Наложение шины при переломе костей плеча из подручных материалов

Причинами травмы плеча бывают неудачное падение, сильный удар, автомобильная авария. Риск осложнений после перелома высок при повреждении сосудов, нервных волокон. Предупредить последствия можно посредством иммобилизации кости в области травмы.

  1. Назначение шины
  2. Виды иммобилизации
  3. Техника применения
  4. Особенности использования подручных средств
  5. Наложение стандартных шин

Назначение шины


В травматологии шиной называют импровизированный или стандартизированный фиксатор для участков тела, предназначение которого в профилактике и лечении костных патологий.

Обеспечение неподвижности отломков кости особенно важно в доврачебный период. Шинирование предотвращает движение фрагментов кости и повреждение ими сосудов, нервных волокон, мягких тканей.

Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение — важный этап оказания первой помощи.

Наложение шины после перелома плеча снижает болевые ощущения, предупреждает развитие шока. Для иммобилизации применяют специальные медицинские приспособления, но в условиях длительного ожидания помощи или ее отсутствия можно самим сделать шину из подручного материала (фанеры, картона, косынки, одежды).

Виды иммобилизации


Принято различать фиксацию конечности по созданию оптимальной среды пораженного участка:

  • для транспортировки больного в медицинское учреждение;
  • в лечебных целях.

К транспортным видам иммобилизации относят:

  • аутоиммобилизацию, использование здорового участка тела — верхнюю конечность прибинтовывают к туловищу;
  • фиксацию плеча подручными материалами;
  • применение стандартных конструкций.

Известными фиксационными шинами в медицинской практике считают следующие приспособления:

  • лестничную из мягкой проволоки (шину Крамера — по имени автора);
  • пневматическую конструкцию.

В лечебных целях применяют дистракционные шины, предназначенные для обездвиживания участка и вытяжения.

Техника применения

Правильное шинирование обезопасит поврежденный участок от развития осложнений в период транспортировки в лечебное учреждение. Техника применения средства зависит от вида шины. Соблюдение общих правил распространяется на любые способы фиксации конечности

При переломе плеча следует:

  • остановить перед фиксацией конечности кровотечение;
  • провести адекватное обезболивание;
  • найти способ физиологичного закрепления руки;
  • закрепить три сустава, иммобилизовать всю конечность до здорового плеча;

Шину накладывают поверх одежды. Угол сгиба в локтевом суставе должен составлять примерно 90°. Фиксацию производят бинтами, тесьмой от периферии к центру. Пальцы оставляют свободными для наблюдения за кровообращением. В холодное время важно утеплить конечность, не допустить обморожения во время транспортировки.


В качестве подручного средства для наложения шины пригоден картон от упаковочных коробок. Потребуется две части длиной, соответствующей расстоянию:

  • от плеча до локтевого сустава;
  • от локтя до пальцев.

Лист картона нужно согнуть и завернуть края для образования желоба. Его прикладывают к руке, согнутой в локте и фиксируют бинтом. Шина должна охватывать конечность целиком от пальцев по задненаружной стороне предплечья и плеча.

Картонная шина вполне пригодна для транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение. Руку закрепляют на косынке, подвешенной на плече.

В отсутствии плотного материала типа картона или листа фанеры иммобилизацию осуществляют с подвешиванием конечности на косынку и фиксацией к туловищу (повязка Дезо). В подмышку следует положить небольшой валик из платка, шарфа.


Арсенал стандартных шин включает следующие разновидности:

  • лестничные;
  • пневматические.

Наиболее востребованной в медицинской практике является шина Крамера, которая известна уже много лет. Лестничная конструкция представляет собой проволочный каркас. Шина по внутренней поверхности (поверхность к больному) прокладывается ватой, валик вставляется в локтевой изгиб шины.

Вата прибинтовывается к шине бинтом. Преимущество приспособления — в гибкости, широком моделировании под анатомические особенности пациентов.

