Травмы коленного сустава у балетных










Балет – это феерия, праздник, чудо. Его можно любить или не любить, но мастерство танцоров поражает всегда и всех. То, что они делают в танце, кажется неправдоподобным, чем-то за гранью человеческих возможностей. Как может человек так высоко взлетать, так быстро вращаться, так владеть своим телом? Как они это делают?!

На самом деле, балетные танцоры – люди не совсем обычные. Вернее, совсем необычные. Танцорами становятся в раннем детстве или уже никогда. Балет для них – это вся жизнь. А в жизни кроме праздников есть еще будни, работа. Более трудолюбивых людей, чем артисты балета, трудно найти. Каждый день с самого детства по несколько часов в день интенсивных занятий приводят к тому, что у балетных танцоров формируются специфические изменения скелета. Этим изменениям подвергаются позвоночник, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы, суставы и связки стопы.

Любые физические нагрузки неизменно связаны с риском травмы. Вряд ли кому-то из танцоров удалось их избежать. Травмы случаются чаще всего, когда приходится выполнять сложные элементы без достаточной разминки и разогрева суставов. Так, при резком разгибании в поясничном отделе повреждается передняя связка позвоночника, при неразогретом коленном суставе сильный разворот стопы приводит к разрыву связок и даже переломам.

Голеностопный сустав и стопа – еще более травмоопасные части тела у танцоров. Они несут нагрузки, абсолютно неадекватные, не предусмотренные для них природой. При работе в пуантах на плюсневые кости и первый палец стопы приходится вес всего тела, да еще и многократно усиленный прыжками. Тогда как плюсневые кости человека вообще не испытывают в норме осевой нагрузки. Поэтому случаются переломы плюсневых костей, разрывы связок стопы и голеностопного сустава.

Почти у всех танцоров развивается статическое плоскостопие, артрозы тазобедренных суставов, нестабильность поясничных позвонков и грыжи межпозвоночных дисков. Успех лечения этих заболеваний зависит от того, в какой стадии оно начато. Еще эффективнее ранняя профилактика заболеваний, вызванных хронической травмой.

В клинике Проксимед проводятся все виды обследования и лечение заболеваний позвоночника и суставов. После тщательной диагностики специалисты клиники определят, какие процедуры необходимы для восстановления функции сустава. В арсенале врачей – все виды медикаментозного лечения, внутривенная лазеротерапия, физиотерапия, грязелечение, массажи, биопунктура, остеопатия, лечение с помощью ортопедических изделий. В клинике разработан ряд уникальных методик, таких как пальпаторная диагностика по акупунктурным точкам и избирательная релаксация мышц позвоночника. Методы лечения, применяемые в клинике, позволяют максимально быстро и полно восстанавливать танцоров после травм и эффективно лечить их профессиональные заболевания.



Огромный, напряженный и бесконечный труд. Ежедневное оттачивание мастерства, порой через невыносимую боль. Бессонные ночи перед премьерой. И вдруг: неудачное движение, прыжок, приземление. Балетная травма способна надолго выбить из привычного графика репетиций и даже закрыть многообещающую карьеру на любом ее этапе.

Занятия балетом начинаются еще в дошкольном возрасте. Балет для танцора - это вся его жизнь, где интенсивные занятия проводятся вне зависимости от дня недели, выходных или праздников: работоспособности артистов позавидует любой трудоголик. Однако годы тренировок могут приносить не только триумф и овации зрителей, но и проблемы со здоровьем.


Несмотря на то, что балет очень похож на спорт, между ними все же существуют некоторые различия. Важнейшими отличительными признаками опорно-двигательного аппарата балерин и балерунов являются очень высокая степень гибкости суставов и связок, что приводит к гипермобильности суставов. Большой объем активных движений в суставах способствует постоянным хроническим повреждениям. Подобные перегрузки зачастую оканчиваются нарушением функции суставов и появлением боли.

