Занятие по физкультуре в старшей группе для профилактике плоскостопия

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе по профилактике плоскостопия "Путешествие в страну Здоровейку". Зайцева Елена Николаевна МБДОУ Д\с №18 Паровозик, г. Н. Новгород.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

1. Упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения.

2. Повторить ползание в прямом направлении, прыжки между предметами.

3. Закреплять умение перестраиваться в колонну по одному.

1. Укрепление мышц стопы и голени.

2. Развитие равновесия и ориентировки в пространстве.

3. Укрепление мышц спины и рук.

Оздоровительные:

1. Профилактика плоскостопия у детей.

2. Развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата у детей.

3. Общее укрепление организма.

1. Способствовать развитию умения слышать и выполнять команды.

2. Способствовать развитию умения выполнять движения вместе, не мешая друг другу.

3. Дать первичные представления о здоровом образе жизни.

Методические приемы: объяснение и показ новых физических упражнений с применением нового оборудования, проведение упражнений в игровой форме, устная инструкция, повторение упражнений без изменений и усложнений, практические действия.

Предварительная работа: разучивание новых упражнений и подвижных игр.

Индивидуальная работа: пробное занятие с подгруппой детей со склонностью к плоскостопию.

- Ребята, а что же нужно делать, чтобы не болеть?

- Правильно, закаляться, физкультурой и зарядкой заниматься.

- А вы хотите быть здоровыми?

- Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Здоровейку. В этой стране есть волшебные дорожки, которые подарят вам капельки здоровья.

- Ходьба через середину зала к центру (зеркало здоровья – держим осанку, затем в противоположную сторону (Великан–силач - макет, затем вправо (Веселый мяч - с личиком), влево (Веселый мяч).

Что за чудо-чудеса!

Вот дорожки на пути

Все дорожки не простые.

По дорожкам кто пойдёт.

Тот здоровье там найдет.

- Впереди нас первая дорожка (для профилактики плоскостопия из веревочек).

Проходим аккуратно, руки в стороны, ножки наискосок.

Останавливаются около палок.

- Вот мы и попали в Страну Здоровейку и нас встречает Мистер Здоровейка. (инструктор надевает образ).

- Здравствуйте, ребята. Рад вас видеть у себя. А день у нас начинается с зарядки, берите палочки – выручалочки и повторяйте за мной.

Упражнения с гимнастической палкой:

1. И. П. стойка – ноги на ширине ступни, палка вниз хватом шире плеч.

- палку вверх, потянуться, опустить, вернуться в И. П. 4-5 раз

2. П. стойка – ноги на ширине ступни, палка вниз хватом шире плеч.

- палку вправо, вперед, вернуться назад и вернуться в И. П. 4-5 раз

3. И. П. стойка - ноги на ширине плеч, палка на груди.

- Присесть, палку вперед, подняться, вернуться в И. П. 4-5 раз.

4. И. П. стойка – ноги на ширин плеч, палка на груди в согнутых руках.

- Палку вверх, наклон вправо (влево, выпрямиться, вернуться в И. П. 4-5 раз

5. И. П. стойка – ноги на ширине плеч, палка в согнутых руках на груди.

- наклон вперед, коснуться палкой ног, выпрямиться, вернуться в И. П. 4-5 раз

6. Прыжки через гимнастические палки вперед, назад.

- А теперь Мистер Здоровейка приглашает нас дальше.

- Кто по зеленой дорожке пойдет, тот ножки укрепит и сильный уйдет. Ходьба по мешочкам с песком, массажным коврикам.

- А кто по красной дорожке пойдет, тот спинку укрепит и ползать пойдет. Через красные кочки идем, высоко поднимая ножки, руки в стороны.

- А теперь мы проверим, какие вы ловкие.

Нужно проползти по скамейке до своих волшебных палочек.

Ползание по скамейке с опорой на ладони и колени (2-3 раза).

- Мы снова пришли к нашим волшебным палкам и я предлагаю вам размять ваши пяточки.

в) на гимнастической палке – прокатывание палки всей стопой, поочередно каждой ногой.

- Самое время поиграть. Где наши мячи – Весельчаки?

- А сейчас мы с вами немного отдохнем и отправимся домой.

