Тропа здоровья при плоскостопии

-также способствует формированию правильного свода стопы ребёнка.

-снимает нервное и мышечное напряжение.

Всем известно, что босохождение благоприятно действует на организм не только ребёнка, но и взрослого. Ходьба по массажным коврикам помогает тренировать мышцы стопы. У детей это способствует формированию свод стопы и профилактику плоскостопия.

Наступая на неровности, мы автоматически проводим процедуру массажа стопы, в результате которой:

-активизируются рефлексные мышцы стопы;

-происходит профилактика плоскостопия (это особо актуально для детей).

Ведь такой массаж оказывает благотворное влияние не только на формирование ножек ребёнка и опорно-двигательного аппарата, но и на центральную нервную систему, а через неё – на весь организм в целом. Поэтому он является одним из очень эффективных способов укрепления здоровья ребёнка.

Дорожка здоровья улучшает процесс кровообращения и внутренний обмен веществ, также такое воздействие помогает улучшить иммунитет и активизировать защитные силы организма, оно снимает и усталость, возникшую после физических либо умственных нагрузок. Дорожка здоровья улучшает здоровье ребёнка, позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Деткам такая конструкция будет крайне полезна, ведь она представляет собой не только средство профилактики, но и является замечательным вариантом терапии плоскостопия. Благодаря этому здоровье деток действительно значительно улучшиться.





В нашей группе массажные коврики – дорожки, используются ежедневно в целях оздоровительной работы после дневного сна, которые имеют несколько видов рельефной поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка. Во время ходьбы по этим дорожкам, дети сопровождают свои действия речью, трогают, щупают руками поверхность и детали дорожки, отмечая качество материалов, из которых они сделаны: колючие или нет, мягкие или твердые, шершавые или гладкие, что у некоторых дорожек внутри: камешки, горошек, песочек. К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. И все это происходит в игре, благодаря чему ребенок испытывает положительные эмоции.

Основой для создания послужил коврик, а также следующий материал: ткань, я использовала четырех основных цветов (желтого, красного, синего, зеленого, вырезала круги, затем сшила их и заполнила разной крупой (фасолью, гречкой, пшеном, перловкой).

Вот, что у меня получилось:


Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста 1. Роль движения в жизни человека. Можем ли мы представить себе жизнь без возможности ходить? Можем, но только в теории – по наблюдениям.

Профилактика плоскостопия в домашних условиях Профилактика плоскостопия в домашних условиях. Рекомендации для родителей. Уважаемые родители! Одним из самых распространенных заболеваний.


Профилактика плоскостопия Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Плоскостопие еще называют «болезнью.


Профилактика плоскостопия Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели. 1. Наши ножки укрепляем И по обручу шагаем. Бегаем, танцуем, Ножки тренируем. 2. Лежал ежик.

Профилактика плоскостопия на физкультурном занятии в средней группе Профилактика плоскостопия на физкультурном занятии в средней группе. Цели: укрепление свода стопы, развитие координации движений, формирование.


Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии развития, ее формирование еще не завершено, а организм отличается большой пластичностью,.


Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_profilaktika_ploskostopiya_v_detskom_sadu.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

Стопу образуют 26 костей, не считая сесамовидных, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок. Последние придают стопе довольно сложную форму, напоминающую спираль или лопасть пропеллера и обеспечивающих подвижность в трех плоскостях. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени.

Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.

Стопа у человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.

Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках.

Балансировочная функция – регуляция позы человека при движениях.

Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях.

Причины плоскостопия зависят от его этиологии. Деформация стопы может быть врожденной и приобретенной (травматической, паралитической, рахитической и статической).

Врожденное плоскостопие. По причине того, что у детей до 5–6 лет присутствуют все признаки плоской стопы, обнаружить врожденное плоскостопие ранее этого возраста бывает очень сложно. Данная патология бывает врожденной приблизительно в 3 % случаев. Она может возникнуть

из-за наследственной субтильности и недостаточности соединительной ткани.

Травматическое плоскостопие. Травмы и переломы лодыжек, голеностопного сустава, пяточной и предплюсневых костей, повреждения мягких тканей, укрепляющих своды стоп, становятся причинами травматического плоскостопия.

Паралитическое плоскостопие. Перенесенный полиомиелит может стать причиной развития паралитического плоскостопия (паралитической плоской стопы). Вследствие этого наступает паралич большеберцовых мышц и мышц стопы.

