координации при игре переменным штрихом, потом еще полгодика оттачивания отдельных приемов (бенды, вибрато, легато, тэппинг и т.д.), потом еще 6 месяцев импровизации и т.д.

Занятия по 2-3 часа в день, в которые входит:

  • 20-30 минут разминки;
  • 30-40 минут тренировки правой руки: переменный штрих, гаммы, тремоло и т.д.;
  • 30-40 минут тренировки левой руки: легато, растяжка, расширенные аккорды;
  • 20-30 минут тренировки особых приемов игры: теппинг, свип и др.;
  • 20-30 минут импровизации;
  • Отдых на пару минут каждые 20-25 минут занятия.

Если вы все же почувствовали боль или дискомфорт в запястье во время занятий (сейчас мы не говорим о болях на подушечках пальцев у новичков), то дайте рукам отдых не менее 10 минут. Если спустя небольшой отрезок времени в 5-10 минут боль возвращается – перестаньте играть на 1-2 недели. Ваша техника не ухудшится, при этом руки отлично отдохнут.

И не забывайте, что лучше заниматься меньше по времени, но регулярно, чем два раза в неделю, но по 5-6 часов. Берегите себя!

  • Версия для печати
  • Отправить по электронной почте…
    • Линейный вид
    • Комбинированный вид
    • Древовидный вид
  • Барре. Болит мышца большого пальца

    Когда играю песни на барре, через полчаса, быть может даже меньше, начинает болеть мышца возле большого пальца на левой руке. Даже пытаюсь расслаблять руку, но не помогает.
    Смотрю видео, где паренек один играет на барре все песни, и удивляюсь, как легко.
    Может есть какие-то упражнения?
    Тренирую руку эспандером. Он действительно поможет?
    Прошу отписаться =)

    Эспандер не поможет. У меня такая проблема много лет (Играю я 6 с половиной лет) И далеко не после получаса игры, а всего через 5 минут. Чтобы барре игралось безболезненно нужно просто вносить новшества в игру. Я лично предпочитаю педалировать левую руку в ритм боя. Рука отдыхает и создает более ритмичный рисунок.

    Последний раз редактировалось Muzikant; 28.05.2011 в 10:28 .

    Пользователь сказал cпасибо:

    Переходи на open-g! Там баррэ не нужно!)))
    А если серьёзно, то согласен с Muzikantом насчёт педалирования руки. Я решаю вопрос частичным взятием баррэ, и ещё брать только там где оно нужно. Или, допустим, почувствовал что рука устала - возьми нужный аккорд в другой позиции, без баррэ.

    Как C#m без барре то взять?))
    Или тот же самый B

    Хм. Что конкретно? Играть как тебе удобно - это глупо?
    Я тебе могу отыграть сколько угодно времени только с баррэ. Но вот это я считаю глупым!)) Играть нужно так, чтобы тебе было комфортно, и в то же время красиво звучало.
    В open-g, к примеру, существует правило минимальных движений - нужно использовать ту аппликатуру, переход на которую от предыдущей потребует минимальных перестановок руки.
    Убеждён, что это же можно отнести к стандартному (испанскому) строю.

    Согласен, но хочется играть песни в оригинальной тональности, а они, в основном, все на барре.
    Я бы играл на простых, но хочется нового чего-то)
    Ладно, буду терпеть боль) Глядишь, к какому-то времени рука натренируется)

    Ну, если готов терпеть боль, тогда пару советов. ))
    Во-первых, настрой хорошенько гитару. Я имею ввиду расстояние от струн до ладов, толщина самих струн итд.
    Во-вторых, играть баррэ проще не на первых ладах( не в начале грифа). Пользуйся этим на первых порах.
    Ну и, самое главное, если почувствовал боль в мышцах кисти немедленно сделай паузу. Дай руке отдохнуть, расслабиться. Потом уже продолжай дальше.
    Постановка руки правильная? Я, например, легко могу играть баррэ вообще без участия большого пальца..))