Процесс наложения шины проходит поэтапно:

  1. Моделирование конструкции от кончиков пальцев до локтя. В этом месте перегибается под прямым углом. Далее шина проходит к плечевому суставу через позвоночник и до здорового плеча.
  2. Формирование желобка в шине под локтевой участок руки.
  3. Укладывание конечности на основу с использованием ваты и марли.
  4. В подмышечную впадину вставить валик из ваты и марли величиной с кулак.
  5. Фиксация с помощью бинта. Предплечье и кисть должны лежать на шине тыльной стороной (!) так, чтобы ладонь смотрела вверх.

Каждый этап шинирования важен для правильной иммобилизации, профилактики движения отломков, сопутствующих осложнений.

Пневматические шины используются сравнительно недавно. Конструкция очень простая, состоящая из тканевого мешка с воздухонепроницаемыми стенками в два слоя.

Рука пострадавшего помещается внутри пневмошины. Далее присоединяют к специальному отверстию насос и накачивают воздух. Прочная фиксация конечности обеспечивает надежную иммобилизацию.

Перелом плеча — серьезное повреждение. Грамотное наложение шины уменьшает болевые ощущения, существенно снижает риск осложнений.

Цель: обеспечить системное формирование и доведение до необходимой степени совершенства профессионально-прикладные умения и навыки работ по оказанию первой помощи пострадавшим.

1.На правильность; 2.На время

Время выполнения.
отлично хорошо удовл.
2 мин

При наложении шины на плечо (голень) пострадавший сидит (лежит) на земле, а обучаемый работает в удобном для себя положении.

Шина накладывается на обмундирование (время подготовки шины не входит в норматив). Предварительного наложения повязки не требуется. Перевязочный материал, шины находятся рядом с обучаемым.

Выполнение приема при переломе костей плеча заканчивается подвешиванием руки на косынку (бинт, ремень), при переломе костей голени – закреплением повязки (булавкой или концами надорванной ленты бинта).

Ошибки, снижающие оценку на 1 балл:

  1. Недостаточно точно подогнана шина.
  2. Недостаточная фиксация шины.
  3. Нарушение последовательности работы при наложении шины.



Подпишись на нашу рассылку,чтобы быть в курсе новостей

Присоединяйтесь к нам
в сообществах

Самые свежие новости и
обсуждения вопросов о службе



Подпишись на нашу рассылку,чтобы быть в курсе новостей

Присоединяйтесь к нам
в сообществах

Самые свежие новости и обсуждения вопросов о службе

Помощь и консультация по любым вопросам

Покупка и продажа товаров

Комментарии и отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

  • Напишите нам


У нас Вы можете разместить рекламную статью о своих товарах или услугах. Статейный маркетинг за рубежом занимает 80% рынка продаж услуг и товаров. 8 из 10 предпринимателей осознают, что данный способ с перспективой получения прибыли годами (пока существует статья), отлично работает.

Сотрудничаем как с физическими, так и с юридическими лицами. Создание рекламной статьи Вы можете предоставить нам, либо выполнить это самостоятельно. Во втором случае возможна оговариваемая корректировка. Текст должен полностью раскрывать суть заголовка. Публикуем тематические тексты: обзоры оборудования, всё что связано с пожарной безопасностью, новинками техники и пожарно-технического вооружения и подобные тематики. Если у Вас другая тема, пишите нам и мы согласуем все моменты.

Посмотрите на примеры статей, которые вошли в ТОП-1-3 Яндекса по следующим запросам:

  • настольная игра для пожарных – 1 место по Москве;
  • виды огнезащитных красок – 2 место по Москве.
  • пожарные вышки лафетные – 2 место по Москве.

Статьи приносят не только трафик, но и прямую продажу товара.

Хотите узнать сколько стоит рекламная статья на нашем сайте и каковы условия? Какие еще виды рекламы доступны на страницах проекта?

Электронная почта: firemanclub@mail.ru

Skype: fireman.club

Не выделяем какой-либо канал для обращений, главное, чтобы для Вас он оказался подходящим. Все участники нашей команды с большим вниманием относятся к получаемой обратной связи. Благодаря “обратной связи” от посетителей, на портале появились новые разделы, а старые стали удобнее и совершеннее.

Если Ваш проект связан с пожарной охраной или МЧС, напишите нам. Мы разместим на него ссылку в этом блоке.