Рахитическое плоскостопие. Рахит – заболевание, нарушающее нормальное формирование костей человека, в том числе и костей стопы. Хрупкие, непрочные кости стопы и ослабленные мышцы и связки не выдерживают нагрузок тела, вследствие чего происходит деформация стопы и образование плоскостопия.

Существует масса причин, провоцирующих появление деформации стоп и ее прогрессирование. Рассмотрим более подробно самые распространенные:

Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольного учреждения и родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.

Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Стопа является опорой, фундаментом тела. Изменение формы стопы вызывает снижение ее функциональных возможностей, изменяет положение позвоночника. Причиной нарушений осанки у детей дошкольного возраста нередко является плоскостопие.

Решение задачи по проведению своевременной профилактики, снижению негативных последствий данного заболевания, является важным элементом, как сохранения функций стопы, так и всего опорно-двигательного аппарата в целом.

Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его видов и форм.

Ежегодная диагностика состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей. Осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография).

  • Созданиеполноценной физкультурно-оздоровительной среды. Предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки и т.д.).
  • Гигиена обуви и правильный ее подбор. Воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, занятиях физическими упражнениями и дают соответствующие рекомендации родителям.

Родители (законные представители) предложили помощь в изготовлении дорожек из бросового материала, сборе атрибутов (палочки, каштаны, пластиковые крышки и т.д.).

Конспект совместной деятельности педагога с детьми среднего

дошкольного возраста и родителями

  1. Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от встречи друг с другом, от совместной двигательно-игровой деятельности.
  2. Расширять у детей двигательный опыт, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость, смелость, выносливость.
  3. Развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
  4. Способствовать эмоциональному сближению родителя с ребенком.

1. Вводная часть.

Дети с родителями входят в физкультурный зал.

Инструктор по физической культуре: Добрый вечер. Предлагаю всем вместе пойти на прогулку по площадкам детского сада.

Инструктор по ф.к.: А сейчас, ребята, покажите, какие высокие деревья растут на площадках детского сада.

Дети идут на носочках, поднимают руки вверх. Мамы держат детей за поднятые руки.

Родители: Вот какие высокие деревья выросли на наших площадках.

Инструктор по ф.к.: на площадках также растут невысокие кустики. Давайте присядем и пойдем. Спинка прямая (ходьба в полуприседе).

Инструктор по ф.к.: Давайте полетаем, как птички. (Бег с перепрыгиванием

2. Основная часть Общеразвивающие упражнения в парах:

Родители стоят спиной к инструктору ф.к. – дети лицом, держась за руки.

Прыжки выполняются по показу ребенка.

Инструктор по ф.к.: По парку мы гуляли и промочили ножки. Мамочки, помогите своим детям дойти до дома.

Инструктор по ф.к.: В нашем парке много интересных дорожек, посмотрите! Вот из камушков, а вот из каштанов, а эта из мягких листиков…(ходьба по дорожкам для профилактики плоскостопия).

3. Заключительная часть.

Инструктор по ф.к.: Прогулка в парке удалась? Что вам больше всего понравилось?

Инструктор по ф.к.: Наша прогулка подошла к концу. Я предлагаю отправиться на кораблике в волшебную страну. Согласны?

Инструктор по ф.к.: Вот и закончилось наша прогулка-путешествие. Мы прибыли в детский сад. Давайте обнимем свою мамочку и пойдем в группу.

Консультация для родителей:

«Использование нестандартного оборудования

Плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении ее сводов.

Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза.

Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5% от всей врожденных дефектов стопы), рахит, заболевания нервной системы, травмы стоп неадекватная статическая нагрузка. Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.

Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела.

Профилактика плоскостопия на самых ранних этапах включает своевременное и полноценное лечение рахита, патологии центральной нервной системы, укрепление мышц и сумочно-связочного аппарата нижних конечностей при помощи гимнастики и массажа. В более позднем периоде, начиная с года, когда ребенок осваивает вертикальную позу, ходьбу, не менее важно ношение рациональной обуви.

Рациональной (ортопедически верной) для здоровых детей до трех лет является обувь, плотно обхватывающая, но не сдавливающая ногу, с жестким задником, фиксирующим пятку в верном положении, каблуком высотой 0,3-0,5 см, подошвой, дающей возможность переката. Здоровым детям до семи лет тоже необходима обувь с небольшим каблуком (до 1 см) и возможностью переката. Задник может быть мягким.