а) разминание стоп пальцами рук

Хватит спинушку тянуть,

Надо лечь и отдохнуть.

Ну-ка, правильно лежим?

Мы на это поглядим!

Лежат ровно пяточки,

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая!

Хорошо вам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Все присели, потянулись,

Встали, дружно улыбнулись.

Вот и закончилось наше путешествие.

- Как вы себя чувствуете? Здоровья прибавилось?

А ещё надо улыбаться и быть весёлыми, больше гулять на свежем воздухе, бегать, прыгать и играть.

  • Спортивные досуги (7)
  • Дни здоровья (6)
  • Спортивные праздники и соревнования (7)
  • Организованная образовательная деятельность (9)
  • Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов (19)

Конспект непосредственно организованной физкультурной деятельности

в старшей группе по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

Цель: способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, направленной на правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений. развивать способность к саморегуляции и самоконтролю при выполнении движений.

Методические рекомендации, текстовое сопровождение

Дети заходят в зал

Дети строятся в шеренгу на черте

Глубокий вдох – выдох

Вдох и медленный выдох

Поворот, перестроение в колонну

Х. на носках , руки вверх

Х на пятках , руки внизу

Х. с высоким подниманием колена руки в сторону

Х. с разворотом стопы наружу

Бег на носках, прыжки на носочках с продвижением вперед

Дети расходятся на гимнастические коврики в И.П: сед, руки упор сзади, ноги вместе и ожидают начала музыки

Воспитатель: здравствуйте ребятки. Мне сегодня позвонил доктор Айболит, он лечил больных зверей и у него закончились лекарства. У меня есть лекарства для больных зверей, но мне тяжело их донести, хочу вас попросить помочь доставить лекарства доктору Айболиту. Вы поможете мне? Только идти надо далеко и преодолеть по пути много трудностей, а еще мы с вами будем изображать всех зверей которых встретим по пути

Дети ровненько стоят осанку проверяют,

плечи спину и затылок сильно выпрямляют

Вот надули большой шар

бух и сдулся все пропал

А потом опять надули и

теперь тихонько сдули

Поворот направо все готовы, начинаем марш зверят

- Раз два три четыре

- петушок идет красиво , крылья в сторону раскинув

гордо голову подняв выступает словно граф

- мишка мишенька. дружок разворачивай носок

пятку ставь прямее, будешь бегать ты быстрее

- полетели птички, птички – невелички

крылышками машут и на носочках скачут (2 раза)

Стоп зверята отдохнем, и потом

разбегайтесь по домам будет весело всем нам

рядом с ковриками лежат мешочки с песком (лекарство для зверей)

1. И.п. сед, упор сзади. Носки ног одновременно вперед – на себя

2. И.П. тоже носки ног развести в стороны – соединить вместе

3.НОЖКИ ПОШЛИ ГУЛЯТЬ и.п. – тоже. Небольшими шаговоми движениями ноги согнуть – выпрямить

4. СКАМЕЙКА и.п. - сед упор сзади , ноги согнуть. Поднять нижнюю часть туловища вверх выпрямляя ноги в коленном суставе - задержаться в этом положении - опустится

5. ГОРКА и.п. сед руки упор сзади ноги выпрямить. Поднять нижнюю часть туловища вверх – задержаться в этом положении – вернуться в и.п.

6.КАЧЕЛИ и. п. – сед, колени согнуть. голову наклонить к коленям. Выполнять поступательные движения вперед – назад

7. ЗВЕЗДОЧКИ и.п. лежа на спине, руки и ноги в стороны. Согнуть ноги к животу руками обхватить колени – вернуть в и.п.

8. СТРОИМ ЗАБОР и.п. лежа на спине руки под головой – поднять вверх прямую правую ногу , поднять вверх прямую левую ногу, опустить правую, потом левую ноги

9. СТУПЕНЬКИ и.п тоже. поочередными движениями - маленькими шажками поднимать ноги вверх опускать вниз

10. упражнение на ДЫХАНИЕ

11.ЗМЕЯ и.п. лежа на животе, руки согнуты в локте на полу на уровне груди. Выпрямить руки прогнувшись в спине (произнести ШШШШШ) – вернуться в и.п.

