Упражнения для тренировки нижней челюсти и губ

Упражнения на развитие артикуляции

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.

Вот простые упражнения, которые вы с ребенком можете начать делать уже сейчас. А позже, когда дети усвоят эти упражнения, мы вместе с вами научим их более сложным упражнениям.

Обратите внимание, что некоторые упражнения имеют несколько названий, но способ выполнения и цель у них одна.

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

Цель: Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удер­ живать губы и язык в заданном положении.

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

Широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно"

Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд. Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:

Ротик шире открывай —

Кушай, птенчик, не зевай!

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Как делать: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и ниж ние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Улыбается щенок, зубки напоказ.

Я бы точно так же смог. Вот смотри. Сейчас.

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губки прямо к ушкам.

Вот и наши зубки.

Наши губки улыбнулись,

прямо к ушкам потянулись.

свой заборчик покажи.

Цель: Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Хоботок слоненок тянет

И вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

Мои губы—трубочка—
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Предложите малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторите упражнение 3—4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

как делать: Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесений звука О). Удержите губы в таком положении 2—5 секунд и спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко.

Губки круглые сложи

и колечко покажи.

Цель: вырабатывать навык быстрого изменения положения губ.

Как делать: Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2—5 раз.

Как делать: Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2—5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2—5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение:

Губки в трубочку сложу я.

Потом маму поцелую.

Цель: подготовить губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б,

Как делать: Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

Что сказать, не знает!

Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение:

Рыбка ротик открывает —

Пузыри она пускает.

Цель: развивать подвижность губ, подготавливать их к произнесению звуков О, Н. ,

Злого тигра всякий знает

Тигр всех вокруг пугает.

Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Обратите внимание! Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.

Необходимым условием четкой речи является уме­ние правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Предлагаем комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти.

Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

· позевывать с открытым и закрытым ртом;

· позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

· хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

· покашливать с высунутым языком;

· имитировать полоскание горла с запрокинутой го­ловой;

· полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, со­ком с мякотью, кефиром);

· глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);

· глотать капли воды, сока.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

· запрокидывать голову с преодолением сопротивле­ния. Взрослый держит руку на затылке ребенка;

· опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;

· запрокидывать и опускать голову при сильном на­жатии подбородком на кулаки обеих рук;

· выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

7.Произносить гласные звуки [а], [э], [и], [о], [у] на твердой атаке.

9.Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Глава 3 Технологии развития фонематического слуха

У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наруше­ния фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Поэтому развитию фонемати­ческого слуха уделяется большое внимание. В исследова­ниях Н.С. Варенцовой, Г.А. Каше, Е.В. Колесниковой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, О.А. Степановой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чир- киной и др. выделяются основные задачи, стоящие при развитии фонематического слуха.

На фонетическом уровне:

1)восприятие устной речи на сенсомоторном уровне, т. е. развитие распознавания звуков речи;

2)развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука);

3)формирование слухового контроля за качеством соб­ственного произношения;

4)создание благоприятных условий для последующе­го формирования фонематических функций.

На фонологическом уровне:

1)развитие дифференциации фонем;

2)развитие фонематического анализа и синтеза.

Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию фонематического слуха у детей:

1.Развитие распознавания неречевых звуков.

2.Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

3.Формирование фонематического восприятия.

На первом этапе можно рекомендовать упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко). Далее ребенку предлагаются задания на определение количества хлоп­ков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько?) и вос­произведение неречевых звуков (хлопков, ударов, сигна­лов, звонков и т. д.) с разной силой, темпом, ритмом.

Можно предложить следующие упражнения.

Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригина­лом — картинкой.

На втором этапе вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие упражнения: ■ различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;

· отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;

· узнавание по беззвучной артикуляции гласных зву­ков. Работу начинаем с уточнения артикуляции глас­ных звуков. Гласный звук выделяем на основе зву­коподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет: (а-о-о); волк воет (у-у-у); болит зуб (о-о-о). Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыб­ку и т. д.). Сначала гласный звук в словах произно­сим с интонированием, затем с естественной артику­ляцией и интонацией;

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала.

Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал;

· определение наличия звука в звуковом, слоговом ряду;

· определение места звука в ряду (в начале, в середи­не, в конце);

· определение последовательности звуков в ряду;

· воспроизведение артикуляции и самих звуков, про­изнесенных логопедом с использованием экрана, на слух с закрытыми глазами;

· определение количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3, 4). Слова предлагаются различной слоговой структуры;

· выделить первый слог из названий картинок, запи­сать его, объединить слоги в слово или предложение и прочитать;

· определить пропущенный слог в названии картин­ки: . ва, до. га,ра. та;

· составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; ка, мар;

· повторить слово или предложение, произнесенное по слогам: маль-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол;

· выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов;

· по сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов;

· придумать слова с двумя или тремя слогами;

· придумать слово с определенным слогом в конце сло­ва, например со слогом на;

· определить количество слогов в названиях картинок;

· поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки;

· по сюжетной картинке назвать слово из одного, двух или трех слогов;

· составить слоги из букв разрезной азбуки: са, та, ка, на и т. д.;

· изменить порядок звуков в слоге. Назвать получен­ный слот. Логопед читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Напри­мер: ку-ук, на-ан и т. д.;

· составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо-ом, ша-аш и т. д.;

· записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; оканчивающиеся гласным звуком.

Так как фонематическое восприятие — это умствен­ное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе вводятся упражнения на формирование звукового анализа и син­теза, и можно рекомендовать следующие упражнения:

· анализ прямых и обратных слогов (например, ам, ом и т. д.);

· узнавание звука на фоне слова в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции), середине и конце слова. Определение ударного гласного звука в начале слова проводится в трех вариантах: на слух, после произнесения слова ребенком, на основе слухопроизносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку);

· Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, кар­тинка с изображением астры закрывается буквой А;

· подбор названий животных, птиц, насекомых, посу­ды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т. д., кото­рые начинаются на заданный звук;

· выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука;

· по сюжетной картинке назови слова, которые начи­наются с данного звука;

· отгадывание загадок и называние первых звуков в словах;

· определение последнего согласного в слове. Слова предъявляются в последовательности: односложные слова без стечения согласных, которые состоят из обратного, закрытого слогов (ум, дом, кот, сок, рак);

· составить слова различной звуко-слоговой структу­ры из букв разрезной азбуки: дом, мак, сом, крот, стол, стул, волк, врач, крыша, канава, капуста;

· восполнить пропуски букв в словах (количество про­пущенных букв варьируется в зависимости от уров­ня подготовки ребенка — са..лет, с. це, соба..;

· подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3-м месте (кот, окно, мак);

· добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова (па — пар, пары, парад, паруса; ко — кот, козы, кошка, корова);

· подобрать слова на каждый звук, составляющий ис­ходные слова. Слова записываем на доске:

сок абрикос крот

сор артист краска

· преобразовать слова путем наращения звуков и букв, перестановки звуков: в начале слова: рот — крот, мех — смех, Оля — Коля, дочка —- удочка и т. д.; в кон­це слова: шар — шарф, бок — бокс, стол — столб, лис — лист, лиф — лифт; цепочка слов: жи — ежи — ужи — лужи — ложи — ножи — моржи; перестанов­ка звуков: кочка — дочка, кот — кто, роза — коза, почка — точка, дар — рад, сон — кон;

· образовать из звуков данного слова возможно боль­шее количество новых слов (машинка — Миша, мак, манка, Маша, каша, шина, шик);

· образовать цепочки слов так, чтобы каждое после­дующее слово начиналось с последнего звука преды­дущего;

· составить графическую схему предложения и слова:


· вписать буквы в кружки (5 кружков). Дети вписы­вают в данные кружки третью букву следующих слов: рак, санки, спинка, нога, трава. Дети называют полу­чившееся слово (книга);

· разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их назва­нии: дом, забор, марка, палка, сыр, море, мак, стол, парк, полка, дрова;

· отделение слов от псевдослов. Дается ряд карточек: на одних написаны слова (например, пар, бык, блин, стол. ), на других псевдослова, т. е. бессмысленные буквосочетания (например, бен, пак, пун, плям. ). Нужно карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами — в другую. Это упражнение по­могает сочетать побуквенный анализ слова с его смыс­ловой оценкой;

Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 1565 ;

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Пырлик Татьяна ВалерьевнаНаписать 388 01.04.2018

Номер материала: ДБ-1386522

  • Логопедия, Дефектология
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    01.04.2018 145
    01.04.2018 554
    01.04.2018 901
    01.04.2018 120
    01.04.2018 108
    01.04.2018 162
    01.04.2018 841
    01.04.2018 164

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Артикуляционные упражнения для развития подвижности нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба.

Скачать:

ВложениеРазмер
uprazhneniya_dlya_razvitiya.docx 14.03 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы.
На счет "один" - челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть возвращается на место, на "четыре" - челюсть двигается влево, на "пять" - челюсть опускается, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы смыкаются. Выполнять упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков "а" или "э" на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
6. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

10. Дразнилки.
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).

12. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии

13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба


1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки "к" ,"г", "т", "д".

7. Подражать:
- стону,
- мычанию,
- свисту.

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки "а", "э", "и", "о", "у" на твердой атаке.

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.


Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ
  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые
  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом. Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.