Оборудование для физкультурных уголков для профилактики плоскостопия

Примерный перечень специальных упражнений

И.П. лежа на спине:

И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые:

  1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.
  2. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы.
  3. Ноги согнуты в КС, ТБС, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
  4. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.
  5. Катание каждой стопой малого мяча.
  6. Катание стопами палки.
  7. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.

  1. Подъем на носки.
  2. Подъем на пятки
  3. Полуприседы на носках.
  4. Подъем на наружные своды стоп.
  5. И.П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.
  1. И.П. стоя на гимнастической палке. Приседы.
  2. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.
  3. Разведение пяток, И.П. Разведение носков, И.П.

Упражнения в ходьбе:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель опыта: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи опыта: 1. .

Причины плоскостопия, диагностика, профилактика, специальные упражнения, самомассаж, примерный комплекс гимнастики.

Возраст:3 года -7 летПлоскостопие у детей.

2 слайд Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением коо.

Конспект НОД "Профилактика плоскостопия в детском саду".

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способство.

В этой работе я хочу показать, как профилактику плоскостопия можно использовать для развития ребёнка в других областях образовательной деятельности.


Плоскостопие- это патология в виде уплощения сводов стоп, которое может оказаться как врожденным заболеванием, так и приобретенным. Проявившись, болезнь прогрессирует. Эффективность профилактики и лечения зависит от того, на каком этапе диагностирована проблема. Сегодня рассмотрим, какие упражнения при плоскостопии можно выполнять для того, чтобы приостановить болезнь, и излечиться.

Что собой представляет плоскостопие

Болезнь проявляется как деформация свода стопы, которая вызвана снижением тонуса мышечно-связочных структур и изменениями в форме плюсневых косточек. Это чревато нарушениями толчковой и амортизационной функций.


Виды уплощения стоп

Различают следующие виды деформаций:

  • травматическая;
  • врожденная;
  • рахитическая (у детей);
  • паралитическая;
  • статическая.

Лечебная физкультура поможет остановить дальнейшие изменения хрящевых и костных структур, и даже восстановить нормальную форму продольного и поперечного свода ног. Эффективность упражнений определяется регулярностью выполнения и техничностью.


Типы плоскостопия

  • Поперечный- как видно на фото, в этом случае деформируется сводчатый изгиб ступней, и это приводит к расхождению косточек плюсны по типу веера. Большой палец при этом отклоняется в сторону. Нагрузка на стопу обеспечивает уплотнение кожи, поэтому на поверхности ступни появляются болючие мозоли.


Важно! Данный вид заболевания составляет 56% от всех проблем со стопами.

  • Продольный- практически полное прилегание подошвы к полу при ходьбе. Этот тип зачастую проявляется до 25 лет, и ведет к удлинению ноги.
  • Смешанный- симптомы соединяются, и это выглядит как полное выравнивание нижней части стопы, что значительно усиливает нагрузку на область плюсны, от чего при ходьбе возникают отечности и боль.


Важные моменты лечебной физкультуры

  • Лечение плоскостопия гимнастикой наиболее эффективно в возрасте до 14 лет, так как у взрослых людей препятствием могут стать окостенение плюсны.
  • Регулярное выполнение физкультуры поможет значительно облегчить боли при нагрузках, и приостановит болезнь. Кроме того, спорт благотворно влияет на общий тонус мышц, и усиливает эластичность связок.
  • Восстанавливается рессорная и балансировочная функции стопы.
  • Врачи-ортопеды рекомендуют заниматься не менее 15, а в некоторых случаях 25 минут в сутки.


Комплексы упражнений при плоскостопии

Вашему вниманию эффективные упражнения против плоскостопия. Следует запастись терпением, так как терапия может занять 2-3 года, в это же время нужно заниматься самомассажем и использовать ортопедические стельки или обувь.


Первые упражнения от плоскостопия выполняются только лежа, чтобы разогреть мышцы и избежать возможных растяжений и травм. Для удобства лучше приобрести гимнастический коврик или тоненький матрас. Алгоритм действий- каждый вид упражнения выполняется 10-15 раз:

  • сядьте на пол, поочередно ноги отрывайте от земли, сгибая в колене;
  • не торопясь, сидя, тяните носочки на себя, вместе с тем разворачивая внутрь ступни;
  • оторвите от поверхности пола пятки, и попытайтесь прикоснуться к полу носками;
  • притроньтесь одной из ног поверхности другой ноги, вернитесь в исходную позу.