12.ЛОДОЧКА и.п.лежа на животе ноги вместе кисти рук соеденить вверху . прогнувшись в спине покачиваться на животе как будто лодку качает на волнах.

13. КОШКА и.п. стоя на четвереньках спину выгнуть вверх – кошка рассердилась, спину прогнуть вниз – кошка стала доброй

14. САМОЛЕТ и.п. лежа на животе, руки в стороны. Прогибаясь в спине оторвать руки от пола и задержать на несколько секунд

15. ЦАПЛЯ и.п. стоя на четвереньках правую ногу вытянуть назад и под музыку покачивать ей вверх – вниз, вправо – влево . тоже с левой ногой

16 МЫ РАСТЕМ . и.п. – сидя на пятках руки перед грудью . встать на колени руки вытянуть вверх – вернуться в и.п.

17. ВЕЛОСИПЕД и.п. сед упор на локти. Сгибать поочередно к животу правую – левую ногу.

18. упражнение на дыхание

Упражнения выполняются под музыкальный ритм без словесного счета, воспитатель указывает название упражнения, и подсказывает ошибки детям. Каждое упражнение выполняется 4-8 раз в зависимости от музыки

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Михайлова Любовь АлександровнаНаписать 179 14.05.2018

Номер материала: ДБ-1591898

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    14.05.2018 99
    14.05.2018 314
    14.05.2018 188
    14.05.2018 219
    14.05.2018 236
    14.05.2018 380
    14.05.2018 204
    14.05.2018 179

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Цель: Укреплять и формировать свод стопы у детей. Обучать правильной постановке стоп при ходьбе, учить создавать воображаемые картины; формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Развивать основные функции стопы. Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

Задачи:

восстанавливать свободное строение и рессорную функцию стопы;

повысить двигательную активность и выносливость к физическим нагрузкам.

ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІ ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫНЫҢ

МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТЕМИРТАУ

2015-2016 учебный год.

Цель: Укреплять и формировать свод стопы у детей. Обучать правильной постановке стоп при ходьбе, учить создавать воображаемые картины; формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Развивать основные функции стопы. Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

восстанавливать свободное строение и рессорную функцию стопы;

повысить двигательную активность и выносливость к физическим нагрузкам.

Оборудование и материал: канат, мелкие игрушки, платочки, деревянные палочки по количеству детей, ребристая доска, мешочки с песком, массажная дорожка.

1 часть. Построение. Объяснение задач.

Физрук: Получен от природы в дар

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус это, не арбуз,

Здоровье, очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам ноги?

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать и т. д.

Физрук: Правильно, а основой наших ног является стопа.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при ее деформации появляется плоскостопие. Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего и возникает такая болезнь, как плоскостопие. Сегодня на занятии вы будете выполнять упражнения, которые помогут вам сохранить ваши ноги красивыми и здоровыми.

Физрук: Ребята, перед вами на полу находится физкультурное оборудование, при помощи которого мы будем выполнять различные задания, необходимые для здоровья наших ног. Приготовились! В обход по залу шагом марш! - обычная ходьба.

-Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята, - ходьба на носках, руки вверх.

-Вот и прошли этот участок, - обычная ходьба.

-Болото, идти опасно. Идем строго по следу, - ходьба по канату.

-Впереди каменистая гряда, - ходьба по ребристой доске.

-Утята гуляют возле ручья - ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.

-Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо, - ходьба в полуприседе на носках.

-Это, наверное, медведь идет, идем тихо-тихо, - ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

Физрук: Вот мы подходим к кочкам. Идем по ним, руки в стороны, - ходьба по мешочкам с песком.

Физрук: - Ребята, а теперь возьмите мешочки в руки и перестраиваемся в две колонны (перестроение).

2 часть ОРУ. Лечебно-профилактическая аэробика.

3 часть. Профилактические упражнения для стоп.

Исходное положение: сидя на полу, руки в упоре сзади.

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп на себя и от себя (6-8 раз).

2. Согнуть ноги в коленях, упереться стопами в пол. Разводить пятки в стороны и возвращаться в и. п. (после серии движений расслабление).

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от пола (6-8 раз).

4. Ноги согнуты в коленных суставах, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом по подошвенной поверхности. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Скользящие движения стопы одной ноги по голени другой, с одновременным обхватом поверхности голени. То же другой ногой.