Являемся профессионалами своего дела. Поэтому нам доверяют участники и гости проекта. Останавливаться на достигнутом не собираемся, хотя уже сейчас есть чем гордиться. Чувствуем, что потенциала хватит на большие свершения. Мы подготовили небольшое интервью, из которого Вы узнаете с кем имеете дело.

– Проблемы с поиском учебных материалов, связанных с пожарно-спасательной тематикой. Захотелось создать единый источник информации с логично оформленной структурой и удобный для изучения.

– За какие качества Вы друг друга цените?

– Адекватность, амбициозность, активность, воспитанность, добросовестность, идейность, надёжность и многие другие.

– Где трудитесь?

– В пожарной охране.

– Насколько профессиональные обязанности помогают Вам вести портал?

– Как вы решаете разногласия?

– В приоритете всегда пользователи, выбираем вариант, прежде всего, удобный для них. Ведь наш проект для людей. Как ни странно, за всё время разногласий почти не было. Есть лидер, который может всё грамотно объяснить и все останутся довольны.

– Каким вы видите свой проект через 10 лет?

– Проект самонаполняемый пользователями, авторы пишут статьи и выкладывают материалы. Очень много разделов, которые позволяют найти всю необходимую информацию, касающуюся пожарной безопасности и вопросов, связанных с прохождением службы в нашей структуре. Появление новых сервисов, мобильных приложений. Будем идти в ногу со временем.

– Чего бы хотели пожелать пользователям сайта Fireman.club?

Читайте О НАС подробнее по ссылке.


Особенности отработки нормативов по ВМП

Нормативы по военно-медицинской подготовке в ходе занятий и тренировок отрабатываются на исправных учебно-тренировочных средствах.

Медицинские укладки должны быть полностью укомплектованы медицинским имуществом (учебным или штатным) для отработки нормативов. Инструмент и приспособления, используемые при выполнении нормативов, должны быть приведены в рабочее состояние.

Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено нарушений требований безопасности, а также уставов, наставлений, инструкций и руководств.

За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не привело к авариям, поломке (порче) медицинского имущества, а также за каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, оценка снижается на один балл.

При выполнении нормативов личным составом в средствах защиты кожи (ОЗК, Л-1 и т.п.) время увеличивается на 25%, а при работе в средствах защиты органов дыхания (противогазе, респираторе) - на 10%, кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено только в средствах защиты.

При температуре воздуха минус 10 о С и ниже, плюс 30 о С и выше, при сильном дожде, снегопаде, время на выполнение нормативов увеличивается до 20%, при действиях ночью, если время для ночных условий не определено, оно увеличивается до 30%.

Порядок определения оценки за выполнения нормативов

Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольной попытки.

Индивидуальная оценка военнослужащему за выполнение нескольких нормативов по военно-медицинской подготовке определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:

Оценка за выполнение одиночных нормативов подразделению выводится по индивидуальным оценкам обучаемых и определяется:

если не менее 70% обучаемых получили положительные оценки

Условия, порядок выполнения и методические указания по отработке норматива

Наложение шин из подручного материала при переломах костей верхних и нижних конечностей

Условия выполнения норматива

Порядок выполнения норматива

Шина накладывается на обмундирование. Время подготовки шины к применению не входит в норматив. Предварительного наложения повязки на травму не требуется.

Методические указания по отработке норматива

Признаками перелома плеча является выраженная боль и припухлость в области повреждения, резко усиливающаяся боль при движении, изменение формы плеча и суставов, ограничение движения в суставах или невозможность движения, ненормальная подвижность в области перелома плеча.

Наиболее эффективным и надежным способом транспортной иммобилизации при повреждениях плеча является использование лестничной шины длиной 120 сантиметров. Шина должна захватывать всю поврежденную конечность - от лопатки здоровой стороны до кисти на поврежденной руке и при этом выступать на 2–3 см за кончики пальцев.

Основными признаками повреждений голени является боль в месте повреждения, которая усиливается при движении поврежденной голени, деформация в месте повреждения голени и обширные кровоподтеки в области повреждения.

Показаниями к выполнению транспортной иммобилизации являются: открытые и закрытые переломы костей голени, огнестрельные ранения и обширные раны голени, глубокие ожоги и гнойно-воспалительные заболевания голени.