Стоит отметить, что особенности развития мышечных групп артиста состоят в том, что некоторые из них развиты сильнее, чем другие. Эти специализированные для танца мышцы необходимы для реализации разнообразных плиометрических нагрузок (прыжков, пируэтов, па). Неравномерное распределение мышечных сил приводит к нарушению динамического равновесия в напряжении и расслаблении, т. е. баланса между ними, что довольно часто сопровождается изменением стереотипа движений и появлением нежелательных последствий.

И здесь на помощь приходит кинезиотерапия или, что более привычно для нашего слуха, лечебная физкультура. При помощи грамотно составленной программы физической реабилитации танцоров, проводимой под контролем специалиста возможно устранить дисбаланс в мышечных группах и восстановить равновесные направления сил в суставах. В этом случае, даже не смотря на гипермобильность суставов, происходит возвращение к их нормальному функционированию.


Но балет - это не только прыжки. Это еще и многочисленные вращения вокруг вертикальной оси тела. Подобные нагрузки имеют название ротационных. Во время выполнения fouette огромное напряжение испытывают коленные суставы, которые по своей анатомии являются наиболее сложно устроенными во всем человеческом организме. В тот самый момент, когда мастер танца при кручении приземляется на ноги, весьма вероятно повреждение менисков и даже их разрыв. В остром периоде травмы ведущими симптомами являются боль и сильное ограничение движений. После стихания реактивных явлений определяется истинная картина травмы. В этих случаях для диагностики состояния сустава применяется артроскопия - метод, при помощи которого высокопрофессиональный врач через небольшие проколы может осмотреть сустав и даже выполнить некоторые лечебные манипуляции.


И, несомненно, классическим выразительным средством первоклассного танцора, имеющим огромный эстетический эффект, является стопа. Однако нефизиологичные положения стоп в балете очень часто приводят к различным деформациям этого чрезвычайно важного опорного элемента тела. При работе на пуантах плюсна испытывает абсолютно не предназначенные для нее природой осевые нагрузки, которые, ко всему прочему, носят хронический характер.

Предотвратить и сдержать патологический процесс, происходящий в стопах в результате профессиональной деятельности, к сожалению, не представляется возможным. Повреждающие факторы слишком велики. Но замедлить и в полной мере обеспечить хорошее функциональное состояние мышц стопы весьма вероятно. При целенаправленных занятиях и при достаточном внимании этим тренировкам на протяжении всей карьеры происходит уменьшение деформации. А работа над укреплением связок голеностопного сустава и мышц голени позволит предупредить чрезмерное скашивание носков и минимизирует риски травмы.


Также не стоит забывать про статическое плоскостопие, способное свести на нет все усилия, потраченные на установку стопы. В этом случае на помощь могут прийти давно уже известные технологии изготовления индивидуальных поддерживающих стелек. Они обладают отличным суппортивным эффектом на продольный и поперечный своды стопы и позволяют должным образом проводить коррекцию нежелательных изменений ее опорного каркаса.


Рабочий инструмент артиста балета – его тело нуждается в постоянной заботе. Правильно построенный реабилитационный процесс позволяет осуществить ее в полной мере, обеспечивая долгую и высококачественную профессиональную жизнь.

Запишитесь на консультацию ортопеда REACLINIC на нашем сайте или по телефону (812) 385-58-09.

  • 0
  • 1








Колено — самый большой сустав скелета человека, на котором держится весь вес тела. Работа танцора полностью зависит от функций колена, с его помощью исполнители поворачиваются, прыгают, делают выпады и шаги. Неравномерное развитие разных групп мышц ног приводит к смещениям в этом важном суставе, так что нет ничего удивительного в том, что травмы колена занимают долю в 20% всех жалоб танцоров.

Одна из распространенных болезней, возникающих среди детей и подростков, которые занимаются танцами с прыжками и поворотами, называется болезнь Осгуд-Шляттера . В таких танцах совершается множество резких движений с переносом веса тела на колени, в то время как сустав еще растет и формируется. Кости подростков растут быстрее, чем мускулы, что ставит строение суставов под угрозу деформации.