Данные упражнения для стоп помогут при продольно-поперечном плоскостопии, хорошенько прогреют мышцы и защитят от травм при дальнейших нагрузках.

Данный комплекс ЛФК для ступней выполняется в позиции сидя на гимнастическом коврике. Он поможет устранить уплощение сводчатого изгиба стопы:

  • согните ножки в колене, а после этого попеременно сжимайте пальцы ног;
  • расслабив мышцы, тяните носочки сначала по направлению к себе, а после- от себя;
  • слегка оторвите ножки от пола, и сводите их так, чтобы ступни соприкасались между собой;


  • станьте на коленки, упритесь носками в пол, а пятки поступательно сводите вместе и разводите врозь.

Данный комплекс упражнений при поперечном плоскостопии используется для детей дошкольного возраста, так как в процессе задействован теннисный или небольшой надувной мяч. Превратите занятие в увлекательную игру, и ваш малыш обязательно в нее втянется.

  • сидя на полу, стопами захватите мячик и приподнимите его немного вверх;
  • 10-15 раз покатайте мяч стопой от носков к пяточкам, согнув ноги в коленях;
  • выталкивайте мячик как можно дальше, удерживая его ногами на весу.

Гимнастика при плоскостопии будет эффективной только в случае выполнения упражнений с соблюдением всех рекомендаций. Движения должны быть точными и плавными, а при появлении болей в мышцах обязательно делать 10-15 минутный перерыв.


Самыми полезными упражнениями при продольном плоскостопии являются занятия со стулом и другими подручными средствами. Уже за 6-10 месяцев при регулярных тренировках у взрослых может исчезнуть деформация 1 и 2 степени. Сидя на стуле:

  • напрягите ступни и голени, аккуратно потяните носочки первым делом на себя, а после от себя;
  • большим пальчиком одной конечности проведите по голени второй;
  • одни за другими отрывайте от пола то пятки, то носки;
  • соедините ступни, и выпрямите колени, пытайтесь остаться в такой позиции минимум 10 секунд;
  • обеими ступнями выполняйте вращательные движения сначала в одну сторону, а затем в другую;
  • соедините вместе носки, при этом пяточки соединяйте и разъединяйте;
  • сидите на стуле с максимально ровной спиной, постарайтесь поднять с пола пальцами ручку или спичку;
  • катайте по полу ногами любые палки или мелкие предметы- мячики, шарики и тд.


Все упражнения довольно просты, и подойдут как для взрослых, так и для детей. Старайтесь проводить занятия в хорошо проветривающейся комнате босиком.

Для дополнительного массажа возьмите в привычку периодически ходить без обуви по неровному покрытию- камешкам, гальке, траве.

Предложенные упражнения подойдут для всех типов возрастных групп и всех деформаций стопы. Помните, что третья и вторая степень заболевания в позиции стоя прорабатывается только после разминки.

  • обопритесь руками о стену, медленно поднимитесь на носочки, после чего опуститесь вниз;
  • встаньте на наружные зоны стоп, задержитесь так на 20-30 секунд;
  • выполняйте неторопливые повороты, делая упор то на правую, то на левую ногу;
  • приседайте 15-20 раз, не отрывая пяточки от пола;
  • как можно сильнее наклоняйтесь вперед, перенося массу тела на носки;
  • ходите по комнате, делая упор на внутреннюю часть стопы.


Интересно! Наиболее эффективные физические упражнения для профилактики плоскостопия- это движения со сменой центра тяжести. Перенос нагрузки на разные зоны стопы стимулирует работу мышц и помогает укрепить связки.

ЛФК и утренняя гимнастика могут стать хорошей привычкой для людей с проблемными стопами:

  • ходите по комнате, оторвав пальцы от земли;
  • поднявшись на цыпочки, сделайте по 15-20 шагов вперед-назад;
  • на пятках пройдите из одного угла помещения в другой.


Вспомогательные методы лечения

Для того чтобы ускорить достижение положительного результата, вместе с тренировками используйте:

  • ванночки с морской солью- расслабят мышцы и нормализуют циркуляцию лимфы;
  • массаж ног- улучшит кровоток и снимет напряжение;
  • ортопедическая обувь или стельки- обеспечат поддержку стопам при ходьбе и снимут нагрузку с плюсны.