Лучше всего иммобилизация поврежденной голени достигается Г-образно изогнутой отмоделированной задней лестничной шиной длиной 120 сантиметров и двумя боковыми лестничными или фанерными шинами длиной по 80 сантиметров.

Подготовительные действия, не входящие в условия норматива

Порядок
выполнения приема

Слушают и запоминают характер и место перелома.

1. При использовании для иммобилизации поврежденного плеча лестничной шины длиной 120 см:

На себе дополнительно изгибает шину по контурам спины, задней поверхности плеча и предплечья. Часть шины, предназначенную для предплечья, выгибает в форме желоба.

Если шина недостаточной длины и кисть свисает, он наращивает нижний конец шины куском фанеры или куском толстого картона. Если же длина шины чрезмерна - ее нижний конец подгибает.

К верхнему концу шины прикрепляет два отрезка бинта длиной по 1,5 метра для фиксации верхнего конца шины к туловищу.

2. При использовании для иммобилизации поврежденной голени Г-образно изогнутой задней лестничной шиной длиной 120 см и двумя боковыми лестничных шин длиной по 80 см:

Одну Г-образную (заднюю) шину моделирует по размерам и контурам поврежденной ноги (на здоровой ноге), в обязательном порядке делает на шине углубление для пятки и икроножной мышцы и выгибает шину в подколенной области.

Нижний конец двух боковых лестничных шин изгибает Г-образно.

плохо смоделирована шина (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области);

Ложится на землю (подстилку)

Обучаемый делает полный шаг правой ногой вперед и немного вправо. Наклоняясь вперед, опускается на левое колено и ставит левую руку на землю впереди себя, пальцами вправо. Затем, опираясь последовательно на бедро левой ноги и предплечье левой руки, ложится на левый бок и быстро поворачивается на живот, раскидывает ноги слегка в стороны носками наружу.

Порядок выполнения норматива

Порядок
выполнения приема

1. Для наложения шины при переломе костей плеча:

обездвиживает поврежденную верхнюю конечность

Сгибает локтевой сустав поврежденной конечности под прямым углом. При этом предплечье располагает таким образом, чтобы ладонь кисти была обращена к животу.

В кисть поврежденной руки вкладывают валик серой ваты.

Оказывающий помощь прикладывает к поврежденной рук подготовленную к применению шину, верхний и нижний концы шины связывает тесьмой и укрепляет шину бинтованием.

Руку вместе с шиной подвешивает на косынке или перевязе.

Фиксирует верхний конец шины к туловищу двумя привязанными отрезками бинта длиной по 1,5 метра: проводит эти бинтовые тесьмы вокруг плечевого сустава здоровой конечности, делает перекрест, обводит вокруг груди и связывает их.

2. Для наложения шины при переломе костей голени:

обездвиживает поврежденную нижнюю конечность

Оказывающий помощь незначительно сгибает поврежденную ногу в коленном суставе, а стопу устанавливает по отношению к голени под прямым углом.

Отмоделированную заднюю Г-образно изогнутую лестничную шину длиной 120 сантиметров укладывает снизу поврежденной конечности так, чтобы подошва опиралась на Г-образный выступ. На шину и в области суставов подкладывает вату.

Две боковых, более коротких шины (по 80 сантиметров), накладывает по внутренней и наружной поверхности голени так, чтобы их верхние концы доходили до середины бедра, а нижние, Г-образно изогнутые, выступал за подошву.

Прибинтовывает шины к ноге марлевым бинтом.

Закрепляет повязку (булавкой или концами надорванной ленты бинта).

2. После подвешивания руки на косынку (закрепления повязки при переломе костей голени) останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива.

Временные показатели и оценка за выполнение норматива

Военнослужащие

Оценка по времени (минут, секунд)

Наложение шины при переломе костей плеча

Наложение шины при переломе костей голени

Ошибки, снижающие оценку за выполнение норматива

1. Шина зафиксирована недостаточно.

2. Нарушена последовательность работы при наложении шины.

3. При иммобилизации плеча допущены ошибки:

а). отсутствуют тесемки на верхнем конце шины, что не позволяет надежно фиксировать плечо;

б). иммобилизованная конечность не подвешена на косынку или перевязь.