Нагрузка на сустав усиливается из-за интенсивных тренировок, и болезнь может усугубиться: под коленной чашечкой может образоваться припухлость. Потом может возникнуть отечность, боль вокруг колена или ощутимое натяжение мышц в бедрах. При развитии болезни начинается воспаление околокостных тканей, хрящей, надколенника, а может быть, и всех трех одновременно.

Есть универсальная формула лечения этой болезни: защита, отдых, холод, компрессы и противовоспалительные средства. При соблюдении этих мер и наблюдении у врача обострение заболевания должно пойти на спад через 12-24 месяца. Лучший метод — при первых симптомах обратиться к специалисту, который скорректирует процесс тренировок и репетиций таким образом, чтобы минимизировать опасность воспаления. В противном случае будьте готовы бросить танцы, пока боль не исчезнет.



Пателлофеморальный синдром

Неравномерное развитие мышечных групп ноги, неестественные положения ног, например, выворотность колена, — все это может привести к смещению коленной чашечки. Обычно коленная чашечка скользит вверх-вниз вдоль соединения бедренной и большеберцовой костей, а при пателлофеморальном синдроме ее движение нарушается.

Из-за увеличения двигательной нагрузки внутренняя часть коленной чашечки сильнее трется о бедренную кость, хрящевая ткань истончается, вызывая хондромаляцию. Первые признаки истончения — боль вокруг колена при прыжках, плие и после продолжительного пребывания в сидячем положении. Танцор также может столкнуться с припухлостью вокруг колена или услышать довольно громкий хруст при движениях суставов.

В этом случае поможет отдых и холод, а также не обойдется без терапевта, который должен определить причину симптомов. Нужно подробно проанализировать тренировки и репетиции танцора, чтобы понять, какие упражнения приводят к смещению и истощению хряща. Врач может предложить упражнения по укреплению групп мышц, а также растяжку, которые в комплексе скорректируют смещение и не дадут болезни развиваться.



Тендинит надколенника

Это воспаление сухожилия, соединяющего коленную чашечку и четырехглавую мышцу бедра. Во время репетиций мышцы бедра сокращаются, натягивая связку, которая из-за воспаления отекает и болит. Спасут от этого недуга отдых, холод и противовоспалительные средства — это снимет отечность и боль, а физиотерапевт поможет снять растяжение мышц и связок.

Бурсит преднаколенника



Острые травмы колена

Это результат падения или иного повреждения тканей и сустава. Они появляются внезапно и лечатся определенное количество времени, в этом их отличие от описанных выше хронических заболеваний, развивающихся постепенно и отнимающих долгое время на лечение.

Работу коленного сустава смягчают два С-образных хрящевых диска, которые носят название мениски. Это диски между бедренной и большеберцовой костями. Когда танцор приземляется после прыжка или вращает коленями, мениски могут повредиться и даже порваться. Малейший разрыв мениска вызывает боль, а серьезные разрывы могут оказаться настоящей пыткой, сопровождающейся отеком и острым воспалением. Первой помощью должны быть холод, покой и противовоспалительные, а физиотерапевт поможет с реабилитацией, хотя часто лечение невозможно без операции.



Разрыв связок

Боковая связка коленного сустава может порваться при резких поворотах, сильных вращениях и неудачных приземлениях после прыжков. Танцор сразу почувствует острую боль с внутренней стороны колена. К этой области будет больно прикасаться, движения сустава будут ограничены. Немедленно следует обеспечить суставу покой, обложить его льдом, по возможности зафиксировать ногу повыше, чтобы обеспечить отток крови и избежать отека и воспаления. Небольшие разрывы могут зажить при должном уходе и следованию указаниям физиотерапевта. Более серьезные разрывы требуют радикального лечения.

Разрыв передней крестообразной связки сопровождается отчетливым звуком, напоминающим лопающийся пузырь. Риск получения этой травмы обостряется, если вы выворачиваете коленный сустав в неестественные положения. В большинстве случаев разрыв передней крестообразной связки требует хирургического вмешательства и последующей реабилитации по восстановлению эластичности. Лечение может занять 3-4 месяца.