    Пользователь сказал cпасибо:

    Ну, это ещё зависит и от самого указательного пальца, от того, как он мощен, так сказать)


    Пользователь сказал cпасибо:

    Ну, в принципе, да, пойдет.
    Но дребезг меня смущает))

    Но всё равно попробую таким способом

    Ну, в принципе, да, пойдет.
    Но дребезг меня смущает))

    Но всё равно попробую таким способом

    Это ж гитару я у сына отобрал, оттуда и соответствующее звучание с дребезгом..)))

    Это не способ игры, просто я показал незначительность роли большого пальца при игре баррэ. Экспериментируй с положением кисти, поймай ощущение при котором тебе наиболее комфортно играть.

    Вас очень сложно понять. нахождение альтернативных вариантов аккордов по-моему как раз есть новшество в технике. Музыкант - это тот, кто умеет интепретировать, а не пересиливать боль в суставах. Чем Вам не угодил вариант с педалированием? Очень необходимая вещь в технике и в то же время прекрасно спасает левую руку от усталости. Дюха показал прекрасный вариант педалирования на видео. Чем Вас смутил дребезг? Это естественный процесс в игре. Единственное, что его скрывает, то это соотвествующая аппаратура и отделка гитары. Играть на нейлоне с такой атакой - дребезг неизбежен. Невольно рождается вопрос: Что Вы сами хотите? Избавиться от боли в большом пальце? Извините, это индивидуальная физиология человека и никто никаких тренингов Вам не даст на барре. Данная цель просто пуста, на мой взгляд. Научившись интепретировать, можно научиться и совладать с барре, а не наоборот. Так что, дерзайте.

    Вывод: смириться с тем, что есть

    Интересно. Откуда же тогда звучат басы?

    Они полуприжаты. Какой-то тон там присутствует, но и дребезга тоже достаточно. Гораздо лучше будет понятно, если сыграть не боем, а отдельно-звучащие ноты.

    Хорошо! На днях изображу.)) Но, можешь поверить на слово - вживую всё норм!))

    Использую подобный метод. Совсем необязательно, чтобы все пять-шесть струн всегда звучали. Вполне достаточно бывает трёх-четырёх. Или даже двух. При этом остальные струны глушатся удобными пальцами левой руки, включая большой. Вот, например:

    Форум бас гитаристов

    • Темы без ответов
    • Активные темы
    • Поиск

    боль в запястии

    ох, вот из опыта мучений с лучезапястными: появилась боль - оставь. Дай передохнуть.
    ибо убить руки вполне реально и восстановление отнимает много, очень много времени.

    рекомендации: появилась боль - остановись, дай передохнуть, желательно тёплый компресс. И да. Если боль начала появляться часто и беспокоить - защищай руки от холода. Фастумгель - греет)

    1. Оставить, дать отдохнуть
    2. Если не помогло, или при следующих занятиях снова боль - лучше к врачу.
    По опыту игры, а ешё больше - спорта - суставы надо беречь, а все методы лечения выяснять у врачей. Потому как какая мазь для какого случая, греть или охлаждать, и что вообще делать - надо диагностировать специалисту, а не по советам в инетернете, при вопросе "ну, у меня болит"

    Говорю как человек чуть не угробивший себе колени. А может и угробивший, просто пока не знаю.

    Если болят мышцы при увеличении нагрузки, то это нормально, но боль и усталость обычно быстро проходит.
    Если проблема с суставами, то к врачу однозначно.

    Я сейчас гоняю левую, и боль, и усталость (вернее усталость, боль от нее, а не боль от защемленного нерва к примеру) нормальное явление, но проходит довольно быстро и с каждым днем усталость меньше. Учитель заставляет расслаблять левую при игре и не жать сильно на струны, получается это не сразу у меня, но когда получается усталость становится меньше.
    Важно разогревать мышцы перед игрой.

    В общем, нужно отличать боль в мышцах (от усталости или переработки) от боли в суставах. У меня локти болели несколько месяцев. Думал нерв прижало в спине (остеохондроз имею) или переиграл. Дал отдых, но боль не проходила, болело постоянно и не мышцы (я занимался спортом и знаю что такое мышечная боль). Обратился к врачу - оказалось суставы болят, 2 недели лечения и боль прошла. Самолечением бы угробил бы руки.