Важно! Исправление деформированных костей при регулярных тренингах произойдет только через 2-3 года, а вот через 2 месяца уйдет боль, отечность и утомляемость при ходьбе.

Плоскостопие- патология, которую можно вылечить с помощью гимнастики и массажей. В видео, приведенном ниже, вы сможете более детально изучить принципы выполнения ЛФК. Был ли у вас опыт борьбы с плоскостопием? Поделитесь самыми, на ваш взгляд, полезными упражнениями с читателями ниже в комментариях.

Видео: Упражнения для терапии и профилактики плоскостопия


Муниципальное общеобразовательное учреждение

тренажерный комплекс для профилактики плоскостопия

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Цель проекта:

- Разработка методов профилактики плоскостопия у школьников на уроках физической культуры путем использования нестандартного оборудования.

В соответствии с целью исследования в своей работе я поставила следующие

Задачи:

- Подобрать материалы и изготовить мини-тренажеры для профилактики деформации стопы и укрепления мышц голени у школьников;

- Разработать методику профилактики деформации стопы и укрепления мышц голени у школьников;

- Реализовать методику профилактики деформации стопы и голени;

- Провести среди родителей “ликбез” по профилактике и лечению плоскостопия.

Реализация проекта:

1-й этап : изучение литературных источников, наблюдение, изучение материалов медицинских осмотров с целью получения информации о состоянии здоровья школьников.

2-й этап : изготовление тренажеров и разработка методики профилактики деформации стопы и укрепления мышц голени у школьников

3-й этап : проведение специальных профилактических упражнений с учащимися на уроках физической культуры.

4-й этап : мониторинг состояния здоровья учащихся, имеющих отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата.

Ожидаемые результаты:

- Сокращение количества учащихся школы имеющих тенденции к развитию плоскостопия.

Общие представление о плоскостопии

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Основная цель начального образования - развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. в соответствии с принципом природосообразности. Примерно 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое – нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся лечению только совместными усилиями отца, матери, врача, учителя.

По данным Министерства образования РФ, от 80 до 90% поступающих в первый класс имеют те или иные отклонения физического здоровья, до45% первоклассников – с нарушениями психического развития, соматическими осложнениями, социально и педагогически запущенных. Среди детей, пришедших в первые классы, каждый третий имеет патологию позвоночника. К концу школы в выпускных классах всего лишь 4% выпускников здоровы. На состояние здоровья детей влияют социальные условия, экология, медицинское обслуживание, но свою лепту вносит и школа. За ней от 20% до 40% отрицательных влияний на здоровье. Это делает данную проблему о плоскостопии наиболее актуальной и злободневной.

Именно школа должна сформировать у детей мотивацию на хорошее здоровье, внушить им, что оно – элемент национальной культуры.

По данным ВОЗ здоровье индивидуума на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от состояния окружающей среды, 20% - влияние наследственности, 10% - здравоохранения.

Для улучшения здоровья детей нужно влиять на все четыре составляющих, основная из которых – обучение и следование принципам здорового образа жизни подрастающего поколения как носителя здоровья нации в будущем.

Плоскостопие “деформация стопы, которая заключается в уменьшении высоты её продольных сводов”. Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко влекут за собой глубокие расстройства здоровья и даже приводят к инвалидности.

Очень часто такие проблемы как нарушения осанки и походки, мышечный дисбаланс, болевые ощущения в ногах и спине появляются у детей уже при имеющемся плоскостопии, и являются одним из его последствий. Только о наличии начальной деформации стоп родители не догадываются. Тогда как благополучная, здоровая и правильно развитая стопа - это не только опора, но и надежда ребёнка на здоровье в будущем.

Помимо биологически активных точек и зон на подошвенной поверхности, связанных со всеми органами и системами, особого внимания и уважения заслуживает строение стопы. Уникальное строение человеческой стопы можно сравнить с талантливым инженерным решением при строительстве, например, моста, где все конечности учтены, размеры просчитаны, соединения деталей надёжны, запас прочности обеспечен на десятилетия – и всё это с учётом предпологаемых огромных нагрузок. Своды стопы выдерживают серьёзные испытания при самых разнообразных, и не всегда благоприятных, условиях: вес тела плюс тяжёлые сумки, неудобная обувь плюс длительная ходьба, высокий каблук плюс многочасовая статическая нагрузка, спортивные тренировки плюс повышенная влажность с перегревом, и т. п.