Колени — основная опора и важный инструмент танцоров, но это и весьма уязвимый сустав, который при любом неверном движении поджидают болезни и травмы. Важно, чтобы танцоры знали максимум информации о строении колена, принципах его функционирования и мерах предосторожности, а также первой помощи, необходимой при получении травм. Берегите свои колени и не бойтесь обращаться к врачу при малейшей боли — это может спасти вашу карьеру!

Балет — это не только овации зрителей и блеск софитов, но и ежедневный труд, который нередко становится причиной проблем со здоровьем. От чего чаще всего страдают артисты балета и какие особенности реабилитации существуют, рассказывает врач-травматолог, специалист по физической реабилитации Reaclinic в Санкт-Петербурге Антон Львович Синев.


Балет считается травматичным занятием. От каких повреждений обычно страдают балерины и как часто они приходят к вам?

— Достаточно часто. Надо отметить, что очень много зависит от педагогов и того, насколько грамотно с точки зрения нагрузок строятся занятия. У артистов балета повреждения возникают, скорее, по причине сверхнагрузки — это переломы, растяжения, вывихи.

Если говорить о локализации, то чаще всего это стопа и голеностоп. Бедро — из-за положения в сильной наружной ротации, которое не совсем характерно для здорового человека. Дальше это положение может влиять на колено и стопу.

В плане избегания травматизма балерины, действительно, очень много работают над собой, в частности контролируют вес, выполняют большой объем подготовительной подготовки.

Отмечу, что, как правило, профессионалы имеют своих личных докторов, к которым обращаются на постоянной основе.

А вы для кого-то являетесь таким врачом?

— Да, у меня есть постоянные пациентки-балерины.

Кто травмируется больше: юноши или девушки?

— Одни травмы чаще случаются у девушек, другие — у мужчин, но достоверных эпидемиологических данных о более частых травмах, в целом, у танцоров одного пола нет.

Например, у мужчин распространены травмы менисков, так как они больше выступают в основных партиях, работают на поддержке в ротации.

Что вы можете сказать о детских травмах? Ведь в балет обычно отдают очень рано.

— Да, балету учатся подростки, кому еще нет 18 лет. В их случае встречаются определенные заболевания костей и суставов. Так, например, есть пациентки со стресс-переломами. Проблемы связаны с тем, что кости девочек не выдерживают нагрузки и просто ломаются.

Кроме того, с малых лет детей начинают сильно растягивать. Те, кто имеет врожденную особенность более эластичных связок, более успешны в балете.

Надо понимать, что с самого детства суставы находятся в крайних положениях, когда бедро просто выкручивается. У обычного человека при таких условиях был бы уже перелом или вывих.

Как проходит восстановление?

— Балетные спортсмены очень тонко чувствуют все свои мышцы и связки. Наша задача — восстанавливать их после выступлений, репетиций. Если они получат тяжелую травму, то не смогут хорошо работать, или их вовсе спишут со сцены.

Чтобы они могли спокойно выступать, мы занимаемся физической реабилитацией, условно говоря, настраиваем их мышечный баланс, поддерживаем стабилизирующие суставы мышцы.

В случае балета все должно быть идеально, без малейших отклонений.


Какие методики используются для реабилитации?

— Мы можем обратиться к мягким мануальным техникам, специальному массажу, остеопатическим методикам, физиопроцедурам, тренировкам на подвесных системах. Используем балансировочные платформы, на которых пациентки чувствуют полный контроль над телом, кинезиотейпирование, позволяющее координировать баланс между мышцами.

Стоит сказать, что у тех, кто занимается балетом, есть определенные положения, которые не характерны для среднестатистического человека. Соответственно, какие-то группы мышц работают больше, какие-то — меньше.

Неравномерное распределение мышечных сил приводит к нарушению динамического равновесия в напряжении и расслаблении. Поэтому нам нужно соблюсти идеальный баланс для того, чтобы разгрузить мышцы, находящиеся под сверхнагрузкой.

По сути, артистам балета приходится регулярно проходить профилактику травматизма?