    А вообще врача лишний раз посетить не помешает, к своему здоровью нужно внимательней относится, пока оно есть.

    PS. Еще бывают различные воспаления, тут к врачу и чем быстрее тем лучше.
    По поводу греть руки, при нормальном кровообращении руки сами должны греться.

    в лучезапястных обычно таки связки грохаются.

    врачи отправляют на рентгены и сдачу крови. Первое проверить, чтобы всё было на месте, второе на воспаления. Ни чё не найдут - грят "рука здорова, бросай играй" и отправляют из кабинета. Поэтому там не к одному надо, а к нескольким. Есть вероятность толка.
    вообще рентген без траблов мона сделать в любой частной и с помощью Инета и книг самому вдумчиво смотреть, через несколько недель сам сможешь определить, в порядке ли))

    когда суставы болят это ощущается весьма характерно, автор бы не спрашивал совета на форуме, а уже бежал к хирургу. И обычно это проблема не одного сустава, но уж как повезёт.

    и да. Когда нет воспалений и вообще всё ок, а руки боятся холода, то это не кроснабжение конечностей =)

    От таких врачей галопом бежать надо. Я при визите к врачу сразу ставлю все точки над и (тут не наглость нужна, она как раз к обратному приведет. я даю понять, что пришел за помощью и ее только он(а) может дать мне. у них жизнь не сладкая и автоматом могут как обычно сработать, а могут не сработать). Меня полумеры не устраивают в таких случаях, хотя может играет роль возраст и жизненный опыт. Но пока на врачей везет (не устраивает один можно найти другого), хотя есть уже неизлечимые болезни, увы.

    Чтоб руки холода не боялись летом их в перчатки лучше, а не фастум гелем А зимой у всех боятся, хотя я как курить бросил, то заметил, что мерзнуть меньше конечности стали и бегать резвее получается. )) Если необходимо нормализовать "теплооборот" в теле, то ИМХО нужно в сторону цигуна поглядеть, попотеть правда прийдется пару лет, но результат будет. ))

    обычно от банального заигрывания. Мышцы я бы тоже не переоценивала: от неправильной нагрузки могут отойти от костей, а это пц. Но при игре на басу такое маловероятно))))))) как и разрыв связок. Однако от микротравм и прочей фигни басисты не застрахованы, а лечить, кстати, у нас сие не умеют, равно как и нормально диагностировать.

    и да, руки боятся сквозняков и т.д., при заигрывании такое бывает. Перчатки-варежки, да. Я эластичные бинты ношу, когда невмоготу.
    фастумгель хорош разово после реп/продолжительных занятий, когда нагрузка была большая, и конечности болят.

    если болит больше раза - начать изучать анатомию кисти и топать ко врачам и хорошему опытному преподу.

    З.Ы.: тебе _очень_ повезло, раз срослось правильно.

    От это точно. Мне препод говорит, что руку запороть еще умудриться надо и очень постараться. Хотя я с дуру один раз так прес на станке качнул, что неделю разогнутся не мог ))
    А срослись пальцы не совсем правильно, пролентяйничал когда надо было боль преодолевать.

    Кстати зачем фастум гель греет тело? Чтоб кровоток улучшить. Убрать "затоявшуюся" кровь и дать приток новой, с которой прийдут питательные вещества, а со старой уйдут продукты жизнедеятельности мышц. Банька очень помогает и массаж. Массаж на руках самому можно себе делать, но мне лениво и делаю уже когда заболит.

    PS. Я тут как раз левую мучаю, выносливость тренирую. До боли доходит, но упражнение до конца довожу, потом полное расслабление (умею это делать со времен занятий единоборствами) и, заметил что очень помогает ополаскивание руки прохладной водой (не холодной). Видимо мышцы от работы перегреваются таки с непривычки (последние года ничего тяжелее мышки и пивной бутылки не поднимал). Но сильно руку не насилую, у меня уже давно есть ощущение предела, когда выработалось не знаю, видимо на единоборствах опять, там многому учат, если учитель нормальный. Жалко давно не занимаюсь, обленивел.

