Выявление плоскостопии ход работы

Цель: научиться определять нарушения осанки простым способом.

Оборудование: ровная вертикальная поверхность (стена без плинтуса).

Встать спиной к стене (или к любой вертикальной поверхности) так, чтобы голова, плечи, ягодицы, пятки касались стены.

Попробовать просунуть кулак между поясницей и стеной, не нарушая положения тела. Если это невозможно, попытаться просунуть ладонь.

Анализ результатов. Осанка считается нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Если же между поясницей и стеной проходит кулак, осанка нарушена. Для выявления конкретного типа нарушения осанки необходимо использовать комплексную методику.

Ваш результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа 2.Выявление плоскостопия

Цель: овладеть простым способом выявления плоскостопия.

Оборудование: лист бумаги, вода или крем, карандаш или краска, линейка, транспортир.

Мокрой или смазанной кремом ногой встать на лист бумаги. Отпечаток обвести карандашом или закрасить краской.

Соединить касательной след от плюсны со следом от пятки (рис. 1, линия АК).

Найдите середину АК, равноудаленную точку от мест касания.

Проведите два отрезка, перпендикулярные к АК, восстановив их в точке касания А и в средней точке М.

Измерьте отрезки АВ и СД. Точка С лежит в том месте, где линия МД пересекает след ступни в средней части. У некоторых отрезок СД может равняться 0.

Определите процентное соотношение СД:АВ и сопоставьте свои результаты со следующими нормативами. Отношение (СД/АВ)х100% не должно превышать 33%. Более высокие результаты говорят о плоскостопии.

Ваши данные:правая нога (СД/АВ)х100% = (___/___)х100% = ___левая нога (СД/АВ)х100% = (___/___)х100% = ___


Рис. 1. Определение наличия плоскостопия

Ваш результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа 3.Определение уравновешенности нервных процессов

Цель: определить соотношение процессов возбуждения и торможения.

Оборудование: секундомер, испытуемый.

Испытуемый, сидя с закрытыми глазами, по команде экспериментатора начинает считать про себя три минуты (180 секунд). Экспериментатор регистрирует время по секундомеру.

Как только истекает 180 секунд, испытуемый открывает глаза. Экспериментатор отмечает истинное время по секундомеру.

Сделать вывод о соотношении процессов возбуждения и торможения у испытуемого на данный момент времени учитывая, что:

если время испытуемого оказалось меньше истинного, то у него преобладают процессы возбуждения на данный момент времени;

если время испытуемого оказалось больше истинного, то у него преобладают процессы торможения на данный момент времени;

если время испытуемого оказалось примерно равным истинному, то на данный момент времени у него процессы возбуждения и торможения уравновешены.

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследовательская работа "Выявление распространения плоскостопия среди школьников ермоловской СОШ"

Глава 1. Обзор литературы

1.1. Причины плоскостопия ………………………………………………7-9

1.2.Виды и степени плоскостопия ……………………………………….9-11

1.3. Диагностика плоскостопия ………………………………………..…… ..11-12

1.4. Особенности развития плоскостопия у детей ………………………….12-13

1.5. Лечение, профилактика и коррекция плоскостопия у детей …………..13-15

Глава 2.Выявление развития плоскостопия у учащихся Ермоловской СОШ

2. 1.Организация исследования …………………………………………………..16

2. 2. Объект исследования 16

2. 3.Методы исследования 16

Глава 3. Результаты исследования

3.1Анализ данных по обследованию учеников на наличие плоскостостопия.….17

3.2. Соотношение девочек и мальчиков с плоскостопием……………………17-18

Далее движение замыкается на позвоночник: нагрузка с двух ног переносится на вертикально стоящую достаточно гибкую ось. И в довершение – руки с ритмичным размахом в такт ходьбе. Они тоже двигаются не просто так, а помогают телу балансировать – гасят избыточные вертикальные колебания всей этой сложной и сбалансированной конструкции. В норме стопа имеет два свода – продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). И продольный и поперечный своды предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе. Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре и связочному аппарату вместе с подошвенными сухожилиями своды и обладают рессорными свойствами: смягчением ударов о землю, распределением тяжести, что позволяет плавно приспосабливать стопу к неровностям почвы.

[Васильева 2011, с.4]

Дефектом развития опорно-двигательной системы, часто проявляющейся в детском возрасте, является плоскостопие.