— Это постоянный процесс, да. Мы не можем выключить артиста или спортсмена из него. Все идет волнообразно: они нагружаются у себя, приходят к нам и восстанавливаются, и так — раз за разом. Всегда балансируют на тонкой грани.

Это называется предреабилитация. Реабилитация для того, чтобы избежать более серьезных видов лечения, в том числе, хирургического.

— Самая известная их болезнь — деформация 1 плюсне-фалангового сустава из-за положения пальцев. Ни один даже самый здоровый сустав колоссальной балетной нагрузки не выдержит.

И во время реабилитации мы пытаемся работать на поддержание нормального состояния этого сустава, чтобы он безотказно функционировал. Ни одна здравомыслящая балерина не согласится на операцию по исправлению этого сустава: пусть он будет деформирован, но должен быть рабочим и функциональным.

Стоит ли приносить к Вам на прием какие-то результаты исследований?

— Обычно мы назначаем сами все исследования, которые нам необходимы. Чтобы понять, нужна ли дополнительная диагностика — МРТ, рентген, КТ, артроскопия.

Последний метод диагностики эффективно использовать при сложных повреждениях внутри сустава, с его помощью можно выполнить некоторые лечебные манипуляции.

Эта часть опорно-двигательного аппарата расположена между коленным и голеностопным суставами. Она образована большеберцовой и малоберцовой костями, соединенными мощной межкостной перепонкой голени. У артистов балета голень несет большую нагрузку при исполнении прыжков и приземлений.

Мышцы голени у артистов балета развиты сильно, ибо к ним предъявляются большие требования во время исполнения как классических, так и народных танцев. На голени расположены 3 мышцы-разгибатели и 8 мышц-сгибателей: передняя большеберцовая, длинный разгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцовые мышцы, длинный сгибатель большого пальца, длинный сгибатель пальцев стопы и трехглавая мышца. Икроножная мышца с двумя головками (латеральной и медиальной) и камбаловидная мышца составляют трехглавую мышцу голени. Все три головки, соединяясь вместе в дистальном отделе, переходят в пяточное (ахиллово) сухожилие, которое прикрепляется к пяточной кости. Трехглавая мышца у артистов балета развита хорошо, так как выполняет большую нагрузку при прыжках, вставании па пальцы и полупальцы. С годами мышца приобретает силу, эластичность, развивается рабочая гипертрофия ее волокон и увеличивается ее окружность.

У артистов балета компактное вещество большеберцовой кости достигает толщины 2 см, и резко сужена костномозговая полость. Это является приспособительной реакцией (рабочей гипертрофией) в ответ на профессиональную нагрузку. Но если эта нагрузка переходит границы физиологических возможностей и становится чрезмерной в результате ежедневных прыжковых партий, нерегулярности нагрузок, порою чрезмерных, то кости голени не выдерживают этой нагрузки и начинается болезненный процесс в виде периостоза, появления зон патологической перестройки с болезненными проявлениями. Этот патологический процесс развивается по передней поверхности большсберцовой кости в связи с развитием профессиональной приспособительной рекурвации коленного сустава и голени, так что ось наибольшей нагрузки проходит через переднюю часть большеберцовой кости.

Коленный сустав — один из наиболее крупных и сложных суставов. Он относится к вращательно-блоковидным сочленениям. Образуется коленный сустав дистальным (периферическим) отделом бедренной кости с медиальным и латеральным мыщелками, проксимальным (центральным) отделом большеберцовой кости и задней суставной поверхностью надколенника. Между мыщелками бедренной кости имеется глубокая межмыщелковая ямка. Медиальный мыщелок бедренной кости более развит, что обусловливает физиологический вальгус колена 7—8°.

Мыщелки бедренной кости покрыты хрящевой гиалиновой тканью. Проксимальный конец большеберцовой кости утолщен и имеет два суставных мыщелка — медиальный и латеральный. Суставные поверхности разделены межмыщелковыми бугорками.
В коленном суставе артистов балета часто увеличены межмыщелковые бугорки большеберцовой кости, что далеко не всегда является признаком деформирующего артроза. Эти изменения усиливают скелет и являются благоприятными приспособлениями к большой нагрузке. Подобные явления гипертрофии костной ткани наблюдаются и у спортсменов. Это объясняется тем, что вовремя танцев происходят форсированные вращения голени, требующие надежной крепости как крестообразных и коллатеральных связок, так и мышц бедра.