Надёжность сводов стопы обеспечена взаимодействием образующих их структурных единиц: костей, мышц, и связок. Своды стопы – это ни что иное, как амортизаторы, которые существенно уменьшают неблагоприятные воздействия при ходьбе или прыжках на весь организм, и на позвоночник в частности.

Благодаря сводчатому строению, эти нагрузки разумно распределяются по всей стопе в поперечном и продольном направлениях. Формирование стопы может продолжаться до 16 лет. Из этого следует, что детская стопа – “сооружение” незрелое, и для правильного развития её требуются определённые условия.

Плоскостопие, как я уже и отмечала, это деформация стопы, при которой происходит уплощение сводов (ориентир для определения продольного свода – внутренний край стопы, для поперечного – линия вдоль основания пальцев).

По характеру деформации различают 2 вида плоскостопия (или их сочетание):

уплощается поперечный свод стопы: передний отдел упирается на головки пяти плюсневых костей (в норме только на I и V)

длина стоп уменьшается

уплощение продольного свода

почти вся площадь подошвы контактирует с полом.

Приблизительно до 4-5 летнего возраста у детей в норме определяются элементы плоской стопы.

Спровоцировать же развитие плоскостопия как патологии у детей могут, прежде всего, факторы, ослабляющие мышечно-связочный аппарат стопы:

ношение неудобной обуви

травмы стопы и голеностопного сустава

некоторые врождённые состояния (косолапость)

тяжёлые инфекции (полиомиелит) и их осложнения

перенесённый в детстве рахит

Бороться уже с имеющимся плоскостопием не просто. Процесс этот и длительный, и трудоёмкий, и порой требует немалых материальных вложений. Особенно тогда, когда патологический процесс зашёл далеко.

На что же следует обратить внимание в первую очередь? Обсудим две проблемы: обувь, которую носит ребёнок, а так же упражнения, предупреждающие развитие патологии.

Ношение неправильно выбранной обуви и неуважение к ногам может спровоцировать развитие деформации стопы, особенно в периоды роста. Начиная с первых шагов ребенка, неопытные родители совершают ошибки при выборе для него обуви, заглядываясь на модные и красивые модели. Но принципы подбора оптимально подходящих вариантов для детей перекликаются с выбором обуви и для взрослых: сначала “удобно” и “качественно”, и лишь затем “модно” - иначе здоровью ног будет нанесён вред.

Учатся ходить малыши в ботиночках – важен высокий задник для фиксации голеностопного сустава, поэтому сандалики и туфельки для освоения столь хитрой науки как ходьба не подходят. Первые “домашние ботиночки” должны быть мягкие – из натуральной кожи или каблука, и иметь минимальное количество внутренних швов. В жёсткой обуви ребёнок будет чаще падать, цепляясь за незначительные препятствия из-за невозможности согнуть ножку внутри ботинка.

Ношение тесной обуви ведёт к нарушению кровоснабжения стоп, затруднённому и венозному и лимфооттоку. Необходимо обратить внимание на ножку ребёнка, снявшего обувь после прогулки: если на коже отпечатался со всеми подробностями рельеф колготок или внутренние швы ботинка – покупка была неудачной, и обувь необходимо сменить. Длительное невнимание родителей к подросшей стопе, в результате чего она продолжительное время упирается в носок обуви, приводит к деформации пальцев.

Необходимо запасать сменную обувь для ребёнка: это даёт возможность ноге отдохнуть от привычного положения, а обуви – хорошенько проветриться. Хождение во влажных туфельках или тапках – залог предстоящей встречи с грибковыми заболеваниями кожи стоп и ногтей.

Теперь обратим внимание на супинаторы – приспособление для коррекции заботе о состоянии сводов стопы. Они бывают встроены в уже готовую обувь, или специально изготавливаются и дополнительно вкладываются. При обоснованно прозвучавшем диагнозе “плоскостопие” и серьёзных деформациях стопы, а также сопутствующих этому мигренях или болях в ногах и спине, ношение супинаторов – вкладышей (ортезов) становится вещью обязательной на длительное время или навсегда.