6. Сидя, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят параллельно. 7. Приподнимание пяток вместе попеременно.

8. Сгибание и разгибание стоп

9. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

10. Сидя на полу, ноги прямые, кисти рук в упоре сзади, разводить колени, подтягивая стопы до полного соприкосновения подошв.

11. Подошвенное растирание стоп по ковру, продольное и круговое.

13. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их в другую сторону. Тоже пальцами стоп другой ноги.

Подведение итога занятия.

Я продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр.

ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІ ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫНЫҢ

МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТЕМИРТАУ


Зарядка от плоскостопия для детей состоит из 10–20 простых упражнений в зависимости от возраста больного. Делать гимнастику можно под руководством специалистов в лечебном кабинете или в домашних условиях. Овладеть знаниями по терапии и профилактике плоскостопия может любой родитель, даже без медицинского образования. Достаточно распечатать картинки с описанием упражнений, запомнить последовательность действий либо посетить один–два урока ЛФК с тренером. Но перед этим обязательно прочитайте за пару минут нашу статью.

Из этой статьи вы узнаете

Немного о заболевании

Стопа формируется полностью к 16–18 годам. Правильная подошва имеет две выемки: продольную и поперечную, тогда человек при ходьбе может опираться на три точки стопы.


Если подошва плоская, то роль амортизатора играть не может, нагрузка будет распределяться между тазобедренным суставом, позвоночником. В этом и состоит основная опасность плоскостопия.

У человека с подобным дефектом неверно формируется осанка, искривляются кости, болят ноги при малейшей активности. В будущем нескорректированное плоскостопие провоцирует артрозы, артриты, межпозвоночные грыжи, на стопах образуются болезненные натоптыши. Поэтому так важно устранить ортопедический дефект до полного созревания организма. Восстановить природные функции стопы легко с помощью консервативных методов терапии — ЛФК и гимнастики.

Маленькие хитрости! Если ребенок после 7 лет категорически отказывается посещать массажиста, не соглашается заниматься ЛФК дома или в терапевтической группе, предложите капризуле смотреть фото ног с невылеченным плоскостопием, расскажите подробно, какие последствия его ждут.

Стресс зачастую является более эффективным воспитателем, чем обещания и уговоры.

Разминка


Зарядка от плоскостопия у детей обязательно начинается с разминочных упражнений. Это необходимо для разогрева организма, снятия тонуса с мышц, подготовки мускулатуры к полноценной работе. Разминка включает в себя стандартные задания: наклоны, взмахи руками и ногами, повороты головы, туловища и другие. Основным упражнением для разогрева является ходьба. Дети должны двигаться по кругу, выполняя следующие указания педагога или родителя:

  • На носочках — 1–2 минуты. Руки нужно держать на поясе, голову не опускать к груди.
  • На носочках по счету и поднимать высоко колени — 1–2 минуты. Ритм не делайте слишком быстрым: раз – пауза – два – пауза – три – пауза и так далее. Ускорить темп выполнения задания можно на последних 10–15 секундах.
  • Попеременно на носочках и пяточках — 2–3 минуты. Чередуйте положение ног через 8–15 шагов.
  • На внутренних частях стопы — 1 минута.
  • На внешней части стопы — 1–2 минуты.

На заметку! Упражнения при плоскостопии у детей нужно делать босиком. Это обязательное условие эффективности лечения. Если пол холодный, можно надеть тоненькие носки, но лучше обходиться без них и запланировать занятия в теплом помещении.

Упражнения для коррекции плоскостопия у детей различаются по сложности.

При выборе заданий ориентируйтесь на возраст, физическую подготовленность маленьких пациентов.

ЛФК для детей до года

В грудничковом возрасте диагноз плоскостопие поставить еще нельзя, поскольку все дети рождаются с ровными подошвами. Дефект будет явно заметен позже, в 5–7 лет. Комплекс упражнений для детей до года рекомендован всем малышам как профилактика плоскостопия, косолапости и подготовка к самостоятельной ходьбе.