    постараться - хз. У меня суммарно часа 4 ушло, чтобы мучица ещё пару лет точно))) сейчас восстанавливаю.

    в блоге валяеца, с чего начала восстановление, через нескок недель отпишусь, как с реабилитацией дела.

    просто действительно хороший препод знает анатомию, в особенности рук.

    Пишем в онлайне прям. )
    Я пост поправил. Мой препод медобразование имеет, говорит ну сложно запороть, но руку мне то он поставил, для этого я то и пошел к нему. Может предпосылки уже были? Ведь у всех огранизм разный. У меня после боли (сейчас в основном в районе безымянного и мизинца, на них основная нагрузка) через полчаса уже все проходит полностью. Но у меня нет времени, чтоб 4 часа убивать руку, да и не буду я так долго (подряд), у меня инстинкт самосохранения срабатывает.

    У меня не получается пока расслабленно играть, на репетиции получается, но там партии простые. А препод говорит, что рука постоянно расслабляться должна, чтоб отдыхать и на струны давить больше необходимого не надо. Ну и помог инструмент отстроить окончательно.

    PS. Мне препод говорит, что с моим временем на занятия, нужно заниматься так, как будто последний раз занимаешься. Тогда толк будет.

    с преподом сложно. Без препода - вполне реально)
    у меня 4 часа _в_сумме_. В три захода: репа, заболела рука, продолжила через боль играть, дома кусочек поиграла, на следующий день репа. Репы мелкие, но хватило по неопытности. Хотя уже не мучаюсь.

    у каждого свой предел, да. При игре на басу останавливаюсь, как болеть начинает. Вообще спорт сильно помогает, но уже давно не занимаюсь.

    З.Ы.: отходила. Неделю перерыв был вынужденный, занимаюсь продолжением восстановления лучезапястных, и скоро спать уйду, поэтому не совсем онлайн
    З.З.Ы.: повезло с преподом)

    Почитал блог. Много неясностей, может не к хирургу, а к невропатологу (толковому) нужно, похоже нерв где то защемляет, раз боли до потемнения (у меня бывает как током даст, но последнее время все реже и реже). От тощести кисти я думаю не зависит, количество мышц у всех одинаково, а за 3 месяца занятий любой будет на пальцах отжиматься - это проверено, причем объем мышц больше существенно не становится (это бодибилдеры только мясо ростят), они просто сильнее будут.

    А может попробовать найти преподавателя и попробовать все таки руку поставить? Быстро это конечно уже не будет.

    Еще и образ жизни влияет. Cmaj уже писал, что на локти не нужно облокачиватся и спать на руке, я замечать стал, что нервы то передавливает. На работе неправильная (для моего роста) высота стола и я неволей ставлю руки на локти, раньше и спал так (я умудряюсь до сих пор спать стоя в автобусе ;D ), а теперь не могу, к старости чувствительно все стало (даже подушку купил анатомическую, в шее куча проблем накопилась). Как не так, так сразу немеет. А еще храпеть стал, жену напрягает и она будит меня )

    И по теме. wamdam, как ты увеличил нагрузку (опиши)? Какой характер болей, только в кисти или в предплечье/плечо отдает? Попробуй прощупать кисть и выявить где точно болит или болит вся мышца. Попробуй мазь лиотон, не смотри что для женских ног, она кровоток очень хорошо увеличивает, спину мажешь - из легких дрянь начинает отхаркиваться, и не дает сильного раздражения.

    В этом уроке я расскажу про читерский способ расслабления левой руки. Он достаточно необычен, но в большинстве случаев работает. В свое время он помог мне и многим моим ученикам поймать ощущение расслабления и запомнить его.

    Чтобы понять мотив дальнейших действий, нам нужно разобраться с причиной возникновения напряжения и боли в левой руке при игре на гитаре. На самом деле причин много, и я думаю, что мы неоднократно в рамках этого цикла будем обсуждать причины и способы их устранения.