Плоскостопие - заболевание опорно-двигательного аппарата, при котором происходит уплощение сводов стопы. Характеризуется нарушением механики ходьбы с развитием ряда осложнений со стороны коленных, бедренных суставов и позвоночника. Плоскостопием страдают до 60% населения земли. Женщины подвержены этому заболеванию в 4 раза больше чем мужчины. В 3% случаев плоскостопие регистрируется с самого рождения, к 2-ум годам у 24% детей, к 4-ем годам у 32% детей, к семи годам у 40% детей, уже после 11 лет половина подростков страдает плоскостопием. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, влияет на положение позвоночника, что отрицательно сказывается на функции последнего и, следовательно, на осанке и общем состоянии ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом.

Все знают, что неработающие мышцы атрофируются. Приведем примеры: 1. Первопроходцы космоса, возвращаясь на родную землю, не могли ходить (сказывалось длительное нахождение в невесомости). Пришлось мышцы и связки в космосе нагружать при помощи тренажёров. Так и своды стоп без нагрузки ленятся и провисают: приобретается плоскостопие на всю оставшуюся жизнь. 2. Молодой человек, который

хотел стать, как отец, офицером, но не прошёл медицинскую комиссию из-за плоскостопия. Восемь месяцев напряженной работы с мышцами, связками стопы - и он стал курсантом высшего военного заведения.

Актуальность заключается в том, что при плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся малозащищенными от сотрясения.

Исследование над темой, с использованием дополнительной литературы и интернет-ресурсов, позволит более глубоко вникнуть в проблему. А так же ответить на вопросы: почему паркет, ламинат и другие твердые покрытия, в том числе тонкая и толстая подошва обуви являются агрессивными для стопы, а жесткая трава, камни, песок, земля (если ходить по ним босиком) способствуют правильному формированию сводов стопы. Какое значение для формирования скелета имеет присутствие плоскостопия? Возможно ли лечение плоскостопия у подростков и взрослых?

Предмет исследования: развитие плоскостопия у учащихся.

Целью данной работы является ознакомление с причинами возникновения плоскостопия и способами его лечения и профилактики.

Отсюда задачи:

1.Установить причины развития плоскостопия

2.Провести сравнительный анализ результатов диагностики у учащихся 8-х и 1-х классов.

3.Разъяснить отрицательные последствия плоскостопия на формирование организма

4.Проанализировать возможность профилактики и лечения плоскостопия в детском возрасте и у взрослых.

Проблемные вопросы работы:

-Почему врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации?

-Влияет ли плоскостопие на формирование скелета?

-Как сохранить стопу здоровой?

Ожидаемый результат:

-Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

- Информированность по профилактике плоскостопия

В основу исследования положена гипотеза о том, что современный образ жизни оказывает влияние на развитие плоскостопия у детей и взрослых.

Предметные области

Методы исследования:

а. Диагностика плоскостопия

3) методы статистической обработки данных

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Причины плоскостопия

Причины возникновения плоскостопия могут быть самыми разными – от врождённого плоскостопия, до плоскостопия, возникшего вследствие болезней или травм. Однако чаще всего причиной плоскостопия является современный образ жизни. Стопа формировалась тогда, когда наши предки шагали босиком по упруго-вязким природным поверхностям. Песок, дерн, галька заполняли анатомические углубления стоп.

Однако человек уже давно обулся, а последние десятилетия ходит исключительно по твердым и гладким поверхностям. При этом подошвы и стельки обуви, как правило, не дают того динамичного заполнения сводов, при которых стопа и поддержку получает, и сама продолжает работать как рессора.

Уже к сорока годам, а у многих и пораньше, развивается искривление первого пальца стопы, трудно ходить. А в основе всего этого лежит плоскостопие. К тому же ходьба на высоких каблуках не только снижает амортизацию стопы, но, смещая центр тяжести вперед, способствует развитию поперечного плоскостопия.

Классическая медицина признает, что существует много причин, на фоне которых жизнь в цивилизации деформирует стопы. Это наследственная предрасположенность, большие физические нагрузки, длительное стояние, значительный набор массы тела. Плоскостопие также становится спутником некоторых гормональных изменений: возрастных, при беременности, при сахарном диабете.