Мамам грудничков рекомендуется ежедневно проводить с ножками любимого карапуза следующие манипуляции:

  • вращения стоп по кругу;
  • наклоны ступней в разные стороны;
  • потягивание носочка на себя и от себя;
  • соединение стоп между собой;
  • велосипед ножками;
  • легкий массаж подошв и пальчиков.


На заметку! Упражнения выполняйте в положении лежа, в те дни, когда грудничок здоров и расположен к зарядке. Нажимы, наклоны, повороты стоп делайте без усилий, для массажа пользуйтесь маслом.

Упражнения для дошкольников (с 5–7 лет)

Длительность зарядки без учета разминки — 15 минут. Каждое упражнение нужно повторять 7–10 раз. После разминки малыш садится на невысокий стульчик и выполняет следующие задания:

  1. Отрывает ноги от пола по очереди и сгибает стопу наверх, разгибает с максимальной амплитудой.
  2. Не меняя исходного положения, поворачивает стопу по часовой стрелке, потом обратно.
  3. Пишет стопами ровные и широкие круги.
  4. Катает мячик или палку по полу. Сначала каждой ногой, затем обеими.

Затем перемещается на коврик, ложится на спину:

    Приподнимает ноги, хлопает ступнями друг об друга.

Переворачивается на живот:

Заключительный этап — выполнений упражнений стоя:

  1. Поднимается на носочки, задерживается в таком положении на несколько секунд, опускается.
  2. Встает на пяточки, фиксирует позу на 1–2 секунды. Длительность задержки с такой опорой нужно увеличивать постепенно до 5 секунд.
  3. Ходит по кругу сначала на пятках, потом на носках.
  4. Полуприседает на пальцах не больше 10 раз.
  5. Ходит на внешней, затем внутренней части стопы.
  6. Собирает пальцами ног мелкие предметы (шарики, карандаши, мягкие игрушки) с пола.


На заметку! С детьми младшего дошкольного возраста лучше всего проводить занятия в игровой форме, в группе. Родители должны не только руководить процессом, но и стать активными участниками тренировки.

На этом видео вы можете посмотреть, как правильно делать эти упражнения:

Комплекс для занятий в группе (в ДОУ)

В детском саду ЛФК преследует цель предупреждения плоскостопия у детей. Набор заданий может быть следующим:

  1. Дети делают упражнения на индивидуальном массажном коврике:
  • Ходят на внешней, потом на внутренней части стопы.
  • Делают перекаты с пятки на носочки.
  • Прыгают на пяточках, на носочках.

    Есть мнение! Доктор Комаровский считает, что невылеченное плоскостопие у детей старше 14–16 лет — результат халатности родителей.

    При таком количестве методов терапии деформацию стопы однозначно можно исправить, занимаясь не больше 10–15 минут в день на протяжении 1–2 лет.

    Для детей школьного возраста (от 7 до 16 лет)


    Подросткам и младшим школьникам 7–10 лет включайте в гимнастику больше заданий с предметами: мячиками, палками, скалками. Лечебный комплекс варьируйте по сложности и продолжительности с учетом возраста, подготовленности ребенка, в качестве основы рекомендуем следующие задания:

    1. Захват мяча внутренней частью стоп. Когда ребенок поймал мячик, его нужно приподнять от пола и удержать на весу несколько секунд.
    2. Подросток сидит на стуле, под ногами коврик. Пальцами ног нужно сложить подстилку гармошкой, затем расправить ее ровно. Для усложнения задания используйте вместо толстого ковра салфетки, головные платки.
    3. Положите под подошвы палку. Ребенок катает ее назад-вперед, прижимает к полу. Так же можно использовать мячи.
    4. Школьник приседает с опорой на пальчики, руки вытянуты вперед. Когда упражнение освоено, можно просить перекатываться в положении сидя с пятки на носок.
    5. Подготовьте ровную доску, положите ее под наклоном на пол. Подростку нужно ходить по ней на носках.
    6. Затем предложите школьнику ходить по узкой опоре — палке, скамье.
    7. Для ЛФК полезно использовать жесткие маты — ребенок прыгает сначала на обеих ногах, потом на одной.
    8. Заключительное задание – лазанье по шведской стенке. Обязательно переносить вес тела на ступни.

    В качестве массажа ступней 2–3 раза в неделю используйте ходьбу по крупе (гречке, рису) или выстилайте для ребенка дорожку из фасоли.