4. При иммобилизации голени допущены ошибки:

а). недостаточно зафиксирована стопы (нижний конец боковых шин не изогнут Г-образно);

б). недостаточно зафиксированы коленный и голеностопный суставы.

1. Шина не дает необходимой иммобилизации раненой конечности.

2. При иммобилизации плеча допущены ошибки:

а). плохо смоделирована шина.

3. При иммобилизации голени допущены ошибки:

а). плохо смоделирована шина (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области);

б). иммобилизация выполнена только задней лестничной шиной без дополнительных боковых шин;

в). при укреплении шины нога сдавлена тугим бинтованием.

Дальнейшие действия, не входящие в условия норматива

Порядок
выполнения приема

снимает шину с плеча

Развязывает два отрезка бинта длиной по 1,5 метра, которыми фиксировался верхний конец шины.

Снимает укрепляющие бинты с шины и конечности.

Снимает шину и развязывает тесьму, которая соединяла верхний и нижний концы шины.

Выпрямляет шину до исходного состояния.

снимает шину с голени

Освобождает повязку (расстегивает булавку или развязывает концы бинта).

Разбинтовывает шину и ногу.

Снимает две боковых и заднюю шину.

Убирает вату из-под суставов.

Выпрямляет шины до исходного состояния.

Встает с земли (подстилки)

Для вставания обучаемый переворачивается на живот. Подтягивает обе руки на уровень груди, одновременно с этим сводит обе ноги вместе, резко выпрямляет руки, поднимает грудь от земли, выносит правую (левую) ногу вперед и быстро встает.

2.2.4. Первая медицинская помощь при травмах

Помощь при ушибах: холод - на место ушиба (в первые часы и сутки); иммобилизация конечности; тугое бинтование.

Помощь при сдавлении: перед освобождением конечности от сдавления необходимо наложить жгут выше места сдавления.

При наличии костных повреждений производят иммобилизацию конечности шинами, а если есть ранения - накладывают на раны асептические повязки.

Основная задача оказания первой помощи при переломе кости - зафиксировать отломки кости, придать конечности неподвижное положение. Правильная и своевременная иммобилизация переломов предупреждает возникновение таких осложнений, как повреждение костными отломками кровеносных сосудов и нервов, превращение закрытого перелома в открытый вследствие повреждения кожи костными отломками, травматический шок.

Для иммобилизации переломов костей применяют стандартные шины различных образцов и шины из подручного материала. Табельные шины (фанерные, сетчатые, лестничные и транспортные), как правило, применяют только медицинские работники, так как они должны иметь специальные комплекты, предназначенные для оказания помощи пострадавшим. Из стандартных транспортных шин наиболее доступны и распространены шины Крамера (фото 20).

В боевой обстановке чаще всего будут применяться шины из подручных материалов; в качестве их можно использовать доски, палки, полосы фанеры, хворост, камыш и

К подручным средствам прибегают в условиях, когда на месте происшествия нет медицинских работников со средствами оказания помощи. Поэтому умение приспособить различные материалы для иммобилизации переломов имеет большое практическое значение, особенно в полевых условиях.

Шина должна быть такой длины, чтобы можно было захватить два соседних сустава, между которыми находится

поврежденная кость, а при переломе бедра необходимо иммобилизовать все три сустава (голеностопный, коленный, тазобедренный).

Шину, как правило, нужно накладывать поверх одежды и обуви.

Для предупреждения возникновения болей и омертвения тканей в местах костных выступов под шину подкладывают мягкий материал (вату, ветошь и т. д.).

Перед тем как наложить шину, ее необходимо отмоделировать по форме конечности. Моделирование лучше всего проводить на здоровой конечности.

При переломе плечевой кости пользуются табельными большими лестничными шинами. Руку сгибают в локтевом суставе под прямым углом, ладонью к животу, пальцы полусогнуты. В подмышечную впадину вкладывают комок ваты (можно свернуть валиком пилотку, полотенце), который укрепляют бинтом через предплечье здоровой руки. Шину моделируют по размерам и контурам поврежденной руки (моделируют по здоровой руке) так, чтобы она начиналась от плечевого сустава здоровой

руки, проходила через спину по подлопаточной области (больной стороны) и затем по задненаружной поверхности плеча и предплечья и заканчивалась у основания пальцев, т. е. захватывала всю конечность. Шину прибинтовывают к руке и частично к туловищу. После этого руку подвешивают на косынке (ремне) или прибинтовывают к туловищу.