У детей до 2-х лет наблюдается физиологическое плоскостопие, т.е. практически отсутствует свод стопы. Это абсолютно нормально, ведь у малышей костная ткань мягкая и эластичная, в ней еще мало минеральных веществ, придающих прочность, да и мышечная система до конца не развита.

Виды и степени плоскостопия.

А. Специалисты различают пять видов плоской стопы:

1.Врожденная плоская стопа встречается сравнительно редко (она составляет 11,5% других врожденных деформаций стопы). Причиной ее являются пороки развития зародыша, амниотические перетяжки, недоразвитие или отсутствие малоберцовой кости, а так же другие пороки развития.

2.Рахитическое плоскостопие наблюдается у детей дошкольного возраста, страдающих рахитом; при этом часты и другие рахитические деформации. Плоскостопие при рахите является следствием мягкости кости и их пониженной сопротивляемости, а так же общего ослабления мышечно-связочного аппарата.

3.Паралитическое плоскостопие возникает как следствие полиомиелита. Степень плоскостопия зависит от степени паралича и количества пораженных мышц.

4.Травматическое плоскостопие может образовываться в результате переломов различных костей предплюсны, но чаще всего - следствие неправильно сросшихся переломов лодыжек.

5.Статическое плоскостопие - самый распространенный вид плоскостопия. Основными причинами возникновения его являются слабость мышечного тонуса (у детей), чрезмерное утомление в связи с длительным пребыванием на ногах при определенных профессиях (у взрослых). Главной силой, поддерживающей свод стопы на нормальной высоте, являются мышцы - супинаторы - передняя и задняя большеберцовые мышцы, мышцы - флексоры, особенно длинный сгибатель большого пальца. Ослабление супинаторов ведет к опущению медиального края стопы, связочный аппарат при этом так же растягивается, а ладьевидная кость перемещается книзу и внутрь.

Приобретённое плоскостопие нередко бывает и результатом избыточной массы тела, ношением чрезмерных тяжестей, использованием бесформенной, твёрдой обуви без каблука. В зависимости от того, какой свод стопы – продольный или поперечный – уплощается, различают два вида плоскостопия – соответственно, продольное и поперечное плоскостопие. Часто эти формы сочетаются.

Б) Степени плоскостопия

При слабовыраженном плоскостопии (1 степень) появляется утомляемость в ногах, болезненность при надавливании на стопы или середину подошвы. Походка теряет пластичность. К вечеру может появиться отечность на тыле стоп, симулирующая сердечную недостаточность.

Для выраженного плоскостопия (2 степень) характерны более постоянные и сильные боли в стопах, в области лодыжек, в голенях. Походка значительно теряет эластичность и плавность. Продольный свод, сниженный без нагрузки, еще более снижается при нагрузке. Затрудняется подбор обуви.

При резко выраженном плоскостопии (3 степень) наблюдаются постоянные боли в стопах, голенях, часто в пояснице. Внешний продольный свод при нагрузке и без нее не определяется. Стопа принимает вальгусное положение и не поддается коррекции руками, пятка распластана, округлой формы, контуры ахиллова сухожилия сглажены, суставы стопы тугоподвижны, стопа и голеностопный сустав отечны. Ходьба затруднена, трудоспособность снижена. Ношение обуви массового производства невозможно

1.3.Диагностика плоскостопия

Для раннего выявления и своевременного проведения ортопедических мероприятий у детей рекомендуется систематический визуальный профилактический осмотр сводов стоп. При осмотре стоит обращать внимание не только на стопу, но и на обувь. При плоскостопии в первую очередь снашивается внутренняя поверхность подошвы и каблука, в норме раньше изнашивается наружная часть. Следует обратить внимание на наличие мозолей, утолщений, потертости кожи, на цвет кожи стопы – в норме бледно- розовый; багрово-синюшный цвет может указывать на венозный застой, бледный цвет может указывать на недостаточность кровообращения. Встав на ноги, приставить стопы друг к другу, большие пальцы стоп должны тесно примыкать друг к другу. Есть ли отклонение стопы внутрь или кнаружи, отклонен ли передний или пяточный отдел стопы.