Крепость и сила связок и мышц, окружающих коленный сустав, приобретаются в результате раннего начала занятий балетом. Исследования показывают, что окружность бедра увеличивается в течение сценической деятельности артистов балета. При снижении или прекращении творческой деятельности эта гипертрофия уменьшается, ибо в функциональной деятельности она становится менее необходимой. У артистов балета, исполняющих прыжковые партии, происходит увеличение межмыщелковых бугорков и уплощение мыщелков бедренной кости.


Капсула коленного сустава укреплена связочным аппаратом и сухожилиями мышц. С передней поверхности сустав укреплен единственным разгибателем колена — четырехглавой мышцей бедра. Сухожильное прикрепление мышцы сливается с фиброзной капсулой сустава.

Четырехглавая мышца бедра своим сухожилием прикрепляется к большеберцовой кости тремя частями. В это сухожилие вплетаются мышечные волокна прямой мышцы, промежуточной широкой мышцы и большая часть волокон медиальной и латеральной широкой мышцы бедра. Дистальные мышечные пучки обеих широких мышц своими сухожилиями не прикрепляются к надколеннику, а проходят по обе стороны его вниз в виде медиальной и латеральной поддерживающей связки надколенника.

Участок сухожилия между нижним краем надколенника и большеберцовой костью носит название связки надколенника. Ширина ее 2—3 см, толщина до 0,5 см. Проксимальная треть связки надколенника отделена от синовиальной оболочки сустава поднадколенниковым жировым телом. В результате выполнения большого количества движений за короткий период времени у артистов балета наблюдается гипертрофия жировых тел, в последующем могут наблюдаться их ущемления и хроническая травматизация.
В укреплении капсулы сустава принимает участие широкая фасция бедра, покрывающая нижние отделы четырехглавой мышцы, надколенник и фиброзную капсулу.

Укрепляющими связками капсулы сустава сзади служат косая подколенная связка, сухожилие полуперепончатой мышцы и дугообразная подколенная связка.
С внутренней стороны с капсулой тесно связаны верхняя часть большеберцовой коллатеральной связки и сухожилия полусухожильной и полуперепончатой мышц. Необходимо отметить еще роль суставной мышцы колена, пучки которой прикрепляются к проксимальному отделу капсулы сустава и натягивают кверху конец верхнего заворота синовиальной оболочки при разгибании голени.

Медиальная широкая мышца играет большую роль при внутренних повреждениях коленного сустава. Атрофия этой мышцы и снижение ее тонуса наблюдается при повторных травмах коленного сустава у артистов балета.

Между сухожилиями и фасциями, окружающими коленный сустав, располагаются синовиальные сумки и завороты. Синовиальные сумки — это полости, непостоянно встречающиеся у места прикрепления сухожилия к кости, они редко сообщаются с суставом. Завороты — это постоянно имеющиеся выпячивания капсулы сустава.

Суставная полость коленного сустава представляет собой щель, которая становится полостью тогда, когда в ней скапливается жидкость при различных патологических состояниях (кровоизлияние, синовит, гнойные воспаления и т. д.).

Капсула коленного сустава состоит из двух слоев — наружного (фиброзного) и внутреннего (синовиального). Суставная капсула имеет 9 заворотов. Синовиальная оболочка коленного сустава является важным образованием. Она не везде гладкая, образует местами складки, содержащие большое количество жира и пронизанные сетью сосудов. Синовиальная оболочка богата ворсинами, в которых заложены клетки, выделяющие муцин (слизистое белковое вещество). При усиленной работе количество ворсин увеличивается для выделения большего количества муцина.