При отсутствии табельных средств берут две дощечки или другие удобные предметы. Одну из

дощечек накладывают с внутренней стороны плеча так, чтобы верхний конец ее доходил до подмышечной впадины, а другую - с наружной стороны. Верхний конец ее должен выступать за плечевой сустав. Нижние концы обеих дощечек должны выступать за локтевой сустав. Дощечки прибинтовывают к плечу выше и ниже места перелома. Между туловищем и плечом кладут сверток одежды. Предплечье подвешивают на косынке.

При отсутствии табельных или подручных средств согнутую

в локте руку берут на косынку (ремень), а затем прибинтовывают к туловищу.

При переломах костей предплечья используют подручные средства таким образом, чтобы длина их была несколько больше длины предплечья. При переломах обеих костей предплечья накладывают две дощечки (с ладонной и тыльной стороны) так, чтобы они начинались от концов пальцев и кончались, выступая за локтевой сустав. Дощечки укрепляют выше и ниже места перелома (рис. 21), руку подвешивают на косынку (ремень).

При отсутствии табельных и подручных средств при переломах костей предплечья можно:

 повесить руку на косынку или ремень (рис. 22), а плечо прибинтовать к туловищу;

 рукав в области предплечья пристегнуть к гимнастерке булавкой, предварительно согнув руку в локте.

При переломе костей кисти на кусок доски (фанеры) укладывают и прибинтовывают не только кисть, но и предплечье, подложив под ладонь комок ваты (пилотку), чтобы пальцы были полусогнуты. Руку подвешивают на косынку или ремень.

При переломе бедра из подручных средств лучше всего использовать две доски шириной 8 - 10 см. Одну из досок укладывают снаружи так, чтобы она верхним концом упиралась в подмышечную впадину, а нижним - выступала за подошву. Вторую, более короткую доску располагают по внутренней поверхности ноги так, чтобы ее верхний конец упирался в про- межность, а нижний - выступал за подошву. Обе доски прибинтовывают к конечности, а верхнюю часть наружной доски - к туловищу с помощью бинтов и ремней (рис. 23).


Оказание первой неотложной медицинской помощи при наступлении травматологического случая является одним из самых главных мероприятий для того чтобы избежать серьёзных осложнений со здоровьем пациента.

Травмы могут иметь разные виды по своей степени тяжести или же месту повреждения. Однако самыми распространенными из них бывают такие повреждения конечностей как: переломы, ушибы, вывихи.

От того как правильно были проведены мероприятия по оказанию первой медицинской помощи, во многом зависят дальнейшие последствия течения заболевания.


Как правило, при наступлении травматологического случая, например перелома, в первую очередь требуется проведение временной иммобилизации поврежденного места. Это значит, что большинство переломов должны быть правильно зафиксированы в том положении, в котором их выявили.


В таких случаях применяются такие приспособления как шины, которые имеют разные типы и конструкции. Они и являются способом решения проблемы в непредвиденных ситуациях.

Шина – это приспособление, которое специально изготовлено из подручных материалов, в целях применения временной и стойкой фиксации травмированных частей тела в определенном положении.


Шина выполняет функцию не только обездвиживания сломанной кости и или вывихнутого сустава, но также дает возможность защищать и поддерживать поврежденный сегмент. Основными ее назначениями являются следующие:

  • Защита других здоровых тканей от осколков и отломков костей, при открытых переломах, в процессе транспортировки больного в медицинское учреждение;
  • Предотвращение дальнейшего усугубления травмы;
  • Помогает уменьшить боль во избежание болевого шока.


При наложении шины, необходимо убедится в том, что она поддерживает и обездвиживает поврежденную зону выше и ниже травмированного места. Это дает возможность воспрепятствовать движениям рядом находящихся суставов, а также месту повреждения.

Импровизированные шины и правильность их наложения

Как правило, во многих случаях при получении травм, шину приходится делать из любых подручных материалов. Такими вещами могут оказаться: лыжи, доски, палки, зонты, картон, свернутые газеты и журналы и т.д.