В случае необходимости специалисты проводят более тщательную диагностику стопы с определением силы мышц голени и стопы, а так же с применением электромиографии, рентгенографии, плантографии. Последний метод является самым простым и доступным при массовом обследовании

Плантография - метод получения отпечатков стоп с помощью плантографа. Плантограф простейшей конструкции - деревянная рамка высотой 2 см и размером 40х40 см, сверху натянуто полотно и поверх него - полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается тушью. Под плантограф кладется лист чистой бумаги, ребенок встает на поверхность плантографа и на листе остается отпечаток стопы. В плантограмме на отпечаток стопы наносятся две линии: первая линия МН соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая линия МК - середину пятки с серединой основания пальцевой фаланги 1 пальца.

Быстрый способ определения плоскостопия- на следе центр пятки соединяют с центром третьего пальца. Если полученный отрезок не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет

Подометрия измерение внешних параметров стопы, с последующим определением продольного и поперечного индексов свода стопы (по Фридленду).

Индекс продольного свода стопы – это отношение высоты стопы к её длине в процентах. Длина измеряется от кончика большого пальца до задней части пятки. Высота это расстояние от верхнего края ладьевидной кости до поверхности опоры стопы.

Индекс свода в норме от 31 % - 29%. Ниже 29% указывает на уплощение свода. Поперечный индекс свода – отношение ширины стопы к длине стопы. Ширина измеряется на уровне плюсневых костей (1-ой и 5-ой). В норме поперечный индекс не более 40%. Показатели выше 40% указывают на распластанность переднего свода.

1.4.Особенности развития плоскостопия у детей

Чаще всего у детей встречается продольное плоскостопие. Оно, как нам уже известно, бывает врожденным и приобретенным. Врожденная форма заболевания встречается редко и является следствием внутриутробных пороков развития, выявляют ее уже в роддоме.

Критический момент в развитии плоскостопия – это возраст от 8 месяцев до 1,5 лет, когда ребенок начинает учиться ходить. У всех детей до 2 лет продольный свод стопы плоский. Такое состояние специалисты считают физиологическим.

Процесс формирования костей стопы продолжается примерно до 5 – 6-летнего возраста. Только в этот период можно говорить о наличии или отсутствии у ребенка плоскостопия – уже того самого, о котором следует беспокоиться. Именно в возрасте от 4 до 7 лет, когда не закрыты точки окостенения, легче предупредить или исправить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку и предотвратить нарушение работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника. [А.Васильева 1011, с.17]

Лечение, профилактика и коррекция плоскостопия

В быту мы часто сталкиваемся с пренебрежительным отношением к плоскостопию как заболеванию. Принято считать, что особой проблемы для здоровья в этом нет. Однако лечение плоскостопия после 6 лет-задача не из лёгких, особенно для родителей. Зачастую причины развития плоскостопия суммируются и умножаются на время.

Основной целью лечения плоскостопия является устранение болей в стопе, укрепление мышц и связок ноги и восстановление функций стопы. Существует два основных метода лечения плоскостопия: хирургическим путем (операция) и консервативным путем. Среди консервативных методов лечения плоскостопия выделяют лечебную гимнастику, массаж, ножные ванны, физиотерапию, ношение правильной ортопедической обуви или стелек. Врачи рекомендуют вкладывать детям в обувь детские ортопедические стельки. Такая детская стелька поддерживает своды стопы малыша в процессе их формирования и, как правило, пресекает возникновение плоскостопия.

Стелька-супинатор возвращает стопу ребенка в правильное положение и в течение дня работает как своеобразный тренажер мышц стопы - те мышцы, которые были до этого в гипертонусе, отдыхают, а те, которые не работали, начинают набирать форму. Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики.

Лечение плоскостопия у ребенка в самой ранней стадии заболевания, при несостоятельности связок стопы сводится к назначению покоя, временному прекращению занятий спортом. Рекомендуются массаж и теплые ножные ванны, на дно которой укладывается речная галька. Ребенку предлагают перекатывать камешки в воде ступнями.

Можно использовать массажные коврики, сшитые из плотных натуральных тканей (фланель, драп, льняное полотно). На массажном коврике должны быть обозначены четыре зоны: две активные и две пассивные. Размер каждой зоны - больше размера стопы ребёнка в 1,5 раза. На активные зоны "негусто" нашиваются пуговички разных размеров и конфигураций. Лучше использовать пуговицы, изготовленные из натуральных материалов: кость, дерево. Можно использовать и специальные резиновые массажные коврики, продающиеся в магазине. Но они довольно холодные и изготовлены из синтетических материалов, поэтому их использование менее благоприятно для здоровья ребенка. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Детям дошкольного возраста лучше носить ботиночки или туфли, хорошо фиксирующие голеностопные суставы.