    Школьник должен стоять на натуральной поверхности босыми ногами, переминаться подошвами на одном месте. Упражнение способствует улучшению кровотока в ножках.

    На заметку! Не забывайте корригировать набор упражнений по мере взросления пациента. Подростку после 12 лет можно заниматься ЛФК не 15, а 30 минут, и делать по 20 повторов каждого задания.

    Видео с гимнастикой для подростков:

    Физкультура для ног при продольном плоскостопии

    Продольное нарушение строения стопы чаще встречается у подростков с лишним весом. ЛФК обязательно сочетайте с плаванием, диетой, контролем режима дня. Ежедневно на протяжение 2–3 месяцев ребенок должен выполнять следующие тренировочные упражнения:

    1. Сидя на стуле, приподнимать ноги наверх и вращать попеременно стопами.
    2. Подниматься на пальчиках 20–30 раз.
    3. Ходить на носочках 1–2 минуты.
    4. Сжимать и разжимать пальцы ног с силой. Можно использовать удержание карандаша, ватных палочек.

    На заметку! Боль, судороги в ногах, ступнях во время выполнения комплекса упражнений ЛФК и после тренировки — сигнал к прекращению занятий. Возможно, комплекс заданий не подходит ребенку по насыщенности или сложности. За коррекцией физкультуры и консультацией обратитесь к ортопеду, физиотерапевту.

    Упражнения при вальгусном дефекте стопы


    Для устранения косолапости при вальгусном деформации стопы у малыша стандартным набором упражнений обойтись не получится. К зарядке при плоскостопии добавьте еще несколько заданий:

      Катание палки, мяча стопами в положении сидя.

    Ребенку нужно с силой нажимать на предмет.

  • Сжимание твердого предмета пальцами ног. Используйте карандаши, игольчатые мячи, камушки.
  • Захват пальцами ног мелких деталей с пола.
  • Подъем на пальчиках.
  • Используйте такую тренировку для расслабления мышц ног после тяжелого дня, большой нагрузки в школе или длительной ходьбы. Упражнения выполняйте в комплексе не более 2–4 минут, по 30 секунд – 1 минуте на каждое задание.


    Физкультура при поперечном плоскостопии

    Основная причина поперечного плоскостопия — недостаточная развитость связок подошвы. Задача специальной гимнастики при таком нарушении: растяжение мышц, сухожилий, снятие тонуса. Самым частым последствием поперечного плоскостопия являются натоптыши и искривленные пальцы, когда фаланги заходят друг за друга.

    Не допустить негативных последствий ортопедического дефекта и исправить легкую степень плоскостопия поперечного типа у ребенка помогают следующие упражнения:

    1. Ходьба на внутренней и внешней части стопы — 2–4 минуты.
    2. Походка балерины (на пальчиках, вытянутом по максимуму носке) — 1–2 минуты.
    3. Приседания на носках и возврат в исходное положение стоя — 10 повторов.
    4. Перекатывание предметов по полу с упором на пальцы и стопы — 3–4 минуты.
    5. Бег на месте.

    На заметку! Для профилактики и лечения поперечного и продольного плоскостопия эффективно использовать коврики с неровной поверхностью. Обязательно приобретите несколько штук домой или сделайте сами из подручных материалов.

    Противопоказания

    Отказаться от гимнастики придется совсем или на короткое время до стабилизации состояния здоровья в следующих ситуациях:

      Если у ребенка высокая температура, признаки гриппа, простудных заболеваний.

    На заметку! Активный образ жизни, занятия спортом положительно влияют на общее состояние здоровья, мускулатуру. Но к выбору секции при плоскостопии нужно подходить внимательно. В 90% случаев детям с продольным и поперечным дефектом подошвы запрещены танцы, большой теннис, фигурное катание, конькобежный спорт, любые виды спорта, связанные с поднятием тяжестей.

    Альтернативные методы лечения

    Лечебная физкультура при плоскостопии у детей — действенный метод терапии ортопедических дефектов, но зачастую школьники, да и взрослые тоже, ленятся приходить на занятия длительное время. Малышей родители могут, конечно, простимулировать обещаниями, подарками, сладкими сюрпризами после каждого урока, но все равно зарядка остается скучным и нудным повседневным процессом.