Импровизированные шины можно разделить по следующему принципу, представленному в таблице:

Название шины Описание Примечание
Тело-шина Используется неповрежденная часть тела, к которой привязывается травмированная. Сломанная нога к здоровой, соседний палец к поломанному.
Вытяжная шина Как правило, применяется при переломах таза или позвоночника. Больного кладут на жесткую поверхность спиной вниз и фиксируют на ней (щит, длинные доски).
Перевязочная шина Самая распространенная шина при переломах конечностей. Используется шина с перевязкой для поддержания поврежденного места (рука, голень, ключица, плечо и т.д.). В данном случае используется имеющийся под рукой удобный подручный материал, как для самой шины, так и для перевязки (шарф, галстук, пояс).

Рассмотрим более подробно основные правила наложения импровизированных шин:


    • Необходимо понимать, что шина – это подкладка из жесткого материала укрепляющая повязку. Наложение шины должно включать в себя саму шину, повязочный материал и мягкую подкладку;
    • Использовать для изготовления шины можно любой подходящий подручный материал (толстые палки в случае травмы в лесу).
    • Нельзя вправлять и вставлять сломанные кости или вывихнутые суставы человеку, которому будет накладываться шина.
    • Перед наложением шины, если есть открытые раны, то необходимо их покрыть чистой повязкой.
    • Когда накладывается шина, при переломе, то необходимо перекрывать два соседних сустава для полной фиксации.


  • Не рекомендуется непосредственное соприкосновение шины с кожей, особенно в местах расположения костей близко к поверхности.
  • Шину удобнее всего накладывать по бокам конечностей.
  • Под шину следует вкладывать мягкую прокладку.
  • Тщательно фиксировать (прибинтовывать) шину к части тела, которая иммобилизуется, поскольку она может сместиться.
  • Не следует привязывать шину слишком туго, поскольку это может привести к нарушению кровообращения и вызвать дополнительную боль.

Правильность наложения шин на верхние конечности


При различных переломах и травмах верхних конечностей, на которые следует накладывать шину, существуют определенные правила наложения к определенным частям тела. Рассмотрим более подробно самые распространенные из них.

При наложении шины на плечо необходимо помнить что:


  • Под мышку подкладывается легкая подкладка.
  • Поместить руку, на которой сломано плечо к боковой части туловища.
  • Предплечье согнуть под прямым углом поперек груди.
  • Сделанную шину разместить с внешней стороны руки и привязать выше и ниже области перелома.
  • На шее следует повязать повязку для поддержания нижней части руки.
  • Разместить вокруг грудной клетки и шины полотенце, простыню или что-либо подобное для того, чтобы привязать плечо к телу. Данную повязку следует закрепить под другой рукой.

При наложении шины на предплечье и запястье следует:


  • Аккуратно расположить нижнюю часть руки под прямым углом напротив грудной клетки. При этом ладонь следует обратить к груди, большой палец направить вверх.
  • Шина размещается с обеих сторон предплечья. Начало шины берется от локтя и заканчивается чуть ниже запястья.
  • Фиксируется шина ниже и выше области перелома.
  • Повязывается на шее перевязь для размещения руки так, чтобы локоть был ниже 10 см от уровня пальцев.

При наложении шины на кисть выполняются такие действия:


  • Необходимо положить подкладки под ладонь и на запястье.
  • Накладывается шина с обеих сторон предплечья и кисти.
  • Шина привязывается.
  • Рука размещается под углом 90 градусов к груди, ложится на заранее приготовленную перевязь и завязывается.

Наложение шины на палец предусматривает:


  • Кладется тонкая прокладка между пальцем и шиной.
  • Накладывается шина вдоль поломанного пальца с обеих сторон.
  • Обматывается узкой тканью вокруг наложенной шины и ладони, затем завязывается над шиной.
  • Обматывается второй полоской ткани вокруг шины и пальца в месте перелома и тоже завязывается над шиной.
  • Третьей полоской тканиобматывается палеци шина, но только ниже перелома и также завязывается над шиной.
  • Руку следует поместить на подготовленную перевязь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.