Обувь должна быть на невысоком, устойчивом каблуке, обеспечивающем надежную опору пяткам. Для взрослых оптимальным будет каблук высотой 3 – 4 см, для детей – 1 – 1,5 см.

Материал каблука плотный, но не жесткий, носок обуви широкий. Подошва должна быть гибкая, эластичная, но не слишком тонкая. При этом детям нельзя донашивать обувь с чужой ноги, поскольку детская стопа, мягкая, как пластилин, очень быстро приобретет чужие дефекты. Для укрепления мышцы, поддерживающих свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт)поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. В утреннюю гимнастику для профилактики вводят ряд упражнений: ходьбу на носках, на пятках на внутренних и внешних краях стоп, подскоки, упражнение с использованием специальных устройств. Положительное влияние на укрепление свода стопы оказывают игры в волейбол, футбол.

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У УЧАЩИХСЯ

2.1. Организация исследования

Так как у нас нет плантографа, прибора для получения отпечатков стоп, мы использовали метод получения отпечатка стоп в домашних условиях по инструкции к практической работе в учебнике биологии для 8 класса (под редакцией А.Г.Драгомиров, Р.Д.Маш), а первоклассникам мы подготовили инструкцию. (Приложение 1)

2.2. Объект исследования

В качестве объекта исследования были учащиеся, 1классов и 8 классов разных лет, у которых было произведено исследование на наличие плоскостопия с выявлением его степени. Всего в исследовании участвовало 20 учеников.

2.3. Методы исследования

1. Теоретические (сравнение, анализ собранного фактического материала,)

2.Практические- эмпирические: -исследование стоп учащихся на наличие плоскостопия по методике Плантография - изучение отпечатка стопы, оставленного на бумаге. Существует и более быстрый прием определения плоскостопия. На следе центр пятки соединяют с центром третьего пальца, если полученный отрезок не пересекает след в самой узкой его части, то плоскостопия нет. (Приложение № 2)

3)Методы статистической обработки данных. (таблица)

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1.Анализ данных по обследованию учеников на наличие плоскостопия

Таблица 1. - Статистическая обработка данных по исследованию плоскостопия

Цель: научиться определять нарушения осанки простым способом.

Оборудование: ровная вертикальная поверхность (стена без плинтуса).

Встать спиной к стене (или к любой вертикальной поверхности) так, чтобы голова, плечи, ягодицы, пятки касались стены.

Попробовать просунуть кулак между поясницей и стеной, не нарушая положения тела. Если это невозможно, попытаться просунуть ладонь.

Анализ результатов. Осанка считается нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Если же между поясницей и стеной проходит кулак, осанка нарушена. Для выявления конкретного типа нарушения осанки необходимо использовать комплексную методику.

Ваш результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа 2.Выявление плоскостопия

Цель: овладеть простым способом выявления плоскостопия.

Оборудование: лист бумаги, вода или крем, карандаш или краска, линейка, транспортир.

Мокрой или смазанной кремом ногой встать на лист бумаги. Отпечаток обвести карандашом или закрасить краской.

Соединить касательной след от плюсны со следом от пятки (рис. 1, линия АК).

Найдите середину АК, равноудаленную точку от мест касания.

Проведите два отрезка, перпендикулярные к АК, восстановив их в точке касания А и в средней точке М.

Измерьте отрезки АВ и СД. Точка С лежит в том месте, где линия МД пересекает след ступни в средней части. У некоторых отрезок СД может равняться 0.

Определите процентное соотношение СД:АВ и сопоставьте свои результаты со следующими нормативами. Отношение (СД/АВ)х100% не должно превышать 33%. Более высокие результаты говорят о плоскостопии.

Ваши данные:правая нога (СД/АВ)х100% = (___/___)х100% = ___левая нога (СД/АВ)х100% = (___/___)х100% = ___


Рис. 1. Определение наличия плоскостопия

Ваш результат:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа 3.Определение уравновешенности нервных процессов

Цель: определить соотношение процессов возбуждения и торможения.

Оборудование: секундомер, испытуемый.

Испытуемый, сидя с закрытыми глазами, по команде экспериментатора начинает считать про себя три минуты (180 секунд). Экспериментатор регистрирует время по секундомеру.