Травмы коленного сустава – разрыв или растяжение сухожилий, переломы костей (надколенника, большой и малой берцовой кости, бедренной кости), повреждение менисков. Подобные проблемы широко распространены. Травмы часто дифференцируют по степени тяжести – от несильных повреждений тканей до раздробления костей. Получение ушибов коленного сустава обычно происходит при падениях. О травмировании колена может свидетельствовать болевой синдром, отечность тканей, а также ограниченность в подвижности. Обычно повреждение сопровождается кровоизлиянием в полость сустава. Для постановки диагноза используют следующие методы: рентген, ультразвуковая диагностика, артроскопия, компьютерная томография, МРТ. Лечение зависит от локализации и степени повреждения.

Общие сведения

Повреждения колена – занимает лидирующее место среди других травм. Такая позиция связана с особенностями нормальной анатомии (строения) и физиологии (нагрузки) коленного сустава. Большая часть травм появляется при падениях, ударах. Полученные повреждения обычно относятся к легким ушибам, поэтому лечение проводят у травматолога амбулаторно. Также часто колено травмируют спортсмены любители и профессионалы. У них характер повреждений коленного сустава гораздо серьезнее.

Менее часто фиксируют случаи получения травм колена при дорожных авариях, падениях с высоты, а также на производстве. Для больных, которые попали в подобное происшествие характерны повреждения внутри сустава. Они характеризуются тем, что нарушается целостность анатомической структуры. Облегчение симптомов и восстановление строения происходит в травматологическом отделении лечебного учреждения. Помимо травмы коленного сустава может быть и ЧМТ (черепно-мозговая травма), переломы других костей, а также разрывы органов.

Ушиб коленного сустава

Ушиб колена — это повреждение окружающих тканей (кожа, подкожная жировая клетчатка), которое не сопровождается, нарушением анатомического строения. На фоне данной травмы возникает воспаление элементов, которые находятся внутри сустава, а также кровоизлияния. Симптомы часто бывают не так ярко выражены при других повреждениях. Из-за этого диагноз ставится, когда исключают иные травмы. Признаками того, что у пострадавшего ушиб коленного сустава могут быть: ощущение боли, умеренная отечность мягких тканей, небольшой кровоподтек. При этом сохраняется опора, но человек может начать прихрамывать и незначительно ограничиваться в некоторых движениях.

Для определения болезненности проводят пальпацию в области ушиба. Ощупывание костей и связок не должно вызывать приступов боли, а также патологической подвижности. Возможно скопление жидкости, сначала это кровь, а через две, три недели — экссудат. Исключают травмирование структур колена с помощью рентгена. Также используют такие методы исследования, как МРТ, компьютерная томография, ультразвуковая диагностика и артроскопия. Помощь при ушибе колена оказывают в травмпункте. При наличии синовита или крови внутри сустава проводят пункцию. Если у больного легкий ушиб, то основные действия направлены на сохранение покоя. А вот при тяжелых, травматолог накладывает гипс на 2 — 3 недели. Первые два дня рекомендуется прикладывать что-то холодное к месту ушиба, а с третьего дня назначают УВЧ-терапию. Пациент должен посещать врача в назначенное время и следовать его указаниям. При наличие показаний проводят повторный артроцентез. При ушибе коленного сустава нетрудоспособность составляет 2 — 4 недели.

Повреждение связок

В образовании коленного сустава берет участие медиальная и латеральная коллатеральная связка, передняя и задняя крестообразная связка (ПКС, ЗКС). Все травмы данных структур можно разделить на частичные и полные. Поставить предварительный диагноз можно с помощью исследования биомеханических процессов. Болевые ощущения при супинации (выворачивании голени на внешнюю сторону) свидетельствует о повреждении медиальной коллатеральной связки. Если у пациента проблемы с пронацией (подворачивание на внутреннюю сторону), то возможно травмирование латеральной коллатеральной связки.

Повреждения ПКС и ЗКС обычно возникают после прямых ударов, гиперэкстензии (перерастяжение), развороте бедра при фиксированной голени. Такие травмы характерны для спортсменов (баскетболистов, борцов, легкоатлетов). К другим причинам, из-за которых может манифестировать растяжение или разрыв связок — неосторожность в быте, дорожные происшествия, падения с высоты. Во время получения повреждения возникает острая боль.