    Почему болит левая рука при игре на гитаре? Причина возникновения напряжения

    Сейчас рассмотрим наиболее частую причину возникновения напряжения. Это напряжение, возникающее в результате чрезмерного смыкания контура, образованного из прижимных пальцев с одной стороны и большого пальца с другой стороны грифа. Естественно, чтобы зажать струны нужно этот контур замкнуть. Зачастую люди прилагают слишком большое усилие при нажатии. В результате левая рука постепенно напрягается, испытывает боль и дискомфорт, зачастую на растяжке теряет беглость и выносливость при забеге на дальнюю дистанцию. Те же легато или picking оказываются недоступны при таком напряжении. С учетом вышесказанного становится очевидно, что для того, чтобы избавиться от боли в левой руке при игре на гитаре, нам нужно минимизировать напряжение в этом контуре, уменьшив усилие нажатия пальцами.

    Устранение боли и напряжения в левой руке при игре на гитаре

    Как это делается? Я предлагаю это делать от обратного. Утрируем ситуацию. Пробуем снять большой палец левой руки и прижимать струны к ладам без его помощи с разорванным контуром. Для этого понадобится инвентарь. Тряпочка, носок или шарфик, любое изделие из ткани, выполняющее функцию глушения лишних струн. Обычно по умолчанию эту функцию выполняет указательный палец левой руки или ребро ладони правой. Как это работает можно посмотреть в видеоуроках или в общих уроках в рамках этого цикла.

    В данном случае мы вынуждены отказаться от использования правой руки на глушении, чтобы обеспечить некий противовес усилию левой руки. Оно возникает при попытке зажать струну без большого пальца, разомкнув контур между прижимным и большим пальцем. Это и есть усилие, требующее противодействия.

    В данном случае мы одним пальцем правой руки нажмем на точку примерно в центре деки. Удержание баланса гитары одним пальцем не позволит чрезмерно прижимать струны пальцами левой руки при разомкнутом контуре. Раз контура нет, значит и напряжения нет.

    Можно сказать, что мы сейчас ловим ощущение расслабленности левой руки при игре легато. Еще раз напоминаю, что у нас правая рука выполняет функцию противодействия левой, которая за счет небольшой тяги на себя осуществляет прижим к струнам. Тряпочка выполняет функцию глушения лишних струн. Поиграйте легатные пробежки без большого пальца. Естественно, координация левой руки нарушится, потому что отсутствует ориентир, который выполнял большой палец, находясь с обратной стороны грифа. Но для того, чтобы поймать ощущение расслабленности этого достаточно.

    Попробуйте научиться играть любую легатную фразу таким способом относительно стабильно. Т.е. закрыв глаза на звуковые неточности, которые возникают при нарушении координации левой руки. Возможны нарушение динамики, небольшая аритмия, и даже могут звенеть лишние струны под тряпочкой. В данном случае это не важно. В читерском способе мы гонимся не за качеством звукоизвлечения, как мы это делаем обычно в подавляющем большинстве случаев при работе с инструментом, а за ощущениями расслабления левой руки.

    Фраза, которую вы будете играть не обязательно должна быть шестиструнная. Она может быть трехструнная или на одной струне. Выбирайте ту, которую вам проще играть на данный момент.

    Когда научитесь ее играть относительно стабильно без большого пальца левой руки с обратной стороны грифа, верните его на свое законное место. Ребро ладони правой руки расположите ближе к струнам, как оно обычно расположено при игре на гитаре. И сохраняя ощущение, которое запомнила левая рука, попробуйте поиграть ту же самую фразу. Если ощущение сохранилось, это говорит о том, что вы минимизировали до необходимого значения усилие, которое возникает в этом контуре. Соответственно напряжение уйдет.

    Конечно же, надо понимать, что природа напряжения в левой руке может быть достаточно разнообразной, и мы рассмотрели только одну из причин, которая возникает в этом контуре.

    В будущем мы также постоянно будем касаться левой руки и обсудим другие причины напряжения и как с ними бороться.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.