    Если справиться с ленью, упертостью ребенка не получается, воспользуйтесь альтернативными методами лечения:


    Метод рекомендуется детям от 5 до 7 лет. В процессе зарядки используются не только элементарные прыжки вверх, но перекаты, кувырки, преодоление препятствий и другие задания. Методика разработана сотрудниками института физической культуры Иркутска, внедряется в организацию коррекционно-оздоровительной работы с детьми 5–7 лет с 2013 года.

    Г. Трибургом для придания связкам и мышцам эластичности. Лечение плоскостопия не является основной целью данного комплекса упражнений, но с их помощью достигается неплохой терапевтический эффект у детей с подобными дефектами.


    Для лечения плоскостопия подойдут не обычные ортопедические сапоги или сандалии, а специально разработанная обувь. Это ботинки-тренажеры. При их использовании происходит тренировка мышц стопы, голени с помощью оригинальной формы обуви. Дети дошкольного возраста должны носить их не менее 5–6 часов в сутки, желаемый результат достигается через 10–14 месяцев в 60% случаев. Рекомендованный курс лечения тренировочной обувью — 2–4 года.


    Плавание, виды спорта, связанные с прыжками (баскетбол, волейбол) особенно полезны детям с косолапием. Бег, езда на велосипеде, катание на лыжах показаны всем школьникам с плоскостопием без исключения.

    На заметку! Значимость физиопроцедур, ЛФК при плоскостопии у детей некоторые специалисты ортопедии считают переоцененной. Но статистические данные говорят об обратном. Регулярные тренировки в полную силу являются результативными в 60–70% случаев. ЛФК в сочетании с правильной обувью, бассейном, диетой, здоровым образом жизни — в 70–90%. Отсутствие эффекта чаще объясняется срывами тренировок, нежеланием заниматься и достигать успеха.

    Полезные советы

    • Исправление ортопедического дефекта будет более результативным, если проводить лечение комплексно. Кроме зарядки используйте другие физиотерапевтические процедуры. Это массаж, плавание, расслабляющие ванны, тейпирование. Физиолечение согласовывайте с врачом.
    • Дети с плоскостопием второй и третьей степени чаще всего страдают лишним весом. Следите за питанием дошкольников, старайтесь снизить массу тела физическими нагрузками, строгим режимом дня. Во время интенсивного лечения плоскостопия рекомендуется наладить легкую фруктово-овощную диету, пить больше киселя, есть холодец, студень. Желеобразные блюда способствуют формированию хрящевой ткани.
    • Приучайте маленьких непосед ходить дома, на пляже, по дачному участку босиком. Чем выше рельефность поверхности, тем эффективнее будет результат.
    • Не покупайте ортопедическую обувь, особенно при сильной косолапости, наугад. Лучше заказать ботинки по индивидуальному слепку ножки. Для лечения первой и второй степени плоскостопия достаточно использовать ортопедические стельки, вставлять их в обычную пару туфель.
    • Не забывайте о профилактике плоскостопия у грудничков с 6 месяцев. Делайте массаж стоп, не используйте ходунки до 7–8 месяцев, лечите врожденную дисплазию тазобедренных суставов до полугодовалого возраста, обращайте внимание на осанку малыша, вовремя просите совета у ортопеда.
    • Внимательно подходите к выбору обуви при ортопедических дефектах и при их отсутствии. Здоровый ребенок должен носить туфли с небольшим каблуком и супинатором, упругой подошвой, из натуральных материалов, точно по размеру. Использования обуви на плоской подошве, мягкими задниками до 11–14 лет избегайте.
    • Обратите внимание на иппотерапию. Катание на лошадях тренирует спину, формирует осанку, закрепляет сухожилия и мышцы ног. Перед записью в секцию или на комплекс занятий обязательно посоветуйтесь с ортопедом — пациентам с ослабленным позвоночником в тяжелой степени нужны особые условия для подобного спорта.

    Плоскостопие — серьезный недуг, но весьма хорошо поддающийся коррекции, особенно в дошкольном возрасте. Вовремя обратите внимание на ортопедическую проблему, приложите максимум усилий к ее решению, и через пару лет ножка малыша будет выглядеть идеально.

    Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.