Как только истекает 180 секунд, испытуемый открывает глаза. Экспериментатор отмечает истинное время по секундомеру.

Сделать вывод о соотношении процессов возбуждения и торможения у испытуемого на данный момент времени учитывая, что:

если время испытуемого оказалось меньше истинного, то у него преобладают процессы возбуждения на данный момент времени;

если время испытуемого оказалось больше истинного, то у него преобладают процессы торможения на данный момент времени;

если время испытуемого оказалось примерно равным истинному, то на данный момент времени у него процессы возбуждения и торможения уравновешены.

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель работы:научиться оценивать показатели физического развития; выявлять нарушения опорно – двигательного аппарата.

Объекты и оборудование: планка длиной не менее 2м с нанесенными на нее сантиметровыми делениями; напольные весы, два листа бумаги, карандаш, линейка, небольшая гирька.

Ход работы:

2. Измерьте свой вес - массу тела. При измерении обследуемый становится на середину площадки весов и стоит спокойно.

3. Определите индекс Кетле (весо – ростовой показатель). Для этого вес (в кг) разделите на квадрат роста (в м). Сравните полученную величину с должной по таблице. Прибавление к должной величине индекса 2 – х единиц означает избыточность массы тела, а снижение на 2 единицы – его дефицит. Сделайте вывод о гармоничности своего физического развития, т.е. соответствие массы вашего тела его длине.

4. Используя рис.1, выясните, как изменяются пропорции частей тела человека в различные возрастные периоды. С чем это связано?

6. (Выполняется дома). Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившиеся следы обведите карандашом. Высохшие отпечатки принесите в школу.

7. Измерьте с помощью линейки ширину плюсневой части отпечатка стопы (в см), а затем ширину отпечатка стопы в ее средней части. Вычислите соотношение полученных значений по формуле:

Если полученное соотношение не превышает 33%, стопа нормальная и

плоскостопия нет (рис. 3). Сделайте вывод о состоянии вашей стопы.

8 Расположите лист бумаги между книгами так, как показано на рис. 4.

Выясните, в каком из двух случаев он выдерживает вес гирьки.

Сделайте вывод о функции свода стопы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9


МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КРОВИ

ЧЕЛОВЕКА И ЛЯГУШКИ

Цель работы:выявить особенности строения форменных элементов крови человека и лягушки.

Объекты и оборудование:постоянные микропрепараты "Кровь человека", "Кровь лягушки", микроскоп.

Ход работы:

1.Подготовьте микроскоп к работе. Закрепите на предметном столике микропрепарат крови человека и рассмотрите его сначала при малом увеличении, а затем при большом увеличении микроскопа. Сравните увиденное с рис. 1. Чем окрашенный микропрепарат отличается от неокрашенного? Какие форменные элементы крови видны?

2. Найдите на микропрепарате эритроциты. Обратите внимание, что их центральная часть окрашена слабее, чем периферическая, так как содержит меньше гемоглобина. Какая функция эритроцитов связана с гемоглобином? При боковом положении эритроцитов видно, что они имеют форму двояковогнутых дисков (рис. 2).

3. Передвигая микропрепарат, найдите лейкоциты. Каковы их форма и относительные размеры? Обратите внимание на присутствие ядер в лейкоцитах (в эритроцитах человека ядра отсутствуют). Каких форменных элементов в крови человека больше? Объясните, почему.

4. Найдите на микропрепарате скопления кровяных пластинок (тромбоцитов), телец округлой, веретенообразной или неправильной форм. Их способность склеиваться обусловливает участие в свертывании крови.

5. Установите на предметном столике микропрепарат крови лягушки. Рассмотрите его сначала при малом увеличении, а затем при большом увеличении микроскопа. Найдите форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и кровяные пластинки — тромбоциты. Какие форменные элементы преобладают в крови лягушки? Объясните, почему.

6. Сравните эритроциты лягушки с эритроцитами человека. Результаты работы оформите в тетрадях в виде таблицы:

Признаки Эритроциты
Относительные меры человека лягушки
Форма
Наличие ядра в клетке
Окраска цитоплазмы
Количество в поле зрения

7. Подумайте, чья кровь — человека или лягушки — способна перенести больше кислорода за единицу времени? Объясните, почему.

8. Используя рис. 3, выясните, в чем сходство и различия эритроцитов других позвоночных животных.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.