Разрыв ПКС сопровождается щелчком, чего нет с ЗПС. При подобных травмах наблюдается нестабильность коленного сустава, чувство смещения при ходьбе. При визуальной оценке состояния пациента наблюдается отечность мягких тканей в области колена, кровоизлияние внутрь сустава. Последний симптом может отсутствовать при разрыве задней крестообразной связки. Причина в том, что возможно повреждение смежных структур — задней части капсулы коленного сустава. Из-за этого кровь попадает сначала в подколенную ямку, а потом в пространство между фасциями. При пальпации у больного ярко выражен болевой синдром.

Травмирование медиальной и латеральной коллатеральной связки сопровождается аномальной подвижностью голени в бок, а для ПКС и ЗКС характерно смещение в виде “выдвижного ящика”. Во время острой фазы больному назначают местное обезболивание. Когда пропадает ощущение ярко выраженной боли, сохраняется нестабильность коленного сустава. С целью избегания патологических смещений во время ходьбы, ногу нужно перематывать эластическим бинтом. С течением времени наблюдается постепенное уменьшение мышечной массы за счет атрофии, а также симптомы посттравматического артроза.

При проведении рентгенографии колена наблюдается сужение суставной щели. С помощью МРТ можно узнать о состоянии связок. Лучше всего проводить диагностику путем такой процедуры, как артроскопия. Это малоинвазивный диагностический метод для визуализации структур на экране монитора. Кроме диагностики, артроскопию используют также с целью восстановления целостности связок. Надрывы устраняют путем консервативного лечения. Также проводят артроцентез и накладывают гипс на четыре недели. После врач может назначить лечебную физкультуру и массаж. Если произошел разрыв связок, то его устраняют с помощью операции (сшивание, пластика). Во время реабилитационного периода назначают ряд физиотерапевтических процедур для скорейшего восстановления.

Разрыв соединительной ткани квадрипцеса и части надколенника (собственной связки) может возникать при сильном ударе, а также при одновременном перенапряжении мышц бедра и резком сгибании голени. При травмировании манифестирует резкая и интенсивная боль, нарушается походка (нога рефлекторно подгибается). В полость сустава кровь не попадает. Ощупывание поврежденного участка сопровождается повышенной болезненностью, отсутствует смещение и боль в костях.

Повреждения менисков

Травмирование менисков – одна из популярных проблем с коленным суставом, которая проявляется с большей частотой у спортсменов (футболистов, баскетболистов, легкоатлетов, лыжников). Данная травма не менее часто встречается у людей, которые занимаются танцами, тяжелой работой и артистов. Без предварительного механического воздействия, повреждение менисков может возникать и при артрозе коленного сустава. Характер травм варьируется от небольших надрывов до полных разрывов. Часто повреждение менисков сочетается с травмированием других структур колена.

При диагностике не используют рентген (только с целью исключения других повреждений). В основном назначают артроскопию или МРТ. Редко проводят ультразвуковую диагностику коленного сустава. Лечение назначают исходя из результатов обследования. Небольшие надрывы устраняются с помощью терапии. Более серьезные повреждения устраняются только путем оперативного вмешательства. В качестве возможных операций может быть: сшивание, резекция или полное удаление менисков. Последние проводится редко, из-за повышенного риска возникновения артроза.

Переломы в области коленного сустава

Нарушение целостности надколенника возможно при повреждении передней части колена. При этом возникает острый болевой синдром, проблемы со сгибанием ноги, отечность мягких тканей, кровоизлияние в середину сустава. Диагностика проводится с помощью рентгена колена. Если перелом надколенника без смещения, то лечение консервативное. Ногу иммобилизуют на 6 — 8 недель. При наличии смещения проводят хирургическое вмешательство. Во время реабилитационного периода назначают лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры, массажи, обезболивание. Полное восстановление наблюдается в течение 2 — 3 месяцев.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.