Для плоской стопы характерно опухание продольного или поперечного вола. При этом ходьба и бег нарушаются, а в дальнейшем появляются другие неприятные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

В норме стопа опирается о землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя её часть не касается земли, что хорошо видно по отпечатку подошвы. Обычно плоскостопие в запущенных случаях сопровождается отклонением большого пальца наружу. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании её тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведёт к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов стопы.

Таким образом, основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу её естественной гибкости.

Различают врождённое и приобретённое плоскостопие. Приобретённое, в свою очередь, подразделяется на рахитическое, паралитическое, травматическое плоскостопие.

Наиболее часто встречается приобретённое плоскостопие, и в подавляющем большинстве случаев в форме статического плоскостопия. Важность борьбы с плоскостопием в детском возрасте, так как плоскостопие у взрослых образуется в результате предрасположения к нему в детском возрасте, отсутствия мер и его профилактики и своевременного лечения средствами физической культуры.

Как обнаружить плоскостопие? Учитель, может заметить какие – то отклонения в стопах ребёнка: косолапость, отклонения стоп наружу или внутрь при ходьбе или стоянии. Иногда ребёнок сам может пожаловаться на боль в икроножных мышцах, на подошве в области свода стопы. Страдающие плоскостопием ходят, развернув носки и широко расставив ноги, слегка сгибая их в коленных и тазобедренных суставах и усиленно размахивая руками; у них обычно изнашивается внутренняя сторона подошв обуви.

Для профилактики плоскостопия большое значение имеют специальные физкультурные приёмы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, подвижные игры и элементы спортивных игр – волейбола, баскетбола и т. д. Если ребёнок достаточно закален, то он может заниматься физическими упражнениями босиком. Ребёнок получит несказанное удовольствие и заодно выполнит прекрасное упражнение не только против плоскостопия, но для улучшения кровообращения в ногах.

В основе профилактики и лечения плоскостопия лежит укрепление мышц, сохраняющих свод. Рекомендуется носить удобную обувь и не допускать чрезмерных нагрузок на ноги.

Следует обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при ходьбе и в положении стоя. Ходьба с разведёнными носками перегружает край стопы и, следовательно, ведёт к её деформации. Регулярное выполнение физических упражнений благотворно сказывается и на состояние опорно-двигательного аппарата. Укрепление мышц, связок, суставов на основе общего укрепления организма способствует профилактике деформаций опорно-двигательного аппарата в целом и плоскостопия в частности.

Борьба с развивающейся нервно – мышечной недостаточностью является основным условием для успешной профилактики и лечения плоскостопия.


Гимнастический канат диаметром 5 см, длиной до 6 м. Укладывается на полу в форме неровной линии. Необходимо пройти по канату, удерживая равновесие. На канат наступать так, чтобы он располагался посередине ступни. Ступню развернуть на 45 градусов так, чтобы пятки были с внутренней стороны, а носки – с наружной.

Изготавливается из полукруглых брусков диаметром 5-7 см, длиной 50 см. Бруски прибиваются на рейки или резиновые ленты с различным интервалом. Длина тренажера 2-2,5 м. Нужно пройти по тренажеру, наступая на каждый брусок серединой ступни.


В ящик 150Х60 см и глубиной 5-8 см укладываются пластиковые бутылки различного объёма, наполненные водой и плотно закрытые. Нужно пройти по тренажеру стараясь наступить на каждую бутылку. В целях безопасности тренажер устанавливается возле гимнастической стенки или другой опоры, чтобы учащиеся могли удерживать равновесие держась рукой за опору.

В ящик 150Х60 см и глубиной 5-8 см укладываются небольшие камни диаметром 3-5 см. (гравий, галька), так, чтобы дно ящика было закрыто. Камешки должны быть без острых углов, но желательно неправильной формы. Нужно топтать камни в течение 15-20 секунд.

Кроме механического воздействия на опорно-двигательный аппарат эти

тренажеры являются еще и хорошим средством для психо-эмоциональной

разгрузки в заключительной части урока. Известно, что в подошве находятся

нервные окончания непосредственно связанные не только с корой головного

мозга, но и практически со всеми органами.

Предварительные результаты реализации проекта

Анализ результатов последнего углубленного медицинского осмотра показал, что в период с 2007 г. по 2009 г. количество учащихся, имеющих отклонения в опорно-двигательном аппарате, снизилось с 14 до 6, что составляет более 50% . Думаю, что это неплохой показатель и результат систематической, целенаправленной работы всего педагогического коллектива совместно с родителями.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.